Федеральное агентство по образованию
Всероссийский заочный финансово – экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ работа
по дисциплине: «Деньги, кредит, банки»
на тему «Центральные банки»
Исполнитель: Курчигина А. С.
Специальность: БУ, А и А
Группа: вечер.
№ зачетной книжки: 06УББ02704
Руководитель: Перова Г. И.
Орёл - 2009 г.
Содержание
Введение………………………………………………………. |
||
1. |
Цели, формы организации, и функции центральных банков ………………………………………………………… |
|
2. |
Пассивные операции центральных банков……………. |
|
3. |
Активные операции центральных банков……………… |
|
Заключение…………………………………………………… |
||
Список использованной литературы…………………….. |
Введение
Банковская система страны представляет собой совокупность различных банков. В зависимости от взаимосвязей банков, от характера выполняемых ими функций различают два типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.
Для стран с административно-командным режимом управления характерна одноуровневая банковская система. Ее особенность заключается в том, что все банки, в том числе центральный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства.
Двухуровневая система состоит из трех элементов: центрального банка (ось банковской системы); коммерческих банков (основа банковской системы); учреждений банковской инфраструктуры, обеспечивающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчетных палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков).
Возникновение центральных банков в одних странах исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В других странах центральные банки были созданы государством. В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе — просто центральным банком.
1.Цели, формы организации и функции центральных банков.
В банковской системе любой страны центральный банк играет ключевую роль. Он являются регулирующим звеном , поэтому его деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Формы организации ЦБ с точки зрения собственности на капитал ЦБ бывают: [7, с.257]
· Государственные, капитал которых принадлежит государству (Австралия, Аргентина, Великобритания, Германия, Индия, Ирландия, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Россия, Финляндия, Франция, Швеция);
· Акционерные, капитал которых принадлежит акционерам – частным лицам. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам-членам ФРС.
· Смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству или местным органам государственного управления (Австрия, Бельгия, Греция, Мексика, Турция, Чили, Швейцария, Япония). Например, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45% - частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 50% - собственность физических и юридических лиц-резидентов. [8, с.66].
· Немецкий федеральный банк.
Процесс формирования
центрального банка произошел стихийно после второй мировой войны. В 1946-1947
гг. появились первые центральные банки земель, основанные на принципах функционирования
ФРС в США. В
Руководящими органами Банка являются:
- Совет центральных банков является высшим органом Бундесбанка; в его состав входят президент Бундесбанка, вице-президент, члены Совета директоров и президенты ландсцентральбанков.
- Совет директоров в его состав входят президент Бундесбанка, вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка.
- Правление центральных банков земель, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка.
Немецкий федеральный банк является единым банком, располагающим разветвленной сетью территориальных филиалов, обладающих определенной самостоятельностью. [11, c. 26]
· Центральный Банк России
Создание Центрального Банка России происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране императором Александром II.
Государственный банк Российской Империи. Он был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.
Народный банк РСФСР
25 октября (7 ноября)
Основной задачей банка
была эмиссия бумажных денег. 19 января
Государственный банк СССР
Согласно Положению о
Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября
В июле
В ноябре
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана широкая сеть коммерческих банков, была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация.
Деятельность
Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной
Думой 02 декабря
В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства; Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления; высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. [14]
· Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате «сделки» между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду.
Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.
Многочисленные функции, которые выполняет банк Англии можно разделить на две группы:
1) прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);
2) контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.
Существует множество функций Банка Англии, но все они призваны к достижению трех главных целей:
1. Осуществление денежной политики;
2. Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков
3. Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.
Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от смены правительства. [11, c.55]
·
Федеральная Резервная Система США. Была образована в
Правовой статус ФРС своеобразен: федеральные резервные банки юридически не являются государственными институтами, хотя и тесно связаны с правительством, министерством финансов, системой государственных учреждений. Согласно уставу их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков – членов ФРС.
Структура ФРС:
- Совет управляющих ФРС: главная функция – разработка денежно-кредитной политики.
- Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;
- Федеральный консультативный совет: состоит из 12 человек (назначаются федеральными резервными банками на 1 год). Совет обладает лишь консультативными функциями.
- 12 федеральных резервных банков; осуществляют операции ФРС. Эти банки и их 25 отделений расположены в крупных городах страны. Федеральные резервные банки выполняют следующие функции: осуществляют безналичные расчеты по чекам; выпускают новые банкноты и изымают из обращения изношенные денежные знаки; оценивают возможности слияний кредитных учреждений; предоставляют учетные кредиты банкам в рамках резервных округов; осуществляют связи между бизнесменами и ФРС; и др.
