СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПЕРСПЕКТИВЫ СЛИЯНИЯ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.. 5

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 5

1.2. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ О РЕОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ СЛИЯНИЯ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ.. 6

1.3.СЛИЯНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 9

1.4. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 14

2. РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.. 20

2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.. 20

2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.. 21

2.3. РОЛЬ, ЗАНИМАЕМАЯ БАНКАМИ В РОССИИ.. 25

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ.. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 37

      

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что российская банковская система последние несколько лет работала под разговоры о ее реструктуризации, параметры и цели которой - по крайней мере до недавних пор - были не вполне ясны. В итоге через пять лет после кризиса мы имеем неоднозначный результат. С одной стороны, например, сохраняется недокапитализация сектора: на 1 января 2004 года у 80-85% кредитных организаций капитал не дотягивает до 5 миллионов долларов, а совокупный объем собственных средств всех российских банков едва превысил 28 миллиардов долларов.

С другой стороны, роль банковского сектора - именно как финансового посредника - повышается. За 2001-2003 годы привлеченные средства предприятий увеличились в два раза, а сумма частных вкладов - в 3,4 раза. Экономика страны явно испытывает на себе благоприятные последствия такой динамики: рост инвестиций в 2003 году составил 12,5% против 2,6% годом ранее. Едва ли это произошло бы без банковских кредитов экономике, которые за те же годы выросли втрое. В розничном сегменте был зафиксирован еще более впечатляющий рост - в пять раз, с 55 до 280 миллиардов рублей.

Тем не менее относительная слабость отечественного банковского сектора - это реальность и сегодняшнего дня, и ближайших лет. Только временная фора позволит отечественным банкам "на пике формы" подойти к тому моменту, когда иностранные банки начнут существенное расширение своего присутствия на российском рынке. Необходимо не менее трех лет для подготовки национальных кредитных организаций к широкомасштабному конкурентному столкновению с иностранными банками.

Стратегии развития банковской системы России, подготовленные в 2005 году Центральным Банком и борющейся за право банкиров быть услышанными Ассоциацией Российских Банков (АРБ), являются документами, указывающими «путь в будущее». Они содержат перечень важных и в большинстве своем нужных дел, которые призваны улучшить российскую банковскую систему. Правда, видимо по причине устремленности вперед, за кормой остались исторические причины текущего состояния, да и многие важные сегодняшние характеристики банковской системы. Без их осознания и анализа меры и направления могут остаться декларациями.

Современные параметры банковской системы являются следствием ряда причин, имеющих корни в прошлом, беспристрастный анализ которых позволит более объективно выработать направления необходимых и реально возможных изменений.

Цель работы: рассмотрение практического состояния банковского сектора в России и изучение перспектив развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- определение понятия коммерческих банков, рассмотрение основных функций их деятельности и операций;

- определение роли банков в экономике России;

- описание перспектив развития банковского сектора;

- формирование выводов.

1. ПЕРСПЕКТИВЫ СЛИЯНИЯ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Реорганизация  кредитных  организаций  в  форме  слияния   и присоединения,  в  том числе в рамках реализации мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций,  осуществляется в  соответствии  с  федеральными  законами,  нормативным  актом  Банка России, регламентирующим процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования  банковской  деятельности,  учредительными  документами кредитных организаций, а также Положением «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения».

На  основании  статьи  74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"  Банк  России  имеет  право ввести  запрет  на  осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по  предупреждению банкротства кредитной организации,  предусмотренные Федеральным  законом  «О  несостоятельности  (банкротстве)   кредитных организаций».

На основе присоединяемой кредитной организации может быть  открыт филиал (внутреннее структурное подразделение) кредитной организации, к которой   происходит   присоединение.   Соответствующее    структурное подразделение может быть открыто как до завершения реорганизации,  так и одновременно с прекращением  деятельности  присоединяемой  кредитной организации. 

Юридические дела реорганизованных  кредитных  организаций  передаются  территориальными учреждениями  Банка  России  по  месту  нахождения указанных кредитных организаций  в  территориальное  учреждение  Банка  России  по   месту нахождения  «Кредитной  организации» в течение одного месяца с момента государственной регистрации «Кредитной организации» (при реорганизации в   форме   слиянии)   или  государственной  регистрации  изменений  в учредительные документы (учредительных документов  в  новой  редакции) «Кредитной организации» (при реорганизации в форме присоединения).

К «Кредитной организации» не предъявляются требования по минимальному  размеру уставного капитала,  установленные Банком России для вновь создаваемых кредитных организаций [2, с. 1-3].

1.2. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ О РЕОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ СЛИЯНИЯ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Каждая из реорганизуемых  кредитных  организаций  в  течение пяти  рабочих  дней после принятия органом управления,  уполномоченным учредительными  документами  реорганизуемой   кредитной   организации, решения  о проведении общего собрания участников кредитной организации с включением в повестку  дня  общего  собрания  участников  вопроса  о реорганизации    кредитной    организации,    информирует    об   этом территориальное учреждение Банка России по месту нахождения  кредитной организации.

Информация о предстоящей реорганизации,  направленная в территориальные учреждения Банка России,  является конфиденциальной  и не   подлежит   разглашению  служащими  Банка  России  третьим  лицам.

Территориальное  учреждение  Банка  России  вправе  провести  проверку деятельности     таких     реорганизуемых     кредитных    организаций.  

Общие   собрания   участников    реорганизуемых    кредитных организаций  проводятся  в соответствии с законодательством Российской Федерации  и  учредительными  документами   реорганизуемых   кредитных организаций. Протоколом  общего собрания  участников  каждой  из реорганизуемых кредитных организаций, представляемым в территориальное  учреждение  Банка  России  по  месту предполагаемого нахождения «Кредитной организации», подтверждается:

- принятие  решения  о  реорганизации   в   форме   слияния   или присоединения;

- утверждение  передаточного  акта  (за   исключением   кредитной организации, к которой происходит присоединение);

- одобрение   проектов   учредительных   документов   «Кредитной организации»  (при  реорганизации  в  форме  слияния)  или изменений в учредительные документы (учредительных документов  в  новой  редакции) «Кредитной  организации»  (при  реорганизации  в форме присоединения), проектов положений о филиалах «Кредитной организации»,  открываемых на основе  реорганизуемых  в  форме  слияния  кредитных  организаций  (их филиалов) (при реорганизации в форме слияния) или положений о филиалах «Кредитной   организации»,   открываемых   на   основе  присоединяемых кредитных  организаций  (их  филиалов)  (при  реорганизации  в   форме присоединения);

- утверждение договора  о  слиянии  или  присоединении,  а  также определение  представителей  кредитных организаций,  уполномоченных на подписание договора о слиянии или присоединении.

