Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы исследования кредитно- денежной политики. 4

1.1. Понятие и цели кредитно- денежной политики. 4

1.2. Инструменты кредитно- денежной политики. 5

2. Практические аспекты исследования кредитно- денежной политики. 10

2.1. Кредитно- денежная политика в России  до  1991 года. 10

2.2. Современная кредитно- денежная политика России. 16

Заключение. 22

Список литературы.. 24

Введение

В силу катастрофического положения российской экономики в конце 80-х – начале 90-х годов, особенно в свете распада СССР и вступления России в качестве полноправного участника в мировую экономику, необходимость четко и гибко управлять народным хозяйством стало первоочередной задачей. В условиях рыночной экономики это легче всего достигается с помощью денежно-кредитной политики. 

В настоящей работе дается определение денежно-кредитной политики, также описываются ее задачи, функции и используемые инструменты. Рассматриваются положительные и отрицательные аспекты применения денежно-кредитной политики. В качестве примера  приводятся данные о применении денежно-кредитной политики в России за последние десять лет.

На сегодняшний день теме денежно-кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчеты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблемы с которыми сталкивается денежно-кредитная система в России. Во многих книгах и учебниках по экономики, банковскому делу и кредитованию содержатся главы освещенные денежно-кредитной политике.

Целью работы является исследование кредитно- денежной политики.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть теоретические аспекты исследования кредитно- денежной политики

2. рассмотреть практические аспекты исследования кредитно- денежной политики

1. Теоретические основы исследования кредитно- денежной политики

1.1. Понятие и цели кредитно- денежной политики

Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.

         Денежно–кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма[5, с.1 88].

         Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

         Применительно к России, переживающей глубокий кризис переходного периода, который характеризовался устойчивой стагфляцией, задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.

Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

1.2. Инструменты кредитно- денежной политики

К инструментам денежно-кредитной политики относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

Рефинансирование коммерческих банков [3, с. 190]

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся ценные государственные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками. 

Политика обязательных резервов[5, с. 177]

Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Операции на открытом рынке

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Ограничение кредитования

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне[10, с. 211].

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

2. Практические аспекты исследования кредитно- денежной политики

2.1. Кредитно- денежная политика в России  до  1991 года

В эпоху феодальной раздробленности на Руси, как и во всей Европе, чеканка денег (в основном из серебра) велась во многих русских княжествах и независимых городах. С объединением русских земель вокруг Москвы чеканка монет в других княжествах была запрещена. В 1535 году Елена Глинская, мать Ивана Грозного, провела денежную реформу, суть которой заключалась в унификации денежной системы (введение вместо удельных денег единой счетной единицы Московского государства). В том же году в Москве был построен денежный двор, чеканивший монеты. Установилась монополия на эмиссию денег. Каковы ее результаты? Для финансирования расходов казны при недостаточности источников ее пополнения (мизерного экспорта, налогов) содержание серебра в монетах постоянно уменьшалось. Из европейских серебряных талеров (ефимок), стоивших в середине XVI века 40 копеек, в конце столетия чеканили 60 копеек и более. За последующие 50 лет стоимость рубля упала более, чем в два раза.

В 1654 году кассовый разрыв в казне был настолько велик, что царь Алексей Михайлович приказал чеканить деньги из меди. Следствием этого стало повышение цен за шесть лет в 50 раз. Весной 1662 года начался голод. Под давлением народного "медного бунта" царь вынужден был чеканку медной монеты прекратить и восстановить ее размен на серебряную. Но даже в такой ситуации власть не смогла отказать себе в соблазне получения дополнительных доходов: прием старых денег в казну проводился по курсу 100 старых за одну новую.

Ничего не изменилось и в последующей истории России, разве что уменьшились периоды от одной денежной реформы до другой и формы их проведения становились все более откровенными. Так в 1725 году Екатерина I выпустила медные рубли вместо серебряных, а при Екатерине II эта операция стала обычной практикой (в первое десятилетие ее правления доля медной монеты в денежной массе увеличилась с 25% до 43%) и уже не спасала казну от чрезвычайных расходов, например на ведение войн.

