Жанры искусства

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Пейзаж............................................................................................................ 4

2. Портрет........................................................................................................... 6

3. Детские рисунки............................................................................................ 9

Заключение...................................................................................................... 14

Список использованной литературы........................................................... 15

Приложение..................................................................................................... 16

Введение

По жанрам произведения ИЗО классифицируем по тому, что изображается в произведениях (тема, предмет изображения): портрет (шарж, парадный, групповой, интимный), пейзаж (природа, городской, урбанистический), исторический жанр, мифологический, религиозный, бытовой, натюрморт, акт, анималистический[1].

Искусство древности, ср. веков, Возрождение не знало чёткого деления на жанры (понятие жанра появились в 17-18 вв. в эстетике Классицизма)

Эстетика - часть философии исследующая эстетические свойства действительности и искусства (красота, комичность, трагичность)

Жанр (с фр. яз.)- вид, тип.

В современном искусстве наблюдается тенденция к переплетению жанров.

Цель работы описать жанры искусства.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать виды пейзажа;

2. описать виды портретов;

3. дать характеристику детским рисункам.

1. Пейзаж

Пейзаж - жанр Изо (произведение живописи и графики) изображение естественой или изменённой человеком местности.

В пейзаже художественными средствами воссоздаются иллюзия перспективы. Понятие пейзажа охватывает реальные или строения, проявления природы, изображения моря. Пейзаж часто бывает фоном фигурное композиции[2].

Элементы пейзажа были уже в стенной живописи Египта и Месопотамии.

В древнегреческой и римской стенной живописи, мозаике появляются изображения с элементом перспективы.

Пейзаж в Византии, романском искусстве, ранней готикие, чаще всего служил фоном фигурной композиции, характеризующим место действия.

В европейском искусстве 13-15 в. мотивы природы получили больше самостоятельности, стали важным компонентом композиции.

В период Ренессанса виды местности стали писать с натуры, формируются основы пейзажного пространства, принципы перспективного изображения.

Пейзаж как самостоятельный жанр, сформировался в 17в. Работам это периода характерна иллюзия пространства (Фрагонар, Веласкес, Рейсдал) .

В романтическом пейзаже (Тернер, Жерико, Гойя) больше внимания уделялось национальным мотивам изображения природы, человеческим настроениям.

Вторая половина 19 в. развивается РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ (Корро, Миле, Курбе)

Пейзажи Барбизонской школы - этим пейзажем характерна простота, сдержанность тона, светотень, художниками акцентируется материальность

2. Портрет

Портрет - произведение живописи, графики, скульптуры или художественной фотографии изображающее человека или группу людей

- человек прямо - фас

- боком - в профиль

- во весь рост (в скульптуре - статуя)

- по пояс ( в скульптуре бюст)

- по колено

- одна голова.

Может быть двойной портрет, груповой (больше чем два человека)

- Гойя «Семья Корея»

- Вейверите «Литовские хирурги»

По характеру изображения портрет бывает:

- монументальный

- интимный

- репрезентативный

- психологический (Рембрант «Старик»)

- юмористический

- сатирический (карикатура)

По характеру создания:

- мольбертный (живописный, графический)

- прикладной (скульптура, памятник, фреска, мозаика)

Так же можно выделить миниатюрный портрет (медальон)

Портрет выполняют чаще с натуры, но может быть выполнен по литературным источникам, фотографии, по костям.

Портрет отражает внутренний мир и характер человека, стремиться к сходству внешнему и внутреннему.

ЕГИПЕТ. Создан идеализированный портрет ( изображение фараона) и реалистичный «фаюмский портрет».

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Создала портреты философов, поэтов, общественных деятелей.

ДРЕВНИЙ РИМ. Создал реалистический портрет, подчёркивающий индивидуальность портретируемого. Это скульптура и живописные портреты.

Средневековый портрет соответствует сложной религиозной композиции.

Портрет эпохи Ренессанса стал одним из ведущих жанров изобразительного искусства. Акцентируется психологическая характеристика, связь портретируемого с окружением, появляются элементы перспективы.

Знаменитые художники итальянского Возрождения писавшие портреты: Леонардо, Рафаэль, Тициан. Статуи, бюсты, медали создавали Донателло, Верокьо.

Представители Северного Возрождения – немцы: Кранах, Дюрер, Гольбейн.

В период барокко созданы репрезентативные, часто идеализированные портреты короля и придворных.

Психологизмом отличаются портреты Веласкеса, Рембранта, Хальса, жизненностью - портреты Рубенса.

Критический портрет создает Гойя.

Портрет классицизма (Давид, Энгр) характеризует спокойное настроение, статичная композиция.

Романтическим портретам (Жерико, Делакруа) – характерна интимность, светотень.

С 19 в. в ИЗО значительные портреты создают импрессионисты и постимпрессионисты ( Ренуар, Дега, Ван Гог).

Живописцы 20 в. деформируют реальное человечиское лицо, стремятся к декоративности, эмоциональности (Пикассо, Матис, Дикс), другие же придерживаются традиций реализма.

