Содержание
1. Теоретическая часть. 3
Методология комплексного анализа эффективности хозяйственной деятельности 3
1.1. Необходимость комплексного анализа финансового состояния предприятия. 3
1.2. Методика комплексного анализа финансовой деятельности. 9
2. Практическая часть. 32
Задача 21. 32
Задача 45. 34
Список литературы.. 36
1. Теоретическая часть
Методология комплексного анализа эффективности хозяйственной деятельности
1.1. Необходимость комплексного анализа финансового состояния предприятия
Переходный этап формирования рыночной экономики в России породил потребность в более тщательном и системном (комплексном) подходе к анализу финансового состояния предприятия и путям укрепления финансовой базы.
Финансовая база любой организации (как производственной, так и непроизводственной) является основой функционирования и развития. Крепкая база позволяет организации вести свою деятельность наиболее эффективно.
Современный экономический анализ является существенным элементом менеджмента и аудита. Практически все пользователи учетной информации используют методы экономического анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов[4, c.37].
Собственники анализируют бухгалтерскую финансовую отчетность для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения организации. Кредиторы и инвесторы анализируют отчетность, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. В этой связи можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.
В настоящее время многие российские экономисты занимаются практическим применением финансового анализа предприятий. Появились первые попытки теоретического осмысления финансового анализа, изложенные в трудах В.В.Ковалёва [7,с.25], М.Н.Крейниной [10,с.82], А.Д.Шеремета [6].
Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.[1, с.187].
Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами анализа выступает, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам- целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления[29,c.16].
Вторая группа пользователей финансовой отчетности- это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
В настоящее время не существует детальной общепринятой, официальной методики оценки финансового состояния промышленного предприятия, аналогичной, допустим, методике оценки инвестиционных проектов.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1. анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
2. анализа финансового состояния;
3. анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности). Несколько иная отчетность утверждена для предприятий с иностранными инвестициями внешнеэкономических фирм. Особы формы предназначены для отчетности банков, страховых компаний, бюджетных учреждений, инвестиционных фондов[14,c.65].
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия – это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур[10, c.112].
Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям [1, с.19]:
- Уместность - означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.
- Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.
- Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.
- Нейтральность - предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.
- Понятность - означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.
- Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных, т.е. на весьма ограниченной части информации о деятельности предприятия, которая является достоянием всего общества. Основными источниками информации для внешнего анализа являются бухгалтерский баланс и приложения к нему.
Внутренний анализ использует всю информацию о состоянии дел на предприятии, в том числе и доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия.
Деление анализа на внутренний и внешний связано также с целями и задачами, стоящими перед каждым из них.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности[14,c.55].
Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.
Анализируя литературные источники в области методики проведения анализа, можно отметить 6 основных из них:
- горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции учетной информации с предыдущим периодом;
- вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат в целом;
- трендовый анализ – сравнение позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение основных тенденций динамики показателей (трендов), очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда можно формировать возможные значения показателей в будущем, а это уже перспективный анализ;
- анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями учетной информации или позициями разных форм отчетности с определением взаимосвязей между показателями;
- сравнительный (пространственный) анализ – это по сути внутрихозяйственный анализ по отдельным или сводным показателям цехов, других подразделений, а также анализ показателей данной организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними данными организации;
- факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.[2,c.89]
Таблица 1
Сравнительная характеристика видов анализа
Область сравнения |
Финансовый анализ |
Управленческий анализ |
1 |
2 |
3 |
1. пользователи информации |
внутренние, сторонние, заинтересованные |
руководители предприятия и его подразделений |
2. объекты анализа |
предприятие как единое целое |
предприятие как целое и его различные подразделения |
3.источники информации |
формы бухгалтерской отчетности |
комплекс экономической информации |
4.единицы измерения для расчета показателей |
денежная форма |
натуральные и денежные единицы |
5. периодичность анализа |
в соответствии с датами составления отчетности (год, квартал) |
по мере необходимости и для внутренних регламентации |
6. доступность результатов информации |
доступна для всех |
Строго конфиденциальна (только для менеджеров предприятия) |
Согласно действующим нормативным документам, баланс составляется в оценке нетто. Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учётной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклонятся в любую сторону от учётной, особенно в период инфляции.
Анализ проводится по балансу (форма № 1) с помощью одного из следующих способов:
- анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;
- строится уплотненный сравнительный аналитический баланс путём агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;
- производится дополнительная корректировка баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических резервах .[3, c.143]
Анализ хозяйственной деятельности производственных объединений осуществляется в целом по объединению и в разрезе самостоятельных предприятий, входящих в его состав, а также производственных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс и находящихся на балансе головной фирмы [3, с.85].
