Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятие и значение международного договора. 6

1.1. Понятие и значение международного договора. 6

1.2. Субъекты международного договора. 9

Глава 2.  Стадии заключения международного договора. 10

2.1. Согласование текста. 10

2.2. Принятие текста международного договора его формы.. 13

2.3. Выражение согласия государств на обязательства международного договора. 17

2.4. Оговорки в международном договоре. 22

Глава 3. Регистрация и официальное опубликование международного договора  29

3.1. Регистрация международного договора. 29

3.2. Опубликование международного договора. 36

Заключение. 42

Список литературы.. 44

Введение

Договоры были известны практике государства задолго до появления международного права, поскольку во взаимоотношениях независимых образований соглашение является единственным средством мирного урегулирования. С появлением международного права договоры между государствами обретают правовой характер. По мере роста потребности в регулировании международных отношений возрастает и роль договоров.

Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обуславливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Развитие внешнеполитической деятельности государств на современном этапе способствует становлению сложной системы международных отношений.

С одной стороны, происходит интенсивный рост системообразующих элементов: образование, окончательное оформление новых государств на постсоветском пространстве, функционирование огромного количества международных организаций межправительственного (межгосударственного) и неправительственного характера.

С другой стороны, количественно и качественно изменились связи между элементами системы международных отношений. Количественное изменение системообразующих связей в международной сфере проявляется двояко. Старые, отживающие, тормозящие развитие системы международных отношений формы связи (например, юридическая форма связи – колония-метрополия, протекторат, режим капитуляций, кабальные, неравноправные договоры) постепенно вытесняются. При этом они или совсем отмирают, или, претерпевая изменения, по новому объединяют элементы системы.

В практике используются такие понятия, как “международное договорное право” и “международное договорное право государства”.

Первое обозначает нормы, создаваемые договором, в отличие от норм обычая. Второе - совокупность договоров определенного государства, например, “международное договорное право России”.

Последнее представляет весьма масштабную систему норм, в которую входит свыше 10 тыс. договоров.

Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи. С появлением ООН и созданием в её рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед Комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968-1969 гг., была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Она подчёркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международных договоров для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре непризнающих договор государств, право государства на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы международных договоров.

Венская конвенция ООН о праве международных договоров 1986 г. в отличие от Венской конвенции 1969 г., применяемой только между государствами, действует в договорах между государствами и международными организациями, а также между организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международных организаций. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, применении и толковании указанных договоров.

В РФ в соответствии Конституцией общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров России являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.[1]

В Конституции 1993 г. закреплён порядок заключения и осуществления РФ международных договоров. Конституционные основы договорной деятельности РФ детально регламентированы в ФЗ «О международных договорах РФ». Этот закон применяется в отношении международных договоров независимо от их вида и наименования.

Все это говорит об огромной важности исследования международной договорной практики, а также договорной практики РФ. Научная разработка проблем теории международного договора, внутригосударственного правового регулирования заключения международного договора приобретает особенно большое значение, не только познавательное, но и практическое.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей заключение международного договора.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть понятие и значение международного договора;

-             Описать стадии заключения международного договора;

-             Раскрыть особенности регистрация и официальное опубликование международного договора.

Глава 1. Понятие и значение международного договора

1.1. Понятие и значение международного договора

В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров (долее – Веская конвенция 1969 года) и Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее – Венская конвенция 1986 года) международный договор – это регулируемое международными правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.[2]

Хотя в определении не говорится о договорах в устной форме,  государства и другие субъекты международного права могут по взаимному согласию распространить на устные договоры действия положений Венских Конвенций 1969 и 1986 годов.

В международной практике применяются и другие письменные акты, в которых находят отражение согласованные позиции государств по различным вопросам международных отношений.

Так, в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе действуют такие документы в письменной форме, как Заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для Новой Европы 1989 года.

Эти документы внешне напоминают договоры, однако государства – участники СБСЕ не пожелали придать им силу договоров. Это подтверждается, в частности, тем, что документы не подлежали регистрации в Секретариате ООН.

Между тем такое требование содержится в ст. 102 Устава ООН. Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий.

Любой объект международного права может быть объектом международного договора.

Сами государства определяют, что должно быть объектом международного договора.

Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может быть объектом международного договора. Однако государства воздерживаются от того, чтобы объектом договоров становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государств.

Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Договоры могут классифицироваться по различным основаниям.

По кругу участников. В зависимости от числа участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Основную массу договоров составляют двусторонние, учитывающие специфику конкретных государств и их отношений. Вместе с тем растет значение многосторонних договоров. При их помощи решаются важные проблемы общечеловеческого значения. В качестве примера можно указать на “Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, конвенции по морскому и космическому праву. Многосторонние конвенции служат основным средством кодификации и прогрессивного развития международного права”

Договоры, кодифицирующие международно-правовые нормы и другие,  объект и цели которых представляют интерес для всех государств, называют общими или универсальными договорами.

Такие договоры должны быть открытыми, т. е. В них вправе участвовать любое государство. Закрытый же договор предполагает участие только заключивших его государств. К полуоткрытым могут присоединиться и другие государства, но с согласия участников. Такими являются многие многосторонние договоры  в рамках СНГ. Другим примером может служить Североатлантический договор 1949 года.

Договоры государств определенного географического района называют региональными. Региональными являются соглашения, заключенные в рамках СНГ, Римский договор о ЕЭС 1957 года.

По содержанию. Могут подразделяться на политические, экономические и соглашения по специальным вопросам. Такая классификация облегчает учет и систематизацию договоров.

В соответствии с Законом “О международных договорах Российской Федерации” международные договоры, заключенные Россией подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные.[3]

Несмотря на эту классификацию, а также независимо от государственного органа, заключившего договор, все международные договоры являются договорами Российской Федерации и как таковые создают права и налагают обязательства на государство в целом.

Договор может заключаться в письменной или устной форме (так называемое “джентельменское соглашение”).

Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распротсраненной формой является письменная, поскольку только договор в письменной форме четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, “ преамбула (в ней обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора и др.), центральная часть (предмет договора, права и обязанности сторон), заключительная часть (в ней предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения и т. д.).

Иногда договоры сопроваждаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров и т. д.         Все части договора имеют одинаковую юридическую силу.

Договор, как правило, составляется в одном документе. Однако, текст договора, заключенного, например, путем обмена нотами или письмами, содержится в двух или более связанных между собой документах.

Договоры могут носить различные наименования ( например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т. д.) либо быть без названия.

Какого – либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности его участников.

Поэтому понятие “договора” рассматривается в качестве родового понятия.         Язык, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами.

Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя они могут выбрать и какой – либо другой язык.

Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и на третьем (нейтральном) языке.

Этот текст лежит в основе толкования текста договора. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися странами. Установилась практика составления договоров по эгидой ООН, специализированных учреждений ООН или других международных организаций на официальных языках этих организаций.

Тексты договоров на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

1.2. Субъекты международного договора

Сторонами или субъектами международных договоров выступают только субъекты международного права.

Как следует из Венской конвенции 1969 года, “каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры”.[4] В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры “регулируется правилами этой организации” (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.). Под правилами понимаются, в частности, “учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившаяся практика этой организации” (п. 1 ст. 1 Венской конвенции 1986 г.). Другими словами, если правоспособность государств относительно договоров ничем не ограничена и они могут заключать договоры по любым вопросам, то правоспособность международных организаций заключать договоры определяется в первую очередь их учредительными актами.

Исходя из практики, в статьях 1 Венских конвенций 1969 и 1986 годов используются такие понятия, как “участвующее в переговорах государство”, “участвующая в переговорах организация”, “договаривающееся государство”, “договаривающаяся организация”, “участник”, “третье государство” и “третья организация”.[5]

Участвующее в переговорах государство — это государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора; договаривающееся — государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу. К участникам договора относятся государства, которые согласились на обязательность для них договора и для которых договор находится в силе. Государства, которые не являются участниками договора, называются третьими государствами. Все сказанное относительно государств применяется и к международным организациям.

