Содержание

1. Понятие электронной торговли. 3

2. Юридические аспекты электронных платежей. 4

3. Правовое обеспечение электронной торговли. 9

4. Организация правовой работы в торговой сфере. 15

Список использованной литературы.. 23

1. Понятие электронной торговли

Часто происходит путаница двух базовых понятий: e-коммерции и e-бизнеса.

Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес (e-бизнес) - преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет технологий.

Таким образом, e-бизнесом мы называем любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.

Внутренняя организация компании на базе единой информационной сети (интранет), повышающей эффективность взаимодействия сотрудников и оптимизирующей процессы планирования и управления; внешнее взаимодействие (экстранет) с партнерами, поставщиками и клиентами - все это составные части e-бизнеса.

Электронная коммерция является важнейшим составным элементом e-бизнеса. Под электронной коммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей.

К "электронной торговле" в широком смысле (сфере цифрового хозяйства) относятся:

-     глобальный электронный маркетинг, в том числе продвижение традиционных товаров и услуг. Интерактивность (способность к диалогу) средств массовой коммуникации уже сегодня изменяют парадигму рекламного дела и исследований рынка;

-     "электронная коммерция" в узком смысле, предполагающая торговлю "неосязаемыми" товарами, которые могут передаваться в цифровой форме и/или оплата которых может производиться в цифровой форме. К таким товарам относится информация в текстовой, графической или звуковой форме;

-     "удаленные услуги". Многие услуги, связанные с консультированием, юридической и бухгалтерской поддержкой и пр. могут оказываться на расстоянии;

-     "дистанционная работа". В сфере нематериального производства становится возможной организация "распределенных офисов", в которых совместно работают люди, находящиеся в различных помещениях, городах, и даже странах.

Эти элементы цифрового хозяйства, генерируя все большую часть совокупного всемирного продукта, могут, в конце концов, привести к значительному изменению существующего делового окружения. Особую роль может сыграть тот факт, что накладные расходы на коммуникацию по каналам современных сетей цифровой связи (прежде всего, сообщества Internet) очень незначительны, и, как следствие, глобальные рынки открываются для малого и среднего бизнеса, что может радикально повысить конкурентность и разнообразие предложения на ряде рынков.

Формы электронной торговли

Экономическая деятельность, осуществляемая через Интернет, в основном можно классифицировать по четырем направлениям: "Предприятие - Предприятие" (B2B), "Предприятие - Потребитель" (В2С), "Потребитель - Потребитель" (С2С) и "Потребитель-Предприятие" (С2В). Такая систематизация позволяет более точно оценить преимущества и сложности электронной торговли для адекватной реакции.[1]

2. Юридические аспекты электронных платежей

Гражданское законодательство и арбитражная практика Российской Федерации в принципе допускает фиксацию заключения договоров с помощью средств ЭВМ, а также использование в качестве доказательств документов, подготовленных с помощью этих средств. Вместе с тем согласно нормам требуется для этого и соблюдение особых правил и процедур, предусмотренных законом.

Что касается расчетов, то требования к оформлению платежных документов (п.2.1 раздела 2 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации) ориентируют на их строго бумажный характер, более того – на первые экземпляры подлинников бумажных документов. В силу последнего обстоятельства применение средств электронно-вычислительной техники, в принципе допускаемое Положением, является недостаточно эффективным. Отсюда назрел вопрос о принятии специального законодательного акта либо нормативного акта Банка России, регулирующего электронные переводы типа Общего положения об электронных платежных операциях. Отсутствие такого акта препятствует довольно широко развернувшемуся внедрению электронных расчетов, особенно на основе корреспондентских договоренностей. Уровень развития правовой базы электронных платежей отстает от технического уровня платежей и должен быть как можно скорее подтянут до уровня последнего. Важно, чтобы данный акт вступил в силу до полномасштабного внедрения электронного перечисления средств. Определенные рекомендации по рассматриваемой проблеме даны российскими учеными и практиками. Добровольческий корпус по оказанию финансовых услуг (FSVC) по просьбе Банка России также подготовил соответствующий документ “Содействие укреплению правовой основы электронных платежей в России”, в котором на основе анализа соответствующей ситуации в России даны предложения, касающиеся общих, процедурных вопросов и принципов регулирования электронных платежных операций.