1.2. Методика комплексного анализа финансовой деятельности
Только комплексный анализ рыночной ситуации, учет всех взаимосвязанных факторов, влияющих на ее состояние и владение специальным аналитическим и математическим аппаратом для анализа и прогноза рынка делает возможным успешное функционирование любого предприятия в современных условиях.
В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказаться малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и прогнозирования поведения предприятия таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные оценки, которые в настоящее время приобретают все большую распространенность.
Финансовый анализ может осуществляться различными методами, в частности можно выделить три основные группы:1) методы экономико-математического моделирования (экстраполяционные методы);2) нормативные методы;3) методы экспертных оценок [11, с.12].
Методы простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии товарно-групповой структуры спроса на базе анализа динамического ряда.
Для экстраполяции информацию о динамике рынка представляют в той или иной форме - графической, статистической, математической, логической. В любом случае считают, что экономическим процессам присуща «инерция» или обязательное продолжение направления их течения в ближайшем будущем. Экстраполяции требуют от исследователя рынка крайней осмотрительности. Мало изучить прошлые тенденции рынка - необходимо принять в расчет новые условия и факторы, которые не были характерны для прошлого, но возможно появятся в будущем. Одновременно необходимо избавляться от учета факторов и обстоятельств, которые потеряли свою актуальность и уже не оказывают влияния на ход развития событий на данном рынке.
Данный метод достаточно прост и доступен, однако использование его целесообразно только на такой период, в котором маловероятно изменение тенденций, то есть на краткосрочный.
К методам простой экстраполяции относятся и расчеты эластичности спроса в зависимости от изменения какого-либо фактора.
Экономико-математические методы основаны на использовании корреляционного и регрессионного анализа, который позволяет устанавливать тесноту связи и вид зависимости среднего значения какой-либо величины от некоторой другой или от нескольких величин.
Трендовые модели прогнозирования представляют собой уравнения, формализующие устойчивые процессы его развития. Они применяются для прогнозирования наиболее стабильных закономерностей по крупным товарным подотраслям (например, соотношение спроса на продовольственные и непродовольственные товары). Основной параметр трендовых моделей - время, то есть по существу речь также идет об экстраполяции на прогнозируемый период тенденций и закономерностей базисного периода.
Регрессионные (факторные) модели отражают количественную связь одного показателя с другим или с группой других (множественная регрессия). В качестве переменных выступают факторы, определяющие динамику спроса. Математическую основу построения моделей составляют важнейшие положения теории вероятности, математической статистики и высшей математики. Процесс построения подобных моделей состоит из нескольких последовательных этапов.
Первым и важнейшим этапом моделирования является отбор факторов. Они должны отражать объективные процессы изучаемого явления, быть количественно измеримыми и независимыми друг от друга.
На втором этапе рассчитывается сила влияния или теснота связи между факторами и спросом в базисном периоде. Она определяется с помощью коэффициентов корреляции и критериев согласия.
На третьем этапе выявляется математическая форма связи или вид зависимости спроса от факторов, подбираются функции, наиболее точно описывается процесс развития спроса.
Четвертый этап: расчет параметров уравнения. Параметры уравнений выражают степень и направление воздействия каждого фактора на спрос и рассчитываются методом наименьших квадратов.
Пятый этап - оценка прогностической ценности модели на основе ретроспективных расчетов.
Экономико-математические методы эффективно используются при краткосрочном прогнозировании. Так как объективная реальность нашей экономики состоит в том, что довольно трудно выявить и определить количественно более менее стабильные факторы, влияющие на прогнозируемый процесс. Поэтому составление среднесрочных и, тем более, долгосрочных прогнозов представляется довольно затруднительным в современных условиях. И как правило, преобладает прогнозирование на краткосрочные периоды. Экономико-математическое моделирование является основой экономической прогностики. Оно позволяет на строго количественной основе выявить характер связей между отдельными элементами рынка и теми факторами, которые влияют на его развитие. Что особенно важно - математические модели дают возможность наблюдать, как станут развиваться события при тех или иных начальных допущениях.
При экономико-математическом моделировании может также использоваться группа методов - экспоненциальное сглаживание и прогнозирование, основанные на использовании уже сделанных прогнозов тенденций развития спроса и самых последних данных о продаже товаров.
Математические методы помогают вскрыть количественные явления и взаимосвязи. Но они лишь продолжение экономического анализа, конечный результат в первую очередь зависит от выбора базисного периода, отбора факторов, от того, правильно ли определена степень устойчивости явления[4,с . 231].
