Комарова Светлана Николаевна
ИНСТИТУТ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
СООТНОШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И КУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЙ
Специальность 22. 00. 04. - социальная структура, социальные институты и процессы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Ростов-на-Дону 2001
Диссертация выполнена на кафедре социологии, политологии и права
Института по переподготовке и повышению квалификации
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Трансформация российского общества на принципах рыночных отношений вызвала возникновение социальных потребностей в новых видах деятельности. В частности, переориентация производства на потребителя вызвала необходимость детального изучения его потребностей, вкусов и их корректировки в целях продвижения товаров на рынке. С другой стороны, обилие товаров на рынке и их широкий ассортимент вызвал потребность у массового покупателя ориентации в этой массе товаров. Отвечая на эти потребности, в России за короткий срок стала создаваться инфраструктура рекламного бизнеса, которая представлена преимущественно западными производителями рекламы. Их деятельность «сводится к тому, чтобы максимально использовать глобальные маркетинговые идеи и стратегии и, таким образом, не иметь дел с рекламопроизводителями в России»1. Вместе с тем, широко известно, что рекламная деятельность должна ориентироваться в первую очередь на специфику потребителя, сформированную социально-культурной средой его жизнедеятельности. В этом отношении транспортирование западных рекламных технологий в российских условиях не гарантирует положительного эффекта.
Развитие рекламного бизнеса в России вызвало возникновение достаточно обширной исследовательской литературы, а также переводных изданий по рекламе, направленных на распространение рекламных технологий. Вместе с тем, следует отметить, что повышение эффективности рекламной деятельности предполагает исследование специфики становления рекламного дела в конкретной стране, а также ее функционирования в социокультурных условиях переходного общества (экономики с незавершенными рыночными преобразованиями). В обществе, основанном на принципах рыночной экономики, они в значительной мере определяют функционирование и других сфер социальной жизни. Поэтому реклама, как неизменный и необходимый спутник рыночного
Оганджянянц В Международная конкуренция и рекламный рынок России// Международная экономика и международные отношения 1999 №10. C.IOI
производства, постепенно проникает во все сферы общества и становится составной частью социальных номинаций субъекта любого типа - индивида, группы, политического движения или лидера, сферы бизнеса или конкретного товара. Иными словами, рекламу следует рассматривать не только как массированный поток информации о товаре или деятельность, сопутствующую производству товаров, но и как определенный институт рыночного общества, в котором закрепляются новые формы социального поведения и типы производственной деятельности, понимаемой в самом широком плане (от производства товаров до производства социальных событий).
В этом качестве реклама начинает выступать мощным механизмом производства социальных норм и ценностей. Реклама является тем видимым медиатором, который реорганизует поведенческие установки широких слоев общества, заменяя принцип трудового аскетизма на гедонистический индивидуализм, переориентируя индивида с ценностей труда и производства на ценности досуга и потребления. Такой широкий контекст понимания рекламы позволяет ее рассматривать как важный механизм производства общественного порядка. Но эту роль реклама начинает выполнять не сразу, формируясь первоначально в сфере чисто экономической деятельности как составной элемент рыночного производства.
Переход России к принципам рыночного функционирования позволяет проследить процесс институционализации рекламы и расширения ее функций. Сравнение функционирования рекламы на Западе и в России позволяет выявить ее социокультурные возможности - а, именно, формировать стилистику поведения, ценностные установки, интегрировать социальные слои. Значительную роль при этом играет анализ восприятия рекламы широкими слоями населения трансформирующейся России, их готовность (или не готовность) доверять ей как коммуникационному каналу.
Актуальность исследования этих проблем обусловлена широкой применимостью, полученных результатов, поскольку в рыночном обществе в качестве товара могут выступать не только продукты материального производства, но и идеи, информация, услуги и др.
Степень разработанности проблемы. Область исследования, которая является предметом рассмотрения, по своей природе интердисциплинарна. Она представляет собой фокус, где пересекаются познавательные интересы исследователей теоретических проблем теоретической социологии, экономической социологии, экономики предпринимательства, теории управления, социальной психологии. Реклама стала предметом анализа многих зарубежных специалистов, в первую очередь маркетологов, поскольку реклама является частью маркетинговой деятельности. Поэтому рекламе посвящены многие работы известных зарубежных специалистов в области изучения рынка и поведения потребителей: Котлера Ф., Эванса Дж. и Бермана Б., Друккера П., Уолша С., Хайема А., Морриса Р., А.Дейяна, Бодрийара Ж. Большое количество работ посвящено психологии восприятия рекламы потребителями. В этом направлении известны работы Ч.Сэндидж, В.Фрайбургера, К.Ротцтола, А.Маслоу, Д.Шварца и др.
Реклама является предметом анализа и для социологов. В частности в работах российских исследователей Веселова С., Гофмана А.Б., Завьялова П., Крылова И., Ильина В. рассматривается специфика потребительского поведения российского населения, особенности восприятия им рекламы зарубежных и отечественных производителей2. В последнее время появились работы, направленные на изучение рекламы с точки зрения моделирования ею потребительского спроса3, специфики маркетинговых исследований российского рынка. К этому направлению примыкают редкие в настоящее время работы, посвященные анализу рекламы как специфического средства коммуникации4.
