Содержание

Введение. 3

Глава 1. Становление системы и технологии социального обслуживания населения  5

1.1. Профессиональное мастерство социального работника. 5

1.2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации. 10

Глава 2. Технология социальной работы с различными группами населения. 15

2.1.Метод обеспечения социальной защищенности человека. 15

2.2. Основные направления работы с различными группами населения. 18

2.3. Развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. 35

Глава 3. Решение социальных проблем семьи Хабаровского края - важнейшие направления технологии социальной работы.. 40

Заключение. 46

Список литературы.. 48

Введение

Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

  Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

К основным целям социальной работы можно отнести:

-   увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

-   создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

-   адаптация или реадаптация людей в обществе;

-   создание условий, при которых человек , несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

-   и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В России в условиях рыночной экономики, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций, для различных категорий клиентов. Поэтому технология социальной работы является сегодня актуальной темой.

Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с технологией социальной работы, как мастерством специалиста социальной работы.

Задачи работы:

-     Рассмотреть становление системы и технологии социального обслуживания населения

-     Определить технологию социальной работы с различными группами населения

-     Рассмотреть решение социальных проблем семьи Хабаровского края - важнейшие направления технологии социальной работы.

Глава 1. Становление системы и технологии социального обслуживания населения

1.1. Профессиональное мастерство социального работника

Социальный работник связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь человеку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения социальной работы. Сегодня это называется  мастерством специалиста социальной работы.

Социальное мастерство в большей степени зависит от личных качеств социального работника, а также от его знаний и умений. Оно определяется объективными и субъективными факторами.

Объективные факторы - это система знаний, умений, навыков.

Профессиональные знания социального работника: педагогика и психология, физиология развития человека, методики социальной работы. Эти знания необходимы для изучения человека, анализа его поступков и поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе других людей.

Социальный работник должен уметь: организовать деятельность и сотрудничество людей; владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду людьми. Не просто говорить, а убедить и повлиять.

Начинающего социального работника к мастерству приводит техника социальной работы, выработанные навыки. Это значит, - умение понять подопечного, а это знание психологии общения, отношений, псоциальной психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как она развивается; умение выразить свое отношение к поступку, к человеку, свое эмоциональное отношение; и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения.

А следующими факторами профессионального мастерства являются субъективные факторы. Субъективные факторы - это качества, характеризующие индивидуальность личности и уникальность ее мастерства.

Необходимыми и достаточными условиями формирования личности социального работника являются следующие качества:

-   Профессиональная направленность личности выражается в адекватном понимании целей и задач профессиональной деятельности, наличие сформулированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, относящихся к избранной профессии;

-   Профессиональное мышление. Оно проявляется в деятельности, в процессе решения задач и потому определяют ее успешность;

-   Профессиональное самосознание, то есть сознание личностью самого себя в профессиональной деятельности, во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей.

Итак, профессиональное мастерство базируется на фундаментально общей, общекультурной подготовке и обеспечивается единством общего и профессионального развития личности.

В последнее время одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.

Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других - как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, роста численности людей с доходом ниже прожиточного минимума повышения напряженности на рынке труда, роста задолженности по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, а в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.

По мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников становится реальной и ощутимой возможность осуществления социального обслуживания населения.

  Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково. В Финляндии, в “Законе о социальном обслуживании” (1982) оно понимается как “совокупность социальных услуг поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества”.[1]

Социальное обслуживание - это предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться.

  Состояние социального обслуживания в России говорит о недостаточности теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения. В зачаточном состоянии находиться научно-методическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждений социального обслуживания.

  Исследуя процесс становления социальной науки, практики и профессии можно заключить, что социальное обслуживание в наших условиях выступает в качестве составляющей социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике - системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей. Плохо освоены теоретико-методологические и технологические обоснования адаптации и социальной реабилитации семьи различных типов.

  Социальное обслуживание населения характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью определенного порядка взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленными на поддержку различных слоев населения, формой организационной деятельности учреждений социального обслуживания, финансово-экономическим и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению, многоуровневого научно-методического и кадрового обеспечения деятельности территориальных социальных служб, степенью сформированности нормативно-правового поля, содержащего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб.

  О сущности социального обслуживания населения говорится в федеральных законах “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”: "социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации". В них раскрываются основные виды социального обслуживания - материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в санаторных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.

  А также предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни и гарантируются государством.[2]

  Принципами социального обслуживания являются:

-   адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

-   конфиденциальность;

-   профилактическая направленность;

-   соблюдение прав человека и гражданина, преемственность всех видов социального обслуживания.

  Формально социальное обслуживание - это вид деятельности, осуществляемый через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления пациентам социальных услуг.

  Вопрос об организации социальных служб рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко - множество источников финансирования.

  Практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств социальной защиты населения (образование, МВД, служба занятости и т.д.)

  Путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и учреждений; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное) - раскрывается сущность социального обслуживания как социальной системы.[3]

  Функциями системы социального обслуживания можно считать:

-   I группа: - сущностно-деятельные (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охрано-защитная, социальный патронаж);

-   II группа - нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

  Реализация этих функций связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферы существования и специфики контингентов клиентов социальных служб.

  Итак, социальное обслуживание населения включает виды, типы, методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания.

  Говоря словами Федерального закона “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах”.[4]

1.2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны.

В статье 7 (2) Конституции РФ говорится "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

  Этот перечень социальных гарантий является “открытым”, т.е. может быть дополнен и расширен законом.

  Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" содержит ряд принципиальных положений, раскрывающих понятие "социальные службы".

  В Законе сформулированы понятия "социальные услуги", "клиент социальной службы", "трудная жизненная ситуация". В нем определены системы социальных служб: государственная, муниципальная, деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

Изданы "Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях" и "Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей". В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.

  I группа - "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей" и др.

  II группа - Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (15.02.95), "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (17.05.95) и др.

  III группа - нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.

  На данный период времени можно говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и "правовая технология", т.е. определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального обслуживания.

  К сожалению, наличие нормативной базы еще не обеспечивает эффективности социального обслуживания. Практически еще не утверждены и не разработаны государственные стандарты социального обслуживания населения, хотя такие попытки и предпринимались.

  Анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы.

  Этот процесс связан с принятием системы юридических норм определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг, а также регламентация, основывающаяся на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей и она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Все эти компоненты выполняют свои специфические функции и поэтому относительно самостоятельны.