Нормативный метод основан на использовании показателей рекомендуемого уровня потребления материальных благ и применяется как основной инструмент среднесрочного и долгосрочного прогнозирования товарно-групповой структуры спроса в целом по стране. С помощью данного метода рассчитывают либо сроки достижения норм рационального потребления (исходя из фактически сложившихся среднегодовых темпов потребления этих товаров в базисном периоде), либо темпы роста производства и потребления, необходимых для достижения к намеченному сроку нормативных показателей рационального потребления. Обычно расчеты проводятся параллельно. Первый имеет большое значение для среднесрочных, а второй для долгосрочных прогнозов, являясь целевой установкой.
Сложность заключается в разработке самих нормативных показателей. Рекомендуемые нормы потребления продуктов питания основаны на физиологических потребностях организма в белках, жирах, углеводах, витаминах.
При применений метода экспертных оценок ставится задача выяснить мнение специалистов, промышленности о тех или иных товарах и на основе этого выявить тенденции развития спроса на товары. Использование метода экспертных оценок позволяет осуществить расчеты объемов и структуры спроса, потребностей в товарах по широкому кругу позиций ассортимента в условиях, когда другие методы не могут быть применены из-за отсутствия необходимой информации. С помощью экспертных оценок можно получать информацию о состоянии и перспективах развития спроса в форме, наиболее удобной для коммерческих работников.
Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью экспертов по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. В практической деятельности по изучению и прогнозированию спроса метод экспертных оценок может быть использован для решения следующих задач: 1) Разработка средне- и долгосрочных прогнозов групповой структуры спроса на товары народного потребления. 2) Прогнозирование внутригрупповой (в развернутом ассортименте) структуры спроса на предстоящий хозяйственный год. 3) Определение групп потенциальных потребителей. 4) Оценка величины неудовлетворенного спроса по группам, видам и разновидностям товаров.
Основными приёмами (методами) экономического анализа являются: сравнение отчётных показателей с плановыми (сметными), созданными за прошлые периоды (динамические ряды), с проектными и нормативными показателями, с показателями работы других организаций в различных экономических районах. Широко применяются при анализе экономические группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющих рассмотрение показателей во взаимосвязи и взаимном влиянии, абсолютные и относительные показатели (средние величины, проценты, коэффициенты, индексы и т. д.). Иногда в экономическом анализе применяются выборочные наблюдения, дополнительные экономические группировки и обобщающие показатели.
Для наглядного изображения в аналитической работе используются схемы, диаграммы, плакаты. При детализации общих (синтетических) показателей состав их рассматривается по отдельным частям организации, по времени возникновения и так далее, то есть анализ проводится в обратном порядке по сравнению с учётом, при котором происходит образование анализируемых показателей путём синтетических накопительных группировок хозяйственных операций с установлением их взаимосвязи (корреспонденция счетов бухгалтерского учёта). Данные анализа в свою очередь синтезируются в порядке их взаимосвязанных обобщений.
На основе данных экономического анализа вносятся конкретные предложения по устранению установленных недостатков и дальнейшему улучшению работы анализируемой организации. Результаты анализа оформляются заключениями, объяснительными записками, постановлениями или решениями.
Приёмы и методы, используемые при проведении финансового анализа, можно классифицировать.
По степени формализации:
Формализованные и неформализованные методы. Формализованные методы являются основными при проведении финансового анализа предприятия, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости. Неформализованные методы (метод экспертных оценок, метод сравнения) основаны на логическом описании аналитических приёмов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знание аналитика.
По применяемому инструментарию:
Традиционные способы обработки информации: сравнение; расчет относительных и средних величин, графический, группировки, балансовый.
Детерминированный факторный анализ: цепные подстановки, индексный метод, абсолютные разницы, интегральный способ, пропорциональное деление.
Стохастический факторный анализ: корреляционный, дисперсионный, компонентный, многомерный факторный.
Способы оптимизации показателей: экономико-математический, программирования, теория массового обследования, теория игр, исследования операций.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.
Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят так же от целей субъектов финансового анализа, то есть конкретных пользователей финансовой информации.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.
Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации, необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов [1, с.34].
По используемым моделям:
Дескриптивные, предикативные и нормативные типы моделей. Дескриптивные модели являются основными при оценки финансового состояния, это модели описательного характера, базирующиеся на данных бухгалтерской отчётности. Дескриптивные модели начинаются с построения балансов и бухгалтерской отчётности в различных разрезах, включая вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ. Нормативные модели – модели, позволяющие сравнивать фактические результаты деятельности с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормативами предприятия. Предикативные модели – это модели-прогнозы финансового отчёта, модели динамического анализа. Приведем краткую их характеристику:
· Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; определяет динамику балансовых статей, выявляет тенденции изменения отдельных статей баланса или их групп.
· Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
· Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.
· Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
· Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.
· Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель [6, с.290].
Рассмотрим более подробно некоторые отдельные аспекты анализа:
Анализ структуры пассивов
Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, комму обязано за них предприятие.