Общее собрание  участников  каждой  из  реорганизуемых  кредитных организаций может принять решение о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) для заключения  договора  о  предоставлении аудиторского  заключения  о  достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности  реорганизуемой  кредитной  организации  и  о  соответствии законодательству   Российской   Федерации   проводимых  реорганизуемой кредитной организацией процедур, связанных с реорганизацией.

Договором о слиянии или присоединении подтверждается:

- определение порядка и условий слияния или присоединения;

- определение порядка конвертации (обмена) долей  (акций)  каждой реорганизуемой   кредитной   организации  в  доли  (акции)  «Кредитной организации»;

определение  даты  составления  списка  лиц,  имеющих  право на участие  в  совместном  общем   собрании   участников   реорганизуемых кредитных организаций.

В договоре  о  слиянии  или   присоединении   может   содержаться подтверждение    об   открытии   филиалов   «Кредитной   организации», открываемых  на  основе  реорганизуемых  в  форме  слияния   кредитных организаций  (их  филиалов) (при реорганизации в форме слияния) или об открытии  филиалов  «Кредитной  организации»,  открываемых  на  основе присоединяемых  кредитных организаций (их филиалов) (при реорганизации в форме присоединения).

Каждая из   реорганизуемых   кредитных   организаций  не  позднее двадцати календарных дней после проведения общего собрания  участников реорганизуемой кредитной организации,  на котором было принято решение о   реорганизации   кредитной   организации,   направляет   письменное уведомление  о  принятом  решении  в  территориальное учреждение Банка России по месту нахождения  реорганизуемой  кредитной  организации,  а также   в   территориальное   учреждение   Банка   России   по   месту предполагаемого нахождения  «Кредитной  организации»  с  приложением заверенной кредитной  организацией  копии  протокола  общего  собрания участников  реорганизуемой  кредитной  организации,  на  котором  было принято решение о реорганизации кредитной  организации.  Информация  о предстоящей  реорганизации,  направленная в территориальные учреждения Банка России,  является конфиденциальной  и  не  подлежит  разглашению служащими Банка России третьим лицам.

Совместное   общее   собрание   участников    реорганизуемых кредитных  организаций  проводится  в соответствии с законодательством Российской  Федерации  и  утвержденным  совместным   общим   собранием участников   реорганизуемых   кредитных  организаций  регламентом  его проведения. Протоколом совместного общего  собрания  участников  реорганизуемых  кредитных   организаций, представляемым  в  территориальное  учреждение  Банка  России по месту предполагаемого нахождения «Кредитной организации», подтверждается:

- утверждение  регламента  проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций;

- утверждение  учредительных  документов  или  изменений  в  учредительные документы,  а  также положений  о  филиалах «Кредитной организации»,  открываемых на основе реорганизуемых в форме слияния  кредитных  организаций  (их  филиалов) (при   реорганизации   в  форме  слияния)  или  положений  о  филиалах "Кредитной  организации",   открываемых   на   основе   присоединяемых кредитных   организаций  (их  филиалов)  (при  реорганизации  в  форме присоединения);

- утверждение  бизнес-плана  "Кредитной организации";

- избрание  Совета директоров (Наблюдательного совета) "Кредитной организации";

- избрание (утверждение) единоличного исполнительного органа, его заместителей и членов коллегиального исполнительного органа,  главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера «Кредитной организации» [2, с. 3-5].

1.3.СЛИЯНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Уполномоченное   совместным   общим   собранием   участников реорганизуемых  кредитных  организаций   лицо   в   течение   тридцати календарных   дней  с  даты  проведения  совместного  общего  собрания участников   реорганизуемых   кредитных   организаций   направляет   в территориальное  учреждение  Банка  России  по  месту  предполагаемого нахождения «Кредитной организации» следующие документы и информацию:

- документы, регламентирующим  процедуру  регистрации   кредитных   организаций   и лицензирования   банковской   деятельности,   включая   2   экземпляра ходатайства  о  принятии  Банком  России  решения  о   государственной регистрации   "Кредитной   организации"   и   выдаче  ей  лицензии  на осуществление  банковских  операций  и  заявление  о   государственной регистрации  «Кредитной  организации» (1 экземпляр);

- бизнес-план "Кредитной организации" (в 2-х экземплярах);

- положения  о  филиалах  «Кредитной  организации» (в 4-х экземплярах);

- уведомления   об  открытии  филиалов  «Кредитной  организации», открываемых  на  основе  реорганизуемых  кредитных  организаций  и  их филиалов  (в  2-х  экземплярах),  а  также  уведомления об открытии их внутренних структурных подразделений (в 2-х экземплярах);

- сообщение  о  направлении  в  территориальные  учреждения Банка России   по   месту   нахождения   реорганизуемой кредитной организации   и   ее   филиалов   заявления о  закрытии корреспондентского    счета    реорганизуемой   кредитной организации  и  заявления  о  закрытии  корреспондентского субсчета  ее  филиалов,   открытого в   подразделениях расчетной сети Банка России (в 2-х экземплярах);

- аудиторские   заключения,   содержащие    мнение    о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности  реорганизуемых  кредитных  организаций,  а также о соответствии законодательству Российской Федерации проведенных реорганизуемыми  кредитными  организациями   процедур,   связанных   с реорганизацией  (в 2-х экземплярах).

Территориальное учреждение  Банка России по месту предполагаемого

нахождения "Кредитной организации" выдает  уполномоченному  совместным

общим  собранием  участников реорганизуемых кредитных организаций лицу

письменное  подтверждение  получения  от  него  указанных  документов,

необходимых  для государственной регистрации "Кредитной организации" и

получения лицензии на осуществление банковских операций.

В территориальные  учреждения  Банка  России  по месту нахождения реорганизуемых кредитных  организаций  (их  филиалов)  реорганизуемыми кредитными   организациями   направляются   заявления  о  закрытии  их корреспондентских счетов (корреспондентских субсчетов).

Территориальное   учреждение   Банка   России    по    месту предполагаемого   нахождения   «Кредитной  организации»  рассматривает документы в срок не  более двух  месяцев  с  даты  их  регистрации  в  общем  отделе (канцелярии, управлении  делами)  и  направляет  их  в Банк России со своим заключением,  составленным на основании имеющейся у него информации  о реорганизуемых кредитных организациях.

