Содержание

Введение. 3

1. Бюджетное планирование. 4

1.1. Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации. 4

1.2 Принципы бюджетной системы.. 7

1.3. Сущность бюджетного планирования. 8

1.4. Анализ бюджета Хабаровского края. 10

2. Бюджетное прогнозирование. 22

2.1. Сущность и основы бюджетного прогнозирования. 22

2.2. Анализ прогнозов развития. 23

3. Пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования. 25

Заключение. 30

Список литературы.. 31

Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и соответственно рассмотрение возможных путей их решения.          

1. Бюджетное планирование

1.1. Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу­лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто­рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные вла­сти получают финансовые ресурсы для содержания государст­венного аппарата, армии, осуществления социальных мероприя­тий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения го­сударством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властных полномочий. Бюд­жет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутрен­него валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Государственный бюджет возник с появлением государства.  Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686-1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.

Расходы государства изначально были разделены на две части – на гражданские и военные расходы. В России первая роспись государственных расходов и доходов  была составлена в 1722 году на следующий, 1723 год. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 года начинается составление бюджета России.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система государства – главное звено финансовой системы государства.

         Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

         В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

*                    федеральный бюджет;

*                    региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюдже­ты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

*                    бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты по­селков и сельских населенных пунктов.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития.

Бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных  к предметам их ведения.

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде­ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий­ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъек­та Российской Федерации включает бюд­жет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут­верждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использо­вания по территории в целом Российской Федерации и отдель­ных субъектов Российской Федерации.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетных и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе ко­торых показатели консолидированных бюджетов). А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресур­сов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспе­ченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, обра­зование.

1.2 Принципы бюджетной системы

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной систе­мы Российской Федерации:

Принципы

Основные положения

единства

единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, введение бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ

закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами  местного самоуправления.

самостоятельности бюджетов

Наличие собственных источников доходов бюджетов  каждого уровня бюджетной системы, законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

 полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

отражение в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.

Общее покрытие расходов

Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

достоверности бюджета

надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальность расчета доходов и расходов бюджета.

сбалансированности бюджета

объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сумме доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита и т.д.;

гласности

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законода­тельных органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель­ного органа государственной власти, либо между законодательным  и исполнительным органами государственной власти.

Эффективность и экономность использования бюджетных средств

при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

адресности и целевого характера бюджетных средств.

выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

1.3. Сущность бюджетного планирования

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования; подчинено требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

В соответствии с бюджетным законодательством, бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, о чем говорилось выше.

Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий, складывающихся, в свою очередь, из ряда этапов.

На первой стадии бюджетного процесса составляется проект бюджета. Данная стадия включает 4 этапа:

На первом этапе составления проекта бюджета представительные и исполнительные органы власти и местного самоуправления соответствующих территорий за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года получают от вышестоящих исполнительных органов власти информацию об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год.

Правительство РФ доводит такую информацию до представительных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, а исполнительные органы власти субъектов Федерации - до органов местного самоуправления нижестоящего уровня.

На втором этапе составления проекта бюджета исполнительные органы власти административно-территориальных образований представляют в вышестоящие исполнительные органы власти, а исполнительные органы власти субъектов Федерации - в Правительство РФ расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащие передаче из вышестоящих бюджетов и т. д.

Эти данные сообщаются в том случае, если доходы бюджета не балансируются с минимально необходимыми расходами.

На третьем этапе составления проекта бюджета вышестоящие органы исполнительной власти сообщают нижестоящим органам конкретные данные, необходимые для составления проекта бюджета:

- проектируемые нормативы (%) отчислений от регулирующих доходов; - о дотациях и субвенциях, намечаемых к предоставлению из вышестоящего бюджета и их целевого назначения; - перечень и фиксированные доли (в %) доходов, закрепленные за бюджетами нижестоящих уровней;

- перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

На четвертом этапе составления проекта бюджета осуществляется непосредственное составление проекта бюджета исполнительным органом власти в соответствии с планами развития конкретной территории и сообщенными вышестоящими органами показателями.

Правительство РФ готовит проект федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации как составные части бюджетного послания Президента РФ.

Вторая стадия бюджетного процесса. На данной стадии исполнительный орган власти или местного самоуправления вносит в соответствующий орган представительной власти проект бюджета для его рассмотрения и санкционирования бюджетных расходов.

На уровне Российской Федерации Президент Российской Федерации представляет в высший законодательный орган бюджетное послание.

Заканчивается эта стадия рассмотрением проекта бюджета вынесением соответствующим представительным органом власти решения о санкционировании бюджетных расходов. На основании этого решения исполнительный орган власти дорабатывает проект бюджета.

Третья стадия бюджетного процесса заключается в утверждении проекта бюджета. Стадия начинается рассмотрением уточненного проекта бюджета соответствующим представительным органом власти и заканчивается утверждением бюджета в форме закона или решения.

Составление проектов бюджетов и их утверждение осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией.

1.4. Анализ бюджета Хабаровского края

Краевой бюджет на 2003 год по доходам был утвержден в сумме 1024,3 млрд. рублей .

По отчету за 2003 год доходы краевого бюджета составили 1090,4 млрд. рублей или 106,5 % годового плана. Кроме того, из Федерального бюджета поступили взаимные расчеты в сумме 343554 млн. руб., трансферты в сумме 596239 млн. руб.

По отдельным видам налогов и доходам выполнение плана сложилось различным образом. По ряду налогов план в 2003 году был перевыполнен, в частности: - по налогу на прибыль - на 7,39 %,     - по акцизам - на 39,87 %,   - по налогу на имущество предприятий - на 26,54 %,      - по доходам от приватизации - на 26,9 %

Недопоступления по ряду налогов в основном связано с продолжающимся спадом производства, углублением кризиса неплатежей, ухудшением финансового состояния предприятий и организаций.

