Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие предварительного расследования, его формы и задачи 4

Глава 2. Дознание как форма предварительного расслеования_________ 7

Глава 3. Окончание предварительного расследования_______________ 18

3.1. Окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения_________________________________________________ 18

3.2. Обвинительное заключение________________________________ 21

Заключение____________________________________________________ 25

Список использованной литературы и источников_________________ 26

Введение

В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы невозможно без производства предварительного расследования. Для того чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его неуклонение от следствия и суда и т. д. Все эти действия составляют содержание второй стадии уголовного процесса — предварительного расследования, которая является обязательной в установленных законом случаях.

Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения и привлечения в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Важным этапом предварительного расследования является привлечение лица в качестве обвиняемого. В отношении акта привлечения в качестве обвиняемого действуют основные положения, прямо вытекающие из текста и смысла закона:

В данной работе более подробно будут рассмотрены вопросы, связанные с окончанием предварительного расследования.

Глава 1. Понятие предварительного расследования, его формы и задачи

Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда.

Оно является частью досудебного производства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждение уголовного дела.

Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел и является основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.

Предварительное расследование осуществляется следователями, органами дознания и дознавателями, что служит важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Предварительное расследование составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

Задачами предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.[1]

Раскрытие преступления представляет собой протяженный во времени процесс установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Преступление считается раскрытым полно, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК. Непременным условием полноты раскрытия преступления является необходимая и достаточная совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и другие обстоятельства. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания.

Преступление считается раскрытым быстро, если оно завершается в установленные законом сроки.

Раскрытым преступление считается тогда, когда обвинительный приговор вступил в законную силу.

Изобличение виновных предусматривает доказывание вины лиц, действительно совершивших преступление. Оно одновременно создает условия для того, чтобы к уголовной ответственности не были привлечены невиновные.

Дознание - предварительное расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК). Оно может производиться органом дознания (п.1 ч.2 ст.40 УПК), а также следователем (п.7 ч.3 ст.151 УПК).

Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки.

Другой вид дознания — по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В этом случае дознание представляет собой расследование дела в полном объеме.

В соответствии со ст. 150 УПК РФ орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

При производстве по таким делам орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;

2). При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.[2]

Дознание по данной категории должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая время составления обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен не более чем на один месяц прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания. В исключительных случаях дальнейшее продление срока дознания может производиться по правилам, установленным для предварительного следствия.

Материалы дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, являются основанием для рассмотрения этих дел в суде.

Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность - раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.

Глава 2. Дознание как форма предварительного расслеования

Дознание — это деятельность специально на то уполномоченных административных органов государства, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск и изобличение виновных, осуществляемая в установленном законом порядке.[3]

В соответствии со ст. 40 УПК органами дознания являются:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

4) таможенные органы Российской Федерации — по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей.[4]

Закон возложил на органы дознания осуществление следующих уголовно-процессуальных функций:

а) рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;

б) дознание;

в) досудебную подготовку материалов в протокольной форме;

г) производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;

д) оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

Процессуальная деятельность указанных органов заключается в производстве предварительного расследования в форме дознания. Однако для всех органов дознания, кроме милиции и Федеральных органов налоговой полиции, эта деятельность не является их основной функцией.

Все органы дознания действуют в пределах своей компетенции и обладают равными процессуальными полномочиями.

Основное место среди этих органов принадлежит милиции. На нее возложена обязанность принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и решать возникшие по ним вопросы в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Надзор за деятельностью милиции как органа дознания осуществляет территориальная прокуратура.

Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений вправе возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и проводить дознание в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Для непосредственного производства дознания командир части своим приказом сроком на два года назначает дознавателей из числа наиболее подготовленных для этого офицеров. Производство по конкретному делу поручается органом дознания одному из назначенных таким приказом лиц.[5]

Права и обязанности органов дознания и дознавателей в Вооруженных Силах определены уголовно-процессуальным законом, а также специальной Инструкцией.

Органы Федеральной службы безопасности обладают функциями дознания по делам об особо опасных государственных и иных преступлениях. Вся тяжесть расследования преступлений, отнесенных к компетенции органов Федеральной службы безопасности, лежит на следователях этих органов. Существенную помощь в расследовании оказывают оперативные отделы, действующие как органы дознания.

Начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов действуют как органы дознания по делам о преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудового учреждения, следственного изолятора лицами, отбывающими наказание, и иными лицами. Они также являются органами по делам о преступлениях против порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений.[6]

Основная задача исправительно-трудовых учреждений — исправить и перевоспитать осужденных на основе приобщения их к общественно-полезному труду. Дознание здесь является важным средством укрепления дисциплины и порядка. Оно производится самим начальником исправительно-трудового учреждения или по его письменному распоряжению одним из лиц начальствующего состава.

Руководство и надзор за дознанием осуществляет прокурор, надзирающий за соблюдением законности в местах лишения свободы, а в случае, если дело подсудно военному суду, — военный прокурор.

Органы государственного пожарного надзора являются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил.

К ним относятся: Главное управление государственной противопожарной службы МВД РФ, Управления (отделы) государственной противопожарной службы МВД субъектов Российской Федерации, подразделения государственной противопожарной службы городских, районных управлений, отделов внутренних дел, транспортных органов внутренних дел. Если в районах внутренних дел нет указанных подразделений, то полномочиями органа дознания обладают инспектора по пожарному надзору.

Главной задачей этих учреждений является пожарная охрана государственного и общественного имущества и личного имущества граждан, предупреждение и ликвидация пожаров. Дознание является дополнительным средством к разрешению этой задачи.

Оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации пользуются правами органов дознания по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Надзор за производством дознания осуществляется военной прокуратурой Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных на судне в момент плаваний. Дознание проводят они лично или поручают его одному из своих помощников либо другому лицу из числа начальствующего состава экипажа судна.

Капитан вправе в особом помещении задержать лиц, поведение которых угрожает безопасности судна или другим находящимся на нем лицам и имуществу. При совершении на судне преступления капитан обязан пресечь преступнику возможность скрыться, задержать его и передать надлежащим властям в первом российском порту захода или же встретившемуся в море российскому военному кораблю.[7]

Надзор за производством дознания осуществляется прокуратурой по месту приписки судна.

Начальники зимовок являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. При наличии такой связи преступления расследуют соответствующие территориальные органы.

Главное управление налоговых расследований является органом дознания по делам о налоговых преступлениях (ст. 10 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции").

Правами органов дознания обладают Департамент налоговой полиции РФ, Департамент управления налоговой полиции субъектов РФ, органы налоговой полиции городов, районов Санкт-Петербурга, округов Москвы, межрайонные отделы управлений, отделы департамента налоговой полиции.

Таможенные органы РФ обладают полномочиями органов дознания по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных платежей.

В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ органами дознания являются Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.

Достижение целей, стоящих перед предварительным расследованием, требует, чтобы оно подчинялось законодательно закрепленным правилам, соблюдение которых обязательно при производстве по каждому уголовному делу, независимо ни от фактических обстоятельств, ни от других характеристик. Согласно гл. 21 УПК эти правила называются общими условиями предварительного следствия. Поскольку нормы этой главы относятся и к дознанию, есть все основания вести речь об общих условиях производства предварительного следствия и дознания.[8]

Общие условия предварительного следствия и дознания — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 УПК) правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанные на принципах уголовного процесса и выражающие собой наиболее важные и специфические черты этой самостоятельной стадии уголовного процесса. Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного следствия и дознания и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

В соответствии с гл. 21 УПК можно выделить следующие общие условия предварительного расследования: подследственность; процессуальная самостоятельность следователя; время начала, место и сроки окончания предварительного расследования; обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела; недопустимость разглашения данных предварительного следствия; соединение и выделение уголовных дел; использование научно-технических средств при расследовании преступлений; принятие мер к выявление и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений.[9]

Подследственностъ уголовного дела — это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяются следующие признаки подследственное™: а) предметный (родовой); б) территориальный (местный); в) персональный (личный).

Предметный (родовой) признак позволяет определить подследственность в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. УПК устанавливает перечни преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания. Территориальный (местный) признак означает, что уголовное дело подследственно определенному органу дознания и предварительного следствия в пределах обслуживаемой им территории. Персональный (личный) признак определяет подследственность в зависимости от субъекта преступления (военнослужащий, несовершеннолетний и пр.). Установив, что дело ему неподследственно, следователь совершает все неотложные следственные действия и передает дело прокурору для направления его по подследственности.

Указания прокурора даются в письменной форме и обязательны для следователя. Следователь вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, не приостанавливая их исполнения. Однако при возникновении разногласий с прокурором по принципиальным вопросам, решение которых затрагивает существо расследования, следователь вправе воспользоваться правами. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или его прекращении он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При этом вышестоящий прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора либо поручает производство предварительного следствия другому следователю.

Следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных действий, о принятии розыскных мер и требовать от них содействия при выполнении следственных действий.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Дознание по этой категории дел регламентировано ст. 150 УПК. Закон устанавливает, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по обнаружению и закреплению следов преступления.

Закон перечисляет те следственные действия, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных:

осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Перечень неотложных следственных действий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, органы не вправе производить другие следственные действия. Если возникнет такая необходимость, орган дознания обязан направить дело следователю.[10]

Об обнаруженном преступлении и начатом расследовании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

В соответствии со ст. 152 УПК РФ дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела. Продлению этот срок не подлежит. Из смысла закона вытекает, что орган дознания может направить дело прокурору и раньше десятидневного срока, но при условии выполнения всех неотложных следственных действий. Прокурор также вправе дать указание органу о направлении дела следователю до истечения десятидневного срока.[11]

Согласно ст.150 УПК РФ предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам.

Таким образом, если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее десятидневного срока, то он обязан немедленно направить дело следователю.

После того, как дело передано следователю, орган дознания действует по нему в зависимости от того, чем закончилось производство неотложных следственных действии. Если в результате произведенного дознания было установлено лицо, совершившее преступление, то орган дознания вправе производить по данному делу розыскные и следственные действия только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, обнаружено не было, то орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия, уведомляя следователя об их результатах. Следственные действия и в этих случаях орган дознания может производить только по письменному поручению следователя.

Дознание по таким делам заканчивается подготовкой постановления о направлении дела следователю. В постановлении должны быть изложены установленные обстоятельства преступления, указаны выполненные неотложные следственные действия, данные о лице, совершившем преступление и основания направления дела следователю. Орган дознания не вправе приостановить или прекратить по каким-либо основаниям дела данной категории, так как его компетенция исчерпывается производством неотложных следственных действий.

В отличие от УПК РСФСР (ст.117-124), здесь дознанию придается одно значение - расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно.[12]

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается (ч.2 ст.40 УПК). Оно рассматривается как особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности. Исключительность этой деятельности состоит еще в том, что она возлагается не только на органы дознания (п.2 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК), но также:

- на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

- руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

- глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений (ст.40 ч.3 УПК).

Кодексом устанавливается, что дознание производится дознавателями (ст.5, 41 УПК).

Дознание осуществляется дознавателями не только органов дознания, но, в частности, "органов внутренних дел и иных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность" (п.1 ч.3 ст.151 УПК). Закон устанавливает, что этот вид расследования производят также дознаватели: органов налоговой полиции (п.2 ч.3 ст.151), органов пограничной службы (п.3 ч.3 ст.151), органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ (п.4 ч.3 ст.151), таможенных органов (п.5 ч.3 ст.151).[13]

Дознание осуществляют и органы дознания (п.1 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК). Очевидно, что здесь имеются в виду органы дознания должностные лица (например, командир воинской части).

Это подтверждается, в частности, тем, что компетенция между органами дознания и дознавателями в области предварительного расследования преступлений не разграничивается.

Порядок дознания - правила, по которым оно производится, его режим. Он определяется нормами, содержащимися в главах: 22. "Предварительное следствие" (ст.162-170); 24. "Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент" (ст.176-181); 25. "Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления" (ст.182-186); 26. "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний" (ст.187-194); 27. "Производство экспертизы" (ст.195-207); 28. "Приостановление и возобновление предварительного следствия" (ст.208-211); 29. "Прекращение уголовного дела" (ст.212-214).[14]

Правило о производстве дознания в установленном законом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом дознания, дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих данный вид расследования преступления. Обязательное соблюдение правил производства следственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задач уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания - раскрытие преступления - окончание дознания. В целом они составляют систему дознания.

Начало дознания состоит из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. Сюда входят:

1) возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, то есть принятие решения начать расследование, возбудить уголовное преследование;

2) решение вопроса о принятии дела к своему производству;

3) сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела;

4) направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.

Дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК), то есть оформленного в установленном законом порядке решения начать расследование, уголовное преследование. Это правило по своему значению принадлежит к основополагающим идеям уголовного судопроизводства. Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии в объективной реальности явления (события), содержащего признаки преступления, и обусловливает необходимость раскрытия его. Дознаватель и орган дознания в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждает уголовное дело при наличии повода и основания, предусмотренных ст.140 настоящего Кодекса, о чем выносит соответствующее постановление (ст.146 ч.1). Содержание постановления о возбуждении уголовного дела определяется ст.146. В нем должно быть указано: 1) время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для его возбуждения; 4) пункт, часть, статья УК РФ, по признакам которых оно возбуждается, и др.[15]

Данный процессуальный документ свидетельствует, с одной стороны, об окончании первой стадии уголовного процесса, а с другой, - о начале новой, второй стадии - предварительного расследования. Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой не только для последующих процессуальных действий, но и для производства следственных действий по собиранию и проверке доказательств. Оно обязывает орган дознания и дознавателя принять в пределах их компетенции все необходимые меры к установлению обстоятельств совершенного преступления. С рассматриваемым решением закон связывает возникновение уголовного дела (папки с документами) и начало производство по нему. Без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела производство дознания незаконно. Полученные в этом случае фактические данные признаются не имеющими юридической силы. В рассматриваемом документе решается вопрос, кто проводит дознание.

Обязанность начать дознание в день возбуждения уголовного дела диктуется задачей быстрого и полного раскрытия преступления.

Приняв решение о возбуждении уголовного дела, дознаватель должен определить, вправе ли он производить расследование, нет ли обстоятельств, препятствующих этому. Так, дознаватель не может производить дознание, если он по данному делу проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия (ст.41 ч.2 УПК). При наличии этого и других обстоятельств, устраняющих дознавателя от участия в судопроизводстве, он подлежит отводу. Обнаружение их в последующем ставит под сомнение результаты всего производства. Оно приводит к необходимости повторного проведения дознания, что, в свою очередь, ведет к напрасной трате времени и сил дознавателя и других участников процесса.

Установив отсутствие обстоятельств, исключающих возможность его участия в уголовном процессе, дознаватель принимает решение о принятии дела к своему производству. Об этом он указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК). Если дознаватель принимает уже возбужденное уголовное дело, то он выносит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему производству (ст.156 ч.2 УПК).[16]

Принятие дела к своему производству означает определение и процессуальное оформление дознавателем своего исключительного права расследовать преступление. Другие органы предварительного расследования с этого момента не имеют права производить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того, принятие дела к своему производству нужно для того, чтобы всем было ясно, кто ведет дознание, кто отвечает за законность и быстроту его производства. Наконец, оно создает надлежащие предпосылки и условия для установления действенного надзора и контроля за исполнением законов дознавателем.

Копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч.4 ст.146, ч.3 ст.156 УПК).

В тот же день о принятом решении сообщается заявителю (ч.2 ст.145, ч.4 ст.146 УПК). Форма сообщения законом не установлена. Однако в деле должна быть, по крайней мере, отметка о сделанном сообщении. Об этом может свидетельствовать копия письма, справка о состоявшемся разговоре и т.д.

При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч.2 ст.145 УПК).

О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу, в отношении которого принято данное решение (ч.4 ст.146 УПК).

В случае принятия решения, предусмотренного п.3 ч.1 настоящей статьи, орган дознания и дознаватель принимают меры по сохранению следов преступления (ч.3 ст.145).[17]

Совокупность действий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие начало дознания, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Так, если решение о расследовании принимается прокурором, то отпадает надобность в уведомлении его об обнаруженном преступлении.

Первая группа действий является подготовительной по отношению ко второй. Она обеспечивает законность принятия мер по установлению обстоятельств преступления, соблюдению прав и свобод участников уголовного процесса и граждан.

Между началом и окончанием дознания находятся следственные и иные действия и решения, направленные на собирание доказательств и установление на этой основе обстоятельств совершенного преступления, иначе - раскрытие преступления (принятие мер по установлению обстоятельств преступления).

Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение (ст.41 ч.3 УПК).

Заканчивается дознание выполнением ряда процессуальных действий, связанных с принятием решения об окончании дознания. Их совокупность и содержание зависят от вида окончания дознания.

Дознание проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.

При исчислении срока дознания не принимается во внимание тот день, в который было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела (ст.128 ч.1 УПК).

Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Порядок продления срока не определен.

Дознание по делу, по которому предварительное следствие обязательно, заканчивается подготовкой постановления о направлении дела по подследственности, т. е. следователю. Постановление выносится и в случаях, когда следователь приступает к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органом дознания всех неотложных следственных действий.

Составляет постановление дознаватель сразу же после выполнения неотложных следственных действий или по истечении десятидневного срока, а утверждает начальник органа дознания. Дело должно быть направлено следователю и в том случае, если в ходе дознания будут установлены основания для прекращения уголовного дела или для освобождения от уголовной ответственности.

 Орган дознания при наличии оснований, предусмотренных ст. 208 УПК, вправе приостановить производство по делу, о чем выносится постановление, копия которого в суточный срок направляется прокурору. Однако такое право дано ему только по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела следователю.

При наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 208 настоящего Кодекса, орган дознания вправе приостановить производство по делу, по которому предварительное следствие не обязательно.

Согласно ст. 208 предварительное следствие приостанавливается лишь тогда, когда установлено лицо, совершившее преступление, и на основании имеющихся доказательств вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Предварительное следствие приостанавливается тогда, когда факт совершения преступления не вызывает сомнения, но лицо, совершившее преступление, несмотря на все принятые меры, установить не удалось.[18]

В п. 2 ч. 1 ст. 208 имеется в виду прежде всего такой случай, когда обвиняемый скрылся от следствия (или суда). Это означает, что лицо, привлеченное в качестве обвиняемого, умышленно уклоняется от участия в деле. Для приостановления предварительного следствия по этому основанию следователь должен располагать данными о том, что обвиняемый именно скрывается от следствия. Предварительное следствие приостанавливается как тогда, когда лицо скрылось после предъявления ему обвинения, так и тогда, когда обвинение еще не было предъявлено, но следователь имел для этого основания и вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

Правила, установленные ст. 208, применяются и при производстве дознания. С учетом особенностей судопроизводства на судебных стадиях уголовного процесса ими руководствуются и суды.

Дознание по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела сразу же по выполнении неотложных следственных действий или по истечении десятидневного срока.

Если орган дознания установил основания для освобождения лица от уголовной ответственности, дело, тем не менее, направляется следователю.

Орган дознания направляет дело следователю, если вопрос о подследственности не вызывает сомнений. В случае, когда дело подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется органом дознания не следователю, а прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.

Глава 3. Окончание предварительного расследования

3.1. Окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения

Производство предварительного следствия заканчивается:

1) составлением обвинительного заключения;

2) постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

3) постановлением о прекращении дела (ст. 213 УПК). Окончанию предварительного следствия составлением обвинительного заключения должно предшествовать ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела.

Признав предварительное следствие оконченным, а собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им, что они вправе ознакомиться с материалами дела. Однако само ознакомление имеет место только в случае поступления от вышеназванных лиц устного или письменного ходатайства. Причем гражданский ответчик или его представитель знакомится лишь с теми материалами, которые относятся к заявленному иску. По ходатайству потерпевшего и его представителя должна быть воспроизведена киносъемка или звукозапись, если последние применялись при производстве следствия.[19]

Ознакомившись с материалами дела, потерпевший, его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители могут заявлять ходатайства о дополнении следствия. Если эти ходатайства могут иметь значение для дела, то они подлежат обязательному удовлетворению. В случае отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит мотивированное постановление, которое объявляется заявителю.

Об ознакомлении этих лиц с материалами дела составляется протокол, в котором отмечается, с какими именно материалами дела они ознакомились, какие ходатайства ими были заявлены (письменные ходатайства приобщаются к делу).[20]

Выполнив названные действия, следователь объявляет обвиняемому об окончании следствия, разъясняет ему, что с этого момента он имеет право на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника, а также право на заявление ходатайств о дополнении предварительного следствия (ст. 217 УПК РФ).

Если обвиняемый не выразил желания иметь защитника в этот момент, он самостоятельно знакомится со всеми материалами дела. Отказ обвиняемого от помощи защитника, как уже говорилось, должен быть добровольным.

В случаях, (1) когда обвиняемый ходатайствует о вызове защитника, (2) если защитник уже участвует в деле или (3) когда такое участие является обязательным по закону, материалы дела должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику. Отсутствие адвоката во всех этих случаях признается существенным нарушением права обвиняемого на защиту и влечет за собой возвращение дела на дополнительное следствие. Закон не ограничивает число защитников, которые могут защищать одного обвиняемого. Будучи допущенным к участию в деле, защитник получает право иметь свидание  наедине  с  обвиняемым,  знакомиться  с  материалами  дела  и выписывать из него необходимые сведения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, отводы, приносить жалобы на действия следователя, прокурора, представлять различного рода справки, характеристики и иные письменные документы. При дополнении следствия защитник имеет право присутствовать при производстве следственных действий, выполняемых по ходатайствам, заявленным обвиняемым и самим защитником.

Если обвиняемый просит в качестве защитника привлечь определенного адвоката, следователь обязан отложить выполнение этого действия до явки названного защитника. Однако отсрочка не должна превышать пяти дней. Если защитник, избранный обвиняемым, не может явиться в указанный срок, следователь принимает меры для вызова другого защитника.[21]

Однако замена защитника на этом этапе расследования без согласования с обвиняемым влечет за собой существенное нарушение его прав, что влияет на законность постановленного приговора по делу.