Глава 2.  Стадии заключения международного договора

2.1. Согласование текста

Выработка согласованного текста международного договора является первой обязательной стадией в про­цессе заключения соглашения. В эту стадию в качестве подстадий входят также принятие текста международно­го договора и установление его аутентичности.

Основным методом подготовки такого текста являют­ся переговоры между договаривающимися государства­ми. Важную роль здесь играет договорная инициатива государства, хотя она, как и выдача полномочий, будучи односторонним актом, не может быть самостоятельной стадией заключения международного договора.

Современное международное право устанавливает оп­ределенные принципы, которые должны соблюдаться во время переговоров по заключению международных договоров, чтобы эти переговоры дали положительные ре­зультаты. К ним относятся: принцип равноправия сторон, недопустимость дискриминации в приглашении заинтересованных участников, недопустимость диктата и вме­шательства во внутренние дела, гласность.

Международная практика выработала три основные формы подготовки согласованного текста международного договора: обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации. Как правило, текст договора составляется одним из этих способов. Но бывают случаи, когда один и тот же дого­вор в процессе подготовки проходит все три формы.

Обычными дипломатическими каналами являются по­стоянные дипломатические представительства договари­вающихся государств. Через них ведутся предваритель­ные переговоры, обмен мнениями по основным пунктам проекта будущего двустороннего договора (реже много­стороннего). Они осуществляются путем нотной пере­писки и устных бесед с соответствующими памятными за­писками и меморандумами. Двусторонние переговоры могут вестись посредством посылки специальных делега­ций (миссий).

Каждая сторона выставляет свои предложения, свой проект договора. В ходе переговоров они постепенно, в результате компромиссов, взаимных уступок, согласовываются. Появляется единый согласованный текст между­народного договора. С проектом договора может высту­пить и одна сторона. Тогда он может быть положен, с со­гласия других участников, в основу обсуждения. Однако и в этом случае в ходе переговоров идет процесс согла­сования воль их участников, рождается один согласован­ный проект договора.

Второй важной формой подготовки согласованного текста международного договора являются международ­ные конференции полномочных представителей госу­дарств. Особенность этой формы состоит в том, что ей предшествует предварительная организационная подго­товка, а процесс заключения договора подчинен четким правилам процедуры, принимаемым на конференции.

Несмотря на техническую природу правил процедуры, они имеют важное значение для успешной работы конференции и для выработки приемлемого для всех участников текста международного договора. Поэтому в международной практике известно немало случаев, когда вопросы процедуры международных конференций оказывались объектом острых политических споров, которые в конечном счёте влияли на результаты работы международных конференций.

Значительную работу по подготовке международных договоров проводят специализированные учреждения ООН. Особенно большое количество конвенций (более 150) подготовлено и принято Международной организа­цией труда. Среди них конвенции о запрещении принуди­тельного труда, запрещении дискриминации в области труда, о продолжительности рабочего времени и отдыха, охране труда подростков и др. Ряд международных конвенций подготовлен ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации и др.

Нужно, однако, отметить, что до сих пор не сущест­вует какой-либо унифицированной процедуры разработ­ки международных договоров в рамках ООН или под ее эгидой. Процесс этот различен и зависит от вида разра­батываемого договора. В настоящее время в ООН изу­чается вопрос о методах заключения многосторонних до­говоров, разрабатываемых в рамках ООН, с тем чтобы были приняты меры к усовершенствованию и выбору наи­более целесообразных методов их разработки.

2.2. Принятие текста международного договора его формы

Принятие текста договора является одним из важных этапов стадии разработки согласованного текста между­народного договора. В Венской конвенции определение этого термина отсутствует. Этот термин, видимо, означает формальный акт, посредством которого «устанавливаются форма и содержание пред­ложенного договора».

Принятие текста международного договора выража­ется в особой процедуре голосования, посредством кото­рой уполномоченные представители государств высказы­вают свое согласие с формулировками текста договора. Форма принятия определяется как переговорами, так и заранее по соглашению сторон, например, в правилах процедуры международной конференции, на которой раз­рабатывается и принимается текст международного до­говора.

Тексты двусторонних договоров и договоров с неболь­шим числом государств принимаются единогласно всеми участвующими в переговорах государствами. Так был принят, например, Договор об Антарктике на конферен­ции 1959 года, в которой участвовало 12 государств. В прошлом принцип единогласия применялся во всех слу­чаях. В настоящее время в связи с появлением большого числа государств тексты международных договоров на широких международных конференциях стали прини­маться большинством в две трети голосов, если правила процедуры не предусматривают иного, например, про­стым большинством (правила процедуры Белградской конференции по Дунаю 1948 г., Женевской конференции 1949 г. о защите жертв войны, Сан-Францисской конфе­ренции 1951 г. о мирном договоре с Японией).[6]

Многие конференции последних лет, в которых участ­вовали почти все государства мира, принимали тексты договоров 2/3 голосов. Так было на Женевской конферен­ции 1958 года по морскому праву, Венских конференциях 1961 , 1963 , 1969  и 1978 годов по дипломатическому и кон­сульскому праву и праву договоров. Но, во всяком случае, решение любого большинства не обязательно для несо­гласного с ними меньшинства. Учитывая это обстоятель­ство, государства в последнее время все чаще прибега­ют к принципу консенсуса, то есть общему согласию при принятии текста договора без формального голосования, даже на широких международных конференциях. Прин­цип консенсуса применялся на III Конференции по мор­скому праву и на таких международных форумах, как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и др., а также в некоторых международных организациях.

На конференциях принятие текста статей договора проходит в свою очередь несколько стадий: в соответст­вующем комитете, редакционном комитете, а затем на пленарном заседании конференции. Каждая статья (а иногда ее часть) принимается (голосуется) отдельно и только в конце конференции принимается договор в це­лом. Правила процедуры определяют и форму голосова­ния. Обычно оно производится путем поднятия рук. В ва­жных случаях применяется так называемое поименное голосование в алфавитном порядке участвующих в кон­ференции государств, начиная с государства, определяе­мого председателем по жребию. Итоги такого голосования и по договору в целом заносятся в протоколы кон­ференции.

Принятие текста договора, составленного в междуна­родной организации, происходит согласно правилам голосования, применяемого в том ее органе, который принимает договор. Уставы некоторых международных орга­низаций прямо устанавливают процедуру принятия раз­рабатываемых ими договоров. Так, согласно ст.19 Ус­тава МОТ, конвенции о труде принимаются 2/3 голосов присутствующих на конференции делегатов.

Аналогичная процедура принятия текстов междуна­родных конвенций предусмотрена в уставах ЮНЕСКО (ст.IV), ВОЗ (ст.19), ИМО (ст.3) и др. В уставах других международных организаций ниче­го не говорится о процедуре принятия текстов разраба­тываемых ими международных договоров Так, ни в Ус­таве ООН, ни в правилах процедуры Генеральной Ас­самблеи и других главных органов ООН этот вопрос не предусмотрен. Согласно сложившейся в Генеральной Ас­самблее ООН практике, тексты таких договоров прини­маются в соответствии с процедурой голосования, преду­смотренной для постановлений по важным вопросам, то есть большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании (ст.18 Устава ООН).

После того как текст договора согласован и принят, становится необходимым каким-то образом зафиксиро­вать, что данный текст является окончательным и не под­лежит изменениям со стороны уполномоченных. Проце­дура, посредством которой принятый текст договора объявляется окончательным, называется установлением ау­тентичности текста. Это особая подстадия в заключении международного договора, ибо всякое правительство, прежде чем взять на себя обязательства по договору, Дол­жно точно знать, каково же окончательное текстуальное его содержание.