Наибольший удельный вес в общем объеме поступлений составляют налоговые доходы - 70 %. Основными источниками доходов в 2003 году составили: - налог на прибыль - 34%,  - налог на добавленную стоимость - 13%,     - подоходный налог с физических лиц - 13%.

По налогу на добавленную стоимость план поступления в краевой бюджет на 2003 год определен в сумме 166100 млн. рублей. Фактическое поступление составило 140204 млн. рублей, или 84,4% к плану.

Основной причиной недопоступления этого вида налога является спад производства и рост недоимки. К уровню прошлого года снижение объема промышленного производства составило 23%. Недоимка по налогу на добавленную стоимость на 1.01.96 года составила 51 млрд. рублей, или 30% от общей суммы недоимки по краевому бюджету и возросла по сравнению с 1994 годом в 5 раз.

В свою очередь, спад производства явился результатом постоянного недостатка необходимых для развития производства оборотных средств, вызванного высокими темпами инфляции.

Пополнение оборотных средств за счет привлечения банковских кредитов имеет ограниченный характер, т.к. разрыв между уровнем рентабельности большинства хозяйствующих субъектов края и ставками коммерческих кредитов столь велик, что делает привлечение заемных средств крайне невыгодным. Это усугубляется тем, что значительное число предприятий вообще не может рассчитывать на получение банковского кредита в силу финансовой несостоятельности (удельный вес убыточных предприятий края составляет 39,4%).

За 2003 год план поступления налога на прибыль в краевой бюджет выполнен на 107,4% (план 345900 млн. рублей, исполнение составило 371459 млн. рублей). Недоимка по налогу на прибыль на 1.0196 года составила 107192 млн. рублей, или 28,8% к общей сумме поступлений налога в краевой бюджет. За 2003 год по краевому бюджету произведено взаимозачетов на сумму 97335 млн. рублей, что составляет 26,2% от всей суммы налога на прибыль.

В 2003 году план поступления налога на имущество в краевой бюджет выполнен на 126,5% (план 10300 млн. рублей, исполнение 13034 млн. рублей). Недоимка по налогу на имущество по состоянию на 1.01.96 года составила 5104 млн. рублей, или 39.2% к общей сумме поступлений налога в краевой бюджет. За 2003 год по краевому бюджету произведено взаимозачетов на сумму 6847,7 млн. рублей, что составляет 52,5% от всей суммы налога на имущество.

При установленном на 2003 год плане подоходного налога в сумме 158,1 млрд. рублей фактически в краевой бюджет поступило 138,4 млрд. рублей, что составляет 87,5% к плану.

Основной причиной невыполнения прогнозных показателей по подоходному налогу является задержка выплат заработной платы из-за неплатежеспособности большинства предприятий края и допущенная недоимка по начисленным платежам подоходного налога. Общая сумма невыплаченной заработной платы по состоянию на 1.01.96 года составила в целом по краю 291 млрд. рублей, в связи с чем недополучено подоходного налога на сумму 35 млрд. рублей.

За 2003 год в крае добыто 8071 кг золота, 3398 кг платины, 3380 тонн олова, 1528 тыс. тонн угля. При прогнозе поступления платы за недра в 2003 году 8800 млн. рублей, фактически в краевой бюджет зачислено 8544 млн. рублей. За счет задержанных в банках налоговых платежей в краевой бюджет недопоступило с районов добычи около 2 млрд. рублей платежей за право пользования недрами.

В краевой бюджет суммы земельного налога поступали за счет централизации 40% земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков. В 2003 году в краевой бюджет зачислено 8689 млн. рублей против 11686 млн. рублей по прогнозному расчету. Половина этих средств (4345 млн. рублей) подлежит перечислению в республиканский бюджет. Не выполнен план по земельному налогу бюджетами наиболее крупных городов края - Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, Амурска. В крае незавершена инвентаризация земель, не все плательщики имеют соответствующие документы на право пользования земельными участками, соответственно не все пользователи землей стоят на учете плательщиками земельного налога.

В отчетном 2003 году было обеспечено 10 выпусков в обращение векселей администрации края на общую сумму 23 млрд. рублей. В среднем каждый вексель имел 3-4 держателей, что позволило несколько снизить кризис неплатежей в крае и провести расчетов на сумму 75 млрд. рублей. Однако в отчетном периоде продолжался рост недоимки по налогам и доходам в краевой бюджет.

Активизировалась работа по контролю за состоянием платежной дисциплины. Вопросы состояния платежной дисциплины банков и предприятий систематически рассматриваются на краевой комиссии по эффективному использованию финансовых ресурсов.

Разрабатываются и утверждаются графики погашения задолженности, намечаются возможные механизмы проведения зачетов. В отчетном году работа, проведенная с предприятиями, организациями и финорганами по взаимозачетам доходов краевого бюджета на сумму 215,3 млрд. рублей позволила снизить темпы роста недоимки. Доля платежей в краевой бюджет путем проведения зачетов и векселями составила 20% от общей суммы доходов краевого бюджета.

Увеличению недоимки, несвоевременному перечислению платежей в бюджет способствуют коммерческие банки, которые имеют дебетовое сальдо на корреспондентских счетах ( ДальПСБ, КонекАПБ, Накбанк, КБ "Бизон-капитал", Гаванькомбанк и др. всего 25 банков из 93 ). По состоянию на 1.01.96 года проведено 203 проверки коммерческих банков, выявлено 11523 случаев задержки исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление 95,5 млрд. рублей. Задержка исполнений более 30 дней выявлена в 1287 случаях.