Все материалы дела предъявляются обвиняемому и его защитнику в подшитом и пронумерованном виде. Они могут знакомиться с делом по желанию обвиняемого вместе или раздельно. Если при производстве следствия применялась киносъемка или звукозапись, то она воспроизводится.

При наличии в деле нескольких обвиняемых каждому из них предъявляются все материалы.

Обвиняемый и его защитник, знакомясь со всеми материалами дела, вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме. Защитник вправе при этом снимать копии с имеющихся в деле документов средствами и способами, не нарушающими их сохранности. При этом если сведения, имеющиеся в деле, содержат государственную тайну, следователь обязан принять меры к их неразглашению, отобрав соответствующую подписку от защитника.

Срок, в течение которого они вправе знакомиться с материалами дела, законом не ограничен. Однако, если обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, следователь вправе установить определенный срок для такого ознакомления. По этому вопросу следователем составляется мотивированное постановление, которое должно быть утверждено прокурором.

Ознакомив обвиняемого и его защитника с материалами дела, следователь заносит в протокол их ходатайства о дополнении следствия. Письменные ходатайства обвиняемого или его защитника приобщаются к делу. По каждому ходатайству следователь принимает решение.

Признав, что ходатайство подлежит удовлетворению, следователь производит все необходимые действия как по просьбе обвиняемого или защитника, так и по своей инициативе. Выполнив эти действия, следователь вновь предъявляет все дело для ознакомления обвиняемому и его защитнику. При наличии нескольких обвиняемых следователь делает это в отношении каждого из них.

По предъявлении материалов дела следователь составляет протокол, в котором указывает, что обвиняемому было объявлено об окончании предварительного следствия, разъяснены его права, какие именно материалы (количество томов и листов) были предъявлены для ознакомления, где и в течение какого времени происходило ознакомление с делом. Протокол подписывается следователем, обвиняемым и защитником, если он участвовал в деле. При наличии нескольких обвиняемых в отношении каждого из них составляется отдельный протокол. Если обвиняемый не пожелает знакомиться с делом или отказывается подписать протокол, то об этом указывается в протоколе и излагаются мотивы отказа, если они известны. Отказ обвиняемого от ознакомления с материалами дела и подписания протокола не служит препятствием для направления дела в суд.

После составления протокола об окончании предарительного следствия и о предъявлении обвиняемому и его защитнику материалов дела следователь не вправе проводить какие-либо действия, направленные на собирание доказательств.

По делам о преступлениях, которые могут рассматриваться судом присяжных, обвиняемому в присутствии защитника разъясняется его право выбора суда присяжных либо отказа от такового. Решение обвиняемого по этому вопросу закрепляется в отдельном протоколе, который должен быть подписан как следователем, так и обвиняемым. Особая процедура фиксации позиции обвиняемого обусловлена тем, что сделанный им выбор при отказе от суда присяжных является окончательным и не подлежит пересмотру при дальнейшем производстве по делу.[22]

3.2. Обвинительное заключение

Деятельность следователя завершается составлением обвинительного заключения. В этом процессуальном акте формулируются сущность дела и обвинение, вывод следователя о совершении обвиняемым определенного преступления и о необходимости направления дела в суд.

Обвинительное заключение имеет важное юридическое значение. Оно определяет пределы судебного разбирательства как в отношении лиц, так и в отношении предмета обвинения. Этот акт позволяет обвиняемому своевременно подготовиться к участию в судебном разбирательстве. Его значение состоит и в том, что оно систематизирует все материалы предварительного расследования и определяет пределы судебного разбирательства. Оглашение в начале судебного следствия обвинительного заключения или его резолютивной части позволяет составу суда, участникам процесса, а также лицам, присутствующим на судебном разбирательстве, уяснить сущность выдвинутого обвинения, которое будет предметом судебного разбирательства.

Обвинительное заключение состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В вводной части называются номер уголовного дела, фамилия, имя, отчество обвиняемого (обвиняемых), статья (статьи) уголовного закона, по которым квалифицируются его действия.

В описательной части излагается сущность дела: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства; сведения о потерпевшем; доказательства, которые подтверждают наличие преступления и совершение его обвиняемым; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность обвиняемого, доводы, приведенные обвиняемым в свою защиту, и результаты их проверки. Изложение всех обстоятельств дела подкрепляется ссылкой на соответствующие листы дела.

