Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Позвольте представить Вам дипломную работу на тему: «Оценка инвестиционного потенциала Тюменской области»
Цель дипломной работы – оценить инвестиционную привлекательность отдельных отраслей экономики Тюменской области и всего региона в целом.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и критерии инвестиционной привлекательности отрасли.
2. Провести обзор методик оценки инвестиционной привлекательности.
3. Дать общую экономическую характеристику Тюменской области.
4. Описать инвестиционную структуру Тюменской области.
5. Оценить инвестиционный климат региона.
6. Разработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности Тюменской области.
Объектом исследования в дипломной работе выступает экономический потенциал Тюменской области. Предметом исследования – инвестиционная привлекательность экономики Тюменской области.
Под инвестиционной привлекательностью будем понимать совокупность критериев, побуждающих инвестора относиться с предпочтением к вложению капитала в данную отрасль.
Анализ инвестиционной привлекательности региона и анализ инвестиционной привлекательности отрасли экономики неразрывно связаны между собой: инвестиционная привлекательность территории может обеспечиваться только инвестиционной привлекательностью отраслей экономики, размещенных на данной территории; с другой стороны, инвестиционная привлекательность отраслей промышленности составляет инвестиционный климат территории.
В 2003 году Министерство экономического развития и торговли РФ разработало комплексную методику анализа инвестиционной привлекательности субъектов Федерации. Основной целью комплексной оценки субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики.
На демонстрационном плакате № 1 представлен перечень основных показателей оценки инвестиционной привлекательности региона.
Далее проводим анализ инвестиционной привлекательности на примере Тюменского региона.
Тюменская область – важнейшая сырьевая база России: в Тюменской области добывается более 60 % всей российской нефти и более 90 % российского газа. Основа народного хозяйства области - нефтегазодобывающий комплекс. Он дает девять десятых газа и две трети нефти страны. Заметна роль Тюменской области в общероссийском производстве электроэнергии, заготовке и переработке древесины, выпуске некоторых видов машиностроительной продукции (нефтегазопромысловое, медицинское, строительное оборудование, деревообрабатывающие станки, аккумуляторы, суда).
На мой взгляд, достоинством региона является отсутствие на значительной его части каких-либо загрязнений окружающей природной среды, что дает возможность, например, производить экологически чистые продукты питания. Исключение составляет областной центр с большими объемами выбросов автотранспортом, а также состояние отдельных рек, приносящих загрязняющие вещества из соседних регионов.
В составе валового регионального продукта в 2004 г. на долю природо-эксплуатирующих отраслей экономики приходилось 12%, Подробнее эти данные представлены на демонстрационном плакате № 2.
В динамике за 2003-2004 год доля природо-эксплуатирющих отраслей промышленности Тюменской области в региональном ВВП уменьшилась почти на 1%.
В основу хозяйства Тюменской области составляет уникальный нефтегазовый комплекс, от устойчивой работы которого во многом зависит жизнеспособность экономики всей страны.
Существует тесная взаимосвязь между социально-экономическим развитием территорий Тюменской области, российским топливно-энергетическим комплексом и всей национальной экономикой (в контексте связей с мировой энергетикой). Только в рамках всей этой совокупности взаимодействий можно, как представляется, найти пути действительного решения и проблем рассматриваемого региона и России в целом.
Описанная ситуация подтверждается данными и налоговыми поступлениями в бюджет Тюменской области на демонстрационном плакате № 3.
Доля налогов за использование природных ресурсов в консолидированном бюджете Тюменской области велика. Ее динамика за 2002-2004 год обусловлена скорее не развитием промышленности, а изменением налогового законодательства РФ.
На начало 2005 года численность постоянного населения составила 3272,2 тыс. человек, из них 49,6% составляли мужчины, 50,4% - женщины. Для области характерен высокий уровень урбанизации: на долю городского населения приходится 77%, сельского - 23%. В трудоспособном возрасте находится 67% жителей области, моложе трудоспособного – 21%, старше трудоспособного - 12%. Средний возраст жителя области - 33,7 года (по России - 37,8). На демонстрационном плакате № 4 отражена динамика трудового потенциала Тюменской области.
Тюменская область относится к числу регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью и занимает лидирующее место в России по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. На развитие экономики и социальной сферы организациями области в 2003 году было вложено 148 млрд. рублей. Наибольший объем инвестиций в основной капитал направлен в промышленность и транспорт.
