Содержание

1. Роль и значение региона в экономической системе страны.. 3

2. Границы района. 3

3. Географическая и климатическая характеристика. 4

4. История освоения и формирования территории. 5

5. Природно-ресурсный потенциал и его оценка. 7

6. Население и трудовые ресурсы.. 8

7. Размещение производительных сил. 10

8. Экономические связи. 16

9. Современное состояние и перспективы развития. 17

Список литературы.. 21

1. Роль и значение региона в экономической системе страны

Поволжский экономический район - один из ведущих районов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Развита электроэнергетическая промышленность и машиностроение.

Энергетика Поволжья имеет общероссийское значение (более 10% производства электроэнергии РФ). Основу энергетического хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада: Нижнекамская (Набережные Челны), Самарская (Жигулевск), Саратовская (Балаково), Волгоградская (Волжский).

Урал один из самых мощных индустриальный комплекс в стране. Это район с исторически сложившейся, устойчивой производственной структурой.

Территория составляет 858 тыс. км2., или 4,8% территории Россий­ской Федерации и является одним из наиболее развитых в России по объему промышлен­ного производства, развитию производственной базы, численности промышленно-производственного персо­нала. Урал представляет собой старейший в стране рай­он горнорудной промышленности, черной и цветной металлургии. Здесь производится четверть продукции черной и цветной металлургии России. На Урале раз­виты машиностроение, химическая, топливная про­мышленность и энергетика. Район производит значи­тельную долю продукции лесной, горнодобывающей промышленности строительные материалы. Здесь так­же хорошо развиты легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство.

2. Границы района

Точно очертить территории, относящиеся к Поволжью, очень сложно. Поволжьем можно именовать только территории, примыкающие непосредственно к Волге. Но чаще всего под Поволжьем понимают области и республики России, находящиеся среднем и нижнем течении: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская Ульяновская области, республика Татарстан.

В состав Уральского экономического региона входят: Курганская, Оренбургская, Пермская, Челябинская, Свердлов­ская области, Коми-Пермяцкий автономный округ, Республика Баш­кортостан, Республика Удмуртия.

3. Географическая и климатическая характеристика

Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Общая территория составляет около 536 тыс. км².

ЭГП этого района исключительно выгодное. На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке -  с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т.е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.

Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район (и начинающихся в нем, например, нефтепровод «Дружба»), также подтверждает выгодность ЭГП района.[1]

По экономико-географическому положению Уральский регион расположен между старыми промышленными районами европейской части России, Сибирью и Казахстаном, на стыке европейской и азиатской частей РФ, в непосредственной близости от рай­она располагаются крупнейшие топливно-энергетичес­кие базы СНГ как на территории России, так и за ее пределами: Западно-Сибирский топливно-энергетичес­кий комплекс, Кузбасс, КАТЭК, Караганда, Экибас-туз и другие. Район пересекают важнейшие железнодорожные магистрали, соединяющие западную и восточную части России. Он является одним из важнейших индустриальных районов страны. Выгодность экономико-географического положения дополняется также наличием природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Через Урал проходит транспортная магистраль, пересекающая всю территорию России от западных границ до Тихого океана.

4. История освоения и формирования территории

Еще в июле 1917 г. Временным правительством была образована "Степная область калмыцкого народа".

В 1920 г. на части территорий Астраханской, Царицынской и Ставропольской губерний, Донской и Терской областей создана Калмыцкая автономная область (первый административный центр - Астрахань, с 1930 г. - Элиста). Преобразована Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР в 1935 г. С декабря 1943 г. по 1957 гг. республика была ликвидирована, в 1957 г. - восстановлена как автономная область; в 1958 г. преобразована в Калмыцкую АССР. В октябре 1990 г. провозглашена Республики Калмыкия - Хальмг Тангч (непродолжительное время именовалась Калмыцкая Советская Социалистическая Республика - Хальмг Тангч). В настоящее время чаще называется просто Республика Калмыкия.

С октября 1918 г. по август 1941 г. на территории района существовала немецкая автономия (сначала Трудовая коммуна немцев Поволжья, затем АССР немцев Поволжья).

В 1920 г. была образована Татарская АССР, в состав которой вошло 12 уездов бывшей Казанской губернии и несколько уездов Симбирской, Самарской и Уфимской губерний, столица - Казань. В августе 1990 г. преобразована в Республику Татарстан (одно время называлась Татарская Советская Социалистическая Республики - Татарстан).

В 1928 г. была создана Средне-Волжская область, в 1929 г. она преобразована в Средне-Волжский край, в 1935 г. переименована в Куйбышевский край, с 1936 г. называлась Куйбышевской областью, наконец, с 1990 г. - Самарская область.

Нижневолжский край в 1934 г. был разделен на Саратовский и Сталинградский края, преобразованные в области - Саратовскую и Сталинградскую - в 1936 г. С 1961 г. Сталинградская область называется Волгоградской.