Описательная часть обвинительного заключения должна быть конкретной; участие каждого обвиняемого в совершении преступления должно быть индивидуализировано.

Если лицу предъявлено обвинение в совершении нескольких преступлений, подпадающих под действие разных статей уголовного закона, то в обвинительном заключении должно быть указано, какие конкретно действия вменяются этому лицу по каждой из статей.

При совершении преступления несколькими лицами обстоятельства дела должны быть изложены таким образом, чтобы было видно, какие конкретно действия и по какой статье уголовного закона вменяются каждому из них.

Формулировка обвинения в обвинительном заключении не может существенно отличаться от предъявленного обвинения и ухудшать положение обвиняемого или нарушать его право на защиту. Существенно отличающимся обвинением считается всякое иное изменение его формулировки (вменение иных деяний вместо ранее предъявленных, вменение преступления, отличающегося от предъявленного формой вины, объектом посягательства и др.), если при этом нарушено право обвиняемого на защиту. Более тяжким признается обвинение, когда: применяется другая норма уголовного закона (статья, часть статьи, пункт), санкция которой предусматривает более строгое наказание; в обвинение включаются дополнительные, не вмененные обвиняемому факты (эпизоды), влекущие изменение квалификации преступления на закон, предусматривающий более строгое наказание либо увеличивающий фактический объем обвинения, хотя и не изменяющие юридической оценки содеянного.[23]

В том случае когда обвиняемый полностью признал себя виновным, его показания должны быть подтверждены другими собранными по делу доказательствами.

Если обвиняемый оспаривает предъявленное обвинение, отрицает свою вину в совершении преступления, в описательной части должны быть приведены доказательства, опровергающие эти показания и подтверждающие правильность выводов следователя.

Описательная часть обвинительного заключения составляется одним из трех способов. Хронологический способ применяется тогда, когда имеющиеся доказательства позволяют излагать обстоятельства совершенного преступления в той последовательности, в какой они установлены следствием. Систематический способ состоит в изложении обстоятельств совершения преступления в той последовательности, в какой они произошли в действительности. Смешанный способ применяется по наиболее сложным, обычно по многоэпизодным делам и сочетает в себе хронологический и систематический методы изложения.

В резолютивной части обвинительного заключения приводятся подробные сведения о личности обвиняемого и излагается формулировка обвинения с указанием статьи или статей уголовного закона, предусматривающих данное преступление.

Резолютивная часть должна вытекать из описательной части обвинительного заключения и содержать выводы, логически следующие из нее.

Формулировка обвинения излагается в ней путем краткого описания преступления, вменяемого обвиняемому, с указанием времени, места, способа и мотивов его совершения и других обстоятельств. В обвинительном заключении должна быть точно указана квалификация преступления по соответствующей статье (части, пункту) уголовного закона. По групповому преступлению это требование касается каждого обвиняемого.

В резолютивной части указывается тот суд, в который направляется дело для рассмотрения.

К обвинительному заключению прилагается список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, с указанием их местожительства или местонахождения, а также справка о сроках следствия, о мере пресечения с указанием времени содержания под стражей, о вещественных доказательствах, о гражданском иске, о мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, а также о судебных издержках.

После подписания обвинительного заключения следователь немедленно направляет дело прокурору (ст. 207 УПК).[24]

Принудительные меры медицинского характера относятся к иным мерам уголовно-правового характера за совершение преступного деяния. Субъектом применения таких мер является физическое лицо, достигшее возраста уголовно-правового воздействия, однако это лицо является невменяемым в силу имеющегося у него психического заболевания. Это физическое лицо является специальным субъектом, к которому и применяются специальные меры уголовно-правового воздействия в силу общественной опасности совершенного им деяния, которое объясняется характером имеющегося у него психического заболевания.

Принудительные меры медицинского характера применяются:

- к лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, в состоянии невменяемости;

- лицам, у которых психическое расстройство наступило после совершения преступления, и это обстоятельство не дает возможности назначить им наказание;

- лицам, у которых психическое расстройство наступило во время отбывания наказания.

Следует иметь в виду, что принудительные меры медицинского характера применяются не к любому лицу, у которого наступило психическое расстройство, а только в отношении тех лиц, которые совершают деяние, подпадающие под действие статей Особенной части УК РФ и когда само психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда.

Правила применения принудительных мер медицинского характера, не применяются к лицам, нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании и лицам, совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости. К ним применяются принудительные меры медицинского характера наряду с назначением наказания, поскольку они подлежат уголовной ответственности, и их применение предусмотрено в порядке исполнения приговора.