Продолжает сохранятся высокий уровень криминогенности в налоговой сфере. За 2003 год госналогинспекциями и налоговой полицией края выявлено 6099 нарушений у юридических лиц или 22.3% от всех зарегистрированных предприятий. Нарушения налогового законодательства по налогу на прибыль выявлены по 1365 проверкам (22.4% от общего количества проверок налогового законодательства), по налогу на добавленную стоимость - по 1501 проверкам (24,6% ).

В истекшем году по-прежнему наиболее криминогенными участками в налоговой сфере являлись торгово - закупочная, производственно- посредническая и внешнеэкономическая деятельность. Лидирующее положение по количеству нарушений занимают ТОО. На их долю приходится свыше 60% от общего числа выявленных нарушений налогового законодательства.

Характерными способами сокрытия доходов от налогообложения являются: занижение объема реализованной продукции, сокрытие выручки от реализации продукции, завышение себестоимости путем необоснованного отнесения к ней расходов, совершение финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными.

Наметилась тенденция к росту и других способов сокрытия доходов от налогообложения: неоприходование наличной выручки, неотражение прибыли, полученной от предоставления кредитов, бесфактурный отпуск товарно- материальных ценностей.

Ограничивающим фактором роста налогов, расчетной базой которых является фонд оплаты труда (подоходный налог с физ. лиц, транспортный налог, сбор на нужды образовательных учреждений), является низкий уровень заработной платы. Высокий удельный вес убыточных предприятий сдерживает прирост налога на прибыль, а низкий уровень производства товаров и услуг (спад производства к уровню 1994 года составил: потребительских товаров - 21,4%, непродовольственных товаров - 29,1%, продовольственных товаров (без алкогольных напитков) - 24,4%) сдерживает прирост налога на добавленную стоимость.

Краевой бюджет на 2004 год по доходам был утвержден в сумме 1864873 миллионов рублей.

По отчету за 2004 год поступило доходов в сумме 1571800 миллионов рублей. Кроме того из федерального бюджета 1082102 миллионов рублей взаимных расчетов и трансфертов. Учитывая средства федерального бюджета, доходная часть бюджета составила 2653902 миллионов рублей.

Рост доходов по сравнению с 2003 годом составил 1.3 раза. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые поступления - 77 %. Их доля по сравнению с прошлым годом выше на 7 %. Основными источниками доходов в 2004 году по-прежнему остаются следующие налоги:

- налог на прибыль - 21 %;

- подоходный налог с физ.лиц - 15 %;

- НДС - 16 %.

По ряду налогов, таких как спецналог, налог на имущество, плата за недра план перевыполнен соответственно на 148 %, 35 %, 4 %. Это произошло в результате проведенных в декабре 2004 года взаимозачетов и заключительных оборотов.

Недопоступления по ряду налогов связано с продолжающимся спадом производства, углублением кризиса неплатежей, ухудшением финансового состояния предприятий и организаций. За 2004 год снижение объемов промышленного производства составило 12,7 %. Из - за неплатежеспособности многих предприятий образовался банковский кризис, в банках на корсчетах осело 275 млрд. рублей, из них в краевой бюджет не может поступить 8 млрд. рублей. Поступление в разрезе налогов сложилось следующим образом.

По налогу на добавленную стоимость поступления в краевой бюджет за год составили в сумме 250700 млн. руб. или 98,31 % к уточненному плану (255000 млн. руб.). Недопоступило 4300 млн. руб. к уточненному плану. В связи с проведением взаимозачетов по погашению недоимки в сумме 185000 млн. рублей, полностью погашена недоимка по НДС следующими предприятиями: Управлением ДВЖД, АО “Хабаровскэнерго”, АО “Горводоканал” г.Хабаровска.

План поступления по налогу на прибыль в краевой бюджет выполнен на 95,83 % . Исполнение составило 14400 млн. руб. при плане 345600 млн. руб. Основная причина недопоступления налога на прибыль - увеличение числа убыточных предприятий. Основной плательщик этого налога Управление ДВЖД получило убытки. За 2004 год было произведено взаимозачетов на общую сумму 137700 млн. руб. , что составляет 41,6 % от суммы налога на прибыль.

План поступления налога на имущество в краевой бюджет выполнен на 135.32 % (уточненный план 16701 млн.руб., исполнение 22600 млн.руб.). План перевыполнен в результате проведенных взаимозачетов на сумму 9200 млн.руб. или 40,7 % к общей сумме поступлений по данному налогу.

По подоходному налогу уточненный план на 2004 год определен в сумме 221100 млн. руб., фактически его поступило в краевой бюджетов соответствии с установленными нормативами распределения федеральных налогов, 227900 млн. руб., что составляет 103,8 % . По сравнению с соответствующим периодом прошлого года общая сумма подоходного налога , поступившая в краевой бюджет возросла в 1,64 раза. Однако в крае наблюдается наличие просроченной задолженности невыплаченной заработной платы, которая на конец 2004 года составила 665900 млн. руб. (по сравнению с началом года она возросла более, чем в 2 раза), а это уменьшает поступление подоходного налога в краевой бюджет. Кроме, того недоимка по подоходному налогу на 1 января 2005 года составила 7700 млн. руб.

План по земельному налогу определен в сумме 8800 млн. руб. В краевой бюджет централизовано земельного налога в сумме 21000 млн. руб. План по земельному налогу перевыполнен на 138.6 % . Однако из-за острой нехватки финансирования в краевом бюджете средства, причитающиеся перечислению в федеральный бюджет в сумме 12600 млн. руб., были направлены на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы. А в Министерстве Финансов этот вопрос планируется разрешить проведением взаимозачета.

Неналоговые доходы составили 479240 млн. руб. Из них план по доходам от приватизации перевыполнен на 46.6 % . А в составе прочих неналоговых поступлений - возврат кредитов - 106500 млн. руб. , поступления в погашение дефицита бюджета - 16900 млн. руб., возврат ссуд. - 37500 млн. руб., прочие поступления .

