Содержание

1. Инвестиционный проект: понятие, состав, значение. 3

2. Стадии развития инвестиционного проекта. 8

3. Проблемы и перспективы инвестиционного проектирования. 15

Список литературы.. 19

1. Инвестиционный проект: понятие, состав, значение

 Для ускорения принятия инвестором решения о том вкладывать ли средства в то или иное предприятие необходимо составлять инвестиционный проект, определяющий цель, к которой стремится фирма, стратегию предпринимательской деятельности в совокупности со сроками достижения цели.

 Проектный анализ - методология, позволяющая оценивать финансовые и экономические достоинства проектов, альтернативных путей использования ресурсов с учетом их макро- и микроэкономических последствий. Инвестиции - это не столько вложения в проект, сколько в людей, способных реали­зовать этот проект. Инвестициям предшествуют длительные исследования, и они сопро­вождаются постоянным мониторингом состояния предприятия, где основной направленностью реализации инвестиционного проекта является финансовая политика фирмы.

 Инвестиционный проект представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами, правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). В зависимости от конкретного вида реального инвестирования фирма формулирует требования, предъявляемые к разрабатываемому инвестиционному проекту. Для таких форм инвестирования, как замена оборудования или приобретение отдельных видов нематериальных активов, т.е. для форм инвестирования, которые не требуют больших финансовых вложений и финансируются только за счет собственных средств фирмы, инвестиционный проект является внутренним документом. Такой проект, как правило включает в себя сокращенный перечень разделов и показателей, при этом в обязательном порядке рассматривается цель осуществления инвестиционного проекта, его основные параметры, объем необходимость финансовых ресурсов, а также показатели эффективности данного инвестиционного проекта и календарный план его осуществления. В случае осуществления таких форм реального инвестирования, как новое строительство, реконструкция, которые требуют большого объема финансирования и для осуществления которых привлекают внешние источники финансирования, перечень требований к инвестиционному проекту значительно возрастает. Поскольку это связано с привлечением внешнего финансирования, инвестор или кредитор должен иметь полное представление об инвестиционном проекте, в финансировании которого он принимает непосредственное участие. В этом случае инвестиционный проект включает в себя стратегическую концепцию инвестирования, основные показатели маркетинговой, экономической и финансовой результативности, объемы необходимых финансовых ресурсов, сроки возвратности средств, дополнительно привлеченных из внешних источников.[1]

Таблица 1. Основные разделы инвестиционного проекта

1.

Краткая характеристика инвестиционного проекта

2.

Основная идея проекта

3.

Анализ рынка и концепции маркетинга

4.

Обоснование объемов материальных ресурсов, необходимых в процессе реализации инвестиционного проекта

5.

Характеристика технических основ реализации проекта

6.

Месторасположение проекта

7.

Организация управления

8.

Необходимые трудовые ресурсы

9.

График реализации проекта

10

Характеристика финансового обеспечения проекта и оценка его эффективности

 

Таким образом, инвестиционный проект позволяет в первую очередь предпринимательской фирме, а затем и внешним инвесторам всесторонне оценить ожидаемую эффективность и целесообразность осуществления конкретных реальных инвестиций. В соответствии с рекомендациями ЮНИДО инвестиционный проект должен содержать определенный перечень основных разделов (Таблица 1).[2]

Краткая характеристика этапов инвестиционного проекта позволит проанализировать и выявить основные этапы выполнения в зависимости от финансовой политики фирмы.

 Любой инвестиционный проект начинается с краткой его характеристики, фактически данный раздел является обобщающим и разрабатывается, как правило в последнюю очередь, после того как подготовлены все остальные разделы. Характеристика проекта включает в себя перечень всех ресурсов, в том числе финансовых, необходимых для реализации проекта, сроки реализации проекта и возврата денежных средств, а также оценку экономической и финансовой эффективности проекта и его социальной значимости. Основным аспектом в этом пункте инвестиционного проекта является то, что в финансовая политика фирмы заключается прежде всего в собственном развитии, расширении производственной, либо другой сферы своей деятельности. Конечно этот этап самый важный и включает в себя все существующие расходы, затраты, также прогнозируемые доходы и возможность окупить расходные статьи проекта.

