Содержание

Содержание. 2

1. Кривая спроса и функция спроса. 3

2. Кривая предложения и функция предложения. 6

3. Ценовая эластичность спроса. 10

    3.1. Концепция ценовой эластичности спроса. 10

3.2. Факторы ценовой эластичности спроса. 12

4. Ответ на вопрос к заданию.. 14

Список литературы.. 15

1. Кривая спроса и функция спроса

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 долл. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 долл. - три единицы, при цене в 20 долл. - четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изо­бражена графически. Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) - по горизонтальной оси (см. рис. 1).

Рис.1 Зависимость величины спроса от цены

 

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объёма покупок продукции X в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

QD = f (P),

где QD - величина спроса;

        Р - цена (price).

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее, изучив функцию спроса.

Функция спроса - функция, определяющая спрос в зависимости влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выясняли что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. [4, с. 82-83]

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы. Факторы спроса называют детерминантами спроса Это неценовые факторы, которые сдвигают линию спроса (см. рис. 2).

Рис 2. Функции спроса (сдвиг кривой спроса)

 

Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Вкусы и предпочтения потребителей. Мода. Знание данного фактора спроса имеет особое значение для производителей. Выручка предпринимателей от продаж будет значительно возрастать, если про­исходят положительные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей. Спрос в данном случае увеличивается при любой цене. Линии спроса смещаются вправо. Отрицательные изменения предпочтений и вкусов ведут к сокращению спроса. Линия спроса смещается влево. Особое место занимает мода. Изменения в моде вызывают сдвиги линии спроса очень быстро как в сторону увеличения, так и обратно.

2. Доходы покупателей. При росте денежных доходов покупателей линия спроса смещается вправо. Спрос растет, но не на все товары одинаково. Как правило, увеличивается спрос на нормальные товары, или товары высшей категории. Это дорогостоящие товары и услуги: автомобили, сложная бытовая техника, «дорогой» отдых, услуги гувернеров. Следует учесть, что покупатели с высокими доходами сокращают спрос на более дешевые товары и низкопробные продукты питания. Покупатели с низкими доходами, которых в настоящее время большинство в России, продолжают покупать товары низшей категории. Покупают этих товаров еще больше, если доходы снижаются. Таким образом, спрос на низшие товары обратно пропорционален росту доходов. К товарам низшей категории в современных условиях относятся, например, черно-белые телевизоры, однокамерные холодильники и др.

3. Реклама. Хорошо подготовленная реклама какого-либо товара или услуги вызывает положительные изменения во вкусах и пред­почтениях потребителей. Спрос увеличивается.

4.Цены на сопряженные товары. Для анализа данного фактора спроса разграничивают изменения цен по трем группам:

а) взаимозаменяемые товары (товары-субституты, конкуренты);

б) взаимодополняемые товары (комплементарные);

в) независимые.

Взаимозаменяемые товары способны удовлетворять одну и ту же потребность. Поэтому на рынке эти товары - конкуренты   Товаров- заменителей очень много (чай и кофе, масло и маргарин, аудиокассеты компакт-диски). Особенно много товаров-заменителей среди молочных продуктов (сливки, молоко различной жирности и с разными добавками, йогурты и т.д.).

Взаимодополняемые товары - это товары, которые используются совместно (фотоаппарат и фотопленка, автомобиль и бензин). Спрос на взаимодополняемые товары изменяется в одном направлении: если повышается спрос на фотоаппараты, то повышается спрос на фотопленку. Цена на одни (основные) товары и спрос на другие (дополняющие) находятся в обратном соотношении, т.е. при росте цен на основной товар Y (фотоаппарат) упадет спрос на дополняющий товар X (фотопленки).

5. Ожидания потребителей. Существенные изменения в спросе могут произойти, если потребители ожидают изменения доходов и цен на то­вары. Например, при ожиданиях повышения зарплаты или при задержке ее выплаты неизбежно произойдут колебания спроса на товары.

При ожидании изменения цен возможно сокращение спроса, если ожидают снижение цены. И наоборот, спрос повышается, если ожида­ется повышение цен. Никакого противоречия закону спроса в данном случае не наблюдается, так как при сокращении спроса потребитель выжидает, когда товар можно будет приобрести по более низкой цене. Если в настоящий момент цена ниже ожидаемой, потребитель старается приобрести как можно больше товара до его подорожания.

В процессе производственной деятельности предприятий необходим анализ индивидуального и рыночного спроса. Он позволяет увеличить объём продаж за счёт количества выпускаемой продукции, удовлетворяя тем самым спрос и завоёвывая рынок. [5, с. 24-25] Далее рассмотрим подробнее кривую предложения.

2. Кривая предложения и функция предложения

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 долл. - четыре единицы, а при цене 50 долл. - шесть единиц блага X. В общем виде

Qs=f(P),

где Qs - величина предложения;

       Р - цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) - по горизонтальной оси (см. рис. 3).