Институционализация рекламы на российском рынке, специфика рыночного поведения российских потребителей неизбалованных обилием и ассор-
2 Веселое С. Формирование рынка Крылов И. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций М. 1998., Ильин В. Поведение потребителей Сыктывкар. 1998.
' Веселов С. Формирование рынка рекламы в России в первой половине 90-х годов//Маркетинг. 1995. № 1; Завьялов П. Реклама - активная составляющая маркетингаУ/Маркетинг 1995, № 1; Крылов И., Указ соч; Мака-гон Н В. Способы моделирования потребнтельского спроса// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. N 1. Денисова Г.С., Гук А.А. Маркетинговые исследования российского рынка: опыт анализа// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. N 1.
4 Богомолова Н.Н. Массовые коммуникации и общение М., 1988; Конецкая В.П. Социология коммуникаций. М., 1997;; Штернлиб Н.В. Социально коммуникационная природа рекламы. Автореф. Дне. К.с.м Ростов-на-Дону 1998;
тиментом товаров в предшествующее десятилетие, с недостаточно развитым институтом зашиты потребителей, с высоким уровнем доверия к печатному слову и СМИ - все эти проблемы являются недостаточно изученными в российской исследовательской литературе. Отсутствие системных работ, опирающихся на обширный эмпирический материал, характеризующий форму восприятия рекламы различными слоями российского населения, не позволяет осуществить сравнительно-теоретический анализ функционирования рекламы в развитых обществах рыночного типа и в трансформирующейся России. Работы в этом направлении крайне редки 5. На ликвидацию этой лакуны и нап-
ч
равлено наше диссертационное исследование.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в современной России при активном развитии института рекламы, формировании ее в самостоятельную сферу производства с присущими ей собственными функциями, тем не менее, наблюдается отставание социокультурных функций от экономических. Причинами этого явления выступают неустойчивость потребительских предпочтений, что определяется низким уровнем жизни населения, и монополюированием российского рынка западными производителями рекламы, которые в своей деятельности игнорируют культурные особенности населения России, а используют «лишь российские каналы распространения рекламной информации, которые создаются за пределами страны»6.
Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ специфики функционирования института рекламы в контексте социокультурных особенностей экономического развития России.
Ее достижение реализуется в процессе решения следующих исследовательских задач:
проанализировать роль института рекламы в контексте общества потребления;
' См например, Гофман А Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения М., 1994; Левинсон А.
Женщина как цель и средство в отечественной рекламе// Женщины и визуальные знаки. М , 2000; Юрчак А.
По следам женского образа// Женщины и визуальные знаки. М.( 2000. 6 Огаджанянц В. Указ Соч. С.101.
- рассмотреть экономические функции института рекламы;
- проанализировать тенденции социально-психологического функционирования института рекламы;
- определить специфику институционапизации рекламы в России;
- выделить особенности восприятия рекламных сообщений в России;
- выявить особенности потребительского поведения населения Юга России, позволяющие проверить гипотезу о соотношении экономических и культурных функций института рекламы; ч»
Объектом исследования выступает реклама как социальный институт современного общества.
Предметом исследования избраны особенности функционирования рекламы в современной России.
Методология исследования. Исследование данной проблемы осуществляется в методологической парадигме постиндустриального общества, составной частью которой является концепция общества потребления. Анализ расширения социальных функций рекламы потребовал опоры также и на концепцию институционализма, которая позволяет выявить эффективность функций института в зависимости от потребностей, его порождающих.
Рассмотрение поведения потребителей в современном западном обществе осуществлялось исходя из эвристических идей Т.Веблена, выступившего основоположником концепции культурного стиля. Анализ эффективности рекламы как способа производства культурного стиля опирался на типологию поведения индивида, предложенную М.Вебером, и концепцию иерархии потребностей известного американского психолога А.Маслоу.
В качестве информационной базы исследования выступили эмпирические данные, собранные в процессе конкретно-прикладных социологических исследованиях, проведенных при непосредственном участии автора в 1999-2000 г. Первое из них (в Ростовской области и в Краснодарском крае) было посвящено изучению особенностей потребительского поведения (в частности, отношение к рекламе) на рынке продовольственных товаров, второе бьшо на-
правлено на изучение маркетинговой стратегии (составным элементом которой выступает рекламная деятельность) конкретной фирмы на продовольственном рынке г.Гуково Ростовской области.
Научная новизна исследования. В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем:
- на основе анализа общества потребления выявлена трансформация со-циокультурной роли института рекламы, связанная с ее относительной автоно-мизацией от производства и формированием в качестве важного источника массовизации общества.
- показано расширение экономических функций рекламы в современном обществе, что было вызвано ее обособлением в качестве самостоятельной сферы производства;
- проанализированы тенденции социально-психологического функционирования рекламы, которые проявились в легализации и развитии ее латентных функций - интеграционной и манипуляционной, направленных на управление поведением широких социальных слоев.