Финансово состояние предприятие во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собственный ( раздел первый пассива) и заемный (раздел второй и третий пассива). По продолжительности использования различаю капитал долгосрочный постоянный ( перманентный) - разделы первый и второй пассива и краткосрочный- раздел третий пассива.
Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиям самофинансирования предприятия. Он является основной самостоятельности и независимость предприятия. Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, если производство носит сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие периоды их будет недоставать. Кроме того, следует иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может и обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платить за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала. В тоже время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременными возвратом их и на привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия. Выработка правильной финансовой стратегии поможет многим предприятием повысить эффективность своей деятельность. Важными показателями, которые характеризуют рыночную устойчивость предприятия, являются[3,с . 123]:
-коэффициент финансовой автономности (независимости) или удельный вес собственного капитала в общей сумме капитала;
-коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала);
-плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска ( отношение заемного капитала к собственному )
Оценка изменений, которые произошли в структуре капитала, может быть разной позиции инвесторов и с позиции предприятия. Для банков и прочих инвесторов более надежная ситуация, если доля собственного капитала у клиента более высокая. Это исключает финансовый риск. Предприятие же, как правило, заинтересованы в привлечение заемных средств. Получив заемные средства под меньший процент, чем экономическая рентабельность предприятия, можно расширить производство, повысить доходность собственного капитала. В различных отраслях сложились своего рода нормативы соотношения заемных и собственных средств. В отраслях, где низкий коэффициент оборачиваемости капитала, плечо финансового рычага не должно превышать 0,5. В других отраслях, где оборачиваемость капитала высокая, коэффициент может быть выше 1.
При внутреннем анализе финансового состояния необходимо изучить динамику и структуру собственного и заемного капитала, выяснить причины изменения отдельных его слагаемых и дать оценку этим изменениям за отчетный период[2, с. 122].
Привлечение заемных средств в обороте предприятия является нормальным явлением. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнут просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов, санкций и ухудшению финансового положения.
Следовательно, разумные размеры привлечения заемного капитала способны улучшить финансовое состояние предприятия, а чрезмерные- ухудшить его. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, внебюджетным фондам, установить сумму выплаченных санкций за просрочку платежей.
Анализ структуры актива
Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса называется его активами. Актив баланса содержит сведения о решении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса.
Таблица 2
Структуры активов баланса [6,с . 190]
Основные средства |
||||
Долгосрочный |
Долгосрочные финансовые вложения |
|||
капитал |
||||
Нематериальные активы |
Средства |
|||
используемые |
||||
Запасы |
за пределами |
|||
предприятия |
||||
Дебиторская задолженность |
||||
Текущие |
||||
активы |
Краткосрочные финансовые вложения |
|||
Денежная наличность |
||||
Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности - быстрота превращения в денежную наличность. По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные или основной капитал ( раздел I) и текущие (оборотные активы ) раздел- II). Средства предприятия могут использоваться в его внутреннем обороте и за его пределами ( дебиторская задолженность, приобретение ценных бумаг, акций, облигаций других предприятий)[6,с .121].
В процессе последующего анализа необходимо установить изменения в долгосрочные (внеоборотных) активах. Долгосрочные активы или основной капитал - вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, нематериальные активы и т.д. Большое внимание уделяется изучению состояния, динамики и структуры основных фондов, так как они занимают основной удельный вес в долгосрочных активах предприятия. При изучении состава основных средств нужно выяснить соотношения их активной и пассивной части, от оптимального сочетания зависит фондоотдача и финансовое состояние предприятия. Банки и другие инвесторы при изучении состава имущества предприятия обращают также внимание на состояние основных фондов с точки зрения их технического уровня, экономической эффективности, физического и морального износа. Далее необходимо проанализировать изменения по каждой статье текущих активов баланса как наиболее мобильной части капитала .
Анализ состояния производственных запасов необходимо начинать с проверки соответствия фактических остатков их плановой потребности.
Причинами сверхнормативного количества производственных запасов могут быть наличие неходовых, залежалых материальных ценностей ; нереальность нормативов; отклонение фактического завоза материалов то расчетного вследствие инфляционных процессов и перебоев в снабжении; отклонение фактического расхода материалов на производство готовой продукции от планового. Чтобы рассчитать влияние этих факторов на изменение суммы запасов, необходимо изменение количества каждого вида материалов за счет i-го фактора умножить на плановую оценку соответствующего материала:
DЗi =( D Кi* Цплi) (1)
Если предприятие не новое, то следует выяснить, нет ли в составе запасов неходовых, залежалых, ненужных материальных ценностей. Это легко установить по данным складского учета или сальдовым ведомостям. Если по какому-либо материалу остаток большой, а расходы на протяжении года не было или он был незначительный, то его можно отнести к группе неходовых запасов. Наличие таких материалов свидетельствует о том , что оборотный капитал заморожен на длительное время в производственных запасах в результате чего замедляется его оборачиваемость.