В краевой бюджет на 2005 год было запланировано получить 1532175 млн. руб. По отчету за 2005 год в краевой бюджет поступило 1411700 млн. руб., что составило 92.14 % к годовому плану. Доля собственных доходов в отчетном году была увеличена за счет введенного налога с розничных продаж, который заменил налог на розничный товарооборот. Сумма поступления по этому налогу составила 389,6 млн. руб.

По ряду налогов план в 2005 году недовыполнен. Это по таким налогам, как: - НДС - на 11,3 %;

- акцизы - на 1,4 %;

- прочие налоги на товары и услуги - на 38,3 %

- платежи за пользование природными ресурсами - на 8,7 %.

Не поступление доходов в бюджет вызвано продолжающимся спадом производства. Эффективная налоговая политика сдерживается кризисом платежей. Постоянно происходит снижение промышленного производства, ухудшение финансового состояния предприятий увеличивает взаимные неплатежи между предприятиями, задолженность в бюджет. Сумма задолженности в бюджет составляет 120475 млн. руб.

Отрицательное влияние на поступления в бюджет оказал и кризис банковской системы. Двадцать пять коммерческих банков в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах в РКЦ не производят расчеты с бюджетом.

На снижение темпов поступления налогов в конце года повлияло также исполнение на территории Хабаровского края Указа Президента РФ от 18. 08.96 г. N 1212. По данным налоговой инспекции все банки в соответствии с этим Указом переместили платежные поручения по перечислению платежей в бюджет с третьей на четвертую очередь, в результате этого, значительные суммы к взысканию по платежным поручениям в пенсионный фонд, фонд социального страхования и занятости находятся перед платежами в бюджет , причем размеры этих платежей постоянно увеличиваются.

В условиях кризиса план по налогу на прибыль недовыполнен на 4,78%. При плане 310000 млн. руб., налога на прибыль поступило 294900 млн. руб. В 2005 году были проведены взаимозачеты с предприятиями АО “Хабаровскэнерго” и Управлением ДВЖД на общую сумму 83000 млн. руб. Это позволило не только погасить задолженность этих предприятий, но и завести топливо в города и районы края. Однако, план по налогу не выполнен и основная причина недопоступления налога - сохранение значительного числа убыточных предприятий, удельный вес которых к общему числу предприятий составляет 53 %. Наибольшее число убыточных предприятий - транспортные, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

При установленном на 2005 год плане подоходного налога в сумме 347400 млн. руб. фактически в краевой бюджет в соответствии с установленными нормативами распределения , поступило 348600 млн. руб., что составило 100, 4 % к годовому плану. По сравнению с соответвующим периодом прошлого года общая сумма подоходного налога, поступившего в краевой бюджет возросла в 1,53 раза. Однако в крае продолжается наличие просроченной задолженности невыплаченной зарплаты, которая на 1.01.98 года составило 36000 млн. руб. Из суммы, поступившего подоходного налога в краевой бюджет было проведено взаимозачетов на сумму 52290 млн. руб.

Налог на имущество в краевой бюджет поступил в сумме 11000 млн. руб., или 101,8 % к плановому показателю (10800 млн. руб.). План перевыполнен на 1,8 %. Это произошло в результате предоставленной льготы Управлению ДВЖД. Доходы по налогу на имущество от Управления ДВЖД в 2005 году составили 5000 млн. руб.

Поступления по платежам за пользование природными ресурсами составили 80271 млн. руб., или 91,33 % к плану (87888 млн. руб.) . В краевом бюджете платежи за природные ресурсы формируются за счет 25 % отчислений платы за добычу угля, драгоценных и цветных металлов, отчислений от воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также от централизации 50 % земельного налога за земли городов и поселков. Из всех этих налогов не выполнен план только по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Из 60000 млн. руб. планируемых поступило всего 32844 млн. руб.

В 2005 году по доходам от приватизации план был определен в сумме 54000 млн. руб. Исполнение по данному виду налога составило 54100 млн. руб. или 100.2. % к плановому показателю. План выполнен благодаря продаже в июле 2005 года акций предприятий федеральной собственности, находящихся на территории края. В результате этой операции в краевой бюджет поступило 3900 млн. руб.

Проанализируем поступление доходов в краевой бюджет Хабаровского края в динамике за 2003 - 2005 годы(смотри приложение 7).

Как видно из таблицы наибольший удельный вес в общем объеме налоговых поступлений составляют следующие налоги: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на товары и услуги (среди них наибольший удельный вес приходится на НДС).

Удельный вес по налогу на прибыль в 2003 г., 2004 г., 2005 г. снизился с 18 % до 10% . Снижение удельного веса по налогу на прибыль можно объяснить тем, что начиная с 2004 года снизилась налогооблагаемая база по этому налогу, а именно, была отменена часть налога на прибыль взимаемой за превышение лимита по фонду оплаты труда.

Удельный вес подоходного налога с физических лиц по сравнению с 2003 годом увеличился в 2004 году на 2,2 %и составил 8,6 % в общей сумме доходов, а в 2005 году его доля увеличилась до 11 %. Хотя в крае наблюдается большая задержка по выплате заработной платы, увеличение удельного веса объясняется повышением заработной платы в связи с постоянным нарастанием инфляции. Кроме того, в 2005 году было проведено большое количество взаимозачетов с АО “Хабаровскэнерго“ по подоходному налогу с физических лиц.

Удельный вес по налогам на товары и услуги в 2004 году увеличился по сравнению с 2003 годом на 7,6 %, а в 2005 году снизился по сравнению с 2004 годом на 4 % . Увеличение удельного веса по налогам на товары и услуги объясняется увеличением удельного веса таких налогов как НДС, акцизы. На снижение удельного веса по налогам на товары и услуги повлияло снижение удельного веса по спецналогу и прочих налогов на товары и услуги.