  Итак, социальные службы осуществляют бесплатное и платное социальное обслуживание, основание для которых перечислены в ст.16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения". В нем указаны 13 видов обслуживания, осуществляемых социальными службами (комплексные, социально-реабилитационные и иные центры и специальные учреждения).[5]

В ст. 39 Конституции РФ говорится: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом".

  Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

  Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.

  Вообще Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения.

  Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.

  Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее развития предопределена статьей 7 Конституции, в соответствии, с которой целью деятельности государства является создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Средством достижения этой цели в отношении лиц, по уважительным причинам не участвующих в активной экономической жизни, является совершенствование государственного социального страхования и обеспечения. Что касается негосударственных форм обеспечения, то они в связи с достаточно узкой сферой действия и невысокими размерами выплат и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе обеспечения по каналам государственной системы.

  В настоящее время преобладающей формой социального обеспечения от предприятий являются выплаты и услуги за счет текущих доходов. На основе коллективных договоров предприятия выплачивают единовременные пособия при выходе на пенсию, осуществляют ежемесячные доплаты к государственным пенсиям, к пособиям по безработице, по уходу за ребенком и т.п.

  Наиболее типичными формами зарождающейся благотворительности являются разовые или периодические пожертвования денежных средств организациями различных форм собственности, частными лицами во внебюджетные социальные фонды, находящиеся под контролем государственных органов, обществам инвалидов и ветеранов, а также систематическая материальная помощь наиболее нуждающимся лицам (семьям), передача материальных ценностей и денежных средств непосредственно учреждениям социального обслуживания.

  Расширяется сеть благотворительных организаций, осуществляющих собственные социальные программы в пользу социально уязвимых слоев населения. Развитию благотворительной деятельности способствует Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Согласно Закону целями благотворительной деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.

  Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.[6]

Глава 2. Технология социальной работы с различными группами населения

2.1.Метод обеспечения социальной защищенности человека

  Осуществление радикальных социально-экономических реформ сопровождается повышением социального риска для положения населения: возникновение безработицы, разрушение привычных норм жизни, ломка социальных гарантий. Это усугубляется условиями кризисного развития экономики, когда происходит сокращение ресурсов на социальное развитие при одновременном возрастании потребностей в них. Падение жизненного уровня значительной массы населения приводит к увеличению числа нуждающихся в помощи.

  Сокращаются государственные расходы на здравоохранение, образование, сворачивается сфера бытового обслуживания. Для многих семей становится недоступным детские сады, детские лагеря, число которых резко уменьшается, а стоимость услуг в них растет. Обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.

  Особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической, духовной. Необходимо развивать систему социальной защиты "с человеческим лицом", ориентированную на всех членов общества, с учетом особенностей социального положения каждого.

  В современном российском обществе политика искусственной дифференциации, расслоившая общество на сверхбогатых и обездоленных, не привела к прогрессивному развитию социальной структуры и не способствовала появлению однородных социальных слоев. Искусственная дифференциация сформировала такой уровень "несовместимости интересов" в разных слоях общества, при котором возможны острые социальные конфликты. Особенно в тяжелом положении оказались слабо социально защищенные категории населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты, одинокие люди.

  В настоящее время замечается разрастание маргинальных слоев и групп. Их численность во многом зависит от уровня их социальной защищенности, возможности получить удовлетворительные условия жизни и работы. Возрастает необходимость учета в социальной работе специфических особенностей различных групп населения, прежде всего, социально уязвимых, их интересов, потребностей обеспечение установленных законом преимуществ и льгот, снижение налогов, использование других средств перераспределения национального дохода.

  Социальная работа направлена, прежде всего на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека, оказывающегося в трудной жизненной ситуации. Наиболее актуальна индивидуальная социальная работа, которая определяется как "использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу".

  Дифференцированный подход, т.е. всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта, может стать решением проблемы.

  Этот подход требует знания теоретических выводов, достижений науки и передовой практики, законов и нормативных документов. Его значение состоит в том, что на основе анализа объекта и его окружения создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются соответствующие формы социальной работы. Он применяется в работе, как с отдельными личностями, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств, положительных традиций.

  Возможности использования дифференцированного подхода во всех сферах социальной работы огромны. Можно осуществить такие принципы социальной работы:

-     личностная ориентированность, когда в центре социальной работы ставится конкретная личность с ее потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями;

-     междисциплинарность, интегративность, что позволяет увидеть с основной целью частные цели и задачи, проводить социальную работу в тесной связи с условиями жизнедеятельности людей, с государственной социальной политикой, с деятельностью общественных, благотворительных и иных организаций, с отношениями и процессами, складывающимися в конкретном социуме;

-     целостный подход к человеку, видение его в широком социальном окружении; подход к постижению человека только через раскрытие соотношения биологического и социального уже не отвечает требованиям времени; усилилась необходимость полнее учитывать динамику биологического, психологического, социального единства в человеке как в объекте и субъекте социальной работы, стимулировать более ответственное его поведение в повседневной жизни, в реализации собственных возможностей, в преодолении жизненных трудностей;

-     более полная реализация концепции самопомощи, предполагающей активизацию жизненных сил человека, потенциала его собственных возможностей в разрешении возникших у него проблем, в удовлетворении потребностей жизнеобеспечения и активного социального функционирования;

-     активный характер содержания, форм и методов работы, ориентация на создание условий, позволяющих включить в работу самих клиентов как субъектов социального действия.

  Итак, интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение, находящее свое выражение в конкретизации методов и форм работы с теми или иными специфическими объектами.

   Говоря о социальной работе в узком смысле, имеет дело в основном с методами работы со "слабыми" слоями населения. В широком же смысле - это социальная защита всех слоев населения, создание таких условий, которые бы помогали населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев, т.е. социальная работа должна прежде всего носить опережающий, укрепляющий характер, чтобы не только способствовать лечению "социальных болезней", но и предотвращать их.[7]

2.2. Основные направления работы с различными группами населения

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.

  Обеспеченным и трудоспособным гражданам должны создаваться равные возможности для внедрения в систему отношений предпринимательства, самозанятости, самообеспечения. Социально уязвимыми слоями и группами населения должны предоставляться социальная помощь и поддержка, устанавливаться преимущества и льготы, для чего необходимы новые виды социальных услуг, новые формы и методы социальной работы.