Заключение,  направляемое   в   Банк   России должно содержать следующую информацию:

- о   дате  поступления  и  о  сроке  рассмотрения  документов  в территориальном учреждении Банка России;

- об  оценке  бизнес-плана "Кредитной организации",  о финансовом состоянии реорганизуемых кредитных организаций на  последнюю  отчетную (месячную)  дату  на основе анализа их балансов и с учетом результатов проведенных проверок,  о наличии  (отсутствии)  письменных  требований кредиторов    реорганизуемых   кредитных   организаций   о   досрочном прекращении или исполнении соответствующих обязательств реорганизуемых кредитных  организаций  и возмещении ими убытков,  а также о возможном влиянии их требований на финансовое состояние реорганизуемых кредитных организаций,   о   способности   "Кредитной   организации"   выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные  требования Банка России, а также денежные и иные обязательства, в том числе перед Банком России;

- о перечне банковских операций, которые фактически осуществляют реорганизуемые кредитные организации и которые,  по мнению территориального учреждения Банка  России,  сможет осуществлять «Кредитная организация»;

- об  оценке  структуры   управления   деятельностью   «Кредитной организации», в том числе применительно к перечню банковских операций, которые «Кредитная организация» предполагает осуществлять;

- о  согласованных  территориальным  учреждением  Банка России по месту предполагаемого нахождения "Кредитной организации"  кандидатурах на  должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера, об  избранных  членах  Совета  директоров   и   о  соответствии  указанных  кандидатов квалификационным требованиям и требованиям  к  их  деловой  репутации;

- о  согласовании  положений  о филиалах "Кредитной организации", открываемых  на  основе  реорганизуемых  кредитных  организаций  и  их филиалов;

- мнение  аудиторской  организации, содержащееся  в  аудиторских  заключениях;

- мнение   территориального  учреждения  Банка  России  по  месту предполагаемого  нахождения  "Кредитной  организации"  о   возможности реорганизации кредитных организаций.

Банк   России  рассматривает  представленные документы в срок не более двух месяцев с даты их регистрации в Административном  департаменте  Банка  России  и принимает    решение    о   государственной   регистрации   «Кредитной организации» и  о  выдаче  ей  лицензии  на  осуществление  банковских операций.

В  течение  трех  рабочих  дней  с даты принятия указанного решения  Банк  России  направляет в управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  по  субъекту  Российской  Федерации  по месту нахождения  "Кредитной  организации"  1 экземпляр документов, с  указанием  в  них  о необходимости   направления   уполномоченным   регистрирующим  органом свидетельств о государственной регистрации "Кредитной организации" и о внесении  в  единый  государственный  реестр юридических лиц записей о прекращении  деятельности   реорганизованных   кредитных   организаций непосредственно  в  территориальное  учреждение  Банка России по месту нахождения "Кредитной организации".

Территориальное  учреждение Банка России по месту нахождения "Кредитной  организации"  не  позднее  одного  рабочего  дня  с   даты получения  от  уполномоченного  регистрирующего  органа свидетельств о государственной регистрации "Кредитной организации"  и  о  внесении  в единый  государственный  реестр  юридических лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных кредитных организаций:

- вносит    в   Книгу   государственной   регистрации   кредитных организаций  сведения  об  основном  государственном   регистрационном номере "Кредитной организации" и дате его присвоения;

- направляет сообщение о государственной  регистрации  "Кредитной

организации"  и о внесении в единый государственный реестр юридических

лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных  в  результате

слияния  кредитных  организаций.

Банк России не позднее  трех  рабочих  дней  с даты получения сообщения и документов, указанных выше:

- вносит    в   Книгу   государственной   регистрации   кредитных организаций  сведения   о   государственной   регистрации   "Кредитной организации"  и  записи  о  прекращении  деятельности реорганизованных кредитных организаций,  присваивает  "Кредитной  организации" регистрационный номер,  а также  присваивает  порядковые  номера  филиалам;

- ставит   на   титульном   листе   каждого   из   представленных учредительных  документов  "Кредитной  организации"  оттиск  штампа  с указанием  даты  государственной регистрации "Кредитной организации" и основного государственного регистрационного номера;

- доводит   полученную   информацию   до   сведения  Департамента платежных систем и расчетов Банка России;

- направляет  в  территориальное учреждение Банка России по месту нахождения  "Кредитной  организации"  2  экземпляра  свидетельства   о государственной   регистрации ,  2  экземпляра  учредительных  документов, 2  экземпляра  лицензии  на  осуществление банковских операций, сообщение  о  присвоении  порядковых   номеров   филиалам.

После получения документов осуществляется открытие    корреспондентского    счета    "Кредитной    организации", корреспондентских   субсчетов  филиалов и  закрытие корреспондентских  счетов  реорганизованных  кредитных  организаций  и корреспондентских  субсчетов   филиалов   реорганизованных   кредитных организаций.

Остатки средств  на  корреспондентских  счетах (корреспондентских субсчетах) реорганизованных кредитных  организаций  (их  филиалов)  на основании   платежного  поручения  владельца  счета  перечисляются  на корреспондентский счет "Кредитной организации".

Не  позднее  пяти  рабочих  дней  со  дня принятия решения о выдаче "Кредитной организации" лицензии  на  осуществление  банковских операций   Банк  России  сообщает об этом уполномоченному регистрирующему органу [2, с. 5-10].

1.4. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Уполномоченное   совместным   общим   собранием   участников реорганизуемых  кредитных  организаций   лицо   в   течение   тридцати календарных   дней  с  даты  проведения  совместного  общего  собрания участников   реорганизуемых   кредитных   организаций   направляет   в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения "Кредитной организации" следующие документы и информацию:

- документы,  предусмотренные  нормативным  актом  Банка  России,   включая   2   экземпляра ходатайства  о  принятии  Банком  России  решения  о   государственной регистрации   изменений   в   учредительные  документы  "Кредитной организации" и выдаче ей новой лицензии  на осуществление банковских операций и  заявление  о  государственной  регистрации изменений   и   дополнений   в   учредительные   документы  "Кредитной организации"  (1  экземпляр),  составленные  по  формам,  утвержденным Правительством Российской Федерации;

- бизнес-план "Кредитной организации" (в 2-х экземплярах);

- положения о филиалах "Кредитной организации"  (в  4-х экземплярах);

- уведомления  об  открытии  филиалов  "Кредитной   организации", открываемых на основе присоединяемой кредитной организации и ее (их) филиалов (в 2-х  экземплярах),  а  также  уведомления  об открытии их внутренних структурных подразделений (в 2-х экземплярах);

- сообщение о направлении в территориальное учреждение  по месту нахождения присоединяемой кредитной организации и их филиалов заявления о закрытии корреспондентского счета присоединяемой   кредитной   организации и корреспондентского субсчета ее  филиалов, открытых в подразделении расчетной сети Банка России (в 2-х экземплярах);

- аудиторские   заключения,   содержащие    мнение    о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности  реорганизуемых  кредитных  организаций,  а также о соответствии законодательству Российской Федерации проведенных реорганизуемыми  кредитными  организациями   процедур,   связанных   с реорганизацией  (в 2-х экземплярах);

- документ  об  уплате государственной пошлины за государственную регистрацию  изменений  в   учредительные   документы   (учредительных документов в новой редакции) "Кредитной организации" (2 экземпляра).