Банки – члены Федеральной резервной системы составляют ее основание (они состоят из национальных банков и банков штатов). Национальные банки функционируют в пределах федеральных районов (округов), и регулирование их деятельности находится в компетенции федеральных властей. Банки штатов функционируют на основе законов штатов, и надзор за их деятельностью осуществляют власти штатов (при определенном федеральном участии).
Но независимо от того, принадлежит ли капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его экономической политики.
Однако тесные связи ЦБ с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. ЦБ независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, ЦБ распоряжается им как собственник. Степень независимости ЦБ от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные министерству финансов. Таких банков большинство. Определенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы ЦБ для покрытия бюджетного дефицита. В 80-90-е годы тенденция независимости ЦБ от правительства усилилась.
В то же время независимость ЦБ носит относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты и банка и государственного органа. [11, c.96]
Цели ЦБ
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе. Главной задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность цен». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно – кредитной политики. [11, c. 28]
Функции центральных банков
В современных условиях любой центральный банк выполняет следующие функции:
- осуществление монопольной эмиссии банкнот;
- проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики;
- банка банков;
- банка правительства;
- внешнеэкономическую.
Эмиссия банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница
между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами.
Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и для обеспечения ликвидности кредитной системы. Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка служат кассовым резервом любого коммерческого банка.
Проведение денежно-кредитной политики. Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения – составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.
Наиболее широко используемые методы денежно-кредитной политики центрального банка:
1. Изменение процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки).
2. Изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ.
3. Проведение операций на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг.
4. Политика валютной интервенции, т.е. покупка – продажа иностранной валюты на национальную.
Функция «банка банков». Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его клиентурой
являются коммерческие банки. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны: организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных систем, служит расчетным центром банковской системы. В ряде стран (Австралия, Италия, Россия) центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками с целью поддержания стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В других (Германия, Швейцария, США, Франция) центральный банк совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией) осуществляет контроль. А в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) контроль осуществляется не центральным банком, а иными органами. К основным направлениям надзора и контроля относятся: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгметаллами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление системы экономических нормативов, контроль за их соблюдением.
Функция банка правительства. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир, кредитор, финансовый консультант. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета. Центральный банк кредитует государство, консультирует Министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации, управления государственным долгом.
Внешнеэкономическая функция. Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а так же с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.
Все функции центрального банка взаимосвязаны. Благодаря этим функциям центральный банк занимает особое положение в банковской системе.
2. Пассивные операции центральных банков.
Центральный банк осуществляет свои функции через банковские операции: пассивные и активные.
Пассивные операции — это операции по формированию банковских ресурсов. К ним относятся:
• эмиссия банкнот;
• депозиты;
• обязательства по полученным кредитам и займам;
• капитал и резервы.
Эмиссия банкнот – является главным источником ресурсов (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.
Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства – государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы ЦБ. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции ЦБ «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можно сказать, что активные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным.
За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
· прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
· установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
· установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
· определение порядка ведения кассовых операций.
Значительную часть пассивов центральных банков составляют депозиты государства и коммерческих банков. На счетах центральных банков хранятся средства казначейства (министерства финансов) и других правительственных ведомств.
Коммерческие банки открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет. Иногда обязательные резервы зачисляются на обычные корреспондентские счета. Центральные банки могут принимать от коммерческих банков также депозиты (срочные и до востребования), по которым выплачиваются проценты.
Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций (например, МВФ) или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.
Операции центрального банка отражаются в его балансе, который состоит из активов и пассивов.
К пассивным статьям относятся:
- наличные деньги в обращении;
- средства на счетах в Центральном банке, в том числе Правительства РФ, кредитных организаций – резидентов и нерезидентов;
- средства в расчетах;
- капитал;
- прочие пассивы.
Как и в любом балансе, активы Центрального банка должны быть равны пассивам (см. табл. 1 и табл. 2).
Баланс Банка России в 2008 году (млн. руб.)
Таблица 1
1.01 |
1.02 |
1.03 |
1.04 |
1.05 |
1.06 |
1.07 |
1.08 |
1.09 |
1.09 |
|
Указанная структура баланса Банка России утверждена Советом директоров Банка России.
Дата последнего обновления 7 октября 2008 года.
Проанализируем структуру пассивных операций Банка России на примере января месяца 2008 года. Как мы видим, уставный капитал Бака России составил 462 051 млн. руб., это 3,7% всех пассивов ЦБ РФ.