Процедура установления аутентичности текста опре­деляется или в самом тексте, или путем соглашения между договаривающимися государствами. Раньше эта подстадия заключения международного договора не выделялась отдельно. Причина состояла в том, что установление аутентичности текста во времени совпадало с подписанием договора. Однако по мере появления новых способов заключения международных до­говоров, в частности в органах и в рамках международных организаций, стало очевидно, что подписание дого­вора выполняет более важную функцию, чем просто уста­новление аутентичности его текста. В то же время появи­лись новые формы установления аутентичности текста договора, не связанные с подписанием его уполномочен­ными.

В настоящее время применяются следующие формы установления аутентичности текста международных до­говоров: парафирование, включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на ко торой он был принят, включение текста договора в резо­люцию международной организации и другая согласо­ванная процедура. Кроме того, если после принятия тек­ста международного договора имеет место его подписа­ние, в том числе подписание ad referendum, то в этом случае основная его функция, о которой пойдет речь дальше, сливается с функцией уста­новления аутентичности текста. Иначе говоря, в этом слу­чае заключение договора как бы минует этап установле­ния аутентичности текста.

Парафирование — это установление аутентичности текста договора инициалами уполномоченных договари­вающихся государств в свидетельство того, что данный со­гласованный текст договора является окончательным. Па­рафирование может относиться только к отдельным ста­тьям и применяется обычно при заключении двусторон­них договоров. Поскольку оно по существу не является подписанием, так как не выражает согласие государства на обязательность для него международного догово­ра, то специальных полномочий для этой процедуры не требуется. Ее цель более скромная: быть доказательством окончательного согласования текста международно­го договора. После него текст не может быть изменен даже по соглашению между уполномоченными. Парафи­рование позволяет избежать возможных споров и не­доразумений относительно окончательных формулировок положений договора. В этом также заключается его важ­ное значение. Но парафирование не заменяет подписа­ния договора. Случаи, когда парафирование заменяет подписание, чрезвычайно редки.

В последние годы все чаще применяются новые мето­ды установления аутентичности текстов договоров, пре­жде всего многосторонних, к которым, как говорилось, парафирование не применимо. Аутентификация текста здесь нередко принимает форму резолюции какого-либо органа международной организации или подписания текста компетентным представителем организации. На­пример, конвенции, принимаемые конференцией МОТ, подписываются председателем и генеральным директо­ром МОТ (ст.19 Устава МОТ). В этом случае подпись выполняет функцию удостоверения аутентичности приня­того текста (государствами эти конвенции не подписыва­ются).

На международных конференциях тексты принятых договоров часто входят в заключительные акты конфе­ренций в качестве приложений, хотя и не всегда. Но в любом случае подписание заключительного акта кон­ференции не означает согласия с перечисленными в нем договорами, для чего требуется специальная подпись. Подписание заключительного акта означает лишь уста­новление аутентичности принятого конференцией текста международного договора, включенного в этот акт.

2.3. Выражение согласия государств на обязательства международного договора

Представители государств, ведущие переговоры, занимаются только составлением текста договора, приня­тием его и установлением аутентичности текста. Все эти действия относятся только к процессу переговоров в от­ношении текста договора, который, как говорилось, со­ставляет первую основную стадию его заключения.

Но такие действия, совершенные на этой стадии, в том числе и голоса, поданные представителями за принятие текста договора в целом, не могут рассматриваться как выра­жение согласия государств на обязательность для них са­мого договора. Такая обязательность наступает в резуль­тате изъявления соответствующего согласия государств на обязательность для них международного договора и является второй основной и важнейшей стадией его за­ключения. В свою очередь оно может проходить несколь­ко этапов или подстадий и выражаться в различных фор­мах. Наиболее распространенными из них являются шесть: подписание договора, обмен документами, обра­зующими договор, ратификация, утверждение, принятие и присоединение. Возможны и другие формы выражения согласия, но они применяются реже.[7] Завершается эта стадия обменом рати­фикационными грамотами или другими документами или их депонированием, когда таковое предусмотрено в дого­воре.

Положение ФЗ «О международных договорах РФ» полностью соответствует сложившейся международной практике: «Согласие РФ на обязательность для неё международного договора может выражаться путём: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны».[8]

Согласие государства на обязательность для него до­говора может относиться к части последнего, если это разрешено договором или если с этим согласны другие договаривающиеся государства. Отдельные договоры пре­дусматривают такую возможность. Тогда допустимы ча­стичная ратификация, утверждение, присоединение и т.д. Что касается подписания, то некоторые юристы оспари­вают возможность подписания только отдельных ча­стей договора. Венская конвенция 1969  года в ст.17 не делает каких-либо оговорок на этот счет. Кроме того, эта статья предусматривает, что согласие государства на обязательность для него договора может быть альтерна­тивным, если сам договор допускает выбор между аль­тернативными положениями и если при выражении со­гласия ясно указано, к какому из положений это согла­сие относится. Возможность альтернативного согласия встречается в некоторых конвенциях Международной организации труда, в Общем акте о мирном разрешении международных споров, но эта практика не получила широкого.

Важнейшим способом выражения согласия государ­ства на обязательность для него международного договора является подписание, которое до недавнего времени считалось обязательной стадией его заключения. Однако за последние десятилетия появились договоры, не прохо­дящие стадию подписания. Например, конвенции, при­нимаемые МОТ, ратифицируются государствами без под­писания. Тем не менее, оно остается важным этапом за­ключения договора и, может быть, поэтому датой заклю­чения договоров считается день их подписания.

В настоящее время обязанность государств воздержи­ваться после подписания договора от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, нашла подтверж­дение в Венской конвенции о праве международных до­говоров (ст.18) и в договорной практике. В этой связи можно напомнить о резолюции XXI сессии Генеральной Ассамблеи 1966  года «Об отказе государств от действий, затрудняющих достижение договоренности о нераспрост­ранении ядерного оружия», в которой, в частности, говорилось: «Генеральная Ассамблея, принимая во внимание, что, в настоящее время ведутся международные переговоры (т. е. даже до подписания договора.), имеющие целью разработку договора о нераспростране­нии ядерного оружия, и желая создать благоприятную обстановку для успешного завершения этих переговоров, настоятельно призывает государства:

Впредь до заключения договора о нераспростране­нии ядерного оружия воздерживаться от всяких дейст­вий, которые могли бы затруднить достижение догово­ренности о нераспространении ядерного оружия.

Предпринять все необходимые шаги для скорей­шего заключения договора о нераспространении ядерно­го оружия».

В тех случаях, когда международный договор не под­лежит ратификации, утверждению, принятию и т.д., под­писание:

-             закрепляет окончательное согласие государства на обязательность для него этого договора;

-             возлагает на государство обязанность воздержи­ваться от действий, которые лишили бы договор его объ­екта и цели (если такое согласие было дано до вступле­ния договора в силу);

-             если же договор уже вступил в силу (или вступает вследствие данного подписания), то с момента его под­писания этим государством для него приобретают пол­ную силу все постановления договора.[9]

Подписание международного договора может быть окончательным, или неокончательным, или условным (ad referendum).

Подписание договора ad referendum делается пред­ставителем под условием, что оно нуждается в после­дующем утверждении правительством, или ратификации, или принятии компетентным органом государства. Одна­ко подписание ad referendum является именно подписа­нием, хотя и не окончательным, и поэтому его нужно от­личать от парафирования.

Главные различия между подписанием ad referendum и парафированием заключаются в следующем:

-             в то время как подписание ad referendum являет­ся способом выражения согласия государства на обяза­тельность для него договора, парафирование, как общее правило, ограничивается установлением аутентичности текста договора и не может быть превращено в оконча­тельное подписание простым подтверждением;

-             подтверждение подписания ad referendum имеет обратную силу, то есть делает государство стороной дого­вора с момента подписания ad referendum; совершен­ное после парафирования подписание обратной силы не имеет;

-             различия есть и по форме: ad referendum не совер­шается постановкой только инициалов, как парафиро­вание, поэтому на подписание ad referendum также тре­буются полномочия;

-             подписание ad referendum после его одобрения го­сударством становится окончательным со всеми юриди­ческими последствиями, о которых говорилось выше, в то время как после парафирования необходимо подписа­ние.