В территориальные учреждения Банка  России  по  месту  нахождения присоединяемых  кредитных  организаций  (их  филиалов) присоединяемыми кредитными  организациями  направляются  заявления   о   закрытии   их корреспондентских счетов (корреспондентских субсчетов).

Территориальное  учреждение Банка России по месту нахождения "Кредитной  организации"  рассматривает  перечисленные  документы в срок не более сорока пяти календарных дней с даты их регистрации  в  общем  отделе  (канцелярии,  управлении делами)  и  направляет их в  Банк России   со своим заключением.

Заключение должно содержать следующую информацию:

- о  дате  поступления  и  о  сроке  рассмотрения  документов   в территориальном учреждении Банка России;

- об оценке бизнес-плана "Кредитной  организации",  о  финансовом состоянии  реорганизуемых  кредитных организаций на последнюю отчетную (месячную) дату на основе анализа их балансов и с  учетом  результатов проведенных  проверок,  о  наличии  (отсутствии) письменных требований кредиторов   реорганизуемых   кредитных   организаций   о    досрочном прекращении или исполнении соответствующих обязательств реорганизуемых кредитных организаций и возмещении ими убытков,  а также  о  возможном влиянии их требований на финансовое состояние реорганизуемых кредитных организаций,   о   способности   "Кредитной   организации"   выполнять пруденциальные  нормы деятельности и обязательные резервные требования Банка России, а также денежные и иные обязательства, в том числе перед Банком России;

- о перечне банковских операций, которые фактически осуществляют реорганизуемые кредитные организации и которые,  по  мнению территориального учреждения Банка России,  сможет осуществлять "Кредитная организация";

- об   оценке   структуры   управления  деятельностью  "Кредитной организации", в том числе применительно к перечню банковских операций, которые "Кредитная организация" предполагает осуществлять;

- о  руководителях,  членах  коллегиального исполнительного органа,  главном бухгалтере и заместителях главного бухгалтера кредитной  организации, к  которой  происходит  присоединение,  а  также о вновь согласованных территориальным учреждением Банка  России  кандидатурах;

- о  согласовании  положений  о филиалах "Кредитной организации;

- анализ   изменений  в  учредительные  документы;

- мнение   аудиторской  организации  (индивидуального  аудитора), содержащееся в  аудиторских  заключениях;

- мнение  территориального  учреждения  Банка  России  по   месту нахождения   "Кредитной   организации"   о  возможности  реорганизации кредитных организаций.

Банк   России рассматривает  представленные  документы  в  срок не более сорока пяти календарных дней с даты их регистрации в Административном департаменте Банка   России  и  принимает  решение  о  государственной  регистрации изменений в учредительные документы "Кредитной   организации"   и  о  выдаче  ей  лицензии  на осуществление  банковских  операций. 

В течение трех рабочих  дней  с  даты  принятия указанного    решения    Банк   России направляет  в  уполномоченный  регистрирующий  орган по месту нахождения   "Кредитной   организации"   1    экземпляр    документов,  с  указанием  в  них  о необходимости   направления   уполномоченным   регистрирующим  органом свидетельств о внесении в единый  государственный  реестр  юридических лиц  записи  о  государственной  регистрации изменений в учредительные документы  "Кредитной организации" и записи о    прекращении деятельности присоединенной кредитной организации  непосредственно  в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения "Кредитной организации".

Территориальное  учреждение Банка России по месту нахождения "Кредитной  организации"  не  позднее  одного  рабочего  дня  с   даты получения  от  уполномоченного  регистрирующего  органа свидетельств о внесении в единый государственный  реестр  юридических  лиц  записи  о государственной   регистрации   изменений  в  учредительные  документы (учредительных документов в новой редакции) "Кредитной организации"  и записи о прекращении деятельности присоединенной кредитной организации:

- вносит  сведения  о  государственной  регистрации  изменений  в учредительные документы (учредительных документов  в  новой  редакции) "Кредитной  организации" в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

- направляет сообщение о внесении в единый государственный реестр юридических лиц  записи  о  государственной  регистрации  изменений  в учредительные  документы  и  записи  о  прекращении   деятельности присоединенной кредитной  организации.

Банк России  не позднее  трех  рабочих  дней  с даты получения сообщения и документов, указанных выше:

- вносит    в   Книгу   государственной   регистрации   кредитных организаций запись о прекращении  деятельности  присоединенной кредитной  организации,  а  также  присваивает  порядковые   номера   филиалам "Кредитной   организации";

- доводит   полученную   информацию   до   сведения  Департамента платежных систем и расчетов Банка России путем направления письменного сообщения;

- направляет в территориальное учреждение Банка России  по  месту нахождения   "Кредитной   организации"   2   экземпляра   изменений  в учредительные документы, 2  экземпляра  лицензии  на  осуществление банковских  операций,  а также сообщение  о  присвоении  порядковых   номеров   филиалам   "Кредитной организации".

Территориальное учреждение   Банка  России  по  месту  нахождения "Кредитной организации" не позднее трех рабочих дней с даты  получения документов,  направляет в "Кредитную организацию" оригинал  свидетельства  о  внесении  в  единый государственный реестр юридических лиц  записи  о  государственной  регистрации  изменений  в учредительные  документы  "Кредитной организации",  оригинал свидетельства  о  внесении  в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности  присоединенной  кредитной организации,   1 экземпляр   изменений   в   учредительные   документы  "Кредитной  организации",  1  экземпляр лицензии   на   осуществление  банковских  операций,  а также сообщение о присвоении порядковых номеров филиалам "Кредитной   организации",   открываемым   на   основе  присоединенных кредитных организаций и их филиалов.

После получения документов,  осуществляется   открытие корреспондентских субсчетов филиалов "Кредитной организации", открытых на  основе  присоединенной кредитной организации (ее филиалов), закрытие       корреспондентского счета (корреспондентских субсчетов) присоединенной  кредитной организации (ее филиалов).  При  этом  корреспондентский  счет "Кредитной организации" не закрывается.

