Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

1. Перестройка политической системы и экономические новации____ 4

2. Распад СССР_______________________________________________ 8

Заключение_________________________________________________ 11

Литература__________________________________________________ 12

Введение

Начало нового политического курса связано с именем М.С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В 1985 г. Председателем Совета министров был назначен Н.И. Рыжков. Цели и задачи руководителей «перестройки», способы достижения целей постоянно менялись и корректировались.

Термин "перестройка" появился в нашей политической лексике в 1985 году.

В самой «перестройке» можно выделить два крупных этапа: 1) 1985-1988 гг. и 2) 1989-1991 гг.

Цель работы: изучить процессы в период «перестройки».

Данная цель решается с помощью рассмотрения следующих основных задач:

1.      описать сущность перестройки в политической жизни;

2.      дать характеристику процесса перестройки в экономической сфере деятельности;

3.      описать процесс распада СССР.

1. Перестройка политической системы и экономические новации

В январе 1987 г. на очередном Пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ.

Вместо «ускорения» была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя. Отсутствие ощутимых результатов в экономике Горбачев объяснил действием некоего «механизма торможения», кроющегося в самой системе, точнее в системе управления, сложившейся в стране с 30-х годов. Позднее этот механизм был определен как «командно-административная система». Все чаще наряду с «перестройкой» стали употреблять слово «демократизация». Появился лозунг «Больше демократии». Предстояло избавиться от деформаций социализма и вернуться к «ленинским нормам»[1].

Предполагалось, что через демократизацию будет осуществляться непосредственное управление трудящихся на производстве. В избирательной системе предусматривалось введение состязательности, альтернативности выборов. Демократизация, по словам ее вдохновителей, должна была разрушить командно-административную систему, внедрить состязательность во всех сферах жизни, создать естественный механизм динамичного развития всего общества.

В действительности же был выбран объект тотальной критики, на который нужно было списать все промахи перестройки, - бюрократия. По существу «демократизация» стала средством для замены номенклатурных кадров.

Экономические реформы, которые ожидались народом, как бы откладывались во времени, а главной становилась борьба с бюрократией и переход к демократическим принципам управления.

В июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС принял программу экономических реформ, предусматривавшую переход к преимущественно экономическим методам управления. Тем самым было положено начало трансформации системы.

По расчетам экономистов в 1988 г. более 30 % предприятий в стране были убыточными. Трудовые коллективы вместо заботы о повышении эффективности производства воспользовались правом повышать цены, сократили выпуск дешевых товаров. Переход к строительству «хозрасчетного социализма» серьезно повлиял на всю идеологию реформ.

Новая доктрина получила теоретическое воплощение в решениях XIX Всесоюзной партконференции, состоявшейся 28 июня - 11 июля 1986 г.

М. Горбачев представил экономические неудачи следствием консерватизма партаппарата, командно-административной системы, бюрократизма. И отсюда был сделан вывод - механизм управления государством должен быть радикально демократизирован.

Конференция завершилась победой Горбачева и его сторонников. Было принято 6 резолюций: «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе», «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны».[2]

Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР, состоящий из 2250 чел., две трети которых должны были избираться населением, а одна треть представлять общественные организации. Съезд должен был принимать важнейшие решения. Из своей среды он формировал Верховный Совет, который должен был работать на постоянной основе.

25 мая 1989 г. открылся 1-й Съезд народных депутатов СССР. Всего было избрано 2250 депутатов СССР.

Съезд избрал Горбачева Председателем Президиума Верховного Совета. Его заместителем стал А. Лукьянов. Также были избраны 542 депутата Верховного Совета СССР. Съезд утвердил Председателя Совмина Н. Рыжкова, Председателя Верховного суда Е. Смоленцева, Генерального прокурора А. Сухарева, Главного государственного арбитра Ю. Матвеева.

В политической сфере предлагалось ввести институт президентства при прямом его избрании, а также проводить референдумы по важнейшим вопросам жизни страны.

Съезд завершился образованием двух направлений сторонников перестройки - умеренного, во главе с М. Горбачевым, и радикального, в виде оформившейся Межрегиональной депутатской группы, в которую вошли Ю. Афанасьев, А. Собчак, Г. Попов, Ю. Черниченко, Б. Ельцин. Духовным лидером группы был академик А. Сахаров.

