Содержание
Введение. 3
1. Порядок и методика составления плана инвестиций. 5
2. Планирование выполнения производственной программы.. 19
3. Состав средств на оплату труда. 26
4. Методика анализа и планирования риска. 34
Заключение. 44
Список литературы.. 46
Введение
Планирование вообще как величайшее достижение человеческого разума является практически естественным и необходимым элементом поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале любой работы, в том числе и в бизнесе. Также известно, что самоорганизация не есть первичное свойство вещей, как дезорганизация (хаос) и требует особой заботы-управления, важнейшая функция которого состоит в планировании. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышения его степени, который уменьшает неопределенность в данном случае системы предпринимательства.
Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в основном в первичное производственное звено -предприятия и их объединения. Даже в стране в целом область необходимого планирования не заменяется полностью невидимой регулирующей рукой рынка. И на Западе и на Востоке государства определяют стратегии своего экономического развития, глобальные экологические проблемы, крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не столько стратегическое (долгосрочное) самопланирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизуется цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченность их материальными ресурсами, степень загрузки производственных мощностей и их использование с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.
Поэтому всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.
Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с планированием на предприятии.
Задачи работы:
- Определить порядок и методику составления плана инвестиций
- Рассмотреть планирование выполнения производственной программы
- Определить состав средств на оплату труда
- Рассмотреть методику анализа и планирования риска
1. Порядок и методика составления плана инвестиций
Инвестиционный проект представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами, правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). В зависимости от конкретного вида реального инвестирования фирма формулирует требования, предъявляемые к разрабатываемому инвестиционному проекту. Для таких форм инвестирования, как замена оборудования или приобретение отдельных видов нематериальных активов, т.е. для форм инвестирования, которые не требуют больших финансовых вложений и финансируются только за счет собственных средств фирмы, инвестиционный проект является внутренним документом. Такой проект, как правило включает в себя сокращенный перечень разделов и показателей, при этом в обязательном порядке рассматривается цель осуществления инвестиционного проекта, его основные параметры, объем необходимость финансовых ресурсов, а также показатели эффективности данного инвестиционного проекта и календарный план его осуществления. В случае осуществления таких форм реального инвестирования, как новое строительство, реконструкция, которые требуют большого объема финансирования и для осуществления которых привлекают внешние источники финансирования, перечень требований к инвестиционному проекту значительно возрастает. Поскольку это связано с привлечением внешнего финансирования, инвестор или кредитор должен иметь полное представление об инвестиционном проекте, в финансировании которого он принимает непосредственное участие. В этом случае инвестиционный проект включает в себя стратегическую концепцию инвестирования, основные показатели маркетинговой, экономической и финансовой результативности, объемы необходимых финансовых ресурсов, сроки возвратности средств, дополнительно привлеченных из внешних источников.[1]
Любой проект, даже самый крупный, обычно является лишь элементом инвестиционной программы, осуществляемой в рамках инвестиционной политики фирмы. Разработка этой политики предполагает: формулирование долгосрочных целей деятельности фирмы; поиск иных перспективных сфер приложения свободного капитала; разработку инженерно-технологических, маркетинговых и финансовых прогнозов; формулирование целей и подцелей инвестиционной деятельности; исследование рынка и идентификацию возможных и доступных проектов; экономическую оценку и перебор вариантов в условиях различных ограничений (временных, ресурсных, имеющих экономическую и социальную природу и др.); формирование инвестиционного портфеля; подготовку и периодическое уточнение бюджета капитальных вложений; перманентную оценку действующих проектов; оценку последствий реализации завершившихся проектов.
В ходе формирования стратегии развития фирмы очерчиваются основные направления ее деятельности, сферы и приоритетность приложения капитала. При этом исходят из приемлемой рентабельности, устойчивости роста, необходимой диверсификации бизнеса. Вопрос о поиске перспективных сфер приложения капитала возникает по мере стабилизации выбранного бизнеса и появлении денежных средств, которые собственники считают возможным не изымать из бизнеса. Любая инвестиционная программа базируется на прогнозных оценках маркетингового, технического, технологического и финансового характера, которые используются при разработке бюджета капиталовложений. С течением времени в крупной фирме чаще всего формируется портфель допустимых проектов, которые могут быть реализованы по мере появления источников финансирования. Более того, любое конкретное приложение капитала обычно может быть выполнено различными способами, т.е. как правило, возникает понятие альтернативных проектов, из которых с помощью ряда критериев и выбирается окончательный вариант действий. В крупной фирме инвестиционная деятельность, понимается как совокупность чередующихся проектов, осуществляется практически непрерывно. Этим обуславливается необходимость постоянного текущего контроля и оценки действующих проектов на предмет целесообразности их продолжения или, напротив, завершения. Любой завершенный проект подлежит так называемому пост-аудиту, в ходе которого оцениваются полученные результаты и последствия.
Разработка и реализация конкретного инвестиционного проекта осуществляется в несколько этапов (фаз): предынвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный, ликвидационно-аналитический.
Предынвестиционная стадия непосредственно предшествует основному инвестиций. Именно на данной стадии жизненного цикла проекта закладываются его жизнеспособность и инвестиционная привлекательность. Предынвестиционные исследования должны дать полную характеристику инвестиционного проекта.
Продолжительность данной стадии жизненного цикла инвестиционного проекта зачастую невозможно поределить достаточно точно.
В мировой практике выделяют следующие этапу (стадии) предынвестиционных исследований:
- Формирование инвестиционного замысла (идеи), или поиск инвестиционных концепций;
- Предпроектные, или подготовительные, исследования инвестиционных возможностей;
- Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), или оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости;
- Подготовка оценочного заключения и принятие решения об инвестировании.
Логика подобного деления на этапы проста. Сначала необходимо найти возможность улучшения показателей фирмы с помощью инвестирования. Далее надо проработать все аспекты реализации инвестиционной идеи и подготовить бизнес-план. Если разработанный бизнес-план представляет интерес, то следует продолжить исследования путем глубокой проработки плана и тщательной оценки экономических и финансовых аспектов намечаемых инвестиций. Наконец, если результат оценки оказывается благоприятным, наступает этап принятия решения о реализации проекта и выбора наилучшей из возможных схем его финансирования. Достоинством такого поэтапного подхода является обеспечение возможности нарастания усилий и затрат, вкладываемых в подготовку проекта.[2]
Рассмотрим более подробно круг задач, решаемых на каждом этапе предынвестиционных исследований.
Формирование инвестиционного замысла (идеи), или поиск инвестиционных концепций, предусматривает:
- Выбор и предварительное обоснование замысла;
- Инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намечаемым проектом;
- Проверку необходимости выполнения сертификационных требований;
- Предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
- Предварительный отбор предприятия, способного реализовать проект;
- Подготовку информационного меморандума реципиента.