Наибольший удельный вес среди налогов на товары и услуги приходится на налог на добавленную стоимость. Его удельный вес по сравнению с 2003 годом возрос с 7% до 8 %. Увеличение удельного веса по НДС на фоне снижения объема производства произошло в результате проведения взаимозачетов по погашению недоимки с предприятиями: АО “Хабаровскэнерго”, Управлением ДВЖД, АО “Горводоканал” г. Хабаровска.

Удельный вес по акцизам увеличился с 2% до 4% в результате увеличения объемов подакцизных товаров и проведения взаимозачетов.

Удельный вес по спецналогу снизился с 1% до 0.4% . Это объясняется тем, что спецналог был отменен в 2003 году и в краевой бюджет допоступают начисленные ранее суммы этого налога, а также были проведены взаимозачеты по зачислению спецналога в краевой бюджет. .

Удельный вес по платежам за пользование природными ресурсами увеличивался на протяжении трех лет. В 2003 году удельный вес платежей составлял 1%, в 2005 году удельный вес в общей сумме поступлений составил 3%. Такое увеличение по данному виду налога объясняется увеличением удельного веса таких налогов как отчислений на воспроизводство МСБ и земельного налога. Удельный вес отчислений на воспроизводство МСБ по сравнению с 2003 годом возрос в два раза. Это произошло в результате того, что с 2004 года данный налог стал поступать в краевой бюджет (ранее он перечислялся в федеральный бюджет). Удельный вес по земельному налогу также возрос с 0.4 % в 2003 году до 1% в 2005 году в результате увеличения ставок по налогу в два раза.

Среди неналоговых доходов доходы от приватизации возросли с 2003 по 2005 год с 0.2 % до 2% . Такое резкое увеличение произошло в результате продажи в июле 2005 года акций предприятий федеральной собственности, находящейся на территории Хабаровского края (на сумму 3900 млн. руб.).

2. Бюджетное прогнозирование

2.1. Сущность и основы бюджетного прогнозирования

Устойчивый приток инвестиций в экономику края во многом зависит от эффективного информационного сопровождения инвестиционной политики края как на региональном, так и на федеральном уровнях. Исходя из этого, одной из актуальных задач является формирование на долгосрочной основе имиджевой стратегии Хабаровского края, включающей самостоятельные программные мероприятия. Эта многогранная работа должна строиться, во-первых, на исключительных особенностях края как геостратегического и геополитического центра. Во-вторых, учитывать общую стратегию развития Российской Федерации и ее государственную инвестиционную политику; информационную конкуренцию соседних субъектов Российской Федерации и других стран за информационные потоки и начавшуюся информационную трансформацию мировых полюсов экономического развития. Информационное обеспечение должно оказать содействие в продвижении инвестиционной политики края до потенциальных инвесторов и формировании информационного поля, стимулирующего привлечение инвестиций в экономику края, что предполагает:

- формирование образа края как инвестиционно привлекательного хозяйственного комплекса;

- формирование образа Правительства края и Законодательной Думы Хабаровского края как органов власти, создающих оптимальные условия для привлечения инвестиций в экономику края;

- системное стимулирование привлечения в край инвестиций.

При реализации комплексного плана мероприятий по формированию привлекательного имиджа края в рамках его инвестиционной политики должны быть предусмотрены региональный и федерально-международный уровни воздействия на целевые группы.

На региональном уровне предусматривается информационное сопровождение реализации межрегиональных проектов, инициируемых или поддерживаемых Правительством края, предприятиями края, формирование образа края как лидирующего субъекта успешно развивающегося Дальневосточного экономического района.

На федерально-международном уровне предусматривается:    - широкое информирование целевых аудиторий об экономических процессах, происходящих в Хабаровском крае;      - формирование информационного образа края как центра экономического развития стратегического для России Дальневосточного экономического района; - широкое информирование целевых групп о формировании на территории края инфраструктуры, способствующей экономической интеграции России в АТР; - адресное распространение информации о краевых и межрегиональных инвестиционных проектах;   - информационное содействие продвижению на рынки конкурентоспособных товаров и услуг, производимых предприятиями края.

2.2. Анализ прогнозов развития

В таблице 1 приведен прогноз развития основных отраслей экономики Хабаровского края до 2010 года (в процентах к предыдущему году в сопоставимых условиях).

Таблица 1

Показатели

2002 год отчет

2003 год оценка

2004 год прогноз

2005 год прогноз

2006 год прогноз

2006 год в процентах к 2002 году

Средне-годовой прирост в процентах за период 2007 - 2010 годов

2010 год в процентах к 2002 году

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Валовой региональный продукт (ВРП)

106,6

105,0

105,5

105,1

106,5

124,0

7,0

163,0

Инвестиции в основной капитал (средний вариант)

119,0

107,0

106,0

107,0

108,0

131,1

10,0

191,9

В процентах к 2002 году

100,0

107,0

113,4

121,4

131,1

131,1

-

191,9

Инвестиции в процентах к ВРП (средний вариант)

17,7

18,0

18,1

18,4

18,5

-

-

20,9

Инвестиции в основной капитал (оптимальный вариант)

119,0

112,5

112,5

112,5

110,0

156,6

10,0

229,3

Инвестиции в основной капитал в процентах к 2002 году (оптимальный вариант)

100,0

112,5

126,6

142,4

156,6

156,6

-

229,3

Инвестиции в процентах к ВРП (оптимальный вариант)

17,7

18,9

20,2

21,6

22,3

-

-

24,9

Промышленность - всего

 

 

 

 

 

 

 

 