От подписания ad referendum нужно отличать полное подписание. Это подписание является юридическим актом, выражающим волю государства как субъекта международного права. Полное подписание означает, с одной стороны, подтверждение подлинности текста, с другой – явно выраженное согласие сторон с содержанием подготовленного и согласованного текста международного договора. Наконец, полное подписание может иметь значение окончательного акта, придающего международному договору обязательную силу. В соответствии с существующей практикой подписание международного договора придаёт ему юридическую силу в следующих случаях:

-             когда в самом договоре содержится такое условие;

-             даже если в договоре отсутствует указанное условие, но форма договора или сопутствующие обстоятельства указывают на намерение сторон придать силу договору с момента его подписания.

Возникает вопрос: как быть в тех случаях, когда одна сторона в переговорах имеет полномочие подписать договор с последующей ратификацией, а другая сторона не считает ратификацию необходимым условием. При подобной ситуации возможны два решения:

-             включение в договор общего постановления о порядке вступления договора в силу;

-             избрание каждой стороной процедуры придания договору обязательной силы по своему усмотрению.

В связи с этим один и тот же международный договор может быть одной стороной только ратифицирован, а другой – только подписан. Важно лишь, чтобы каждая из договаривающихся сторон добросовестно выполняла свои договорные обязательства.

Полное подписание, помимо придания договору обязательной силы, может иметь иное значение, когда подписанный договор нуждается в последующем подтверждении – ратификации верховным органом государства. Такое подтверждение имеет особую юридическую природу, отличную от подписания как окончательного акта, придающего международному договору обязательную силу и накладывающего на субъектов определённые обязательства. Подписание, предусматривающее последующее утверждение, не накладывает на участников соглашения договорных обязательств. Оно лишь указывает на желание сторон принять на себя обязательства в будущем в том объёме, который согласован во время переговоров и подтверждён подписями уполномоченных.

Подписание двусторонних международных договоров осуществляется на основе принципа альтерната (чередо­вания). В экземпляре двустороннего договора, предна­значенного для данного договаривающегося государства, наименование этого государства, подписи его уполномо­ченных, печати, а также текст договора на языке данного государства помещаются на первом месте. Для подпи­сей первым местом считается место под текстом с левой стороны (в тексте на арабском языке - с правой) или же, если подписи ставятся одна под другой, - верхнее место. На экземпляре договора, предназначенного для другой стороны, подписи ставятся в обратном порядке.

При подписании многостороннего договора подписи уполномоченных ставятся одна под другой в порядке рус­ского, английского или иного алфавита (выбор алфавита делают сами участники). Альтернат является своеоб­разным выражением принципа суверенного равенства го­сударств.

Международный договор может подписываться одно­временно в одном месте всеми государствами, которые приняли участие в переговорах, но может быть открыт для подписания до определенного срока в разное время и даже в разных местах. Так, например, в соответ­ствии со своей принципиальной линией на умень­шение угрозы ядерной войны Советский Союз в мае 1978  года подписал дополнительный протокол II к Дого­вору о запрещении ядерного оружия в Латинской Амери­ке. Форма разновременного подписания многосторонних договоров становится преобладающей в современной до­говорной практике. Многосторонние договоры все чаще в своих заключительных статьях предусматривают их от­крытие для подписания в течение определенного срока.

2.4. Оговорки в международном договоре

Любой международный договор в принципе может быть заключен в случае совпадения волеизъявлений сторон, участ­вующих в его заключении. Если нет согласий по всем пунк­там договора, нет и самого договора.

Точки зрения государств относительно конкретного договора могут быть очень различны; в принципе принимая его, государства нередко расходятся в деталях.

Отказ из-за этого от намерения заключить договор или сокращение числа его участников нежелательны, в то же вре­мя нельзя заставить государство подписаться под неприемле­мым для него положением договора, поскольку каждое государство суверенно.

Наиболее удобным средством, в значительной степени разрешающим данную проблему, является оговорка, возни­кающая в результате стремления государств согласовать принцип независимости каждой договаривающейся стороны с желанием охватить договором возможно большее число го­сударств.

На всех стадиях выражения согласия на обязатель­ность международного договора, то есть на большинстве стадий его заключения: при подписании, ратификации, принятии, утверждении, обмене нотами или присоедине­нии, - государства вправе делать оговорки.

Оговорка создает новый юридический режим, вносит во взаимоотношения сторон нечто новое, что первоначальным текстом договора не предусмотрено.

В практике заключения многосторонних международных договоров нередко встречаются случаи, когда сам договор устанавливает в дополнение к общему юридическому режиму еще один режим, отличный от первого. Факт заключения многостороннего договора отнюдь не означает, что все госу­дарства-участники имеют одинаковые права и несут одинаковые обязанности.

Нередко в договоре имеется указание о возможности вы­бора его участниками одного из двух режимов, предусматри­ваемых договором. В данном случае права и обязанности участников будут не одинаковыми. Такова, например, Кон­венция о защите литературных и художественных произведе­ний, заключенная в Берлине в 1906 году. Параграф 2 статьи 27 конвенции гласит: «Государства, подписавшие настоящую конвенцию, могут, во время обмена ратификационными грамотами, заявить, что они на­мереваются в том или ином вопросе оставаться связанными поло­жениями конвенций, которые были ими подписаны раньше».[10]

Пользуясь правом, предоставленным участникам этой статьей, Япония заявила, что в отношении статей 8 и 11 она будет придерживаться порядка, установленного Конвенцией 1886 года. Аналогичное заявление было сделано Норвегией в отношении статей 2, 9 и 18. Эти заявления рассматривать как оговорки нельзя.

Выявление признаков оговорки представляет собой далеко не только академический интерес. Оговорка является актом, порождающим ряд юридических последствий (вопрос о согласии партнеров, эффективность возражения и т.д.). Государство может сделать заявление, касающееся уже за­ключенного договора, и заявление это не будет оговоркой.

Эти заявления не влекут за собой никаких юридических по­следствий, и дело не идет дальше внешнего сходства. В лите­ратуре они именуются fausses reserves, что можно переве­сти как «лжеоговорка» или «ложно толкуемое понятие оговорки»:

Рассмотрим три таких характерных случая.

1. В первую очередь к этой категории оговорок следует отнести заявления, цель которых - улучшить, если можно так выразиться, текст договора. Они появляются тогда, когда текст договора (уже подписанного и, следовательно, никаким изменениям не подлежащего) недостаточно совершенен и эти несовершенства могут привести к неприятным для государ­ства последствиям.

Наиболее характерным примером является случай, когда в текст договора вкралась ошибка, в исправлении которой заинтересованы одно или несколько государств.

Ошибка может быть исправлена путем составления до­кумента, подписанного всеми государствами, участвующими в договоре, или односторонним заявлением особо заинтере­сованного государства с последующим уведомлением об этом остальных участников договора.

Таким образом, признание в качестве оговорки заявления, сделанного государством с целью внести редакционную по­правку, будет зависеть от того, изменяет ли хоть в какой-либо степени такое заявление правовое положение сторон. Если из­менения нет, нет и самой оговорки.

2. В теории и практике заключения договоров часто встречается так называемая оговорка «ad referendum», озна­чающая заявление государства о том, что конвенция должна быть ратифицирована и что она вступит в силу для этого го­сударства только после обмена ратификационными грамотами или сдачи их на хранение депозитарию.

На наш взгляд, такое заявление рассматривать как ого­ворку в собственном смысле этого слова нельзя. В данном случае содержание договора не подвергается никаким изме­нениям, взаимные права и обязанности сторон остаются теми же; речь идет только о моменте вступления договора, в силу и не более того.

