Содержание
1. Методологические основы физической подготовки гимнастов. 3
2. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса. 9
3. Методические принципы построения современной системы и технологии подготовки гимнастов. 21
Список литературы.. 24
1. Методологические основы физической подготовки гимнастов
Физическая подготовка (ФП) - неотъемлемая составная часть процесса формирования и совершенствования спортсменов практически всех специализаций.
В гимнастике ФП на сегодняшний день располагает достаточно четкой научно обоснованной методологией, включающей систему целенаправленных воздействий с целью обеспечения надежной подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности.
Чтобы появилась такая система, воспринимаемая сегодня как естественная, гимнастам в ФП нужно было пройти непростой долгий путь проб и ошибок, преодолеть схоластику и противоречия субъективистского подхода в обосновании принципиальных положений этого основополагающего раздела всего тренинга. Должна была возникнуть обобщающая теория этой области тренировки. Должен был быть проанализирован и обобщен положительный и отрицательный опыт ФП гимнастов и спортсменов других специализаций, должны были выкристаллизоваться основополагающие концепции и принципы постановки и решения многих специфических задач, определиться адекватные методы и средства, учитывающие возрастные и квалификационные особенности гимнастов, этапные тенденции гимнастики и многое другое.
По счастью, это произошло, и сегодня гимнастика располагает надежными возможностями физического совершенствования, владеет отчетливым приоритетом среди других спортивных специализаций.
На чем же строится сегодня ФП в гимнастике?
Прежде всего, это - совокупность основополагающих концепций, которые составляют теоретическую базу процесса ФП. Они заключаются в следующем.
Признано, что ФП гимнастов - не самоцель (как у физкультурников), но при всей своей значимости она лишь обеспечивает надежную базу для технического мастерства.
В связи с этим задачей ФП является формирование двигатель ных способностей для осуществления специфической деятельности в каждом виде многоборья в целом, в режиме различных видов тренировки и соревнований на протяжении условно выделяемых циклов, периодов и этапов многолетней спортивной карьеры.
Поэтому первое концептуальное положение утверждает, что ориентировочной основой программы ФП является предстоящая деятельность, имеющая свой определенный состав и закономерные взаимосвязи структурных элементов деятельности между собой и с факторами внешней среды. В целом их взаимодействие образует своеобразную систему, совершенно отличную от систем, казалось бы, ближайших "родственных специализаций". Если эту близость рассматривать по - научному, то одинаковость проявляется только в названиях каких-либо элементов (например, "прыжок", "упражнение", "статическое усилие" и т.п.). Вот почему в гимнастике свои теория и практика ФП.
В этом отношении достаточно иллюстративен пример с понятиями "физический потенциал" и "двигательный потенциал".
Под физическим потенциалом понимается совокупность физиометрических признаков: вес, рост, длины рычагов, пропорции тела, соотношение быстрых и медленных волокон, наличие определенных энергообразующих веществ, предрасположенность к определенному типу мышечной работы, объем легких, абсолютные показатели силы мышц, гибкости, общей выносливости и т.д.
Двигательный потенциал следует рассматривать как сумму специальных двигательных умений, отражающих способности реализовать физический потенциал в специфической деятельности.
Должно быть ясно, что вообще большой физический потенциал совершенно не гарантирует высокого уровня потенциала двигательного (между тем при отборе больше полагаются почему-то как раз на физический потенциал, а не на двигательный, хотя бы на его задатки).
Поэтому вся ФП определяется спецификой деятельности спортсмена, к которой он готовится и которую правомерно назвать целью.
В данном случае цель гимнастов - многоборная физическая работа на специальных аппаратах, которую необходимо выполнить в соответствии с требованиями установленных правил соревнований к составу (разнохарактерные элементы, соединения, комбинации), его системно-структурному построению, качеству и надежности.
Посредником в выполнении этих требований служит двигательный потенциал, который у гимнастов включает три вида силы: скоростную, жимовую и статическую; активную гибкость, целый набор видов быстроты (минимум 11) и комплексную выносливость (основанную на разных видах силовой, вращательной и стато-кинетической выносливости).
Каждое из перечисленных качеств имеет морфофункциональные особенности и психолого-физиологическую специфику реализации.
Поэтому второе концептуальное положение утверждает, что закономерные особенности двигательных качеств являются объективной основой выбора средств и методов их ординарного и комплексного развития.
