Повышение конкурентоспособности продукции и услуг ресторанного комплекса
Автор - Светлана Владиславовна Думчева mailto:s_dumcheva@mail.ru Номинант конкурса "Консультант 2003"
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§ 1. Экономическая характеристика объекта исследования
§ 2. Анализ маркетинговой концепции ресторанного комплекса
§ 3. Использование математического инструментария для исследования общей тенденции развития ресторанного комплекса
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ
Опросный лист
Меню ресторана
Структура управления ООО "Бриджтейн"
§ 1. Экономическая характеристика объекта исследования
Ресторанный комплекс гостиницы «Россия», или общество с ограниченной ответственностью «Бриджтейн», представляет собой объект исследования.
ООО «Бриджтейн» является юридическим лицом (Свидетельство о регистрации № 002.023.132 от 8 декабря 2000 года), имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основной целью своей деятельности, являясь коммерческой организацией, ресторанный комплекс преследует извлечение прибыли.
Предметом деятельности ООО «Бриджтейн» является:
Организация общественного питания, создание, содержание и эксплуатация основных типов предприятий массового питания (ресторан, столовая, кафе, бар и т.д.);
Деятельность по производству, выпуску, реализации и организации потребления продукции общественного питания, пищевой продукции и полуфабрикатов, в т.ч. колбасных изделий и копченостей, обеденной продукции, горячих, холодных, десертных блюд, закусок и напитков; а также реализация продовольственных товаров, не подлежащих длительному хранению, икры осетровых и лососевых рыб, готовой деликатесной продукции, и т.п.;
Организация и эксплуатация хлебопекарен и кондитерских производств, выпечка и реализация хлебобулочных и иных мучных и кондитерских изделий;
Розничная торговля пивом, прохладительными напитками, сухими и креплёными винами, водочными, коньячными изделиями (ликёром, ромом, бренди), другими алкогольными, а также табачными изделиями и шоколадом в установленном законодательством порядке;
Организация досуга людей, создание, содержание и эксплуатация бильярдных залов, игорных комплексов и автоматов, проведение лотерей, а также работа по другим направлениям индустрии развлечений;
Проведение банкетов, обслуживание свадеб, юбилеев, торжеств и ритуалов;
Оказание сервисных услуг по заказам населения;
Создание собственной производственной инфраструктуры, включая производственные и перерабатывающие мощности, складские и другие вспомогательные объекты, транспорт и сбытовую сеть (оптовую/розничную) и управление ими;
Осуществление внедрения новых технологий приготовления, расширения ассортимента и повышения качества продукции общественного питания;
Структура организации представляет собой ресторанный комплекс, в состав которого входят четыре крупных ресторана, рабочая столовая, кафе, располагающиеся на каждом чётном этаже гостиницы, начиная с четвёртого (всего 20 буфетов), и бары, количество которых увеличивается практически с каждым месяцем.
В первую очередь, следует дать краткую характеристику ресторанам ООО «Бриджтейн»: [1]
1. Ресторан «Васильевский», площадью 520м2 и вместимостью основного зала 250 человек, расположен на втором этаже западного корпуса гостиницы “Россия. Имеется банкетный зал на 25 мест (35м2), где обычно устраивают коктейли. Заведение открывает вид на Храм Василия Блаженного и Красную Площадь, причем архитектуру зданий можно рассмотреть детально, поскольку ресторан расположен на втором этаже. В основном зале находится сцена, ежедневно звучит музыка российских и зарубежных эстрадных исполнителей. В ресторане предусмотрена главным образом шведская линия, комплексные обеды и ужины.
2. Ресторан «Кремлёвский» расположен на двадцать первом этаже гостиницы. Данное заведение открывает невероятно красивую панораму города: Красная площадь, Храм Василия Блаженного, соборы Кремля, Москва-река, старинные улицы и современные здания. Основной зал ресторана, площадью 399м2 способен вместить 180 человек, банкетный зал рассчитан на 25 мест (36м2), а также имеется VIP-комната, рассчитанная на 6 человек, две стены которой занимают окна. В центре зала расположен фонтан, большая танцплощадка, однако единственным недостатком ресторана считается отсутствие бара. Поэтому именно с «Кремлевского» зала уже начата реконструкция, которую планируют провести практически во всех помещениях ресторанного комплекса.