Фактический средний запас в днях по основным видам материалов сравнивается с нормативным, устанавливаются отклонения, их причины и принимаются меры по сокращению или пополнению запаса, необходимого для ритмичной работы предприятия.
Для анализа состава, длительности и причин образования сверхнормативных остатков готовой продукции используется данные аналитического и складского учета, инвентаризации и оперативных данных отдела сбыта, службы маркетинга. С целью расширения и поиска новых рынков сбыта необходимо изучать пути снижения себестоимости продукции, повышения ее качества и конкурентоспособность, структурной перестройки экономики предприятия, организация эффективной рекламы и т.д.
Оценка финансовой устойчивости
Выделяют четыре типа финансовой устойчивости :
Абсолютная устойчивость финансового состояния, если запасы (З) меньше суммы собственного оборотного капитала (Скоб) и кредитов банка под товарно-материальные ценности (КРтм.ц.)
З < Скоб + КРтм.ц. (2)
а коэффициент обеспеченности запасов и затрат источниками средств (К о.з.) больше единицы
С Коб + КРтм.ц
Ко.з. = > 1 (3)
З
Нормальная устойчивость, при которой гарантируется платежеспособность предприятия, если
З = СКоб + КРтм.ц. ; (4)
СКоб + КРтм.ц.
Ко.з. = = 1 (5)
З
Неустойчивое финансовое состояние, при котором нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения временно свободных источников средств ( Ивр) в оборот предприятия (резервного фонда , фонда накопления и потребления), кредитов банка на временное пополнение оборотных средств, превышения нормальной кредиторской задолженности над дебиторской.
З = СКоб + КРтм.ц. + Ивр; (6)
СКоб + КРтм.ц. + Ивр
Ко.з. = = 1 (7)
З
При этом финансовая неустойчивость считается допустимой, если соблюдается следующие условия:
-производственные запасы плюс готовая продукция равны или превышают сумму краткосрочных кредитов и заемных средств, участвующих в формировании запасов;
-незавершенное производство плюс расходы будущих периодов равны или меньше суммы собственного оборотного капитала;
Если эти условия не выполняются, то имеет место тенденция ухудшения финансового состояния.
Кризисное финансовое состояние (предприятие находится на грани банкротства), при котором
З > СКоб + КРтм.ц. + Ивр.; (8)
СКоб + КРтм.ц. + Ивр (9)
Ко.з. = < 1
З
Равновесие платежного баланса в обеспечивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссуда банка, поставщикам, бюджету. Устойчивость финансового состояния может быть восстановлена путем:
-ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль товарооборота;
-обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);
пополнения собственного капитала за счет внутренних и внешних источников.
Поэтому при внутреннем анализе осуществляется углубленное изучение причин изменения запасов и затрат, оборачиваемости текущих активов, наличия собственного оборотного капитала, а также выявление резервов сокращения долгосрочных и текущих материальных активов, ускоренная оборачиваемости средств, увеличения собственного оборотного капитала.
Наличие собственного оборотного капитала и его изменение имеют очень большое значение в обеспечении финансовой устойчивости предприятия, целесообразно провести факторный анализ его динамики.
Анализ эффективности использования капитала
Эффективность использования капитала характеризуется его отдачей ( рентабельностью)как отношение суммы прибыли к среднегодовой суме основного и оборотного капитала. Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости - отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг к среднегодовой стоимости капитала).
Взаимосвязь между показателями отдачи капитала и его оборачиваемости выражается таким образом:
Прибыль |
= |
Прибыль |
* |
Выручка от реализации |
Среднегодовая |
Выручка от реализации |
Среднегодовая сумма |
||
сумма капитала |
капитала |
Иными словами доходность инвестированного капитала (ЭР) равна произведению рентабельности продаж ( R ) и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб):
ЭР= R *Коб (10)
Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности капитала можно произвести методом абсолютных разниц.
При внутреннем анализе изучаются причины изменения рентабельности продаж. Оборачиваемость капитала тесно связана с его отдачей и является одним из важнейших показателей, характеризующих интенсивность использования средств предприятия и его деловую активность, в процессе анализа необходимо более глубже изучить показатели оборачиваемости капитала и установить, на каких стадиях кругооборота произошло замедление или ускорение движения средств.