Порочная практика эмиссии не имеющих реальной ценности денег (соотношение цен на серебро и медь в металле в то время было 62,5:1) стала больно отзываться на самом эмитенте - сборы в казну поступали также медной монетой, серебряная в полном соответствии с законом Грешэма, исчезала из оборота. С целью привлечения в казну серебряной монеты и поддержания в обращении медной в 1758 году в Санкт-Петербурге был учрежден Медный банк, а в 1760 - Банк Артиллерийского и Инженерного корпусов. Их деятельность заключалась в переплавке старых медных пушек на монету, ссужении её векселедержателям и последующем предъявлении векселей к оплате, но уже исключительно серебряной монетой. Ни к чему иному, кроме как к полному вытеснению серебра из оборота, эта практика привести не могла.

В 1768 году началась русско-турецкая война и дефицит государственного бюджета превысил 200 млн. руб. В качестве мер оздоровления государственных финансов были впервые в России осуществлены внешние займы (объем которых к концу царствования Екатерины II достиг 216 млн. руб.) и, также впервые, выпущены ассигнации - "бумажные денежные знаки Российской империи". Это были уже вообще не деньги, так как никакой внутренней ценности полоски бумаги не имели. Обязательство Ассигнационного банка заплатить "объявителю сей государственной ассигнации" деньги монетой было полностью доброй волей правительства.

В 1768 году по манифесту Екатерины II в Москве и Санкт-Петербурге были учреждены два банка, реорганизованные в последствии в 1786 году в единый Государственный Ассигнационный банк, которые и стали эмитентами первых в России банкнот.

Вне зависимости от того, монарх какого государства принимал рано или поздно решение просто и быстро напечатать необходимое (скорее – желаемое) ему количество денег, вместо того, чтобы долго и кропотливо путем улучшения условий для жизни и ведения бизнеса своих подданных добиться повышения объема налогов, собираемых в казну, инфляция в этом государстве быстро “съедала” все сбережения и расстраивала денежное обращение. Вот только в России размах эмиссионного дела в первые же годы начала выпуска ассигнаций был широчайшим, что свойственно не столько особенностям русской души , сколько безответственности верховной власти огромного по своей территории государства. Покрывая огромный дефицит бюджета выпусками ассигнаций российское правительство каждый раз официально сообщало, что эмиссия бумажных денег делалась исключительно в интересах развития народного хозяйства. В первое время появление в обороте бумажных денежных знаков (а в первые год-два они свободно разменивались на серебро по курсу 1:1) действительно способствовало облегчению торговых оборотов (облегчению в прямом смысле, ибо одна тысяча рублей медной монетою весила в то время 1024 кг), но в результате безудержной эмиссии ассигнаций безо всякого обеспечения реальными активами денежные платежи по ним были приостановлены, сами ассигнации были признаны законными платежными средствами, а их неофициальный курс стал стремительно снижаться (см. рис.1).

Рис. 1. Динамика ассигнований и среднегодового курса в России в 1763 по 1840 гг.

Один из крупных политических деятелей XIX века М.М. Сперанский, которому император Александр I поручил составить план преобразования финансов для спасения российской денежно-кредитной системы отмечал, что ассигнации – это “бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что иное, как сокрытые долги” [7]. По его представлению правильная денежная система может быть основана только на твердой монетной единице и на представляющих ее кредитных бумагах, а не на ассигнациях. Основные меры оздоровления государственных финансов по Сперанскому следующие:

1.     равновесие в бюджете;

2.     бережливость в расходах;

3.     упорядочение долгов государства.

Среди конкретных шагов по реализации этих мер были следующие:

прекращение выпуска ассигнаций и медной монеты,

объявление находящихся в обращении ассигнаций государственным долгом, обеспеченным всеми богатствами Российской империи, с установлением срока и других обязательных условий его погашения,

1.     ликвидация Государственного Ассигнационного банка,

2.     введение в денежное обращение серебряной монеты и банкнот, полностью обеспеченных серебром,

3.     составление годовых смет затрат министерств безо всякого их превышения в период исполнения,

4.     увеличение податей и налогов, взимаемых в ассигнациях,

5.     тарифная политика (повышение таможенных тарифов на импорт и снижение – на экспорт).