- аргументирована специфика институционализации рекламы в России, проявляющаяся в запаздывании формирования ее культурных функций по сравнению с экономическими; что связано с традиционно невысоким социальным статусом рекламы в экономической и культурной жизни российского общества;
- проанализированы причины низкого статуса института рекламы в современной России, связанные с социокультурной спецификой восприятия рекламных сообщений, которые в значительной степени определяют замыкание его функционирования, преимущественно сферой экономики;
- опираясь на результаты конкретно-социологических исследований, выявлены особенности потребительского поведения населения Юга России, верифицирующие гипотезу о доминировании экономических функций рекламы, а также позволяющие сегментировать потребительский рынок по отношению к
рекламе и выделить наиболее эффективные рекламно-маркетинговые стратегии.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Функционирование рекламы как социального института в обществе потребления привело к ее выделению в качестве самостоятельной сферы общественного производства, с присущей ей культурной функцией формировать стиль жизни массового потребителя.
2. Наряду с традиционной экономической функцией - продвижения товаров на рынке сбыта, - у института рекламы в современном обществе возникли такие экономические функции, как обратного влияния на производство товаров массового спроса и определение вектора его развития, а также обеспечения занятости трудоспособного населения в новых видах трудовой деятельности.
3. Опора рекламы на изучение и использование социальной и психологической природы человека-потребителя, динамичное развитие рекламного бизнеса, формирующего стили жизни, привели к легализации и постепенному доминированию ее важных социокультурных функций: а) манипулирования сознанием и управления поведением широких социальных слоев; б) воспроизводства ведущих социетальных ценностей в обществе сегментированном различными культурными стилями, что позволяет использовать рекламу в качестве новой интеграционной силы. Однако интеграционная функция института рекламы в постиндустриальном обществе вырастает не на почве производства, а на почве потребления. Сложившиеся прочные социальные связи, возникающие из необходимости общественного разделения труда, заменяются здесь поверхностными связями конструируемой группы культурного стиля, что позволяет определить этот тип интеграции как «квазиинтеграцию».
4. Процесс институционализации рекламы в современной России, инициированный преимущественно западными фирмами, носит противоречивый ха-
10
рактер: конституирование рекламы в качестве социального института не сопровождается развитием социокультурных функций (как в западных странах), сохраняющихся в латентном состоянии. Реклама в России, даже формируясь в качестве отдельной отрасли производства, не выступает в роли производителя стилей жизни. Это объясняется, в первую очередь, низкой эффективностью рекламной продукции на российском рынке и не заинтересованностью отечественного товаропроизводителя в развитии рекламного бизнеса.
5. Невысокий статус рекламы в российском обществе объясняется рядом исторических особенностей развития рыночных отношений: исторически сложившейся заниженной оценка рекламы, связанной с традиционной ориентацией населения на аскетизм в потреблении и неуважением к богатству; распространенным мнением о том, что лучшей "рекламой" является репутация производителя; значительным отставанием в России средств массовой информации по темпам развития в сравнении с европейскими странами; недоверием к рекламе, сформировавшимся на протяжении советского периода развития дефицитной экономики, в которой рекламировались чаще низкокачественные товары.
6. Проведенные эмпирические исследования с целью сегментации потребительского рынка по отношению к рекламе показали следующее:
• наибольший социально-экономический эффект на рынке Юга России имеет реклама, построенная на анализе рациональных характеристик товара (цены и качества), все другие рекламные технологии менее эффективны на отечественном рынке.
• основным критерием, сегментирующим потребителей по мотивам потребления продукции и восприятия рекламных объявления, выступает возраст.
• ведущим основанием для позиционирования продукции фирмы и организации ее продвижения на рынке с точки зрения всего массива опрошенных покупателей и целевой группы, в частности, является качество конкретного продукта, а не его символика. Построение
рекламы, на основе брэндинга7 - мало воспринимается российским
потребителем.
Эти результаты подтверждают гипотезу исследования о том, что в провинциальной России реклама функционирует преимущественно как инструмент рыночной экономики, а не как институт общества потребления.
Практическая значимость работы состоит в том, что она уточняет современные представления о рекламе, показывает ее функционирование в качестве индикатора формирования в России общества массового потребления.
Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки эффективной рекламной продукции на региональных рынках.
Материалы диссертации могут быть использованы также при чтении лекционного курса по общей социологии, а также спецкурсов по экономической социологии, социологии массовых коммуникаций и социологии рекламы.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на кафедре политологии и социологии ИППК при РГУ, на научно-теоретической конференции «Лосевские чтения» ЮРГТУ (НПИ) май 2000г.; Региональной научно-теоретической конференции «Социальные процессы в современном российском обществе» г.Аксай, июнь 2000г.; Международная научная конференция профессорско-преподавательского состава «Проблемы устойчивого развития региона» апрель 2000г., РГЭУ «РИНХ»; Региональной на-учно-пракгической конференции «Финансовые институты и механизмы инвестирования» г.Гуково, октябрь 2000г. и опубликованы в 5 статьях общим объемом 3,3 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения (включающего в себя статистические таблицы).