Важнейшая отличительная особенность всех качеств двигательного потенциала гимнастов - их реализация в технике различных упражнений. Иными словами, можно было бы сказать, что техника выполнения спортивного упражнения заключается в упорядоченном проявлении двигательных качеств.
Однако при этом взаимоотношения технических навыков и двигательных качеств имеют свои закономерности.
В спортивном упражнении реализуется только то качество, которое соответствует его специфике: сколько ни развивай скоростную или жимовую силу - крест не сделаешь; сколько ни приседай с грузами - лучше не прыгнешь.
Двигательные качества не реализуются спонтанно, и сам по себе высокий уровень их развития не связан с результатом спортивного упражнения - нужны обучение, формирование умений вкладывать силу там, где надо, столько, сколько надо...
В спортивном упражнении при реализации качества требуется совершенно определенный порядок включения мышц и последовательность их работы. Поэтому сколько ни поднимай руками грузы - силовой "бланж" не сделаешь; сколько ни "кланяйся" с тяжестями - хлестообразные махи делать лучше не станешь...
Как ни покажется странным, но стабильность технического навыка, к которой так стремятся гимнасты и без которой, в общем-то, нет мастерства, приводит к снижению уровня развития двигательного потенциала в целом и составляющих его качеств. Это значит, что для совершенствования уровня его развития одних повторений соревновательных упражнений недостаточно, нужно применять другие эффективные средства.
Физическая готовность к выполнению одного элемента не гарантирует его надежного выполнения в составе длинной комбинации. Поэтому многочисленные дискретные повторения не обеспечивают комбинационной комплексной подготовленности, и, естественно, следует искать и применять другие средства, адекватные этой специфической задаче.
Эти и другие особенности предопределяют третье концептуальное положение: главным условием обеспечения высокой результативности деятельности гимнаста является использование закономерностей взаимосвязи двигательных качеств и навыков.
Четвертое концептуальное положение вытекает из общеизвестного факта: спортивная деятельность гимнаста не должна осуществляться на пределе физических возможностей.
Поэтому естественно, что запас адекватного двигательного потенциала - гарантия физической надежности двигательной деятельности и запланированного результата. Но запас не беспредельный, не формируемый по принципу "чем больше - тем лучше", а лимитированный: по силовым качествам - на 20%, на 13-15% - по показателям ЧСС, отражающим специальную выносливость, по показателям гибкости - на 94-99% приближающимся к анатомически возможному пределу.[1]
Представленные выше основные концептуальные положения предопределяют обоснованность соответствующих принципов ФП гимнастов.
Такими принципами являются:
1) педагогические воздействия, адекватные специфике развиваемых качеств и предстоящей деятельности;
2) ориентация на максимальный результат за счет выведения систем организма на "сверхпредельный" уровень функционирования при развитии любого двигательного качества;
3) физическое затруднение спортивно-тренировочной деятельности с целью обеспечения ее надежности;
4) устойчивая адаптация только на субмаксимальном уровне нагрузки с периодическим стимулированием сверхмаксимальных проявлений качеств и способностей;
5) управляемая динамика тренировочных нагрузок.
На основе названных принципов разработана и с успехом апробирована на разных квалификационных контингентах (от новичков до олимпийских чемпионов) система физической подготовки гимнастов.
Она включает три группы воздействий специальной направленности.
Первая группа - методы, обеспечивающие высокий уровень развития качеств. Наиболее эффективны среди них:
- метод адекватных параметров нагрузки , предполагающий применение упражнений в соответствии со спецификой развиваемых качеств по характеру и особой для каждого качества регламентации нагрузки по соотношению временных и силовых параметров, амплитуд движений и суставных углов, а также определенной дозировке их в одномоментном действии, в неразделенных перерывами повторениях в подходе, в дискретных сериях, а также во всей тренировке;
- метод провокационного стимулирования, заключающийся в предварительном проявлении истинного на данный момент уровня развития качества за счет вызова к действию функциональных резервов и только последующем выборе нагрузки с целью повышения уровня развития или адаптации.
Вторая группа - методы, формирующие способности реализовать двигательный потенциал в сложных структурах деятельности и органически вплетающие ФП в процесс обучения и технического совершенствования:
- метод упражнений в главных компонентах деятельности , включающий воздействия на рабочие группы мышц по требуемым силовым качествам и выносливости, в заданных формах, режимах, амплитудах действий с определенными условиями опоры и ориентированности в пространстве:
- метод упражнений в решающих двигательных действиях и их типичных соединениях - вычлененных из состава изучаемого спортивного упражнения и выполняемых в модельных условиях, т.е. с облегченной координационной сложностью, но с повышенной силовой нагрузкой.