3. Ресторан «Золотой зал», расположенный на первом этаже западной стороны гостиницы “Россия”, имеет основной зал вместимостью до 500 мест (700м2), антресоль (второй ярус), площадью 182м2, и банкетный зал (214м2), вмещающие 100 и 25 человек соответственно. Это самый большой ресторан в гостинице, общей площадью 1096м2, с современным интерьером и неповторимым видом на купола Храма Василия Блаженного. Именно в "Золотом" чаще всего проходят правительственные приемы и торжества. Имеется концертная площадка, которая часто используется для творческих вечеров известных деятелей культуры. Кроме того, в зале находится удивительной красоты танцпол, на инкрустацию которого потребовалось более ста видов ценных пород дерева. Ресторан предлагает самые разнообразные услуги, в том числе организация детских праздников с приглашением артистов театров и цирков, самые изысканные блюда европейской и русской кухни, торты от лучших кондитеров. Стараниями одиннадцати мастеров-поваров, под руководством шеф-повара - лауреата Всемирной Берлинской олимпиады кулинарного искусства, будут удовлетворены любые потребности.
4. Ресторан «Северный» - это идеальное место для корпоративных мероприятий, фуршетов, банкетов, расположен на антресольном этаже северной части гостиницы “Россия”. Вместимость основного зала 250 человек, банкетного - 40. Интерьер ресторана требует модернизации, бар отсутствует, однако благодаря оптимальной вместимости, ресторан имеет выручку от сдачи площади зала в аренду под массовые мероприятия. Данный ресторан практически не работает по меню, т.к. в первую очередь предлагаются шведский стол и комплексные обеды, оплаченные по безналичному расчёту. К примеру, стоимость питания по безналичному расчёту (на 01.01.02) такова:
- Завтрак (шведский стол) – 210 руб.
- Завтрак (континентальный) – 180 руб.
- Обед – 300 руб.
- Ужин – 300 руб.
Из разнообразия кафе и баров, входящих в ООО «Бриджтейн», самыми крупными, в большей степени, влияющими на размер товарооборота, являются кафе «Восточный погребок», «12 этаж», бар «Северное сияние», «Орион» и «Кью Клаб».
Рабочая столовая с самообслуживанием, вместимостью 100 мест, расположена в западном корпусе в подвальном помещении гостиницы, и рассчитана в основном на сотрудников гостиницы и ресторанного комплекса.
ООО «Бриджтейн» часто обслуживает крупные массовые мероприятия, конференции, съезды, правительственные приемы, банкеты, фуршеты, торжества и т.д. На каждое корпоративное мероприятие составляется договор, меню.
В гостинице «Россия» в последнее время открылось много частных ресторанов, например «Токио», «Манхэттэн», «Джоконда», «Московское время», «Изысканный вкус» и другие, которые могут составить серьезную конкуренцию ООО «Бриджтейн». Чтобы превзойти в конкурентной борьбе, привлечь и удержать клиента, важно точно знать потребности посетителей, в соответствии с которыми формировать предложение, а для этого необходимо регулярно проводить маркетинговые исследования.
Итак, чтобы правильно выбрать направление исследования, нужно ясно и четко изложить проблему. Исходными данными для определения проблемы являются сведения о состоянии и функционировании организации. Таким образом, необходимо изучить результаты производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации, проанализировать основные отчетные и статистические и данные.
С точки зрения оценки производственной деятельности, самым главным финансовым документом является отчет о прибылях и убытках [2] . Основные показатели ООО «Бриджтейн» приведены в таблице 1.1. Поскольку общество с ограниченной ответственностью существует чуть более года, в таблице представлены показатели за I и II полугодия и в целом за год по состоянию на 1 января 2002 г.
Таблица 1.1
Основные показатели предприятия, руб.
