Содержание

Введение. 3

1. Предмет экономической географии. 5

2. Методологическая основа экономической географии. 8

3. Основные задачи экономической географии. 14

Заключение. 20

Список литературы.. 22

Введение

Экономическая география — наука о размещении производства и территориальном разделении труда, изначально была задумана как пособие для коммерсантов, как «коммерческая география» (этот термин впервые был предложен М. В, Ломоносовым в начале 60-х гг. XVIII в.), так как круг вопросов, входящих в компетенцию этой отрасли научных знаний, крайне необходим будущему экономисту в его повседневной практической деятельности. К этому следует добавить, что экономическая география — единственная из экономических дисциплин «пространственная наука», и что безадресной экономики нет (как нет промышленных и сельскохозяйственных предприятий, источников сырья, топлива и энергии, потребителей произведенной продукции и т. п. без указания конкретного их местоположения).

Вопросы размещения - объект внимания экономической науки с начала XIX в. Их постановка тогда имела весьма упрощенный, а принципы решения - рекомендательный характер.

Позже немецкие экономисты, сначала И. Тюнен применительно к сельскому хозяйству, а затем А. Вебер применительно к промышленности, впервые попытались создать теорию размещения производства — обоснования размещения отдельного предприятия.

В дальнейшем постановка вопросов размещения значительно расширилась. Появляется ряд обобщающих работ по экономическому обоснованию размещения не только отдельных предприятий, но и целых отраслей, комплексному развитию хозяйства стран и районов, районированию производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции ( X . Бос, Э. Гувер, А. Леш, В. Леонтьев, У. Изард, Т. Палангер, П. М. Алампиев, Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, А. Е. Пробст, А. Н. Ракитников, Ю, Г. Саушкин, Е. Д. Силаев, А. Т. Хрущев и др.). И современный этап развития характеризуется неослабевающим интересом к проблемам размещения производства.

Однако не существует единства мнений относительно объекта исследования, методов и даже названия этой отрасли научных знаний. Она определяется как экономическая география, теория размещения, территориальная (пространственная) экономика, наука о регионах и региональном развитии, наука о производственно-территориальных (или территориально-производственных) комплексах, комплексное развитие и специализация экономических районов, размещение производительных сил и экономика районов, территориальная организация общественного производства и др.

Главное все же не в выборе лучшей формулы для определения, а в объективности существования самого объекта, необходимости его целенаправленного изучения, продиктованной потребностью общества.

В условиях становления рыночной экономики расширяется круг вопросов, изучаемых экономической географией, за счет включения в ее сферу региональных финансово-кредитных отношений, а также процессов формирования внутрирегиональных и межрегиональных рынков.

Актуальность данной темы заключается в том, что такое многоаспектное содержание дисциплины дает основание судить о ее значительной роли в подготовке специалистов-экономистов широкого профиля. Экономическая география закладывает научную основу для изучения специальных дисциплин. В некоторых экономических вузах не изучается ни одна дисциплина, предметом которой является территория. А без знания территории немыслима никакая экономическая деятельность.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретических основ экономической географии как науки.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть предмет экономической географии;

-             Раскрыть методологическую основу и методы экономической географии;

-             Описать основные задачи экономической географии.

1. Предмет экономической географии

Экономическая география изучает размещение производства, территориальное разделение труда, условия и особенности развития регионов, процессы формирования, развития и функционирования территориальных социально-экономических систем. Она устанавливает и исследует закономерности размещения производительных сил, определяет принципы размещения производства, выделяет факторы, влияющие на размещение различных отраслей хозяйственного комплекса. Экономическая география изучает взаимодействие природы и общества, природные условия и ресурсы страны и регионов, население, системы расселения и трудовые ресурсы, а также устанавливает конкретные пространственные взаимосвязи и взаимозависимости между географической средой и производством. Она разрабатывает прогнозы социально-экономического развития хозяйственного комплекса страны, ее территориальных систем и новых территориально-производственных комплексов.(2. с.47)

Объектом исследования экономической географии являются экономическое районирование, внутрирайонные, межрайонные и межгосударственные экономические связи.

