Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля_______________________________________________________ 5
1.1. Понятие финансового контроля______________________________________________ 5
1.2. Виды налогового контроля__________________________________________________ 7
Глава 2. Правовое регулирование налоговых проверок________________ 11
2.1. Виды налоговых проверок__________________________________________________ 11
2.2. Порядок осуществления выездной налоговой проверки_________________________ 13
2.3. Оформление результатов налоговой проверки_________________________________ 19
Глава 3. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц_______________________________________________ 24
3.1. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган_______________ 24
3.2. Обжалование актов налоговых органов в суде_________________________________ 25
Заключение____________________________________________________ 31
Список источников и литературы__________________________________ 33
Введение
В течение последних лет в Российской Федерации проводится правовая реформа, составной частью которой является реформирование законодательства о налогах и сборах.
В частности, прекратили действие многие нормативные акты, регламентирующие отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами и налоговыми органами при исчислении и уплате налогов; так, например, был частично отменен Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", отменены Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", Федеральный закон от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" и т.д.
Вместе с тем были приняты законодательные акты, содержащие новые положения, устанавливающие основания и порядок исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами, а также регламентирующие права и обязанности юридических и физических лиц и налоговых органов. К сожалению, многие из произошедших изменений не только не ответили на большую часть вопросов, касающихся применения законодательства о налогах и сборах
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.
Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика. Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов: выездные, камеральные, встречные, дополнительные и повторные выездные налоговые проверки.
В настоящей работе освещаются налоговая проверка как основная форма налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
– Понятие финансового контроля
– Виды налогового контроля
– Виды налоговых проверок
– Порядок осуществления выездной налоговой проверки
– Оформление результатов налоговой проверки
– Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган
– Обжалование актов налоговых органов в суде.
Глава 1. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля
Финансовый контроль должен осуществляться постоянно и целенаправленно всеми ветвями власти. При этом недопустимо преувеличивать роль одних органов в ущерб другим. Должны быть мобилизованы и использованы возможности всех существующих контрольных органов. Нерационально тратить время и силы на дискуссии о преимуществах одного вида контроля над другим (например, внешнего над внутренним). Без использования возможностей внутреннего контроля трудно создать реальные преграды расходованию государственных средств не по назначению.
В последнее время все больше внимания уделяется решению проблемы снижения уровня "теневой" экономики. Поэтому средства по снижению ее масштабов должны носить комплексный характер. Одним из таких средств является государственный финансовый контроль. Первоочередными его объектами должны быть нецелевое использование бюджетных средств, нерыночный сектор экономики, коррумпированность бюрократического аппарата.
Необходимо, чтобы совместные усилия контрольных инстанций получали поддержку правоохранительных и судебных органов. Меры ограничения финансовых возможностей "теневой" экономики без строгого наказания нарушителей будут малоэффективными[1].
В последнее время в этом направлении есть положительные сдвиги, которые произошли благодаря настойчивым усилиям специалистов.
Установлена административная и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, включая средства государственных внебюджетных фондов. Такие предложения неоднократно звучали на научно-практических конференциях, в служебных записках и публикациях. Теперь они реализованы. За расходование государственных средств на непредусмотренные цели будут налагать крупный штраф либо лишать свободы и права занимать соответствующие должности после отбытия наказания.
Реализовано и другое предложение по улучшению организации государственного финансового контроля. Создан контрольный орган в системе исполнительной власти - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая получила значительные полномочия по проведению ревизий и проверок использования бюджетных средств. Она также будет органом валютного контроля.
Служба в основном сохранила территориальный контрольно-ревизионный аппарат, которым располагал Минфин России в субъектах Российской Федерации. При этом функции данной службы в некотором отношении стали более обширными, чем у прежнего Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов.
Новая служба, кроме обычных ревизий и проверок, будет проводить мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, осуществлять надзор за исполнением законодательства органами ведомственного финансового контроля, субъектов Федерации и местного самоуправления. На нее также возложено формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора.
Важно, что служба в пределах своей компетенции уполномочена представлять в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации.