Основное содержание рекомендаций и предложений сводится к следующему.

1.                   Общее положение об электронных платежных операциях должно содержать свод общих принципов для всех участников: коммерческих банков, корпоративных и индивидуальных банковских клиентов, правительственных учреждений и подразделений самого Банка России. Эти принципы должны включать: право сторон производить электронные расчеты, условия для соглашения об электронных платежах и возможности их изменения сторонами; важнейшие функциональные требования, предъявляемые к платежным службам, включая интерфейсы с рынками ценных бумаг, валютными и другими финансовыми рынками, рамки надзора и регулирования, определяемые законодательством, нормативными актами и договорными обязательствами заинтересованных участников по безопасности и надежности расчетных систем.

2.                   Требуется определить степень надежности системы защиты электронного документа и цифровой (электронной) подписи, а также единой системы (совместных систем) коммутации взаимных сообщений о проведенных операциях. Иначе говоря, необходимо указать точные технические параметры, которым должна соответствовать защищенность документов и средств коммутации. Указ Президента РФ “О мерах по соблюдению норм обработки, производства и использования кодированных сообщений и процедур кодирования”. Согласно указу правительственные структуры или предприятия могут использовать кодированные сообщения, в том числе криптографические, для установления аутентичности сообщения (например, электронной подписи), и меры защиты для хранения, обработки, передачи информации только при наличии удостоверения, полученного от ФАПСИ. Запрещается обработка поручений предприятиями или организациями, которые используют упомянутые технические и кодировальные процедуры без удостоверения, выданного ФАПСИ. Центральный банк Российской Федерации и ФАПСИ, в свою очередь, должны принять необходимые меры по отношению к коммерческим банкам Российской Федерации, которые отказываются использовать системы защиты для хранения, обработки и передачи информации в своих сообщениях, направляемых подразделениями Банка России.

3.                   Положение должно регулировать определенные аспекты взаимоотношений между банками и их клиентами. В противном случае, если между сторонами, осуществляющими электронный перевод средств, нет соглашения, их взаимоотношения будут существовать в правовом вакууме. Вместе с тем Положение должно позволять банку и его клиенту соглашаться об иных правилах.

4.                   Помимо правил, регулирующих права, обязательства и ответственность сторон, участвующих в электронных расчетах, Центральному Банку следует рассмотреть возможность разработки основных принципов для коммерческих банков и расчетных центров, которые участвуют в крупных перечислениях рублевых средств через систему электронных платежей для установления надежности различных участников и сведения к минимуму опасности системного риска, когда в результате неуплаты одним банком не будет произведен расчет по всей системе.

5.                   В документе целесообразно изложить общие правила применения дебетовых и кредитовых переводов, определив их понятия, содержание используемых платежных инструментов и описание действий по их исполнению, права и ответственность эмитентов(отправителей) документов, банков и Банка России, правомочность банка позволять клиенту иметь овердрафт на его счете в банке или отказывать в выполнении поручения, которое может привести к овердрафту.

Предлагается издать: закон о документах в электронный форме; правила предоставления доказательств (например, что является оригинальным документом); конкретные случаи, когда платежи являются окончательными; порядок разрешения споров через суд или арбитраж, включая срок обжалования при проблемных ситуациях.

Советом Директоров Банка России была утверждена “Стратегия развития платежной системы России на среднесрочную перспективу до конца столетия”. В ней поставлена цель – создание в России автоматизированной системы расчетов, работающей преимущественно в режиме реального времени. Определены и Главные составляющие достижения этой цели. Но и сегодня выполнено главное. Не решен главный вопрос: нет специального законодательного акта, регулирующего электронные переводы денежных средств. Арбитраж и сегодня еще пользуется Инструктивными указаниями 1979 года при рассмотрении доказательств перевода денежных средств с помощью электронно-вычислительной техники.