Предпроектные, или подготовительные, исследования инвестиционных возможностей включают:
- Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;
- Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);
- Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;
- Оценку предлагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;
- Подготовку исходно-разрешительной документации;
- Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности оценку эффективности проекта;
- Утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;
- Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы;
- Подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора (решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта).
Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), или оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости, предусматривает:
- Проведение полномасштабного маркетингового исследования (анализ спроса и предложения, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, основных конкурентов, маркетинговой стратегии, программы удержания продукции на рынке и т.п.);
- Подготовку программы выпуска продукции;
- Подготовку пояснительной записки, включающей данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;
- Подготовку исходно-разрешительной документации;
- Разработку технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений (анализ состояния технологий, состава оборудования, загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств, производственный процесс, используемые сырьевые и другие материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы);
- Градостроительные, архитертурно-планировочные и строительные решения;
- Инженерное обеспечение;
- Проведение мероприятий по охране окружающей природной среды и гражданской обороне;
- Описание организации строительства;
- Подготовку данных о необходимом жилищно-гражданском строительстве;
- Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;
- Подготовку сметно-финансовой документации, в том числе оценку издержек производства; расчет капитальных издержек; расчет годовых поступлений от деятельности предприятий; расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте; условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;
- Оценку рисков, связанных с осуществление проекта;
- Планирование сроков осуществления проекта;
- Оценку эффективности проекта;
- Оценку экономической и (или) бюджетной эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);
- Формулирование условий прекращения реализации проекта.
Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную, экологическую и другие виды экспертиз.
Подготовка оценочного заключения и принятие решения об инвестировании. После завершения разработки ТЭО участники инвестиционного проекта дают собственную оценку предполагаемых инвестиций в соответствии с конкретными целями и возможными рисками, затратами и прибылями.
Чем выше качество ТЭО, тем легче бывает работа по оценке проекта. К этому моменту со времени возникновения идеи проекта уже затрачены определенные время и средства. Стоимость предынвестиционных исследование в общей сумме капитальных затрат довольно велика. Она составляет от 0,7% - для крупных проектов до 5% - при небольших объемах инвестиций. Оценочное заключение покажет, насколько оправданы были эти производственные затраты.
Заключение по проекту выполняется национальными или международными финансовыми учреждениями. При подготовке оценочного заключения внимание концентрируется на «здоровье» фирмы, которую предполагает финансировать, на доходах владельцев ценных бумаг, а также на защите ее кредиторов. Методы, применяемые для оценки проекта в соответствии с этими критериями, касаются анализа технических, коммерческих, рыночных, управленческих, организационных, финансовых и, возможно, экономических аспектов. Данные такой оценки входят в общее оценочное заключение.
Оценочные заключения, как правило, делаются не только по конкретному проекту, но также и по отраслям промышленности, связанным с ним, и экономике в целом. Так, если оценивается автомобилестроительное предприятие, то заключение учитывает и вопросы взаимоотношения предприятия с отраслями - поставщиками сырья и оборудования, транспортным сектором, наличием шоссейных дорог и возможностями энергоснабжения. Для крупномасштабных проектов при составлении оценочного заключения могут потребоваться проверка собранных данных и анализ всех факторов проекта, обусловленные его деловой средой, месторасположением и рынками, а также наличием ресурсов.
Необходима проработка всех вопросов, связанных с осуществлением инвестиционного проекта, так как это в значительной степени определяет успех или неудачу проекта в целом. Недостаточно или неправильно обоснованный проект обречен на серьезные трудности при его реализации, независимо от того, насколько успешно будут предприниматься все последующий действия.
Бизнес-план. Результатом предынвестиционных исследований является развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления.
Сегодня потребность в бизнес-плане четко прослеживается при решении многих актуальных задач, таких, как: подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках; обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; разработка проектов создания частных фирм; выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями; составление проспектов эмиссии ценных бумаг и т.п. Значение бизнес-плана особенно велико в условиях, сложившихся в настоящее время в России. В отличии от экономически развитых стран в нашей стране существует множество неблагоприятных факторов, требующих тщательного анализа на этапе планирования и экспертизы инвестиционных проектов.
Особая сфера применения бизнес-планов - привлечение потенциальных инвесторов как отечественных, так и иностранных. Начинать переговоры о получении инвестиций без бизнес-плана (а он является привычным для зарубежных партнеров) невозможно, не рискуя сразу же породить сомнения в компетентности и серьезности своих намерений.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.
Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становиться известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальным инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла.[3]
Согласно рекомендациям ЮНИДО бизнес-план имеет следующую структуру:
1. Цели проекта, его ориентация и экономическое окружение, юридическое обеспечение (налоги, государственная поддержка и т.п.);
2. Маркетинговая информация (возможности сбыта, конкурентная среда, перспективная программа продаж и номенклатура продукции, ценовая политика);
3. Материальные затраты (потребности, цены и условия поставки сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей);
4. Место размещения с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов.
5. Проектно-конструкторская часть (выбор технологии, спецификация оборудования и условия его поставки, объем строительства и т.п.);
6. Организация предприятия и накладные расходы (управление, сбыт и распределение продукции, условия аренды, графики амортизации оборудования).
7. Кадры (потребность, обеспеченность, режим работы, условия оплаты, необходимость обучения).
8. График осуществления проекта (сроки строительства, монтажа и пусконаладочных работ, период функционирования).
9. Оценка эффективности инвестиционного проекта.
Согласно Методическим рекомендациям Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы.
1. Вводная часть (резюме).
2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.
3. Описание проекта (в оптимальном объеме представляется информация о продукции (услугах), показывается новизна решения технологических, технических, рецептурных, потребительских и прочих проблем).
4. Производственный план реализации проекта (экономический потенциал, технологический потенциал, материально-техническое обеспечение, трудовой потенциал и правовая защита производства).
5. План маркетинга и сбыта продукции предприятия (оценка внешней среды, потенциальных покупателей и потребителей услуг, оценка конкурентов и конкурентной борьбы, комплексное исследование рынка, стратегия маркетинга).
6. Организационный план реализации проекта (управление проектом, финансовые ресурсы, юридические аспекты).
7. Финансовый план реализации проекта (план прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, финансовый анализ отдельных видов продукции).
8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.
Понятие «бизнес-план» может трактоваться в узком или широком смысле, а его содержание будет зависеть от назначения данного документа. Например, бизнес-планом может быть назван инвестиционный проект, направленный на предоставление информации о проекте потенциальным инвесторам. В некоторых случаях подготовка бизнес-плана является промежуточной стадией разработки проекта, а сам бизнес-план выступает основой для ведения переговоров между держателем проекта и его потенциальными участниками. В последнем случае в нем может быть опущена или приведена только в самом общем виде оценка форм и условий финансирования.