Все это, несомненно, окажет положительное влияние на повышение эффективности государственного финансового контроля.
Вместе с тем возможности государственного финансового контроля в деле укрепления экономической безопасности страны используются все еще недостаточно. В полной мере это относится и к рассматриваемой проблеме.
В современных условиях необходимо усилить контроль государства в финансовой сфере так, чтобы он на деле превратился в важный механизм экономической и социальной политики государства.
В настоящее время контроль характеризуется неупорядоченностью, бессистемностью, правовой неопределенностью. В той мере, в какой государственный финансовый контроль осуществляется, он недостаточно эффективен. С одной стороны, контроль не носит профилактического характера, как правило, не предупреждает, а только фиксирует нарушения, с другой - из-за бюрократической волокиты при реализации результатов ревизий и проверок, отсутствия у контрольных органов права прямого обращения в суд возмещается весьма незначительная часть (10-20%) выявляемого ущерба.
Финансовый контроль только тогда может успешно решать стоящие перед ним задачи, когда государственные средства будут охвачены им в полном объеме. Например, финансово-кредитная сфера как на федеральном, так и региональном уровне контролируется далеко не полностью даже в отношении использования средств федерального бюджета. Значительная часть государственных средств постоянно вообще остается вне контроля. Никто не может сказать, какая именно часть, поскольку учет контрольных мероприятий, проводимых разными органами, и их сводных результатов в масштабе страны не ведется.
Сохраняется закрытость для ревизий и проверок целых секторов экономики и финансовой деятельности. Периодичность ревизий и проверок отсутствует.
1.2. Виды налогового контроля
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.
Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.
Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит и от других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.
Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.
По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до предоставления налогоплательщику налоговых льгот, изменения сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.
Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций играет важную роль в предупреждении правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.
Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью этого вида контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.
Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.
В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном итоге закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.
Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:
а) налоговых органов;
б) таможенных органов;
в) органов государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:
а) выездной — в месте расположения налогоплательщика;
б) камеральный — по месту
Глава 2. Правовое регулирование налоговых проверок
2.1. Виды налоговых проверок
Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов[2].
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора-организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения[3].
2.2. Порядок осуществления выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика но основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Решение оформляется на бланках определенной формы, утвержденной приказом МНС России от 08.10.99 N АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок", и должно содержать:
1. Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).
Если в решении указано: "проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автомобильных дорог", то проверка будет являться тематической, если - "проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах", то такая проверка будет являться комплексной и охватывать вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов предприятием или организацией.
2. Период проведения проверки.
В соответствии со ст.87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако при проведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам или задругой налоговый период. При комплексной проверке право на проведение очередной проверки у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки[4].
3. Лицо, уполномоченные на проведение выездной налоговой проверки.
В решении на проведение выездной налоговой проверки должны быть указаны: Ф.И.О. лиц, проводящих проверку, занимаемые ими должности, их чин, специальные звания.
Начинается выездная налоговая проверка с предъявления проверяющими руководителю предприятия или организации (либо лицу, его заменяющему) или индивидуальному предпринимателю служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки (ст.91 НК РФ). Следует заметить, что налогоплательщику не стоит препятствовать доступу на территорию уполномоченным лицам, так как это влечет взыскание штрафа, предусмотренного ст.124 НК РФ, в сумме 5000 руб. Что касается проверки физических лиц - налогоплательщиков, то согласно п.5 ст.91 НК РФ доступ должностных лиц налогового органа в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц в случаях, не установленных федеральным законом, или без судебного решения не допускается.