7 Брэндинг • создание долгосрочного покупательского предпочтения с помощью выделения н закрепления в сознании потребителя торговой марки
12
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, ее теоретическая и практическая значимость, определяется степень разработанности избранной темы в отечественной и зарубежной социологической литературе, сформулированы цели и задачи исследования, его методологическая и теоретическая база, приводятся положения и выводы, содержащие элементы научной новизны и выделяются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические проблемы изучения института рекламы» определяются методологические и общетеоретические ^подходы к исследованию феномена рекламы в современном обществе.
В первом параграфе главы «Трансформация социальной роли института рекламы в обществе потребления» рассматривается эволюция и роль рекламного бизнеса на различных этапах развития общества.
Исследователи истории рекламы отмечают, что реклама в ее наиболее примитивных формах существовала еще в глубокой древности. Самыми распространенными рекламными средствами в то время выступали: торговые марки; призывы глашатаев/герольдов; различные знаки (символы). Качественно новым этапом в развитии рекламы явилось изобретение печатного станка, в результате чего рекламные объявления начинают проникать в прессу. Период активного распространения рекламы в средствах массовой информации приходится на середину XIX века.
Но революционный сдвиг в развитии рекламного бизнеса связан с научно-технической революцией конца XIX начала XX века, которая вызвала эру массового конвейерного производства основных товаров. В результате товаров стало производиться заметно больше, чем население могло их потребить. В этих условиях постепенно то в одной, то в другой отрасли и стране проблема сбыта становится центральной. Это приводит к тому, что за потребителем начинают буквально охотиться, убеждая с помощью рекламы купить товар той или иной фирмы. Научно-техническая революция начала века коренным образом изменила соотношение производства и потребления - общество из произ-
13
водительного перешло в состояние расширенного потребления. "Экономика спроса" сменила "экономику предложения".
В "экономике спроса" меняется роль потребителя. Основной проблемой потребителя выступает проблема выбора, причем выбора не товаров как таковых, а выбора их из многообразия марок - товарных знаков. Происходит это потому, что в условиях массового производства, микширование индивидов в сфере повседневности и досуга приводит к потребности проявлять и подчеркивать свои статусные различия посредством культурной символики. Поэтому промышленность и рынок, искусство и наука - буквально все сферы производства создают и тиражируют символические ценности - знаки. В этой ситуации на место важнейшего товара незаметно выдвинулся знак, не обладающий утилитарной нагруженностью.
Британские социологи С.Лэшу и Дж.Урри, фиксируя данную качественно новую ступень развития человечества, называют современную экономическую систему "экономикой знаков и пространства". По их мнению, наряду с ускоряющимися потоками капитала, труда и товаров, неизмеримо возрастает роль "рефлексивного накопления" информации и образов.
Таким образом, сущность происходящих в последнее столетие изменений состоит в переходе от "материального" к информационному обществу - обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении закодированной (символической) информации. Реклама в этом процессе играет первостепенную роль. "Происхождение" на потребительском рынке обеспечивается именно рекламой. Грамотная рекламная кампания создает образ товара. Образы созданные рекламой покупаются и продаются на потребительском рынке.
Данная тенденция общественного развития увеличила социальную и рыночную активность отрасли, производящих различного рода символы - средств массовой информации. Реклама в этом смысле выступает основным элементом массовой коммуникации.
Поэтому в последние десятилетия доля занятых непосредственно в сфере производства (в так называемых первичном и вторичном секторах экономики) снижается, а доля занятых в маркетинге и рекламном бизнесе растет (так назы-
ваемый третичный и четвертичный сектора экономики). Растет и доля затрат на рекламу в бюджете товаропроизводителей. Экономически симуляция веши в рекламном послании начинает превалировать над собственно вещью.
Мало того, реклама перестает быть просто рекламой - она становится образом жизни, т.к. формирует потребности, призывает потребителя покупать вещи символизирующие качество жизни, социальный статус и престиж. Сила рекламных объявлений теперь заключается не столько в информировании о цене и качестве товара, сколько в средстве присоединения к определенному "сообществу потребления"8.
Реклама как общественный феномен является одновременно продуктом общества потребления и фактором его формирующим. По этому поводу французский социолог Эдгар Морэн отмечает, что конечно, реклама не творит потребительский мир из ничего, но этот мир немыслим без рекламы9.
В результате чего в большинстве западных стран, достигших уровня постиндустриального развития, реклама стала частью государственной политики: какие товары производить, какой образ жизни должен соответствовать той или иной группе жителей данной страны - диктуют уже не отдельные фирмы, а само государство. Существует общая государственная политика, в которую вписывается каждая отдельная рекламная политика данной фирмы. В современных западных странах приняты законодательные акты о применении рекламы и защите прав потребителей, что говорит о высокой степени отношения государства к роли рекламы в социально-экономическом развитии общества и рекламному бизнесу в частности.
Во втором параграфе главы «Институт рекламы в сфере экономики: расширение функций» феномен рекламы исследуется с позиций столь популярной сегодня маркетинговой концепции. В такой трактовке реклама выступает важной частью маркетинговой стратегии фирмы. Отсюда функции рекламы произ-водны от функций и роли маркетинга в современных рыночных отношениях.