3. В отдельных случаях в соответствующем заявлении момент вступления договора в силу государство связывает с каким-то внешним фактором. Так, например, в ратифика­ционной грамоте Германии в отношении Конвенции об отме­не запрещений и ограничений, касающихся импорта и экспорта (Женева, 8 ноября 1927 г.), содержалось следующее заявление, рассматриваемое обычно в качестве оговорки: «... Вступление этой Конвенции в силу в отношении Германии зависит от ратификации ее Австрией, США, Францией, Великобри­танией, Венгрией, Италией, Японией, Польшей, Румынией, Югосла­вией, Швейцарией и Чехословакией».[11]

Нельзя не отметить большого сходства между оговорками ad referendum и этим заявлением.

Каждой оговорке, как акту государственного суверени­тета, всегда противостоит суверенный акт партнера по до­говору. Государство вправе отказаться вступить в договорные отношения с участником соглашения, заявившим оговорку. Однако в связи с оговоркой ad referendum или же заявле­нием, аналогичным сделанному Германией в приведенном выше случае, это невозможно.

Оговорка делается государством в том случае, когда, считая договор в принципе приемлемым и выгодным для себя, государство не может согласиться с каким-либо одним или несколькими положениями договора. Это положение полностью соответствует определению оговорки, предложенному итальянским юристом Д.Анцилотти. Оговоркой он называет «добровольное заявление, которым государство, принимая договор в целом, исключает из него некоторые определенные положения, которыми оно впредь не будет связано». Такое толкование, разумеется, очень узко, поскольку это лишь частный случай.

Анализируя понятие оговорки, следует отметить, что она может делаться государством с целью:

-             исключить из договора неприемлемое для себя поста­новление (определение Анцилотти);

-             изменить значение какого-либо постановления, с тем чтобы сделать это постановление приемлемым для себя, и

-             придать какому-либо постановлению договора особый смысл, отличный от того смысла, в котором это постановление понимается другими участниками соглашения.

Все эти определения, отличаясь одно от другого по форме изложения, выделяют следующие моменты:

1.           Оговорка исключает из договора определенное положе­ние, изменяет его или придает ему особый смысл.

2.           Оговорка есть добровольное заявление, сделанное по инициативе государства.

3.           Оговорка может быть сделана при подписании, ратификации и присоединении.

Несложные логические построения и семантика слова заставляют нас сделать такой вывод: если А в своих взаимоотношениях с В выдвинет какое-либо условие, то это условие должно быть рассмотрено В, а затем либо принято, либо отклонено. Другими словами, оговорка должна рассматри­ваться остальными участниками договора, и только в том случае, если она будет сочтена ими приемлемой, она приоб­ретает юридическую силу, то есть будет «исключать какое-либо положение из договора, изменять его или придавать ему определенный смысл».

Итак, согласно точке зрения зарубежных юристов, ого­ворка – это или суверенный акт суверенного государствам в качестве такового для придания ему силы не нуждается в чьих-либо действиях извне, или заявление, порождающее юридические последствия только после одобрения его други­ми государствами.

Венская конвенция требует от государств письменного формулирования оговорок и доведения их до сведения договаривающихся и других государств, имеющих право стать участниками договора.[12] При этом оговорка, сделанная при подписании договора, должна быть официально подтверждена при окончательном ут­верждении или ратификации договора. В противном слу­чае она не считается сделанной.

В настоящее время в международном праве являет­ся общепризнанным, что формулирование оговорок к многосторонним договорам — это суверенное право каж­дого договаривающегося государства, не нуждающееся в принятии или согласии со стороны других государств.

В целом суверенное право государств заявлять ого­ворки нашло свое подтверждение в Венской конвенции о праве международных договоров (ст.19-23).

Венская конвенция не требует какого-либо последую­щего принятия оговорки другими договаривающимися государствами, устанавливая только, что она считается принятой государством, если оно не выскажет возраже­ний против нее в течение 12 месяцев после того, как оно было уведомлено о такой оговорке (п. 5 ст.20). Однако общее согласие с оговоркой может быть необходимым в отношении заключенных многосторонних договоров, ког­да из объекта и цели договора явствует, что применение договора в целом между всеми его участниками являет­ся существенным условием для согласия каждого участника на обязательность для него договора (п. 2 ст.20). Это положение, однако, не может быть применено к уч­редительным актам общих международных организаций.

Оговорка, против которой другое государство— участник договора не сделало возражений, влечет за со­бой следующие юридические последствия:

1.           она изменяет для сделавшего оговорку государ­ства в его отношениях с этим другим государством поло­жения договора, к которым относится оговорка, в пре­делах сферы ее действия;

2.           изменяет в той же мере указанные положения для этого другого участника в его отношениях со сделавшим оговорку государством.

В то же время оговорка не изменяет положений до­говора для других его участников в их отношениях меж­ду собой.[13]

Не согласное с оговоркой государство может возражать против нее. Как и заявление оговорок, возражение против них является суверенным правом государств.

К суверенным правам государств принадлежит так­же право снятия оговорок. На Венской конференции это право по предложению Венгрии было совершенно резон­но дополнено правом снятия и возражений против оговорок. В нынешней ст.22 Венской конвенции предусмат­ривается, что, если договором не обусловлено иное, ого­ворка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговор­ку. Возражение против нее также может быть снято в любое время. При этом снятие оговорки вступает в си­лу в отношении другого договаривающегося государст­ва только после получения им уведомления об этом, а снятие возражения — после получения такого уведомле­ния государством, сформулировавшим оговорку.

Положения ст.25 ФЗ «О международных договорах РФ» полностью соответствует международной практике.

В свете изложенного оговорку представляется правиль­ным определить следующим образом: оговоркой к международному договору называется одно­стороннее формальное заявление государства, посредством которого оно, подписывая договор, ратифицируя его или при­соединяясь к нему, доводит до сведения всех заинтересован­ных государств, что признает договор только в том виде, ко­торый он приобретает после изъятия из него определенный положений, изменения их или придания им определенного смысла.

Понятие «заинтересованные государства» толкуется в данном случае в широком смысле. Любое государство, под­писавшее или уже ратифицировавшее договор, должно знать обо всех сделанных к нему оговорках, чтобы с учетом их, оценив обстановку в целом, предпринимать конкретные шаги в качестве участника этого договора.

Глава 3. Регистрация и официальное опубликование международного договора

3.1. Регистрация международного договора

Хотя регистрация и опубликование не входят в про­цесс заключения международных договоров, они тесно связаны с ним.

Регистрация – это правовой акт государств, Секре­тариата ООН или другой международной организации, который заключается в том, что международные догово­ры, вступившие в силу и переданные в Секретариат для регистрации, заносятся в регистр или направляются для хранения в делах и занесения в перечень с целью опуб­ликования и доведения их содержания до сведения всех государств.[14]

Уже в ст.18 Устава Лиги наций предусматривалась обязанность государств — членов Лиги регистрировать, а следовательно, предавать гласности под страхом лишения обязательной силы заключаемые ими междуна­родные договоры. На Секретариат Лиги возлагалась обязанность регистрировать и при первой возможности публиковать эти договоры.

В меморандуме, одобренном Советом Лиги наций 19 мая 1920 г., отмечалась важность принципа гласности международных договоров как одного из источников их моральной силы, укрепления вытекающих из них прав и обязательств и важного средства общественного конт­роля. Правда, меморандум ограничивал обязанность регистрации договорами, которые были заключены после вступления в силу Устава Лиги наций, то есть после 10 января 1920 г. , но уполномочивал Секретариат Лиги регистрировать и ранее заключенные договоры с согла­сия договаривающихся сторон, даже если они в данный момент не являются членами Лиги наций.

И все же официальное международно-правовое признание принципа гласности междуна­родных договоров, зафиксированное в Уставе Лиги на­ций и других международных актах, явилось важным шагом в демократическом развитии права международ­ных договоров.