Группа депутатов Госдумы РФ внесла в Госдуму проект Закона об информатизации банковской системы с использованием мировой информационной системы Интернет. Целью этого закона является создание правовых предпосылок для информатизации российской банковской системы с использованием мировой информационной сети Интернет, превращения ее в среду высоконадежной коммерческой деятельности. Принятие такого Закона должно будет создать предпосылки для широкой информатизации всей России. В нем также предусмотрены меры по предупреждению неправомерных и преступных действий через систему Интернет. Так, в статье 14 прямо указывается, что, так как Интернет является незащищенной сетью, то и использовать его для межбанковских денежных коммуникаций запрещается. Межбанковские электронно-денежные коммуникации должны осуществляться по отдельной специализированной электронной сети, куда вход посторонним полностью запрещен. А для создания и функционирования специализированной электронной банковской сети должен быть принят самостоятельный Закон.

В качестве единственной допустимой технологии в осуществлении платежей по Интернет проект Закона допускает технологию платежного поручения, которое плательщик выдает своему банку.

В периодической печати проект Закона подвергнут острой критике. Журналисты усердно доказывают вред допуска Интернета для банковских операций. Вопрос, конечно, интересный и сложный, так как вся деятельность в электронной сети основана на доверии. Как специалист одного из подразделений Банка России, непосредственно связанный с техническим и информационным обеспечением реализации электронной системы расчетов могу выразить свое отношение к данной проблеме. Несомненно, полностью отказываться от использования хорошо развитой инфраструктуры сети Интернет было бы неразумно. И здесь необходимо сбалансированно использовать ее возможности с учетом интересов безопасности прохождения платежей. Скажем, на этапе передачи КО платежного поручения РКЦ вполне можно использовать сегменты сети Интернет. И в настоящее время этот вопрос обсуждается предметно. К сожалению, проект Закона в Госдуму внесен, но его принятие задерживается. Этому есть и объективные объяснения – такие, как и тяжелое состояние всей экономической системы страны после кризиса 1998 года. Однако именно сейчас представляется возможным вернуться к его обсуждению и принятию. Но и без разработки такого Закона, принятия его Думой, Советом Федерации, Президентом дело с места не сдвинется.[2]

3. Правовое обеспечение электронной торговли

Электронная торговля регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи", Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, регулирующими предпринимательскую деятельность, а также соглашениями сторон.

Расчеты в электронной торговле осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

Особенности использования электронных сообщений при проведении конкурсов на поставку товаров и услуг для государственных нужд устанавливаются федеральным законом.

Совершение нотариальных действий в электронной торговле производится в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате.

“Электронная коммерция” в юридическом смысле охватывает все виды отношений, связанных с заключением в компьютерной форме следующих международных и внутренних сделок (но не ограничивается ими):

-   куплю-продажу

-   поставку

-   соглашение о распределении продукции

-   торговое представительство или агентство

-   факторинг

-   лизинг

-   проектирование

-   консалтинг

-   инжиниринг

-   инвестиционные контракты

-   страхование

-   соглашения об эксплуатации и концессии

-   банковские услуги

-   совместную деятельность

-   другие формы промышленного и делового сотрудничества, такие, например, как перевозку грузов и пассажиров воздушным, морским и международным транспортом.

Число совершаемых таким образом сделок растет. Согласно последней статистике, представленной федеральной комиссией по торговле США, объем торговли с использованием Internet в настоящее время в Соединенных Штатах удваивается каждые сто дней. Электронная коммерция требует использования правовых норм, которые способствовали бы развитию глобального и открытого рынка. Необходимы унификация законодательства и упрощение правил и процедур, применяемых в различных странах, что требует сотрудничества бизнес-структур и государственной власти. Сегодня можно отметить неразвитость в целом или фрагментарность таких норм, что является препятствием для успешного функционирования электронной коммерции.

 В России право только начало приспосабливаться к новым технологическим формам предпринимательства. В подобных условиях возможно и даже целесообразно применение традиционных общих положений законодательства наряду с созданием новых специальных правовых институтов и процедур.

 На какие нормы действующего законодательства уже сейчас может опираться российская юридическая практика электронной коммерции?

