Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Понятие культуры и ее значение в культурологии___________________ 4

Культура как многоуровневая система_____________________________ 8

Структура и функции культуры_________________________________ 10

Изучение культурологии_________________________________________ 13

Методы исследования культуры в культурологии___________________ 16

Направления и школы культурологии_____________________________ 18

Заключение____________________________________________________ 19

Список использованной литературы______________________________ 21

Введение

Культурология это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов – анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки – вопросы теории и истории мировой культуры.

Цель работы: рассмотреть теоретическое значение культурологии.

Понятие культуры и ее значение в культурологии

Слово культура – в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершения», т.е. хозяйственные задачи.

Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, – философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением дошедших до нас предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография изучает проявления культуры того или иного народа во всем ее многообразии и целостности. Для истории искусства культура – прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что «образ культуры» в различных науках представлен по-разному.

Итак, явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919гг. было дано семь определений культуры. Одним из первых они считают определение английского историка культуры XIX в. Эдуарда Бернетта Тайлора в его книге «Первобытная культура». С 1920 по 1950 гг. появилось еще 157 определений этого понятия. Сейчас, по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры, а по мнению других, эта цифра приближается к тысяче.

Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначности самого понятия «культура». Культура – это многогранная проблема исторического развития, и само слово «культура» объединяет разнообразные точки зрения[1].

Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность – единство культуры, человека и его деятельности. Это понятие в отличие от другого – natura (природа) означает в данном контексте «созданное», «внеприродное». Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях[2].

Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека[3]. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу[4].

Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в, форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.). Огромна роль средств массовой информации – радио, телевидения, печати.

Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой[5].

Процесс социализации – это непрерывный процесс овладения Культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент – менталитет.

Действительно, культура – это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?

1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, – стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода – два полюса, два борющихся начала.

3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

Культуре присущи собственные законы функционирования. И именно эти законы помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными причинами. Такой подход позволяет выделять в культуре определенные этапы, периоды и даже эпохи. Например, эпохи античной культуры и Возрождения. В истории России выделяются культура Киевской Руси, Московской Руси, золотой век русской культуры XIX столетия, серебряный век поэзии XX в. и др.

Культура как многоуровневая система

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной Культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение .культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как явление, формирующее человека, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека.

Существует деление еще по одному признаку – актуальности. Актуальная – это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру, что хорошо Иллюстрирует мода не только в одежде, но и в культуре. Актуальность культуры – это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

Структура и функции культуры

В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

Культура – многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаков, систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая) Она тесно связана с первой и в известном смысле вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения[6].

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (в Японии, например) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательные функции культуры, все еще изобретают велосипед, и тем самым обрекают себя на отсталость.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая (от гр. semeion – учение о знаках) функция, – важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно Так, язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиалогическая (от гр. axia – ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Изучение культурологии

Одним из результатов научно-технического прогресса в XX веке можно считать усиление интегративных процессов в мыслительной деятельности человечества, что выражается во взаимодействии ранее далеких друг от друга наук и появлении на их стыке новых: биохимии, генной инженерии, технической физики, технической педагогики, биосоциологии, социальной психологии, экономической географии, экологии и т.п. Культурология рассматривается сегодня как интегративная научная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, социологии культуры, истории культуры, теологии культуры. Базисом культурологического знания, ее истоком выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых формируется первоначальный аналитический синтез разнообразных фактов и феноменов культуры. Культурология тяготеет к социогуманитарному знанию, однако в ней все чаще и чаще используются методы естественных и технических наук. Это сосуществование, взаимовлияние, взаимопроникновение двух типов знания: естественнонаучного, формально-логического, математического, с одной стороны, и социогуманитарного – с другой, в своем единстве образует общую модель мироздания, по отношению к которой самоопределяется человек. Полярное расхождение используемых при этом методов, таких как дифференциация и интеграция, анализ и синтез, аксиоматизация и фактологизация порождает принципиальные различия и одновременно некоторый кризис профессионального мышления. Чтобы преодолеть такого рода апории и затруднения, необходимо освоить взаимодополнительные познавательные процедуры и развить в себе способности прямого, непосредственного поиска истины. Попытку выйти на такой тип мышления и видения мира предпринимают культурологи.

В различных областях современного социогуманитарного знания "вычленяются специфические культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни..." Культурология, таким образом, выступает "в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему"[7]. Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры; сравнительный анализ культур; межкультурную коммуникацию; изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре.

Культурология сегодня – становящаяся наука, не выделившаяся еще полнвстью из тех дисциплин, на стыке которых она возникает и формируется. В нее входят знания как социальной, так и культурной антропологии. В рамках культурологической области исследований существуют разнообразные направления и школы, оригинальные концепции отдельных мыслителей. "Культурология выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой".[8] Таким образом, культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.; изучает разумную человеческую форму существования, то есть те смыслы, которыми наполнен для человека мир. Целью культурологического исследования является понимание как своей, таки иной культуры, а предметом становится содержание общественной жизни.

Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы. Современная культурология включает в себя как фундаментальные, так и прикладные исследования (социокультурное проектирование и прогнозирование, социально-культурные технологии и т.п.). Культурология развивается в общем интегративном процессе взаимодействия социальных, естественных, технических наук и гуманитарного знания. При этом все более усиливаются ее связи с частными науками о культуре.

Среди основных задач культурологического исследования особо выделяются следующие:

- анализ культуры как системы культурных феноменов;

- исследование ментального содержания культуры;

- выявление типов связей между элементами культуры;

- исследование типологии культур и культурных единиц;

- разрешение проблем социокультурной динамики;

- исследование культурных кодов и коммуникаций.