В Литве портреты создавались ещё в 14 в., в период ренессанса их количество значительно возросло; с 17 века распространяется скульптурный народный портрет. 19 века (середина)- Русецскас, Ремерис создают реалистические портреты. Первая половина 20 века, портрет - один из популярных жанров. Жмуйдзинавичус, Варнас, Калпокас, Веножинский, Викарас, Римша. Современные художники, работаютающие в области портрета: Каратаюс, Саука, Вейверите, Слижис.

3. Детские рисунки

 «Рисуют все дети. Однажды возникнув, рисунок ребенка постоянно развивается. Подобно растению, проходит он начальную, скрытую стадию, когда и угадать нельзя, каким он будет. Постепенно рисунок становится видимым, набирает силу, расцветает». «Ваш ребенок рисует». С. Левин.

Перечислить все, что составляет содержание детского рисунка, невозможно. Ведь душа « особого» ребенка открыта навстречу целому миру. На данной ступени развития, дети глубже познают мир, у них уже есть нужная подготовка для этого. В своем рисунке и через рисунок ребенок находит понимание предметов и явлений действительности, своей гармоничной слитности со всем миром. И это главный смысл рисунка, это основное его значение для ребенка[3].

И если предыдущий этап- этап каракуль и штрихов, то теперь рука ребенка более послушна и уверенна, а сам рисунок подчинен зрительному контролю. Штрихи становятся прямыми, округлыми, волнистыми, дугообразными. Они ложатся рядом, упорядочиваются, становятся более ритмичными.

«Никакие хранилища не вместят всего нарисованного детьми. В этих рисунках калейдоскоп предметов, событий, образов. Возникает вопрос: чего ищут маленькие художники, чем вызван их выбор, какими переживаниями это обусловлено. Вопрос этот не простой, и сами дети на него не всегда ответят. Наблюдателю приходится искать ответ в самих рисунках.» «Ваш ребенок рисует». С. Левин.

Ребенок рисует то что его окружает, что лежит в пределах его чувств и восприятия, а это - дождик, солнышко, дерево, птичка, кошка, машина…

 
 

Рис. «Дерево»

 
 

Рис. «Дерево с волшебными яблоками» (рисунок с аппликацией)

Приобретя умения и навыки, дети отображают в своих рисунках праздники, где они видят много шаров, салют, флажки…

 
 

Рис. «Салют»

 
 

Рис. «Весёлый мяч»

Их привлекает красочность и нарядность, дети выражают свое восхищение и дают волю фантазии. Но не только праздники привлекают детей, у них уже накоплен определенный жизненный опыт, ведь ребенок без устали наблюдает, пытаясь размышлять. И каждым своим рисунком он ставит вопрос, а нам с вами необходимо его прочитать и ответить.

«Очевидно, существует какая-то внутренняя связь между личностью ребенка в этом возрасте и между его любовью к рисованию. Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владее». «Воображение и творчество в детском возрасте». Л.С.Выготский.

Дети рисуют пока очень упрощенно и схематично. Это упрощение возникает стихийно и неосознанно, но ребенок видит в своем рисунке гораздо больше изображенного.

 
 

Рис. «Хорошее настроение»

 
 

Рис. «Весна»

На предыдущей ступени развития, когда изображение предметов только появляется (рисунок по обводке, трафарету - «Весна»), отношение к цвету ограничивается интересом к самим краскам и, порой, изображение не имеет значения. И это верно, ребенок исследует краски, карандаши и их цветовые возможности, это период проб материалов, пригодных для рисования, период развития движений рук. В это период цвет автономен. На данной же ступени, ориентация в цвете идет очень быстро - красный, желтый, зеленый, синий и, что очень важно, цвет соотносится с предметом, раскрашивание становится осмысленным. Замысел уловить пока сложно, сознание не устойчиво и начальные намерения часто меняются. Но здесь уже присутствуют зачатки творчества и это значимо.

 
 

Рис. «Радуга»

Опыт, приобретенный в ходе обучения, помогает свободно пользоваться красками. Рисунок оживает и становится настоящим праздником для глаз «особого» ребенка, постигшего мир цвета.

Не правы те, кто считают, что «особые» дети - «неречевые» дети. И это доказывают детские рисунки, включающие в себя весь спектр человеческой жизни.

 
 

Рис. «Звёзды»

Эти рисунки, как молодая травка весной. Возникают произведения детской фантазии, яркие, своеобразные, в чем-то схожие, в чем-то различные, но все уникальные и очень творческие.

 
 

Рис. «Радуемся солнцу!»

 
 

Рис. «Бабочка»

Рисунки отражают качества, темперамент, особенности, склонности каждого из художников. Они приносят наслаждение и великую радость маленьким авторам, придают силы, самоуважение и признание окружающих.

«Рисуют все дети, потому что этого требует настойчивое стремление пережить и высказать свои впечатления от жизни, дать эстетические и нравственные оценки окружающему, выразить свою радость новым умением». «Ваш ребенок рисует» С. Левин.