Впоследствии этот принцип был подтвержден и раз­вит в Уставе ООН, Венской конвенции о праве между­народных договоров и других международно-правовых документах. Согласно ст.102 Устава ООН, «всякий до­говор и всякое международное соглашение, заключенные любым Членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возмож­ности, зарегистрированы в Секретариате и им опубли­кованы».[15]

В соответствии с этой статьей Генеральная Ассамб­лея ООН в резолюции от 14 декабря 1946 г. утвердила Правила о регистрации и опубликовании международ­ных договоров. В них указывается, что регистрации подлежат все договоры или международные соглашения, независимо от их формы и наименования, заключенные после вступления в силу Устава ООН, то есть после 24 октября 1945 г. Однако резолюция Генеральной Ас­самблеи по вопросу о регистрации договоров от 10 фев­раля 1946 г. рекомендовала членам ООН передать для хранения Генеральному секретарю и опубликования до­говоры, заключенные до вступления в силу Устава ООН и не включенные в сборники Лиги наций. Некоторые из них были включены в сборники договоров ООН.

В тех случаях, когда в международном договоре сто­роной является ООН или в самом договоре устанавли­вается, что ООН уполномочивается произвести регистра­цию (обычно договоров, заключенных в рамках ООН), или если ООН является депозитарием договора, обязан­ность его регистрации ex officio лежит на ООН. Реги­страция в определенных случаях может производиться специализированным учреждением ООН (ст.4 правил). Согласно общему положению, регистрация многосторон­них договоров производится их депозитарием (ст.80 Венской конвенции).

Регистрация договора, произведенная одной из его сторон, самой ООН или ее специализированными учреж­дениями, освобождает все другие стороны от обязатель­ства выполнения этой процедуры. Во избежание дубли­рования Секретариат ООН обязан ежемесячно публико­вать и рассылать всем членам ООН сообщения о догово­рах, зарегистрированных или внесенных в реестр за истекший месяц.

Регистрации подлежат не только сами договоры, но и все относящиеся к ним документы: поправки, измене­ния, присоединения, ратификации, оговорки, декларации, продления, денонсации, приложения, подтверждения. Сюда же должны быть отнесены как акты о возобновлении международных договоров, так и сами возобновлен­ные договоры.

Регистрацию не проходят некоторые приложения, носящие сугубо технический или единовременный характер (список товаров, перечень предприятий, тарифы и т.п.), а также памятные записки, межведомственные соглашения, в некоторых случаях обмены нотами и др.

Регистрация должна осуществляться при первой воз­можности, обычно вскоре после вступления международ­ного договора в силу и его опубликования каким-либо государством-участником. Днем регистрации считается день получения Секретариатом ООН заверенной любым из участников копии договора. О произведенной регист­рации выдается свидетельство за подписью Генерально­го секретаря ООН или его представителя. Правила 1946 года предусматривают кроме регистрации еще так называемое хранение в делах и занесение в перечень. В Уставе ООН эта процедура не предусмотрена. Она применяется к международным договорам, которые не входят в число подлежащих обязательной регистрации, а именно:

1.           договоры, переданные государством, не являю­щимся членом ООН;

2.           договоры, переданные государством — членом ООН, заключенные до вступления в силу Устава этой организации и не включенные в «Сборник договоров Лиги наций»;

3.           договоры, заключенные ООН или ее специализи­рованными учреждениями.[16]

Таким образом, принятие на хранение и занесение в перечень являются по существу добровольной формой регистрации договоров.

Вопрос о регистрации решают в первую очередь договаривающиеся государства, за исключением случаев регистрации ex officio, которую осуществляет Генераль­ный секретарь ООН и, в определенных случаях, специализированные учреждения ООН. Иначе говоря, без согласия государств - участников международного договора регистрация не может иметь места.

В практике государств встречаются различные виды регистрации международных договоров:

1.           Односторонняя регистрация, то есть производимая одним из участников договора. Это наиболее часто встре­чающийся и нормальный случай.

2.           Повторная регистрация, когда уже зарегистриро­ванный договор снова передается на регистрацию дру­гим участником. По нашему мнению, эта процедура яв­ляется излишней – если договор уже зарегистрирован, нет никакой необходимости делать это снова.

3.           Совместная регистрация. Она может иметь место в случаях, когда у международного договора несколько депозитариев, по соглашению между ними. Совместно, например, регистрировали СССР, США и Великобрита­ния Договор о запрещении испытаний ядерного оружия от 5 августа 1963 г. Иногда совместная регистрация при­меняется и при одном депозитарии многостороннего до­говора, и даже в случаях двусторонних договоров. Так, многосторонний мирный договор с Италией 1947 года был совместно зарегистрирован Советским Союзом (де­позитарий) и Францией. Протокол 1963 года о продле­нии срока действия советско-чехословацкого Договора 1943 года о дружбе, взаимопомощи и послевоенном со­трудничестве СССР зарегистрировал совместно с Чехо­словакией.

Совместную и повторную регистрацию следует от­личать от двойной регистрации, когда один и тот же международный договор регистрируется в двух между­народных организациях. Дело в том, что уставы ряда международных организаций предусматривают регист­рацию в секретариатах этих организаций, помимо ООН (см., например, Уставы МАГАТЭ, МОТ, ИКАО, Лиги арабских государств). Во всех этих случаях она осуществляется в соответствии с принятыми в этих орга­низациях правилами. В отличие от ст.102 Устава ООН, эти правила не содержат положений о последствиях не­исполнения регистрации. Имеются и другие особенности. Например, правила ИКАО 1949 года предусматривают регистрацию и таких соглашений, участники которых не являются субъектами международного права (юридиче­ские и даже физические лица).

Регистрация здесь не всегда предполагает опублико­вание договоров, издание специальных сборников, что снижает ее значение.

Что касается регистрации в Секретариате ООН, то после этой процедуры или занесения в перечень между­народных договоров он должен их в кратчайший срок опубликовать.

Следует подчеркнуть, что регистрация, внесение в перечень и опубликование в сборниках ООН того или иного акта не придают ему сами по себе характера меж­дународного договора, о чем специально оговаривается в примечании к каждому сборнику. И действительно, там встречаются односторонние акты, заявления и ноти­фикации, имеющие международно-правовое значение, но не являющиеся соглашениями, например заявления о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, о присоединении к договору, денонсации и т.д. Нерегистрация не делает международный договор недействительным.

При кодификации права международных договоров о Комиссии международного права и на Венской конфе­ренции институт регистрации получил дальнейшее раз­витие. Статья 80 Венской конвенции распространяет на всех ее участников обязанность регистрации. Кроме того, после принятия поправки Белорусской ССР на Вен­ской конференции эта статья содержит упоминание не только о регистрации и опубликовании, но и о хранении в делах и занесении в перечень международных догово­ров, независимо от членства в ООН. В ней нет ссылок, как было в проекте, на правила Генеральной Ассамблеи ООН, которые нечленов ООН ставят в неодинаковое по­ложение в отношении регистрации по сравнению с чле­нами ООН.

Известно, что заключение договора практически вы­ступает как акт суверенной воли государств. Сами государства – участники соглашения определяют и содер­жание договора во всех его деталях, и дату вступления договора в силу, и срок окончания действия договора. По этим причинам, например, и акт ратификации и отказ от нее выступают как проявление суверенной воли госу­дарства.

Следовательно, только государства-участники право­мочны либо принять условия договора и придать ему юридическую силу, либо отказаться от этих условий и отклонить договор в целом. Что касается регистрации, то здесь не решается вопрос принять или отклонить договор, так как предполагается, что этот вопрос уже решен договаривающимися государствами.

Таким образом, заключение договора, придание ему юридической силы входят целиком и полностью в ком­петенцию государств-контрагентов. Регистрация совер­шается, когда договор уже вступил в силу в установленном сторонами порядке. Она выступает как мера контроля международной организации по обеспечению мира и безопасности за договорной практикой отдельных государств с таким расчетом, чтобы эта практика не подрывала целей и принципов Организации Объединенных Наций.

Из всего этого можно сделать вывод, что незареги­стрированный договор, если он принят с соблюдением конституционных процедур и соответствует основным принципам международного права, действителен, как и договор зарегистрированный. На незарегистрированный договор стороны не вправе ссылаться в органах ООН, если он заключен после принятия Устава ООН. На договоры, заключенные до принятия Устава, правило статьи 102 не распространяется, поскольку данная статья не имеет обратной силы. На государства, не являющиеся членами ООН, правовая обязанность регистрации меж­дународных договоров не распространяется, хотя им, очевидно, нельзя отказать в регистрации, если они по желают это сделать).