Скоростью оборачиваемости капитала характеризуется :
-коэффициентом оборачиваемости (Коб):
Выручка от реализации продукции, работ и услуг
Коб = ; (11)
Среднегодовая стоимость капитала или его части
-продолжительность одного оборота (Поб):
Д Среднегодовая стоимость капитала * Д
Поб = , или Поб = (12)
Коб Выручка от реализации продукции
где Д- количество календарных дней в анализируемом периоде ( год- 360 дней, квартал- 90, месяц- 30 дней)
Средние остатки всего капитала и отдельных видов оборотных средств рассчитывается по средней хронологической 1/2 суммы на начало периода плюс остатки на начало каждого месяца плюс1/2 остатка на конец периода и результат делим на количество месяцев в расчетном периоде. Необходима информация для расчета показателей оборачиваемости имеется в бухгалтерском балансе и отчете о реализации продукции.
В процессе анализа необходимо изучить оборачиваемость капитала не только в целом, но и по стадиям кругооборота. Это позволит проследить, на каких стадиях произошло ускорение или замедление оборачиваемости капитала. Для этого средние остатки отдельных видов текущих активов нужно разделить на однодневный оборот.
Анализ платежеспособности и ликвидности
Одним из показателем, характеризующий финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства.
Анализ платежеспособности необходимо не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов ( банков ). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостоверится в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Особенно нужно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.
Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близкими, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность . В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, по краткосрочным обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. Наиболее мобильной частью ликвидных средств являются деньги и краткосрочные финансовые вложения ,они относятся к первой группе . Ко второй группе относятся готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность текущих активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др. К третей группе относятся превращения производственных запасов и незавершенного производства в готовую продукцию.
Соответственно на три группы разбиваются и платежные обязательства предприятия . К первой группе относится задолженность, сроки оплаты которой уже наступил. Ко второй группе относится задолженность, которую следует погасить в ближайшее время. К третьей группе относится долгосрочная задолженность.
Чтобы определить текущую платежеспособность, необходимо ликвидные средства первой группы сравнивать с платежными обязательствами первой группы. Идеальный вариант, если коэффициент будет составлять единицу или немного больше. По данным баланса этот показатель можно рассчитать только один раз в месяц или квартал. Предприятие же производят расчеты с кредиторами каждый день. Поэтому для оперативного анализа текущие платежеспособности , ежедневного контроля за поступлением средств от продажи продукции, от погашения дебиторской задолженности и прочим поступлениями денежных средств, а также для контроля за выполнением платежных обязательств перед поставщиками и прочими кредиторами составляет платежный календарь, в котором, с одной стороны, подчитываются наличные и ожидаемые платежные средства, а с другой стороны платежные обязательства на этот же период ( 1, 5, 10, 15 дней, месяц ). Оперативный платежный календарь составляется на основе данных об отгрузки и реализации продукции, о закупках средств производства, документов о расчетах по оплате труда , на выдачу авансов работникам, выписок со счетов банков и др. Для оценки перспектив платежеспособности рассчитываются показатели ликвидности : абсолютный; промежуточный; общий[11,с .133].
Абсолютный показатель ликвидности - определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия ( III раздел пассива баланса ). Его значение признаются достаточным, если он выше 0,25 - 0,30. Если предприятие в текущий момент может погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия представляет собой промежуточный коэффициент ликвидности. Удовлетворяет обычно соотношение 1:1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение 1,5:1. Общий коэффициент ликвидности рассчитывается отношением всей суммы текущих активов, включая запасы и незавершенное производство ( раздел III актива ), к общей сумме краткосрочных обязательств ( раздел III пассива ). Удовлетворяет обычно коэффициент 1,5 - 2,0.
Коэффициенты ликвидности - показатели относительные и на протяжении некоторого времени не изменяются, если пропорционально возрастают числитель и знаменатель дроби. Финансовое положение за время может измениться. Например: уменьшиться прибыль, уровень рентабельности, коэффициент оборачиваемости др. Для более полной и объективной оценки ликвидности можно использовать следующую факторную модель:
Текущая прибыль Балансовая прибыль
К лик = * = Х1 * Х2 (13)
Балансовая прибыль Краткосрочные долги
где Х1- показатель, характеризующий стоимость текущих активов, приходящихся на рубль прибыли; Х2 - показатель, свидетельствующий о способности предприятия погашать свои долги за счет результатов своей деятельности. Он характеризует устойчивость финансов. Чем выше его величина, тем лучше финансовое состояние предприятия. Для расчета влияния этих факторов можно использовать способы цепной постановки или абсолютных разниц..
При определение платежеспособности желательно рассмотреть структуру всего капитала, включая основной. Если акции, векселя и прочие ценные бумаги довольно существенные, котируются на бирже, они могут быть проданы с минимальными потерями. Ценные бумаги гарантируют лучшую ликвидность, чем некоторые товары. В такой ситуации предприятию не нужен очень высокий коэффициент ликвидности, поскольку оборотный капитал может стабилизировать продажей части основного капитала.