 Второй пункт инвестиционного проекта рассматривает наиболее важные параметры анализируемого проекта, которые служат определяющими показателями для его реализации, как правило, здесь же приводится характеристика инициатора инвестиционного проекта.

 В следующем разделе инвестиционного проекта отведенному анализу рынка и концепции маркетинга, приводятся результаты анализа потенциала рынка, а также результаты маркетинговых исследований, предметами которых служат: спрос и предложение, существующие цены, сегментация рынка, эластичность спроса, основные конкуренты. Рассматривается выбранная концепция маркетинга, которая будет использоваться при реализации данного инвестиционного проекта, т.е. фактически программа удержания продукции или услуги на рынке. Обеспечение объемов материальных ресурсов, необходимых в процессе реализации инвестиционного проекта, включает в себя классификацию используемых видов сырья и материалов, объем потребности в них на всех этапах и стадиях реализации инвестиционного проекта. Анализируя также наличие основного сырья в регионе осуществления проекта. Разрабатывается программа поставок сырья и материалов, оцениваются связанные с ними затраты. Финансовая политика фирмы прежде всего должна быть направлена на моменты рационального и экономного использования ресурсов необходимых для реализации проекта.

 Раздел «характеристика технических основ реализации проекта» должен содержать производственную программу и анализ производственной мощности предприятия. В этом разделе приводится обоснование будущей технологии, и рассматривается парк оборудования, необходимого для ее реализации. Данный раздел в наименьшей степени задействует финансовую политику фирмы, так как характеристика проводится на основе существующего производства, либо деятельности организации.

 Раздел «месторасположение проекта» содержит обоснование выбора конкретного региона для реализации проекта, анализ производственной и коммерческой инфраструктуры, рыночной и ресурсной среды; описание социально-экономических условий в регионе и инвестиционного климата. Здесь же приводится характеристика окружающей среды и оценивается возможность возникновения экологических проблем при реализации инвестиционного проекта.

 «Организация управления» включает в себя характеристику организационной структуры фирмы с обоснованием ее конкретной формы управления. В этом разделе рассматривается организация трудовой деятельности производственного и управленческого персонала. В разделе «Необходимые трудовые ресурсы» приводятся требования к основным категориям персонала фирмы, указывается система формирования персонала и возможности поиска в регионе наиболее важных для производства специалистов. График реализации проекта является достаточно важным разделом, так как здесь осуществляется обоснование отдельных стадий реализации инвестиционного проекта и рассматривается потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах на каждой стадии. Финансовая политика фирмы просматривается в данном аспекте инвестиционного проекта с точки зрения затрат на оплату труда персонала и возможностей организации обеспечить выполнение инвестиционного проекта руками высококвалифицированного персонала, в свою очередь обеспечить достойную и своевременную оплату их труда. Заключительным разделом является характеристика финансового обеспечения проекта и оценка его эффективности. Этот раздел одержит оценку необходимых сумм инвестиций, возможных производственных затрат, а также обоснование способов получения инвестиционных ресурсов и расчет эффективности инвестиций и является одним из важных моментов в финансовой политике фирмы, которая направлена на свое развитие и расширение деятельности, также производства совершенно новой продукции необходимой потребительскому рынку. В перспективе реализация инвестиционного проекта дает всей фирме возможность получения дополнительной прибыли, что является основой в организации любого предприятия имеющего коммерческую направленность.

 Из всего изложенного выше становиться ясно, что создание, разработка, реализация и вложение средств в инвестиционный проект на предприятии на прямую зависит от финансовой политики фирмы (политика развития производства, изготовление нового вида продукции, либо создание дополнительного производства и т.п.). Особенно важно с финансовой точки зрения оценить инвестиционный проект. Финансовая оценка инвестиционного проекта заключается в следующем:

Из большего количества финансово-экономических показателей необходимо выбрать основные и сравнить их с оптимальными величинами.

1.                     Рентабельность капитала должна быть выше, чем аналогичный показатель по предприятию за прошлый год.

2.                     Прибыльность продаж должна быть больше, чем у конкурентов.

3.                     Эффективность проекта, т.е. рентабельность собственного капитала должна быть выше, чем процентная ставка банка по долгосрочным кредитам.