Рис.3. Зависимость величины предложения от цены

 

Изображенная кривая S  характеризует уровень цен и объем продаж блага X в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы. Рассмотрим их подробнее. [4, с. 85-86]

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (аналогично спросу). В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы.

1. Изменение цен на ресурсы. Особого анализа требует ситуация удорожания ресурсов. Например, рост цен на энергетические ресурсы увеличивает издержки производства в большинстве отраслей. Соответственно уменьшается прибыль производителя. Предложение снижается

2.Совершенствование техники и технологии. Технологические возможности производителей оказывают непосредственное воздействие на их затраты. Чем выше уровень техники и технологий, тем больше можно произвести продукции в единицу времени, можно экономить материальные ресурсы, внедрять малоотходные и безотходные технологии и т.д. Издержки производства на единицу конечной продукции будут снижаться, линия предложения смещается вправо.

Внедрение новой техники предполагает дополнительные капи­тальные затраты производителей. Поэтому для производителя важно знать соотношение между капительными затратами и эффектом от них. В связи с этим существует понятие границы внедрения новой техники. Эффект от внедрения новой техники не должен опускаться ниже уровня капитальных затрат. В противном случае эффект внедрения будет отрицательным, возрастут издержки производства.

В условиях инфляции сложно произвести указанные расчеты. Именно угрозой обесценивания расчетного экономического эффекта объясняется застойное, депрессивное состояние большинства пред­приятий национального хозяйства России.

3. Налоги и дотации. Сложилось мнение, что налоги всегда повыша­ют издержки производителя, а дотации - это как бы налог наоборот. Это не совсем и не всегда так. Налоги и дотации оказывают двойствен­ное воздействие на издержки, т.е. они могут повышать и снижать издержки. Так, правительство может ввести налоги в целях снижения нерационального спроса (акцизы на табачные изделия, алкогольные напитки, меха и т.д.). А дотацию может получить предприятие, которое производит необходимую обществу продукцию, но не выгодную для предприятия (детское питание). Установление дотаций производителям снижает издержки производства товаров, что вызывает увеличение предложения.

4. Изменение цен на другие товары. Подробный анализ влияния изменения цен на другие товары и положение рассматриваемого това­ра на рынке проведен при исследовании детерминант спроса. Товары находятся в состоянии взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в процессе потребления, так и в процессе производства. Поэтому изменение цен на одни товары обязательно скажется на предложении других. Например, если произойдет снижение цен на куриное мясо, фермеры начнут больше выращивать и предлагать к продаже говя­дины, свинины.

5. Ожидание производителей. Анализ данного фактора требует комплексного подхода, так как ожидания производителей зависят от ряда факторов, в числе которых возможное изменение хозяйственного законодательства, политической обстановки в стране. Поэтому недостаточно сказать, что ожидаемое увеличение поставок сырья приведет к снижению цен на сырье и будет стимулировать производителей расширять производства, основанные на данном виде сырья. Так в условиях нестабильной экономики, подобной сегодняшней российской, производители в ожидании роста цен могут затормозить выпуск продукции, надеясь извлечь прибыль в большем размере, реализуя продукцию по более высоким ценам при прежнем объеме выпуска.

6. Число продавцов на рынке. Увеличение числа продавцов данного товара на конкретном рынке равнозначно дополнительному выпуску товаров. Поэтому, чем больше продавцов, тем больше рыночное предложение.

Влияние неценовых факторов на предложение невозможно ограничить строгим перечислением их количества. Предложение стимулирует спрос со стороны рыночного субъекта, который может появиться на рынке совершенно неожиданно. Например, природные катаклизмы, низкие температуры (неожиданно холодная зима в европейских районах) вызовут дополнительный спрос на меховую одежду, теплую обувь и т.д. Предложение немедленно среагирует на повышенный спрос выпуском теплой одежды, производство менее выгодного товара сократится.

Таким образом, производителю продукции при определении перспектив развития своего предприятия необходимо производить анализ совокупного воздействия всех факторов спроса и предложения. [5, с. 29-30]

Рассмотрев кривые спроса и предложения, мы выяснили в каком направлении они изменяются: кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения – положительный. Если работает рыночный механизм, эти кривые пересекаются в определённой точке, которая называется точкой рыночного равновесия.

Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объёмов спроса и предложения при изменении цены данного товара, для этого рассмотрим понятие эластичности.

Рассмотрев кривые спроса и предложения, мы выяснили в каком направлении они изменяются: кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения – положительный. Если работает рыночный механизм, эти кривые пересекаются в определённой точке, которая называется точкой рыночного равновесия.

Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объёмов спроса и предложения при изменении цены данного товара, для этого рассмотрим концепцию ценовой эластичности.

3. Ценовая эластичность спроса

3.1. Концепция ценовой эластичности спроса

Суть концепции ценовой эластичности заключается в следующем:

1) если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным;

2) если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный. [3, с. 71].