Еще один показатель ликвидности - коэффициент самофинансирования - отношение суммы само финансируемого дохода ( прибыль + амортизация ) к общей сумме внутренних и внешних источников финансовых доходов (рис. 1)
Общая сумма финансовых доходов |
||||||||
внутренние |
внешний |
|||||||
прибыль |
амортизация |
выпуск акций |
займы |
|||||
долгосрочные |
Краткосрочные |
|||||||
Рис. 1. Общая сумма доходов предприятия
Данные коэффициента можно рассчитать отношением само финансируемого дохода к добавленной стоимости. Он показывает степень, с которой предприятие само финансирует свою деятельность. Можно определить также сколько само финансируемого дохода приходится на одного работника предприятия. Анализируя состояние платежеспособности предприятия необходимо рассматривать причины финансовых затруднений , часто их образования и продолжительность просроченных долгов. Причинами неплатежеспособности могут быть невыполнение плана производству и реализации продукции, повышение ее себестоимости; невыполнение плана прибыли и как результат недостаток собственных источников само финансирования предприятия высокий процент налогообложения. Одной из причин ухудшения платежеспособности может быть неправильное использования оборотного капитала: отвлечение средств в дебиторскую задолженность, вложение в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования.
Платежеспособность предприятия очень тесно связана с понятием кредитоспособности. Кредитоспособность - это такое финансовое состояние, которое позволяет получить кредит и своевременно его возвратить. В условиях реорганизации банковской системы, перехода банков на хозяйственный расчет, укрепления роли кредита коренным образом меняет подход к потребителям кредита. Изменился существенно и заемщик. Расширение самостоятельности., новые формы собственности - все это увеличивает риск возвращения ссуды и требует оценки кредитоспособности при заключении кредитных договоров, решении вопросов о возможности и условиях кредитования. При оценки кредитоспособности учитываются репутация заемщика, размер и состав его имущества, состояния экономической и рыночной конъюнктуры, устойчивость финансового состояния и прочие.
На первом этапе анализа кредитоспособности банка изучает диагностическую информацию о клиенте. В состав информации в ходит аккуратность оплаты счетов кредиторов и прочих инвеститоров , тенденции развития предприятия, мотивы обращения за ссудой, состав и размер долгов предприятия. Если это новое предприятие, то изучается его бизнес - план.
Информация о составе и размере активов ( имущества )предприятия используется при определении суммы кредита, которая может быть выдана клиенту. Изучение состава активов позволит установить долю высоколиквидных средств, которые можно при необходимости быстро реализовать и превратить в деньги ( товары отгруженные, дебиторская задолженность ).
Второй этап определения кредитоспособности предусматривает оценку финансового состояния заемщика и его устойчивости. Здесь учитываются не только платежеспособность, но и ряд других показателей, уровень рентабельности производства, коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, эффект финансового рычага, наличие собственного оборотного капитала, стабильность выполнения производственных планов, удельный вес задолженности по кредитам в валовом доходе, соотношения темпов роста валовой продукции с темпами роста кредитов банка, суммы и сроки просроченной задолженности по кредитам и прочие.
При оценки платежеспособности и кредитоспособности предприятия нужно учитывать, что промежуточный коэффициент ликвидности не должен опускаться ниже 0,5 , а общий коэффициент - ниже 1,5. При общем коэффициенте ликвидности < 1 предприятие относится к первому классу, при 1 - 1,5 относится ко второму классу, а при > 1,5 к третьему классу. Если предприятие относится к первому классу, это значит , что банк имеет дело с некредитоспособным предприятием. Банк может выдавать ему кредит только на особых условиях или под большой процент. По уровню рентабельности к первому классу относятся предприятия с показатель до - 25%, ко второму классу- 25- 30 %, к третьему классу - 30%. И так по каждому показателю. Так же оценка может осуществляться и экспертным путем работниками банка. При необходимости в качестве экспертов могут привлекаться специалисты.
Расчетное значение степени риска Р для конкретного предприятия определяется по средней арифметической простой: Р = Рi / n
Минимальное значение показателя степени риска, равное 1 , означает, что при выдаче кредита банк рискует, а при максимальном значении, равном 3 , риск почти отсутствует. Этот показатель используется при решении вопроса о выдаче ссуды и о процентной плате за кредит. Если банк очень рискует, то он берет более высокий процент за кредит.
При оценки кредитоспособности хозяйствующих субъектов и степени риска поставщиками финансовых и других ресурсов может использоваться многомерный сравнительный анализ различных предприятий по целому комплексу экономических показателей.
2. Практическая часть
Задача 21
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить влияние следующих факторов на изменение оборота розничной торговли: средней выработки одного работника и среднесписочной численности работников, а также долю влияния экстенсивного и интенсивного фактора.
