Содержание
Введение. 3
1. Предмет, метод, систем и источники гражданского права. 4
2. Граждане как субъекты гражданских правоотношений. 10
3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. 12
4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений. 15
Задача. 19
Заключение. 21
Список литературы.. 22
Введение
Гражданское право занимает одно из центральных мест в системе российского права. Эта отрасль регулирует большую часть отношений, возникающих в гражданском обществе. Под гражданским обществом наряду с государственными институтами власти и управления понимается совокупность социально и экономически независимых субъектов, инициативно осуществляющих различные виды деятельности в своих интересах и интересах общества. Государство не вправе вмешиваться в сферу жизни и деятельности участников гражданского общества иначе, как осуществляя свои функции в рамках закона.
Участниками возрождающегося российского общества являются граждане (в том числе граждане-предприниматели), юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и Российская Федерация как собственники и субъекты иных имущественных и личных прав. Отношения, складывающиеся между ними, разнообразны: дружеские, приятельские и семейные между физическими лицами, отношения по присвоению материальных благ, связи между учредителями (участниками) хозяйственных товариществ или обществ, отношения трудовые и хозяйственные и т. п. Не все они регулируются гражданским правом и правом вообще. Так, не поддаются регламентации отношения, в которых выражаются личные симпатии или антипатии людей. Гражданским правом не регламентируются трудовые, семейные связи. Но отношения, составляющие основу гражданского общества и возникающие в экономической сфере между равными участниками, отношения по присвоению результатов интеллектуальной собственности и другие социальные связи опосредуются гражданским правом.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение гражданского права как отрасли российского права.
Необходимо рассмотреть предмет, метод, систему и источники гражданского права, а также субъектов гражданского права.
1. Предмет, метод, систем и источники гражданского права
С помощью предмета и метода можно не только выделить гражданское право из единой системы российского права, но и выявить также его особенности, которых вполне достаточно для того, чтобы у читателя сложилось ясное представление о гражданском праве.
Под предметом отраслевого регулирования понимается комплекс общественных отношений, обладающих такими сходными чертами, которые требуют подхода к их правовой регламентации с учетом единых начал и с использованием единообразных приемов и средств воздействия.
Согласно п. 2 и 3 ст. 2 ГК РФ в предмет гражданско-правового регулирования входят имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Наряду с ними гражданско-правовыми средствами защищаются неотъемлемые права личности, свободы и другие личные нематериальные блага субъектов, если из существа этих благ не вытекает иное.[1]
Таким образом, структура предмета законодательно представлена тремя группами отношений. Основными являются отношения имущественного характера, складывающиеся в сфере экономики. Их объекты - имущественные блага (вещи, деньги, работа, услуги и т. п.). Вторую группу составляют неимущественные отношения, тесно связанные с имущественными. В качестве их объектов выступают неимущественные блага типа результатов творческой деятельности, способных быть объектами интеллектуальной собственности. Наконец, третья группа включает такие неимущественные отношения, которые, во-первых, не связаны с имущественными, во-вторых, их объектами являются личные неимущественные права, свободы, блага. Особенность этой группы состоит в том, что в нее входят отношения, возникающие, как правило, в связи с нарушением личных прав, благ и свобод и требующие применения гражданско-правовых охранительных способов воздействия.
В структуре предмета отраслевого регулирования обычно не выделяются отношения, лежащие в основе правосубъектности участников гражданского оборота. В п. 1 ст. 2 ГК РФ впервые сделан акцент на этих отношениях, в связи с чем необходимо рассмотреть их суть и содержание, а также определить место в предмете регулирования.
Формирование правового положения субъектов не является только результатом правовых установлений законодательных органов. Это не прямое волевое регулирование отношений "государство - физическое лицо", "государство - организация".
Как и любая отрасль, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Предмет гражданского права также составляют общественные отношения. Поэтому понятие предмета тесно связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются нормами гражданского права? Без ответа на данный вопрос трудно понять, что же представляет собой гражданское право России. Однако ответ на данный вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, необычайно обширен. Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Так, отправляясь на работу на общественном транспорте, гражданин вступает с соответствующей транспортной организацией в отношение, которое регулируется нормами гражданского права. Сдавая по приезде в соответствующую организацию на хранение верхнюю одежду в гардероб, гражданин становится участником общественного отношения, которое также регулируется нормами гражданского права. Приобретая необходимые ему продукты питания или промышленные товары в магазине, гражданин участвует в общественных отношениях, на которые также распространяются нормы гражданского права. Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Например, при заключении ими договора займа, имущественного найма, дарения и других не запрещенных законом договоров.
