Содержание

Содержание. 2

1. Спрос. 3

2. Предложение. 5

3. Равновесие спроса и предложения. 7

4. Ценовая эластичность. 9

    4.1. Понятие ценовой эластичности. 9

    4.2. Факторы ценовой эластичности спроса. 11

5. Ответ на вопрос к заданию.. 13

Список литературы.. 15

1. Спрос

Количество экономических благ и услуг, реализуемых на рынке, определяется спросом на эти блага и их предложением.

Спрос - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товаров и услуг по определенной цене в определенный период времени

Обратим внимание, что спрос характеризует не просто желание купить какой-то товар или получить услугу, но и способность заплатить за этот товар. Главные составляющие спроса: наличие потенциальных покупателей, желание приобрести экономические блага, возможность приобрести эти блага.

Взаимозависимость между ценой товара и объемами спроса и Предложения товара по этой цене подробно исследована в работе А. Маршалла «Принципы политической экономии» (1890). Подробный анализ понятий спроса и предложения представлен в данном издании в разделе «Теория цены».

Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения товара при разных ценах и прочих равных условиях. Важнейшими характеристиками спроса являются цена спроса и величина спроса.

Цена спроса - это максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за определенное количество товаров или услуг.

Величина спроса выражается в конкретных количественных пока­зателях продукции, на которую предъявлен спрос по определенной цене в течение определенного периода времени. Изменение величины спроса возникает только под действием цены. Графически это означает скольжение по кривой спроса без изменения положения этой кривой.

Зависимость между ценой спроса и величиной спроса выражает закон спроса. Важнейшее свойство закона спроса состоит в обратной, или отрицательной, зависимости между ценой товара и спросом на этот товар.

Сущность закона спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению величины спроса и, наоборот, рост цены ведет к уменьшению величины спроса.

Спрос оказывается под влиянием множества факторов. Зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. [3, с. 17-18]

Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

Qd=f(P,I,T,Ps,Pc,N),

где Qd - объем спроса;

       Р - цена товара;

       I - доход (Income);

       Т - вкусы и предпочтения потребителей (Tastes);

       Ps - цена товаров-заменителей (substitutes — субститутов);

       Рс - цена товаров-дополнителей (complement—комплементов);

       N - число покупателей данного товара.

В этом списке факторов особое место занимает цена товара, на который предъявляется спрос. Чтобы выявить ее роль, допустим, что все факторы, кроме цены, неизменны. Тогда объем спроса будет зависеть только от цены Р:

Qd=f(P)

Характер данной кривой можно проследить на рисунке 1 [1, с.45-46]

Рис. 1. Кривая спроса

 

P

 

Р1

 

Р2

 

Q2

 

Q1

 

Q

 

2. Предложение

Предложение - это реакция производителя на предъявленный спрос покупателя на определенный товар в определенный период времени на конкретном рынке товаров и услуг. Предложение характеризует готовность предприятия произвести и предложить к продаже на рынке объем продукции по некоторой из возможных в течение определенного периода цен. Главная цель производителя - максимизировать прибыль. Прибыль зависит от выручки производителя, которая определяется объемом продаж и ценой за единицу проданного товара. Если цены растут, а издержки снижаются, прибыль увеличивается. Производитель стремится продать свой товар по более высокой цене. Однако слишком высокая цена сократит число потенциальных покупа­телей, объем продаж уменьшится, тогда прибыль производителя тоже уменьшится.

Если производитель в целях увеличения объемов продаж уста­новит цены ниже допустимого уровня, то он не сможет возместить свои издержки и разорится.

Следовательно, производители будут заинтересованы в расширении объема производства при наличии тенденции рыночной цены к повышению.

Поэтому цена предложения - это минимальная цена за единицу товара, по которой производитель готов продать свой товар на рынке.

Цена является важнейшим условием предложения конкретного товара на рынке. Кроме цены на уровень предложения конкретного товара на рынке оказывают влияние следующие факторы: изменение цен на ресурсы, улучшение техники и технологии, изменение цен на другие товары, а также налоги и дотации, ожидания, численность продавцов.

Предложение - это количество продукции, которое производитель готов продать по определенной цене на рынке в определенное время при сложившихся условиях. Условия предложения - это объективные внешние факторы предложения, именуемые детерминантами предложения.

Из определения предложения очевидно, что между ценой и предложением существует прямая связь: с повышением цены величина предложения возрастает и, наоборот, снижение цен приводит к сокращению предложения.

Зависимость между величиной предложения и ценой предложения выражает закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если ценя на товар возрастает (и наоборот). [3, с.26]

Функцию предложения можно представить следующим образом:

Qs = f(P, Ps, Рс, Pres, К, Т, N),

где Р - цена продаваемого товара;

      Ps - цены взаимозамещаемых товаров;

      Рс - цены взаимодополняемых товаров;

      Pres - цены ресурсов и факторов производства;

      К- уровень технологии, т. е. способ производства товара.