"Кредитная организация"   информирует  всех  своих  кредиторов  о реквизитах открытых корреспондентских субсчетов ее филиалов,  открытых на  основе  присоединенной  кредитной  организации  (ее  филиалов),  в течение трех  календарных  дней  с  момента  внесения  соответствующих изменений в Справочник БИК РФ.

До открытия  корреспондентских  субсчетов   филиалам   "Кредитной организации",  открытым на основе присоединенных кредитных организаций (их  филиалов),  операции  по  счетам  клиентов  филиалов   "Кредитной организации"   могут   осуществляться   по   корреспондентскому  счету "Кредитной организации".

У "Кредитной организации" может  быть  сохранена  лицензия (лицензии),  на основании которой она осуществляла банковские операции до реорганизации,  либо Банком России может  быть  принято  решение  о  выдаче "Кредитной организации" новой лицензии  на  осуществление  банковских  операций   в   случае,   если присоединяемая   кредитная   организация   имела   право  осуществлять банковские операции,  которые не содержались в лицензии присоединяющей кредитной   организации.

Не позднее пяти рабочих  дней  со  дня  принятия  решения  о выдаче  "Кредитной  организации"  лицензии на осуществление банковских операций  Банк  России  сообщает об этом уполномоченному регистрирующему органу [2, с. 10-15].

2. РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Сегодня в России более тысячи банков. Точное число неважно, поскольку настоящих банков, основным профилем деятельности которых является оказание рынку классических банковских услуг (например, перечисленных в законе «О банках и банковской деятельности»), существенно меньше.

Банковская система России 2005 характеризуется следующими основными признаками:

1. Усиливающееся доминирование государственного сектора, представленного, главным образом, Сбербанком и ВТБ.

2. Увеличение доли и значения банков с иностранным участием.

3. Увлечение розничным бизнесом и рост числа специализированных финансовых институтов (в первую очередь, в области потребительского кредитования).

4. Низкий технологический уровень большинства российских банков и низкое качество услуг (сервиса) по сравнению с банками развитых стран.

5. Низкое качество управления (менеджмента) в большинстве банков.

6. Нравственные перекосы и высокая доля «неформального» бизнеса в операциях банков.

7. Низкая капитализация банковской системы. Официальные цифры суммарного капитала банков – абстракция, они не отражают реального состояния.

8. Отсутствие надлежащего корпоративного управления.

9. Сокращение количества российских банков.

10. Неадекватность функций и деятельности регулятора (Центрального Банка) современным потребностям экономики.

2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Роль центрального банка, установленная законодательством – тормоз развития банковской системы. В 1990 году, когда создавалось законодательство о банках, взяли и отнесли ВСЕ, что содержит слово «банк», в том числе и технологическую составляющую к ведению ЦБ. И все так сжились с этим, так привыкли, что ситуация не кажется противоестественной.

Существующая банковская система во многих смыслах – дитя Центрального Банка. По ряду исторических причин и законодательных условий ЦБ выполнял и выполняет ярко выраженную патерналистскую функцию по отношению к кредитным институтам. И технологическая отсталость, и ориентация банков на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, как это сказано в правительственной стратегии, являются как раз во многом заслугой ЦБ и его политики лицензирования.

Низкие качество и эффективность можно объяснить молодостью российской банковской системы, отсутствием того опыта, которым обладают столетние западные банки. С другой стороны, молодость имеет и свои преимущества. Российским банкам не нужно было решать проблемы утилизации устаревших технологий. Можно было сразу использовать новое и лучшее. К сожалению, как раз чрезмерно патерналистская роль ЦБ затруднила этот процесс. Технологические (в широком смысле) основы банковского дела фактически перетекли из Госбанка СССР и постепенно, медленно трансформировались. Во многом поэтому уровень сервиса и качества услуг российских банков неконкурентоспособен.

Вопрос капитализации банковской системы, который любят серьезно обсуждать и ЦБ, и банковские ассоциации, несерьёзен, а достоверность приводимых цифр не вызывает сомнений, видимо, только у них самих. Капиталы многих банков нарисованы. Штамп международных аудиторов гарантией не является. В деятельности аудиторских компаний заложено противоречие: проверяемый платит. Проверки ограничиваются оценкой формального соответствия цифр учета и отчетности законодательным требованиям. Поэтому официальные показатели отношения совокупного капитала банков к ВВП имеют мало общего с действительностью.

Говоря о проблемах, развитии, реформах и т.п. банковской системы, приходится назвать уровень нравственности в качестве одного из основных факторов, влияющих на судьбу банковской системы. Это, безусловно, не специфически банковская проблема, она остро стоит перед всем российским обществом [11, с. 26].

До сих пор, хотя, конечно, в меньшей степени, чем «на заре банковского дела» многие банки являются средством незаконного обогащения акционеров и менеджмента, которые, например, считают в порядке вещей финансировать за счет средств банка свои собственные проекты. Это существенный признак банковской системы. Банки, зарабатывающие на «неформальных хотели бы зарабатывать в «белом бизнесе». Но на этом пути стоят труднопреодолимые препятствия: квалификация, привычка и соблазн. Отказ от «серых и черных» операций может повлечь потерю части (а то и полностью) бизнеса.

Очевидно, что, в силу вышеуказанных причин, не многие банки способны отказаться от «черного и серого» бизнеса. Задачей государства, в том числе и ЦБ, как раз и является содействие разрешению этого противоречия: использовать власть для выталкивания «неформальных» институтов с рынка.

Проблема отсутствия надлежащего корпоративного управления в условиях дефекта базовых этических норм играет скорее второстепенно-подчиненную роль. Формально правильные институты корпоративного управления могут играть роль маски, скрывающей истинное лицо. В тоже время, активное (в том числе законодательное) навязывание современных стандартов корпоративного управления является важной воспитательной мерой, стимулирующей более этичное поведение финансовых институтов.

Сокращение количества российских банков   - закономерный процесс. Дело не в том, что «банков слишком много» (см. рис. 2.1.) Тенденция объясняется трансформацией обстоятельств и интересов, смещением деятельности банков в сторону собственно банковского бизнеса, ориентацией на классические банковские услуги, на которые многие банки вовсе и не были рассчитаны. Процесс массовой приватизации закончен, заниматься «неформальной» деятельностью все менее выгодно и более опасно. Соответственно, объем продаж банков все большей степени зависит от рыночного (платежеспособного) спроса на классические (легитимные) услуги, конкурентоспособно оказывать которые способны не все.