  Важнейшими элементами этих программ являются:

-     всесторонний анализ состояния социальной защищенности основных категорий населения и обоснование целей и задач системы социальной защиты в отрасли или регионе;

-     анализ состояния занятости дифференцированных групп населения и характеристика мер по социальной защите населения в области трудовых отношений, включая профориентацию, подготовку и переподготовку кадров;

-     состояние и перспективы развития социально-защитной инфраструктуры в регионе;

-     состояние и перспективы развития ресурсного обеспечения складывающейся системы социальной защиты, источников и механизмов дополнительных затрат на социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

  Социальные проблемы многих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур, как на федеральном, так и на региональном уровне.

  Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с различными категориями населения, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов.

  Наиболее важными социальными технологиями являются:

-     глобальные социальные технологии, направленные на решение общечеловеческих проблем. Они связаны с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества с природой. Их внедрение связано с жизнью людей, их жизнедеятельностью, социальной защищенностью.

-     инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

-     региональные имеют своим предметом изучению и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений.

-     информационные - имеют своим содержанием способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства.

-     интеллектуальные - направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

  Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с различными группами населения: социальная диагностика и социальная профилактика, социальный надзор и социальная коррекция, социальная терапия и социальная адаптация, социальная реабилитация и социальное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание, социальная опека и социальная помощь, социальное консультирование и социальная экспертиза, социальное попечительство и социальное нововведение, социальное посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы выступают основными ее направлениями, главными технологиями.

  Особую роль в осуществлении социальной работы с различными категориями населения играют территориальные социальные службы. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

-     организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;

-     оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;

-     осуществлению ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;

-     предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

  Бесспорным достоинством является то, что центры помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, организаций, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал своих сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

  Рассмотрим одно из направлений социальной помощи на примере социального обслуживания пожилых граждан.

  Социальное обслуживание включает в себя все то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счет общественных фондов потребления сверх пенсии. Общество в данном случае берет на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определенных видах социальной помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.

  Развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных в нашей стране придается все большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

  Система социального обслуживания охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д.

  Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной, когда он наделен юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т.д.), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить.

  Медико-социальную помощь населению оказывают два крупных ведомства: Министерство Здравоохранения и медицинской промышленности и Министерство социальной защиты населения России. Самыми массовыми медицинскими учреждениями являются поликлиники и амбулатории, стационары. В поликлиниках организованы гериатрические кабинеты, в которых врачи осуществляют наблюдение за людьми старше 60 лет. В стационарах выделена часть коечного фонда для гериатрических больных. Существуют так называемые бытовые койки. Это предусматривает не только лечение больных, но и профилактическую госпитализацию. Качество всей помощи обеспечивает Управление стационарных учреждений Министерства социальной защиты населения России. Кроме этих структур управления и контроля, жизнь проживающих в домах-интернатах могут инспектировать производственные организации на правах шефской помощи и органы исполнительной власти на места

  Можно выделить три типа помощи пожилым:

  1. Первичная медико-санитарная помощь, включая широкий набор методов и приемов, которые доступны как для каждого человека отдельности, так и для всего населения и применяются при их полном и непосредственном участию Сюда входит первичный контакт со службами здравоохранения и такие элементы, как просвещение и участие на уровне общины и межсекторальная деятельность, а также традиционное оказание помощи службам здравоохранения.

  2. Первичная медицинская помощь обычно обеспечивается на уровне, ассоциируемой с врачом общей практики, но не обязательно ограничивается только врачебной помощью.

  3. Гериатрическая помощь в основном обеспечивается под руководством медицинского специалиста, который обычно входит в состав комплексной бригады.

1. Первичная медико-санитарная помощь

  Вопреки широко распространенному мнению, большинство пожилых не испытывают ограничений в привычной деятельности и не являются зависимыми; они живут в собственных домах или в домах своих родственниках. Старость сама по себе не означает, необходима помощь специалиста-гериатра. Поэтому основная помощь пожилым будет оказываться в рамках первичной медико-санитарной помощи; это обусловлено еще и тем, что во многих странах мира ощущается нехватка врачей-гериатров.

  Развитие системы медико-социальной реабилитации находится в тесной взаимосвязи от состояния экономики страны. Основные мероприятия при медико-социальной реабилитации пожилых направлены на максимально возможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи. Формы: специализированные центры со стационарными отделениями, специализированные отделения по уходу, реабилитационные учреждения. Важнейший принцип - профилактическая направленность.

  Важно, чтобы медперсонал, который оказывает первичную помощь, имели соответствующие навыки, знания, владели приемами для оказания квалифицированной помощи престарелым.

  Так как помощь престарелым требует распознания даже трудноуловимых изменений старого человека на фоне уже существовавших хронических явлений, важное значение приобретает систематическое ведение истории болезни. Одна из наиболее эффективных форм профилактики заболеваний у пожилых заключается в раннем выявлении болезни и нарушений; для этого необходимы точные данные об основных показателях функционирования организма. Простые карты, в графах которых можно записывать даты и показатели основных переменных величин (кровяного давления, двигательных функций, зрения, слуха, повседневной деятельности, познавательной способности), могут в итоге дать полезную комплексную информацию и позволят немедленно выявить любое изменение в функциональном статусе человека.

  2. При оказании помощи пожилым следует постоянно оценивать те изменения, которые происходят в состоянии подопечных, чтобы точно установить, когда действительно необходимо вмешательство. Оно может осуществляться в двух формах: терапевтическое вмешательство, направленное на патологический процесс с целью изменения его естественного течения, или же протезирование, направленное на то, чтобы справиться с последствиями патологических изменений и уменьшить вызванные ими функциональные нарушения. И поскольку у больного гериатрического профиля новые проблемы появляются уже на фоне других многочисленных проблем и курсов лечения, то каждое новое отклонение от нормы создает новый набор трудностей. Появление новых осложнений может быть замаскировано проявлениями уже существующих. План лечения нового заболевания должен учитывать возможность взаимодействия назначаемых лекарственных средств с лекарственными препаратами, которые пациент уже принимает. Новое заболевание может послужить толчком к изменению очень хрупкого функционального равновесия у пожилых и привести к нарушению функции в такой степени, когда для коррекции этих нарушений потребуется мобилизовать систему внешней помощи на временной или постоянной основе. Каждое такое вмешательство следует планировать таким образом, чтобы не увеличить зависимость больного от окружающих, Необходимо постоянно предпринимать усилия, чтобы поддержать в сознании пожилых перспективу реабилитации, в этих целях пациентов побуждают использовать для выздоровления резервы собственного организма, а не становиться пассивными участниками процесса.