Метод науки - совокупность принципов, способов, приемов и средств анализа явлений. Наука гражданского права - разновидность гуманитарных наук. В ней используются самые разнообразные методы исследования.
К основным методам гражданского права относятся следующие:
- диалектический метод, предполагающий анализ явления в его развитии и анализ источников этого развития и т. п.;
- системный метод, исходящий из необходимости исследовать объект как определенным образом организованную совокупность его компонентов, обладающую свойствами самоорганизации, структурным и функциональным единством;
- структурно-функциональный анализ, позволяющий учитывать особенности содержания компонентов, их структурных связей и функций, системных функций объекта;
- количественный анализ, изучающий распространенность однородных явлений в пространстве и времени, тенденции их распространения и развития, влияние групп факторов на возникновение правового явления, тенденции развития или затухания явлений и т. п.[2]
Используются и иные методы исследования явлений и объектов, связанных с правовой материей.
В современный период значимость научных исследований возросла. Принятие новых законов и иных нормативных актов, регулирующих ту или иную сферу деятельности субъектов гражданского общества, требует выработки основополагающих принципов, общей концепции регулирования общественных отношений данной сферы.
Гражданское право имеет довольно сложную структуру. Эта отрасль относится к развитым правовым системам, в которых сложились нормы и институты высокой степени обобщения. К ним относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы, определяющие общий статус субъекта, правовой режим объекта или юридического факта и т. д. Подобные нормы объединены в отдельные структурные комплексы общих положений: институт отраслевого режима юридических фактов, институты правосубъектности граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований, институт сделок как средств индивидуального регулирования, институты представительства, правового режима объектов, институты сроков и исковой давности. Их нормы распространяются на все гражданско-правовые отношения, за изъятиями, установленными в специальных нормах.
Помимо общих институтов в структуре гражданского права выделяются две сложившиеся подотрасли - право собственности и обязательственное право.
Подотрасль - крупная подсистема институтов, отличающаяся развитой группой норм общего характера. Наряду с институтами общих норм в подотрасли права собственности и обязательственного права входят институты более конкретного содержания: в подотрасли права собственности - институты права частной собственности, государственной собственности, муниципальной собственности; в обязательственном праве - институты конкретных видов договоров (купли-продажи, мены, аренды, найма жилого помещения и т. п.), институты возмещения вреда (деликтных обязательств, кондикционных исков).
В структуру гражданского права также входят крупные институты авторского, изобретательского права, защиты личных неимущественных прав и свобод.
Особое место занимает наследственное право, определяющее содержание и порядок универсального правопреемства, связанного со смертью гражданина. Из обзора структуры гражданского права видно, что институты и подотрасли в ней выделяются либо по предметному, либо по функционально-служебному критерию. Характер предмета регулирования обусловливает формирование таких подотраслей и институтов, как подотрасль права собственности, институт права частной собственности, институт договора аренды и т. п. Институты общих положений в рамках отрасли (или подотрасли) выделяются по функционально-служебному признаку: их нормы действуют независимо от характера и вида регулируемого отношения.
Нормы гражданского права свое непосредственное выражение находят в статьях различных правовых актов - законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и иных Юридических формах, которые принято именовать источниками гражданского права. Однако категорией гражданского законодательства охватывается не вся совокупность названных форм, а лишь часть из них - законы. Статья 71 Конституции Российской Федерации отнесла гражданское законодательство к ведению Российской Федерации.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей в Гражданском кодексе впервые сформулировано положение о составе гражданского законодательства, имеющее существенное значение и для других отраслей российского законодательства. Отныне оно состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Следовательно, никакие другие нормативные установления в состав гражданского законодательства не включаются. Это, в частности, касается актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов. Встречающиеся в Гражданском кодексе отсылки к "актам законодательства" (см., например, ст. 4 ГК) или "законодательству" (см., например, ст. 5-6 ГК) следует понимать в буквальном смысле как отсылки исключительно к федеральным законам.
Исходя из вышеизложенного можно сформулировать: гражданское законодательство - система (совокупность) федеральных законов, принятых законодательным органом Российской Федерации в установленном порядке и направленных на установление, изменение, отмену и т. д. норм гражданского права.
Принципиальное значение имеют нормы, провозглашающие право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, охрану достоинства личности и других личных нематериальных благ (ст. 20-25 Конституции РФ).
Второе после Конституции РФ место в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс Российской Федерации. В настоящее время действуют две его части: часть первая принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки, часть вторая принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и вступила в силу с 1 марта 1996 г.
В системе гражданского законодательства сохраняют свое значение также такие акты, как Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и Гражданский кодекс РСФСР.