Рис. 2.1. Количество девствующих российских банков (включая небанковские кредитные организации)

В соответствии с рис. 2.1. по состоянию на 1 июля 2005 года в России насчитывалась 1281 действующая кредитная организация. Они имели 3273 филиала, из них чуть менее трети - филиалы Сбербанка (1010). 

Российскую банковскую систему отличает весьма высокая степень концентрации. На 200 крупнейших российских банков приходится от 84 до 93% совокупных активов, кредитов, депозитов и средств компаний на расчетных счетах. А на пятерку крупнейших банков приходится 31% средств на расчетных счетах, 43% активов, 46% кредитов и 70% частных вкладов.

Редкой чертой российской банковской системы является одновременное и длительное сосуществование с небольшим пулом крупнейших большого числа мелких и мельчайших банков, так или иначе выживающих на рынке и не участвующих в процессах слияний и поглощений. Концентрация в банковском секторе России выражается в основном в доминировании Сбербанка. Если же не учитывать госбанки (Сбербанк и ВТБ), то оставшаяся часть банковского сектора России сильно фрагментирована.

В стране нет ни одного частного банка, чья доля в совокупном объеме кредитов и депозитов превышала бы 4%, и только полтора десятка банков имеют долю от 1 до 4%.

Российская банковская система остается слаборазвитой - даже на фоне стран с аналогичным уровнем развития. Целый ряд стран, имеющих близкий нашему показатель среднедушевых доходов в 4-5 тыс. долларов по текущему курсу, имеют гораздо больший вес банковского сектора в экономике. Так, суммарные банковские активы в Бразилии, Турции и Чили составляют 60-70% ВВП, в Таиланде и Малайзии -- 120% ВВП (см. рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Развитие банковских систем в разных странах мира

Активы российских банков в первом полугодии 2005 года увеличились на 15,6%. Есть банки, у которых сократились активы. Капитализация российской банковской системы увеличилась в первом полугодии 2005 года на 10%. Причем активы росли преимущественно за счет рисковых активов (например, кредитов). Рисковые активы банков выросли на 20,1%. Зарабатывать банки стали больше. Если средняя совокупная полугодовая прибыль в 2004 году составляла 81,5 млрд. рублей, то в первом полугодии 2005 года российские банки заработали 116 млрд. рублей.

2.3. РОЛЬ, ЗАНИМАЕМАЯ БАНКАМИ В РОССИИ

Не смотря на все негативные признаки состояния российской банковской системы, коммерческие банки играют не малую роль в экономике России.

Ситуация в экономике, сложившаяся к настоящему времени делает особенно актуальным вопрос об инвестициях. Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины такого положения многообразны. Но, если говорить кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. И пока нет оснований считать, что в ближайшее время они будут.

Банки должны найти свое место в инвестиционном процессе, что будет залогом экономического роста в стране. Основой взаимодействия промышленных предприятий и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла; их взаимодействие позволяет увеличить эффективность и масштабность инвестиционных процессов, расширить направления инвестиционных процессов.

На данный момент, банковская система является важным звеном отечественной экономики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могут оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики.

Стабилизационная роль банковского сообщества на данном этапе развития экономики очень важна. Попытки стихийного (чисто рыночного) перелива средств из одной отрасли в другую не привели к желаемым результатам, более того, капитал банковской системы по данным Г. Ханина абсолютно сократился с 1991 года в 3-4 раза, по отношению к ВВП он находится на уровне Англии 80-х годов XVIII века.[1] Это наводит на мысль о том, что эффективное перераспределение средств в отечественной экономике на данном этапе способна обеспечить только государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и отечественных реалий. Как это, к примеру было в США в 40-50-х годах, когда там была, принята программа поддержки приоритетных отраслей в науке и экономике.

Привлечение зарубежных кредитных ресурсов затруднено по нескольким причинам:

Во-первых, Россия и так уже является довольно крупным должником.

Во-вторых, коррупционные процессы в государственном аппарате, который собственно и должен заведовать распределением зарубежных кредитов, серьезно подрывают доверие иностранных кредиторов и не дают гарантий направления выделенных средств в экономику страны.

В-третьих, до сих пор в России очень высоки инвестиционные риски, частично из-за отсутствия подобной программы.

В-четвертых, иностранные кредиторы зачастую не заинтересованы в развитии определенных отраслей нашей экономики, и никогда не будут выделять на это кредитные ресурсы.

Кроме того, не стоит забывать, что России и так предоставляются кредиты МБРР.

Все это указывает на необходимость создания такой системы государственного взаимодействия с банками в области кредитной политики, которая обеспечивала бы не на словах, а на деле эффективное выполнение банками свойственных им функций.

Принятие программы призвано определить наиболее приоритетные направления кредитования, но не стоит забывать, что у многих предприятий нет ни приемлемого залогового обеспечения, ни гарантий. Таким образом, кредитование этих предприятий значительно ухудшает совокупный кредитный портфель российских банков с точки зрения рисков. А это на сегодняшний момент недопустимо, ибо он и так перегружен сомнительными кредитами. Значит, необходимо разработать систему гарантий и поручительств, которые должны обеспечить приемлемые кредитные риски вложений в эти предприятия.

Отдельные шаги по упорядочению роли коммерческих банков уже принимаются. К примеру принятие указа “О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета” должно сократить до минимума число уполномоченных банков.

Значение деятельности коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду. Возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке [7, с. 4-9].

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ

Анализ нынешних процессов позволяет относительно достоверно прогнозировать сценарии ближайшего развития.

1. Доминирующее положение в банковской системе занимают и будут занимать два государственных банка: Сбербанк РФ и Внешторгбанк. Именно на их плечи ляжет поддержка стратегически важных отраслей российской экономики. Недостатками данных институтов являются непрозрачность и низкая эффективность, преобладание политических, а не профессиональных соображений при принятии важных управленческих решений. Перспективы их долгосрочного развития во многом зависят от того, насколько государству и самим банкам удастся качественно и рыночно организовать управление ими.

2. В качестве второй основной группы банков все более значительную роль будут играть дочерние предприятия иностранных финансовых институтов. Профессионализм, технологичность, доступ к дешевому фондированию большинства из них дают существенные конкурентные преимущества. Иностранцы имеют возможность выбирать наиболее интересных с точки зрения обслуживания клиентов, что, естественно, создает дополнительные проблемы банкам российским, в том числе упомянутым Сбербанку и ВТБ, которым будет трудно выдерживать давление иностранных банков.