Налогоплательщик должен ознакомиться с решением о проведении выездной налоговой проверки и подписать его с указанием соответствующей даты. Эта дата и является датой начала проведения выездной налоговой проверки и в то же время датой отсчета двухмесячного, а в исключительных случаях, оговоренных в НК РФ (например при проведении проверок филиалов предприятия) на основании мотивированного решения вышестоящего налогового органа, трехмесячного срока проведения проверки. Порядок оформления запроса о продлении срока проведения налоговой проверки приведен в письме МНС России от 07.09.99 N АС-6-16/705@ "О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок". В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов (ст.89 НК РФ). Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 5-дневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. Отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки, как и при камеральной проверке, признается налоговым правонарушением и налагает ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. Бухгалтеру предприятия следует помнить, что НК РФ и другие нормативные акты не устанавливают порядка требования налоговым инспектором необходимых ему документов для проведения налогового контроля. Для устранения неясности и противоречий налогоплательщику или налоговому агенту, по мнению автора, необходимо получить письменный запрос от налогового инспектора о перечне документов и о периоде их создания. На втором экземпляре запроса налогоплательщику или налоговому агенту необходимо поставить дату получения и свою подпись[5].
В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган вправе проводить следующие действия:
- вызывать и допрашивать свидетелей;
- проводить осмотр помещений, документов и предметов;
- производить выемку документов;
- производить экспертизу с привлечением экспертов и специалистов.
Рассмотрим подробнее возможные действия налоговых органов в процессе проведения выездной налоговой проверки.
Показания свидетелей
На основании ст.90 НК РФ свидетелями могут выступать любые лица, которым известны факты, имеющие отношение к финансовой деятельности предприятия, кроме:
- лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
- лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к их профессиональной тайне (например адвокат, аудитор).
Физическое лицо вправе на основании п.3 ст.90 НК РФ отказаться от дачи свидетельских показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации[6]. В данном случае следует руководствоваться общими положениями, изложенными в ст.51 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право гражданина не давать свидетельские показания против своих близких родственников и самого себя. Список близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг) приведен в ст.34 УПК РФ.
К сожалению, в настоящее время ни НК РФ, ни другими нормативными налоговыми документами не определено, каким образом вызывается свидетель: повесткой, телеграммой, телефонным звонком или каким-либо иным образом, не определены полномочия органов налоговой инспекции по вопросам вызова одного или сразу нескольких свидетелей, а также иные вопросы организационного плана. НК РФ содержит только одно описание процессуального действия, при котором допрос свидетеля может производиться у него на дому. Также показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.
Не стоит пренебрегать посещением налогового инспектора или отказываться от дачи показаний на дому, так как в данном случае к свидетелю может быть применен штраф в размере 3000 руб. Штраф в таком же размере грозит свидетелю и в случае предоставления заведомо ложной информации, о чем он должен быть предупрежден должностным лицом налогового органа перед дачей показаний[7].
Осмотр помещения
Осмотр помещения в обязательном порядке должен производиться при наличии не менее двух понятых, в качестве которых могут выступать только физические лица, не заинтересованные в исходе дела (не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов). При проведении осмотра вправе присутствовать лицо, в отношении которого производятся данные действия (его представитель), а также специалисты. Порядок представительства изложен в главе 4 НК РФ. Следует особо отметить, что лицо, участвующее в проверке в качестве представителя, в дальнейшем может проходить как свидетель[8].
Специалист привлекается на договорной основе для определенных действий: оценки изымаемого имущества, "взлома" компьютерной программы и так далее. Специального постановления для привлечения специалиста НК РФ не устанавливает. Решение о привлечении специалиста может быть принято проверяющим самостоятельно. О производстве осмотра составляется протокол (только на русском языке), в котором должны быть указаны в соответствии со ст.99 НК РФ:
- место и дата производства конкретного действия;
- время начала и окончания действия;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
- фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
- содержание действия, последовательность его проведения;
- выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.
Протокол подписывается всеми лицами, участвующими в осмотре. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.
Вероятно, налогоплательщику или налоговому агенту будет крайне выгодно наличие данного документа при любом осмотре, так как при наличии конфликтных ситуаций, в частности при наличии в протоколе неточных или недетальных формулировок (осмотрены основные средства или осмотрены шкафы с документами), он может оспорить указанные действия в суде, ссылаясь на неконкретность лежащих в их основе фактов.
Выемка документов
Порядок выемки документов определен ст.94 НК РФ, а также в инструкции Минфина России от 26.07.91 N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан".
