Жанры искусства

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Пейзаж............................................................................................................ 4

2. Генезис детского рисунка по жанру – пейзаж........................................... 5

3. Тематический план занятий для детей 5-6 лет, по жанру – пейзаж....... 9

Заключение...................................................................................................... 12

Список использованной литературы........................................................... 13

Введение

По жанрам произведения ИЗО классифицируем по тому, что изображается в произведениях (тема, предмет изображения): портрет (шарж, парадный, групповой, интимный), пейзаж (природа, городской, урбанистический), исторический жанр, мифологический, религиозный, бытовой, натюрморт, акт, анималистический[1].

Искусство древности, ср. веков, Возрождение не знало чёткого деления на жанры (понятие жанра появились в 17-18 вв. в эстетике Классицизма)

Эстетика - часть философии исследующая эстетические свойства действительности и искусства (красота, комичность, трагичность)

Жанр (с фр. яз.)- вид, тип.

В современном искусстве наблюдается тенденция к переплетению жанров.

Цель работы: ознакомиться пейзажем, как жанром искусства. Освоение языка жанра пейзажа, детей 5-6 лет.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать виды пейзажа;

2. описать генезис детского рисунка, жанра – пейзаж;

3. описать природу детского творчества;

3. разработать тематический план занятий для детей 5-6 лет, по жанру – пейзаж.

1. Пейзаж

Пейзаж - жанр Изо (произведение живописи и графики) изображение естественой или изменённой человеком местности.

В пейзаже художественными средствами воссоздаются иллюзия перспективы. Понятие пейзажа охватывает реальные или строения, проявления природы, изображения моря. Пейзаж часто бывает фоном фигурное композиции[2].

Элементы пейзажа были уже в стенной живописи Египта и Месопотамии.

В древнегреческой и римской стенной живописи, мозаике появляются изображения с элементом перспективы.

Пейзаж в Византии, романском искусстве, ранней готикие, чаще всего служил фоном фигурной композиции, характеризующим место действия.

В европейском искусстве 13-15 в. мотивы природы получили больше самостоятельности, стали важным компонентом композиции.

В период Ренессанса виды местности стали писать с натуры, формируются основы пейзажного пространства, принципы перспективного изображения.

Пейзаж как самостоятельный жанр, сформировался в 17в. Работам это периода характерна иллюзия пространства (Фрагонар, Веласкес, Рейсдал) .

В романтическом пейзаже (Тернер, Жерико, Гойя) больше внимания уделялось национальным мотивам изображения природы, человеческим настроениям.

Вторая половина 19 в. развивается РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ (Корро, Миле, Курбе)

Пейзажи Барбизонской школы - этим пейзажем характерна простота, сдержанность тона, светотень, художниками акцентируется материальность

2. Генезис детского рисунка по жанру – пейзаж

 «Рисуют все дети. Однажды возникнув, рисунок ребенка постоянно развивается. Подобно растению, проходит он начальную, скрытую стадию, когда и угадать нельзя, каким он будет. Постепенно рисунок становится видимым, набирает силу, расцветает». «Ваш ребенок рисует». С. Левин.

Перечислить все, что составляет содержание детского рисунка, невозможно. Ведь душа « особого» ребенка открыта навстречу целому миру. На данной ступени развития, дети глубже познают мир, у них уже есть нужная подготовка для этого. В своем рисунке и через рисунок ребенок находит понимание предметов и явлений действительности, своей гармоничной слитности со всем миром. И это главный смысл рисунка, это основное его значение для ребенка[3].

И если предыдущий этап- этап каракуль и штрихов, то теперь рука ребенка более послушна и уверенна, а сам рисунок подчинен зрительному контролю. Штрихи становятся прямыми, округлыми, волнистыми, дугообразными. Они ложатся рядом, упорядочиваются, становятся более ритмичными.

«Никакие хранилища не вместят всего нарисованного детьми. В этих рисунках калейдоскоп предметов, событий, образов. Возникает вопрос: чего ищут маленькие художники, чем вызван их выбор, какими переживаниями это обусловлено. Вопрос этот не простой, и сами дети на него не всегда ответят. Наблюдателю приходится искать ответ в самих рисунках.» «Ваш ребенок рисует». С. Левин.

Ребенок рисует то что его окружает, что лежит в пределах его чувств и восприятия, а это - дождик, солнышко, дерево, птичка, кошка, машина…

 
 

Рис.1.  «Дерево»

 
 

Рис. 2 «Дерево с волшебными яблоками» (рисунок с аппликацией)

Их привлекает красочность и нарядность, дети выражают свое восхищение и дают волю фантазии. Но не только праздники привлекают детей, у них уже накоплен определенный жизненный опыт, ведь ребенок без устали наблюдает, пытаясь размышлять. И каждым своим рисунком он ставит вопрос, а нам с вами необходимо его прочитать и ответить.

«Очевидно, существует какая-то внутренняя связь между личностью ребенка в этом возрасте и между его любовью к рисованию. Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владее». «Воображение и творчество в детском возрасте». Л.С.Выготский.

Дети рисуют пока очень упрощенно и схематично. Это упрощение возникает стихийно и неосознанно, но ребенок видит в своем рисунке гораздо больше изображенного.

 
 

Рис. 3. «Хорошее настроение»

На предыдущей ступени развития, когда изображение предметов только появляется (рисунок по обводке, трафарету - «Весна»), отношение к цвету ограничивается интересом к самим краскам и, порой, изображение не имеет значения. И это верно, ребенок исследует краски, карандаши и их цветовые возможности, это период проб материалов, пригодных для рисования, период развития движений рук. В это период цвет автономен.