3. Российские банки частного сектора имеют следующие перспективы:

- Стать большими – слиться между собой или стать участниками поглощения. Такой вариант возможен в отношении единиц банков. Несовместимость технологий, отсутствие надлежащего корпоративного управления, низкая квалификация, нулевая стоимость в сочетании с развитыми амбициями владельцев и руководства делают такие сделки трудно осуществимыми.

- Уйти с рынка.

- Найти свою нишу на классическом рынке банковских услуг (иметь свой круг клиентуры), оказывая услуги универсального банка. Принимая во внимание географию России, такая перспектива в кратко- и среднесрочном разрезе более реальна для региональных банков, но, за редким исключением, не для банков двух столиц.

- Узкая продуктовая специализация (потребительское кредитование, ипотека). Для существующих банков резкий поворот и переориентация – маловероятная перспектива, т.к. они работают в рамках существующих привычек и связей своих владельцев и менеджеров. Нетрудно заметить, что наилучшие результаты в этих узких нишах показывают вновь созданные специализированные банки.

- Перейти в сектор инвестиционных услуг (в том числе услуг по управлению активами), сократив персонал и инфраструктуру. Теоретически, это хороший выход для средних корпоративных банков. Практически же, принимая во внимание квалификацию и привычки персонала, такой переход для большинства нереален.

- Уйти в «неформальную» сферу. Это путь, по которому сейчас идут многие средние и малые банки. В России достаточно большая теневая экономика, наработанные традиции «неформального» ведения дел, развитая коррупция. Вполне естественно, что этому соответствует и банковская система.

Говоря о перспективах банковской системы России невозможно пройти мимо вопроса о необходимости национальной банковской системы.

Уникальная география (размеры) страны, наличие стратегически важных отраслей (например, ядерная энергетика, авиастроение) требуют соответствующей национальной финансовой поддержки.

Как показано выше, доминировать здесь будут банки с государственным участием, низкая эффективность которых будет компенсироваться (протекционистской) поддержкой государства, оправданной, среди прочего, выполнением социально-государственных задач [9, с. 14].

Что касается развития частного национального банковского капитала, то для занятия существенных, а не только нишевых позиций в секторе, ему, с учетом нынешних рамочных (законодательно-общественных) условий, остается одно. А именно, стать эффективнее западных банков, которые, кстати, в среднем платят своим сотрудникам гораздо больше 4 тысяч рублей в месяц, да и налоговая нагрузка которых в своих странах повыше, чем в России. Кроме того, иностранцы в России не увлекаются налоговыми схемами и обналичкой, зарабатывая все-таки на классических банковских услугах, тем самым добровольно лишая себя некоторых специфических «конкурентных преимуществ».

Деятельность государства и самих банкиров, как уже отмечено выше, во многих аспектах привела и приводит не к развитию национальной банковской системы, а зачастую, напротив, к ее ослаблению. Дело здесь не в недостатке протекционизма, а в 1) ущербном (по большей части, в прошлом) лицензировании и регулировании, 2) перекосе в нравственных основах ведения дел.

Популярные вопросы инвестиционной привлекательности российских банков и связанные с ними PR - мечты не очень актуальны. Объектами иностранных инвестиций могут выступать в первую очередь специализированные банки, имеющие простой и понятный продукт, не обремененные «смутным» прошлым.

Изжить «кэптивную» природу большинства крупных частных финансовых институтов быстро нереально. С ней связаны специфические и финансовые, и политические риски. Поэтому мечтать о крупных поглощениях в среднесрочной перспективе не приходится.

С другой стороны, относительно незначительные (по меркам западного рынка слияний и поглощений) инвестиционные решения принимаются в результате внутрикорпоративной борьбы в иностранных банках (выбор стратегии, распределение ресурсов), на исход которой влияют не только рациональные, но и личностные факторы. Поэтому прогнозы в этой области достаточно условны.

Реализация вышеуказанных прогнозов вряд ли подвластна существенной корректировке со стороны кого бы то ни было. Они прямо вытекают из нынешнего положения дел и независимы от реально возможных (а не декларативных) действий государства, регулятора и самих банков. Это не означает бесполезности всяких мер. Выбор вариантов небольшой, но он есть.

Основные вопросы, на которые должны отвечать любые стратегии, и на решение которых должны быть направлены соответствующие усилия (меры), состоят в том, 1) какие сценарии поощрять, а какие «приглушать», 2) какие действия регуляторов и законодателей обеспечат меньшие издержки для банковской системы и экономики в целом при реализации этих сценариев. Другими словами, какие действия (или бездействия) будут полезными, а какие нет.

Например, поддержка (пусть даже молчаливая, в форме бездействия) теневых операций банков приведет к 1) ухудшению репутации и росту недоверия к банковской отрасли в целом, 2) усилению нравственного кризиса в обществе, 3) понижению совокупной рыночной капитализации российской банковской системы, 4) расшатыванию устоев общества, и т.д., и т.п. То есть в данном случае меньшие издержки общества достигаются применением соответствующих, раскрываемых ниже мер. Бездействие же здесь преступно и опасно для будущего.

Критически важными являются следующие меры:

1. Центральный Банк:

- Следует существенно модифицировать (развернуть и конкретизировать) редакцию пунктов 4 и 5 статьи 4 закона о «Центральном Банке Российской Федерации», освободив ЦБ от обязанности выполнять несвойственные ему функции. Речь не идет о либерализации, дерегулировании, ослаблении надзора и т.п. Просто, если сапоги начнет тачать пирожник, то ничего хорошего, как известно, не получится. Все должны заниматься своим делом. Абсурдна ситуация, когда Центральный Банк фактически предписывает технологии бизнес-процессов.

Законодательно закрепленное вмешательство ЦБ абсолютно во все аспекты банковской деятельности, в том числе, в технологическую сторону взаимоотношений между банками и клиентами (формы платежных поручений, карточек образцов подписей, чековых книжек и т.п.) – основной тормоз развития банковских технологий.

В данной сфере в обязанность Центральному Банку должно быть вменено оказание соответствующих услуг банкам для целей обеспечения, например, бесперебойной работы системы расчетов. В данном случае банки, пользующиеся клиринговым сервисом ЦБ, естественно должны соблюдать условия оказания услуги.

- Одним из мероприятий по развитию банковской системы России должно также стать внутреннее реформирование ЦБ, направленное на повышение эффективности его деятельности.

Проблемы банковской системы связаны не столько с недостатками законодательной и нормативной базы, которая пусть медленно, но развивается, сколько с нерациональностью внутренних технологических (бизнес-) процессов внутри Центрального Банка, увеличивающих неоправданные (бесполезные) транзакционные (вмененные) издержки в банковской системе и экономике в целом.