используемого в данном виде деятельности;

     Т- налоги, субсидии;

     N - число продавцов данного товара.

Зависимость величины предложения только от цены i-го товара можно представить функцией предложения от цены:

Qs=f(Pi), учитывая, что остальные параметры, влияющие на предложение остаются неизменными. [3, с. 27]

Характер данной кривой можно проследить на рисунке 2.

P2

 

P1

 

Q2

 

Q1

 

P

 

3. Равновесие спроса и предложения

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объёмов спроса и объёмов предложения. В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики [3, с. 89]

Слово "равновесие" означает ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Это определение относится и к рыночному равновесию. Рассмотренные выше кривые спроса и предложения показывают желания покупателей купить, а продавцов продать определенное количество товара при заданной цене. Иначе говоря, данные кривые характеризуют цены покупателей и цены продавцов, которые те назначают, идя на рынок, исходя из своих доходов и издержек. Однако товары и услуги продаются не по ценам спроса и предложения, а по ценам рыночного равновесия.

При равновесной цене количество товара, которое покупатели желают и имеют возможность приобрести, в точности соответствует количеству, которое продавцы желают и имеют возможность продать. Цену равновесия иногда называют ценой чистого рынка, потому что она удовлетворяет всех участников рынка: покупатели приобрели все, что они желали купить, а продавцы реализовали все товары, которые они стремились продать.

Как устанавливается рыночное равновесие? Если наложить друг на друга кривые спроса и предложения, показывающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим модель, иллюстрирующую одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В экономической теории эта модель получила название модели частичного рыночного равновесия (равновесие на рынке одного товара).

На рис. 3 показано, что в точке пересечения кривой спроса D и кривой предложения S, которая называется точкой равновесия и обозначается буквой Е (от Equilibrium — равновесие), объем  спроса равен объему предложения   (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps). Такое равенство цен экономисты называют ценой рыночного клиринга или равновесной ценой, а равенство объемов спроса и предложения – равновесным объемом. Точка равновесия означает такой баланс сил, когда на рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

Смысл рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся его нарушить. В точке равновесия их интересы совпадают. [2, с.71]

4. Ценовая эластичность

4.1. Понятие ценовой эластичности

Суть концепции ценовой эластичности заключается в следующем:

1) если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным;

2) если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный. [3, с. 71].

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ер  вычисленного по следующей формуле:

                      изменение количества

            Eр=   спрашиваемой продукции  /  изменение цены продукта

                     первоначальное количество  первоначальная цена продукта

                     спрашиваемой продукции                                                 

[5, с. 14]

Исходя из формулы, можно сделать расчёт и получить следующие данные.

Если определенное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса на данную продукцию, то спрос считается эластичным и коэффициент эластичности при этом будет больше единицы (рис. 4,а). Если же процентное изменение цены на какой-нибудь товар не сопровождается изменением его спрашиваемого количества или это изменение меньше изменения цены, то спрос считается неэластичным (рис. 4,6). При неэластичном спросе величина коэффициента эластичности меньше единицы. Неэластичный спрос имеет место тогда, когда объем спроса жестко ограничен предложением. В этом случае преимущества находятся на стороне продавца, так как даже при уменьшении величины спроса продавец выигрывает от роста цены, зная, что спрос гарантирован в силу ограниченности  предложения.  Обычно  неэластичный  спрос наблюдается на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, другие жизненно важные товары.

Единичная эластичность характеризует адекватное процентное изменение объема спроса в результате соответствующего процентного изменения цены (рис. 4,в).

Когда при неизменной цене или ее крайне незначительных колебаниях спрос на продукцию уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей, его называют абсолютно эластичным. Такое возможно на совершенно конкурентном рынке или в условиях инфляции: при ничтожном снижении цен или в преддверии их повышения потребитель старается потратить деньги, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в материальные блага. Коэффициент абсолютно эластичного спроса приближается к бесконечности (∞), а линия абсолютно эластичного спроса на графике будет иметь вид прямой, параллельной оси абсцисс, т. е. линии количества продукции (рис. 4,г).

Если коэффициент эластичности равен нулю, то спрос абсолютно неэластичен, т. е. никакое изменение цены не влечет изменения спрашиваемой продукции. Это возможно, например, при реализации жизненно важных лекарств для определенной группы больных (инсулин для диабетиков). При этом кривая спроса примет вид прямой линии, параллельной оси ординат, — линии цены (рис. 4,г.).

Коэффициент эластичности спроса по цене выражается отрицательным числом, поскольку закон спроса предполагает, что для всякого изменения в цене изменение объема спроса носит противоположное направление. Это означает, что, если знаменатель | положителен, числитель имеет отрицательное значение, и наоборот. Следовательно, величина эластичности спроса по цене может изменятся от нуля до минус бесконечности. Однако для определения характера эластичности экономисты берут абсолютное значение коэффициента, поэтому чем больше абсолютная величина коэффициента эластичности, тем более эластичен спрос.