 
 

Рис 4. «Весна»

На данной же ступени, ориентация в цвете идет очень быстро - красный, желтый, зеленый, синий и, что очень важно, цвет соотносится с предметом, раскрашивание становится осмысленным. Замысел уловить пока сложно, сознание не устойчиво и начальные намерения часто меняются. Но здесь уже присутствуют зачатки творчества и это значимо.

Опыт, приобретенный в ходе обучения, помогает свободно пользоваться красками. Рисунок оживает и становится настоящим праздником для глаз «особого» ребенка, постигшего мир цвета.

Не правы те, кто считают, что «особые» дети - «неречевые» дети. И это доказывают детские рисунки, включающие в себя весь спектр человеческой жизни.

 
 

Рис. «Звёзды»

Эти рисунки, как молодая травка весной. Возникают произведения детской фантазии, яркие, своеобразные, в чем-то схожие, в чем-то различные, но все уникальные и очень творческие.

 
 

Рис. «Радуемся солнцу!»

 

Рисунки отражают качества, темперамент, особенности, склонности каждого из художников. Они приносят наслаждение и великую радость маленьким авторам, придают силы, самоуважение и признание окружающих.

«Рисуют все дети, потому что этого требует настойчивое стремление пережить и высказать свои впечатления от жизни, дать эстетические и нравственные оценки окружающему, выразить свою радость новым умением». «Ваш ребенок рисует» С. Левин.

3. Тематический план занятий для детей 5-6 лет, по жанру – пейзаж

Далее приведем пример тематического плана занятий для детей 5-6 лет, по жанру – пейзаж.

Для начала, на первом занятии научим детей рисовать деревья, в связи с тем, что мы живет в Уральском регионе, то распространенным видом деревья являются березы.

РИСОВАНИЕ «ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА»

На данном уроке преподаватель учит передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы, обучает правильным способам действия полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепляет навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формирует в представлении детей образ белоствольной стройной березы. Следит за правильной осанкой при рисовании.

Для проведения урока необходимо подготовить следующий материал:

·        иллюстрации с изображением березы,

·        лист бумаги для показа отдельных способов изображения,

·        две кисти – мягкая и жесткая,

·        краски.

Голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинистые, краски гуашь.

В связи с тем, что сейчас осень, то следующий урок будет посвящен осени.

РИСОВАНИЕ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (с использованием природного материала)- сюжетное.

Преподаватель знакомит с новым приемом рисования с использованием засушенных растений – печатание цветов и трав (ТРИЗ), учит составлять композицию, передает в ней изменения произошедшие в природе, закрепляет умение детей различать и называть жанры искусства – пейзаж, закрепляет в умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивает творчество, художественный вкус, терпение.

Для проведения урока необходим следующий материал:

·        образец, засушенные листья различной формы,

·        лист альбомный,

·        краски акварель,

·        туашь,

·        кисти.

Следующий урок посвящен рассматриванию осенних пейзажей, беседе по картинам, заучивание стихотворения А.Кушнера «Что я узнал?»

РИСОВАНИЕ «УЛИЦЫ ГОРОДА»

Преподаватель продолжает учить детей рисовать дома разных размеров, выделяет главный объект, передает взаимосвязь между объектами, изображает предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополняет композицию по своему усмотрению (деревья, машины, украшения), развивает фантазию, воображение, художественный вкус.

Для проведения урока потребуется следующий материал:

·        восковые мелки,

·        цветные карандаши,

·        акварель,

·        альбомный лист,

·        кисть.

Для проведения следующего урока необходимо провести экскурсию по городу, познакомить детей с постройками улиц города из строительного материала.

РИСОВАНИЕ «ПТИЧИЙ ДВОР»

Преподаватель учит детей изображать выбранную птицу на основе сложившихся представлений о домашних птицах и самостоятельно анализировать ее форму, строение, пропорции; выбрать изобразительный материал для рисования: краски, цветные карандаши или восковые мелки; использовать технические приемы рисования птиц. Развивает творчество, самостоятельность, умение работать коллективно при составлении композиции.

Для поведения урока потребует следующий материал:

·        большой лист бумаги с изображением курятника,

·        тонированный (небо, трава),

·        листы альбома (1/2 листа) у детей,

·        цветные карандаши,

·        краски,

·        восковые мелки,

·        ножницы для вырезывания нарисованных птиц,

·        клей,

·        кисти,

·        тряпочки.

Заключение

В ходе проведения теоретического исследования были сделаны следующие выводы.

Пейзаж  (французское paysage, от pays - местность), вид, изображение какой-либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения – природа, в том числе виды городов (архитектурный пейзаж , ведута), моря (марина).

Благодаря анализу генезиса детского рисунка можно сделать следующие выводы.

Детские рисунки – это возможность заглянуть в детство. Это другой, особенный мир. Очень интересно рассматривать рисунки ребёнка, нарисованные без участия взрослого (без навязывания взрослыми своего представления об окружающей действительности).

В детских рисунках нет перспективы, нет «правильной» композиции, нет заполнения всего пространства листа, но есть детские впечатления, переживания, душа.

Список использованной литературы

1.     Искусство: Энцикл. слов. школьника / Сост. П. Кошель. – М.: ОЛМА-пресс, 2000. – 466 с.

2.     Покровский М. Детские рисунки. – МА.: Вагриус, 2004. – 222 с.

3.     Фриче В.М. Социология искусства. – М.: Едиториал УРСС, 2003. - 203 с.


[1] Искусство: Энцикл. слов. школьника / Сост. П. Кошель. – М.: ОЛМА-пресс, 2000. – с.83

[2] Фриче В.М. Социология искусства. – М.: Едиториал УРСС, 2003. - с.125

[3] Покровский М. Детские рисунки. – МА.: Вагриус, 2004. – с.87