4.                     Финансовая независимость должна быть выше, чем 0,5, т.е. собственных средств должно быть больше, чем заемных.

5.                     Срок возврата капитала, рассчитанный по чистой текущей стоимости должен быть меньше нормативного срока, при высокой внутренней нормы рентабельности.

6.                     Поток наличности по периодам (месяцам, кварталам) должен иметь положительное сальдо.

7.                     Точка безубыточности должна быть меньше производственной программы[3]

2. Стадии развития инвестиционного проекта

Разработка и реализация конкретного инвестиционного проекта осуществляется в несколько этапов (фаз): предынвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный, ликвидационно-аналитический.

Предынвестиционная стадия непосредственно предшествует основному инвестиций. Именно на данной стадии жизненного цикла проекта закладываются его жизнеспособность и инвестиционная привлекательность. Предынвестиционные исследования должны дать полную характеристику инвестиционного проекта.

Продолжительность данной стадии жизненного цикла инвестиционного проекта зачастую невозможно поределить достаточно точно.

В мировой практике выделяют следующие этапу (стадии) предынвестиционных исследований:

1)               Формирование инвестиционного замысла (идеи), или поиск инвестиционных концепций;

2)               Предпроектные, или подготовительные, исследования инвестиционных возможностей;

3)               Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), или оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости;

4)               Подготовка оценочного заключения и принятие решения об инвестировании.

Логика подобного деления на этапы проста. Сначала необходимо найти возможность улучшения показателей фирмы с помощью инвестирования. Далее надо проработать все аспекты реализации инвестиционной идеи и подготовить бизнес-план. Если разработанный бизнес-план представляет интерес, то следует продолжить исследования путем глубокой проработки плана и тщательной оценки экономических и финансовых аспектов намечаемых инвестиций. Наконец, если результат оценки оказывается благоприятным, наступает этап принятия решения о реализации проекта и выбора наилучшей из возможных схем его финансирования. Достоинством такого поэтапного подхода является обеспечение возможности нарастания усилий и затрат, вкладываемых в подготовку проекта.

Рассмотрим более подробно круг задач, решаемых на каждом этапе предынвестиционных исследований.

Формирование инвестиционного замысла (идеи), или поиск инвестиционных концепций, предусматривает:

-                     Выбор и предварительное обоснование замысла;

-                     Инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намечаемым проектом;

-                     Проверку необходимости выполнения сертификационных требований;

-                     Предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

-                     Предварительный отбор предприятия, способного реализовать проект;

-                     Подготовку информационного меморандума реципиента.

Предпроектные, или подготовительные, исследования инвестиционных возможностей включают:

-                    Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

-                    Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

-                    Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

-                    Оценку предлагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;

-                    Подготовку исходно-разрешительной документации;

-                    Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности оценку эффективности проекта;

-                    Утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

-                    Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы;

-                    Подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора (решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта).

Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), или оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости, предусматривает:

-                    Проведение полномасштабного маркетингового исследования (анализ спроса и предложения, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, основных конкурентов, маркетинговой стратегии, программы удержания продукции на рынке и т.п.);

-                    Подготовку программы выпуска продукции;

-                    Подготовку пояснительной записки, включающей данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;

-                    Подготовку исходно-разрешительной документации;

-                    Разработку технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений (анализ состояния технологий, состава оборудования, загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств, производственный процесс, используемые сырьевые и другие материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы);

-                    Градостроительные, архитертурно-планировочные и строительные решения;

-                    Инженерное обеспечение;

-                    Проведение мероприятий по охране окружающей природной среды и гражданской обороне;

-                    Описание организации строительства;

-                    Подготовку данных о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

-                    Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

-                    Подготовку сметно-финансовой документации, в том числе оценку издержек производства; расчет капитальных издержек;  расчет годовых поступлений от деятельности предприятий; расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте; условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;

-                    Оценку рисков, связанных с осуществление проекта;

-                    Планирование сроков осуществления проекта;

-                    Оценку эффективности проекта;

-                    Оценку экономической и (или) бюджетной эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

-                    Формулирование условий прекращения реализации проекта.

Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную, экологическую и другие виды экспертиз.