Наименование показателя |
I полугодие 2001г. |
II полугодие 2001 г. |
за 2001 год (на 01.01.02) |
Выручка от реализации |
10526382 |
40779139 |
51305521 |
Себестоимость реализованной продукции |
4073870 |
15307668 |
19381538 |
Валовая прибыль |
6452512 |
25471471 |
31923983 |
Коммерческие расходы |
6096226 |
27091102 |
33187328 |
Прибыль / убыток(-) от реализации |
356286 |
-1619631 |
-1263345 |
Операционные расходы |
15300 |
411674 |
426974 |
Внереализационные доходы |
37518 |
2232763 |
2270281 |
Внереализационные расходы |
56363 |
349116 |
292753 |
Прибыль / убыток(-) до налогообложения |
322141 |
-34932 |
287209 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
132476 |
70581 |
203057 |
Чистая прибыль / убыток(-) |
189665 |
-105513 |
84152 |
Табл. 1.1 показывает, что по сравнению с первым полугодием, выручка от реализации увеличилась на 30252757 руб., или на 287,48%, а валовая прибыль - на 19018959 руб., или на 294,8%. Внереализационные доходы возросли на 2195245 руб., что связано, вероятнее всего, со сдачей помещений ресторанного комплекса в аренду под массовые мероприятия. Например, в ресторане «Северный», благодаря хорошей вместимости основного зала, часто проводятся шахматные турниры. Однако коммерческие расходы увеличились на 20994876 руб., или на 344,4%. Наиболее вероятной причиной этого является увеличение расходов на рекламу, рост транспортных расходов, в связи с расширением производства и увеличением числа баров и кафе. Но, тем не менее, во втором полугодии вместо прибыли наблюдается убыток. Вероятно, это связано с неэффективным выполнением плана товарооборота в некоторые месяцы. Несмотря на это, по состоянию на 1 января 2002 года имеет место нераспределенная прибыль в размере 84152 руб., а не убыток, что произошло благодаря полученному доходу в первом полугодии. Итак, чтобы справиться с нуждами вплоть до нижней строки, нельзя упускать никаких мелочей, учитывая все, начиная с таких крупных контролируемых трат, как расходы на зарплату, закупку продуктов питания и напитков, и кончая более мелкими.
Для покрытия расходов и получения необходимой прибыли предназначена наценка на продукцию собственного производства и покупные товары. Размер наценки определяет само предприятие в лице генерального директора А.К.Бекмурзиева. Наценочная категория ресторанов «Кремлевский», «Васильевский», «Золотой» - “люкс”.
В соответствии с приказом о применении наценок общественного питания при формировании продажных цен, в Ресторанном комплексе ООО «Бриджтейн» с 1 января 2002 года установлены определенные размеры наценок. Вычислим средние значения по залам ресторанов, кафе, барам, рабочей столовой и при обслуживании банкетов и приемов и сравним полученные данные для наглядности на диаграмме (рис. 1.1):
Рис. 1.1. Средний размер наценок в Ресторанном комплексе ООО «Бриджтейн»
Проанализировав размеры наценок в Ресторанном комплексе, можно сделать вывод, что при обслуживании банкетов и приемов установлены максимальные наценки, поскольку здесь изготавливаются самые изысканные блюда и закуски, в том числе, на заказ. Кроме того, рестораны гостиницы «Россия» всегда пользовались высоким уровнем спроса на проведение мероприятий подобного уровня, а ресторанный комплекс «Бриджтейн» уже зарекомендовал себя производителем высококачественной продукции, поэтому столь высокий размер наценки абсолютно не снижает частоту проведения банкетов и приемов, которая составляет в среднем 1-2 раза в месяц. Более того, банкеты зачастую заказываются по большим праздникам достаточно обеспеченным контингентом, который не привык экономить, и ресторанный комплекс этим пользуется.
В рабочей столовой наблюдается самый низкий уровень наценки, что понятно, ведь она призвана больше для того, чтобы накормить служащих, чем принести экономический эффект. Столовая предназначена, в основном, для сотрудников организации и рабочих гостиницы.
В барах средний уровень наценки на 39% выше, чем в ресторанах. Происходит это потому, что бар реализует, в основном, покупные товары, наценка на которые достаточно высока, к примеру, на одинаковые вино – водочные и табачные изделия в ресторане уровень наценки составляет - от 50%, в барах - от 100%. Ресторан, в свою очередь, реализует те же покупные изделия с меньшей наценкой, а более высокий размер наценки устанавливает на порционные, фирменные, банкетные блюда, закуски, кондитерские изделия собственного приготовления, которые бар не реализует.
Анализ товарооборота
Чтобы охарактеризовать объем продаж кулинарной продукции и покупных товаров ООО «Бриджтейн», необходимо обратиться к такому количественному показателю, как товарооборот, который выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров и оказании услуг по организации потребления.