объем производства

106,0

104,4

104,5

105,0

106,5

122,0

7,0

160,0

инвестиции

141,9

102,0

105,0

105,0

106,0

119,2

8,0

162,2

в том числе по отраслям:

 

 

 

 

 

 

 

 

электроэнергетика

 

 

 

 

 

 

 

 

объем производства

98,1

101,5

101,3

102,0

103,0

108,0

3,0

121,6

инвестиции

147,7

110,0

105,0

105,0

105,0

127,3

8,0

173,2

топливная

 

 

 

 

 

 

 

 

объем производства

113,0

106,0

103,0

104,0

104,0

118,1

4,0

138,1

инвестиции

150,0

109,5

102,0

103,0

105,0

120,8

6,0

152,5

цветная

 

 

 

 

 

 

 

 

объем производства

107,4

105,0

108,4

108,6

102,4

126,6

1,0

131,7

инвестиции

97,7

100,0

105,0

105,0

103,0

113,6

5,0

138,0

машиностроение

 

 

 

 

 

 

 

 

объем производства

105,1

104,2

103,7

103,6

104,2

116,6

6,5

150,1

инвестиции

124,2

120,0

110,0

107,0

108,0

152,5

10,0

223,3

лесная

 

 

 

 

 

 

 

 

объем производства

107,1

108,0

108,6

108,3

107,2

136,2

5,0

165,5

инвестиции

102,0

117,5

109,0

108,4

110,4

153,3

8,0

208,5

пищевая

 

 

 

 

 

 

 

 

объем производства

93,7

104,5

104,3

105,4

104,5

120,0

5,0

145,9

инвестиции

430,0

75,0

103,0

103,0

105,0

83,5

7,5

111,6

Строительство

 

 

 

 

 

 

 

 

объем производства

103,4

106,0

105,2

105,5

106,0

124,7

7,0

163,5

инвестиции

45,7

100,0

105,0

105,0

106,0

116,9

8,0

159,0

Сельское хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

объем производства

103,4

102,1

102,6

103,2

102,7

111,0

2,8

124,0

инвестиции

62,4

102,0

105,0

106,0

106,0

120,3

5,0

146,3

Транспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

производство услуг

106,0

107,0

105,0

106,0

108,0

128,6

8,5

178,2

инвестиции

90,4

113,0

112,0

112,0

111,0

157,3

10,0

230,4

Связь

 

 

 

 

 

 

 

 

производство услуг

121,9

108,0

110,0

110,0

109,0

142,4

8,0

193,8

инвестиции

210,0

150,0

120,0

115,0

120,0

248,4

15,0

434,5

Торговля

 

 

 

 

 

 

 

 

производство услуг

108,0

105,0

106,0

106,0

108,0

127,4

8,0

173,3

инвестиции

118,6

120,0

110,0

112,0

115,0

170,0

12,0

267,5

3. Пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования

МЕРОПРИЯТИЯ по реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Хабаровского края на 2003 - 2006 годы и до 2010 года

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1

2

3

4

1.

Совершенствование нормативной правовой базы

1.1.

Провести инвентаризацию действующей краевой нормативной правовой базы, касающейся вопросов инвестиционной деятельности, в целях подготовки и внесения изменений с учетом современных требований (совершенствование системы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, развития рынка ценных бумаг, сопровождения приоритетных инвестиционных проектов и т.д.)

2005 - 2006 гг.

министерство экономического развития и внешних связей края

1.2.

Подготовить проект закона Хабаровского края "О порядке отбора инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения для предоставления субсидий из фонда муниципального развития Хабаровского края и их распределения между муниципальными образованиями (группами муниципальных образований)"

2005 год

министерство строительство края, министерство экономического развития и внешних связей края, министерство финансов края

2.

Повышение роли органов местного самоуправления

 

Провести в рамках экономического совета занятия с экономическими службами органов местного самоуправления по вопросам инвестиционной и инновационной деятельности

ежегодно

министерство экономического развития и внешних связей края

3.

Повышение эффективности отраслей экономики края и инвестиционной активности предприятий

3.1.

Подготовить проект постановления Правительства Хабаровского края "О стратегии развития жилищного строительства на территории Хабаровского края до 2010 года"

IV квартал 2005г.

министерство строительства края

3.2.

Разработать программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2005 - 2010 годы

IV квартал 2005г.

министерство жилищно-коммунального хозяйства края

3.3.

Разработать краевые целевые программы "Отходы" и "Охрана атмосферного воздуха"

2006 - 2007 гг.

министерство природных ресурсов края

3.4.

Подготовить предложения по Основным направлениям Правительства края в области качества, сертификации и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на период 2006 - 2008 годов

II квартал 2006г.

министерство экономического развития и внешних связей края, отраслевые министерства края

3.5.

Разработать мероприятия по компенсации возможных отрицательных последствий присоединения России к ВТО

IV квартал 2005г.

министерство экономического развития и внешних связей края

4.

Организационное содействие инвестициям

4.1.

Проработать вопрос создания особых экономических зон на территории края

2005 - 2010гг.

министерство экономического развития и внешних связей края, отраслевые министерства края

4.2.

Проработать вопрос с предприятиями, компаниями, организациями о заключении концессионных соглашений по созданию нового и (или) реконструкции недвижимого имущества, находящегося в краевой собственности

2006 - 2010гг.

министерство промышленности, транспорта и связи края, министерство имущественных отношений края

4.3.

Изучить опыт регионов и проработать варианты создания краевого агентства регионального развития (направленное на оказание содействия в реализации инвестиционных проектов и привлечение отечественных и иностранных инвестиций, развитие инновационной деятельности на территории края, сопровождение инвестиционных и инновационных проектов, оказание полного комплекса консалтинговых услуг)

I - II квартал 2006г.