1 БурстинД Дж Сообщества потребления //Thesis, 1993. T.I. Вып.З. С.232. ' см. А.Дейян Реклама М., 1993. С.6.
Современный маркетинг как научно-практическая деятельность, основывается на следующих фундаментальных принципах:
- тщательный учет и анализ при принятии хозяйственных решений потребностей, состояния и динамики спроса. Задача маркетинга - понять, что желают потребители. П. Драккер писал по этому поводу: "Есть только один человек, обладающий действительным знанием - это покупатель. Только задавая вопросы покупателю, наблюдая за ним, стараясь понять его поведение, можно выяснить, что он за человек, что он покупает, как использует свои покупки, что ожидает и что ценит" ш;
- организация производства таким образом, чтобы оно могло быстро реагировать и приспосабливаться к конъюнктуре рынка и структуре спроса, основываясь на долгосрочной перспективе. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. Производство товаров, таким образом, находится в функциональной зависимости от запросов, которые диктуют производителю необходимый ассортимент и объем продукции на рынке;
- информирование потенциальных потребителей о товаре и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью убедить их приобрести предлагаемый товар.
Таким образом, на сегодняшний день маркетинг представляет собой систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения разнообразных экономических потребностей и запросов населения, а также их корректировать.
Исследование сущностных основ концепции маркетинга показывает, что реклама выступает одним из фундаментальных принципов маркетинговой деятельности или, другими словами, является элементом маркетинговой коммуникации, направленной на продвижение товара. В маркетинге под рекламой понимается платная, однонаправленная и неличная форма коммуникации, агитирующая в пользу какого-либо товара, марки, фирмы через посредство средств распространения информации.
Главной целью рекламных объявлений является побуждение к действию, коммерческих организаций результатом "действий", вызванных рекламой, ляется достижение или увеличение потребительского спроса на рекламируе->1Й товар.
Ведущая цель рекламы - получение прибыли - достигается через решение [едующих задач":
- довести до сведения потенциальных покупателей, что такой-то товар, жая-то марка существует; что они имеют такие-то характеристик, что их мож-о найти в таком-то месте, по такой-то цене и т.д.;
- заставить думать о приобретении этого товара/торговой марки, приводя оводы в пользу такого приобретения;
- заставить желать этот товар/торговую марку, побудив мечтать о нем.
С социально-экономической точки зрения типы рекламы, как правило, азличают в зависимости от фазы жизненного цикла товара: информационная, беждающая, имиджевая, напоминающая.
Однако социально-экономические функции рекламы не ограничиваются озданием спроса и приумножения прибыли. Трансформируясь в самостоя-ельный сектор экономики рекламный бизнес обеспечивает новые рабочие мес-•а для населения. Следовательно, расширяясь, четвертичный сектор, увеличи-iaer количество вакантных рабочих мест. Мало того, ценность рекламы заклю-гается еще и в том, что она формирует новые профессии - рекламный агент, >екламист, имиджмейкер, копирайтер (создатель рекламных текстов - слоганов, щенариев рекламных телероликов и радиоспотов).
В третьем параграфе главы «Социально-психологическая функция рекламы» рассматриваются психологические и социальные аспекты рекламных обращений в постиндустриальном обществе.
Как показывает практика, маркетинг (и особенно маркетинговые исследования) приобретает сегодня все больше социально-психологических характеристик. Это значит, что активное использование социологических и психологи-
Драккер П Управление нацеленное на результаты Пер с англ М , 1992 г С 110 "ДейянА Реклама М 1993 С 44
17
ческих теорий в маркетинговой деятельности повышает ее эффективность. В связи с этим в современный маркетинг пришло понимание потребителей "как иррациональных, непоследовательных, противоречивых и, возможно, аморальных, но уж точно не моральных индивидуалистов"12. В результате чего потребительское поведение стало рассматриваться как человеческое поведения вообще, которое находит выражение, в том числе, и в поведении на рынке.
Этот угол зрения переориентировал рекламу с деятельности по информированию потребителя о товаре, на социально-психологический анализ особенностей потребительского поведения. Технологии рекламных обращений теперь строится на изучении социальной и психологической природы чеовека - потребителя.
Разработки психологов показали, что реклама воздействует на человека на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Когнитивная деятельность человека основывается на ощущении. Когнитивный уровень воздействует на область сознания и отражается, прежде всего, на процессе переработки информации: ощущении, восприятии, внимании, ассоциативного мышления, памяти и т.д.
Эмоциональный (аффективный) уровень воздействия является более сложным, поскольку здесь следует обнаружить область установок, глубинных мотиваций и оказать влияние на них. Эмоции - это процессы, "в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности"11. Эмоции всегда носят личный, субъективный характер. Эмоции тесно связаны с памятью.
Конативный компонент является областью поведения, действия. Данный компонент воздействует на мотивы поведения человека или, например, на мотивы принятия решения о покупке. Одной из наиболее известных сегодня теорий потребительской мотивации является теория иерархии потребностей А.Маслоу.