Заключение

Детские рисунки — это возможность заглянуть в детство. Это другой, особенный мир. Очень интересно рассматривать рисунки ребёнка, нарисованные без участия взрослого (без навязывания взрослыми своего представления об окружающей действительности).

В детских рисунках нет перспективы, нет «правильной» композиции, нет заполнения всего пространства листа, но есть детские впечатления, переживания, душа.

Список использованной литературы

1.     Искусство: Энцикл. слов. школьника / Сост. П. Кошель. – М.: ОЛМА-пресс, 2000. – 466 с.

2.     Покровский М. Детские рисунки. – МА.: Вагриус, 2004. – 222 с.

3.     Фриче В.М. Социология искусства. – М.: Едиториал УРСС, 2003. - 203 с.

Приложение

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИЗО (подготовительная группа)

РИСОВАНИЕ: «ВАЗА С ФРУКТАМИ» Пр.сод.: учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве – натюрморт, учить детей самостоятельно составлять натюрморт из предложенных предметов, упражнять в умении правильно располагать предметы натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов, учить новому техническому приему - двухцветному боковому мазку.

Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, предметы кухонной утвари, цветы (по усмотрению), кисти краски гуашь, акварель.

Предш. раб.: лепка и аппликация натюрморта, разучивание стихотворения А.Кушнера «Что я узнал?», составление натюрморта из предметов окружающей обстановки.

РИСОВАНИЕ «ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА» Пр.сод.: учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона),осеннюю окраску листвы, обучать правильным способам действия полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы. Следить за правильной осанкой при рисовании.

Материал: иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти – мягкая и жесткая, краски.

Голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинистые, краски гуашь.

РИСОВАНИЕ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (с использованием природного материала)- сюжетное Пр.сод.: познакомить с новым приемом рисования с использованием засушенных растений – печатание цветов и трав (ТРИЗ), учить составлять композицию, передавать в ней изменения произошедшие в природе, закреплять умение детей различать и называть жанры искусства – пейзаж, закреплять в умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивать творчество, художественный вкус, терпение.

Материал: образец, засушенные листья различной формы, лист альбомный, краски акварель, гуашь, кисти.

Предш.раб.: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам, заучивание стихотворения А.Кушнера «Что я узнал?»

РИСОВАНИЕ «БАБОЧКА» (монотипия) Пр.сод.: познакомить с новым способом изображения – монотипией (ТРИЗ), формировать навыки рисования по нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию.

Материал: гуашь, лист бумаги, тонкая кисть, образец.

РИСОВАНИЕ «СКАЗОЧНЫЙ ДОМ-ГРИБ» Пр.сод.: учить самостоятельно придумывать и изображать сказочный дом-гриб, в котором живут маленькие человечки гномики, упражнять детей в закрашивании рисунка с разным нажимом карандаша, получении интенсивного, яркого цвета при закрашивании и рисовании мелких деталей. Развивать воображение, фантазию.

Материал: альбомный лист (1/2 листа), карандаши цветные, небольшие листки бумаги для набросков и опробования техники рисования разным нажимом.

Предш.раб.: рассматривание книг «Гномы», «Эльфы», «Феи»

РИСОВАНИЕ «УЛИЦЫ ГОРОДА» Пр.сод.: продолжать учить детей рисовать дома разных размеров, выделять главный объект, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему усмотрению (деревья, машины, украшения), развивать фантазию, воображение, художественный вкус.

Материал: восковые мелки, цветные карандаши, акварель, альбомный лист, кисть.

Предш.раб.: экскурсия по городу, постройка улиц города из строительного материала.

РИСОВАНИЕ «ПТИЧИЙ ДВОР» Пр.сод.: учить детей изображать выбранную птицу на основе сложившихся представлений о домашних птицах и самостоятельно анализировать ее форму, строение, пропорции; выбрать изобразительный материал для рисования: краски, цветные карандаши или восковые мелки; использовать технические приемы рисования птиц. Развивать творчество, самостоятельность, умение работать коллективно при составлении композиции.

Материал: большой лист бумаги с изображением курятника, тонированный (небо, трава), листы альбома (1/2 листа) у детей, цветные карандаши, краски, восковые мелки, ножницы для вырезывания нарисованных птиц, клей, кисти, тряпочки.

Предш.сод.: рассматривание домашних птиц, их формы, строения.

РИСОВАНИЕ «РОСПИСЬ СИЛУЭТОВ ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК» Пр.сод.: закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков путем разбеливания.

Материал: силуэты дымковских игрушек, гуашь, кисти, дымковские игрушки или иллюстрации.

Предш.раб.: рассматривание дымковских игрушек.


[1] Искусство: Энцикл. слов. школьника / Сост. П. Кошель. – М.: ОЛМА-пресс, 2000. – с.83

[2] Фриче В.М. Социология искусства. – М.: Едиториал УРСС, 2003. - с.125

[3] Покровский М. Детские рисунки. – МА.: Вагриус, 2004. – с.87