Третья группа - методы, обеспечивающие надежность физической подготовленности к многокомпонентной спортивной деятельности:
- метод комбинированных силовых упражнений, предполагающий сочетание в одном упражнении разнохарактерных и разноамплитудных действий;
- метод интенсивной (ударной) нагрузки, осуществляемой в форме круговой тренировки с упражнениями, выполняемыми продолжительное время без перерыва для отдыха и направленными на совершенствование "рабочих" групп мышц гимнастов в типичных действиях;
- метод совершенствования на фоне дозированного утомления, специально вызываемого круговой нагрузкой в 60-66% от максимальной непосредствен, но перед работой на видах многоборья.
В гимнастике особенностью ФП является необходимость формировать двигательный потенциал при одновременном становлении технического мастерства и, как правило, поддерживать его уровень после достижения высших результатов.
Отмечена также индивидуальная потребность гимнастов в использовании тех или иных средств и методов. Это находит отражение в направленности и содержании, средствах и методах подготовки, величинах и динамике тренировочных нагрузок и требует индивидуального подхода и гибкого варьирования их в зависимости от подготовленности спортсмена и задач, решаемых в микро- и мезоциклах.
Наконец, последнее. Подчеркивая значимость и гибкость системы ФП гимнастов и в соответствии с изложенным, отметим, что все перечисленные выше концепции, принципы и методы теперь реализуются в 12 формах занятий по ФП: утренней СФП, общей тренировочной разминке, силовой тренировочной разминке, СФП в процессе работы на видах многоборья, технико-силовой подготовке, комбинированных силовых упражнениях, комплексах силовых упражнений, комплексах СФП, круговой тренировке перманентного типа, круговой тренировке ударного типа, фоновой круговой тренировке и в специальном занятии по ФП.
Таким образом, теория ФП воплощается в практических формах ее реализации.[2]
2. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса
Спортивная гимнастика - сложная развивающаяся система. В методологическом аспекте любое прогрессивное развитие системы связано с ее усложнением, характеризующимся интенсивным структурированием и ростом, интеграцией и дифференцированием ее элементов, а для живых систем еще и увеличением диапазона целесообразных функций в процессе достижения требуемого результата. Все эти признаки присущи спортивной гимнастике, которая постоянно усложняется и, следовательно, развивается прогрессивно.
Современная технология подготовки российских гимнастов высшего класса опирается на результаты научных исследований и имеет научно-методическое обоснование. Отечественными учеными разработаны биомеханические и психолого-педагогические основы деятельности гимнастов, а также основные аспекты их подготовки (технической, физической, психологической и теоретической).
В то же время вопросы интегральной подготовки с органической увязкой всех ее компонентов в единую педагогическую систему с отлаженным технологическим процессом "конвейерного" производства гимнастов высшего класса в основном решались на интуитивно-эмпирическом уровне в рамках сборной страны. На теоретическом уровне эту важную проблему стали разрабатывать лишь в последнее время.
Росту результативности
отечественных гимнастов препятствовала господствовавшая долгое время идеология
ликвидации отставания и устранения слабых мест. Это привело к кризису, который
наиболее ярко проявился в
Спортивная гимнастика развивается в соответствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеет свои специфические особенности. Поуровневый анализ тенденций развития мирового спорта позволяет в качестве системообразующих выделить следующие:
- повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений;
- рост спортивно-технических результатов;
- обострение конкуренции за высшие спортивные титулы.