Особенностью экономической географии являются комплексность подхода, нацеленность на поиск системного решения наиболее сложных территориальных проблем.

Важную роль в экономическом развитии общества играет географическая среда, рассматриваемая как одно из важных условий материальной жизни, влияющая на процесс развития общества.

Географическая среда — сфера взаимодействия общества и природы в пределах географической оболочки земли. Природные богатства, являющиеся неотъемлемой частью географической среды, составляют естественную базу развития общественного производства. Большая часть современных результатов производственной деятельности людей, овеществляемых в географической среде, представлена одним из важных условий дальнейшего развития производительных сил — территориальной структурой. Общественное производство размещается и развивается на определенной территории с ее природными условиями и естественными ресурсами, населением, его историческими особенностями и производственными навыками. Географическая среда может ускорить или замедлить процесс развития общества. Однако это влияние не является решающим. Географическая среда — вторична. Первичными выступают производственные отношения, складывающиеся в процессе материального производства. Общественное развитие происходит значительно быстрее, чем изменяется географическая среда, является более подвижным, и разные страны, находящиеся примерно в одинаковых природных условиях, сильно отличаются друг от друга по характеру производственных отношений, уровню своего экономического развития и состоянию производительных сил. Исходя лишь из особенностей географической среды, невозможно объяснить существование и смену общественно-экономических формаций, а, следовательно, нельзя выявить и научно обосновать закономерности развития и размещения производства в каждой из этих формаций. В то же время общество само активно воздействует на природу, приспособляя ее к своим потребностям. Влияние на природу определяется уровнем экономического развития общества.

С повышением уровня экономического развития общественного производства, науки и техники связи человека с географической средой становятся все более многогранными. Познавая законы природы, человек все полнее использует ее богатства и силу. Общество, опирающееся на познание наукой законов природы, в большей или меньшей степени регулирует влияние географической среды на производство, направляет и контролирует это влияние в интересах государства.

В процессе производства общество не только использует природное богатства, удовлетворяя свои возрастающие потребности, но и изменяет среду, вместе с которой меняется и вся естественная материальная основа общественного развития. Производственное воздействие на природу возрастает в сложной прогрессии в зависимости от оснащенности новейшей техникой, которая определяется общим уровнем развития производительных сил и во многом зависит от способа производства. (3.с.22)

Современное производство в основе представляет активное воздействие человека на окружающую среду с целью преобразования ее разнообразных ресурсов в потребительские блага. “Поле производства” в современном мире уже достигло гигантских масштабов и под воздействием достижений научно-технического прогресса продолжает все более расширяться. Наряду с традиционными природными ресурсами, такими, как: почва, лес, вода, полезные ископаемые, в хозяйственный оборот вовлекаются ресурсы мирового океана и космического пространства.

Успехи человечества в покорении природы столь велики, что хозяйственная деятельность людей стала оказывать большее воздействие на эволюцию природы, чем протекающие в ней естественные процессы.

Причинно-следственные взаимодействия и взаимоотношению в системе “общество — окружающая среда” весьма сложны и противоречивы и включают социально-экономические и естественные аспекты природопользования.

Человек занимает в природе двойственное положение. С одной стороны, он сам является ее частью, с другой — в силу своей социальной" организации и трудовой деятельности он противостоит остальной природе. В этом заключается противоречивое единство человека и природы. Резко возросшие производительные силы человеческого общества дают ему возможность активно влиять и изменять окружающую среду.

Природные ресурсы являются исходной базой развития экономики любого общества. Особенность нашего времени состоит в том, что потребление ресурсов достигло масштабов, вызывающих вполне обоснованное беспокойство за обеспеченность ими будущего поколения. В масштабах мировой экономики в хозяйственный оборот вовлечено до 2/3 запасов возобновляемых природных ресурсов. Почвенные, лесные ресурсы, запасы рыбы, пресной воды во многих странах уже сейчас используются на предельном уровне. Серьезные проблемы назревают и с обеспеченностью топливом и минеральным сырьем.