В окончательном варианте обосновывающие материалы могут состоять из трех документов различной степени детализации:
- Бизнес-проспекта инвестиционного проекта, основное назначение которого - представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой инвестору для принятия решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения данного проекта, а также для руководства верхнего уровня предприятия с целью формирования пакета проектов организации;
- Краткого бизнес-плана инвестиционного проекта, дающего достаточно детальную оценку предложений, представление структурированной информации инвестору и отбор проектов для дальнейшей проработки;
- Полного бизнес-плана инвестиционного проекта, предоставляющего необходимое для окончательного решения комплексное, детально проработанное основание использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта.
На втором этапе - инвестиционном, осуществляются капитальные вложения, определяется оптимальное соотношение по структуре активов (производственные мощности, производственные запасы, денежные средства и др.), уточняются график и целесообразная очередность ввода мощностей, устанавливаются связи и заключаются договоры с поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов, определяются способы текущего финансирования проектом деятельности, осуществляется подбор кадров, заключаются договоры поставки производимой по проекту продукции. Безусловно, ключевой пункт данного этапа - возведение производственных мощностей в соответствии с утвержденным графиком.
Инвестирование является одним из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся организации, руководство которой отдает приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. Вместе с тем успешная деятельность предприятий, осуществляющих подобную инвестиционную политику, зависит от того, как организован процесс анализа и отбора инвестиционных проектов.
Оценка эффективности инвестиционных проектов независимо от технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей осуществляется на основе единых принципов. К ним относятся:
- Рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) - от проведения предынвестиционных исследований до прекращения проекта;
- Моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществление проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;
- Сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);
- Положительность и максимум эффекта. Для того чтобы инвестиционный проект был признан эффективным с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы, во-первых, эффект его реализации был положительным; во-вторых, при сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение было отдано проекту с наибольшим значением эффекта;
- Учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения, разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой, неравноценность разновременных затрат и (или) результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);
- Учет только в ходе осуществления проекта затрат и поступлений, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящих потерь, непосредственно вызванных осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды;
- Сравнение «с проектом» и «без проекта»;
- Учет всех наиболее существенных последствий проекта. При определении эффективности инвестиционного проекта должны учитываться все последствия его реализации - как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;
- Учет наличия разных участков проекта, несовпадение их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;
- Многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта (обоснование инвестиций, ТЭО, выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;
- Учет влияния на эффективность инвестиционного проекта потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов;
- Учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности использования при реализации проекта нескольких валют;
- Учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.
Любой инвестиционный проект может быть охарактеризован с различных сторон: финансовой, технологической, организационной, временной и т.д. Каждая из них по-своему важна, однако финансовые и экономические аспекты инвестиционной деятельности во многих случаях имеют решающее значение.
При всех прочих благоприятных характеристиках проект не будет принят к реализации, если не обеспечит прежде всего:
- Возмещение вложенных средств за счет доходов от реализации товаров и услуг;
- Прирост капитала, создающий минимальный уровень доходности, компенсирующий общее (инфляционное) изменение покупательной способности денег, а также покрывающий риск инвестора, связанный с осуществление проекта;
- Окупаемость инвестиций в пределах срока, приемлемого доля фирмы.
Определение реальности достижения именно таких результатов инвестиционных операций и является ключевой задачей анализа эффективности любого инвестиционного проекта. Ценность результатов в равной степени зависит от полноты и достоверности исходных данных и от корректности методов, используемы при их анализе.
Третий этап - эксплутационный, самый продолжительный во времени. В ходе эксплуатации проекта формируются планировавшиеся результаты, а также осуществляется их оценка с позиции целесообразности продолжения или прекращения проекта. Основные проблемы на этом этапе - традиционны и заключаются в обеспечении ритмичности производства продукции, ее сбыта и финансирования текущих затрат. Поскольку заранее (т.е. на предынвестиционном этапе) невозможно, а иногда и на требуется учитывать все детали проекта, при необходимости в него могут вноситься отдельные изменения, т.е. осуществляется текущее регулирование отдельных сторон базового технологического процесса, вводятся дополнительные технологические процедуры, дается их перегруппировка, имеющая целью повысить общую эффективность проекта, и др. Не исключена и необходимость или целесообразность дополнительных, заранее не предусмотренных, но некритических по объему и по срокам инвестиций.
Четвертый этап - ликвидационно-аналитический, является исключительно важным и должен в обязательном порядке предусматриваться в инвестиционных программах. На этом этапе решаются три базовые задачи. Во-первых, ликвидируются возможные негативные последствия закончившегося или прекращаемого проекта. Главным образом, речь идет о последствиях экологического характера, при этом основной прицип таков - по завершении проекта окружающей среде не должен быть нанесен ущерб и она должна быть по возможности облагорожена. В зависимости от сути и масштабов проекта решение этой задачи может быть сопряжено со значительными финансовыми затратами, которые по возможности, должны учитываться на предынвестиционном этапе.
Во-вторых, высвобождаются оборотные средства и переориентируются производственные мощности. Долгосрочная инвестиционная программа обычно представляет собой цепь пересекающихся и сменяющих друг друга проектов. Любой проект требует не только единовременных инвестиций, но и оборотных средств, немалая часть которых высвобождается по завершении проекта и, соответственно, может быть использована для текущего финансирования нового или расширения другого, действующего проекта. То же самое относится и к материально-технической базе.
В-третьих, осуществляется оценка и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей завершенного проекта, его результативности и эффективности, формируются позитивные и негативные моменты, характерные для всех фаз его развития, оценивается степень достоверности и вариабельности прогнозов и надежности использованных методов прогнозирования. Данная задача является исключительно-важной по той простой причине, что именно в процессе пост-аудита систематизируется и выкристаллизовывается методика экономического обоснования проектов, технология и культура надлежащего администрирования инвестиционной деятельности.[4]
2. Планирование выполнения производственной программы
Механические цехи машиностроительных заводов имеют различный характер в зависимости от вида изготовляемых изделий, их конструкции и веса, вида (типа) производства, особенностей технологического процесса и оборудования. Поэтому для целей проектирования (а также и для производства) их целесообразно классифицировать по наиболее характерным признакам.
В основу классификации механических цехов положены следующие признаки:
- характер конструкции и вес изделия, определяющие разделение цехов на четыре класса;
- тип производства и характер технологического процесса;
- размер цеха.
Определим тип производства механического цеха. В качестве критерия используем коэффициент закрепления операций, который указывает сколько в среднем деталеопераций приходится на одно рабочее место.
,
где:
N - общее количество деталеопераций, выполняемых в цехе;
С - установленное количество оборудования
где:
ТS - суммарная трудоемкость, н-ч;
FЭФ - эффективный фонд времени работы цеха (в две смены), ч;
КВН - коэффициент выработки норм.[5]
Расчет количества оборудования
Определение количества и выбор типа оборудования, необходимого для выполнения заданной производственной программы, является основным и наиболее ответственным вопросом при проектировании цеха.