Подготовка оценочного заключения и принятие решения об инвестировании. После завершения разработки ТЭО участники инвестиционного проекта дают собственную оценку предполагаемых инвестиций в соответствии с конкретными целями и возможными рисками, затратами и прибылями.

Чем выше качество ТЭО, тем легче бывает работа по оценке проекта. К этому моменту со времени возникновения идеи проекта уже затрачены определенные время и средства. Стоимость предынвестиционных исследование в общей сумме капитальных затрат довольно велика. Она составляет от 0,7% - для крупных проектов до 5% - при небольших объемах инвестиций. Оценочное заключение покажет, насколько оправданы были эти производственные затраты.

Заключение по проекту выполняется национальными или международными финансовыми учреждениями. При подготовке оценочного заключения внимание концентрируется на «здоровье» фирмы, которую предполагает финансировать, на доходах владельцев ценных бумаг, а также на защите ее кредиторов. Методы, применяемые для оценки проекта в соответствии с этими критериями, касаются анализа технических, коммерческих, рыночных, управленческих, организационных, финансовых и, возможно, экономических аспектов. Данные такой оценки входят в общее оценочное заключение.

Оценочные заключения, как правило, делаются не только по конкретному проекту, но также и по отраслям промышленности, связанным с ним, и экономике в целом. Так, если оценивается автомобилестроительное предприятие, то заключение учитывает и вопросы взаимоотношения предприятия с отраслями – поставщиками сырья и оборудования, транспортным сектором, наличием шоссейных дорог и возможностями энергоснабжения. Для крупномасштабных проектов при составлении оценочного заключения могут потребоваться проверка собранных данных и анализ всех факторов проекта, обусловленные его деловой средой, месторасположением и рынками, а также наличием ресурсов.

Необходима проработка всех вопросов, связанных с осуществлением инвестиционного проекта, так как это в значительной степени определяет успех или неудачу проекта в целом. Недостаточно или неправильно обоснованный проект обречен на серьезные трудности при его реализации, независимо от того, насколько успешно будут предприниматься все последующий действия.

Бизнес-план. Результатом предынвестиционных исследований является развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления.

Сегодня потребность в бизнес-плане четко прослеживается при решении многих актуальных задач, таких, как: подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках; обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; разработка проектов создания частных фирм; выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями; составление проспектов эмиссии ценных бумаг и т.п. Значение бизнес-плана особенно велико в условиях, сложившихся в настоящее время в России. В отличии от экономически развитых стран в нашей стране существует множество неблагоприятных факторов, требующих тщательного анализа на этапе планирования и экспертизы инвестиционных проектов.

Особая сфера применения бизнес-планов – привлечение потенциальных инвесторов как отечественных, так и иностранных. Начинать переговоры о получении инвестиций без бизнес-плана (а он является привычным для зарубежных партнеров) невозможно, не рискуя сразу же породить сомнения в компетентности и серьезности своих намерений.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становиться известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальным инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла.

Согласно рекомендациям ЮНИДО бизнес-план имеет следующую структуру:

1.                Цели проекта, его ориентация и экономическое окружение, юридическое обеспечение (налоги, государственная поддержка и т.п.);

2.                Маркетинговая информация (возможности сбыта, конкурентная среда, перспективная программа продаж и номенклатура продукции, ценовая политика);

3.                Материальные затраты (потребности, цены и условия поставки сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей);

4.                Место размещения с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов.

5.                Проектно-конструкторская часть (выбор технологии, спецификация оборудования и условия его поставки, объем строительства и т.п.);

6.                Организация предприятия и накладные расходы (управление, сбыт и распределение продукции, условия аренды, графики амортизации оборудования).

7.                Кадры (потребность, обеспеченность, режим работы, условия оплаты, необходимость обучения).

8.                 График осуществления проекта (сроки строительства, монтажа и пусконаладочных работ, период функционирования).

9.                Оценка эффективности инвестиционного проекта.

Согласно Методическим рекомендациям Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы.

1.                     Вводная часть (резюме).

2.                     Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

3.                     Описание проекта (в оптимальном объеме представляется информация о продукции (услугах), показывается новизна решения технологических, технических, рецептурных, потребительских и прочих проблем).