В научном мире существует множество географических теорий. Географический детерминизм — одна из наиболее известных. По существу географический детерминизм — это концепция, в основе которой лежит объяснение общественной жизни и экономического развития особенностями природных условий и наличием ресурсов. Согласно данной теории, географическая среда и ее отдельные элементы являются главной, определяющей силой экономического развития любой страны.

Корни географического детерминизма уходят в глубь истории. Отдельные ее положения рассматривались еще философами древности — Гиппократом и Страбоном. Это учение получило достаточно широкое развитие в XVIII в. в работах французского философа Монтескье, позднее оно было положено в основу научных работ американского ученого Хентингтона.

В России в начале XX в. некоторые аспекты географического детерминизма получили свое развитие в работах крупнейшего русского экономиста Г. В. Плеханова. Современные ученые не отрицают огромного значения благоприятных природных условий и наличия ресурсов в развитии и размещении производительных сил, в территориальной организации хозяйства (для ряда отраслей это имеет основополагающее значение). Но вместе с тем существуют государства, где географический фактор не составляет основу экономического развития общества. Такие страны, как Япония и Южная Корея, достигли исключительного успеха в развитии производительных сил, не имея достаточного ресурсного потенциала.(7. с.51)

2. Методологическая основа экономической географии

Методологической основой дисциплины “Экономическая география” являются: законы рыночной экономики, Конституция Российской Федерации, законодательные акты, касающиеся проблем развития и размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства, государственные программы социально-экономических реформ, проводимых в стране, основные направления государственной региональной политики и стратегии.(4.с.29)

После распада СССР Россия встала на путь формирования рыночных отношений, утверждения многообразия форм собственности, суверенизации регионов, отказа от командно-административной системы управления и плановой экономики. Изменились и методологические подходы и задачи системы наук, в том числе и экономической географии.

В переходный период к рынку страна испытывает острые кризисные явления во всех сферах экономики и в социальной сфере.

Для преодоления кризиса необходимы изучение уже осуществленных рыночных реформ в высокоразвитых странах мира и использование наиболее целесообразного опыта их внедрения с учетом исторических, экономических, национальных особенностей России.

В странах со сложившейся и успешно развивающейся рыночной экономикой большую роль играют такие факторы размещения, как затраты на сырье, основной капитал, рабочую силу и транспорт. Теория размещения производства в этих странах все больше увязывается с практикой, региональное планирование стало органической составной частью регулирования экономики почти во всех странах с развитыми рыночными отношениями и развивающихся государствах мира. Широко применяется при этом системный подход, сочетающий в себе как краткосрочные, так и долгосрочные задачи. Уделяется значительное внимание социальным и экономическим проблемам.

В нашей стране в настоящее время главной задачей является выход из продолжительного кризиса. На это направлен и научный поиск. По мнению крупных западных ученых-экономистов Д. Кейнса, Л. Эрхарда и некоторых других, выход из кризиса и достижение финансовой стабильности заключаются в расширении производства, потреблении товаров, снижении налогов, а также в государственном регулировании цен. Этот подход наиболее приемлем для российской ситуации.