Кроме федеральных конституционных законов и ГК в систему гражданского законодательства входят также федеральные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, включаемых в предмет гражданского права. К числу таких законодательных актов могут быть отнесены: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", определяющий порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, их защиту; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц; Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1 (ред. от 10.12.2003), регламентирующий отношения между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой и др.; Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач и др. объектов авторского права и смежных прав и другие законы.
Кроме федеральных законов, определяющих гражданский оборот, соответствующее место принадлежит указам Президента Российской Федерации и актам Правительства Российской Федерации.
Кроме законодательства, иных правовых актов, актов министерств и международных договоров Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве вспомогательного источника права особо выделяет обычаи делового оборота.
2. Граждане как субъекты гражданских правоотношений
Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Данная категория определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей области права.[3]
Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.
Под правоспособностью граждан ст. 17 ГК понимает способность иметь гражданские права и нести обязанности, т. е. возможность быть участником всех дозволенных нормами закона гражданских правоотношений. Эта способность гарантируется государством, признающим и реально обеспечивающим лицу известные правовые возможности.
Социальным содержанием правоспособности граждан Российской Федерации являются политическая, экономическая, культурная, личная и иные социальные свободы лица в обществе. Так, политическая свобода находит свое выражение в праве граждан избирать и быть избранными, экономическая - в праве на труд. Обладание той или иной свободой - это лишь одна из сторон взаимоотношений между индивидом и обществом; гражданин является не только носителем свободы, но и политического, экономического, культурного, личного или иного социального долга. Он возлагает на себя обязанности, вступая в гражданско-правовые обязательства на стороне должника, несет пассивную обязанность не нарушать права собственности и иные права других лиц. Характерные черты правоспособности. Характерной чертой правоспособности является ее реальность. Возможность быть субъектом всех прав и обязанностей, признанных правом, гарантируется каждому гражданину.
Закон определяет дееспособность как способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ч. 1 ст. 21 ГК). Дееспособность, как и правоспособность, является общей правовой предпосылкой к приобретению лицом своими действиями прав и обязанностей, реализации их и несению ответственности.
Правоспособность и дееспособность, обладая известными чертами общности, в то же время являются различными правовыми категориями. Если одна из них очерчивает круг того, что может иметь, то другая, прежде всего, что может создавать для себя своими действиями субъект права. В силу ст. 8 ГК это могут быть действия, прямо указанные в законе, а также не предусмотренные законом или иными правовыми актами.
Посредством дееспособности обеспечивается как участие в гражданском обороте, в хозяйственной деятельности, так и защита прав и интересов участников гражданского оборота любыми предусмотренными законом способами.
В содержании дееспособности следует различать элементы:
а) способность своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности (сделкоспособность);
б) способность своими действиями осуществлять принадлежащие данному лицу права и лежащие на нем обязанности;
в) способность нести гражданско-правовую ответственность за совершенные правонарушения (деликтоспособность).
Право на имя возникает у гражданина с момента рождения, обеспечивая его индивидуализацию в гражданском обществе, возможность осуществления прав и обязанностей под своим именем. Родители обязаны присвоить ребенку имя и зарегистрировать его рождение в сроки, установленные законодательством об актах гражданского состояния. По достижении 14-летнего возраста это право может быть реализовано им самим путем перемены имени, присвоенного ему его родителями (лицами, их заменяющими). Порядок осуществления права на имя и способы его защиты предусмотрены ст. 19 ГК, а также законом об актах гражданского состояния.[4]
Имя гражданина включает в себя фамилию, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В предусмотренных законом случаях (например, по Закону об авторском праве и смежных правах) гражданин может использовать псевдоним.
Закон под местом жительства понимает то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК). Каждый гражданин имеет только одно место жительства и избирает его сам, как правило, добровольно, а также может его изменить, осуществляя право свободно передвигаться. Это право носит конституционный характер (ст. 27 Конституции РФ).
Наряду с этим закон признает и иной порядок определения места жительства двух групп граждан. В силу п. 2 ст. 20 ГК местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей и опекунов. Что же касается несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, то они избирают место своего жительства наравне с полностью дееспособными лицами.
3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
Институт юридического лица относится к числу основных в российском гражданском праве. Его можно определить как совокупность (подсистему) норм, устанавливающих правоспособность юридического лица и способы ее осуществления, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также особенности их организационно-правовых форм.
Правила, носящие наиболее общий характер, содержатся в гл. 4 ГК РФ. К ним следует отнести легальное определение и классификацию юридических лиц, нормы, регламентирующие правоспособность и ответственность, порядок государственной регистрации, требования, предъявляемые к учредительным документам, порядок реорганизации, ликвидации и т. д.