«План финансов» представлял собой лишь часть общей программы реформ Сперанского. Он считал создание устойчивой кредитно-денежной системы важнейшей предпосылкой осуществления планов преобразования России. Однако, до сих пор не одно правительство не смогло добровольно отказаться от быстрого и дешевого способа пополнения бюджета; тем более этого было бессмысленно требовать от монарха начала XIX столетия. Обвиненный в шпионаже в пользу Наполеона Сперанский в 1812 году был отправлен в отставку.

Эта реформа привела к установлению в России системы серебряного монометаллизма, на определенный период обеспечила стабилизацию денежного обращения в стране и способствовала ее экономическому развитию. Финансовый кризис, поразивший в 1848-49 годах страны Европы, Россию почти не коснулся. Прилив денег в разменные кассы (они ведь тяжелые, а платежи по кредитным билетам осуществлялись безусловно) увеличивался и на начало 1851 года билеты были обеспечены серебром на 45,5%.

О следующем периоде российской истории доктор экономических наук профессор Г.Б. Поляк лаконично пишет: “… в результате войн Николая I и особенно Крымской войны и последовавшего в связи с этим расширением бумажной эмиссии денежное обращение вновь расстроилось. Размен кредитных билетов на серебро был прекращен, и до денежной реформы 1895-97 годов в обращении находились лишь бумажные деньги” [8]. На языке цифр этот период выглядел следующим образом: рис. 2 показывает параметры (доходы, расходы, дефицит) государственного бюджета Российской империи в 1853 – 1891 годах, рис. 3 – отношение разменного фонда к количеству кредитных билетов.

Рис. 2. Доходы и дефицит бюджета в 1853 – 1891 гг.

Кстати именно на этот период пришлось создание Государственного банка России, преемником которого считает себя нынешний. По уставу банк учреждался "для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы" [8, с. 177], на что ему из казны было положено 15 млн. рублей. Результаты такого “упрочения” хорошо видны на рис.3.

Рис. 3. Динамика объема резервного фонда и количества кредитных билетов в 1855  до 1890 гг. в России

2.2. Современная кредитно- денежная политика России

Современная кредитно-денежная система большинства развитых и развивающихся стран характеризуется высокой нестабильностью, которую пытаются преодолеть, причем крайне неэффективно, путем административного регулирования. Однако, эта нестабильность – есть следствие функционирования денежной системы с государственной валютой.

Властный эмитент государственной валюты заинтересован в уменьшении конкуренции, как и всякий невластный производитель, однако в отличие от последнего он имеет еще и средства добиваться этого. Его подстегивает неизбежная необходимость финансирования государственных расходов, ослабляющая его рыночные конкурентные возможности. Неизбежность эта проистекает из того, что источник заманчивых для государственного аппарата денежных ресурсов находится в подчиненном положении внутри этого аппарата, а не вне его, и является потому несравненно более удобной дойной коровой, чем всегда вызывающая общественное напряжение налоговая система.

На денежном рынке монопольный эмитент защищает себя от конкуренции других валют, ограничивая хождение иностранных денег и запрещая эмиссию частных банкнот. Полученная свобода рук используется и для политического манипулирования "стимулирующей" инфляцией, например, в связи с выборами.

До середины XX века инфляция ассоциировалась с периодами общественных потрясений, войн и революций – Французской революции, Гражданской войны в США, революций и гражданских войн начала 20-х годов в России, Германии, Венгрии. Но уже с 50-х годов Запад столкнулся с результатами наложения экономического цикла и неограниченных эмиссионных возможностей ЦБ. Вместо болезненных, но быстропреходящих периодов падающих цен, сокращения производства, снижения уровня заработной платы – возник феномен "сглаженного" спада, переходящего в длительную стагнацию и инфляцию.

"Мирная" инфляция не поддавалась традиционным объяснениям. Именно на ее волне внимание публики стало обращаться к экономистам чикагской школы, настаивавшим на монетарной природе инфляции.