Изъятие документов у налогоплательщика производится только на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое производит проверку. Указанное постановление утверждается руководителем (его заместителем) налогового органа (ст.94 НК РФ). Все это возможно только при наличии достаточных оснований предполагать, что эти документы могут быть заменены или уничтожены.
Изъятие документов производится только в присутствии понятых и представителей налогоплательщика, при этом налогоплательщик (налоговый агент) может сделать соответствующие замечания, которые должны быть обязательно занесены в протокол. До начала выемки проводящий ее налоговый инспектор предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Прежде всего налоговый инспектор предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, выдать их добровольно. При получении отказа налоговый инспектор вправе самостоятельно вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, избегая повреждений запоров, дверей и других предметов, если это не вызвано необходимостью.
Следует заметить, что даже не имея четкого доказательства о наличии в том или ином помещении документов, налоговый инспектор вправе вскрыть его. Единственное, что в данном случае может успокоить налогоплательщика, как было отмечено выше, - это обоснование для изъятия документа, которое должно носить неоспоримое доказательство необходимости изъятия.
НК РФ вводит следующие ограничения на процедуру выемки документов:
- не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;
- не подлежат изъятию документы и предметы, не относящиеся к предмету налоговой проверки.
Все указанные действия фиксируются в протоколе, порядок заполнения которого изложен в разделе "Осмотр".
Привлечение экспертов
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперт приглашается на договорной основе[9].
Согласно п.7 ст.95 НК РФ проверяемое лицо вправе:
- заявить отвод эксперту;
- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта.
По результатам проверки эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В отличие от специалиста заключение эксперта является источником доказательства противоправных действий налогоплательщика или налогового агента. Закон предоставляет право проверяемому лицу требовать проведения дополнительной проверки (в случае недостаточной ясности или полноты заключения) или новой экспертизы (в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в ее правильности)[10].
2.3. Оформление результатов налоговой проверки
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о результатах проверки. Не позднее двух месяцев (п.1 ст.100 НК РФ) со дня окончания выездной налоговой проверки (предоставления справки) проверяющими должен быть составлен акт выездной налоговой проверки, который подписывается этими лицами, а также руководителем проверенного предприятия либо его представителем. В акте указываются документально подтвержденные факты нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению конкретных мер ответственности. Акт проверки вручается руководителю (представителю) проверяемого предприятия под расписку, а также иным способом, свидетельствующим о его получении. При направлении акта заказным письмом датой вручения в соответствии с п.4 ст.100 НК РФ является шестой день, начиная с даты отправки[11].
Если выездной налоговой проверкой не выявлены факты налогового правонарушения, то в описательной части акта выездной налоговой проверки делаются соответствующие записи и решение по таким актам не принимается.
В соответствии с п.5 ст.100 НК РФ налогоплательщик (налоговый агент) в случае несогласия с выводами, сделанными в акте налоговой проверки, вправе в двухнедельный срок со дня его получения представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа, подписать акт или возражения в целом по акту или по отдельным его частям. При этом форма представления такого возражения действующим законодательством не определена, то есть может быть произвольной. Представленные налогоплательщиком объяснения или возражения рассматриваются руководителем (его заместителем) налоговой службы в течение 14 дней в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести одно из перечисленных ниже решений:
1. Решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, где излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, приводятся документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; перечисляются доводы налогоплательщика в свою защиту и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
На основании принятого решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогам, пени, а также штрафных санкций. Налоговый орган вправе взыскивать с налогоплательщика недоимки и пени в бесспорном порядке. Что касается штрафных санкций, то их списание с расчетного счета предприятия возможно только по решению суда. Указанное положение доведено до налоговых органов и органов налоговой полиции в совместном письме Госналогслужбы России от 26.08.98 N ВК-6-16/551 и ФСНП России от 25.08.98 N НК-2908 "О порядке взыскания финансовых санкций по результатам документальных проверок, проведенных Федеральными органами налоговой полиции".
2. Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Данное решение может быть принято налоговым органом, в частности, в случае согласия с доводами налогоплательщика.
3. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Это решение принимается при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов проверки. Такими основаниями могут быть: некачественное оформление материалов выездной налоговой проверки, недостаточность приведенных в акте доказательств выявленных налоговых правонарушений, представление налогоплательщиком возражений и другие основания.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения о привлечении проверяемого к ответственности за нарушение законодательства вышестоящим органом или судом.
Помимо налоговой ответственности по результатам проверки может быть вынесено решение о наложении взыскания в форме административной ответственности. При этом налоговые органы должны руководствоваться Кодексом об административных правонарушениях.
На основании акта проверки налогоплательщик в соответствии с п.39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, должен внести соответствующие изменения в данные бухгалтерского учета.
Хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков на письмо МНС России от 03.03.2000 N 02-1-16/28 "Об исправлении ошибок (искажений)". Данное письмо наконец-то вносит ясность в споры об источниках покрытия недоплаченных налогов и сборов, выявленных в ходе налоговых проверок. Например, недоплаченная сумма налога на пользователей автомобильных дорог, выявленная в ходе налоговой проверки, может быть отнесена на себестоимость, если ошибка выявлена за текущий год, или на финансовые результаты как расходы прошлых периодов, выявленные в отчетном году, если недоплата налога относится к прошлым периодам.
В заключение хотелось бы отметить, что в соответствии с пп.5 п.2 ст.36 НК РФ органы налоговой полиции полномочны при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, проводить проверки налогоплательщиков, но они не наделены полномочиями по осуществлению процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций. В связи с этим выездные налоговые проверки, проводимые за период, ранее охваченный проверкой, проведенной налоговой полицией на основании пп.5 п.2 ст.36 НК РФ, не могут рассматриваться в качестве повторных для целей применения ограничений проведения выездных налоговых проверок, предусмотренных статьями 87 и 89 НК РФ.
Таким образом можно сделать вывод, в соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.
Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика. Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов: выездные, камеральные, встречные, дополнительные и повторные выездные налоговые проверки[12].
Глава 3. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
3.1. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган
Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:
- налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ);
- организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью;
- налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
- физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.
Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
а) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;
б) отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст.ст.26, 27, 28 и 29 НК РФ);
г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.
Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.
3.2. Обжалование актов налоговых органов в суде
В соответствии со ст.137 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) каждый налогоплательщик или иное обязанное лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, если такие акты, действия или бездействие, по мнению налогоплательщика (иного обязанного лица), нарушают их права. Иными словами, в НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на административное и судебное обжалование, причем только таких актов и деяний налоговых органов, которые нарушают его права и законные интересы.
При этом указание в жалобе предмета обжалования является существенным элементом жалобы, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой.
Причинами возникновения споров, удовлетворения жалоб, исковых требований налогоплательщиков и отказов в удовлетворении исковых требований налоговых органов является, в частности, несоответствие законодательных актов друг другу, наличие пробелов в законодательстве о налогах и сборах и его частое изменение, неразрешенные противоречия в законодательстве о налогах и сборах, а также более сложный качественный состав рассматриваемых налоговых споров.
Разделом VII НК РФ установлен административный (досудебный) порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, конкретизированный в положениях ст.137, 139, 140, 141 настоящего Кодекса. При применении данных положений НК РФ следует иметь в виду, что настоящий Кодекс не предусматривает подачу жалобы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования налогового спора.
Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится посредством подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится посредством подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно определяет, какие именно документы должны быть представлены вместе с жалобой.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее на основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные п.2 ст.139 НК РФ (в течение трех месяцев).
Вместе с тем согласно ст.138 НК РФ подача иска в арбитражный суд или суд общей юрисдикции не исключает права налогоплательщика на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).
В регламенте рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденном приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290, устанавливается процедура рассмотрения налоговыми органами жалоб:
- налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено в п.5 ст.100 НК РФ);
- организаций и физических лиц при их несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью;
- налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
- физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с их привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом.
Жалобы налогоплательщиков рассматриваются в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.