Неправильно рассчитанное количество или неправильно подобранный тип оборудования влекут за собой его излишек или недостаток.
Расчетное количество оборудования определяем по формуле:
где Т - трудоемкость по каждой группе оборудования, н-ч.
Расчетное количество округляется до целого с учетом возможной перегрузки до 7% (если не один станок) и затем рассчитывается коэффициент загрузки оборудования по формуле:
,
где:
СР - расчетное количество оборудования, шт.;
СПР - принятое количество оборудования, шт.
КЗ£1,0.
Выбор подъемно-транспортных средств
Выбор того или иного вида подъемно-транспортных средств зависит от следующих факторов: характера изготавливаемой продукции, ее веса и размеров; вида производства и формы организации работы; размеров грузооборота; назначения транспорта; типа и размера обслуживаемых транспортом зданий.
В качестве подъемно-транспортных средств применяются: электрические, авто- и ручные тележки; узкоколейные и ширококолейные железнодорожные пути; подвесные монорельсы с электрическими тельферами; поворотные краны в виде стрел с талями или тельферами; поворотные краны на колоннах, консольные краны; велосипедные краны, конвейеры, рольганги, желоба, склизы, подъемники и др.
Расчет потребности в технологической оснастке и инструменте
Расчет потребности в оснастке включает определение расходного и оборотного фондов инструмента.
Обоснованное определение потребности способствует ритмичной работе завода, снижению запасов и издержек.
Суммарная потребность а инструменте - это количество инструмента и оснастки по каждому типоразмеру, который может быть изношен и который необходимо изготовить или приобрести на стороне для обеспечения нужд производства. Она определяется по следующей формуле:
NИН=WР.И.+QОБ.,
где:
NИН - суммарная потребность в инструменте, шт.;
WР.И. - расходный фонд, шт.;
QОБ. - оборотный фонд, шт.
Расходный фонд - количество оснастки, которое может быть полностью изношено при выполнении производственной программы за определенный период времени.
Для расчета расходного фонда применяется несколько методов, в зависимости от типа производства и применяемого технологического процесса.
В крупносерийном и массовом производстве при наличии детально разработанных технологических процессов расчет выполняется на каждую деталеоперацию, а общая потребность определяется суммированием одинаковых типоразмеров. Этот метод получил название “По нормам расхода” (эксперементально-расчетный метод), который считается более точным.
В единичном и мелкосерийном производстве, что относится к рассматриваемому случаю, при часто меняющейся номенклатуре выпускаемых изделий и обычно отсутствующих детально разработанных технологических процессах применяется укрупненный метод “По нормам оснастки” или “Типового оснащения”, который предполагает расчет потребности в инструменте на группу однородного оборудования по формуле:
,
где
FЭФ - годовой эффективный фонд работ данной группы взаимозаменяемого оборудования;
КМАШ - удельный вес машинного времени в эффективном фонде;
КПР - процент применяемости данного инструмента в машинном времени данной группы оборудования;
ТИЗН - время износа инструмента, ч.
FЭФ=ДРАБ*h*S*(1-b)*C,
где
ДРАБ - количество рабочих дней в году, дн.;
h - длительность смены, ч;
S - сменность работы, см.;
b - процент простоя в плановом ремонте;
С - количество станков, шт.
Оборотные фонды, т.е. запасы включают в оборотные средства. Они создаются для обеспечения бесперебойной работы производства, особенно по инструменту массового спроса и включают они запасы центрально-инструментального склада (ЦИС) и цехов. Цеховой оборотный фонд состоит из запасов инструмента в инструментально-раздаточной кладовой (ИРК), на рабочих местах и в заточке.
В условиях единичного и мелкосерийного типа производства оборотный фонд определяется также укрупненно, за базу принимается расходный фонд.[6]
.
Планирование ремонтных работ
Все работы по ремонту оборудования организовываются в соответствии с типовой системой технического обслуживания и ремонта металло- и деревообрабатывающего оборудования. В ее основу положено два принципа: 1) плановость; 2) предупредительность (предполагает выполнение всех работ профилактически, через определенные промежутки времени по план-графику). Это приводит к дополнительным затратам (т.к. не по всем деталям ресурс будет использован). Однако, преимущество состоит в том, что предупреждаются потери, связанные с непредвиденным выходом оборудования из строя, и кроме того планово-предупредительное обслуживание обходится дешевле, поскольку есть возможность заранее подготовиться к проведению ремонта.
Ремонтные работы включают плановый и неплановый ремонт. А по составу работ предусматриваются текущий, средний и капитальный ремонты.
Текущий ремонт - это плановый ремонт, при котором заменой или восстановлением сложных деталей и регулированием механизмов обеспечивается нормальная эксплуатация оборудования до любого очередного ремонта.
Средний ремонт - это ремонт, при котором выполняется частичная разборка агрегатов, как ремонт отдельных узлов, замена и восстановление составных частей ограниченной номенклатуры и контроль технического состояния в соответствии с технической документацией.
Капитальный ремонт - это вид планового ремонта, при котором восстанавливается исправность и полный ресурс станка с заменой любых его частей, включая базовые.
Для планирования ремонтных работ используются нормативы: ремонтный цикл, межремонтный период, единица ремонтосложности, трудоемкость ремонтов по видам, нормы простоя оборудования в ремонте.
Ремонтный цикл - это наименьший период эксплуатации оборудования, в течение которого повторяются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания и ремонтов, предусмотренных типовой системой.
Продолжительность ремонтного цикла ТЦ.Р. - это число часов оперативного времени работы оборудования, на протяжении которого осуществляются все операции, входящие в цикл.
Межремонтный период ТМ.П. - это период оперативного времени работы оборудования между двумя последующими плановыми ремонтами.
,
где nC, nT - количество соответственно средних и текущих ремонтов в данном ремонтном цикле.
Компоновка цеха
Производственная структура цеха включает основные и вспомогательные отделения, служебные и бытовые помещения, склады. Состав основных участков зависит от специализации цеха, масштабов выпуска продукции.
В единичном и мелкосерийном производствах используется технологическая специализация, т.е. выделение участков происходит по типам однотипного оборудования и по преобладающему технологическому процессу. Наблюдаются большие грузопотоки, встречное перемещение деталей, необходимо много места для их складирования. Технико-экономические показатели более низкие по сравнению с другими видами специализации - подетальной и предметной, применяемых в крупносерийном и массовом производствах.
Ко вспомогательным отделениям относятся ремонтное, заточное, инструментальное хозяйство, служба ОТК.
Схематический план размещения основных и вспомогательных отделений, служебных и бытовых помещений, складов представляет собой компоновка цеха.
В процессе компоновки необходимо произвести расчет площадей всех вышеперечисленных отделений. За основу берутся нормативы удельной площади за один станок. Итак, рассчитаем общую площадь станочного отделения:
SСТ.ОТД.ОБЩ=С*SУД.О.,
где
С - количество оборудования в цехе, шт.;
SУД.О - удельная общая площадь на 1 станок, м2.