Другие западные экономисты-рыночники (Ф. Хайек, М. Фридман) считают, что проведение рациональной денежно-кредитной политики является одним из решающих условий стабилизации экономики. Однако мировой опыт свидетельствует, что второй путь связан с резким падением уровня жизни населения.. Прошедшие годы реформ, путь проб и ошибок в выборе модели рыночных отношений привели Россию к резкому расслоению и обнищанию большей части населения (доходы богатых в 1997 г. в 60 раз превышали доходы бедных, в то время как в 1993 г. этот разрыв составлял 7 раз), росту безработицы, неплатежам, невыполнению законов, снижению поступления налогов, коррупции чиновничьего аппарата. В связи с этим возникла необходимость в создании научной базы социально-экономического становления и развития рыночных отношений, разработке основ региональной политики и стратегии и проведении в жизнь наиболее эффективных экономических реформ. Этими проблемами занимается также и экономическая география, создавая методолгическую основу науки.(11. с.12)

В России при проведении реформ необходимо разумно сочетать два аспекта — регионализацию и интеграцию. В условиях суверенизации регионов необходимо учитывать специфику каждого из них. Реформы, касающиеся социальной сферы, рационального использования и охраны природных ресурсов, малого предпринимательства, необходимо перенести на региональный уровень. При этом функции управления реформами в этих сферах нужно передать регионам.

Однако не следует забывать, что регионы являются неотъемлемой составной частью единого хозяйственного комплекса страны, который нужно не только сохранить, но и укрепить. Поэтому необходимо принимать меры по пространственной интеграции экономики России, и в первую очередь, по таким направлениям, как материально-техническое обеспечение энергетической, водохозяйственной и транспортной систем, финансово-кредитной и бюджетной сферы, а также экологической безопасности. Таким образом, на всей территории страны должно создаваться и укрепляться единое рыночное пространство, т. е. единый общероссийский рынок с многообразными экономическими межрегиональными связями, и проводиться единая межрегиональная политика. Необходимо провести системный анализ социально-экономического состояния всех отраслей и регионов России, позволяющий определить различия в стартовых условиях вхождения регионов в общероссийский рынок, т. е. выделить:

• регионы, нуждающиеся в действенной помощи федерального правительства, т. е. регионы с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей;

• регионы с незавершенными инвестиционными программами;

• регионы, зависимые от поставок продовольствия;

• регионы с неблагополучной экологической обстановкой;

• экстремальные регионы (особенно зоны Крайнего Севера);

• регионы социального бедствия, в которых уровень безработицы очень высок, а уровень жизни критически низок. (1. с.61)

Методологическую основу экономико-географической науки при переходе к рынку определяет региональная политика государства, основной целью которой являются обеспечение достаточного уровня благосостояния народов России, создание равных жизненных условий для всех граждан страны.

При изучении территориальных социально-экономических систем экономическая география использует ряд научных методов.

Программно-целевой метод в условиях формирования рыночных экономических отношений имеет важное значение для комплексной реализации неотложных и общезначимых региональных социальных задач, предусматривающих максимальную эффективность использования задействованных средств и характеризующихся конкретными (по возможности выраженными количественно) конечными показателями, достижение которых достаточно для решения поставленной программой проблемы. Каждая программа должна разрабатываться с учетом адресности и временного ограничения, содержать задания конкретным исполнителям и детально разработанную систему управления. Финансирование данных программ осуществляется из федерального и местного бюджетов.

Классификация социальных региональных программ осуществляется по их статусу, функциональной направленности и срокам реализации. К наиболее значимым и актуальным для большинства регионов социальных задач относятся: адресная помощь гражданам и группам населения с низкими доходами, находящимися за пределами границы нищеты, обусловленными объективными, не зависящими от них обстоятельствами (нетрудоспособность, наличие большого числа иждивенцев и т.п.), улучшение здоровья населения; сохранение достигнутого уровня и качества образования подрастающего поколения и их повышение на основе новых образовательных технологий; поддержание культурного потенциала, сбережение культурного наследия.

Целевые региональные программы рассматриваются как метод регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов, направления усилий на осуществление крупных народнохозяйственных проектов проведения региональной политики государства. Региональное целевое программирование выступает в качестве инструмента прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории и обеспечивает сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии.

Региональная программа органически связана с территориальными и отраслевыми прогнозами, сконцентрирована на решении ограниченного числа проблем или одной из них, а не всех основных задач экономического и социального развития территории.