Радикалы, в отличие от М. Горбачева, делали упор на полный демонтаж существовавшей системы и встали в оппозицию к власти.

На 2-м Съезде народных депутатов А. Сахаров от имени Межрегиональной группы выдвинул требование отмены 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль компартии (14 декабря академик скоропостижно скончался).

Новый лидер Межрегиональной группы Б. Ельцин выступил со своей концепцией реформ, потребовав от правительства радикальных шагов в деидеологизации управления, в борьбе с бюрократией.

Для осуществления масштабных экономических преобразований требовалась твердая политическая власть. Сохранение политической системы не отвечало интересам второго и третьего эшелонов партноменклатуры, на которые и опирался М. Горбачев. Последовательное ослабление партии и провозглашение либеральных принципов на деле означало утрату влияния КПСС и возникновение новых политических структур. В стране появилось «демократическое движение», получившее самую широкую трибуну, а вскоре в ходе выборных кампаний, и организованные формы.

В январе 1990 г. демократические силы разработали новую тактику, суть которой заключалась в создании левоцентристской коалиции. Приближались выборы Съезда народных депутатов РСФСР.[3] Видя, что в союзном руководстве и на Съезде им не удается получить большинства, радикалы решили добиться победы в России, чтобы, объявив ее суверенитет, устранить союзный центр от реальной власти.

21-22 января был создан блок «Демократическая Россия». Его костяк составили представители Межрегиональной депутатской группы. Платформа блока включала: требования отмены 6-й статьи Конституции и ликвидации партийных организаций на производстве и в госучреждениях, превращение Верховного Совета в постоянно действующий орган. Она требовала немедленного введения рынка, но при этом добивалась сохранения фиксированных цен.

Благодаря разочарованию в итогах начатой «перестройки» и активной пропаганде в массовом сознании россиян произошли существенные изменения. Распространились смутные надежды на возможность выхода из углубляющегося кризиса в рамках иного выбора, с опорой на рыночные ценности.

Колебания Горбачева вызывали критику как справа, так и слева. Постоянное лавирование ослабляло власть. По опросам общественного мнения, Горбачева в октябре 1990 г. поддерживали 21 %, тогда как в декабре 1990 г. - 52 %.

На этом фоне демократическая оппозиция получила мощного лидера в лице бывшего кандидата в члены Политбюро ЦК Б. Ельцина.

В середине марта 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов. 6-я статья Конституции СССР была отменена. Возникла дискуссия о выборах Президента. Часть депутатов выступала за избрание его всенародным голосованием, другая - съездом. Последних поддержали представители республик, которых явно не устраивал вариант избрания Президента всенародным голосованием. Единственным реальным кандидатам стал М. Горбачев, который и был избран первым Президентом СССР.

Поворотным пунктом для КПСС стал ее XXVIII съезд, после которого только за один год из партии вышли 4 млн. чел. Съезд одобрил резолюцию «К гуманному демократическому социализму», признававшую плюрализм, частную собственность и разделение властей.

Предвыборная кампания подтолкнула образование новых партий. В течение 1990 г. образовались Социал-демократическая, Демократическая, Конституционно-демократическая, Республиканская и другие оппозиционные КПСС партии. Практически все вновь образованные партии, называвшие себя социалистическими, на деле пропагандировали либерализм. За короткое время люди, еще вчера являвшиеся членами КПСС и даже активистами, стали ее противниками.

31 июля 1990 г. состоялась встреча М. Горбачева и Б. Ельцина, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной.

Б. Ельцин в октябре 1990 г. заявил, что Россия может самостоятельно приступить к радикальной реформе с соответствующим разделом бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни и др. Борьба за экономический суверенитет России от СССР становилась бескомпромиссной.

В конце 1990 г. состоялся 4-й Съезд народных депутатов СССР. Съезд принял ряд поправок к Конституции, расширивших права Президента: он получил право непосредственно руководить правительством, преобразованным незадолго до этого в Кабинет министров, возглавил Совет Федерации и Совет безопасности.

17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении СССР. Большинство жителей страны (71, 3 %) высказались за сохранение Советского Союза. Итоги референдума были восприняты Горбачевым как его политическая победа. Б. Ельцину с помощью Р. Хасбулатова удалось получить от Съезда дополнительные полномочия и согласие на проведение в июне 1991 г. выборов Президента России.[4]

Власть и влияние Горбачева таяли на глазах. Он терял доверие и поддержку консерваторов и при этом уже не мог рассчитывать на союз с радикалами.