Нобелевский лауреат по экономике Ф.Хайек считает, что монетаристы справедливо указывали на ряд негативных последствий инфляции, однако они так и не смогли вскрыть природу экономического цикла, а борьбу с инфляцией предложили возложить на ЦБ. В свою очередь, ЦБ с готовностью подхватили эти идеи и начали изображать себя бескомпромиссными защитниками стабильных денег и борцами с инфляцией – скрывая тот простой факт, что единственным источником инфляции служит как раз деятельность самих ЦБ как пользующихся государственной защитой эмиссионных центров [10]

Природа инфляции в современной России долгое время находилась в центре экономических дискуссий. После многолетнего инфляционного опыта, неоднократных разъяснений и публикаций ответ этот вопрос кажется вполне ясным – инфляция имеет денежную природу. Ни один из многочисленных так называемых "неденежных факторов инфляции", на которые часто ссылались в 1992-1994 годах, не нашел фактического подтверждения. Регулярно возникавшие "загадки" российской инфляции, в том числе и в 1996-1997 годах, получали совершенно естественное денежное объяснение. Сегодня даже те, кто по различным причинам выступает за "умеренную" денежную эмиссию для решения бюджетных проблем, признают ее неизбежные инфляционные последствия.

Вопрос доказательства денежной природы инфляции не входит в перечень рассматриваемых в настоящей работе; многие из них содержатся в исследованиях Института экономического анализа. "Опыт функционирования практически всех стран современного мира отчетливо демонстрирует неизбежные последствия осуществления экспансионистской денежной политики. Какими бы аргументами (включая и такие, как повышение коэффициента монетизации, стимулирование совокупного спроса, оживление производства и инвестиций, разрешение кризиса неплатежей) ни мотивировались необходимость и желательность денежной экспансии, ее закономерными результатами становятся прямо противоположные – сокращение спроса на деньги и неминуемое падение коэффициента монетизации. [11]

Одной из причин возникновения отрицательных последствий денежной эмиссии (в частности, инфляции) является ее необеспеченность резервами. В конце XIX – начале XX в большинстве развитых стран Запада действовал золотой стандарт: выпускаемые ЦБ банкноты обеспечивались золотом.. Исторически существовало три типа резервных требований к банку, эмитирующему банкноты:

Колониальная (германская) система, при которой металлическое (золотом) обеспечение банкнот было кратным сумме эмиссии (как правило 1:3).

Фиксированная фидуциарная система, при которой предусматривалась эмиссия определенного (лимитированного сверху) количества необеспеченных металлом банкнот при стопроцентном обеспечении остальной эмиссии.

Американская система, при которой эмиссия банкнот обеспечивалась государственными ценными бумагами, принадлежащими эмитенту банкнот и депонированными в других банках.

Каким из вышеперечисленных требований соответствует эмиссионная деятельность Банка России? Никаким. Единственное, что сказано в законе "О Центральном банке РФ" по поводу обеспечения рубля это то, что "банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами" (статья 30).

Проанализируем краткий баланс Банка России на 1 октября 2005 года.

Таблица 1

Баланс Банка России на 1.10.05 (млн.руб.)

АКТИВ

ПАССИВ

1

Драгоценные металлы

39.939

9%

1

Наличные деньги

163.063

35%

2

Средства в ин. валюте

142.073

30%

2

Средства на счетах (безнал.)

61.612

13%

3

Кредиты

17.855

4%

3

Средства в расчетах

4.858

1%

4

Ценные бумаги

185.859

40%

4

Капитал

62.669

13%

5

Прочие активы

80.243

17%

5

Прочие пассивы

173.767

37%

Итого по активу:

465.969

100%

Итого по пассиву:

465.969

100%

Источник: Баланс ЦБ РФ

Для этого выполним несколько преобразований:

Кредиты, выданные Банком России, это кредиты коммерческим банкам под залог государственных ценных бумаг (реже – собственных акций банков). Перенесем сумму кредитов 17.855 млн.руб. из строки (3) в строку (4) актива баланса.

Средства в расчетах это безналичные денежные средства, находящиеся в пути на дату составления баланса. Перенесем сумму средств в расчетах 4.858 млн.руб. из строки (3) в строку (2) пассива баланса.

Вычтем сумму кредита МВФ (29.523 млн.руб.) из строк (2) в активе и (5) в пассиве.

Так как капитал Банка России и прочие пассивы не являются выпущенными ЦБ деньгами (нал. или безнал.) объединим строки (4) и (5) пассива.

Сократим полученную выше сумму а также строку (5) актива на 80.243 млн.руб. (прочие активы – это здания, сооружения, техника и оборудование ЦБ, не являющиеся ликвидными активами и не могущие быть обеспечением выпуска банкнот).