1. Электронный документ в целом представлен в “Законе об информации, информатизации и защите информации”, а также в “Законе об участии в международном информационном обмене”. Здесь фигурируют такие понятия, как “документ”, или “документированная информация”, и “информационная система”. Понятие “документ” означает зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. “Информационная система” – это организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и методов обработки, в том числе с использованием средств вычислительной техники. По смыслу ст.5 “Закона об информации” данные (информация), полученные, хранимые, обрабатываемые и передаваемые с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, могут признаваться в качестве документов, имеющих юридическую силу. Юридическая сила таких документов подтверждается электронной подписью.

2. Электронная форма сделки получила правовое признание в современном гражданском законодательстве (п.2 ст.434 ГК РФ), которое, называя способы заключения договоров в письменной форме, указывает, что договор может быть заключен также путем обмена документами посредством «телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору». Таким образом, российский Гражданский кодекс признает и иные варианты письменной формы договора, нежели традиционные документы на бумажном носителе, содержащие собственноручные подписи сторон. Перечень используемых при заключении договора технических средств, содержащийся в названной выше статье ГК, включает электронно-вычислительную технику.

3. В российском законодательстве (в «Законе об информации, информатизации и защите информации» и ГК РФ) присутствует и понятие «электронная подпись». При заключении коммерческих договоров она должна осуществлять следующие юридические функции:

-   указывать, кем подписан документ или сообщение, и быть сложной для воспроизводства любым другим, не уполномоченным на то лицом;

-   идентифицировать то, что подписано и делать нецелесообразным подделку или изменение – без возможности выявления – как подписи, так и подписанного;

-   исполнять процедурную роль, т.е. символизировать выражение воли стороны по сделке: одобрение, разрешение и т.д., что подтверждает юридическую действительность сделки.

В электронной коммерции процедуры создания и проверки подписи юридически являются гарантией подлинности и действительности договорных обязательств, а также защитой от их одностороннего изменения или расторжения.

Российское законодательство в настоящее время распространяет определение электронной подписи на связанные с сообщением символы, коды, пароли и т.д. Они могут рассматриваться как подпись, если они исполнены или приняты сторонами по взаимному соглашению и с явным намерением подтвердить подлинность написанного. В соответствии с ч.2 ст. 160 кодекса при совершении сделок допустимо использование электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи. [3]

Данная норма Гражданского кодекса обрела толкование в рекомендациях Высшего арбитражного суда Российской Федерации (Письмо от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587): в случае, когда стороны изготовили и подписали договор с помощью электронно-вычислительной техники, в которой использована система электронной подписи, они могут представлять в арбитражный суд доказательства по спору, вытекающему из этого договора, также заверенные электронной подписью. Если же между сторонами возник спор о наличии договора и других документов, заверенных электронной подписью, арбитражный суд должен запросить у сторон выписку из договора, в котором указана процедура порядка согласования разногласий, с указанием того, на какой стороне лежит бремя доказывания тех или иных фактов и достоверности подписи. C учетом этой процедуры арбитражный суд проверяет достоверность представленных сторонами доказательств. При необходимости арбитражный суд вправе назначить экспертизу по спорному вопросу.

Необходимо, однако, указать на содержащиеся в законодательстве противоречия. Так, в соответствии с п. 2 ст. 5 «Закона об информации, информатизации и защите информации» документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством РФ, а вовсе не только договоренностью сторон.

4. Электронные расчеты представляют собой составную часть электронной коммерции. Финансовый рынок активно использует для заключения сделок в России электронный обмен данными на базе всевозможных телекоммуникационных систем – частных и государственных (платежная система Банка России). Электронные расчеты регулируются как общим гражданским законодательством, так и специальными актами ЦБ РФ. В первом случае возможно, например, использование ст. 847 ГК РФ, согласно которой договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

В настоящее время в Банке России создается система расчетов, работающая преимущественно в режиме реального времени, которая позволит участвовать не только в расчетах внутри страны, но и в международных платежных системах. Создание системы расчетов в режиме реального времени даст возможность в ближайшем будущем отказаться от использования бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами. Для этого предстоит разработать нормативную базу использования электронных документов при осуществлении расчетов, в том числе правила использования электронной подписи, обеспечить разработку во взаимодействии с ФАПСИ сертифицированных программных средств защиты электронных документов. В качестве примера действующих специальных норм можно привести:

-   Положение ЦБ РФ от 12 марта 1998 года №20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России»

-   Письмо ЦБ РФ от 02 июня 1998 года №122-Т «О перечне договорных условий при обмене электронными документами»

-   «Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, осуществляемым с их использованием» от 09 апреля 1998 года.