Производственная площадь станочного отделения рассчитывается:
SСТ.ОТД.ПР=С*SУД.ПР.,
где
SУД.О - удельная производственная площадь на 1 станок, м2.
Площадь складов определяется как разница между общей площадью и суммой производственной и вспомогательной площадей, и распределяется примерно пополам между складом материалов и складом готовой продукции.
SСКЛ=SСТ.ОТД.ОБЩ.-SСТ.ОТД.ПР.-SК.О.-SИРК-SЗ.О.-SР.О.
После окончания расчетов приступаем непосредственно к компоновке площадей: наносим сетку колонн, проезды, границы участков. При этом должны соблюдаться основные принципы эффективной организации производственного процесса:
- обеспечение прямоточности процесса;
- компактность;
- использование прогрессивного транспорта и минимальное количество транспортных операций.[7]
3. Состав средств на оплату труда
Анализ форм и систем оплаты труда.
При оплате труда рабочих применяются, как правило, тарифные ставки, оклады, бестарифная система. Форма оплаты труда указывается в коллективном договоре. При приеме на работу оформляются все условия оплаты труда в трудовом договоре (контракте).
Для усиления материальной заинтересованности существует система премирования, которая оговаривается в положениях о премировании, утверждаемых организацией по согласованию с трудовым коллективом.
При повременной оплате заработная плата начисляется за фактически отработанное время по табелю и штатному расписанию.
При сдельной форме оплаты труда заработная плата начисляется за фактически выполненную работу на основании нарядов по установленным расценкам.
Начисленные суммы заработка можно разделить на две группы:
- основную заработную плату и премии, начисленные за проработанное время и достигнутые результаты;
- дополнительную заработную плату, начисленную за неотработанное, но оплачиваемое по законодательству время .
При повременной оплате труда в расчет берется среднедневной заработок (тарифная ставка) за фактически отработанное время.
При повременно-премиальной системе оплаты труда кроме основного заработка начисляются премии за выполнение определенных условий и показателей.
Сдельная оплата труда рассчитывается по схеме: численность однородных категорий работников * среднее число часов труда * среднечасовую ставку оплаты труда
При сдельно- премиальной оплате труда:
Сумма Заработка |
= |
Сумма оплаты по основным сдельным расценкам за основные работы в пределах норм |
+ |
Сумма оплаты за работы сверх норм выработки по возрастающим сдельным расценкам |
Вся сумма заработка может быть представлена двумя компонентами:
Зарплата за фактически проработанное время по тарифной ставке, окладам, сдельным расценкам |
+ |
Зарплата за не проработанное время (отпуск, выходное пособие, пособие по временной нетрудоспособности, пособие за не использование отпуска) |
В основу расчетов за непроработанное время берется средний заработок. Для рабочих, кроме повременной и сдельной оплаты, применяется нормативно-долевой метод с индексом коэффициента трудового участия (КТУ). Для оплаты руководителей, кроме традиционных окладов, могут быть использованы «плавающие оклады», контрактные форм, в сфере услуг могут быть установлены проценты фиксированных платежей от поступлений от контрактных агентов. Зачастую применяется договор подряда на временные и разовые работы.
Анализ начинают с изучения форм и систем оплаты труда, т.е. по соответствующим нормативным документам предприятия. Анализ можно провести по следующей схеме (таблица 3.1).
Таблица 3.1. Анализ форм и систем оплаты труда
Формы оплаты труда |
Категории работников |
Темп роста оплаты труда |
Темп роста производительности труда |
Соотношение темпов роста зарплаты и производительности труда |
Цель анализа - выявить стимулирующую роль оплаты труда.
Анализ состава фонда заработной платы .
Из общего фонда заработной платы выделяют наибольшую ее часть - заработную плату рабочих. Она требует подробного анализа, т.к. рабочие являются основной производительной силой, а также вследствие разнообразия видов и систем оплаты труда и доплат.
Целью анализа является выявление резервов и неиспользованных возможностей, разработка мероприятий по приведению их в действие.
Структурно фонд заработной платы рабочих можно представить следующим образом:
Таблица 3.2. Состав фонда заработной платы рабочих
1.Оплата рабочих-сдельщиков по основным расценкам 2.Оплата повременщиков по тарифным ставкам (окладам) Тарифный фонд заработной платы |
3.Доплаты сдельщикам по прогрессивным расценкам 4.Премии рабочим-повременщикам и рабочим-сдельщикам 5.Доплаты рабочим-сдельщикам за изменение условий работы 6.Прочие доплаты до часового фонда Часовой фонд заработной платы |
7.Доплаты за работу в сверхурочное время 8.Оплата часов внутрисменных простоев 9.Прочие доплаты до дневного фонда Дневной фонд заработной платы |
10.Оплата очередных и дополнительных отпусков 11.Оплата целосменных простоев 12.Стоимость бесплатных коммунальных услуг и натуральных выдач 13.Возмещение за выслугу лет 14.Прочие доплаты до годового фонда Годовой фонд заработной платы |
Основную часть фонда заработной платы составляет тарифный фонд, поэтому необходимо уделить особое внимание его анализу.
Тарифный фонд рабочих-сдельщиков целесообразно проанализировать по подразделениям предприятия, его величина зависит от обоснованности установленных норм и расценок, поэтому кроме величины этого фонда анализируем, когда был пересмотр норм и какие установлены расценки.
Тарифный фонд повременщиков зависит от их численности и величины присвоенных тарифных ставок и окладов, анализируем обоснованность тарификации рабочих и выявляем случаи отклонений от установленных тарифных условий предприятия.
Виды выплат примерно распределяются следующим образом:
1.Оплата труда по сдельным расценкам:
- прямая сдельная
- сдельно-премиальная
- сдельно-прогрессивная
2.Премии сдельщикам
3.Повременная оплата труда
4.Премии повременщикам
5.Доплата сдельщикам по прогрессивным расценкам
6.Доплата за отклонения от нормальных условий труда
7.Доплата за сверхурочное время и т.д.
Особое внимание при анализе уделяют структурным элементам зарплаты - это премии и различного рода доплаты. Перерасход по премиальному фонду объясняется тем, что превышает численность рабочих и произвольно меняется круг работников, на которых распределяется премирование, а также завышаются размеры премий, не соблюдаются условия премирования.
Прямым перерасходом фонда заработной платы являются доплаты, связанные с отступлениями от нормальных условий, это непроизводительные выплаты, они составляют резерв предприятия.
Доплаты до дневного фонда включают:
- обоснованные выплаты (перерывы в работе кормящих матерей; льготные часы подростков и рабочих на горячих и вредных работах);
- необоснованные выплаты (оплата внутрисменных простоев ).