Их взаимодействие предопределяет возникновение и развитие зачастую более выраженных тенденций - следствий. Результатом их совместного действия является усложнение соревновательной и тренировочной деятельности в большом спорте с вытеснением простого труда сложным во всех звеньях подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Постоянное отслеживание и анализ основных тенденций развития мировой и отечественной гимнастики (и спорта вообще) - необходимые предпосылки для разработки и совершенствования эффективной системы подготовки гимнастов высшей квалификации и технологии их "конвейерного" производства. В результате проведенных нами исследований выявлены следующие специфические для гимнастики тенденции развития:
- обострение соревновательной конкуренции и расширение географии медалей как результат общего повышения уровня подготовленности гимнастов в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и появления на мировой арене классных гимнастов из "традиционно негимнастических стран" (расширение географии большой гимнастики);
- рост и концентрация сложности соревновательных программ;
- поиск новых сложных упражнений;
- повышение роли и доли специальной физической подготовки в учебно-тренировочном процессе;
- доведение технического мастерства до уровня виртуозности;
- интенсификация учебно-тренировочного процесса;
- ускорение процесса подготовки вследствие постоянного совершенствования методики обучения с быстрой девальвацией уникальности сложнейших элементов и связок;
- унификация технологии подготовки гимнастов высшей квалификации как результат быстрого распространения в гимнастическом мире прогрессивных технологических новшеств вследствие невозможности их засекречивания на время, обеспечивающее решающее одностороннее преимущество на крупных соревнованиях;
- сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и программировании процесса подготовки сборных команд. Персонификация индивидуальной подготовки в рамках стабилизированных параметров тренировочной нагрузки по времени, количеству тренировок и тренировочных дней;
- увеличение количества стартов в годичном макроцикле;
- доведение подготовленности гимнастов высшей квалификации до уровня перманентной готовности к соревновательной деятельности;
- стирание граней между периодами подготовки с редукцией восстановительного периода в годичном цикле;
- интенсификация НИР по разработке и обоснованию основных компонентов технологии подготовки ВКГ, тренажеров, устройств и технических средств контроля, позволяющих повысить эффективность обучения сложным упражнениям и развития необходимых физических качеств;
- улучшение всех видов обеспечения подготовки;
- централизация подготовки национальных сборных команд;
- профессионализация и коммерциализация большой гимнастики;
- совершенствование правил международных соревнований FIG является важнейшим инструментом управления развитием мировой гимнастики.
Основным фактором достижения высоких и устойчивых спортивных результатов в концепции подготовки российских гимнастов является постоянное совершенствование технологии подготовки. Цель подготовки национальной сборной команды России по гимнастике состоит в достижении планируемых спортивно-технических результатов и нормативных показателей на этапах многолетнего цикла. Методологическую основу концепции подготовки гимнастов экстра-класса составляют перспективно прогностический подход и принцип опережающего развития, реализуемый путем создания оптимальной избыточности.
Базовой основой для целевого планирования и программирования подготовки в олимпийских циклах и создания оптимальной избыточности служат целевые перспективно-прогностические модели будущей соревновательной деятельности в номерах программы предстоящего цикла подготовки. Они разрабатываются на основе анализа тенденций и перспектив развития национальной и мировой гимнастики с оптимальным опережением прогнозируемой сложности, качества и надежности исполнения соревновательных упражнений основными зарубежными соперниками и соответствующего этому функционального запроса.[3]
Современная технология интегральной подготовки сборной команды российских гимнастов предусматривает разработку и использование следующих целевых перспективно-прогностических моделей:
- модель команды-победительницы;
- модель абсолютного чемпиона;
- модель победителя на снаряде;
- индивидуальные модели;
В свою очередь, они включают в себя:
- модели содержания и трудности соревновательных упражнений;
- модели качества и надежности их технического исполнения;
- модели физической и функциональной подготовленности, работоспособности и турнирной выносливости;
- модели психологической подготовленности;
- биомеханические модели целевых упражнений и психолого-педагогические модели их освоения.
Кроме того, разрабатываются и используются:
- модели учебно-тренировочного процесса и тренировочной нагрузки;
- модель календаря соревнований (основных, подводящих, отборочных, контрольных с определением их целей и задач);
- модели обеспечения подготовки.
Адекватное предвидение потребного двигательного будущего, параметрически и структурно развернутого в виде целевых перспективно-прогностических моделей, является системообразующим фактором процесса интегральной подготовки. Целевые модели усложняются в каждом новом цикле подготовки. Они являются основой для выбора и разработки новых технических средств и методических приемов опережающего освоения потребного двигательного будущего. Модельные характеристики всех видов подготовленности рассматриваются как целевые диалектические ориентиры , обладающие свойством вариативности и взаимокомпенсации с учетом индивидуальных особенностей гимнастов.
Одним из важнейших условий обеспечения роста спортивной результативности в процессе многолетней подготовки является разработка иерархически упорядоченного "дерева целей" с постановкой конкретных задач, подчиненных главной стратегической цели. Основные среди них:
- создание оптимальной избыточности (технической, тактической физической, функциональной, психологической и теоретической);
- опережающее овладение новыми сверхсложными упражнениями и своевременное освоение целевой модели текущего макроцикла;
- обеспечение надежной и высокорезультативной деятельности гимнастов в условиях более сложных, чем соревновательные.