Товарооборот ООО «Бриджтейн» состоит из двух основных частей:
• реализации продукции собственного производства;
• продажи покупных товаров.
Продукция собственного производства включает в себя пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятии, т.е. различные блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия и т.д.
Покупные товары, поступающие в готовом виде от других предприятий, дополняют, а в ряде случаев и заменяют некоторые виды продукции собственного производства. Это хлеб и некоторые кондитерские изделия, фрукты, ягоды, шоколад; алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, спички и др.
Реализация продукции собственного производства, а также покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы и буфеты составляет розничный товарооборот предприятия.
Товарооборот ООО «Бриджтейн» в период с июня по декабрь 2001 года, представлен в приложении 3. Анализ товарооборота позволяет оценить достигнутые результаты, изучить динамику. Данные о выполнении плана товарооборота и его составе приведены в табл. 1.2. Таблица 1.2
Оценка выполнения плана товарооборота, руб.
Месяцы |
Товарооборот ООО «Бриджтейн» |
Общий объем товаро-оборота |
Месячный план това-рооборота |
Откло нение от плана |
Выпол нение плана, % |
|||
Реализация продукции собственного производства |
В % к общему объему т/о |
Продажа покупных товаров |
В % к общему объему т/о |
|||||
Июнь |
7 018 018 |
90,7% |
717 257 |
9,3% |
7 735 275 |
7 480 000 |
+ 255 275 |
103% |
Июль |
8 187 473 |
90,9% |
815 253 |
9,1% |
9 002 726 |
8 790 000 |
+ 212 726 |
102% |
Август |
4 937 053 |
90,4% |
525 910 |
9,6% |
5 462 963 |
8 025 000 |
-2 562 037 |
68% |
Сентябрь |
2 717 233 |
86,1% |
438 238 |
13,9% |
3 155 471 |
8 275 000 |
-5 119 529 |
38% |
Октябрь |
4 198 634 |
80,7% |
1 003 741 |
19,3% |
5 202 375 |
8 500 000 |
-3 297 625 |
61% |
Ноябрь |
9 275 006 |
86,2% |
1 491 309 |
13,8% |
10 766 315 |
8 600 000 |
+2 166 315 |
125% |
Декабрь |
10 895 976 |
84,3% |
2 035 603 |
15,7% |
12 931 579 |
8 650 000 |
+4 281 579 |
149% |
Важным показателем, характеризующим торгово-производственную деятельность предприятия, является доля продукции собственного производства в общем объеме товарооборота. Этот показатель за исследуемые месяцы в среднем составил 87,1%, что является достаточно высоким уровнем для предприятий питания. Однако по сравнению с июнем 2001 года доля реализации продукции собственного производства имеет тенденцию спада. Она снизилась с 90,7% до 86,2%. Наиболее вероятной причиной этого является продолжающийся рост числа новых баров и кафе, открываемых ООО «Бриджтейн», которые реализуют в основном покупные изделия.
Табл. 1.2 также показывает, что в сентябре самый невысокий уровень товарооборота, а в течение трех месяцев с августа по октябрь наблюдается невыполнение плана. Это объясняется, в первую очередь, снижением удельного веса продукции собственного производства в общем объеме товарооборота, а также, общим сокращением числа проживающих в гостинице в эти месяцы ежегодно и, следовательно, уменьшением количества посетителей ресторанного комплекса.
Для того, чтобы более подробно проследить колебания товарооборота, носящего сезонный характер, можно применить метод простой средней. Сущность данного метода заключается в определении сезонной волны (индекса сезонности) как процентного отношения соответствующих средних квартальных или декадных уровней к их общей средней, вычисленной для всего периода.
Поэтому далее следует проанализировать товарооборот ООО «Бриджтейн» за три месяца 2001 года, по которым не был выполнен план, путем вычисления сезонной волны методом простой средней (табл. 1.3). Таблица 1.3 Анализ сезонности способом простой средней арифметической
(товарооборот ООО «Бриджтейн», в руб.)