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ер  вычисленного по следующей формуле:

                       изменение количества

            Eр=   спрашиваемой продукции  /  изменение цены продукта

                     первоначальное количество  первоначальная цена продукта

                     спрашиваемой продукции                                                 

[2, 14]

Исходя из формулы, можно сделать расчёт и получить следующие данные.

Если определенное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса на данную продукцию, то спрос считается эластичным и коэффициент эластичности при этом будет больше единицы (рис. 4,а). Если же процентное изменение цены на какой-нибудь товар не сопровождается изменением его спрашиваемого количества или это изменение меньше изменения цены, то спрос считается неэластичным (рис. 4, б). При неэластичном спросе величина коэффициента эластичности меньше единицы. Неэластичный спрос имеет место тогда, когда объем спроса жестко ограничен предложением. В этом случае преимущества находятся на стороне продавца, так как даже при уменьшении величины спроса продавец выигрывает от роста цены, зная, что спрос гарантирован в силу ограниченности  предложения.  Обычно  неэластичный  спрос наблюдается на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, другие жизненно важные товары.

Единичная эластичность характеризует адекватное процентное изменение объема спроса в результате соответствующего процентного изменения цены (рис. 4,в).

Когда при неизменной цене или ее крайне незначительных колебаниях спрос на продукцию уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей, его называют абсолютно эластичным. Такое возможно на совершенно конкурентном рынке или в условиях инфляции: при ничтожном снижении цен или в преддверии их повышения потребитель старается потратить деньги, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в материальные блага. Коэффициент абсолютно эластичного спроса приближается к бесконечности (∞), а линия абсолютно эластичного спроса на графике будет иметь вид прямой, параллельной оси абсцисс, т. е. линии количества продукции (рис. 4,г).

Если коэффициент эластичности равен нулю, то спрос абсолютно неэластичен, т. е. никакое изменение цены не влечет изменения спрашиваемой продукции. Это возможно, например, при реализации жизненно важных лекарств для определенной группы больных (инсулин для диабетиков). При этом кривая спроса примет вид прямой линии, параллельной оси ординат, — линии цены (рис. 4,г.).

Коэффициент эластичности спроса по цене выражается отрицательным числом, поскольку закон спроса предполагает, что для всякого изменения в цене изменение объема спроса носит противоположное направление. Следовательно, величина эластичности спроса по цене может изменятся от нуля до минус бесконечности. Однако для определения характера эластичности экономисты берут абсолютное значение коэффициента, поэтому чем больше абсолютная величина коэффициента эластичности, тем более эластичен спрос.

Рис.4.г Абсолютно эластичный спрос D2(сколько угодно малое изменение цены приводит к падению спроса до нуля или к росту спроса до бесконечности, Ер=∞).

Абсолютно неэластичный спрос D1 (при любом уровне цены объём спроса остаётся постоянным, Ер=0)         [1, с. 72-76]

 

Рис.4.в Единичная эластичность (общая выручка при снижении цены остаётся постоянной, Ер=1)

 

P

 

Р2

 

Р1

 

Р2

 

Р1

 
3.2. Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменители.

Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на машинное масло фирмы «Тексако» является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще.

2. Удельный вес цены продукта в доходе потребителя.

Чем большее место занимает продукт в доходе потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Так 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляю­щие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3.Предметы роскоши и предметы первой необходимости.

Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия общепризнанны в качестве предметов первой необходимости. Ес­ли цены на изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами.

4. Фактор времени.

Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. [3, с. 74]

4. Ответ на вопрос к заданию

Выбрать и охарактеризовать две позиции, противоположные по эластичности.

Эластичность на:

1.               авиабилеты

2.               дорогие украшения

3.               соль

4.               продукты питания

5.               хлеб

6.               дорогая мебель

7.               дешевая мебель

8.               дорогие вина

9.               телевизоры

10.          мобильные телефоны

Хлеб На этот вид продукции наблюдается неэластичный спрос, это связанно с тем, что хлеб является наиболее важным продуктом питания, и как бы сильно не менялась цена на данный вид продукции, спрос будет изменяться не так сильно, это видно на рис. 4.б,представленного выше т.е. Ер<1

Авиабилеты являются предметом эластичного спроса, так как существуют различные виды транспорта, которые человек может использовать для достижения своей цели, в случае подорожания цен на авиабилеты, т.е. существует фактор взаимозаменяемости Повышение цен на данный вид транспорта сократит поток пассажиров. Т.е. небольшое увеличение цены сильно сократит спрос, это можно увидеть на рис 4.а, Ер>1

Список литературы

 

1.     Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: Микро- и макроуровень: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 404 с.

2.     Макконнелл Кэмпбелл Р, Брю Стенли Л. Экономикс: проблемы и политика. В 2 т.: Пер.с англ. 11-го изд. Т.2. - М.: Республика, 1992. – 400с.

3.     Носова С.С. Экономическая теория: Учебн. Для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центер. Владос, 2001. – 520с.

4.     Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа Норма-инфра, 1999. – 572с.

5.     Семинихина В.А. Микроэкономика: Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирский институт финансов и банковского дела, 2000. 203 с.