Культурология как результат осмысления человечеством знаменательного рубежа истории, обращаясь к прошлому культуры и человека, стремится предвидеть и осознать грядущие перемены, "которые, по-видимому, не оставят ничего из всего того, что на протяжении тысячелетий человек обрел в области труда, жизни, мышления, в области символики"[9].

Методы исследования культуры в культурологии

Основные методы анализа культуры: исторический, сравнительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-функциональный, семиотический, структуральный и др.

Долгое время преобладал дискриптивно-классифицирующий метод исследования культуры, описывающий элементы и черты культуры, а не ее саму как систему. Например, в исследованиях Дж. Фрэзера и Э.Б. Тайлора культура предстает как простое перечисление разнородных явлений, на ее структуру и функции внимание практически не обращается. Однако понимание любого культурного явления возможно лишь при сравнительном его анализе.

В социальнонаучное знание системный анализ пришел из естественнонаучного и технического: биологии, психологии, лингвистики, техники, где использовались количественные методы и применялся математический аппарат. Развитие системного подхода в социальных и гуманитарных науках обусловлено накоплением огромного эмпирического материала, описывающего жизнедеятельность различных культур. Системный подход к анализу культуры "не сводит целое к взаимодействию его атомарных составных частей, а раскрывает функции этих частей в их отношении к целому; акцентирует значение не столько отдельных элементов, сколько связей между ними; подчеркивает динамический и автономный характер системы, то есть не ее реактивность, а ее активность"[10].

Каждый элемент культуры различным образом связан с другими ее элементами. В культуре наблюдается большое разнообразие типов таких связей. Во-первых, культура системообразуется, интегрируется посредством конкретных организаций, институтов и общественного мнения, между которыми существуют как материальные, так и духовные связи, реализуемые посредством "вещного" (обмен товарами, культурными ценностями) и информационного обмена. Во-вторых, на более высоком уровне интеграции культура выступает как взаимосвязь и взаимодействие таких функциональных элементов, как верования, традиции, нормы, формы производства и распределения и т.п. Если в исследованиях культуры XIX века преобладал феноменологический подход, то в XX веке преобладает структурно-функциональная интерпретация культуры.

Специфика культурологии заключается в том, что это интегративная дисциплина, характеризующаяся целостностью, системностью и комплексным подходом к изучению всех явлений культуры. Целостность предполагает рассмотрение культуры (как объекта исследования) в ее внутреннем единстве, когда свойства целого не сводятся к свойствам частей. Принцип системности позволяет проанализировать культуру как систему, раскрывающую целостность, выявлять типы связей между элементами культуры.

Культурологическое знание обладает системностью, то есть это целостный взгляд на бытие человека, согласно которому каждый элемент приобретает свое значение, функцию и содержание по отношению к целому. Оно носит теоретический характер не только по своему содержанию, отражающему многопорядковую сущность в единстве с ее проявлениями, но и по функции, то есть объясняет явления, их генезис, прогнозирует появление новых. Культурологическое знание открывает общие основы разнообразных фактов культуры, определяет порядок их системообразования и взаимодействия как формы существования, определяет ориентиры и способы поведения в различных ситуациях в социокультурной практике.

Направления и школы культурологии

Различия в мировоззренческих и методологических позициях мыслителей, изучавших феномен культуры, разнородность задач тех научных дисциплин, в рамках которых они проводили свои исследования, а также сложность и многомерность самого явления культуры породило и продолжает порождать различные теоретические подходы, направления и школы: эволюционизм (Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер," Дж.Дж. Фрэзер, Л. Морган), неоэволюционизм (Дж. Стюарт, Дж. Мердок); диффузионизм (Ф. Гребнер, Л. Фро-бениус), функционализм (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун), культурный материализм (М. Харрис), структурализм (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида), психологическая антропология (3. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Вундт), игровая концепция культуры (Й.Хейзинга, Х-Ортега-и-Гассет, Г.Гессе), семиотическое (Э. Кассирер, Ю. Лотман), методологическое (А Кребер, К. Клакхон), диалогическое (В. Библер), антропологическое (М. Мид) направления, культурный релятивизм (М. Херсковиц), религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер) и др.

Заключение

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия кльтуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнологии, психологии, истории, социологии.

Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология представляет собой вид знания, уже переросшего «родительскую» опеку философии. Хотя и взаимосвязанного с ней.

Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, «газообразностью» понятия культур как «онтологического феномена»

В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.

Второй – представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизапия, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Список использованной литературы

                    Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. – М., 1992г.

                    Культура, Большая советская энциклопедия т. 13, с. 594-597 третье издание, – М.: издательство "Советская энциклопедия", 1974г.

                    Культурология. /Под ред. Радугина А.А., – М.: "Центр", 1997, с. 304.

                    Культурология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Ростов - на - дону, 1998.

                    Культурология: Учебник /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1999.

                    Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча – Ростов н/Д: Феникс. - М., 1998.

                    Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1995.

                    Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982г. N 10.

                    Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры – СПб.: СОЮЗ. 1998.

                    Философия культуры. Ответственный редактор Мжвениерадзе В. В. М., 1987г.


[1] Мвжувв В.М. Культура и история. — М., 1977. — С. 5.

[2] Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 292—293.

[3] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 220. Бердяев НА Философия неравенства. – М.г 1990. – С. 260.

[4] Сорокин Л.А Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. -,-,0.218 - 219

[5] 'Лихачев ДС. Русская литература.—м.,1973.—С. 115

[6] Берйяев НА Смысл истории. - М., 1990. - С.164.

[7] Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. С. 10.

[8] Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. С. 3

[9] Ясперс К. Современная техника //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 119.

[10] Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С. 68.