В апреле 1991 г. перед депутатами Верховного Совета СССР выступил премьер-министр В. Павлов, который раскрыл катастрофическую картину развала экономики страны. Главную причину он видел в развале межреспубликанских связей. Бюджет недополучил около 40 % запланированных поступлений из республик. Производство упало за год на 5 %, а национальный доход - на 10 %.

24 апреля состоялся Пленум ЦК КПСС, где впервые был поставлен вопрос о недоверии Горбачеву, но ему благодаря удачному маневру - заявлению лидеров 9 республик (включая Б. Ельцина) о совместных мерах по экономической стабилизации и скором заключении союзного договора - все же удалось сохранить пост Генерального секретаря.

12 июня 1991 г. Б. Ельцин одержал убедительную победу на выборах Президента РСФСР.

2. Распад СССР

Ослабление центральной партийно-государственной власти, опасение за свое дальнейшее положение заставили местную партийно-государственную элиту искать союза с национальной интеллигенцией, начавшей борьбу за доминирование в общественном сознании населения союзных и автономных республик. Контуры будущего объединения, способного взорвать всю структуру СССР, приняли явственные очертания уже на начальном этапе перестройки.

Борьба за «неотъемлемые права народов» неизбежно превращалась в борьбу против единого государства.

Центральная власть уже не могла и не хотела решать вопрос территориального переустройства. Республики, которые в результате существовавшего административно - территориального деления приобрели дополнительные территории, стремились закрепить существовавшие границы.

Центральная власть стала заигрывать с республиками, обрушиваясь с критикой на союзные министерства и ведомства, упрекая их в том, что они не считаются с мнением субъектов федерации. Фактически был выбран курс умиротворения сепаратистов. Чем больше союзная власть делала уступок, чем больше она занималась самокритикой, тем требовательней и настойчивей становились республики.

Был выбран путь поощрения децентрализации, передачи республикам целого ряда управленческих функций, перехода на принципы хозрасчета, установления прямых хозяйственных связей. Фактически была поддержана идея придания языкам титульных наций статуса государственных.

Обвиняя некие коррумпированные, антиперестроечные силы в разжигании националистических страстей, союзные власти решили опереться на «широкие слои общественности в республиках в поддержку перестройки». Фактически они выступили покровителями создания так называемых народных фронтов.

В мае 1989 г. Верховный Совет Латвии принял закон о придании латышскому языку статуса государственного и Декларацию о государственном суверенитете республики, а в июле соответствующий закон.

29 мая Верховный Совет Армянской ССР принял указ о признании 28 мая 1918 г. днем восстановления армянской государственности[5].

19 сентября был созван Пленум ЦК по национальному вопросу. На Пленуме предлагалось значительно расширить права союзных республик, разграничить полномочия союзного. центра и республик, придать новый статус автономным образованиям.

После Пленума Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о первоочередных мерах по совершенствованию законодательства СССР в области межнациональных отношений. Верховным Советом СССР были предоставлены широкие права в экономике Прибалтийским республикам, Белоруссии и Свердловской области. На Политбюро вновь звучало предложение о новом Союзном договоре.

Начавшийся 1990 г. принес новое обострение обстановки в Закавказье. 31 декабря - 2 января в Нахичеванской АССР (Азербайджан) прокатилась волна массовых беспорядков.

13 января 1990 г. в Баку произошли армянские погромы. В Армении комитет «Карабах» объявил мобилизацию. В Баку в связи с обострением обстановки было введено чрезвычайное положение. В начале февраля массовые националистические беспорядки, сопровождавшиеся убийствами и погромами, произошли в Душанбе.

Проходивший в марте Съезд народных депутатов СССР объявил недействительными решения Верховного Совета Литвы о провозглашении ее независимости до установления законного порядка выхода республики из состава Союза ССР.

Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал открывшийся 16 мая 1990 г. 1-й Съезд народных депутатов России, в повестку дня которого был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, а 30 мая он на пресс-конференции уже заявил о том, что после принятия Декларации о суверенитете России, она станет во всем самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Б. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий.

12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Совет Федерации предложил создать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообщества.

Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан.

Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра.

Провозглашение независимости республик в составе СССР подталкивало автономии к одностороннему решению о повышении своего статуса.

В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик.

Дискуссия шла вокруг двух концепций договора. Сторонники первой исходили из того, что союзные структуры ликвидируются, а республики устанавливают между собой горизонтальные связи и на этой основе создают Союз. Приверженцы второй исходили из необходимости сохранения существующей союзной вертикали управления, но при условии ее реформирования.

Реальные политические условия и общественное мнение было на стороне первых. В общественном сознании уже было сформировано негативное отношение к союзным структурам.

В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и принял постановление, в котором назвал Союзный договор важнейшим фактором стабилизации обстановки в стране, признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу о сохранении Союза ССР.

Из принявших участие в данном референдуме 148,6 млн. чел. (80% имевших право голоса) 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%).[6]

Вывод, который был сделан руководством страны из итогов референдума, не предполагал прямого обращения за поддержкой к народу в отстаивании территориальной целостности. Напротив, с еще большей силой стали говорить о необходимости скорейшего подписания Союзного договора.

23 апреля в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти республик и М. Горбачева, во время которой было сделано «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9+1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Республики присматривались к центру, точнее, к его способности контролировать ситуацию. Малейшее колебание тут же использовалось для продвижения к полной независимости. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия.

В заявлении предполагалось, что после подписания и ратификации (процедура, характерная для фактически независимого государства) не позднее чем через 6 месяцев должна быть принята новая Конституция, куда Союзный договор войдет составной частью.

Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что государства, образующие Союз, являются полноправными членами международного сообщества, равно как и Союз является субъектом международного права. Государства могут входить в состав Союза непосредственно, или в составе другого государства. Это было достижением автономий. Участники договора признавали границы друг друга, что в условиях, когда республики становились субъектами международного права, вело к международно-правовому закреплению их как межгосударственных. С учетом свободы выхода из состава Союза это означало, что Союзный договор обеспечивал благоприятные условия становления национальной государственности республик. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский.

Таким образом. Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. Но вместе с ним распадалась и Российская Федерация. Этот проект было решено опубликовать. На 20 августа было назначено его подписание.

Заключение

Процесс перестройки существовавшей ранее политической системы и распад СССР останутся на страницах нашей как одни из самых коренных, резких и рискованных шагов высшего руководства страны, ведь решалась судьба не сотен и даже не тысяч людей - а самого крупного государства в истории. Результаты этих перемен мы можем очень хорошо ощутить на себе именно сейчас, когда прошло практически десятилетие со дня этих событий. Экономика понемногу восстанавливается, начинают выходить из кризиса многие отрасли промышленности, в обществе люди все более склоняются к признанию демократических ценностей и, соответственно, такого же мировоззрения. Конечно же, для демократического государства необходимо правовое сознание общества, которое, к сожалению, на данном этапе находится еще на очень низком уровне.

Демократические преобразования послужили и послужат хорошей основой для дальнейших позитивных изменений в сознании российских граждан.

В последнее время все реже и реже произносят само это слово - "перестройка", зато все чаще говорят, что она завершилась, исчерпав себя и потерпела поражение.

Литература

            Абалкин Л. Неиспользованный шанс. - М.: Политиздат, 1991. – 350с.

            Бунич З.П. Новые ценности. - М.: Наука, 1989. – 421с.

            Валовой Д. Тайны овального зала Кремля. - М.: Правда, 1991.- 284с.

            Международный ежегодник: политика и экономика. - М, 1991.- 112с.

            Новейшая история отечества. Учебник для ВУЗов. Том 2. - М.: Владос, 1997. – 480с.

            Программа углубления экономических реформ в России. - М.: Республика, 1992. – 269с.


[1] Абалкин Л. Неиспользованный шанс. - М.: Политиздат, 1991. – с.218.

[2] Программа углубления экономических реформ в России. - М.: Республика, 1992. – с.107.

[3] Международный ежегодник: политика и экономика. - М, 1991.- с.29.

[4] Новейшая история отечества. Учебник для ВУЗов. Том 2. - М.: Владос, 1997. – с.227.

[5] Валовой Д. Тайны овального зала Кремля. - М.: Правда, 1991.- с.25.

[6] Международный ежегодник: политика и экономика. - М, 1991.- с.57.