  Актуальность усиления общественной опеки над старыми одинокими людьми определяется тем, что по мере старения увеличивается частота заболеваемости и комплексность патологии, общая физическая немощность, переходящая в старческую дряхлость.

  В Киеве лаборатория демографии и санитарной статистики Института геронтологии на основе популяционной выборки медико-социального обследования пожилых людей по программе ВОЗ мы получили возможность ответить на ряд вопросов связанных с размерами потребностей населения старших возрастов в различных видах бытовой помощи, выяснить полноту ее удовлетворения, а также степень обращаемости за материально-бытовыми услугами.

  Методика: обследовано 1364 человека пенсионного возраста.753 пожилых (до 75 лет), и 611 лиц старческого возраста (более 75 лет). Оценивалось здоровье по хроническим заболеваниям, осложнениям на физическом состоянии; в качестве критериев использовались показатели, касающиеся сохранности физических возможностей и способности к самообслуживанию (одевание, соблюдение личной гигиены, приготовление и прием пищи, передвижение по квартире, лестнице, улице, покупки, посещение учреждений).

Результаты:

В старческом возрасте по сравнению с пожилыми доля немощных лиц с выраженной потерей физических возможностей увеличивается в 3-10 раз. От 1/5-1/3 и более среди одиноких лиц и супружеских пар того же возраста, отделившихся от своих детей или не имеющих их.

От 15 до 30% тяжело больных стариков не могут без посторонней помощи гулять, ходить по лестнице и т.д. Группа лиц больше всего нуждающихся в посторонней помощи в связи с состоянием здоровья, и не обеспеченные ею, находятся в менее благоприятных коммунально-бытовых условиях, составляет 25-60%.

  Сложившееся положение вещей вызывает неотложную необходимость в проведении ряда крупных углубленных социальных исследованиях по выявлению размера и характера бытовых нужд пожилых людей в различных районах нашей страны, разработки наиболее оптимальных, организационных форм и средств, для разрешения проблемы.

  Демографическая ситуация в нашей стране характеризуется увеличением абсолютного и относительного числа лиц пожилого и старческого возраста в общей структуре населения. К началу ХХI века, согласно прогнозам демографического департамента ООН, количество людей в возрасте 60 лет и более достигнет 56 млн.

Таблица 2.1. Социальная помощь, оказываемая престарелым и нетрудоспособным России

 

2002

 2003

 2004

Число отделений соц. помощи на дому

 7833

 8829

 9997

в том числе при отделах соц.защиты

 6293

 6224

 5398

в домах интернатах и гериатрических центрах

 1540

 2605

 4599

Численность соц.работников

 97900

 107461

 125322

Численность обслуживающих отделений соц.помощи на дому

 724193

 828595

 904066

Численность престарелых и инвалидов нуждающихся в надомном обслуживании

 109443

 123659

 142506

Число территориальных центров соц.обслуживания

 322

 565

 983

Число мест

 10451

 15552

 23500

Численность проживающих постоянно или временно

 5238

 7407

 17598

Число служб срочной соц.помоши

 635

 1050

 1366

Число работников

 3032

 5274

 6796

 

 

В соответствии с Указом Президента России года № 888 появилась Федеральная целевая программа “старшее поколение”. В результате 30 тыс. россиян улучшит свое положение. Программа решает следующие проблемы: совершенствование охраны здоровья, продление жизнедеятельности, повышение активности, улучшение материальной обеспеченности и оптимальной Среды жизнедеятельности, предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья, создание благоприятных условий для реализации интеллектуального, культурного и личностного потенциала в пожилом возрасте. Программа пытается сформировать благоприятные и взаимоувязанные организационные, правовые, социально-экономические условия.

  Программа состоит из пяти разделов, предусматривает создание широкой сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологоических и геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов-интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства нетрудоспособных беженцев, вынужденных переселенцев, организацию и развитие медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, специализированных гериатрических отделений многопрофильных больниц, решение вопросов рационализации питания лиц старших возрастных групп и много других.

  Рассчитанная на период 2005-2007 гг., она будет состоять из двух этапов: первый должен включить выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения, второй предусматривает реализацию мероприятий Программы. Первый раздел программы называется “Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения”. Планируется проведение сравнительного анализа законодательства РФ, международных правовых актов и основ законодательства зарубежных стран. Он будет касаться вопросов совершенствования правовых механизмов пенсионного обеспечения лиц пенсионного возраста по старости, бомжей переселенцев.

  Предусматривается разработка государственных стандартов социального обслуживания населения. Они должны уступать основным требованиям к объему и качеству социальных услуг, порядку, условиям их оказания.

  Второй раздел “меры по укреплению здоровья старшего поколения” подчеркивает необходимость проведения специальной профилактической работы, повышение объема и качества медицинской    помощи, предусматривает ряд конкретных мер: приобрести санитарный автотранспорт, медицинскую технику для больниц, оснастить медицинским оборудованием Институт геронтологии МЗ РФ, организовать массовое производство ортопедической обуви; рационализация питания (предусматривается разработка новых видов специальных поливитамино-минеральных комплексов в других биологически активных добавок к пище для пожилых и рекомендации к их применению).

  Третий раздел “меры по оптимизации Среды жизнедеятельности граждан старшего поколения” предлагает разработку новых и коррекцию старых нормативов, методов и рекомендаций на строительство, реконструкцию и обновление жилой среды, зданий, помещений по основным технологическим направлениям - проживание, быт, здравоохранение, отдых.

  Четвертый раздел “меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения”. Намечено улучшить организационно-материальную базу, позволяющую удовлетворить стремление пожилых людей к активному участию в культурной жизни. Предусматривается создание специализированных центров-клубов, многопрофильных культурно-информационных центров на базе местного телевидения и т.д.

  Пятый раздел “Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения” включает в себя научные исследования по актуальным вопросам - проблема охраны здоровья лиц старшего поколения, научно-методическое обеспечение психологической реабилитации пожилых людей, физкультурно-оздоровительной работы с ними и др.

  Реализация Программы должна осуществляться на основе государственных контрактов. Координирует деятельность Совет по обеспечению научно-методического руководства с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных учреждений и организаций.

3. Гериатрические службы

  Гериатрия является разделом медицины, который занят клиническими, профилактическими, терапевтическими и социальными аспектами заболеваний у пожилых. Система комплексной гериатрической помощи включает посещение больных на дому, амбулаторное лечение, пребывание в дневных профилакториях и стационарах, реабилитация и службы срочной диагностики. Различные виды гериатрических служб в настоящее время существуют в большинстве экономически развитых стран.