К большим перерасходам приводит сдельно-прогрессивная оплата, поэтому необходимо доказать целесообразность и эффективность ее применения, т.е. в какой мере она стимулирует прирост производительности и выход конечного продукта.
В заключение анализа состава фонда заработной платы делают сводку непроизводительных выплат (таблица 3.3).
Таблица 3.3 Сводка непроизводительных выплат по фонду зарплаты
Виды непроизводительных выплат |
Рабочие |
ИТР |
Всего |
||
Основные |
Вспомогательные |
||||
Зарплата по забракованным деталям |
|||||
Оплата за исправление брака |
|||||
Переплаты по отдельным операциям |
|||||
Доплаты по прогрессивным расценкам |
|||||
Повышение численности и ФЗП при повременной оплате труда |
|||||
Доплаты за изменение условий труда |
|||||
Доплаты за сверхурочную работу |
|||||
Оплата межразрядных разниц |
|||||
Оплата простоев |
|||||
Прочие выплаты |
|||||
Общая оценка использования фонда заработной платы.
Основные факторы изменения фонда заработной платы можно представить в следующем виде (таблица 3.4).
Таблица 3.4. Факторы изменения фонда заработной платы
Фонд заработной платы |
||
Факторы изменения |
||
- Изменение численности персонала - Изменение самой численности - Изменение структуры персонала |
-Изменение времени работы персонала -Время нормальной работы -Сверхурочные часы |
-Изменение ставок зарплаты -Изменение самих ставок -Изменение условий премирования -Изменение доплат к основным расценкам |
Алгоритмы факторного анализа можно представить следующем образом:
ЗПЛ - общая сумма заработной платы;
Ч - численность персонала;
ЗПЛ - средняя зарплата одного работника;
Те - трудоемкость, нормо-ч;
РАС - расценка за один нормо-ч;
I - индекс изменения объема продукции, работ, услуг по сравнению с планом или базой.
Алгоритм расчета:
1.Абсолютное отклонение фонда зарплаты:
ЗПЛ абс = ЗПЛ ф - ЗПЛ пл(б)
2. Влияние на абсолютное отклонение изменения основных факторов:
численности персонала:
ЗПЛч=(Чф-Чпл)*ЗПЛпл(б)
средней зарплаты персонала:
ЗПЛ=(ЗПЛф-ЗПЛпл(б))*Чф
3. Относительное отклонение в фонде зарплаты с учетом изменения индекса объема:
ЗПЛотн=[ (ЗПЛф-ЗПЛпл(б)*I+ЗПЛпл остальных категорий]
4. Влияние на изменение сдельной зарплаты:
изменение трудоемкости работ:
ЗПЛте=(Те ф-Те пл(б))*РАСпл(б)
за счет изменения расценок:
ЗПЛрас=(РАСф-РАСпл(б))*Теф
После общей факторной оценки влияние этих факторов можно дифференцировать в разрезе категорий персонала.
По результатам такого анализа можно сделать выводы:
- По какой категории и по какому фактору произошли изменения.
- За счет, какой из категорий изменился фонд зарплаты.
Как изменяется фонд зарплаты в связи с изменением объема работ.
Далее следует дифференцировать анализ абсолютного и относительного отклонения, а также в разрезе факторов, но уже по видам выплат в разрезе каждой категории.
Такой анализ позволяет установить по какому виду оплаты труда и для какой категории рабочих имело место абсолютное и относительное отклонение в фонде заработной плата.
Особого внимания в Факторном анализе требует изучение причин отклонений численности и отклонений средней зарплаты. Средняя зарплата определяется исходя из фонда зарплаты работников списочного состава, включая совместителей и включая суммы материального поощрения.
Различают среднегодовую, среднемесячную, среднедневную и среднечасовую оплату труда.
Среднегодовая Годовой фонд зарплаты
зарплата Годовая численность персонала
Среднемесячная Среднегодовая зарплата
зарплата Количество месяцев
Среднедневная Годовой фонд зарплаты
зарплата Общее количество отработанных человеко-дней
Среднечасовая Годовой фонд зарплаты
зарплата Общее количество отработанных за год человеко-часов
Анализируя динамику этих показателей, следует иметь в виду, что в среднечасовой оплате отражается фактическое время работы. Она отражает эффективность оплаты интенсивного труда.
Среднедневная зарплата отражает использование внутрисменного времени и в ней отражается размер внутрисменных потерь времени.
В среднемесячной зарплате отражается число дней неявок на работу и целосменных простоев.
Среднемесячная и среднегодовая зарплаты характеризуют
эффективность оплаты календарного времени.
Анализ средней зарплаты проводится по предприятиям в целом; по категориям; в разрезе категорий по подразделениям предприятия; для рабочих - по основным и вспомогательным работам, по специальностям и профессиям.
Такая детализация позволяет выяснить причины необоснованных различий в заработках одной и той же категории, но в разных подразделениях предприятия.
Уровень средней зарплаты зависит от трудоемкости и от средней почасовой оплаты (таблица 3.5).
Таблица 3.5. Влияние факторов на среднюю зарплату рабочего
Показатели |
Ед. изм. |
План |
Факт |
Отклонение |
||
Всего |
в том числе за счет изменения времени среднедневной |
|||||
оплаты |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
руб. |
||||||
чел.-ч. |
||||||
коп. |
Анализ этих факторов дает возможность установить, какое влияние на среднюю зарплату оказало изменение количества отработанных часов и изменение среднечасовой заработной платы.[8]
4. Методика анализа и планирования риска
Методика анализа рисков.
Риск - возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и выполнения бюджетов предприятия.
В средствах массовой информации постоянно рекламируются предложения мелких и средних фирм, пытающихся поправить свое финансовое положение за счет операций на рынке, основанных на финансовой компетентности предпринимателей. Чтобы пре6одолеть последствия риска, нужны не только смекалка и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства, да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска, поэтому высокая степень риска проекта заставляет разработчика искать способы его снижения.
В предпринимательской деятельности важно правильно распределить риски и между контрагентами. Ответственным за риск должен стать тот компаньон проекта, который лучше других может рассчитывать и контролировать риски.
Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и договорных документов.
Распределение риска между участниками проекта может быть качественным и количественным. Количественное распределение риска предполагает использование концептуальной модели, базирующейся на стандартных методах решений, основой которых является дерево вероятностей и решений, используемое для установления их последовательности.
Качественное распределение риска предусматривает принятие ряда решений участниками проекта, направленных на увеличение или уменьшение числа потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую участники хотят возложит на инвестора. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечение опытных инвесторов. Участники переговоров должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доле риска, который они согласны принять на себя.
Основные виды риска: производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), инвестиционный и рыночный.
Производственный риск связан с производством и реализацией продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности.
Этот вид риска наиболее чувствителен к изменению намеченных объема производства и объема реализации продукции, плановых материальных и трудовых затрат, изменению цен, браку, дефектности изделий и др.