Необходимо иметь в виду, что большая часть отношений между участниками электронной коммерции не имеет специально адресованных им правовых моделей. В указанных случаях следует пользоваться общими нормами гражданского законодательства. К примеру, ст. 421 ГК РФ, в соответствии с которой стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

К правоотношениям, предметом которых являются, например, цифровые деньги, представляется возможным применить правила ГК о предварительном договоре (ст. 429) или о договоре в пользу третьего лица (ст. 430).

В настоящее время большинство правовых вопросов, связанных с применением современных средств передачи данных, на практике регулируются путем заключения между сторонами особого типового соглашения «Об электронном обмене данными или об использовании электронного документооборота», что соответствует положениям ст. 427 ГК «Примерные условия договора».

Тем не менее, в ряде российских законодательных актов сохраняются в настоящее время предписания об использовании традиционных бумажных документов (вексельное законодательство). Как и на международном рынке, такие соображения являются юридическими барьерами для электронной коммерции в России и интеграции ее в глобальный электронный рынок.

На международном уровне уже присутствует понимание того, что в связи с глобальным характером «on-line economy» законодательство должно быть сведено к минимуму, стать последовательно международным и прозрачным, соответствовать четко обозначенным целям, обеспечивать доверие, эффективность и унифицированные правила поведения. Глобальный и разветвленный характер экономики в реальном времени делает невозможным ее регулирование каким-либо правительством или органом. Как результат - предпочтителен метод саморегулирования. 29 июня 1998 года в Брюсселе было предложено создать наблюдательный совет представителей бизнеса всех регионов мира, обеспечить т.н. глобальный бизнес-диалог в данной области, который должен быть настроен на предложение ясных и конкретных решений, а также на разработку правил или кодексов поведения, относящихся к нормам саморегулирования в бизнесе, которые целесообразно формировать с учетом консультаций с правительствами государств и международными организациями.[4]

 

4. Организация правовой работы в торговой сфере

B конце прошлого года американские Интернет-проекты были озабочены одним: доказать своим инвесторам, что дела не так уж и плохи и что на Интернет-торговле с конечным потребителем рано ставить крест. Они рассчитывали, что сезон рождественских распродаж позволит им существенно улучшить свои финансовые показатели. Как видно из отчетов, удалось это немногим. Большинство торговых сайтов потерпели сокрушительное поражение. В чем причины и в каких цифрах оцениваются потери?

Американские консультанты протестировали один из сайтов, и пришли в ужас: 70% посетителей не смогли совершить покупку из-за сложных и неудобных систем регистрации и поиска. Спросив владельца сайта, каким образом проверялся на удобство пользования его клиентский интерфейс, консультанты услышали: «Мы попросили оценить сайт наших сотрудников – людей, профессионально связанных с Интернетом, знакомых с передовыми технологиями обслуживания клиентов и новейшими веяниями в области веб-дизайна». После того, как были учтены замечания «рядовых» посетителей сайта, уже 80% пользователей смогли без особых проблем совершить покупку.

Получив эти данные, консультанты решили протестировать ведущие сайты, продающие потребителям модную одежду, книги, компакт-диски, электронику и игрушки. Результаты оказались неутешительными для владельцев Интернет-магазинов Америки: 43% попыток совершить покупку оказались неудачными. Если соотнести эту цифру с объемом покупок в рождественские праздники, то можно посчитать, что электронные магазины мира потеряли сумму не менее $14 млрд.

Конечно, объемы Интернет-торговли в России не те, что в США. Если объем рынка В2В, по прогнозам, только к 2005 году достигнет $500 млн., то, в соответствии со среднемировым соотношением секторов межкорпоративных продаж и продаж конечному пользователю, российский рынок В2С в том же 2005 году составит примерно $125 млн. То есть, если ориентироваться на данные «Эксперта», рынок для Интернет-магазинов в России можно оценить максимум в $15 млн. по самым оптимистичным прогнозам. Однако американские консультанты на основе своих исследований ведущих сайтов предлагают рецепты, которые позволят поднять продажи минимум на 20% (а это для российских Интернет-продавцов составит порядка $3 млн. в год!).