Метод системного анализа основан на принципе поэтап-ности, включает определение целей, задач, постановку научной гипотезы всестороннего изучения каждой из территориальных систем, особенностей размещения и развития производительных сил (главными критериями оптимального размещения являются эффективность производства, наиболее полное удовлетворение потребностей населения) до разработки долгосрочных программ социально-экономического развития каждой из территориальных систем с учетом их особенностей. Метод системного анализа рассматривает целостность системы, ее внутренние и внешние связи, увязывает сложные отраслевые и территориальные проблемы, что особенно важно в условиях суверенизации регионов при становлении рыночных отношений. Этот метод наглядно показывает хозяйственный комплекс страны в его единстве и многообразии. (7.с.33)

Балансовый метод — один из основных методов исследования в экономической географии. Он позволяет выбрать наиболее рациональные соотношения между отраслями, определяющими профиль хозяйства экономического района, и отраслями, дополняющими данный территориальный комплекс. Балансы необходимы при разработке вариантов размещения производств, их экономического обоснования, внутрирегиональных и межрегиональных связей. Используя балансовый метод, можно определить потребности регионов в ресурсах и товарах, в рабочей силе, оценить степень удовлетворения региона в продукции за счет собственного производства, объемы ввоза и вывоза необходимой продукции, а также выявить диспропорции в развитии хозяйственного комплекса региона и наметить пути по их устранению. Балансы позволяют оценить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории, определить его мощность и стоимость. Важнейшей составной частью баланса является сводный расчет объема требуемых капиталовложений для обеспечения динамичного социально-экономического развития региона.

Картографический метод является специфическим методом в экономико-географических и региональных исследованиях. Карта — это источник знаний и объект изучения. Благодаря карте обеспечивается качественное усвоение студентом большого фактического материала, которым располагает экономическая география. Территориальные экономико-географические процессы и особенности размещения производительных сил в разрезе страны и отдельных регионов наиболее наглядно отражаются только на географической карте.

Метод экономико-математического моделирования используется в процессе экономико-географических и региональных исследований в связи с проблемами размещения производительных сил и развития хозяйств регионов, которые становятся более сложными, а отраслевые и территориальные связи — более трудноуправляемыми. Выделяют следующие направления экономико-математического моделирования территориальных экономических процессов:

• составление моделей териториалъных пропорций развития хозяйственного комплекса России;

• составление математических моделей по размещению различных отраслей хозяйства;

• моделирование процессов размещения производительных сил в разрезе страны и отдельных регионов;

• моделирование формирования хозяйственных комплексов регионов.(10. с.48)

Составляя экономико-математические модели, можно отработать десятки и сотни вариантов территориальных сочетаний производительных сил, что дает оптимальное решение их территориальной организации. Метод математического моделирования вносит значительные изменения и дополнения в существующие экономико-географические методы.

Сравнительно-географический метод сопоставляет ряд территориальных единиц с помощью математических приемов.

Индексный метод используется для определения специализации экономических районов и экономической эффективности в экономико-географических и региональных исследованиях.

Применение перечисленных методов позволяет обеспечить рациональное размещение производительных сил, создать более совершенную территориальную структуру хозяйств и способствует повышению эффективности развития отдельного региона и страны в целом.

3. Основные задачи экономической географии

Различные природно-климатические условия и неодинаковые уровни социально-экономического развития регионов России определяют основные цели региональной политики, заключающиеся в сохранении целостности страны и выработке мер по ослаблению социальной напряженности.

Важнейшими региональными задачами являются:

1. Реконструкция хозяйственных комплексов старопромышленных районов и крупных городов путем проведения конверсии оборонного комплекса ряда гражданских отраслей.

2. Модернизация инфраструктуры и оздоровление экологической обстановки.