министерство экономического развития и внешних связей края, министерство имущественных отношений края, министерство финансов края

4.4.

Обновлять перечень высокоэффективных проектов (инвестиционных предложений), размещенных на сайте Правительства Хабаровского края

ежегодно, I квартал

министерство экономического развития и внешних связей края, отраслевые министерства края

4.5.

Обновлять перечень незадействованных производственных площадей, свободных земельных участков на территории края с указанием имеющейся инфраструктуры, размещенный на сайте Правительства Хабаровского края

ежегодно, I квартал

министерство экономического развития и внешних связей края, главы муниципальных образований городов и районов края

4.6.

Провести анкетный опрос предприятий края по проблемам инвестиционной и инновационной деятельности в крае

2007 - 2008 гг.

министерство экономического развития и внешних связей края, отраслевые министерства края

4.7.

Оказывать содействие подведомственным предприятиям в решении вопроса технического перевооружения на основе финансового лизинга

постоянно

отраслевые министерства края

5.

Развитие инновационной деятельности

 

Подготовить "Основные направления инновационного развития Хабаровского края на период до 2010 года"

II квартал 2006 г.

министерство экономического развития и внешних связей края

6.

Повышение эффективности, расширения источников финансирования и развития финансовой инфраструктуры

6.1.

Бюджетное финансирование

6.1.1.

Подготовить и внести изменения в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 годы и до 2010 года". Защитить внесенные предложения в отраслевых министерствах (ведомствах) Российской Федерации – заказчиках федеральных целевых программ

2005 год

министерство экономического развития и внешних связей края, отраслевые министерства края

6.1.2.

Продолжить работу с отраслевыми министерствами и предприятиями края по включению объектов Хабаровского края в федеральные целевые программы для финансирования из федерального бюджета с максимально возможными объемами федеральных ассигнований

ежегодно (в сроки установленные нормативными правовыми документами)

- "-

6.1.3.

Подготовить порядок организации и осуществления финансирования за счет средств краевого бюджета межмуниципальных инфраструктурных и социальных объектов капитального строительства

2006 год

министерство строительства края, министерство экономического развития и внешних связей края, министерство финансов края

6.2.

Банковское кредитование и развитие инфраструктуры кредитных учреждений

6.2.1.

Рассмотреть возможность создания в крае кредитного бюро (центра) по обмену информацией о заемщиках (банк данных о кредитных историях предприятий и организаций края)

IV квартал 2005г.

Хабаровская ассоциация банков (Ассоциация банков Азиатско-Тихоокеанского региона России), Главное управление Центрального банка по Хабаровскому краю, министерство экономического развития и внешних связей края

6.2.2.

Продолжить работу по привлечению кредитных учреждений края к финансированию инвестиционных проектов с участием региональных лизинговых компаний

постоянно

министерство экономического развития и внешних связей края, отраслевые министерства края

6.3.

Повышение роли страховых компаний

6.3.1.

Рассмотреть возможность заключения со страховыми компаниями соглашения о размещении в крае страховых резервов, формируемых за счет премий, собранных на территории Хабаровского края

IV квартал 2005г.

министерство экономического развития и внешних связей края, страховые компании

6.3.2.

Рассмотреть возможность создания посредством объединения страховых и перестраховочных организаций на территории Хабаровского края страхового пула для страхования высокостоимостных имущественных рисков

III квартал 2006г.

министерство экономического развития и внешних связей края, Тихоокеанский союз страховщиков

6.4.

Развитие рынка ценных бумаг

6.4.1.

Составить перечень акционерных обществ, краевые пакеты акций которых могут быть переданы в доверительное управление профессиональным участникам рынка ценных бумаг на конкурсной основе

IV квартал 2006г.

министерство имущественных отношений края, отраслевые министерства края

6.4.2.

Продолжить участие в совместных проверках акционерных обществ края по соблюдению требований законодательства Российской Федерации по ценным бумагам

ежегодно

министерство экономического развития и внешних связей края совместно с региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (по согласованию)

6.5.

Формирование информационной и институциональной инфраструктуры рынка ценных бумаг Хабаровского края

6.5.1.

Подготовить материалы для размещения информации о функционировании рынка ценных бумаг на информационных сайтах Правительства Хабаровского края, определить порядок обновления

III квартал 2006г.

министерство экономического развития и внешних связей края, профессиональные участники рынка ценных бумаг края (по согласованию)

6.5.2.

Подготовить предложения о возможных схемах создания специализированной рубрики в программах радио, телевидения, в печатных изданиях Хабаровского края о ценных бумагах, как способе инвестирования средств

IV квартал 2005г.

министерство экономического развития и внешних связей края, комитет по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края

6.6.

Совершенствование корпоративного управления в хозяйствующих обществах Хабаровского края, повышение уровня защищенности и законных прав и интересов инвесторов

6.6.1.

Подготовить рекомендации по внедрению в практику работы акционерных обществ положений Кодекса корпоративного поведения с закреплением в уставных документах

IV квартал 2005г.

министерство экономического развития и внешних связей края, региональное отделение ФСФР в Дальневосточном федеральном округе (по согласованию)

6.6.2.

Рассмотреть возможность введения независимых директоров в советы директоров (наблюдательные советы) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Хабаровского края

IV квартал 2005г.

министерство экономического развития и внешних связей края, министерство имущественных отношений края, отраслевые министерства края

6.6.3.

Готовить для отраслевых министерств края на основании материалов проверок, проведенных совместно с ФСФР в Дальневосточном федеральном округе, обзор типовых нарушений корпоративного законодательства акционерными обществами

ежегодно по полугодиям

министерство экономического развития и внешних связей края, региональное отделение ФСФР в Дальневосточном Федеральном округе (по согласованию)

6.7.