Среднее соотношение количества посетителей сайта с количеством людей, совершивших на нем покупку, по данным The Boston Consulting Group, одинаково для всего мира и составляет 1,8%. Из этого следует, что при посещаемости торгового сайта в 1000 человек в день его владелец вправе рассчитывать на 18 покупателей. Если их нет – значит, плохо организовано виртуальное торговое пространство и самое время воспользоваться рекомендациями американских консультантов.

Специалисты BCG рекомендуют предпринять специальные усилия для того, чтобы повысить соотношение посетители/покупатели хотя бы на 10% (до 2%). Напомню, что для России это будет означать повышение оборотов Интернет-магазинов на $1,5 млн в год. Ключевой проблемой, по мнению BCG, является максимальная простота оформления заказа и платежа. Если мы сумеем воспользоваться хотя бы частью советов американских специалистов, то пессимисты будут посрамлены. И Россия сможет переместиться с 15 строчки рейтинга стран в наиболее быстро растущей Интернет-экономикe на двенадцатую. А объем рынка вырастет на $3 млн. Есть за что побороться.

 Для того чтобы более четко представлять себе место, которое компания может занять в сфере электронной коммерции, рассмотрим приведенную ниже схему. Компания может производить широкий спектр товаров, от газа и нефти до программного обеспечения, либо быть монопродуктовой. Далее рассмотрим такой показатель, как покупательная способность компании определенной отрасли, она либо высокая, либо низкая. Один из возможных сценариев следующий: если компания производит много видов товаров, то имеет смысл создать sell-сайт, который будут использовать покупатели продукции. В качестве примера можно привести компанию Cisco, восемьдесят четыре процента продаж которой осуществляются при помощи Интернета.

В случае если у компании очень высокая покупательная способность, она создает buy-сайт. Этот вариант используют такие компании, как General Motors, Ford, Chrysler в США. Их доля в общем объеме бизнеса в США составляет в настоящее время семьдесят восемь процентов. Используя возможности Интернета, эти компании способствуют росту эффективности сделок со своими поставщиками.

Альтернатива для остальных участников рынка - электронные торговые площадки. Компания может не производить большого ассортимента товаров, но обладать достаточно высокой покупательной способностью и стать участником вертикального электронного рынка. А если у нее большой разброс направлений деятельности, таких, как, например, транспортные услуги, финансовые услуги или что-то еще, ей необходимо нацеливаться на участие в горизонтальном электронном рынке.

Создавая рынок, компания может пойти несколькими путями. Во-первых, можно создать пул, собрав голоса потенциальных участников. С этой целью проводятся исследования крупных компаний; если идея им понравится, они станут участниками создаваемого рынка. Другой вариант, когда несколько компаний, например General Motors, Chrysler, Ford, образуют единый товарный рынок и предлагают присоединиться к нему еще одной компании, скажем Volkswagen. Третий вариант - создание рынка "с нуля", ведь рынков для многих товаров, например пластмассы, раньше просто не существовало.

А должны ли все так уж стремиться работать на новых рынках? Даже американские консультанты считают, что во многих отраслях электронная торговля еще долго не будет занимать значительной доли рынка. В конечном счете эффективность использования электронной площадки зависит от отрасли, от вида производственной деятельности. Если копания производит предметы потребления, то ценовое давление рынка на компанию намного выше, потому что товары взаимозаменяемы. Другой пример: издержки процесса, например, в отраслях сферы обслуживания просто огромны, они достигают сорока процентов. Такие компании смогут значительно сэкономить на издержках при покупке, используя электронную торговлю. Вместе с тем, они могут процветать и не используя B2B, продолжая работать по старой схеме, и действительно будут находить поставщиков, которые предложат им выгодную цену. Они скажут: "Американская экономика неэффективна, потому что она тратится на интернет-технологии", - и все останется по-прежнему.