Таблица 2

Преобразованный баланс Банка России на 1.10.05 (млн.руб.)

АКТИВ

ПАССИВ

1

Драгоценные металлы

39.939

11%

1

Наличные деньги

163.063

46%

2

Средства в ин. валюте

112.550

32%

2

Безналичные деньги

66.470

19%

3

Ценные бумаги

203.714

57%

3

Прочие пассивы

126.670

35%

Итого по активу:

356.203

100%

Итого по пассиву:

356.203

100%

Выполним еще одно преобразование: так как оставшиеся прочие пассивы – строка (3) – представляют собой драгметаллы, иностранную валюту и ценные бумаги (все остальное сокращено), составляющие ликвидную част капитала ЦБ (прибыль, уставный капитал, резервы), вычтем из соответствующих строк актива сумму строки (3) пассива в соответствующих пропорциях (11%, 32% и 57%).

Таблица 3

Обеспечение рубля активами Банка России на 1.10.05 (млн.руб.)

Обеспечение

Сумма выпущенных рублей

Драгоценные металлы

25.736

11%

Наличные деньги

163.063

71%

Средства в ин. валюте

72.526

32%

Безналичные деньги

66.470

29%

Ценные бумаги

131.271

57%

Всего:

229.533

100%

Всего:

229.533

100%

Таким образом,  объем выпущенных в обращение рублей на 43% обеспечен золотовалютными резервами (в их оценке Банком России, а в пересчете на доллары США по официальному курсу ЦБ на 1.10.05 – 16,06 руб./$ – на 6,1 млн. долларов), и на 57% - ценными бумагами, из которых львиную долю (за вычетом принадлежащих Банку России долей в Сбербанке, Внешторгбанке и еще трех банков за границей) составляют долгосрочные неликвидные государственные облигации.

Заключение

Денежно–кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования.

Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Когда экономика страны находится в стадии рецессии и необходимо увеличить предложение денег с целью стимулирования экономического роста, применяется политика дешевых денег. При развитии инфляционных процессов, центральный банк пытается ограничить или сократить предложение денег, т.е. применяется политика дешевых денег.

Использование инструментов денежно-кредитной политики для достижения этих целей дает достаточно быстрые результаты. Однако гарантировать эти результаты никто заранее не может хотя бы потому, что при освобождении дополнительных резервов коммерческих банков никто не может заставить их использовать эти резервы для предоставления ссуд и, таким образом, увеличения предложения денег.

В России ряд денежных индикаторов согласовывается с МВФ, и для их достижения применяется денежно-кредитная политика. В начале 90-х годов при очень высоком показателе роста темпа инфляции ставка рефинансирования поддерживалась также на очень высоком уровне. Однако реальная ставка рефинансирования оставалась минусовой, в результате чего номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль сдерживания инфляции. При корректировке этой ситуации жесткая денежно-кредитная политика привела к спаду ВВП и реальной экономической ситуации.

Список литературы

1.                 Банковское дело: Учебник. – 4-е изд. перераб. и доп../Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 389 с.

2.                 Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. - М.: Банки и биржи, 1999. - 192 с.

3.                 Брук П. Банковское дело и финансирование инвестиций. – М.: Дело, 2001. -366 с.

4.                 Велислава Т. Севрук. Банковские риски. – М.: Дело Лтд, 2000. - 72 с.

5.                 Иванов В.В. Анализ надежности банков. -  М.: Русская деловая литература, 1999. - 320 с.

6.                 Колесников В.И, Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 480 с.

7.                 Лаврушина О.И. Банковское дело. - М.: Банковский и биржевой информационный центр, 2002. - 432 с.

8.                 Рид, Р. Коттер, Р. Смит, Э. Гилл. Коммерческие банки. М.: Прогресс, 2003. - 501 с.

9.                 Устойчивость коммерческих банков. Белых Л. П. – М.: Бизнес, 2003. - 486 с.

10.            Финансы денежное обращение и кредит: Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной, г. М.: ЮНИТИ, 2002. – 439 с.

11.            Эдвин Дж. Долан. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.  - СПб.: Санкт-Петербург ОРКЕСТР, 2001. - 496 с.