В развитие норм ГК РФ должен быть принят целый ряд федеральных законов, регулирующих процессы создания и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Так, предполагается принятие закона о регистрации юридических лиц, закона об обществах с ограниченной ответственностью, закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и т. д.
Уже введены в действие Федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об акционерных обществах". Продолжают действовать российские законы о банках и банковской деятельности, о товарных биржах и биржевой торговле, о страховании, которые были приняты еще до введения в действие части первой ГК РФ.
Наряду с нормами института юридического лица, содержащимися в гражданском законодательстве, следует учитывать и нормы иных правовых актов. Например, вопросам лицензирования отдельных видов деятельности посвящено постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418. Функциональное назначение института юридического лица состоит в определении правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций, необходимого для их равноправного и эффективного участия в гражданских правоотношениях.
Легальное определение юридического лица закреплено в ГК РФ: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.[5]
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Отсюда вытекает, что организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать совокупностью объективных признаков (черт).
Организационное единство юридического лица предполагает, что оно действует в гражданских правоотношениях как единое целое. Деятельность его структурных подразделений подчинена общему руководящему органу, который формирует и выражает волю организации вовне. Устойчивая структура юридического лица должна быть закреплена в учредительных документах или, в порядке исключения, для некоторых некоммерческих организаций - в общем положении об организациях данного вида.
Наличие обособленного имущества означает, что юридическому лицу принадлежит одно из вещных прав: право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления. Исключена возможность существования организаций на основе только арендованного имущества или исключительно заемных средств. Имущество юридического лица обособлено от имущества его учредителей (участников). Организации, как правило, должны быть собственниками своего имущества (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, благотворительные фонды, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации и т. д.). Правом хозяйственного ведения, как разновидностью ограниченного вещного права, наделены государственные и муниципальные унитарные предприятия. Учреждениям, финансируемым собственником, и федеральным казенным предприятиям принадлежит право оперативного управления. Наличие самостоятельного баланса у коммерческой организации и сметы - у учреждения оформляет имущественное обособление юридического лица.
Самостоятельная имущественная ответственность предполагает, что кредиторы могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств юридического лица, только к нему самому, взыскания по этим требованиям могут быть обращены лишь на его обособленное имущество. Учредители (участники) или собственники юридического лица не отвечают по его долгам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (участников) или собственников, за исключением случаев, предусмотренных законом или учредительными документами (п. 3 ст. 56 ГК РФ).
Выступление в гражданском обороте от своего имени включает в себя возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо вправе от своего имени заключать гражданско-правовые договоры (договоры купли-продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и т. д.). Организации приобретают гражданские права и несут обязанности через свои органы, действующие на основе закона и учредительных документов. Полные товарищества и товарищества на вере действуют через своих участников. Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется соответственно судом, арбитражным судом или третейским судом, причем организация со статусом юридического лица может выступать и в качестве истца, и в качестве ответчика.
4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений
Среди субъектов гражданского права ГК РФ (ст. 124) участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, называет: Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, муниципальные образования. Общим для них является то, что они сочетают частноправовые и публично-правовые элементы.
Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц.
Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает право- и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения. Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц.[6]
Россия, являясь федеративным государством, включает в себя субъекты, обладающие признаками государственных образований. Это республики в составе РФ, национально-территориальные образования (автономные округа и автономная область) и административно-территориальные образования (края, области).
Особенность муниципальных образований, в отличие от государственных, состоит в том, что их властные полномочия не носят государственно-правового характера, они призваны обеспечивать местное самоуправление. Принципиально важным является правило, установленное в п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к субъектам, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Именно этот прием законодательной техники позволяет не упоминать субъектов, указанных в п. 1 ст. 124 ГК, в качестве участников сделок (ст. 153 ГК РФ).
Вовне от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Это означает, что от имени РФ и ее субъектов может выступать ряд органов государственной власти: Федеральное собрание, Президент, Правительство, федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.
Участие муниципальных образований в гражданском обороте опосредуется органами местного самоуправления.
Даже граждане и юридические лица могут в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению выступать от имени названных субъектов.