Привлечение средств населения в жилищное строительство

6.7.1.

Разработать "Основные направления развития ипотечного жилищного кредитования на территории Хабаровского края"

IV квартал 2005г.

министерство экономического развития и внешних связей края

6.7.2.

Организовать и провести семинар о механизмах ипотечного кредитования для руководителей организаций, заинтересованных в обеспечении жильем своих сотрудников, на условиях развития ипотечного строительства в Хабаровском крае

II квартал 2006г.

министерство экономического развития и внешних связей края, министерство строительства края, ОАО "Хабаровское краевое ипотечное агентство"

6.7.3.

Разработать проект закона Хабаровского края "О развитии ипотечного жилищного кредитования на территории Хабаровского края" (рабочее название)

II квартал 2006г.

- "-

6.8.

Привлечение иностранных инвестиций

6.8.1.

Разработать "Основные направления внешнеэкономической политики Хабаровского края на 2006 - 2010 годы"

II квартал 2006г.

министерство экономического развития и внешних связей края

6.8.2.

Организовать и провести презентации инвестиционного и экспортного потенциала Хабаровского края в России и за рубежом

ежегодно

- "-

6.8.3.

Обновить CD диск по инвестиционным проектам (предложениям) предприятий Хабаровского края

ежегодно

- "-

7.

Подготовка управленческих кадров и формирование экономических знаний населения края

7.1.

Повышение профессионального уровня управленческих кадров

7.1.1.

Организовать и провести конкурсный отбор специалистов для участия в Президентской программе подготовки управленческих кадров на 2006/2007 учебный год

ежегодно II квартал

министерство экономического развития и внешних связей края

7.1.2.

Провести конференции выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров с привлечением средств массовой информации

ежегодно до 2007 года

- "-

7.1.3.

Организовать проведение практических семинаров, деловых игр и т.д. в целях закрепления теоретических знаний, получаемых слушателями Президентской программы подготовки управленческих кадров

ежегодно II квартал

министерство экономического раз вития и внешних связей края, ассоциация выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров, Хабаровская государственная академия экономики и права (по согласованию)

7.1.4.

Организовать в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров введение на 2005 - 2006 учебные годы курса о корпоративном управлении и эффективности эмиссии ценных бумаг

2005 год

министерство экономического развития и внешних связей края

7.1.5.

Обеспечить проведение профессиональных семинаров для руководителей и специалистов акционерных обществ по вопросам практики применения законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг и внедрению Кодекса корпоративного поведения в обществах

ежегодно

министерство экономического развития и внешних связей края совместно региональным отделением ФСФР в Дальневосточном федеральном округе (по согласованию)

7.2.

Формирование экономических знаний населения края

7.2.1.

Подготовить методическое пособие для физических лиц об особенностях инвестирования средств в ценные бумаги

IV квартал 2006г.

министерство экономического развития и внешних связей края

7.2.2.

Обеспечить эффективное участие системы общего и начального профессионального образования в реализации мероприятий федерального проекта "Информатизация системы образования", финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития

2005 - 2008гг.

министерство образования края

7.2.3.

Разработать учебное пособие об основах рынка ценных бумаг для организации проведения серии уроков в средних общеобразовательных школах, гимназиях края в рамках факультативных курсов по экономике

II квартал 2006г.

министерство экономического развития и внешних связей края, региональное отделение ФСФР в Дальневосточном федеральном округе (по согласованию)

7.2.4.

Разработать и внедрить в программу повышения квалификации преподавателей средних общеобразовательных учреждений края специальный раздел по основам рынка ценных бумаг в целях организации в старших классах средних общеобразовательных школ, гимназий края уроков по основам рынка ценных бумаг, его основных инструментах и механизмах в рамках факультативных курсов по экономике

I квартал 2006 г.

министерство образования края, министерство экономического развития и внешних связей края, региональное отделение ФСФР в Дальневосточном федеральном округе (по согласованию)

8.

Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Хабаровского края

8.1.

Организовать и проводить ежегодную Межрегиональную Приамурскую торгово-промышленную ярмарку и другие тематические, отраслевые, презентационные, межрегиональные и международные выставки

ежегодно (по плану)

министерство экономического развития и внешних связей края, отраслевые министерства края

8.2.

Проработать вопрос финансирования и строительства Межрегионального центра экономического сотрудничества в г. Хабаровске

2006 - 2008гг.

министерство экономического развития и внешних связей края

8.3.

Подготовить и провести Дальневосточный международный экономический конгресс в г. Хабаровске

2005 год

- "-

8.4.

Обеспечить освещение позитивной информации о Хабаровском крае в средствах массовой информации

постоянно

комитет по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края, министерство экономического развития и внешних связей края, отраслевые министерства края, главное управления государственной службы и общественных связей Губернатора и Правительства края

9.

Проводить сравнительный анализ инвестиционной привлекательности Хабаровского края на основании экспертных материалов рейтингового агентства "Эксперт РА" и других агентств

ежегодно

министерство экономического развития и внешних связей края

Заключение

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем государственного долга и возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста.

Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало – будущее всей российской экономики.

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ;

2.     Федеральном закон от 15 августа 1996 № 115-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»;

3.     Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»;

4.     Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»;

5.     Закон «О бюджетной системе Хабаровского края за 2003 год»;

6.     Закон «О бюджетной системе Хабаровского края за 2004 год»;

7.     Закон «О бюджетной системе Хабаровского края за 2005 год»;

8.     «Бюджетная система России» учебник для вузов / под редакцией профессора Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 г.;

9.     «Бюджетная система Российской Федерации» учебник / М.В. Романовский и др.; Под. Редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2000 г.;

10.           Официальная информация Министерства финансов РФ, опубликованная на сайте www.Minfin.ru