Но мы уже сейчас наблюдаем потрясающие перемены в способах ведения бизнеса, видим появление новых бизнес-стратегий. Компании должны быть в состоянии очень быстро менять направление своего бизнеса. Если они смогут это делать, то получат значительные преимущества. Раньше, чтобы начать работать, мне необходимо было найти поставщиков, чем занимался маркетинговый отдел, около сотни человек. После того как поставщики были найдены, я вел с ними переговоры. Параллельно такое же сотрудничество шло с фирмами, занимающимися дизайном, обеспечивающими распространение. Производство всегда сопровождали тысячи подобных процессов.

Сейчас, если у предприятия возникают трудности с поиском поставщиков, оно может использовать Интернет. В настоящее время через него можно осуществлять уже до пятидесяти процентов подобных сделок, а в течение следующих четырех лет можно полностью переключиться на этот рынок. Что это значит? Традиционный, привычный способ работы с одними и теми же поставщиками, дистрибуторами, розничными торговцами полностью изменится. Если другая компания предложит товар по более выгодной цене, предприятие будет покупать у нее, электронный рынок позволяет ему это сделать, покажет множество поставщиков, у которых товар дешевле. В следующий раз, когда предприятию вновь понадобится что-то купить, оно в течение суток найдет третьего, четвертого поставщика, которые за это время успеют перестроить свою работу так, чтобы предложить предприятию еще более выгодные условия и цены.

 Между тем массовый переход к электронной торговле вызывает опасения за судьбу рынков. И многие опасаются, не приведет ли одновременный выход на единый рынок большого числа участников, не сдерживаемых административными границами, к значительным колебаниям цен и, соответственно, прибыли компаний - участниц рынка?

Но ведь и скорость совершения сделок значительно возрастет, увеличится их количество, так что и прибыль компаний будет расти. И чем дальше, тем больше прибыль, получаемая компанией в условиях новой бизнес-среды, будет зависеть от ряда факторов. Первый - снижение товарных издержек, затрат на покупаемые товары. Второй - снижение издержек на процесс совершения самой сделки, что, кстати, дает больше, чем экономия на затратах на продукты. Предприятие экономит, отказываясь от услуг посредников по поиску партнеров, затрат на ведение переговоров с ними, заключение сделок с ними, заключаю сделку исходя из прямого предложения, сделанного через Интернет. Третий - снижение так называемых перспективных издержек, потому что упрощается процесс взаимодействия компаний с другими компаниями, и им не нужно будет использовать длинную цепь посредников, через которую производитель вынужден взаимодействовать с дистрибуторами, поставщиками, розничными торговцами.

Электронный рынок позволяет с наименьшими затратами согласовать эффективность деятельности всей цепочки поставщиков. Если предприятие доверяет своему заказчику, а он - своему, вместе они могут создать товар, который будет иметь спрос. То есть они смогут спрогнозировать спрос на товар и, следовательно, производить только то, что будет куплено. Таким образом, автоматизация процесса покупки позволит значительно увеличить прибыль, а значит, и годовой доход.

Еще одно опасение, касающееся перспектив электронной торговли, связано с вероятной монополизацией некоторых глобальных рынков особо крупными игроками, которые будут диктовать свои условия не только остальным компаниям, но и целым странам.

Но нужно подчеркнуть, что только крупные компании, имеющие высокую покупательную способность, могут добиваться низких цен, в то время как все остальные не в состоянии это делать. Но электронная коммерция помогла, например, всем больницам в Европе избежать такой опасности. Они создали общий электронный рынок, и теперь европейские клиники могут покупать наркотические вещества там, а не у крупных фармацевтических компаний, таких, как Johnson & Johnson, по их жуткой цене.

Крупным компаниям намного проще самим создать электронную площадку, через нее оказывать давление на более мелких покупателей и одержать победу. Маленьким компаниям создание таких площадок помогло бы больше, но сегодня они этого сделать не могут.

Новейшие технологии, в частности EDI (Electronic Data Interchange, прямой обмен данными между прикладными системами разных компаний, например системами управления производством, складского учета, бухгалтерии. - "Эксперт"), используют сейчас только два процента компаний. Почему? Есть несколько причин, и наиболее важная - их дороговизна. Высокая цена технологий объясняется прежде всего тем, что их разработкой занимаются в основном частные компании. Второй причиной является необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками в данной области. И наконец, необходимо помнить, что, если предприятие захочет установить, например, EDI, ей понадобятся на это месяцы, и с этих пор оно не смоет уже ничего изменить.