ФЗ «О международных договорах РФ» предусмотрена единая государственная система регистрации и учёта международных договоров, которая осуществляется правительственным департаментом.

В департаменте договоры регистрируются и учитываются по двум основным ка­тегориям: многосторонние и двусторонние. Соответственно ведется кар­тотека регистрации и учета многосторонних и двусторонних договоров.

На каждый многосторонний договор с участием России оформляет­ся специальная карточка. В ней указываются учетный номер договора, количество его участников, название договора, дата и место подписания, депозитарий, условия вступления в силу, дата вступления в силу, срок действия, дата подписания Россией, дата вступления в силу для России, сведения о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу, данные об опубликовании договора и его регист­рации в той или иной международной организации, если таковая имела место. В карточке приводится также полный список участников догово­ра с указанием даты подписания, даты сдачи на хранение документа о ратификации, принятии, присоединении, правопреемстве и т.п., даты сдачи документа о денонсации.

На каждый двусторонний договор также оформляется специальная карточка. В ней указываются учетный номер договора, название догово­ра, место и дата его подписания, лица, подписавшие договор за Российскую Федерацию (Правительство Российской Федерации) и за иностран­ное государство (правительство), приводятся данные о ратификации до­говора (если она требуется) и обмене ратификационными грамотами, об утверждении договора (если оно требуется), о вступлении в силу, сроки действия, а также сроки для заявления о продлении или денонсации, ука­зываются условия продления договора. Приводятся также данные о пуб­ликации.

Согласно Федеральному закону регистрация международных договоров РФ в международных организациях осуществляется на основании ст.102 Устава ООН.[17]

3.2. Опубликование международного договора

В то время как регистрация является делом, прежде всего, сторон международного договора, обязанность опубликования международных договоров целиком воз­ложена на Секретариат Организации Объединенных Наций.

Согласно ст.102 Устава ООН, Секретариат обязан опубликовать всякий договор и международное соглаше­ние.[18]

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 97/1 и ст.10 правил, эта обязанность распространена и на договоры и соглашения, хранящиеся в делах и вне­сенные в перечень.

В меморандуме Секретариата относительно регист­рации и опубликования договоров и международных со­глашений указывалось: «В целях удобства пользования документами, подлежащими опубликованию Организа­цией Объединенных Наций, Подкомитет считает жела­тельным, чтобы зарегистрированные акты и акты, хра­нимые в делах и занесенные в Перечень, публиковались в одной и той же серии».

Опубликование договоров и других международно-правовых документов происходит в «Сборниках догово­ров ООН».

В большинстве своем они состоят из двух частей: в первой — публикуются договоры и соглашения, заре­гистрированные в соответствии со ст.102 Устава ООН, а также ст.1 и 4 правил 1946 года; во второй - догово­ры, принятые на хранение и занесенные в перечень (т. е. не подлежащие обязательной регистрации) в соответст­вии со ст.10 правил.

Секретариат Организации Объединенных Наций с 1947  по 1979 год опубликовал более 900 томов «Сборни­ков договоров ООН», содержащих свыше 14 тыс. догово­ров и соглашений. К 1979 году в ООН было зарегистри­ровано и внесено в перечень более 15 тыс. договоров.

В соответствии со ст.12 правил регистрации догово­ров «в кратчайший срок Секретариат опубликовывает в виде серии сборников все договоры или международные соглашения, зарегистрированные или хранящиеся в де­лах и занесенные в Перечень», на языке или языках под­линника вместе с переводами на английский и французский языки.

Согласно п. 2 ст.12 правил, Секретариат сообщает при опубликовании следующую информацию: номер в порядке регистрации или занесения в перечень, дату ре­гистрации договора стороной или специализированным учреждением ООН, а также день и порядок вступления договора в силу для каждой стороны.

В связи с этим в меморандуме Секретариата указывалось, что опубликование какой-либо дополнительной информации, добровольно представленной любым госу­дарством, должно быть оставлено на усмотрение Секретариата.

Вопрос об опубликовании поднимался Шестым ко­митетом на II, III, IV, V, IX и Х сессиях Генеральной Ассамблеи ООН во время обсуждения докладов Гене­рального секретаря о регистрации и опубликовании договоров и международных соглашений. В дискуссиях внимание было обращено главным образом на вопросы о сроках опубликования и правильности переводов.

При обсуждении доклада Генерального секретаря на III сессии о регистрации договоров и международных соглашений все согласились с тем, что они должны опуб­ликовываться в кратчайший срок, и установили для этого в качестве общего правила срок в течение шести ме­сяцев после регистрации. Такое отношение к вопросу вполне логично, так как если опубликование договоров будет производиться с большим опозданием, то они бу­дут представлять только исторический интерес.

На III сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 254/111, в которой предусматривалась необходимость «опубликования договоров и междуна­родных соглашений в возможно короткий срок», и Гене­ральному секретарю было поручено «принять все необходимые меры к тому, чтобы зарегистрированные до­говоры или соглашения опубликовывались с наименьшей задержкой и чтобы переводы достигали возможно высо­кой степени правильности и точности».

Эти вопросы обсуждались и на последующих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, возникал вопрос об опубликовании приложений к международным договорам. Правильное его решение может быть найде­но исходя из характера приложений: являются они не­отъемлемой частью договора или нет. В первом случае их опубликование необходимо. Как отмечалось на Х сессии Генеральной Ассамблеи ООН, есть приложе­ния, имеющие существенное значение для правильного понимания самого договора, где, например, излагается принятое участвующими сторонами толкование постанов­лений договора или содержатся дополнительные обяза­тельства участвующих сторон, условия, от которых за­висит действие постановлений данного соглашения, и пр.

Само собой разумеется, что опубликование таких приложений имеет столь же важное значение, как и опубликование самого соглашения. Однако некоторые приложения, несомненно, не имеют существенного значе­ния для правильного понимания основного документа. К их числу относятся, например, различные формуляры, прилагаемые к почтовым и таможенным соглашениям, имеющим ограниченное применение; списки товаров, прилагаемые к двусторонним краткосрочным коммерче­ским договорам, с указанием рода и количества товаров, подлежащих обмену между договаривающимися сторо­нами, причем иногда даже с подробной спецификацией этих товаров; в некоторых случаях чертежи или геогра­фические карты, прилагаемые, например, к соглашени­ям, касающимся устройства военных кладбищ или арен­ды помещений, и пр. В опубликовании таких приложе­ний нет необходимости.

Кроме «Сборников договоров» Секретариат ООН ежемесячно публикует сообщения о зарегистрированных договорах и договорах, хранящихся в делах и внесенных в Перечень. При этом указываются номер и дата регист­рации или внесения в Перечень, стороны договора и да­та вступления его в силу. Тексты договоров публикуют­ся позже их регистрации, иногда этот разрыв значите­лен. В связи с этим в ежегодном докладе о работе Ор­ганизации Объединенных Наций на XV сессии Генераль­ной Ассамблеи Генеральный секретарь отметил, что в будущем промежуток времени между регистрацией и опубликованием должен быть не более года.

С 1952 года в Секретариате ООН издаются Положе­ния о многосторонних конвенциях, в отношении которых Генеральный секретарь осуществляет функции депози­тария.

Издаются и некоторые специальные сборники. Таков «Сборник международных налоговых соглашений», ко­торый не ограничивается лишь договорами и междуна­родными соглашениями, подлежащими регистрации и хранению в делах на основании ст.102 Устава ООН и Правил, а является полным собранием всех международных документов по налогообложению. Тексты обыч­но опубликовываются после их подписания, а не рати­фикации, то есть до вступления их в силу. Материал, публикуемый в этом сборнике, собирается Генеральным секретарем при содействии правительств. Тома сборника издавались первоначально лишь на английском и фран­цузском языках, а затем, по просьбе ЭКОСОС, и на ис­панском. Поэтому не всегда документы издаются на языке оригинала.[19]

Кроме международного опубликования существует внутригосударственное опубликование международных договоров — промульгация. В отличие от международ­ного опубликования, промульгироваться могут и незаре­гистрированные договоры, что осуществляется в соответ­ствии с правилами, принятыми в данном государстве, и не зависит от регистрации.