11 Ильин В Поведение потребителей Сыктывкар 1998 С 26 " Рудник П А Психология М 1964 С 462
Теория потребительской мотивации, разработанная А.Маслоу послужила ;новой для проведения рекламной деятельности, поскольку оказалось воз-ожным спроецировать ее на социально-стратификационную систему общест-а и показать разноуровневость потребностей различных социальных слоев. В анном случае разъясняет специфику потребительского поведения различных эциально-профессиональных слоев общества социологическая концепция со-иальной стратификации, которую активно разрабатывали выдающиеся со-иологи современности П.Сорокин, М.Вебер и П.Бурдье. Социальное неравен-тво, проявляющееся в экономической, профессиональной и политической ферах порождает различия в мотивах поведения, потребностях, и средствах х удовлетворения. Качественные особенности производственной деятельно-ти приводят к специфическим особенностям в потребности и потреблении, [утем выработки своих собственных ценностей и норм, формируется стиль кизни, а с ним - и стиль потребления.
Наряду с теорией социальной стратификацией при разработке рекламной ггратегии фирмы используется методология анализа типов поведения Л.Вебера, обладающая характером универсальности для поведения в любой ;фере общества. Концептуальная схема Макса Вебера, обоснованная им в тео-)ии "социального действия", позволяет рассматривать воздействие рекламы на формирование различных установок потребителя. Центральной идеей теории (вляется акцент на смысловом результате действия. Среди многообразия видов человеческого поведения автором выделяются четыре наиболее распространенных: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Общепризнанность таких типов поведения позволяет выстраивать рекламные стратегии, ориентируясь на них.
Таким образом, реклама как элемент маркетинговой коммуникации, воздействуя на человека на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне создает у него социально-психологическую установку - аттитюд. "Установка (аттитюд) - это внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо
19
действиям"14. Функция рекламы по созданию потребительских установок по своей социокультурной значимости выходит далеко за пределы узко экономической. Здесь речь должна идти о новой функции - формирования стиля жизни, распространения и пропаганды ценностей и жизненных установок, что возможно лишь при формировании общественного мнения по поводу стандартов и норм поведения, а также - интеграции общества на основе этих стандартов и норм.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что доминирующий сегодня в практике рекламного дела социопсихологический акцент на стиле жизни15 потенциального и реального потребителя (реклама социального конформизма) существенно увеличивает эффект от рекламного обращения (создать и/или увеличить спрос), путем предоставления специалисту рекламы богатейшего материала о ценностных ориентациях людей, мотивации их поведения, обусловленных их социальным положением, уровнем материального благосостояния и культурного развития.
Выявление этой функции у рекламы позволяет ее характеризовать как социальный институт, воспроизводящий социетальные ценности и поэтому выступающий интеграционной скрепой для общества. Правда, здесь следует сделать уточнение: эта интеграция осуществляется не на базе производства, а на базе потребления и поэтому может характеризоваться как «квазиинтеграция». Поэтому данная социокультурная роль реализуется рекламой в обществе, с развитой экономической основой, где преодолен громадный экономический разрыв между основными социальными слоями. Для такого общества характерна мозаичность культурных стилей и мировоззренческих позиций, что требует поиска некой интегрирующей силы. В качестве такой силы и выступает реклама.
Вторая глава «Особенности функционирования рекламы в современном российском обществе» исследует специфику развития рекламного бизнеса и особенности восприятия рекламы в транзитивном российском обществе.
м Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М. 1995. С. 17.
15 Под стилей жизни мы понимаем устоявшиеся, типичные для конкретных социальных отношений формы
жизнедеятельности людей данного общества, которые характеризуются системой ценностей, определяющей
в большей или меньшей степени все жизненые проявления личности.
В первом параграфе данной главы «Институционализация рекламы в Рос-ии» на основе сравнительного анализа этапов развития рекламы в России и ев-опейских странах выявлены факторы невысокого социального статуса рекла-1Ы в экономической и культурной жизни российского общества.
Переход России к рыночной экономике, рыночному хозяйственному ме-анизму в преддверии XXI века, определил формирование институтов рынка.
Среди элементов маркетинговых коммуникаций наиболее активное рас-|ространение за относительно короткий срок получил институт рекламы. Ди-[амика развития рекламного бизнеса позволила авторам научно-[сследовательских изданий уже в 1995 году отметить, что "рынок рекламы в 'осени к настоящему времени практически сформировался"16. Более того, {.Крылов в совей работе "Маркетинг (Социология маркетинговых коммуникаций)" пишет, что рекламный бизнес за четыре года (1991-1994) в России юлностью сформировался не только как система маркетинговых коммуникаций, но и как сфера занятости и отрасль экономики.
Однако процесс институционализации рекламы в России носит несколько :воеобразный и даже противоречивый характер, который объясняется истори-!Й формирования рынка и рекламы в России (причем на всех этапах историче-жого развития) и специфическими социокультурными особенностями отечественного потребителя. Следовательно, можно сказать, что специфику инсти-гуционализации рекламы в России определяют в первую очередь два вида «социальной памяти»17: 1)социальный опыт дореволюционной России; 2) социальный опыт советской истории.