Основным способом такого реформирования должно явиться кардинальное (в несколько раз) сокращение персонала, избыточного для осуществления функций Центрального Банка. В результате этих изменений ЦБ должен избавляться от «министерских» привычек, стать более мобильным, управляемым, прозрачным, способным отвечать на действительные потребности страны.

Меры по реформированию ЦБ должны способствовать устранению неоправданных бюрократических барьеров, возведенных ЦБ, и крайне отрицательно влияющих на развитие банковской системы (об этих барьерах, см., например, «Стратегию повышения конкурентоспособности банковской системы» АРБ).

Формальным формам осуществления банковского надзора (типа проверки правильности карточек образцов подписей), которые суть лишние транзакционные издержки общества, должен прийти контроль по существу.

Значительных трудозатрат и методологических изысканий для изменения ситуации не требуется. Современная наука и практика (в том числе зарубежные) накопили достаточно материалов и методик, поясняющих, каким образом должны быть отлажены бизнес-процессы в центральных банках. Нужны только надлежащее управление в воля.

Действия, побуждающие ЦБ произвести соответствующие реформы, должны исходить от правительства, законодателей и, скажем, Национального Банковского Совета. Просветительскими мероприятиями, дискуссиями в рамках банковских ассоциаций здесь не обойтись. Все, конечно, развивается, и ЦБ работает сейчас эффективнее и «логичнее», чем прежде, но наивно просто смотреть и ожидать, когда же он сам себя прореформирует.

1. Борьба с «неформальными» операциями банков.

Государство в лице ЦБ должно больше бороться с неформальной экономикой в банковском секторе, которую оно и породило, раздавая лицензии кому попало.

Очевидно, что люди, привыкшие получать доход от определенной, «неформальной» деятельности, просто так не перестанут хотеть этого дохода. От него зависит их уровень потребления. Поэтому задачей государственного регулирования является борьба с такой деятельностью.

Рецепты такой борьбы в достаточной степени изложены в литературе. Известно, что борьба с теневой экономикой и коррупцией вообще – лозунг не очень дальновидных, мягко говоря, политиков и чиновников. Успеха можно достичь лишь в том случае, если проводить поэтапные, адресные мероприятия, переходя от одной сферы к другой. Банковская отрасль, будучи строго поднадзорной и регулируемой, относительно легко поддается соответствующему воздействию.

Для расширения инструментария такой борьбы представляется необходимым творчески заимствовать новейшие положения законодательства западных стран (например, принять аналог американского закона Сарбейнса-Оксли, предусматривающий уголовную ответственность за фальсификацию финансовой отчетности).

Справедливости ради отметим, что именно в банковской системе и во многом благодаря Центральному Банку достигнуты определенные успехи в этой сфере. В то же время здесь требуется больше последовательности и настойчивости, разъяснительной работы. Нужно открыто признавать ошибки и называть вещи своими именами.

1. Совершенствование корпоративного управления в государственных банках, в частности более широкое участие в их наблюдательных советах независимых директоров, которые могли бы возглавить соответствующие комитеты (например, по аудиту, рискам), способствуя росту прозрачности и профессионализма их деятельности.

Перечень «стратегических» действий, запланированный упомянутыми стратегиями Правительства и АРБ весьма объемен. Однако существует опасение, что без реализации указанных в настоящем исследовании мер, направленных на совершенствование базовых условий, многие из этих действий так и останутся на бумаге [7, с. 8-9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммерческие банки сегодня – основная составная часть кредитно-финансовой системы России. Они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов.

Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов  и  услуг. Следует  учитывать,  что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые  операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать (прием депозитов, осуществление денежных платежей и расчетов, выдача кредитов). Наблюдается общая тенденция к специализации на более доходных операциях.

Систематическое выполнение  банком своих  функций и создает тот фундамент,  на котором зиждется стабильность экономики страны в целом. И хотя выполнение каждого  вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой  командой  сотрудников,  они переплетаются между собой. Так, банки обладают уникальной способностью создавать средства платежа, которые используются в хозяйстве для  организации товарного обращения и расчетов. Речь идет об открытии и ведении чековых и других  счетов,  служащих основой безналичного оборота. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо  отлаженной  системы  денежных расчетов. Отсюда большое  значение  банков,  как  организаторов этих расчетов.

Несмотря на то, что с конца 80-х годов отечественная экономика переживает не лучшие времена, именно за этот период сформировалась банковская система. Конечно, ее нельзя назвать сильной, полностью отвечающей принципам рыночной экономики, но она доказала свою жизнеспособность. Кроме того, она сыграла не последнюю роль в самом процессе реформирования экономики.

На сегодняшний момент, когда отечественная экономика находится в не в лучшем положении, к примеру опасность эмиссии, грядущий секвестр бюджета, неплатежи банковская система продолжает успешно функционировать. Конечно, это во многом обусловлено состоянием валютного и фондового рынка, о чем было сказано выше, но с течением времени, объем спекулятивных операций в структуре банковских доходов неуклонно уменьшается. Это во многом связано с проведением Центробанком политики низкой процентной ставки, а также курсом правительства на снижение инфляции.

Следует надеяться на то, что все то позитивное влияние на экономические преобразования в стране, которое банковская система оказывала на протяжении последних лет продолжится и в будущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-I, в ред. от 21.03.2002 // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
  2. Положение Центрального Банка Российскоё Федерации «»О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» от 04.06.2003 № 230-П // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
  3. Банки и банковское дело / Под ред.Балабанова И.Т. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 350 с.
  4. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой.- М.: Экономистъ, 2004.- 751 с.
  5. Банковское дело: Учебник. Под ред. Колесникова В. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 540 с.
  6. Белоглазова Б. Н., Толоконцева Г. В. Денежное обращение и банки. – М.: «Финансы и статистика», 2000. – 355с.
  7. Бубнов Л.Н. Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка//Бухгалтерия и банки.- 2001.-№1.-с.4-9.
  8. Ивантер А., Четвериков В. Банки экономике не по росту // Эксперт.- 2005.- № 36.
  9. Попков В. В. К вопросу о конкуренции в банковской сфере// Банковское дело.- 2000, №2, с. 14.
  10. Сидорович В. Банковская система России 2005. Существенные признаки и будущее // «Сидорович и партнёры».- 2005.
  11. Симановский А.Ю. Банковский сектор в переходной экономике России// Деньги и кредит.- 1999.-№11.-с.26.
  12. Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Тавасеева.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 304 с.: ил.
  13. Хоминич И.П. «Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики», Финансы, №10, 2002.

[1] Хоминич И.П. “Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики”, Финансы, №10, 2002