3. Обеспечение условий формирования программно-целевых территориально-производственных комплексов на базе уникальных природных ресурсов. Для ряда районов Нечерноземья, Урала, Сибири, отличающихся агропромышленной специализацией, стоит задача преодоления их депрессивного состояния. Важными проблемами являются возрождение малых городов и сел, развитие производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных земельных угодий.(9. с.35)

Для регионов с сырьевой специализацией и экстремальными природными условиями основными задачами являются стабилизация социально-экономического положения и создание условий для возрождения малочисленных народов Севера.

Общими для всех регионов задачами государственной региональной политики являются развитие региональных и межрегиональных инфраструктур систем транспорта, связи, информатики, обеспечивающих структурную перестройку и эффективность социально-экономического развития ее регионов и страны в целом; преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных субъектов Федерации — республик, областей, автономных образований.

Вступление России на путь развития рыночных отношений внесло изменение и в сложившиеся важнейшие методологические основы экономико-географической науки — в закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Одни теоретические положения этих методологических основ утратили свою функцию при изменении формы общественного развития и задач рыночной экономики. Другие положения сохранены, роль их усилилась, появились и новые теоретические подходы к размещению производительных сил.

Задачи экономической географии по совершенствованию размещения производительных сил и территориальной структуры хозяйства

Реализация всех региональных задач связана с общим развитием производительных сил России, структурной перестройкой, финансовой и инвестиционной политикой. Для перспективного регионального развития особенно важны государственные региональные программы, в разработке которых наряду с другими принимают участие ученые, представляющие экономическую географию. Данные программы финансируются из федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств (особое внимание уделяется инвестиционным проектам).

При управлении региональными программами значительно повышается значимость региональных органов власти. При этом необходимо всемерно поощрять создание компаний, консорциумов, фирм с государственным, частным и смешанным капиталом.

В разработанной концепции (концепция утверждена на заседании Правительства РФ 13 декабря 1996 г.) среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 — 2000 гг. “Структурная перестройка и экономический рост” важное место занимает региональный аспект социально-экономического развития. В качестве приоритетных задач региональной политики выделяли:

• Формирование и укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития регионов посредством четкого разделения компетенции и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и местного самоуправления по вопросам собственности, а также по принятию управленческих решений прежде всего в области эксплуатации природных ресурсов, внешнеэкономической деятельности и др.

• Совершенствование правовых основ и практики взаимодействия федеральных органов власти с субъектами РФ, хозяйствующих субъектов с органами государственной власти и местного самоуправления по экономическим и социальным вопросам.

• Укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма.

• Сглаживание объективно сложившихся межрегиональных различий в уровнях социально-экономического развития с использованием централизованной финансовой поддержки, в том числе -через федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

• Осуществление государственной политики стимулирования развития регионов и городов, располагающих крупным научно-техническим и производственным потенциалом и могущих стать “локомотивами” и “точками роста” экономики субъектов РФ.

• Жизнеообеспечение зон и регионов с особо сложными условиями хозяйствования.

• Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

• Поддержка районов экологического бедствия, зон со сложными демографическими и миграционными проблемами, развитие отсталых регионов.

• Оказание помощи районам, пострадавшим от экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий и разнообразных загрязнений.

• Использование преимуществ территориального разделения труда, формирования общероссийских и региональных рынков с учетом исторически сложившихся условий развития.

• Обеспечение принципов единства экономического пространства и свободы перемещения товаров, капитала и рабочей силы по всей территории РФ.(10. с.57)

В основе стратегии экономической сферы предполагается выравнивание условий экономической деятельности и максимального использования природных и экономических особенностей регионов. Реформирование экономики, опирающейся на несбалансированное использование региональных льгот и дотаций, в основном исчерпало свои возможности.

Усиление экономической и финансовой самостоятельности регионов не только не исключает, но и предполагает со стороны федеральных органов власти организацию более строгого контроля за расходованием поступающих в регионы средств из федерального бюджета.