Важным источником ресурсов Банка России является монопольное осуществление эмиссии денег. Выпуск банкнот и монет в обращение составил 4 124 302 млн. руб., что составляет 33,2% всех пассивов ЦБ РФ. Банкноты и монеты обеспечиваются всеми активами ЦБ РФ.
Огромная доля пассивов приходится на депозиты государства и кредитных организаций. Как правило, депозиты привлекаются на различный срок: от одного дня до трёх месяцев и до востребования. Депозитные операции, осуществляемые Банком России самые различные: это и депозитные аукционы, и депозитные операции по фиксированной процентной ставке, а также приём в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.
На счетах Банка России хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Кредитные организации открывают в Банке России корреспондентские счета, хранят на особых счетах обязательные резервы.
Помимо всего указанного следует отметить, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
3. Активные операции центральных банков.
Активные операции - это операции по размещению банковских ресурсов. К активам центральных банков относятся:
· иностранная валюта и золото;
· ссуды;
· вложения в ценные бумаги.
Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (т.е. временных разрывом между текущим поступлением доходов и расходами госбюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов.
Вложения в ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, для финансирования бюджетного дефицита в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население.
Во-вторых, покупка центральными банками государственных Ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки, в частности, используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичный учет, вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков — операции типа репо: покупая у банков государственные ценные бумаги, центральные банки одновременно берут на себя обязательство обратной последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.
К активным статьям пассива относятся:
- драгоценные металлы;
- средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов;
- кредиты в рублях, в том числе кредиты кредитным организациям – резидентам и нерезидентам;
- ценные бумаги, включая государственные бумаги;
- прочие активы (табл. 2).
Баланс Банка России в 2008 году (млн. руб.)
Таблица 2
|
1.01 |
1.02 |
1.03 |
1.04 |
1.05 |
1.06 |
1.07 |
1.08 |
1.09 |
1.11 |
1.12 |
|||
1. Драгоценные металлы |
346 523 |
383 123 |
405 160 |
384 917 |
364 259 |
369 239 |
378 455 |
382 176 |
361 989 |
|
|
|
||
2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов |
11 511 619 |
11 696 512 |
11 710 776 |
11 745 771 |
12 401 759 |
12 655 358 |
13 048 255 |
13 653 915 |
14 002 443 |
|
|
|
||
3. Кредиты и депозиты |
37 109 |
46 610 |
236 209 |
161 332 |
103 550 |
53 364 |
53 620 |
69 161 |
176 609 |
|
|
|
||
4. Ценные бумаги |
441 948 |
373 654 |
426 038 |
451 524 |
452 926 |
450 541 |
447 691 |
442 007 |
439 242 |
|
|
|
||
|
||||||||||||||
|
352 772 |
288 284 |
340 680 |
366 184 |
367 586 |
365 201 |
362 358 |
356 676 |
353 869 |
|
|
|
||
5. Прочие активы |
99 482 |
104 560 |
109 359 |
99 296 |
99 500 |
105 800 |
114 118 |
103 090 |
102 870 |
|
|
|
||
|
||||||||||||||
|
62 617 |
61 876 |
61 189 |
60 518 |
60 246 |
59 901 |
59 121 |
59 366 |
58 982 |
|
|
|
||
|
113 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
|
|
||
Итого по активу |
12 436 681 |
12 604 459 |
12 887 542 |
12 842 840 |
13 421 994 |
13 634 302 |
14 042 139 |
14 650 349 |
15 083 153 |
|
|
|
Указанная структура баланса Банка России утверждена Советом директоров Банка России.
Дата последнего обновления 7 октября 2008 года.
Проанализируем структуру пассивных операций Банка России на примере января месяца 2008 года. Среди них наибольший удельный вес имеют операции в иностранной валюте – 92,6% приходится на их долю. Отметим, что валютные резервы Банка России включают свопы с нерезидентами, депозиты в банках-нерезидентах.
Второе место среди активов занимают операции с ценными бумагами, причём на долю правительственных ценных бумаг приходится 2,8% из 3,6%.
Важным источником ресурсов Банка России являются драгоценные металлы (300 223 млн. руб., что составляет 2,8% всех активов)
Таким образом, всем выше изложенным была подведена черта к определению основных банковских операций, осуществляемых Банком России. Согласно Закону о Банке России он имеет право осуществлять следующие операции:
· Предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
· Покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
· Покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
· Покупать и продавать иностранную валюту, а также платёжные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
· Покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные валютные ценности;
· Проводить расчётные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
· Выдавать поручительства и банковские гарантии;
· Осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
· Открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и территориях иностранных государств;
· Выставлять чеки и векселя в любой валюте;
· Осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.