  В центре специализированной гериатрической помощи поддержание независимости и автономии нетрудоспособных престарелых людей, и потребность в ней постоянно испытывает лишь небольшая часть от общего числа престарелых.

  В некоторых случаях пациентов следует направлять для специализированного обследования, чтобы выбрать соответствующие методы лечения. Гериатрические центры также являются основой для проведения исследований, касающихся клинической помощи, а также служб здравоохранения и социального обеспечения.

  Одним из проявлений заботы государства о престарелых гражданах является создание в стране специальных учреждений, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей.

  Называются они по-разному: дома для престарелых и инвалидов, дома-интернаты, пансионаты ветеранов труда и т.д. Престарелых людей, не создавших семью, либо потерявших близких, много. Немало и тех, кто имеет родственников, но по различным причинам утратил связь с ними. По существу, и те и другие коротают старость одни и испытывают разные трудности, среди которых самая тяжелая - одиночество. Есть также часть пожилых людей, которые хотя и имеют семью, но по различным причинам не могут жить в ней, например вследствие болезни для таких граждан и созданы дома-интернаты.

  Все дома-интернаты в зависимости от контингента проживающих в них граждан подразделяются на три вида: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов и пансионаты для ветеранов труда. Особый вид - психоневрологический пансионат.

  В доме-интернате первого вида проживают как престарелые, так и инвалиды, не достигшие престарелого возраста, а в доме-интернате второго вида - только инвалиды в возрасте от 18 до 40 лет. Пансионат для ветеранов труда предназначен для проживания в нем граждан, длительное время трудившихся на производстве. В психоневрологическом пансионате живут престарелые и инвалиды, страдающие определенными хроническими и психическими заболеваниями.

  В дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются пожилые граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их. Отдельные престарелые и инвалиды, имеющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интернаты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. Приему подлежат престарелые и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреждениях здравоохранения.

Противопоказанием к направлению в учреждения данного вида являются психические заболевания, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний при соматических заболеваниях, легкой степени дебильности, судорожных синдромов различной этиологии с редкими не более одного раза в 2 - 3 месяца припадками, без слабоумия и выраженных изменений личности. К общим противопоказаниям относятся также инфекции, онкологические заболевания, алкоголизм и наркомании.

 Прием в дом-интернат производится по путевке органов социальной защиты населения . Ее выдают на основании заявления о приеме в дом-интернат и медицинской карты, оформленной районным отделом соц. обеспечения и лечебно-профилактическим учреждением, справки ВТЭК. При наличии свободных мест престарелые и инвалиды могут быть приняты на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях. Путевку выдают на основании тех же документов, которые предусмотрены для направления в дома-интернаты для постоянного проживания.

В настоящее время в ряде городов организованы платные пансионаты для престарелых граждан, в которых стационарную специализированную медицинскую помощь оказывают лечебные учреждения органов здравоохранения. Расходы по содержанию престарелых граждан в пансионате покрывают за счет вносимой в установленном размере ежемесячной платы. Обычно финансирование осуществляют родственники или лица, обязанные по закону содержать их.

В платные пансионаты не подлежат зачислению лица, страдающие психическими, инфекционными и онкологическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией , а также с заразными формами кожных, венерических заболеваний и туберкулеза.

В психоневрологический пансионат принимаются престарелые и инвалиды I - II групп, страдающие определенными психическими заболеваниями и нуждающиеся по состоянию здоровья вместе с этим в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи. Они помещаются в такой интернат независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет.

Обязанности дома-интерната определяются его задачами и функциями , которые установлены положением. Перечислим основные задачи дома-интерната: материально-бытовое обеспечение проживающих, создание для них благоприятных условий жизни , приближённых к домашним ; организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи, проведение культурно-массовой работы ; осуществление мероприятий, связанных с социально-трудовой реабилитации инвалидов.

Исходя из этих задач, проживающие в доме-интернате получают благоустроенное жильё с мебелью и инвентарём, постельные принадлежности, одежду, обувь ; им предоставляется питание, в том числе диетическое ; осуществляется диспансеризация и лечение ; организуется консультативная медицинская помощь специалистов, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактических учреждениях ; они обеспечиваются при необходимости слуховыми аппаратами , очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также “малыми” средствами передвижения ; для проживающих проводятся различные культурно-массовые мероприятия ; проводится активизирующая терапия и т. д. В течение одного месяца пребывания в доме-интернате решается вопрос расселения в жилых комнатах .

При этом возникают вопросы межличностных отношений, психологической совместимости. Через 6 месяцев пребывания пожилого человека в доме-интернате окончательно решается вопрос о его прописке. Все это негативно сказывается на состоянии здоровья пожилых, создает препятствия для адаптации в новых условиях.

При изучении потребности в медицинской помощи установлено, что для пожилых людей в начальном периоде адаптации наиболее актуально поддерживать медикаментозное лечение 89,5 %; диспансерное наблюдение 76,8 %; лечебная физкультура 57,9%; 25% нуждаются в психиатрической помощи.

В расчете на 100 человек:

-   терапевтов 0,51;

-   невропатологов 0,4;

-   психиатров 0,3.

Другие специалисты могут быть привлечены из территориальных ЛПУ. Всех нуждающихся ставят на диспансерный учет в соответствии с группой заболевания и организовывают наблюдение за ними в первые 2недели ежедневно , в последующие 2 месяца не реже 1 раза в неделю, а далее в течение 6 месяцев не меньше одного раза в 2 недели

Устранение отрицательных факторов влияющих на проживание пожилых в доме-интернате таких как : стрессы, малая информированность о внешнем мире, гиподинамия, скученность ( при норме 7 кв. М на человека часто в наличии 4 - 5 кв. М ), можно выполнить следующим образом : CМИ, беседы , читки, стенды; создание комфортной среды, сохранение одежды взятой из дому. Нужно дать вновь поступившему психологическую установку на новый образ жизни, особенно важно как можно больше активизировать старых людей, выявлять среди них лидеров, которые могут помочь в деле.