Тактические задачи в процессе многолетней подготовки ставятся и решаются как задачи целенаправленного развития.
Моделирование, планирование, программирование и педагогическое проектирование процесса многолетней интегральной подготовки осуществляется в направлении от конца (перспективно прогнозируемой цели) к началу (исходному состоянию в цикле подготовки), как это принято в целевом комплексном подходе.
В основу планирования 4-летнего олимпийского цикла подготовки положен принцип многократного повторения отработанных в деталях моделей этапа предсоревновательной подготовки, завершающихся соревнованиями. Обычно 4-летний цикл подразделяется на 4 годичных цикла, а каждый последний – на 2 полугодичных макроцикла, заканчивающихся ответственными соревнованиями. В свою очередь, каждый макроцикл делится на 6 месячных мезоциклов, а последние - на 4 недельных микроцикла с отработанной в деталях структурой. Это позволяет в 7 полугодичных макроциклах адекватно смоделировать и спроектировать последний предолимпийский цикл подготовки и его завершающий этап (от последнего отборочного соревнования до олимпиады) на основе многократного повторения с внесением по ходу подготовки необходимых коррекций.
Критериями оптимизации процесса интегральной подготовки гимнастов являются скорость, качество и надежность освоения целевых моделей. Необходимая избыточность достигается методом сопряженных воздействий с использованием специально подобранных упражнений, тренажеров и устройств в сочетании с оптимально высокими по объему и интенсивности тренировочными нагрузками, волнообразно распределенными в тренировочных макро-, мезо- и микроциклах.
Одним из основных педагогических средств создания оптимальной избыточности в технологии интегральной подготовки является опережающее моделирование основных параметров соревновательной деятельности с превышением ее реального запроса (в "трудностном", техническом, физическом, функциональном и психологическом аспектах) в цикле специально организованных тренировок.
Принципиальная разница между традиционной системой подготовки и современной российской технологией состоит в следующем. В первом случае на контрольных тренировках гимнасты пытались достичь лишь некоторых параметров соревновательной деятельности (и то только на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям) или же превышали их (и значительно), но в основном только по объему, причем в условиях, далеких от соревновательных (российская методика, получившая японское название "гашука"). В современной же технологии учебно-тренировочного процесса ставится и решается задача комплексного оптимального превышения основных параметров предстоящей соревновательной деятельности с системным опережением основных зарубежных соперников по всем основным показателям.
С этой целью в технологии интегральной подготовки российской сборной используются следующие виды тренировок, моделирующих соревновательную деятельность:
- контрольные тренировки (выполнение соревновательных упражнений на оценку);
- модельные тренировки (выполнение комбинаций целиком в жестком регламенте предстоящих соревнований на зачет);
- контрольно-модельные тренировки (возможна более полная имитация условий соревнований с выставлением оценок за соревновательные упражнения);
- "ударные " тренировки (выполнение соревновательных комбинаций со значительным превышением объема и интенсивности соревновательной деятельности);
- "ударно-модельные тренировки" (то же, что и предыдущее, но в регламенте, приближенном к соревновательному, с моделированием условий и сбивающих факторов, превышающих прогнозируемый запрос реальной соревновательной деятельности).
Для подготовки членов сборной к ответственным соревнованиям используются несколько научно-методически обоснованных моделей этапов предсоревновательной подготовки, адаптированных к виду соревнований и индивидуальным особенностям гимнастов. В технологии подготовки к соревнованиям используются специальные недельные микроциклы ("втягивающий", "базовый", "ударный", "ударно-модельный", "восстановительный", "модельный", "контрольно-модельный", "стабилизационный", "настроечный" и "непосредственной подготовки"), в которых поэтапно моделируются условия предстоящей соревновательной недели, создается оптимальная избыточность, и решаются задачи восстановления после тренировочных нагрузок. Установлено, что для создания оптимальной избыточности на предсоревновательных этапах подготовки достаточно в ударно-модельных тренировках превышать параметры объема соревновательной деятельности в 1,5-2 раза. В результате гимнасты к соревнованиям достигают пика спортивной формы.
Для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо оптимальное управление его ходом. Оно становится возможным при учете и контроле индивидуальных параметров тренировочной нагрузки, которые должны быть минимизированы по критерию информативности (особенно на предсоревновательных этапах подготовки).