Все вышеперечисленное создает пользователям технологий определенные трудности. Но их необходимо преодолеть, если компания хотите работать в области B2B. А в условиях свободной конкуренции использование технологий компаниями неизбежно, и, если соответствующие технологии будут наедены, это сделает бизнес-процессы легко осуществимыми, доступными, безопасными. И поможет изменить способ ведения бизнеса. Однако серьезные изменения произойдут лишь тогда, когда новые технологии смогут применять все. Конечно, они будут работать, даже если их используют всего два процента компаний, присутствующих на рынке, но нужны технологии, которые применялись бы всеми.

Но не все так мрачно. Процветание и прибыли, для кого-то ставшие недосягаемым идеалом, вполне реальны. Нужно только знать, как получить их. Специалистами разработаны стратегии электронной торговли, способные привлечь сетевых покупателей товаров и услуг, и тем самым привести компанию к успеху. Есть критерии оценки эффективности электронной фирмы, по которым можно судить о ее жизнеспособности. Определены и типы электронных компаний, которым суждено уцелеть в жесткой конкурентной борьбе.

 На заре электронной торговли был выдвинут постулат, вскоре ставший классическим: "Торговля станет лучше, быстрее, дешевле, ...но из этих трех желаемых характеристик вы можете выбрать только две".

 Это значит, что если вы хотите быстро и качественно работать в области электронной торговли, цена ваших товаров будет высока. Если предпочтете качественное и дешевое исполнение заказов, время доставки возрастет. Если же вам больше нравится быстрая и дешевая работа, при этом всегда будет страдать качество обслуживания ваших клиентов.

 Любая модель электронной торговли должна позволить компании использовать Интернет, чтобы:

-               распространять информацию и услуги быстрее, чем посредством каких-либо других маркетинговых каналов;

-               значительно снижать трансакционные издержки по сравнению с другими каналами распределения;

-               обеспечить реальную доступность товаров и услуг 7 дней в неделю, 24 часа в сутки (конечно, далеко не каждый станет заказывать что- либо в три часа утра, но если кому-нибудь все-таки придет в голову, этот потенциальный покупатель очень огорчится, если ваш сайт не сможет тут же удовлетворить его желание);

-               позволять покупателям найти именно те товары, которые им нужны, с помощью новейших технологий поиска, устраняющих необходимость в дорогостоящем торговом персонале;

-               наконец, делать все это без задержек и ошибок, свойственных посредникам.

 Шло время, и электронные компании с удивлением стали обнаруживать, что у них появляются конкуренты, для которых соблюдение всех трех условий одновременно не является проблемой. И, что даже более важно, партнеры и потребители стали ожидать от электронных компаний именно удовлетворения всем трем критериям. Фирмы нового образца постепенно стали стандартом электронной компании, и стало понятно, что качество сервиса, его скорость и относительная дешевизна теперь неотделимы друг от друга и являются обязательными атрибутами электронной торговли.

 Лидеры электронной торговли должны предлагать товары и услуги совершенно нового типа в рамках своей отрасли, чтобы выгодно отличаться от конкурентов.

 Выиграет больше всех тот, кому удастся первым найти верное новаторское решение, выводящее его компанию на принципиально новый уровень электронной торговли.[5]

 

Список использованной литературы

1.                   Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г.)

2.                   Гуров В. В. Интернет для бизнеса. - М.: Электронинформ, 2004.

3.                   Копылов В.А. Коммерческое право. - М.: Юристъ, 2004.

4.                   Рассолов М.М. Электронная торговля. – Спб.: Нева, 2005.

5.                   Тихомиров Ю.А. Коммерческое  право. – М.: Юристъ, 2004.


[1] Рассолов М.М. Электронная торговля. – Спб.: Нева, 2005. – С. 24

[2] Копылов В.А. Коммерческое право. - М.: Юристъ, 2004. – С. 217

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ

[4] Гуров В. В. Интернет для бизнеса. - М.: Электронинформ, 2004. – С. 91

[5] Тихомиров Ю.А. Коммерческое  право. – М.: Юристъ, 2004. – С. 185