СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1. 3
Задание 2. 7
Задание 3. 8
Задание 4. 9
Задание 5. 10
Задание 6. 12
Список литературы.. 14
Вариант 19
Задание 1.
1. Дайте логическую характеристику следующих понятий:
а) Земля; б) амнистия, в) рекламное агентство. Произведите с этими понятиями операции определения, обобщения, ограничения (определение данных понятий проверьте по правилам логики), дополнения к классу.
Определение – логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина.
Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении:
Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойствам определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этих правила четыре:
1) Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.
Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении.
Типы ошибок:
а) широкое определение;
б) узкое определение;
в) определение в одном отношении узкое, в другом широкое.
2) Определение не должно заключать в себе круга.
Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою
очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг.
3) Определение должно быть ясным, четким.
Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в собственном определении и не содержащие двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями.
4) Определение не должно быть отрицательным.
Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.
1) Земля – третья от Солнца планета солнечной системы, обращающаяся вокруг него по эллиптической орите со скоростью 29,765 км/ч.
2) амнистия – освобождение от уголовного наказания, прекращение его отбывания или смягчение по решению главы государства или высшего представительного органа власти.
3) рекламное агентство – организация, занимающаяся производством и размещением рекламного продукта.
Ограничение – логическая операция перехода от родового понятия к видовому. При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом.
1) Земля - понятие не подлежит логической операции ограничения.
2) амнистия – амнистия заключенных тюрьмы.
3) рекламное агентство – рекламное агентство «Сибарх».
Обобщение - логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
1) Земля – планета.
2) амнистия – освобождение.
3) рекламное агентство – агентство.
Дополнением к классу А называется класс не – А, который при сложении с А образует универсальную область – 1. чтобы образовать дополнение к классу, нужно класс А исключить из универсального класса : 1 – А = не-А.
1) Земля – Венера.
2) амнистия – помилование.
3) рекламное агентство – не рекламное агентство.
Логическая характеристика понятий
Понятия делятся на следующие виды. По объему на: 1) единичные и общие; 2) собирательные и несобирательные; По содержанию на: 3) конкретные и абстрактные; 4) положительные и отрицательные; 5) безотносительные и соотносительные[1].
1) Единичные и общие:
Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным; понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим.
2) Собирательные и несобирательные:
Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому элементу, называется несобирательным.
3) Конкретные и абстрактные:
Понятие, в котором мыслится предмет или множество предметов как нечто самостоятельное существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.
4) Положительные и отрицательные:
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.
5) Безотносительные и соотносительные:
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными.
1) Земля – единичное, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
2) амнистия – общее, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
3) рекламное агентство – общее, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
4) амнистия заключенных тюрьмы – общее, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
5) рекламное агентство «Сибарх» - единичное, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
6) планета – общее, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
7) освобождение - общее, несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.
8) агентство – общее, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
9) Венера – единичное, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
10) помилование – общее, несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.
11) не рекламное агентство – общее, несобирательное, конкретное, отрицательное, безотносительное.
Задание 2.
2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения (А, Е, I, О). Укажите распределение терминов и изобразите их соотношение с помощью круговых схем Эйлера.
2.1. «Интеллектуальная собственность охраняется законом» (Конституция РФ). 2.2. «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ). 2.3. У некоторых адвокатов отсутствует в рассуждениях логика 2.4. Иногда и дурак умное слово молвит.
2.1. А – общеутвердительное суждение. «Все S суть Р». S «+» (распределен) , Р «-» (нераспределен); S – интеллектуальная собственность; то, что охраняется законом – Р.
2.2. А – общеутвердительное суждение. «Все S суть Р». S «+» (распределен) , Р «-» (нераспределен); S – каждый человек; защита права – Р.
2.3. I - частноутвердительное суждение. «Некоторые S суть Р». S «–», Р «-» адвокаты – S, люди с отсутствием логики – Р.
2.4. I - частноутвердительное суждение. «Некоторые S суть Р». S «–», Р «-» дураки – S, говорящие умные слова – Р.
В суждениях термины S и Р могут быть либо распределены, либо не распределены. Термин считается распределенным, если его объем полностью включается в объем другого термина или полностью исключается из него. Термин будет нераспределенным, если его объем частично включается в объем другого термина или частично исключается из него.
Задание 3.
3. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите с помощью символов, используя пропозициональные союзы. Составьте таблицу истинности. Если сложное суждение комбинированное, приведите его полную логическую схему.
3.1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (Всеобщая декларация прав человека). 3.2. Если в публичном обещании денежного вознаграждения или иной награды не указан их размер, он определяется по соглашению с лицом, обещавшим награду, а в случае спора - судом.
3.1. Это конъюнктивное суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и».
- связка
конъюнкции.
А |
В |
А |
И |
И |
И |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
Л |
3.2. Это условное (импликативное) суждение «если…, то».