Функционирование системы оказания финансовой помощи субъектам РФ по социально-экономическому развитию будет направлено на последовательное создание условий реализации во всех регионах социальных гарантий (через совершенствование методики расчета трансфертов, повышение уровня обеспеченности социальной инфраструктуры и др.).

Правительство намерено формировать и осуществлять активную экономическую политику по отношению к регионам с различными уровнями социально-экономического развития. Она должна быть реальной и исключать декларации о выравнивании, возможности принятия односторонних решений о повышении уровня благосостояния населения одних регионов за счет других. Для сильных регионов такая политика означает поддержку центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих экономику регионов и страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы. Для слабых регионов активная экономическая политика будет включать в себя участие центра в программах по структурной перестройке экономики регионов, испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения. Государственная поддержка регионов будет также осуществляться на основе программно-целевого подхода, направленного прежде всего на сохранение территориальной целостности государства, на решение межрегиональных и общефедеральных задач, на ускорение выхода из кризиса и на повышение эффективности ее хозяйственной системы. Наряду с совершенствованием методов формирования и реализации федеральных программ регионального развития необходимо повысить обоснованность отбора регионов для программной проработки их проблем, что требует опоры на прогнозные документы средне- и долгосрочного характера, разрабатываемые на общефедеральном уровне.

Продолжится развитие программного метода комплексного решения проблем регионов, оказавшихся в наиболее сложной социально-экономической ситуации. Необходимым условием создания системы эффективной государственной поддержки развития регионов является взаимосвязь перспектив и направлений их развития с перспективами развития страны в целом.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены теоретические основы экономической географии.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрен предмет экономической географии;

-             Раскрыта методологическая основа и методы экономической географии;

-             Описаны основные задачи экономической географии.

Создание и развитие единого взаимосвязанного хозяйственного комплекса всей страны представляет основу территориальной организации хозяйства, определяет изменения в размещении производительных сил и направления развития хозяйства экономических районов РФ.

Экономическая география – это научная дисциплина, которая, опираясь на экономические законы, изучает совокупность экономических и социальных связей, факторов и явлений, обуславливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе.

Экономическая география, изучая размещение производительных сил и территориальную организацию хозяйства, входит в систему экономических наук. Она увязывает теоретические положения с практикой решения задач в области размещения производства и совершенствования территориальной организации хозяйства, от которых зависят повышение эффективности хозяйственной деятельности и улучшение благосостояния населения. В то же время, изучая взаимодействие природы и общества, экономическая география занимает место на стыке экономических и естественных наук. Она учит методам научного подхода к освоению и рациональному использованию обществом природных богатств, пониманию связей природных и общественно-экономических явлений.

Предмет экономической географии – изучение размещения производительных сил и социально экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических, демографических, экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.

К основным методам экономической географии относят:

-             основной метод экономической географии-диалектика;

-             специфический метод экономической географии – балансовый (отраслевые и территориальные балансы позволяют выбрать оптимальные пропорции между специализирующими и обслуживающими отраслями, а также определить региональные межрайонные связи);

-             математический (выбор максимально эффективного варианта);

-             картографический (составление карт, схем, графиков и т.д.);

-             статистический;

-             сравнительный;

-             выборочный и др.

Список литературы

1.           Барабанов В.В.  Экономическая география. - М.: Инфра-М, 2002.

2.           Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2002.

3.           География. Население и хозяйство России. Учебник под ред.   В.Я. Ром,            В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004.

4.           Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2003.

5.           Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

6.           Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-на-Дону, 2002.

7.           Лиасов Н.К. Экономические регионы России. – Спб.: Питер, 2003.

8.           Липец Ю.Г. География мирового хозяйства. - М.: Гардарика, 2004.

9.           Чистобаев Л.И. Экономическая и социальная география. – М.: Гардарика,2003.

10.      Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2002.

11.      Колесов В. П., М. Н. Значение экономической географии в изучении международного разделения труда // Мировая экономика. -  2004 - №3. – С. 12 -34.