В РФ с учетом положений ч. 4 ст.15 Конституции, определяющих, что международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы РФ, и устанавливающих приоритет правил международного до­говора РФ по сравнению с правилами, предусмотренными законом, в случае противоречия между ними, вопрос об официальном опубликова­нии международных договоров РФ приобретает особое значение. Важно подчеркнуть и установленный Конституцией запрет на при­менение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликова­ны официально для всеобщего сведения.[20]

Официально опубликованы могут быть только вступившие в силу для РФ международные договоры. Поэтому необходимо иметь в виду, что соответствующие решения о согласии на обязательность для РФ ме­ждународных договоров опубликовываются раньше самих договоров. Вступление договора в силу осуществляется в порядке и сроки, преду­смотренные в самом международном договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международных договоров РФ на хране­ние депозитариям, обмен и сдача на хранение иных документов (об ут­верждении, принятии или присоединении) и переписка с депозитариями многосторонних договоров осуществляются МИД.

Международные договоры РФ, заключенные от имени РФ и от име­ни Правительства, опубликовываются по представлению МИД, который хранит подлинники (заверенные копии, официальные переводы) таких договоров, и на который возлагаются функции давать официальные со­общения о вступлении в силу таких договоров.

В Собрании законодательства РФ подлежат официальному опубли­кованию по представлению МИД вступившие в силу для РФ междуна­родные договоры, решения о согласии на обязательность которых для РФ приняты в форме федерального закона.

К сожалению, как показывает практика, такие договоры опублико­вываются зачастую со значительным опозданием. Это может создать в ряде случаев проблемы с их применением в РФ. Следовало бы устано­вить предельный срок (конечно, практически осуществимый) для опуб­ликования вступивших в силу для РФ международных договоров, преду­смотрев с учетом ч. 3 ст.15 Конституции, что международные договоры РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граждани­на, подлежат официальному опубликованию не позднее дня вступления их в силу для РФ. Для этого необходимо ускорить внесение соответству­ющих изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опуб­ликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Путем вне­сения соответствующего дополнения в упомянутый Закон следует ре­шить также вопрос об опубликовании тех международных договоров РФ, аутентичные тексты которых составлены на иностранных языках. В этом случае договор опубликовывался бы на одном из этих языков с официальным переводом на русский язык.

Вступившие в силу для РФ международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению МИД также в Бюллетене международных договоров.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности заключения международных договоров.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрено понятие и значение международного договора;

-             Описаны стадии заключения международного договора;

-             Раскрыты особенности регистрация и официальное опубликование международного договора.

Работа над Венскими конвенциями о праве международных договоров 1969 и 1986 гг. исторически явилась объективно закономерной. Необходимость выработки подобных актов назрела именно к тому моменту, когда перед человечеством встали глобальные проблемы, имеющие жизненное значение для судеб цивилизации. Речь идёт об охране окружающей среды, о воздушном и космическом пространстве, Мировом океане, ресурсах планеты, о гонке вооружений, о необходимости покончить с голодом, нищетой, об использовании достижений научно-технического прогресса на благо всего человечества.

Стало очевидным, что ни одно государство не в состоянии решить эти проблемы в одиночку. Только международное сотрудничество с учетом интересов всех при полной свободе выбора участников международного сообщества путей своего развития позволит решать эти проблемы и идти по пути прогресса. Появление глобальных проблем поставило, в частности, перед государствами вопрос о непосредственном их влиянии на поиск путей и средств выживания человека, на использование тех общепризнанных принципов и норм поведения в международном общении, которыми цивилизация уже обогащена, и на создание новых правил общения, новых международных механизмов. На нашей планете назрела необходимость в новых правилах общежития, соответствующих новым потребностям и изменившимся условиям.

В этих условиях международный договор должен стать основным инструментом правового регулирования международных отношений. Вот почему сейчас уделяется так много внимания вопросам регламентации заключения, исполнения международных договоров. В огромной степени от юридической техники, разработанности процедурных тонкостей будет зависеть практическая реализация идей безъядерного и ненасильственного мира. Разрешение проблем заключения международных договоров будет одним из важнейших шагов на пути к новому международному правопорядку.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.

2.           Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ. – Справочная система гарант.

3.           Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969 года. – Справочная система гарант.

4.           Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. // Международное право, 2002.

5.           Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное право. – М.: Международные отношения, 2004.

6.           Блищенко И.П., Солнцева М.И. Международная политика и международное право. – М.: Юристъ, 2004.

7.           Действующее международное право. В 3 т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М.: Международные отношения, 2004.

8.           Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право. Словарь-справочник. – М.: Инфра-М, 2002.

9.           Дружком М.П. Заключение многосторонних договоров в рамках и под эгидой международных организаций. – М.: Международные отношения, 2003.

10.      Дурденевский В.Н., Крылов С.Б. Международное право. Учебное пособие. – М.: МГУПРМ, 2005.

11.      Иващенко Л.А. Основы международного права. – М.: Международные отношения, 2005.

12.      Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного права. – М.: Юридическая литература, 2005.

13.      Международное право. Учебник. / МГИМО отв. ред. Колосов Ю.Н., Кузнецов В.И. – М.: МГИМО, 2004.

14.      Международное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2004.

15.      Международное публичное право. Сборник документов. – М.: Международное право, 2003.

16.      Поленц О. Ратификация международных договоров. – М.: Дело, 2004.

17.      Раминский И.П. Международный договор. - М: Международные отношения, 2004.

18.      Соловьев В.А. Особенности заключения международных договоров. – М.: Инфра-М, 2004.

19.      Фабриков Э.М. Международный договор (его подготовка и оформление). – М.: Международные отношения, 2004.

20.      Нефедов Б.И О юридической природе регистрации международных договоров // Международное и внутригосударственное право: проблемы сравнительного правоведения. – Свердловск, 2003.


[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант. – п.4.ст.15.

[2] Раминский И.П. Международный договор. - М: Международные отношения, 2004. – с.38.

[3] Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ. – Справочная система гарант. – ст.2.

[4] Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. // Международное право, 2002. – ст.6

[5] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное право. – М.: Международные отношения, 2004. – с. 87.

[6] Иващенко Л.А. Основы международного права. – М.: Международные отношения, 2005. – с. 208.

[7] Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969 года. – Справочная система гарант. – ст.11.

[8] Федеральный закон  «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ. – Справочная система гарант. – ст.6

[9] Дружком М.П. Заключение многосторонних договоров в рамках и под эгидой международных организаций. – М.: Международные отношения, 2003. – с.146.

[10] Действующее международное право. В 3 т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М.: Международные отношения, 2004. – с. 244.

[11] Дурденевский В.Н., Крылов С.Б. Международное право. Учебное пособие. – М.: МГУПРМ, 2005. – с. 132.

[12] Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. // Международное право, 2002. – ст.23.

[13] Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. // Международное право, 2002. – ст.21

[14] Нефедов Б.И О юридической природе регистрации международных договоров // Международное и внутригосударственное право: проблемы сравнительного правоведения. – Свердловск, 2003. – с. 117.

[15] Международное публичное право. Сборник документов. – М.: Международное право, 2003. – с.315.

[16] Соловьев В.А. Особенности заключения международных договоров. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 200.

[17] Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ. – Справочная система гарант. – ст.27.

[18] Международное публичное право. Сборник документов. – М.: Международное право, 2003. – с.318.

[19] Фабриков Э.М. Международный договор (его подготовка и оформление). – М.: Международные отношения, 2004. – с. 85.

[20] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант. – ч.3.ст.15.