На территории Тюменской области основным регулирующим законодательным актом является Закон «Об инвестиционной деятельности в Тюменской области». Данный закон определяет правовые и экономические основы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области.
Инвестиционная инфраструктура – это совокупность институциональных форм, юридических и финансовых лиц обеспечивающих инвестиционный процесс.
Банки являются наиболее значимой институциональной формой инвестиционной структуры области. На территории Тюменской области достаточно развита банковская система.
Рассмотрим конкретный пример одного из наиболее крупных банков, функционирующих на территории Тюменской области – ОАО «Тюменьэнергобанк», являющегося на сегодня наиболее крупным инвестором. На демонстрационном плакате № 5 отражены основные показатели деятельности ОАО «Тюменьэнергобанк». Основные балансовые показатели свидетельствуют, что в течение 2004 года ОАО "Тюменьэнергобанк" стабилизировал активы, нарастив их почти на 30% до 1 201 млн. руб.
ОАО "Тюменьэнергобанк" продолжает кредитование реального сектора экономики не только Тюмени, но и Челябинского, Курганского регионов. Кроме того, за истекший год банк существенно расширил кредитование реального сектора экономики на территории юга и севера Тюменской области в результате открытия дополнительных офисов в городах Ишиме и Тобольске. Кредитная деятельность банка отражена на демонстрационном плакате № 6.
Методика № 1 разработана с целью количественной оценки инвестиционного климата Тюменской области в условных единицах. Эта методика предназначена только для определения динамики процессов, происходящих в области, и для оценки влияния на отдельные факторы инвестиционного климата решений, принятых местными органами самоуправления.
На демонстрационном плакате № 7 отражена оценка факторов, формирующих уровень инвестиционного риска Тюменской. Индекс инвестиционного риска равен 1,667. Этот индекс невысок и характеризует низкий уровень инвестиционного риска.
Далее проводим расчет индекса инвестиционного потенциала Тюменской области на демонстрационном плакате № 8.
Комплексный показатель инвестиционного климата Тюменской области равен 2,5. Индекс инвестиционной привлекательности в Тюменской области намного выше, чем в Ямало- Ненецком АО, что характеризует Тюменскую область в качестве объекта для инвестиций с положительной точки зрения.
Далее проводим оценку инвестиционного потенциала при использовании рейтинговой методики. Результаты методики отражены на демонстрационном плакате № 9. Из 89 субъектов РФ Тюменская область, согласно оценкам экспертов, занимает 20 место, в то время как Ямало- Ненецкий автономный округ уже 60 место. Таким образом, данная методика показала более стабильный инвестиционный климат в Тюменской области по сравнению с Ямало- Ненецким автономным округом.
Далее проводим оценку инвестиционного потенциала при использовании комплексной методики. Данная методика является рейтинговой и используется не только отечественными, но и зарубежными аналитиками. Результаты представлены на демонстрационном плакате № 10.
Комплексная методика позволяет сделать вывод о том, что Тюменская область имеет благоприятный инвестиционный климат.
На демонстрационном плакате № 11 представлен сравнительный анализ различных методик оценки инвестиционного потенциала Тюменской области.
Все три методики дали практически одинаковые результаты, что свидетельствует о благоприятных дальнейших перспективах развития области.
Однако следует отметить, что в области есть ряд недостатков, а потому в следующем параграфе мной предложен ряд мероприятий для дальнейшего развития и укрепления инвестиционного потенциала и климата области в перспективе.
Из проведенного мной анализа вытекает, что в качестве основных направлений повышения эффективности инвестиционной деятельности, в настоящее время и в ближайшей перспективе на территории Тюменской области, можно назвать:
- улучшение воспроизводственной структуры капиталовложений, повышение удельного веса затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий за счет уменьшения удельного веса нового строительства в производственной сфере;
- усовершенствование технологической структуры капитальных вложений, увеличение в их составе удельного веса оборудования и сокращение, соответственно, строительно-монтажных работ;
- изменение отраслевой структуры капитальных вложений с точки зрения значительного повышения жизненного уровня населения, в пользу отраслей, которые вырабатывают продукты питания и предметы личного потребления (сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли, легкая и пищевая промышленность), сфера обслуживания;
- приоритетное обеспечение капитальными вложениями прогрессивных направлений научно-технического прогресса, которые способствуют снижению ресурсоемкости производства и повышению качества продукции;
- увеличение объемов капитальных вложений на строительство комфортного жилья и других объектов общественного пользования и медицинского обеспечения;
- сбалансированность инвестиционного цикла.