В нашей стране группировка старших возрастов представлена следующим образом: от 60 до 74 лет - пожилой, 75-89 - старческий, 90 лет и старше - долгожители. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов лица пожилого возраста составляют 36,8 % , старческого - 56,9 % и долгожители - 6,3 % от всего контингента проживающих 60 лет и старше. Количество женщин более чем в два раза превышает численность мужчин ( 73,1 % и 26,9 % соответственно ) . Среди всех этих людей нет практически здоровых. Так лица пожилого возраста, в среднем , 6,8 заболеваний , старческого - 7,7 , а долгожители - 8,5 на каждого . Преобладают болезни системы кровообращения, на втором месте находятся болезни костно-мышечной системы , далее - нервной и органов чувств , и менее часто болезни органов дыхания и пищеварения. Состояние здоровья включает ещё две качественные характеристики : двигательную активность и способность к самообслуживанию. Установлено , что полностью обездвиженные ( 14,8 % ) и передвигающиеся в пределах комнаты ( 29,8 % ) составляют около половины всех проживающих . Среди вновь поступивших за последние два года эта категория лиц составляет 70,9 % , что свидетельствует о значительном утяжелении людей , которых направляют в учреждения социальной защиты.

По отношению к проживающим в домах-интернатах рекомендуется введение дифференцированных режимов адаптации на каждом клиническом отделении.

1- режим общественно-трудовой занятости. Он направлен на поддержание личной активности, способствует реализации интересов, знаний, установок, потребности в общении. Это социально активные люди, которые заняты во всех аспектах жизни учреждения.

2- лечебно активирующий режим . Его назначают для поддержания полезных навыков и умений, оживления общения и бытовой адаптации. В реализации этого режима большую роль играют культработники, библиотекари, инструкторы лечебной физкультуры и трудовой терапии.

3- лечебно-охранительный режим. Осуществляет его медицинский персонал для поддержания функциональных способностей и отправления физиологических функций индивидуально по отношению к каждому проживающему.

Указанные режимы приводят в соответствии с уровнем активности престарелых , что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-психологической адаптации.

Правительством РФ принято постановление № 338 “О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов ”. Предусмотрено направление в такие учреждения граждан , частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а так же престарелых или инвалидов , ранее судимых или привлекавшихся к административной ответственности за нарушения общественного порядка, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством.

Дома-интернаты не могут удовлетворить всех нуждающихся в помощи престарелых и инвалидов. Пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением. Проживая в домашних условиях они нуждаются в помощи и периодических услугах .

Территориальный центр предназначен для постоянного, временного проживания или дневного пребывания в условиях стационара престарелых и инвалидов, и обслуживания на дому одиноких граждан пенсионного возраста. В стационар территориального центра принимают престарелых граждан и инвалидов первой и второй групп, нуждающихся в посторонней помощи и не имеющих родственников, обязанных по закону их содержать. На дневное пребывание не принимают людей, за которыми требуется постоянный посторонний бытовой уход. Надомное обслуживание предназначено одиноким престарелым гражданам и супружеским парам, а также инвалидам первой и второй групп.

Сотрудники учреждения осуществляют культурно-бытовое и медицинское обслуживание, в дневное время организуют посильную трудовую деятельность, общение друг с другом . Лица , зачисленные на обслуживание в отделение дневного пребывания , могут пользоваться клубными помещениями, банями, библиотеками наравне с проживающими в стационарных центрах. Им должна быть оказана медицинская помощь в объёме учреждения. Питание обычно платное поскольку пенсию они получают в полном объёме.

 Задачами отделений социальной помощи являются :

-   выявление и учёт совместно с органами здравоохранения и другими организациями одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;

-   установление и поддержание связи с трудовыми коллективами , где ранее работали подлежащие обслуживанию лица , Комитетами Общества Красного Креста, Советами ветеранов войны и труда и другими общественными организациями с целью оказания шефской помощи одиноким гражданам ;

-   содействие в оформлении необходимых документов для установления опёки или попечительства, а так же помещения в дома - интернаты или территориальные центры социального обслуживания;

-   доставка на дом обедов, полуфабрикатов, продовольственных , необходимых промышленных товаров и медикаментов ;

-   сдача и доставка предметов домашнего обихода и вещей в стирку, химчистку, прачечную, мастерские по ремонту ;

-   содействие в оказании необходимой медицинской помощи, уборке жилого помещения, ремонте жилья и внутриквартирного сантехоборудования ;

-   выполнение просьб , связанных с ведением переписки, оплата коммунальных услуг ;

-   организация погребения умерших одиноких пенсионеров и инвалидов ;

  Состояние социальной работы с различными категориями населения определяется умением и способностью специалистов по социальной работе работать с людьми, в совершенстве владеть методами социальной работы с самыми разными типами клиентов.

  Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность.[8]

2.3. Развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных). За пять лет (1999-2004) их число выросло в два раза. Активно развивалась сеть центров, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб социальной помощи.

Тип службы

2001

2002

2003

2004

Центры социального обслуживания

86

321

1376

1435

Службы срочной социальной помощи

59

1050

1585

1732

  Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.

  В 2003 году наиболее высокими темпами сеть центров социального обслуживания развивалась в Краснодарском крае, в Пермской области, в Хабаровском крае, в городах Москве и Санкт-Петербурге.

  В половине всех центров социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания (711), в трети - отделения социальной помощи семье и детям. В 2003году в этих центрах обслужено более 296 тысяч пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных на дому, составила 1 миллион.

  Следует отметить, что субъекты Федерации устанавливают за счет своих средств дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и пособиям, бесплатный проезд на местном транспорте и т.д.

  В сфере охраны здоровья населения в 2004 году был принят целый ряд постановлений Правительства по вопросам организации отдыха, оздоровление, занятости детей и подростков, увеличения производства лекарственных средств и современной медицинской техники, диагностических препаратов и средств, для предупреждения инфекционных заболеваний и т.д. Правительством утверждены Правила обязательных медицинских осмотров для отдельных категорий населения.

  В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации действует свыше 1000 стационарных учреждений социального обслуживания различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, семь детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками. Особое значение приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности.

  Особо острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию. Для них создается сеть социальных учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

  Быстро развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения

Наименование

2001

2002

2003

2004

Территориальный центр помощи семье и детям

92

202347

169

488481

250

744615

327

1060749

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

60

40553

116

42990

172

45427

228

47864

Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей

25

1480

23

4270

28

7060

35

9850

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

94

19134

134

41295

174

63456

215

85617

Социальный приют для детей и подростков

173

10214

307

34243

340

58272

400

140573

Центр психолого-педагогической помощи населению

86

389603

100

579493

112

769303

125

959153

Центр экстренной психологической помощи по телефону

78

197053

83

201154

92

205255

105

209356

Другие учреждения

158

193305

174

257690

190

322075

206

386460

* В числителе - число учреждений

В знаменателе - число сотрудников

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации работают более 430 учреждений, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи, планирование семьи.

  Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях

  Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен.

  Примерно четверть субъектов Российской Федерации имеют всего по 3-5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных) центрах.

  Несмотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, усиления социально-психологической напряженности, слабо развитые центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 2003 году их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили широкое распространение.

  В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации пытается решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений социального обслуживания.

  К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.

  Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию в субъектах Российской Федерации служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшими направлениями современной социальной политики является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов Российской Федерации в области развития системы социального обслуживания.[9]

Глава 3. Решение социальных проблем семьи Хабаровского края - важнейшие направления технологии социальной работы

Сегодня современная семья сталкивается с целым     рядом острых проблем, которые имеют общественный характер. Неблагоприятные социально-экономические и морально-психи­ческие изменения, переживаемые в настоящее время нашей страной, всей своей тяжестью обрушиваются на семью, усиливая все ее проблемы.

Социальные проблемы семьи тесно связаны с ее психологичес­кими и нравственными аспектами. Большая часть из них имеет дос­таточно длительную историю развития, однако обострилась и приоб­рела невыносимый характер лишь в последнее время.

Уровень жизни семей снизился за последние годы. Меньше ста­ло потребляться молока, мяса, фруктов. Отмечается выраженный белково-витаминный дефицит, особенно опасный для детей и беременных женщин. Из-за сдвига питания в сторону дешевых углесодержащих продуктов наблюдается рост заболеваний диабетом, в том числе и у детей.

Весьма возросли расходы на оплату жилья, коммунальных ус­луг, причем это отнюдь не связанно с улучшением стандартов жизни и качества обслуживания.

Разумеется, подобные трудности особенно тяжело переносятся многодетными семьями. Так, почти 40% многодетных семей уже ис­пытывали недостаток питания, необходимость жить впроголодь. Учи­тывая аскетические потребительские традиции нашего населения, это показатель катастрофический.

Месяцы и годы, которые молодая мама проводит, ухаживая за ребенком, автоматически переводят большинство молодых семей в разряд малообеспеченных.

Сложность проблемы резко возрастает при рождении ребенка в неполной семье, у матери, не состоящей в браке, при рождении ре­бенка-инвалида, или у родителей-инвалидов.

Кроме того, возрастающая степень платности образования, здравоохранения, культурно-просветительной деятельности застав­ляет родителей выкладывать все больше средств для того, чтобы обеспечит детям удовлетворительный социальный старт, без которо­го им трудно будет занять хорошее место во все более конкурент­ной среде.

Не удивительно поэтому, что имеется достаточно длительная история тенденции снижения рождаемости, в нашей стране дети становятся "социальной роскошью", позволить которую все труднее и труднее. В 2003 году в регионе число родившихся по сравнению с 1998 годом сократилась на 35%. Высоки показатели младенческой смертности - свыше 20 детей умерших до года, на 1000 родившихся, что, впрочем, к сожалению, только не на много превышает общероссийские показатели.

Еще один     весьма важный класс проблем, связан с жилищными проблемами. В настоящее время примерно пятая часть всех семей состоит в очереди на их улучшение. Жилищный кре­дит непомерно дорог. Возможность построить индивидуальный дом в сельской местности по многим причинам доступна далеко не каждо­му. Обстоятельства могут ухудшаться, ибо устаревание и обветшание жилищного фонда не компенсируется вводом нового.

Между тем, существует прямая связь между ухудшением жилищ­ных условий и напряженностью семейной атмосферы, хотя, правда, обратной зависимости не существует.

Комплексной является проблема и занятости членов семьи, влияющая на положение семьи и обстановку в ней. Рост явной и скрытой безработицы продолжается. Известно, что большинство безработных - женщины, причем у многих из них есть дети в возрасте до 16 лет.

Безработица воздействует на все стороны жизни семьи, а не только на ее экономическое положение. Для выживания многие люди ищут дополнительную работу, обра­батывают земельный участок, позволяющий выращивать продукты. Ес­тественно, что все это требует дополнительных, иногда чрезмерные затрат труда и сил, отсюда - ухудшение здоровья населения, накопление усталос­ти. Учитывая же, что к помощи здравоохранения обращаются реже, не в последнюю очередь из страха перед безработицей, то перспек­тивы сохранения здоровья и работоспособности достаточно печаль­ны.

В наиболее тяжелом положении оказались семьи с двумя несовершеннолетними детьми и более, а это 48% семей с детьми или 29% всех семей. Складывается пара­доксальная ситуация, когда два работающих родителя не могут обеспечить семье с двумя детьми и более, нормальных условий жизнедеятельности. Растет число бедных семей, в которых дети не имеют возможности полноценного развития. Так, в регионе по данным обследования, в среднем более 70% всех семей находятся за чертой бедности.

Положение семей с детьми ухудшается и в связи с продолжа­ющимся разрушением социальной инфраструктуры. Сокращаются госу­дарственные расходы на здравоохранение, образование, сворачивает­ся сфера бытового обслуживания. Для многих семей становятся не­доступными детские сады, детские лагеря, число которых резко уменьшается, а стоимость услуг в них растет.

Острой остается проблема безнадзорности де­тей, крушение прежней системы ценностных ориентации все чаще оборачивается ростом психических стрессов, неврозов, суицидов.

Важную роль в выявлении и разрешении проблем семьи может выполнить социальная работа. Средствами социальной работы выяв­ляются проблемы и порождающие их причины, выявляются ресурсы, ко­торые могут быть использованы на защиту интересов семьи и реали­зацию ее потребностей. Социальная работа владеет современными технологиями, направленными на решение семейных проблем.

Так, довольно многочисленны технологии коррекции семейных взаимоотношений, часть из них входят в рамки социально-психоло­гических, часть социально-педагогических методов. Выбор их опре­деляется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты членов семьи, так и личностные качества самого специалиста по семейной терапии. Сущностью всех применяемых средств является работа по осуществлению и закреплению тех изменений, которые приведут семью к желаемой стабили­зации.

Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи, решение ее проблем, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи, социальная работа, направленная на поддержание ста­бильности семьи, и социальная работа, направленная на социальное развитие семьи и ее членов.