4.                     Производственный план реализации проекта (экономический потенциал, технологический потенциал, материально-техническое обеспечение, трудовой потенциал и правовая защита производства).

5.                     План маркетинга и сбыта продукции предприятия (оценка внешней среды, потенциальных покупателей и потребителей услуг, оценка конкурентов и конкурентной борьбы, комплексное исследование рынка, стратегия маркетинга).

6.                     Организационный план реализации проекта (управление проектом, финансовые ресурсы, юридические аспекты).

7.                     Финансовый план реализации проекта (план прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, финансовый анализ отдельных видов продукции).

8.                     Оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.

Понятие «бизнес-план» может трактоваться в узком или широком смысле, а его содержание будет зависеть от назначения данного документа. Например, бизнес-планом может быть назван инвестиционный проект, направленный на предоставление информации о проекте потенциальным инвесторам. В некоторых случаях подготовка бизнес-плана является промежуточной стадией разработки проекта, а сам бизнес-план выступает основой для ведения переговоров между держателем проекта и его потенциальными участниками. В последнем случае в нем может быть опущена или приведена только в самом общем виде оценка форм и условий финансирования.

В окончательном варианте обосновывающие материалы могут состоять из трех документов различной степени детализации:

-   Бизнес-проспект инвестиционного проекта, основное назначение которого – представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой инвестору для принятия решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения данного проекта, а также для руководства верхнего уровня предприятия с целью формирования пакета проектов организации;

-   Краткого бизнес-плана инвестиционного проекта, дающего достаточно детальную оценку предложений, представление структурированной информации инвестору и отбор проектов для дальнейшей проработки;

-   Полного бизнес-плана инвестиционного проекта, предоставляющего необходимое для окончательного решения комплексное, детально проработанное основание использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта[4]

3. Проблемы и перспективы инвестиционного проектирования

От целей предприятия к инвестиционному проекту

Сейчас в России практически нет предприятий, располагающих достаточным объемом денежных средств, которые они бы могли инвестировать в собственное производство. Получить их можно посредством привлечения капиталовложений потенциальных инвесторов под конкретные инвестиционные проекты.

Принятие решения об инвестировании проекта всегда обусловлено целями, поставленными предприятием. В первую очередь, это достижение запланированного объема прибыли, производство новой продукции или нового вида услуг, увеличение объема продаж, доли контролируемого предприятием рынка, поддержание уже достигнутого положения на рынке, увеличение производительности труда.

Особенности российских инвестиционных проектов

Особенностью российской экономики в настоящее время является огромное количество предприятий, нуждающихся в модернизации. По мнению экспертов на замену активной части основного капитала с учетом одного только физического (без учета морального) износа требуется около 350 млрд. долларов. При этом значительные средства нужно затратить на оценку состояния существующих мощностей.

Огромный дефицит инвестиций делает невозможной одновременную модернизацию всего основного капитала предприятий. Этим объясняется необходимость разделения всех мощностей, нуждающихся в модернизации, на первостепенные и второстепенные по срочности.

Все инвестиционные проекты, осуществляемые в России, можно разделить на 3 группы: вложение средств в новое предприятие; модернизация старого (уже существующего) предприятия; вложение средств в оборотный капитал (в текущие “нужды”).

Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный процесс

Всех инвесторов можно разделить на внутренних и внешних. Внутри страны финансированием инвестиционных проектов занимаются, в основном, крупные инвестиционные фонды (в России их пока мало), инвестиционные компании и банки.

Большинство российских проектов требует таких объемов капиталовложений, которые могут сделать лишь иностранные инвесторы. Привлечение инвестиций из-за рубежа тем более привлекательно, что они, как правило, оказываются менее дорогими, чем ресурсы внутренних российских вкладчиков.

Однако на пути иностранного капитала в Россию встает множество препятствий. Так, одним из “отпугивающих” факторов является проблема репатриации прибыли. Множество барьеров существует в области налогов (например, еще не полностью решена проблема двойного налогообложения), таможенных платежей и административного регулирования. Помимо этого не хватает льгот для иностранных инвесторов. Таким образом, доля иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений весьма незначительна.