В результате корреляционного анализа нами установлено, что из 22 параметров тренировочной нагрузки 16 информативны, а наиболее информативными среди них являются: общее количество выполненных элементов, количество комбинаций 17, тренировочное время, количество элементов СФП, количество элементов высшей сложности, интенсивность тренировочной нагрузки и процент успешно выполненных комбинаций на снарядах и опорных прыжков. Степень информативности этих показателей меняется в недельных микроциклах предсоревновательных этапов подготовки.
Основные параметры тренировочной нагрузки членов сборной команды России по гимнастике варьируют в следующих пределах: 300-310 тренировочных дней в году (включая дни соревнований), 180-200 дней централизованной подготовки, 10-12 учебно-тренировочных сборов в год по 15-25 дней, 780-800 тренировок в год, 1500-1560 тренировочных часов в год, 9-13 тысяч элементов в месяц, 40-140 комбинаций в месяц у мужчин и 50-200 - у женщин, 2-4,5 тыс. элементов СФП в месяц.
В наиболее широком диапазоне варьируют такие параметры, как количество выполненных комбинаций, опорных прыжков и элементов СФП, определяющих объем и интенсивность тренировочной нагрузки, и их динамику. Эти показатели достигают максимальных величин за 1-2 месяца до основных соревнований, а затем несколько снижаются. Доля средств СФП, как правило, наиболее значительно снижается (достигая 10%) в период участия гимнастов в главных соревнованиях. На всех остальных этапах она изменяется, составляя 20-40% от общего объема нагрузки.
Концепция подготовки предусматривает текущую тактическую коррекцию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуального состояния и конкретных гимнастов при сохранении общей стратегии подготовки команды.
Одним из важных компонентов в технологии интегральной подготовки является система отбора в команду, в основу которой положен спортивный принцип. При отборе в команду учитываются следующие показатели 18: спортивный результат, степень соответствия целевой модели по содержанию и трудности соревновательных упражнений, динамика спортивной результативности; стабильность выступлений на соревнованиях, состояние здоровья, выполнение индивидуального плана, соответствие показателей подготовленности в видах подготовки модельным характеристикам.
Совершенствование технического мастерства - один из важнейших компонентов в технологии интегральной подготовки гимнастов. Особенность развиваемого нами подхода состоит в нацеленности на освоение все более сложных движений и технических действий с растущей результативностью в процессе многолетней подготовки гимнастов. Целевое совершенствование технического мастерства осуществляется на основе модельных характеристик как ориентировочной основы.
Любое программное движение (элемент, связка, комбинация) разучивается не только с целью его своевременного введения в соревновательную программу этапа на уровне безошибочного по судейским критериям исполнения, но и с прицелом на освоение все более сложных упражнений без потери качества. Обучение относительно простым техническим действиям и движениям строится, исходя из технической структуры и биомеханических параметров, типичных для сложнейших движений данного типа.
Основным условием достижения необходимой технической избыточности является специализированная базовая техническая подготовка резерва. Цель ее состоит в технически совершенном овладении минимизированным кругом упражнений (элементов, связок и учебных комбинаций), техническая основа которых наиболее адекватна сложнейшим движениям основных структурных групп.
Перед началом циклов многолетней подготовки, исходя из перспективно-прогностических моделей, уточняются объем и содержание необходимых качеств, навыков и базовых упражнений, а также требования к технике их исполнения. Базовые элементы определяются на основе закономерностей роста сложности движений путем постепенного спуска сверху по лестнице сложности с упрощением технической структуры сложнейших движений, но без искажения их основы. Далее, исходя из двигательного запроса последних, таким же путем определяются базовые качества, умения и навыки (технические и физические).
Базовая техническая подготовка включает в себя освоение учебных профилирующих комбинаций на снарядах. Основной принцип их разработки состоит в концентрации базовых элементов и обеспечивающих их выполнение технических действий во времени и пространстве. В этих комбинациях в упрощенном виде содержатся основные компоненты технических действий, необходимых для успешного освоения все более сложных упражнений главных структурных групп на данном снаряде.
Строятся они таким образом, чтобы каждый следующий элемент в этой комбинации можно было выполнить лишь при отсутствии существенных технических ошибок в предыдущем . С этой целью все легкие связующие элементы , во время выполнения которых можно исправить допущенную ошибку, из профилирующих комбинаций исключаются. То есть условия выполнения такого "базового концентрата" естественным образом усложняются. Тем самым реализуется принцип опережающего развития и создается необходимая техническая избыточность.