Месяц |
Декада |
Итого за месяц |
Среднедекадные уровни по месяцам |
||
1 |
2 |
3 |
|||
Август |
1 242 637 |
2 400 414 |
1 819 912 |
5 462 963 |
1 820 987,6 |
Сентябрь |
2 305 767 |
849 704 |
0 |
3 155 471 |
1 051 823,6 |
Октябрь |
1 778 677 |
2 070 899 |
1 352 799 |
5 202 375 |
1 734 125,0 |
Итого |
5 327 081 |
5 321 017 |
3 172 711 |
13 820 809 |
4 606 936,2 |
Подекадные сред. уровни |
1 775 693,6 |
1 773 672,3 |
1 057 570,3 |
4 606 936,2 |
1 535 645,4 |
Сезонная волна, % |
115,6 |
115,5 |
68,9 |
300,0 |
100,0 |
Средний декадный объем продаж за весь период в целом вычисляется как отношение общей суммы продаж к числу периодов, т.е. 13 820 809/9 = 1 535 645,4 руб., или как средняя арифметическая простая из декадных средних:
(1 775 693,6 + 1 773 672,3 + 1 057 570,3)/3 = 4 606 936,2/3 = 1 535 645,4 руб.
Сезонная волна определяется процентным отношением подекадных средних к средней декадной за весь период, например, для 1 декады: (1 775 693,6/1 535 645,4)*100 = 115,6%.
Из табл. 1.3 видно, что самый низкий уровень товарооборота ресторанного комплекса был в 3 декаде, но это объясняется тем, что с 14 по 30 сентября ресторанный комплекс был закрыт по техническим причинам. В среднем за все три месяца (август, сентябрь, октябрь) он оказался ниже на 31,1% (68,9% – 100,0%) среднедекадного товарооборота. В 1 и 2 декадах уровень товарооборота практически одинаковый, и выше среднедекадного на 15,6% и 15,5% соответственно. Это во многом объясняется увеличением числа туристов в гостинице «Россия», и, следовательно, посетителей ресторанного комплекса в данные периоды. Поскольку 53% потребителей приехали в гостиницу именно по работе (в командировку), то можно ожидать, что в летнее время значительных колебаний товарооборота в связи с увеличением спроса на туристические услуги не произойдет.
Эффективность использования трудовых ресурсов
На конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия питания большое влияние оказывает эффективность использования трудовых ресурсов, характеризуемая системой показателей, важнейшим из которых является производительность труда.
Производительность труда (П) в стоимостном выражении представляет собой среднюю сумму товарооборота, приходящуюся на одного работника в единицу времени [3] :
П = Т:Ч
где Т - объем товарооборота предприятия за отчетный период; Ч - среднесписочная численность работников (360 человек).
В табл. 1.4 показана производительность труда в ресторанном комплексе ООО «Бриджтейн» за семь месяцев в период с июня по декабрь 2001 года.
Таблица 1.4
Производительность труда в ресторанном комплексе ООО «Бриджтейн»
Месяц |
Товарооборот, руб. |
Производительность, руб. на чел. |
Июнь |
7 735 275 |
21 486,88 |
Июль |
9 002 726 |
25 007,57 |
Август |
5 462 963 |
15 174,90 |
Сентябрь |
3 155 471 |
8 765,20 |
Октябрь |
5 202 375 |
14 451,04 |
Ноябрь |
10 766 315 |
29 906,43 |
Декабрь |
12 931 579 |
35 921,05 |
Для более наглядного представления взаимосвязи производительности труда и товарооборота в динамике построена диаграмма (рис. 1.2):
Рис. 1.2. Изменение производительности труда
Рис. 1.2 иллюстрирует колебания значений производительности труда в течение месяца, при этом среднее значение равно 21530,44 руб. на чел. Максимальная производительность труда отмечается в декабре. По сравнению с сентябрем она выросла на 24,4%, что связано с ростом товарооборота и наибольшим его объемом в последнем месяце 2001 года, что во многом объясняется приближающимися новогодними праздниками. Необходимо отметить, что причиной снижения производительности является не ухудшение труда работников, а проблема колебания спроса. Поэтому целесообразнее было бы планировать отпуска служащих на те периоды, когда наблюдался минимальный товарооборот.
Оценка маркетинговой деятельности предприятия
Учитывая колебания объема товарооборота, невыполнение плана по отдельным месяцам, а также снижение к концу года размера чистой прибыли, рациональным управленческим решением в сложившейся ситуации было предложено создание собственной маркетинговой службы ресторанного комплекса.