Пензенская область образована в 1939 г. (из состава Тамбовской области).

Наконец, в 1943 г. были созданы Ульяновская (из состава Куйбышевской) и Астраханской (из состава Сталинградской) области.

Еще в 1920 г. на территории современного Поволжского крупного экономического района было выделено два экономических района - Средне-Волжский (центр - Самара) и Юго-Восточная (центр - Саратов) области. В дальнейшем были образованы два края - Средне-Волжский (центр - Самара) и Нижне-Волжский (центр - Саратов, позднее Волгоград). В середине 30-х годов эти края были упразднены и образован единый экономический район. Образование совнархозов в 1957 г. привело к созданию семи экономических административных районов, а в 1963 г. они были укрупнены в три района - Средне-Волжский (центр - Куйбышев), Приволжский (центр - Саратов) и Нижне-Волжский (центр - Волгоград). В состав Средне-Волжского района была включена Башкирия (из Уральского района). Наконец, в 1965 г. это деление было ликвидировано. В 1982 г. Башкирская АССР была отнесена к Уральскому району.

5. Природно-ресурсный потенциал и его оценка

Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Район богат земельными (пахотные земли составляют примерно 1/5 российских) и водными ресурсами. Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями.

Район богат полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, серу, поваренную соль, сырье для производства строительных материалов. Вплоть до открытия нефтяных месторождений в Сибири, Поволжью принадлежало первое место по запасам и добыче нефти в стране. Хотя в настоящее время район занимает второе место по добыче этого вида сырья после Западно-Сибирского,  запасы нефти в Поволжье сильно истощены. Поэтому его удельный вес в нефтедобыче России составляет всего 11% и постоянно снижается. Основные ресурсы нефти находятся в Татарстане и Самарской области, а газа – в Саратовской и Волгоградской      областях. Перспективы развития газовой промышленности связаны с крупным Астраханским газоконденсатным месторождением (6% мировых запасов).

Урал — настоящая «кладовая» полезных ископаемых. Месторо­ждения железных, медных и других руд приурочены к магматиче­ским породам восточного склона гор. Здесь же находятся месторож­дения асбеста, мрамора, талька, самоцветов. Более ста лет дают же­лезную руду горы Благодать и Высокая. На Урале известно свыше 2000 месторождений и рудопроявлений железных руд, из них 75 – балансовые, а 29 эксплуатируются. Их запасы сильно истоще­ны. 2/3 железорудных запасов содержит Качканарское месторожде­ние. Руды на Урале высококачественные, большую их часть добыва­ют открытым способом. Особенно ценны комплексные руды, кото­рые еще содержат хром, титан, ванадий, добыча их рентабельна. На Урале залегают медь (Красноуральское, Кировградское, Гайское и другие), никель (Верхний Уфалей, Орск, Реж), магний, бокситы (Североуральский бокситоносном месторождении). Медные руды содержат цинк, золото, се­ребро. Урал. По добыче железной руды уступает только Центрально-Черноземному экономическому району. Важную роль играет добыча золота, драгоценных и поделочных камней.

В прогибе у западного склона Уральских гор сосредоточены по­лезные ископаемые осадочного происхождения — нефть (Волго-Уральский нефтяной район), на юге Урала — природный газ (Орен­бургское газоконденсатное месторождение), на севере — уголь, ка­лийная и поваренная соли (Березники, Соликамск), Верхнекамский соленосный бассейн содержит 173 млрд. т. соли и является одним из крупнейшем в мире. В целом на Урале добывается 50 химических элементов.

6. Население и трудовые ресурсы

Сейчас Поволжье – один из наиболее заселенных и освоенных районов России. Численность населения – 16,9 млн. человек, т.е. район располагает значительными трудовыми ресурсами. Поволжское население растет довольно быстро, но в основном не за счет высокого естественного прироста (1,2 человека), а вследствие значительной миграции населения. Средняя плотность населения – 30 человек на 1 км², но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, саратовскую области и Татарстан. В Самарской области плотность населения наивысшая – 61 человек на 1 км², а в Калмыкии – минимальная (4 человека на 1 км²).[2]

Хотя Поволжье – многонациональный регион, в структуре населения резко преобладают русские (70%). Значительна также доля татар (16%), чувашей и марийцев. Численность населения республики Татарстан составляет 3,7 млн. человек (среди них русских  около 40%), в Калмыкии проживает около 320 тыс. человек (доля русских – более 30%).

До революции Поволжье было сугубо сельскохозяйственным районом. В городах проживало всего 14% населения. Сейчас это один из наиболее урбанизированных районов России. В городах и поселках городского типа проживает 73% всех жителей. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. В Поволжье 90 городов, среди них три города-миллионера – Самара, Казань, Волгоград. При этом практически все крупные города (за исключением Пензы) расположились на волжских берегах. Крупнейший город Поволжья – Самара – расположен в Самарской Луке. Вместе с близлежащими городами и поселками он образует большой промышленный узел.