Правоспособность РФ, государственных и муниципальных образований, названная универсальной, позволяет отграничивать ее от правоспособности граждан и юридических лиц. Следует иметь в виду, что некоторые элементы правоспособности последних в принципе не могут составлять содержания правоспособности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Например, право быть наследодателем, право наименования юридического лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами, - косвенно указывает абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ. Это влечет необходимость разграничения полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления как органов соответствующих образований, с одной стороны, и как организационно-правовой формы некоммерческой организации в виде учреждения - с другой. Поскольку в данном случае законодатель как бы "им планировал" в государственное или муниципальное образование по существу иной субъект - юридическое лицо. Наиболее важная сфера участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте - правоотношения собственности (а также иные вещные права). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют и в ряде относительных правоотношений, например, наследственных, обязательственных. В этом плане следует упомянуть правила ст. 1069 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Если гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления причинен вред, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта или казны муниципального образования; за счет этих средств происходит и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ). Среди обязательственных прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований необходимо отметить и права в отношении акционерных обществ, собственниками акций которых они являются.
Если во внутреннем обороте властные полномочия РФ, ее субъектов, муниципальных образований сопряжены одновременно и с равными началами участия в гражданских правоотношениях, то во внешнем суверенитет сопряжен с иммунитетом (за исключением муниципальных образований). Суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере всегда влечет и признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Он определяет и невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, которое действует за пределами своих границ, без его согласия.
Различают судебный иммунитет и иммунитет собственности государства. Статья 127 ГК РФ содержит правило, согласно которому особенности ответственности РФ , ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
Судебный иммунитет может быть определен как неподсудность одного государства судам другого при отсутствии его согласия. Иммунитет собственности государства означает неприкосновенность объектов собственности одного государства в случае, если они находятся на территории другого.
Задача
Салин был зарегистрирован в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Через некоторое время три его кредитора обратились в суд с требованием признать Салина банкротом.
В суде Салин заявил, что требования кредиторов он удовлетворить не может, т.к. у него нет имущества, образовавшегося в результате предпринимательской деятельности, и поэтому эти требования в соответствии со ст. 64 ГК РФ должны считать погашенными. Кроме того, один из кредиторов, Митин, вообще неправильно предъявил требования, так как они не связаны с предпринимательской деятельностью: у Митина он брал деньги взаймы на покупку кольца для невесты.
Какой суд будет рассматривать этот спор и какое решение он примет?
Решение:
Салин был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в соответствии со статьей 23 Гражданского Кодекса РФ.
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.[7]
При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.
Таким образом, суд вынесет решение в пользу трех кредиторов, в том числе Митина, который занимал деньги Салину на покупку кольца для невесты. Суд вынесет решение признать Салина банкротом.
Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004) дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.[8]
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы были рассмотрены особенности гражданского права как отрасли российского права.
Гражданским правом регулируются и отношения, возникающие в результате распространения о гражданине не соответствующих действительности сведений, которые порочат его честь, достоинство или деловую репутацию.
Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. Этого и не следует делать, так как в задачу гражданско-правовой науки входит не перечисление с возможно большей точностью и тщательностью всех общественных отношений, регулируемых гражданским правом, а выявление тех общих свойств, которые и позволили объединить их в предмете одной и той же отрасли, именуемой гражданским правом.
Первое, что бросается в глаза, это то, что гражданское право имеет дело с имущественными отношениями. Под имущественными обычно понимают такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ, т. е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова. Однако гражданское право регулирует далеко не все имущественные отношения, возникающие в нашем обществе, а только определенную их часть, именуемую имущественно-стоимостными отношениями. К имущественно-стоимостным относятся в первую очередь товарно-денежные отношения. Вместе с тем следует иметь в виду, что гражданским правом регулируются и такие имущественные отношения, которые непосредственно не связаны с денежным обращением и поэтому их нельзя назвать товарно-денежными.
Другой составляющей частью предмета гражданского права в соответствии со ст. 2 ГК являются личные неимущественные отношения. под личными неимущественными отношениями следует понимать возникающие по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индиввдуализация личности гражданина или организации посредством выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005). – Справочная система Гарант.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 02.12.2004) (Часть третья) от 26 ноября 2001 года N 146-ФЗ. – Справочная система Гарант.
5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004). – Справочная система Гарант.
6. Витрянский В.В. Гражданское право России. - М.: Юристъ, 2004.
7. Братусь С.Н. Иоффе О.С. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2004.
8. Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Издание третье, переработанное и дополненное. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2005.
9. Залесский В. В. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2004.
10. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. проф. О. Н. Садикова //СПС “Консультант - плюс” 2004.
[1] Витрянский В.В. Гражданское право России. - М.: Юристъ, 2004. – с. 59.
[2] Братусь С.Н. Иоффе О.С. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2004. – с. 42.
[3] Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Издание третье, переработанное и дополненное. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2005. – с. 101.
[4] Залесский В. В. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2004. – с. 115.
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст. 48.
[6] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. проф. О. Н. Садикова //СПС “Консультант - плюс” 2004. – с. 157.
[7] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст.25.
[8] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004). – Справочная система Гарант. – ст.6.