В современных условиях в России производственный риск велик, поэтому производственная деятельность стала наиболее рисковой.
Составляющие производственного риска:
- риск неисполнения хозяйственных договоров;
- риск изменения конъюнктуры рынка, усиления конкуренции;
- риск возникновения непре6двиденных затрат;
- риск потери имущества предприятия.
Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность партнеров. При этом неплатежеспособность одного партнера отрицательно влияет на всех предпринимателей, задействованных в данной цепи: отказ партнера от заключения договора после завершения переговоров; заключение договоров с неплатежеспособными партнерами; частичное невыполнение партнеров договорных обязательств и др.
Одной из основных причин изменения конъюнктуры рынка, усиления конкуренции может быть несовершенная маркетинговая политика. Неправильный выбор рынков сбыта, неточная информация о конкурентах, утечка секретной информации, наконец, недобросовестность конкурентов, использующих недозволенные методы, - все это может отрицательно отразиться на результатах деятельности предпринимателя.
В современных кризисных условиях увеличение цен на те или иные ресурсы и услуги приводит к возникновению непредвиденных расходов. Предупредить этот вид риска можно путем тщательного анализа и прогнозирования конъюнктуры на рынке ресурсов.
Основные причины, влияющие на риск потери имущества предприятия, - различного рода стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары и др.), аварийные ситуации на производстве, а также хищение имущества как работниками предприятия, так и сторонними лицами. Избежать этих потерь или максимально снизить их уровень можно путем страхования имущества, а также установлением строгой имущественной ответственности, жесткой охраны территории предприятия.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и в процессе оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие факторы, как невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск может возникнуть при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых (денежных) сделок. На финансовый риск наряду с факторами, характерными для других видов предпринимательского риска, воздействуют и такие, как неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки, ограничения на валютно-денежные операции и т.п.
Причиной инвестиционного риска может быть обесценивание инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных ценных бумаг.
Рыночный риск связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы или зарубежных курсов валют, а возможно, тем и другим одновременно. Любой риск зависит от партнеров по сделке. Для принятия решения о целесообразности участия потенциальных партнеров в осуществлении проекта проводят анализ риска.
Блок-схема анализа риска приведена на рис.4.1.
Выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска |
|||||||
Анализ выявленных факторов |
|||||||
Оценка конкретного вида риска с финансовой стороны с использованием двух подходов |
|||||||
Определение финансовой состоятельности (ликвидности проекта) |
Определение экономической целесообразности (эффективности вложений финансовых средств) |
||||||
Установка допустимого уровня риска |
|||||||
|
|||||||
Анализ отдельных операций по выбранному уровню риска |
|||||||
Разработка мероприятий по снижению риска |
|||||||
Рис.4.1. Алгоритм анализа риска
Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
Материальные потери - это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).
Трудовые потери - потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами, например, вынужденное использование некалиброванного прутка и обработка его на универсальном токарном станке вместо предусмотренного технологией использования калиброванного прутка и станка с ЧПУ; применение опытно-статистических норм времени вместо технически обоснованных (единица измерения - «человеко-час» или «человеко-день рабочего времени»).
Финансовые потери возникают в результате прямого денежного ущерба (не предусмотренные предпринимательским проектом платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги, утрата денежных средств или ценных бумаг). Они могут быть также результатом неполучения или недополучения денег из предусмотренных проектом источников, невозвращения долгов и др.
Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.).
К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными социальными и морально-психологическими факторами. Особая группа специальных видов потерь - потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. Они вносят неразбериху в сложившиеся экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла, отчуждение имущества или денежных средств.[9]
Риски при финансировании проекта
При решении вопросов финансирования проекта учет рисков - одно из наиболее важных условий эффективности его выполнения, обеспечивающее решение двух основных задач:
- обеспечение потока инвестиций, необходимых для планомерного выполнения проекта;
- снижение капитальных затрат и риска проекта за счет оптимальной структуры инвестиций и получения налоговых преимуществ.
- План финансирования проекта должен учесать следующие виды рисков:
- риск нежизнеспособности проекта;
- налоговый риск;
- риск неуплаты задолженностей;
- риск незавершения строительства.
Риск нежизнеспособности проекта должен гарантировать, что предполагаемые доходы будут достаточными для покрытия затрат, выплаты задолженностей и обеспечения окупаемости любых по размеру капитальных вложений.
Наилучший вариант проекта можно выбрать по формуле приведенных затрат:
С + Ен К,
где С - себестоимость продукта,
К - капитальные вложения,
Ен - нормативный коэффициент эффективности использования капитальных вложений.
Нормативный срок окупаемости капитальных вложений. Ток. н = 1/ Ен . Финансирование проекта должно удовлетворять существующим федеральным тестам на надежность, чтобы определенные инвесторы, например страховые компании, получили возможность осуществлять инвестиции в проект.
Налоговый риск предусматривает невозможность гарантировать налоговую скидку, если проект не вступит в эксплуатацию к предусмотренному сроку; потерю выигрыша на налогах, если участники прекратили работы над уже функционирующим, но экономически не оправдавшим себя проектом; изменение налогового законодательства; решения налоговой службы, понижающие налоговые преимущества в результате осуществления проекта.
Риск неуплаты задолженностей может зависеть от краткосрочного падения спроса на производимый продукт либо возникает в результате снижения цен на него из-за перепроизводства. Чтобы такие колебания не повлияли на жизнеспособность проекта, ежегодные доходы от его осуществления должны перекрывать максимальные годовые выплаты по задолженности.
Возможны следующие меры снижения риска от неуплаты платежей: использование резервных фондов, производственные выплаты, дополнительное финансирование, кредиты.
Риск незавершения строительства должен быть гарантирован участниками строительства и инвесторами. Если в проекте использованы новый технологический процесс или ноу-хау, инвестор может потребовать безусловных гарантий завершения строительства, поскольку такие проекты значительно дороже, чем первоначально предусматривалось.
Основные способы уменьшения риска:
· привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов;
· глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;
· прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги;
· распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями;
· страхование риска;
· резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
При принятии решений, сопряженных с риском, предприниматель должен учитывать объективные и субъективные факторы. Лицо, принимающее решение, связанное с риском, должно обладать такими качествами, как оригинальность мышления, агрессивность, самостоятельность и др. Большинство психологов считает, что склонность к риску или его отрицание не являются свойствами личности. Отношение к риску определяется главным образом внешними условиями или некоторыми индивидуальными и психологическими особенностями человека, например такими, как агрессивность или уровень тревоги, стресс. Вместе с этим психологические исследования показали, что большинство других черт личности, например эгоизм, конформизм и т.д., не влияют на принятие решений, связанных с риском.