Как внутренние, так и зарубежные инвесторы при принятии решения о капиталовложениях учитывают рейтинг региона, где расположен объект инвестирования. На сегодняшний день наиболее привлекательна для притока инвестиций Москва. Одним из основных ее достоинств является принятие мэрией Москвы некоторых дополнений к всероссийскому законодательству, делающих инвестиции менее рисковыми и более выгодными.

Что касается Карелии, ее инвестиционный рейтинг значительно ниже московского. Однако имидж Петрозаводска как одного из крупных промышленных и культурных центров Европейского Севера России, а также некоторые законодательные меры, предпринятые республиканским правительством, делают Карелию вполне инвестиционно-привлекательным регионом.

Деятельность посредников

Кроме инвестора и объекта инвестирования в процессе вложения капитала существует третья сторона - организации-посредники. Услуги, предоставляемые фирмами-посредниками, можно разделить на три степени сложности (соответственно трудоемкости и стоимости).

Во-первых, это информационное обслуживание. Обычно за этот вид услуг взимается фиксированная плата.

Во-вторых, компания-посредник занимается составлением бизнес-плана. При этом стоимость такой услуги будет зависеть непосредственно от трудоемкости конкретного бизнес-плана и от сопряженных с ним сложностей ( в частности, стоимость работ по составлению бизнес-плана на иностранном языке, будет существенно выше, чем на русском).

В-третьих, компания-посредник может стать финансовым агентом инвестора и/или объекта инвестирования по инвестиционному проекту. То есть ко всем вышеперечисленным услугам добавляются услуги по проведению денежных расчетов между инвестором и объектом инвестирования. В некоторых случаях финансовый агент участвует в управлении инвестиционным объектом.

Квалифицированные посредники, как правило, имеют базы данных по инвесторам и по инвестиционным проектам.

Обычно стоимость услуг западных посреднических фирм больше, чем российских. Поэтому для многих поставщиков и потребителей инвестиций предпочтительнее оказывается перспектива работы с внутренними квалифицированными посредниками. Качество предоставляемых ими услуг сравнимо с западным в то время как стоимость этих услуг намного ниже. Более того, зарубежные посредники зачастую менее гибки и сведущи в решении специфических для России вопросов.

При принятии решения об обращении в ту или иную посредническую фирму важным показателем, как для инвесторов, так и для объектов инвестирования является успешно осуществленные инвестиционные проекты. Так как у “опытной” фирмы наверняка имеются устоявшиеся связи и выработана стратегия сотрудничества с инвестиционными объектами и инвесторами.

Бизнес-планирование

Одним из определяющих критериев для инвестора при выборе инвестиционных проектов является компетентно составленный бизнес-план. Его структура будет завесить от типа инвестиционного проекта.

В случае модернизации уже существующего производства могут возникнуть затруднения, связанные со старыми долгами и прочими расчетами инвестиционного объекта. В бизнес-плане должен быть предусмотрен порядок расчетов с дебиторами.

Когда речь идет о новом предприятии, особое внимание нужно уделить маркетинговым исследованиям. При инвестировании оборотного капитала составление бизнес-плана менее трудоемко - упор делается исключительно на финансовое планирование[5]

 

Список литературы

1.  Аврашков В.В. и др. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2003.

2.  Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2004.

3.  Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2002.

4.  Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2002.

5.  Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. -М.: Финансы и статистика, 2002.

6.  Золотогорев В.Т. Инвестиционное проектирование. - Минск: Экоперспектива, 2003.

7.  Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Зеркало, 2003.

8.  Колчина Н.В. Финансы предприятий: - М.: ЮНИТИ, 2003.

9.  Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: Финансы, 2002.

10.                Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета – М.: Финансы и статистика, 2003.

11.                Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование. - Таганрог: ТРТУ, 2003.

12.                Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.: ИНФРА – М. 2002.

13.                Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: Перспектива, 2003.

14.                Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Финансы и статистика, 2004.

15.                Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия – М.: ВЛАДОС, 2003.


[1] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 71

[2] Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 151

[3] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Зеркало, 2003. – С. 196

[4] Золотогорев В.Т. Инвестиционное проектирование. - Минск: Экоперспектива, 2003. – С. 116

[5] Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование. - Таганрог: ТРТУ, 2003. – С. 125