Уровень социальной работы, ориентированный на стаби­лизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

Работа с трудными детьми и подростками включает диагности­ку семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательно анализ его медико-социального и интел­лектуально—психологического статуса. На основе данных, полученных в ходе этой диагностики, составляется программа работы с семьей ребенка, разрешение его школьных проблем, вовлечение его в более приятную социальную сеть. В ходе такой рабо­ты ведется параллельно социально-психологическое консультирова­ние семьи, направленное на устранение взаимного непонимания, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультиро­вание, которое помогает семье создать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой; педагогичес­кое консультирование, которое содействует преодолению школьных трудностей детей.

Важным направлением в работе с семьей являются психокоррекционные мероприятия, направленные на изменения самооценок взрослых и детей, отучение от негативных стереотипов и выработка навыков стереотипов положительного, доброжелательного и уважите­льного обращения друг к другу.

К сожалению, далеко не все виды семейных проблем поддаются коррекции. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних эта­пах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социаль­ный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы не обострились отношения между членами семьи, однако следует пом­нить, что разрешение семейных проблем - это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная соци­альная технология не принесет успеха.

Анализ основных проблем российской семьи показал, что пути развития их лежат через одновременное и взаимосвязанное исполь­зование всех имеющихся рычагов воздействия со стороны государст­ва и общества, как в материальной сфере жизни, так и духовной.

В хабаровском крае одной из программ по реализации реги­онального плана действий в отношении семьи является программа "Семья", которая направлена на улучшение условий жизнедеятельности семьи в создавшейся социально-экономической ситуации. Программа составлена с учетом принятых региональных про­грамм: программы развития образования, программы содействия за­нятости населения, программы "Безопасное материнство", а также федеральных программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети".

В связи с нестабильной экономической ситуацией программа разрабатывается и утверждается на год и представляет собой сис­тему первоочередных мер социальной поддержки семей. Адресатами программы являются малообеспеченные многодетные и неполные семьи, семьи безработных граждан, семьи, воспитываю­щие детей-инвалидов и хронически больных детей, а также семьи, взявшие под опеку детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения.

В городе Хабаровске работой с семьей занимаются: отдел социальной защиты, отдел образования, ЦСО "Радуга".

В отделе социальной защиты населения семьи с детьми получа­ют ежемесячные пособия. Остронуждающимся многодетным и неполным семьям, семьям имеющим хронически больных детей, детей-инвали­дов, оказывается адресная материальная помощь в размере 500 руб­лей на одного ребенка. Детям-инвалидам выделяются санаторно-курортные путевки. За 2003 год их получили 1124 ребенка. К Новому году 2636 детей-инвалидов получили новогодние подарки.

В отделе образования на учете состоят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в государ­ственных учреждениях находятся на полном государственном обеспе­чении. Дети, находящиеся под опекой и попечительством, состоящие на учёте в отделе образования из 997 человек, 756 получают опекун­ские пособия от государства, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты и опекаемые дети имеют бесплатное право проезда в городском и пригородном транспорте, получили бесплат­ные путевки в санатории и оздоровительные лагеря - 1250 детей. Дети-сироты и опекаемые дети имеют преимущественное право для поступления в учебные заведения среднего, профессионально-технического и высшего звена.

Деятельность центров, создаваемых на инициативной основе, как показывает изучение, в значительной степени зависит от энергии, опыта и направленности энтузиастов - "основоположников". Создание и существование таких центров сопряжено с множеством проблем, связанных не только с нехваткой помещений, оборудова­ния, оргтехники и т.д., но и дефицитом квалифицированных кадров. Эту проблему с успехом решает МГСУ.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении обще­ства, в постоянном дефиците государственного бюджета; в миграции; в ухудшении здоровья населения; в росте количества неполных семей; в повыше­нии коэффициента иждивенчества; в насилии семьи; социальном сиротстве и т.д. Социальная работа ориентирована не только на решение дан­ных проблем семьи, но и ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала, стабилизацию социально-экономического положения в России.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершен­ствование соответствующей нормативно-правовой базы. Необходимо, чтобы законы не только принимались, но и работали.[10]

 

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-     Рассмотрено становление системы и технологии социального обслуживания населения

-     Определена технология социальной работы с различными группами населения

-     Рассмотрено решение социальных проблем семьи Хабаровского края - важнейшие направления технологии социальной работы.

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют различные факторы:

-   слабая правовая база системы социального обслуживания;

-   ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

-   отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

-   дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;

-   низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

-   недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности.

Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.

Современные требования к социальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля. Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.

Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.

Список литературы

1.          Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: Юристъ, 2004.

2.          Григорьеа С.И. Социальная работа в России./Под ред. О.И. Волжиной, 2004, №8. - С. 12-19

3.          Игнатов П. О. Социальная работа. - М.: Институт социальной работы 2003.

4.          Кернер Г.. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: ИНФРА-М, 2003.

5.          Основы социальной работы./ Отв. Ред. П. Д. Павленок,- М.: Логос, 2004.

6.          Сведнер X. Об организации социальной работы// Социальная работа: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М.: ИНФРА-М, 2005.

7.          Социальная работа./ Под ред. Е. И. Холостовой. М.: ИСР, 2004.

8.          Теория и методика социальной работы./ Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 2004.

9.          Теория и методика социальной работы./Под ред. В. И. Жукова. - М.: Аспект - Пресс, 2004.

10.     Теория и практика деятельности социальных работников. - М.: Логос, 2004.

11.     Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт./Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2003.

12.     Технология социальной работы./ Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2004.

13.     Фирсов М.В. Социальная работа в России. - М.: Дело, 2004.

14.     Холостова Е.И. Социальная работа. - М.: Дашков и К, 2005.

15.       Черносвитов Е.В. Социальная работа. - М.: ВЛАДОС, 2003.


[1] Основы социальной работы./ Отв. Ред. П. Д. Павленок,- М.: Логос, 2004. – С. 29

[2] Социальная работа./ Под ред. Е. И. Холостовой. М.: ИСР, 2004. – С. 51

[3] Кернер Г.. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 94

[4] Григорьеа С.И. Социальная работа в России./Под ред. О.И. Волжиной, 2004, №8. – С. 12-19

[5] Теория и методика социальной работы./Под ред. В. И. Жукова. – М.: Аспект – Пресс, 2004. – с. 138

[6] Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт./Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2003. – с. 117

[7] Сведнер X. Об организации социальной работы// Социальная работа: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 94

[8] Технология социальной работы./ Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 228

[9] Теория и практика деятельности социальных работников. - М.: Логос, 2004. – С. 271

[10] Фирсов М.В. Социальная работа в России. – М.: Дело, 2004. – с. 185