Социальный опыт дореволюционной России выражается в традиционном негативном отношении к рекламе. А за период советской истории, к моменту рыночной трансформации - началу 90-х годов в экономике сформировался це-пый ряд социальных эффектов. К ним можно отнести:
не ориентированность выпуска продукции предприятиями на потребительский спрос;
16 Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995. С.12. 1 Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. М., 1998. С.74.
21
стандартизация продукции товаров народного потребления; крайне суженое количество импортируемых товаров народного потребления, что затрудняло формирование механизма социального сравнения уровня материального благосостояния по качеству товаров; блокирование развития потребительских вкусов у населения (не путать с потребностями) под предлогом борьбы "с мещанством", культивирование аскетических установок;
низкий уровень жизни основной массы населения, который, кстати, продолжает снижаться и по сегодняшний день. По данным Госкомстата РФ, на конец 1996 года за чертой бедности (ниже прожиточного минимума) в России живут 25% населения страны. Однако, по мнению социологов, проводящих анализ субъективных оценок самого населения, доля живущих на уровне прожиточного минимума и ниже составляла 75-80%".
Перечисленные социальные эффекты советской экономики, а также характерные исторические черты торговых отношений в России сформировали консервативный тип покупательского поведения возникший как следствие отсутствия свободного рыночного выбора и постоянного недостатка информации о товаре и его производителе.
В результате первых этапов рыночных преобразований в страну хлынул огромный поток импортируемых товаров в сопровождении яркой и разнообразной рекламы. Однако здесь следует отметить, что в импортируемых рекламных обращениях совершенно не учитывается специфика российского потребителя, которая в большинстве своем не зависит от пола, возраста и профессии потребителя и выражается в следующем:19
низкий уровень благосостояния, ориентирующий преимущественно на дешевые товары, распространяемые нецивилизованными способами продаж;
"См. таи же, с. 18.
19 Денисова Г.С., Гук А. А Маркетинговые исследования российского рынка: опыт анализа// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. N 1. С. 8.
несформированные потребности в широком ассортименте и выборе товаров;
преобладание традиционных вкусов у потребителей в области товаров массового потребления;
доминирование традиционных форм организации жизни, что делает непопулярным стиль питания и стиль потребления, пропагандируемый на отечественном рынке западными фирмами. Выделенные особенности «существуют и связаны не только с уровнем жизни большинства населения, но и с доминирующими ценностями, культурными особенностями населения различных регионов»20.
Кроме всего прочего столь распространенные на Западе технологии построения рекламы на основе брэндинга - путем создания долгосрочного покупательского предпочтения на основе выделения и закрепления в сознании потребителя торговой марки, в первые годы (1991-1995) практически не принималась российским потребителем. А у рекламы социального конформизма, основанной на тиражировании и пропагандировании "стиля жизни" на российском рынке практически отсутствует объект воздействия - средний класс. В результате чего значительно снижается эффективность рекламного воздействия в продвижении товаров на потребительском рынке России.
Во втором параграфе главы «Рекламно-маркетинговые исследования продовольственного рынка Юга России» на основе прикладных социологических исследований, проведенных на Юге России, автором выделяются особенности потребительского поведения населения (включающие отношение к рекламе).
В качестве объекта предпринятого автором исследования выступило потребительское поведение населения на рынке продуктов питания и его отношение к рекламе. Продуктовый рынок был выбран не случайно, т.к. в условиях переходной экономики именно он играет важнейшую роль (дает максимальный оборот, ликвидные товары и характеризуется неэластичным спросом на многие виды продукции).
23
Цель исследования состояла в выделении характерных особенностей современного российского потребителя, а отсюда определении наиболее эффективных способов влияния на его потребительское поведение с помощью рекламы. Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:
1) проанализировать потребительское поведение в зависимости от со-циодемографических показателей - пол, возраст, тип поселения;
2) рассмотреть отношение к рекламе выделенных социодемографических групп потребителей;
3) на основе полученных результатов, проанализировать возможности
повышения эффективного рекламного воздействия. Отсюда предметом исследования выступили социокультурные особенности потребительского поведения населения и его отношение к рекламе. Исходя из задач исследования, был проведен опрос населения Юга России - Ростовской области и Краснодарского края «разведовательного типа»21. Основным инструментом опроса выступила анкета. После отбраковки неправильно заполненных анкет, анализу были подвергнуты анкеты 196 респондентов. Опрос проводился методом квотной выборки по территории проживания. Респонденты, проживающие в Ростовской области и Краснодарском крае составляют 51.5% (101 человек) и 48.5% (95 человек) соответственно. Основным инструментом опроса выступила анкета. После отбраковки неправильно заполненных анкет, анализу были подвергнуты анкеты 196 респондентов. Исследование проводилось лично автором в 1999 году.
В основу проекта нашего исследования сознательно была положена методика социально-демографического сегментирования, а не популярная на Западе методика, базирующаяся на сегментации рынка по стилю жизни. Такая позиция объясняется предыдущими теоретическими исследованиями, в результате которых были сделаны выводы о неэффективности применения на
211 Там же, с. 8.
21 Прикладное социологическое исследование по разведывательному плану предполагает отбор «единиц наблюдет»» на объекте с жестко не регламентированной выборкой «состав и объем выборки заранее не фиксируете», устанавливается опытным путем по мере развили исследования...Все зависит от состояния получаемой информации» (Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С.112.).