Структура базовой подготовки имеет иерархический многоуровневый характер. Базовая подготовка продолжается и в процессе подготовки взрослого состава сборной страны. При этом техника исполнения вновь освоенных сложных элементов не доводится до абсолюта в изолированных вариантах. Ее начинают совершенствовать в связках и комбинациях на уровне неполной стабилизации двигательного навыка, т.е. в более высоких зонах интенсивности .
Высокий уровень специальной физической подготовки - необходимое условие для успешного решения технических задач в системе интегральной подготовки.
Роль и доля СФП в современной гимнастике имеют выраженную тенденцию к росту. Упражнения СФП по своему содержанию и структуре должны быть адекватны техническим действиям в основных упражнениях гимнастов и строиться по методу сопряженных воздействий, так как в этом случае происходит более полный перенос навыка в технику.
Оптимальная физическая избыточность обеспечивается при трехразовых тренировках в день (кроме четверга и воскресенья). При этом первая утренняя тренировка посвящается целенаправленному укреплению опорно-двигательного аппарата гимнастов, развитию физических качеств (особенно силовых и скоростно-силовых) и специальной выносливости. Используемый в технологии интегральной подготовки метод круговой тренировки позволяет получать требуемый прирост основных физических качеств при сокращении времени в 2-2,5 раза по сравнению с традиционной методикой.
Профессионализация современной гимнастики с поддержанием высокого уровня готовности к соревновательной деятельности в годичном цикле привела к редукции восстановительного периода до минимума. Комплексное использование педагогических (варьирование объема, интенсивности и содержания тренировочной нагрузки), разрешенных медико-биологических и физических средств в технологии подготовки позволяет поддерживать и полностью восстанавливать высокую работоспособность после тренировочных нагрузок в микро-, мезо- и макроциклах подготовки без специального восстановительного периода в структуре годичного цикла.
Решение задач психологической подготовки в современной технологии осуществляется в основном педагогическими средствами - путем моделирования соревновательных условий в учебно-тренировочном процессе. Оптимально высокий уровень физической и технической избыточности, а также турнирной выносливости значительно снижает действие сбивающих стресс-факторов на соревнованиях и тренировках, поэтому актуальность привлечения психологов -профессионалов к процессу подготовки резко снижается.
В современной технологии подготовки сборной команды страны доминирует централизованная подготовка в сочетании 7:1 (где одна доля приходится на подготовку на местах, семь - на централизованную подготовку, а остальные две - на соревновательную деятельность). В первый и последний дни каждого учебно-тренировочного сбора проводятся контрольные тренировки , анализ которых позволяет определить сдвиги и оценить качество работы, проделанной гимнастами как на сборе, так и на местах. При этом отпадает необходимость в представлении отчетной документации о работе на местах (которая не всегда несет достоверную информацию), как это было принято раньше.
Структура и содержание медико-биологического обследования членов сборной в годичном цикле в целом остается традиционной для уже отработавших целевых комплексных программ подготовки сборной страны по гимнастике в прошедших олимпийских циклах. Однако в силу финансовых трудностей она урезана и модифицирована.
Для оптимального научно-методического обеспечения технологического процесса подготовки сборной и проведения необходимой НИР (прежде всего в области биомеханики и техники) необходимы немалые средства. Их нужно изыскать и в том или ином качестве восстановить КНГ при сборной. Целенаправленная работа небольшого высококвалифицированного КНГ - необходимое условие обеспечения успешной интегральной подготовки сборной России по гимнастике.[4]
3. Методические принципы построения современной системы и технологии подготовки гимнастов
Изложим методические принципы, на которых построены современная система и технология подготовки российских гимнастов:
- опережение. Этот принцип предусматривает опережающее овладение новыми сверхсложными упражнениями целевой модели программируемого олимпийского цикла, разработку, обоснование и введение в учебно-тренировочный процесс новых средств и методических приемов подготовки и обучения, тренажеров и устройств для тренировки гимнастов. В соответствии с этим принципом при отборе кандидатов в сборную команду России наряду со спортивным результатом учитываются перспективность соревновательной программы, уровень опережения ею прогнозируемых параметров программ основных зарубежных соперников;
- функциональная избыточность. Этот принцип предусматривает применение высоких по объему и интенсивности тренировочных нагрузок и метода сопряженных воздействий, обеспечивающих формирование у гимнастов такого уровня работоспособности (технической, физической, психологической), который существенно превосходит запрос реальной соревновательной деятельности. Одна из стратегических целей подготовки состоит в создании оптимальной избыточности в сложности упражнений, качестве и надежности их исполнения, турнирной выносливости, технической, тактической, физической и психологической подготовленности;