РЕШЕНИЕ
Таблица 3
Исходные данные
Показатели |
Базовый период |
Текущий период |
Среднесписочная численность, чел. |
Чб |
Чт |
81 |
87 |
|
Средняя выработка одного работника, тыс. руб. |
Вб |
Вт |
172 |
161,5 |
|
Оборот розничной торговли, тыс. руб. |
Обб |
Обт |
13932 |
14050,5 |
1. метод цепных подстановок:
Об = Ч* В (14)
Влияние изменения численности:
ΔОб (Ч) = Чт * Вб – Чб * Вб = 87*172 – 81 * 172 = 1032 (тыс. руб.)
Влияние изменения выработки:
ΔОб(В) = Чт * Вт – Чт * Вб = 87* 161,5 – 878172 = - 913,5 (тыс. руб.)
Общее влияние:
1032- 913,5 = 118,5 (тыс. руб.)
Проверка:
14050,5 – 13932 = 118,5 (тыс. руб.)
2 метод: метод абсолютных разниц:
Влияние изменения численности:
ΔОб (Ч) = (Чт – Чб) * Вб= ((87- 81) * 172 = 1032 (тыс. руб.)
Влияние изменения выработки:
ΔОб(В) = Чт * (Вт – Вб ) = 87 * (161,5 – 172) = -913,5 (тыс. руб.)
Общее влияние:
1032 – 913,5 = 118,5 (тыс. руб.)
3 метод:
1. рассчитываем корректировочный коэффициент:
87: 81 = 1,074
2. корректируем результирующий показатель:
13932 * 1,074 = 14963 (тыс. руб.)
3. Влияние изменения численности:
14963 – 13932 = 1031 (тыс. руб.)
4. Влияние изменения выработки:
14050,5 – 14963 = -912,5 (тыс. руб.)
5. Общее влияние:
1031 - 912,5 = 118 ,5 (тыс. руб.)
Таким образом, под влиянием двух факторов в целом оборот розничной торговли увеличился на 118,5 тыс. руб., в том числе за счет изменения численности оборот вырос на 1031 тыс. руб., а за счет изменения выработки он упал на 912,5 тыс. руб. В наибольшей степени в сторону роста товарооборота повлияло изменение численности. Действие этого фактора оказалось сильнее.
Задача 45
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Приведены исходные данные, характеризующие оборот розничной торговли и численность работников райпо за 2 периода в таблице 4
Таблица 4
Исходные данные
Показатели |
Базисный период |
Текущий период |
Оборот розничной торговли, тыс.руб. |
ОБб |
ОБТ |
13200 |
15600 |
|
Индекс цен |
ИЦ |
|
- |
1,08 |
|
Среднесписочная численность, чел. |
Чб |
Чт |
80 |
75 |
На основании данных определить:
- среднюю выработку одного работника в действующих и сопоставимых ценах
- прирост оборота розничной торговли всего, в том числе за счет изменения цен, средней выработки и численности работников
РЕШЕНИЕ
1. Средняя выработка определяется делением оборота торговли на численность:
Средняя выработка в базовом периоде:
Вб = 13200 : 80 = 165 (тыс. руб.\чел)
Средняя выработка в текущем периоде в действующих ценах:
Вт = 15600 : 75 = 208 (тыс. руб.\чел.)
Средняя выработка в сопоставимых ценах равна отношению выработки в базовом периоде на индекс роста цен:
165 : 1,08 = 152,8 (тыс. руб.\чел.)
2. Общее изменение оборота торговли:
15600 – 13200 = 2400 (тыс. руб.)
Влияние изменения численности:
ΔОб (Ч) = Чт * Вб – Чб * Вб = 75*165 – 80 *165 = - 825 (тыс. руб.)
За счет изменения численности оборот торговли уменьшился на 825 тыс. руб.
Влияние изменения выработки:
ΔОб(В) = Чт * Вт – Чт * Вб = 75 * 208 – 75 * 165 = 3225 (тыс. руб.)
За счет изменения выработки оборот торговли увеличился на 3225 тыс. руб.
Общее влияние:
3225- 825 = 2400 (тыс. руб.)
Таким образом, в целом под влиянием двух факторов в целом оборот торговли увеличился на 2400 тыс. руб.
Под влиянием роста цен оборот торговли вырос на:
15600 – 13200 *1,08 = 1344 (тыс. руб.)
Список литературы
1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 456с.
2) Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.
3) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 392 с.
4) Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2000. – 351 с.
5) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.
6) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.
7) Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 1998. – 188 с.
8) Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2000. – 319 с.
9) Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 150 с.
10) Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2000. – 111с.
11) Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471 с.
12) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.
13) Сенини В.С. Введение в туризм. – М.: Риприкт, 2002. – 259 с.
14) Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2000. – 558с.
15) Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2000. – 656 с.
16) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384