К жалобе могут прилагаться следующие документы: акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права, акт налоговой проверки, первичные документы, подтверждающие позицию заявителя, а также иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
Поступающие жалобы, как правило, направляются в юридические (правовые) подразделения налоговых органов, на которые возложена обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.
Юридическое (правовое) подразделение налогового органа готовит рассмотрение жалобы налогоплательщика. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствует законодательству Российской Федерации, жалоба рассматривается в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения вышеуказанные лица извещаются заблаговременно. При неявке налогоплательщика жалоба рассматривается в его отсутствие.
По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа [заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением] принимается решение.
Таким образом можно сделать вывод, решение по результатам проверки должно содержать четкие и подробные указания на обстоятельства нарушений, ссылки на документы, доводы налогоплательщика и результаты проверки этих доводов. Если вышеуказанные требования не соблюдены, акт может быть отменен.
Налоги, начисленные в ходе проверки, взыскиваются в бесспорном порядке.
При этом сначала налогоплательщику направляется требование об уплате налога, и лишь после этого выставляется инкассовое поручение на его взыскание. Однако из этого правила есть исключения, установленные статьей 45 НК РФ. Согласно части шестой этой статьи, взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога возникла из изменения налоговым органом:
- юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
- юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
При обнаружении налоговыми органами нарушений, за которые НК РФ предусматривает меры ответственности в виде штрафных санкций, налогоплательщику предлагается добровольно уплатить суммы штрафов. Форма для предложения о добровольной уплате может быть произвольной.
Если же налогоплательщик отказывается последовать предложению налоговых органов, штрафы могут быть взысканы с него только в судебном порядке. В связи с этим настоятельно рекомендуем налогоплательщикам в письменном виде оформлять отказ от добровольной уплаты штрафа и передавать его непосредственно в налоговый орган. Суд может принять к сведению доводы налогоплательщика.
Заключение
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Состав налоговых правонарушений и санкции установлены Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.
Приведенный список не исчерпывающий, но формы налогового контроля могут быть установлены только Налоговым кодексом РФ.
Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов: требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России и МНС России; контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать в качестве свидетелейлиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.
В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика.
Список источников и литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля 2005 г.)
2. Методические рекомендации о порядке проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации органов и учреждений (утв. Минюстом РФ 30 июля 1999 г.)
3. Налоговый контроль финансовой деятельности налогоплательщика (И.И. Горленко, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2004 г.)
4. Журнал «Бухгалтерский учет» №4- «Проблемы налогового законодательства», 2000 г.
5. Контрольная выездная проверка (В. Шилкина, "Практическая бухгалтерия", N 7, июль 2003 г.)
6. Журнал "Бухгалтерский учет", N 16 – «Государственный финансовый контроль в России», 2002 г.
7. Журнал "Финансовая газета", N 21- «О необходимости укрепления ГФК», 2000г.
8. Налоговая проверка предприятия (М. Киселев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2004 г.)
9. Журнал «Экономико – правовой бюллетень» №10 – «Налоговые правонарушения и преступления», 2002г.
10. Ковалевская Л.А. «Налоговые споры» Изд. «Налоговый вестник»,2003 359 с.
[1] Налоговый кодекс Российской Федерации
[2] Налоговый контроль финансовой деятельности налогоплательщика (И.И. Горленко, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2004 г.)
[3] Налоговая проверка предприятия (М. Киселев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2004 г.)
[4] Налоговый кодекс Российской Федерации
[5] Налоговый контроль финансовой деятельности налогоплательщика (И.И. Горленко, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2004 г.)
[6] Налоговый кодекс Российской Федерации
[7] Налоговая проверка предприятия (М. Киселев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2004 г.)
[8] Налоговый контроль финансовой деятельности налогоплательщика (И.И. Горленко, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2004 г.)
[9] Налоговый контроль финансовой деятельности налогоплательщика (И.И. Горленко, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2004 г.)
[10] Налоговая проверка предприятия (М. Киселев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2004 г.)
[11] Налоговый кодекс Российской Федерации
[12] Налоговая проверка предприятия (М. Киселев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2004 г.)