Специальный отдел маркетинга и рекламы (рис. 1.3) был открыт в марте 2002 года. Созданный отдел маркетинга и рекламы предназначен выполнять следующие функции:
ü маркетинговые исследование потребителей
ü разработка рекламной кампании
ü оказание активного воздействия на производственно-сбытовую функцию, в частности на разработку, освоение и пробные продажи новых блюд
ü разработка меню по данным исследования
ü разработка планов по стимулированию сбыта
ü
|
разработка фирменного стиля предприятия
ü участие в выставках, конкурсах, ярмарках и т.п.
Рис. 1.3. Состав маркетинговой службы и место начальника отдела маркетинга и рекламы в общей иерархии ресторанного комплекса ООО «Бриджтейн»
Все сотрудники маркетингового отдела имеют высшее экономическое образование.
Начальник, возглавляющий отдел маркетинга и рекламы, подчиняется напрямую генеральному директору (общая структура управления ресторанным комплексом приведена в приложении). Начальник отдела призван играть ведущую роль в переориентации предприятия на интересы потребителей и спрос на рынке, в его обязанности входит планирование маркетинговых мероприятий, контроль над проведением исследований, разработка рекомендаций по совершенствованию концепции маркетинга и пр.
В обязанности специалиста по маркетинговым исследованиям входит исследование посетителей; конкурентов; процесса продажи; разработка опросных листов (анкет) и т.д. Аналитик проводит сбор и анализ всех видов информации, приводит её в формализованный вид; формирует отчеты и пр. Специалист по рекламе определяет цели и задачи рекламы в конкретных ситуациях; организует рекламную деятельность; выбирает средства и методы рекламы; готовит содержательную часть рекламы; координирует рекламную деятельность.
В соответствии со своими обязанностями каждый из сотрудников маркетинговой службы составляет план работ, утверждает его у начальника, а затем реализовывает.
Маркетинговая служба несет большую ответственность за успешное функционирование ресторанного комплекса, поэтому её внедрение должно преумножить экономический потенциал всего предприятия.
Итак, результаты проведенного анализа вторичных данных являются основой для определения направлений исследований деятельности предприятия, а также проблем, исходя из которых, определяются содержание, форма и последовательность проведения маркетинговых исследований.
Основные проблемы ресторанного комплекса заключаются в следующем:
1. Снижение размера чистой прибыли к концу года и показателя рентабельности продукции. Что, в свою очередь, неблагоприятно влияют на конкурентоспособность и успех предприятия.
2. Существенной проблемой отдела маркетинга является сложность прогнозирования спроса. Например, обычно в летний период повышается спрос на туристические услуги, что, соответственно, влияет на объем товарооборота ресторанов, расположенных в гостиницах. Однако результаты анализа показывают, что объем реализации ресторанов имеет достаточно большие колебания продаж, и можно предположить, что происходит это не только в зависимости от времени года, но и от ряда других факторов, выявить которые поможет исследование, направленное на изучение потребителей.
3. Ассортимент продукции сильно влияет на объем её реализации, поэтому необходимо исследовать меню и найти конкретные маркетинговые меры, способные увеличить спрос, а следовательно, и обеспечить эффективный сбыт, например, оптимизация номенклатуры изделий дает предприятию относительно стабильные условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.
Принимая во внимание все эти трудности, важно выработать наиболее эффективные выходы из создавшейся ситуации. Поэтому, для решения данных проблем, на мой взгляд, необходимо провести следующие исследования:
1) Исследование потребителей методом анкетирования;
2) Изучение текущей деятельности с помощью глубинного интервью сотрудников ресторанного комплекса;
3) Исследование рекламной деятельности;
4) Исследование меню;
5) Изучение сбытовой политики ресторанов;
6) Выявление преимуществ и недостатков ресторанов методом семантической дифференциации;
Далее, по результатам обширных исследований, на мой взгляд, целесообразно провести SWOT-анализ деятельности предприятия, который поможет сделать более объективные выводы и разработать рекомендации по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.
Сноски
[1] http://www.restaurant-rossia.ru/restaurants/
[2] Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник/Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1999. – стр. 241.
[3] Ефимова О.П. Экономика общественного питания: Учеб. пособие. – Минск: Новое знание, 2000. – стр.206.