в публичном обещании денежного вознаграждения или иной награды не указан их размер – антецедент (предшествующее)
он определяется по соглашению с лицом, обещавшим награду – консеквент (последующее)
в публичном обещании денежного вознаграждения или иной награды не указан их размер – антецедент (предшествующее)
он определяется в случае спора – судом – консеквент (последующее)
pq
p |
q |
p |
И |
И |
И |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
И |
Л |
Л |
И |
Задание 4.
4. Нарисуйте логический квадрат, напишите виды отношений между суждениями в логическом квадрате и установите истинность других суждений, если исходные суждения следующие:
А. «Ни один квадрат не есть ромб» - истинно;
Б. «Не все адвокаты владеют ораторским искусством» - истинно.
Отношения между простыми суждениями обычно рассматриваются с помощью мнемонической схемы, называемой логическим квадратом.
Его вершины символизируют простые категорические суждения – A, E, I, O.
А – Е – контрарность, I – О –
субконтрарность, А – I, Е – О – подчинитель.,
А – О, I – Е – контрдикторность.
А. «Ни один квадрат не есть ромб» - истинно;
Е – истинно
I – ложно
А – ложно
О – истинно
Б. «Не все адвокаты владеют ораторским искусством» - истинно
О – истинно
Е – ложно
А – ложно
I - истинно
Задание 5.
5. Сделайте полный разбор силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какие правила нарушены.
5.1. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен.
Ни один невиновный (М) не должен быть привлечен к уголовной ответственности. (Р)
Н (S) не виновен (М)
_________________________________________
Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности
S – Р
Фигура силлогизма – его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.
Это I фигура силлогизма. Схемы силлогистических умозаключений, отличающиеся качественно-количественными характеристиками входящих в их состав суждений, называются модусами силлогизма. I фигура имеет правильные модусы: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО.
ЕАЕ – модус. Суждение верно.
5.2. Всем работникам нашего института предоставляются выходные дни, а вахтерам не предоставляются. Значит, вахтеры не являются работниками нашего института.
Всем работникам нашего института (Р) предоставляются выходные дни (М)
вахтерам (S) не предоставляются (М).
________________________________________
Значит, вахтеры не являются работниками нашего института.
S – Р
II фигура имеет правильные модусы АЕЕ, АОО, ЕАЕ, ЕIО.
Модус- АЕЕ. Суждение верно.
Задание 6.
6. Приведите логическую схему, установите истинность и
логическую корректность следующих умозаключений. В индуктивных
умозаключениях определите степень вероятности логического вывода.
6.1 Если верить свидетелю Н., то обвиняемый был в 11 часов 25 августа 2003г в Москве на Арбате. Если верить тому же свидетелю, то обвиняемый находился днем 25 августа в Хабаровске. Но либо обвиняемый не был 25 августа в Москве, либо он не был в Хабаровске в этот день. Следовательно, нельзя верить свидетелю Н.
верить свидетелю Н. – А
не верить свидетелю Н – не-А
обвиняемый был в 11 часов 25 августа 2003г в Москве на Арбате – В
обвиняемый находился днем 25 августа в Хабаровске – С
АВ
АС
ВС
________
не-А
А |
В |
С |
Не-А |
А |
А |
А А |
В |
А А ^ В |
|
|||
И |
И |
И |
Л |
И |
И |
И |
Л |
Л |
И |
|||
И |
Л |
И |
Л |
Л |
И |
Л |
И |
Л |
И |
|||
Л |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
Л |
Л |
И |
|||
Л |
Л |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
|||
И |
И |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
И |
Л |
И |
|||
И |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
И |
|||
Л |
И |
Л |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
|||
Л |
Л |
Л |
И |
И |
И |
И |
Л |
Л |
И |
Следовательно, умозаключение логически верно
6.2. В частном доме на ул. Доступной г. Хабаровска 19 мая 2003 г. было совершено убийство хозяина дома. Оперативники в гостиной нашли перчатку, по свидетельству сестры потерпевшего, принадлежащую Н., который свою вину не отрицал, утверждал при этом, что убийство совершил он один и в пьяном виде. Однако при повторном осмотре были обнаружены отпечатки пальцев, которые не принадлежали ни Н., ни потерпевшему. Было сделано заключение о том, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался К.
Это неполная индукция – умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака всем предметам класса делается на основании его принадлежности некоторым предметам класса.
Схема неполной индукции:
S1 – P
S2 – P
………
Sn – Р
S1, S2 … Sn – cоставляют часть класса
_________________________________
Вероятно, все S – Р
Неполная индукция дает вероятные заключения.
Список литературы
1. Берков В. Ф.,: Учебное пособие для вузов. – Минск: Тетра Системс, 1997, - 416 с.
2. Войшвилло Е. К. Понятия как форма мышления. М., 1989. 321 с.
3. Гетманова А. Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. 416 с.
4. Гладкий А. В. Введение в современную логику. – М., 2001. 192 с.
5. Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 309 с.
6. Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
7. Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004. – 504 с.
[1] Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004. С. 54.