- профессионализм. Этот принцип предусматривает выработку постоянной готовности гимнаста к соревнованиям, т.е. поддержание в годичном цикле такого уровня подготовленности, который позволяет гимнасту в любой момент по требованию удовлетворительно выполнить соревновательную программу;
- педагогическое моделирование. В соответствии с этим принципом в процессе подготовки сборной команды педагогическими средствами многократно моделируются параметры предстоящей соревновательной деятельности. Роль такого моделирования особенно возрастает на этапах предсоревновательной подготовки, когда применяются специальные модельно-контрольные микроциклы;
- волнообразность. В соответствии с этим принципом осуществляется волнообразное распределение тренировочных нагрузок в макро-, мезо- и микроциклах процесса подготовки;
- индивидуализация. В соответствии с этим принципом при разработке персональных соревновательных программ, подборе средств и методических приемов специальной подготовки, планировании и организации этапов предсоревновательных этапов учитываются индивидуальные особенности гимнастов и гимнасток;
- научно-методическая обоснованность. В соответствии с этим принципом в систему подготовки сборной команды постоянно внедряются и в ней апробируются новые эффективные средства и методические приемы специальной подготовки и обучения, а также новые тренажеры, устройства, средства и методы контроля. Однако вводятся в технологию подготовки и закрепляются в ней только те из них, которые получили достаточное научно-методическое обоснование и прошли проверку на других контингентах гимнастов;
- сочетание многоборной подготовки и специализации. Этот принцип предусматривает подготовку на многоборной основе гимнастов-универсалов, способных вести успешную борьбу за медали, как в многоборье, так и на отдельных снарядах. При этом к трудности и композиции на ударных видах предъявляются повышенные требования;
- динамичность. Этот принцип предусматривает текущую тактическую коррекцию системы подготовки сборной команды и индивидуальных программ в зависимости от складывающейся ситуации и конкретных условий;
- управляемость. Этот принцип предусматривает разработку целевых комплексных программ к началу каждого олимпийского цикла подготовки и внедрение во все звенья национальной гимнастической системы документов, регламентирующих освоение целевых перспективно-прогностических моделей и формирующих общее перспективное направление развития гимнастики в стране (ежегодные календари и положения о соревнованиях, программы для ДЮСШ, методические письма и информационные материалы);
- централизация. Этот принцип, являющийся одним из основополагающих для успешной реализации разработанной технологии, предполагает преимущественно централизованную подготовку основного и молодежного составов сборной команды России;
- самообеспечение. В соответствии с этим принципом предусматривается целенаправленная работа по подготовке резерва сборной команды, подготовке и повышению квалификации тренеров, совершенствованию отечественного гимнастического оборудования и инвентаря;
- здоровый моральный
климат. Этот принцип предусматривает создание и поддерживание атмосферы
товарищества, коллегиальности и взаимовыручки с пресечением конфликтов на
административном уровне в процессе подготовки сборной и на базах ее пребывания.
Привлечение к централизованной подготовке перспективных гимнастов вместе с их
тренерами, начиная с юношеской сборной, которое стало практиковаться нами с
Дальнейшее совершенствование системы и технологии подготовки на основе вышеизложенной методологии позволит российским гимнастам удержать лидирующие позиции на мировой арене и выйти на новые рубежи.[5]
Список литературы
1. Аркаев Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны). - С.Пб.: Нева, 2004.
2. Ипполитов Ю.А. Методы обучения гимнастическим упражнениям на основе их моделирования. - М.: Логос, 2003.
3. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим спортивным достижениям в видах спорта со сложной координацией действий. – М.: ИНФРА-М, 2004.
4. Спортивная гимнастика./Под ред. Ю.К. Гавердовского и В. М. Смолевского. - М.: ФиС, 2004.
5. Теория спорта./Под ред. В.Н. Платонова. – М.: Омега-Л, 2003.
[1] Аркаев Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны). - С.Пб.: Нева, 2004. – С. 41
[2] Ипполитов Ю.А. Методы обучения гимнастическим упражнениям на основе их моделирования. - М.: Логос, 2003. – С. 54
[3] Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим спортивным достижениям в видах спорта со сложной координацией действий. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 96
[4] Спортивная гимнастика./Под ред. Ю.К. Гавердовского и В. М. Смолевского. - М.: ФиС, 2004. – С. 114
[5] Теория спорта./Под ред. В.Н. Платонова. – М.: Омега-Л, 2003. – С. 215