24
российском рынке западной рекламы, апеллирующей к стилю жизни реального и потенциального потребителя.
Результаты проведенного эмпирического рекламно-маркетингового исследования позволили автору сделать следующие основные выводы:
• потребитель Юга России в основной своей массе представляет «рациональный тип потребителя», для которого пока еще основными критериями поведения на рынке выступает цена, а затем качество продукции. Данная поведенческая установка объясняется в первую очередь низким уровнем жизни большинства населения, во - вторую неразвитыми потребительскими мотивами и ориентациями;
•для «среднестатистического» российского потребителя характерно недоверие к рекламе и отсюда низкая реакция на рекламу при принятии решения о покупке;
• наибольший социально-экономический эффект на рынке Юга России имеет реклама, построенная на анализе рациональных характеристик товара (цены и качества), именно к этому типу рекламы более всего расположены потребители, все другие рекламные технологии менее эффективны на отечественном рынке;
• основным социально-демографическим критерием, сегментирующим потребителей по мотивам потребления продукции и восприятия рекламных объявления, выступает возраст. Молодежь более восприимчива к рекламе и ее различным технологиям. Поэтому рекламные обращения кроме всего прочего должны учитывать возрастные особенности потенциальных и реальных потребителей.
В третьей параграфе главы «Рекламно-маркетинговые исследования в условиях деятельности конкретной фирмы» на основе результатов проведенного автором рекламно-маркетингового исследования в условиях деятельности фирмы, работающей в конкретном регионе, определяются оптимальные способы рекламного продвижения товаров, учитывающие ориентации потребителей.
По заказу администрации фирмы «Топаз» - сферой его деятельности является производство и реализация колбасных изделий и мясных полуфабрика-
25
тов (г.Гуково) в июле 1999 г. было проведено пилотажное маркетинговое исследование, имеющее следующие задачи:
1) произвести выбор целевого сегмента рынка мясных продуктов компании «Топаз» (т.е. выбрать группы потребителей, ориентированных на продукцию фирмы);
2) произвести позиционирование продукции фирмы «Топаз» на региональном рынке (т.е. определить место, которое занимает данный товар в сознании покупателей);
3) определить степень удовлетворения покупателем продукции фирмы;
4) выявить доминирующие в сознании целевой группы потребителей элементы имиджа фирмы «Топаз»;
5) выстроить стратегию рекламной компании фирмы.
Исследование предполагало создание инструментария и проведение опроса покупателей непосредственно в сети фирменных магазинов. Массив опрошенных составил 302 человека из которых: 38,0% составляют мужчины, 62,0% - женщины.
Анализ собранного материала позволил автору сделать ряд выводов, которые можно разделить на две группы. Первую составляют те, которые ориентированы на сложившуюся конъюнктуру взаимоотношений фирмы «Топаз» с достаточно постоянной клиентурой из числа жителей г.Гуково, вторую - те, которые связаны с определением перспектив развития фирмы.
1. В качестве целевой группы покупателей продукции фирмы «Топаз» следует выделить женщин возраста от 35 до 64 лет, преимущественно определяющих материальный достаток своей семьи как средний.
2. Нацеленность фирмы на продвижение своей продукции на рынке предполагает подробное изучение этой целевой группы - ее стилистики жизни, привычек, предпочтений (особенно кулинарных), ориентации на способы употребления тех или иных мясных продуктов и пр.
3. В настоящее время ведущим основанием для позиционирования продукции фирмы и организации ее продвижения на рынке с точки зрения всего
26
массива опрошенных покупателей и целевой группы, в частности, является качество производимого продукта.
4. Организация рекламной деятельности по продвижению товаров с учетом целевой группы покупателей должна учитывать наиболее популярные у нее источники рекламной информации (щиты, магазинная реклама, бесплатная фирменная упаковка, местные каналы телевещания) и наиболее популярных эмоциональных образов, которые выявляются посредством анкетирования.
В заключение диссертации формулируются основные выводы и результаты исследования, а также некоторые практические рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности в российской действительности.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
1. Сегментирование потребностей и позицирование продукции фирмы «Топаз» на региональном рынке//Социальные процессы в современном российском обществе. Сборник научных трудов. Региональная научная теоретическая конференция. Аксай. Июнь 2000г. Ростов-на-Дону. 2000г.с.47-62-1,0 п.л.
2. Институционализация рекламы в экономике России/УФинансовые институты и механизмы инвестирования. Материалы научно-практической конференции. гГуково. 2000. с.154-159-0.3 п.л.
3. Экономическая функция рекламы// Финансовые институты и механизмы инвестирования. Материалы научно-практической конференции. Гуко-В0.2000.С. 199-204-0,4 п.л.
4. Роль рекламы в маркетинговых стратегиях//Социально-психологические аспекты рекламы в современном маркетинге. Ростов-на-Дону. 2000. с.3-13-0,8 п.л.
5. Социально-психологические функции рекламы// Социально-психологические аспекты рекламы и современного маркетинга. Ростов-на-Дону. 2000. с. 13-26-0,8 п.л.
Конец формы