В соответствии со ст.150 УПК Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст. 434 УПК РФ производится дознание, по остальным делам - предварительное следствие. При необходимости применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, указанных в ч.1 ст.433 УПК производство предварительного следствия обязательно.

При производстве предварительного следствия по делу о применении принудительных мер медицинского характера, как и по любому другому делу, подлежит доказыванию время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния; совершено ли деяние, запрещенное законом, данным лицом; характер и размер вреда, причиненного деянием. При этом указанные обстоятельства могут устанавливаться только с помощью доказательств, признанных таковыми уголовно-процессуальным законом (ст.74 УПК). Органами предварительного расследования могут производиться допросы свидетелей, потерпевших, у подозреваемого в совершении деяния лица может изыматься одежда, в отношении него может быть произведено медицинское освидетельствование, назначена судебно-медицинская экспертиза и т.д.

Заключение

Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы - органы предварительного расследования.

Предварительное расследование — это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.

Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия или дознания.

Основным видом предварительного расследования является предварительное следствие, осуществляемое специально созданными для этого вида деятельности органами.

Под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать виды предварительного расследования, производимого уполномоченными на то законом должностными лицами и органами и состоящие:

1) в совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, по которым проводится предварительное следствие;

2) в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Таким образом в работе раскрыты и исследованы следующие вопросы, связанные:

с прекращением уголовного дела;

с подготовкой передачи уголовного дела в суд с обвинительным заключением;

с подготовкой передачи уголовного в суд с постановлением о направление уголовного дела для применения принудительных мер медицинского характера.

Список использованной литературы и источников

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г.)

3.     Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под общей ред. В.И.Радченко) 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2004

4.     Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. М., 2004. С. 395.

5.     Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2004. С. 616.

6.     Морщакова Т.Г. Общие проблемы судебной власти // Сб.: Судебная реформа и становление правового государства в Российской Федерации. М., 2003. С.65.

7.     Давлетов А.А. Подозрение и защита: Учебно-практическое пособие. Екатеринбург, 1997. С.20.

8.     Солтанович А.В. Право подозреваемого на защиту в уголовном процессе Республики Беларусь: Дисс. : канд. юрид. наук. Минск, 1992. С.47-49.

9.     Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. Ред. В.И. Радченко; под ред. В.Т. Томина. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: «Юрайт», 2000. - 760с.

10.            Большой юридический словарь // Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. -704с.

11.            Уголовно -процессуальное право: Учебник / Под общей редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ П.А. Лупинской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 591с.

12.            Уголовный процесс: Учебник. Отв. редактор профессор Лупинская П.А. М.: Юристъ, 1995. У головно-процессуальное право России. Учебник. Отв. редактор профессор Лупинская П.А. М.: Юристъ, 1999. - 521с.

13.            Учебник уголовного процесса. Отв. редактор профессор Кобликов А.С. М.: СПАРК, 1998. - 435с.

14.            Уголовный процесс. Учебник. Отв. редактор профессор Гуценко К.Ф. М.: Зерцало; ТЕИС, 1999. - 350с.

15.            Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 2000. - 460с.

16.            Кипнис Н.М. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве. М.: Юристъ, 1999. - 480с.

17.            Курс советского уголовного процесса. Общая часть. Под редакцией профессоров Бойкова А.Д. и Карпеца И.И. М.: Юр. лит., 1999. - 355с.

18.  Теория доказательств в советском уголовном процессе. Изд. 2-е исп. и доп. Отв. редактор д-р юр. наук. Жогин Н.В. М., Юр. лит., 1999. - 462с.


[1] Уголовно-процессуальное право: Учебник /Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 1997.

[2] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.

[3] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.

[4] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997

[5] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.

[6] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.

[7] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997

[8] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997

[9] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.

[10] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.

[11] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.

[12] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.

[13] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.

[14] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.

[15] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.

[16] Уголовно-процессуальное право: Учебник /Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 1997.

[17] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.

[18] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.

[19] Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 2000. - 460с.

[20] Учебник уголовного процесса. Отв. редактор профессор Кобликов А.С. М.: СПАРК, 1998. - с.188

[21] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. Ред. В.И. Радченко; под ред. В.Т. Томина. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: «Юрайт», 2000. - 760с.

[22] Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, . - с.245

[23] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. Ред. В.И. Радченко; под ред. В.Т. Томина. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: «Юрайт», 2000. - 760с.

[24] Уголовный процесс. Учебник. Отв. редактор профессор Гуценко К.Ф. М.: Зерцало; ТЕИС, 1999. - с.195