При принятии решений, сопряженных с риском, одни предприниматели, способные выдвигать несколько альтернативных решений, обычно обладают верой в собственные силы, большой стойкостью к стрессу, установкой на внешнее окружение (экстравертность); другие предприниматели обладают противоположными качествами: неуверенностью в себе, невысокой стойкость к стрессу, интровертностью (установкой на внутренние мотивы), что не способствует выработке нескольких альтернативных решений.
Чтобы организовать в современных условиях доходное дело, предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала. За рубежом специалистов, владеющих такими качествами, считают цветом нации, деловым потенциалом страны.
При принятии решений могут возникать информационные перегрузки, тогда принятии решения в нужные сроки могут помешать насыщенный поток сведений об окружающей обстановке или нехватка информации (типичная, нормальная ситуация для принятия решений, связанных с риском получения требуемых результатов). Информационные перегрузки блокируют работу по принятию решений, вызывают ее усложнение.
Предельные случаи решений, сопряженных с риском, - перестраховка и авантюризм. При перестраховке риск сводится к нулю, авантюризм приводит к максимально возможному риску. Перестраховка может привести к заниженному эффекту, авантюризм - к неполучению запланированного результата, вызванного чрезмерным риском. Необходимо оптимальное решение, которое должно содержать обоснованный расчетом риск. Следует использовать преимущества научного прогнозирования. Обоснованный риск почти всегда полезен. Он повышает эффективность предпринимательской деятельности.
Решение - основа управления, выбор лучшего способа действий из нескольких возможных. Под оптимальным решением следует понимать такое, которое находится между хорошим и наилучшим. Оптимальное решение должно соответствовать условиям производства, быть пригонным и приемлемым для работы, а также обеспечивать малую степень риска и достижение проектных результатов. Оптимальное решение - это достижение предпринимателем главного результата своего труда.
Предприниматель может предупредить или существенно сократить риск посредством лизинга, заключения договоров продажи товаров, оказания услуг, на перевозку и хранение продукции. В условиях лизинга существенная часть риска порчи имущества или его гибели может быть возложена на арендатора путем особых оговорок в договоре лизинга (финансовой аренды). При заключении договоров продажи товаров или оказания услуг преимущество переходит к покупателю или посреднику в покупке, которые предусматривают в договорах ответственность производителя за устранение дефектов в ходе эксплуатации продукции или замену недоброкачественного товара. Таким образом, риск возлагается на производителя.
При перевозке или хранении грузов возникает обоюдный риск сторон, заключающих договор. Падение цен в период перевозки или хранения продукции и связанные с этим потери несет ее производитель. В то же время материальные потери во время хранения или перевозки продукции возлагаются на транспортные или другие организации, осуществляющие это хранение или перевозку.
Принятие правильного решения - залог успеха деятельности предпринимателя, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат. Принятие управленческих решений должно подчиняться правилам, основные из которых были сформулированы американским социологом М.Рубинштейном:
1. Прежде чем вникать в детали, постарайтесь получить представление о проблеме в целом.
2. Не принимайте решения, пока не рассмотрите возможные варианты.
3. Сомневайтесь - даже общепринятые истины должны вызывать недоверие, не бойтесь опровергать их.
4. Старайтесь взглянуть на стоящую перед вами проблему с самых разных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными.
5. Ищите модель или аналогию, которая поможет вам лучше понять сущность решаемой проблемы. Используйте диаграммы и схемы. Они позволят схватить сложную и обширную проблему буквально одним взглядом.
6. Задавайте как можно больше вопросов себе и партнерам. Правильно заданный вопрос может иногда радикально изменить содержание ответа.
7. Не удовлетворяйтесь первым решением, которое придет в голову. Постарайтесь найти его слабые места. Попробуйте найти другие решения данной проблемы и сравните их с первыми.
8. Перед принятием окончательного решения поговорите с кем-нибудь о своих проблемах.
9. Не пренебрегайте своей интуицией. Ведущая роль логического мышления в анализе проблем не подлежит сомнению, но нельзя преуменьшать и значение интуиции.
10. Помните, что каждый человек смотрит на жизнь и возникающие постоянно проблемы со своей, особенной точки зрения.[10]
Заключение
Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:
- Определен порядок и методика составления плана инвестиций
- Рассмотрено планирование выполнения производственной программы
- Определен состав средств на оплату труда
- Рассмотрена методика анализа и планирования риска.
Каждое общество всегда стоит перед выбором вариантов развития. Сложность реальных экономических процессов, их противоречивость и неоднозначность в переходной экономике, создают значительные трудности для выбора направления экономической политики, отвечающих прогрессивной тенденции развития общества. Различие возможных вариантов экономической политики столь велико, что последовательная реализация каждого из них в течение 20-25 лет может привести к формированию различных моделей экономического развития страны, в том числе и исторически бесперспективных, тупиковых. Объективным основанием для этого служит то, что тенденции и закономерности современной экономики противоречат друг другу. Современная экономика - это сочетание противоречащих друг другу групп отношений: рыночной системы отношений и сознательного регулирования всей экономики; активного предпринимательства, ориентированного на возрастание капитала, прибыльности и необходимости социально-ориентированного развития; тенденции к открытости экономики и необходимости обеспечить защиту национального воспроизводства, особенно в тех секторах, где национальная промышленность еще неконкурентоспособна.
На современном этапе развития экономики актуализируются проблемы повышения эффективности управления ресурсами на всех иерархических уровнях. Весьма целесообразно и необходимо повышать эффективность планирования производств, определяющих социально экономический потенциал субъекта Федерации.
Эффективное планирование (от фр. planning - планирование) заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. В процессе планирования предприятие определяется с формированием целей, определением приоритетов, средств и методов их достижения.
Как показывает практика, применение методов планирования создает ряд преимуществ:
- стремление решить задачу рационально и с наименьшими затратами;
- подготовка к обдуманному использованию будущих результатов;
- стимулирование менеджеров к реализации управленческих решений;
- улучшается скоординированость действий;
- предполагает улучшение контролирующей функции;
- способствует рациональному распределению ресурсов;
- улучшается общая обстановка на предприятии.
Список литературы
1. Аврашков В.В. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2003.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. - М.: ЮНИТИ, 2004.
6. Золотогорев В.Т. Инвестиционное проектирование. - Минск: Экоперспектива, 2003.
7. Ильин. А.И. Планирование на предприятии. - Минск: Новое знание, 2003.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Зеркало, 2003.
9. Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование. - Таганрог: ТРТУ, 2003.
10. Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Финансы и статистика, 2004.
[1] Золотогорев В.Т. Инвестиционное проектирование. - Минск: Экоперспектива, 2003. – С. 19
[2] Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование. - Таганрог: ТРТУ, 2003. – С. 73
[3] Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 219
[4] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Зеркало, 2003. – С. 261
[5] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 119
[6] Аврашков В.В. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 171
[7] Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 208
[8] Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. - М.: ЮНИТИ, 2004. – С . 277
[9] Ильин. А.И. Планирование на предприятии. - Минск: Новое знание, 2003. – С. 210
[10] Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 205