Рис.4.г Абсолютно эластичный спрос D2(сколько угодно малое изменение цены приводит к падению спроса до нуля или к росту спроса до бесконечности, Ер=∞).

Абсолютно неэластичный спрос D1 (при любом уровне цены объём спроса остаётся постоянным, Ер=0)         [1, с. 72-76]

 

Рис.4.в Единичная эластичность (общая выручка при снижении цены остаётся постоянной, Ер=1)

 

Р2

 

Р1

 

P

 

Р2

 

Р1

 

4.2. Факторы ценовой эластичности спроса

К основным факторам, влияющим на эластичность спроса по вне, относятся: наличие товаров-заменителей, удельный вес затрат а данный товар в расходах потребителя, значимость товара для Потребителя, степень насыщения потребителей, фактор времени.

1. Наличие товаров-заменителей. Эластичность спроса находится в прямой зависимости от количества близких заместителей товара. Чем их больше, тем эластичнее спрос, так как при повышении цен на основной товар покупатели могут выбрать более дешевый. При отсутствии • товаров-заменителей спрос абсолютно или относительно неэластичный.

2. Удельный вес затрат на продукцию в расходах потребителя. Чем незначительнее доля затрат на данный товар в общих расходах потребителя, тем менее эластичен спрос по цене. Например, затраты на соль очень незначительны. Но соль необходима, потребляется регулярно и в небольших количествах. Поэтому повышение цены на соль не приведет к изменению спроса на нее. Однако, если возрастут цены на автомобили, спрос на них резко сократится.

3. Значимость товара для потребителя. Условно товары подразделяются на товары первой необходимости и товары роскоши, а также товары и услуги, которые регулярно используются, но не являются необходимыми К последним из названных принадлежат услуги прачечных, химчисток парикмахерских. Если цены на услуги растут, потребители начинают стирать, чистить одежду и т.д. в домашних условиях. Рост цен на предметы роскоши позволяет исключить их из расходов потребителя. Однако нельзя обойтись без зимних сапог в Сибири, резиновой обуви в сельской местности. Это товары первой необходимости. Спрос на них неэластичный.

4. Степень насыщения потребителя. Если потребитель вполне удовлетворен количеством располагаемого товара, например, имеет один магнитофон, то следующий магнитофон он приобретет при значительном снижении цены. Если на рынке появляется товар с новыми качественными характеристиками, то даже незначительное снижение цены может вызвать существенное увеличение спроса на него.

5. Фактор времени. Спрос более эластичен в долгосрочном перио­де. Краткосрочная эластичность спроса чаще всего оказывается мень­ше долгосрочной. Объективность данной ситуации заключается в необ­ходимости, при росте цен на некоторые товары (например, нефть), некоего периода времени для подбора заменяющих вариантов. Например, энергетический кризис 70-х гг. привел к росту цен на нефть приблизитель­но в 10 раз. Однако спрос на нефть не сократился в той же пропорции. Только спустя некоторое время спрос на нефть на мировом рынке стал постепенно снижаться. В данном случае речь идет даже не о замещении нефти другим энергетическим сырьем, а об экономии нефти, сокраще­нии затрат нефти на единицу ВНП. Таким образом, по мере удаления во времени от момента роста цены эластичность спроса на данную продукцию повышается. [3, с. 63-64]

5. Ответ на вопрос к заданию

Выбрать и охарактеризовать две позиции, противоположные по эластичности.

Эластичность на:

1.               авиабилеты

2.               дорогие украшения

3.               соль

4.               продукты питания

5.               хлеб

6.               дорогая мебель

7.               дешевая мебель

8.               дорогие вина

9.               телевизоры

10.          мобильные телефоны

Соль. На этот вид продукции наблюдается крайне неэластичный спрос, это связанно с тем, что соль является неотъемлемым продуктом питания, к тому же заменителей соли очень мало и как бы сильно не менялась цена на данный вид продукции, спрос будет изменяться не так сильно, т.е. Ер<1.

Мобильные телефоны. Этот вид продукции относится к неэластичному спросу. Мобильные телефоны не являются предметами первой необходимости, без них возможно прожить, тем более, что для большинства людей – это всего лишь игрушка или удобство от покупки которого можно отказаться в случае повышения цен на данный вид продукции, т.е. Ер>1

Список литературы

1.     Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: Микро- и макроуровень: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 404 с.

2.     Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманитарный издательский ццентер. Владос, 2001. – 520с.

3.     Семинихина В.А. Микроэкономика: Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирский институт финансов и банковского дела, 2000. 203 с.

4.     Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа Норма-инфра, 1999. – 572с.

5.     Макконнелл Кэмпбелл Р, Брю Стенли Л. Экономикс: проблемы и политика. В 2 т.: Перевод с английского 11-го изд. Т.2. - М.: Республика, 1992. – 400с.