Вернёмся к тому, что Банк России может предоставлять внутридневные, однодневные расчётные, ломбардные кредиты и кредиты под залог векселей и поручительства.
Обеспечением кредитов ЦБ РФ, согласно ст. 47 Закона о Банке России, могут выступать:
· золото и другие ценные металлы в стандартных и мерных слитках;
· иностранная валюта;
· векселя, номинированные в российской и иностранной валюте;
· государственные ценные бумаги.
Банки получают кредиты на основании следующих законов:
§ федеральные законы «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности»;
§ Положение « О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» №36 от 13 марта 1996г.;
§ Положение «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом государственных ценных бумаг» №19-П от 6 марта 1998г.;
§ Положение «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами» №122-П от 3 октября 2000г.
Кредиты Банка России предоставляются в соответствии со статьями 4, 40, 45, и 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкам-резидентам РФ в валюте РФ в целях поддержания регулирования ликвидности банковской системы. В этих же целях в Государственной думе находятся на рассмотрении проекты федеральных законов «О внесении изменений в статьи 39 и 46 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».[2] Этот законопроект предполагает расширить перечень ценных бумаг, с которыми Банк России может проводить операции на открытом рынке. В этот перечень помимо государственных ценных бумаг и облигаций Банка России предполагается включить рыночные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке. [13]
Согласно ст.36 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объёма выдаваемых кредитов, определённого Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Кроме того, кредит всегда предоставляется на основе срочности, возвратности, платности и обеспеченности. Обеспечением исполнения обязательств по договору на предоставление кредита Банка России, обеспеченного залогом и поручительствами являются:
1) залог (в виде заклада) векселей и/или прав требований по кредитным договорам;
2) поручительства банков-поручителей, на основании которых банки-поручители солидарно между собой и с банком-заёмщиком обязуются исполнить обязательства банка-заёмщика перед Банком России.
Такой кредит предоставляется на основании Заявления банка на получение кредита Банка России, на срок не более чем 180 календарных дней путём зачисления денежных средств на корреспондентский счёт банка, открытый в подразделениях расчётной сети Банка России.
Другой вид кредита, называемый ломбардным кредитом, предоставляется банку от имени Банка России Главным управлением Банка России под залог государственных ценных бумаг на основании договора. Предоставление ломбардного кредита может производиться как путём удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке, так и через проведение аукциона заявок банков по сложившейся на аукционе ставке отсечения. Ломбардный кредит предоставляется на срок не более 30 календарных дней.
Договор на предоставление банку ломбардного кредита не пролонгируется. При выдаче ломбардных кредитов на аукционной основе Комитет Банка России по денежно - кредитной политике устанавливает лимит на максимальный объем кредита, выставляемого на каждый аукцион. Окончательное решение об объеме предоставляемых кредитов на каждом аукционе принимается Комитетом Банка России по денежно - кредитной политике после получения и анализа заявок банков.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.
Таким образом, список операций, осуществляемых ЦБ РФ очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России не имеет права:
а) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, и физическими лицами;
б) приобретать акции кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России)
в) проводить операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;
г) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России;
д) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.
Заключение
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Особая роль центрально банка состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции. На него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой кредитной системы страны. Центральный Банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Банка России используются, в первую очередь, экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
Принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
Центральный Банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.
Реализация функций ЦБ обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций.
Роль ЦБ в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Таким образом, Центральный Банк играет ключевую роль в платежной и банковской системе страны.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации. – М..: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 32с.
2. Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ.
3. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 03.03.1996 №17-ФЗ.
4. Положение Банка России «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» (с изм. и доп. от 28.12.2001г. №1082-У) от 03.10.2000 №122-П.
5. Положение Банка России «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» (с изм. и доп. От 24.06.2002 №1169-У) от 06.03.1998.№19-П.
6. Положение Банка России «О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» от 13.03.1996 № 36 (с изм. и доп. от 24.06.2002 № 1168-У)
7. Деньги. Кредит. Банки: Учебние для вузов/Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 703 с.
8. Банки и банковское дело/Под ред. И.Т. Балабанова. –СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
9. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой.–М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2004.
10. Абрамова Т.М. «Бизнес и банки» - Инфра-М.,2004 г.
11. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Поляков В.П., Московина Л.А Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 350c.
12. Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2002г.
13. Деньги и кредит. 2003, №12; 2004, №11; 2005, №2.
14. Информация информационного электронного сервера Банка России, http://www.cbr.ru