Не только природные ресурсы Урала определяют его рыночную специализацию и размещение производства. Большое значение имеют также население и трудовые ресурсы. Численность населения — 20,4 млн.чел., средняя плотность на­селения — 25 чел. на 1 км2 (минимальная в Коми-Пермяцком авто­номном округе — 5 чел.).Урал — многонациональный район: Русские населяют центральные части Урала. Кроме русских, на северо-западе живут коми, удмурты, на юго-западе — башкиры. Ре­зультат быстрого экономического развития Урала — высокий коэф­фициент урбанизации — 75% и насчитывается 140 городов, но за период 1991-1997гг. доля городского населения сократилась. Новые города возникали в местах вновь развивающейся промышленности: металлургической (Магни­тогорск, Медногорск), горнодобывающей (Гай, Светлый), деревообрабатывающей и бумажной (Красновишерск). Крупнейшими городами являются Екатерин­бург — 1,4 млн. чел., Челябинск — 1,2 млн., Пермь — 1,1 млн., Уфа —1,1 млн. чел. К крупным городам относятся Ижевск — 600 тыс. чел., Оренбург — 550 тыс.

Район располагает квалифицированными трудовыми ресурсами и имеется много научно-исследовательских учреждений и учеб­ных заведений. В этом одна из причин более высокой производительности труда по сравнению со средней по стране. За годы кризиса сократилась доля занятых в промышленном производстве и строительстве, возросла занятость в сельском хозяйстве и в торговле, также в непроизводственной сфере и на транспорте. В районах с высокой концентрацией предприятий ВПК обострилась проблема занятости. В крупных областях (в Свердловской, Челябинской и др.) существует скрытая безработица, но растет число зарегистрированных безработных. На Урале существует приток мигрантов с Севера и государств – бывших союзных республик. Разрешения этих проблем это структурная перестройка хозяйственного комплекса и развитие предпринимательства. С 1995 года по Уральскому экономическому району наблюдается постепенное замедление темпов роста безработицы, которое связано с возросшим спросом на рабочую силу в металлургическом и химическом комплексах. Но рынке труда сохраняется структурный дисбаланс: наблюдается спрос на мужскую рабочую силу, предложение  составляет женская рабочая сила и выпускники учебных заведений не получившими профессиональной подготовки.

7. Размещение производительных сил

Важнейшим условием устойчивого и комплексного развития Поволжья является созданный за последнее время значительный экономический и научно-технический потенциал.

По суммарной валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в 2003 г. район занимал четвертое место в России (после Центрального, Уральского и Западно-Сибирского). На его долю приходилось 13,1% суммарной валовой продукции промышленности и сельского хозяйства России. В перспективе Поволжье сохранит ведущую роль в народнохозяйственном комплексе РФ и восстановит утраченные позиции, заняв прежнюю устойчивую позицию после Центрального и Уральского районов.

Развитию промышленности строительных материалов в районе способствуют достаточно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Поволжье выделяется производством цемента (10-12% общероссийского производства), которое быстро росло в связи с большими потребностями в вяжущих материалах (строительство ГЭС, промышленных предприятий, жилого фонда и др.). Оно сосредоточено на нескольких заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки.

В районе имеется несколько металлургических заводов. Черная металлургия, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в металле. Она представлена следующими заводами: передельный металлургический завод «Красный Октябрь» в Волгограде, Белорецкий металлургический комбинат, а также Волгоградский алюминиевый завод и Самарский металлургический завод, производящий легкие сплавы.

Легкая промышленность в районе получила повсеместное развитие. На ее долю в целом по району в 2003 г. приходилось 2,2% от общего объема промышленного производства (по России – 2,5%). Однако эта отрасль размещена по территории неравномерно. В Астраханской области на ее долю приходится 4,8%, в Ульяновской – 5,8%, Пензенской – 4,8%, Волгоградской –  2,0%, а в Самарской – всего 0,6% и т.д.[3]

На современном этапе экономического развития народнохозяйственный комплекс Поволжья имеет сложную структуру. Несмотря на то, что в ней превалирует промышленность, сельское хозяйство также является одной из основных отраслей народного хозяйства района. В совокупной валовой продукции на долю промышленности приходится 70-73%, сельского хозяйства – 20-22% и на остальные отрасли народного хозяйства – 5-10%.

Основу территориальной организации Поволжья составляет ряд межотраслевых комплексов – топливно-энергетический, машиностроительный, химический и нефтехимический, агропромышленный, транспортный, строительный и др.

Основными отраслями специализации промышленности района являются машиностроение, химическая и нефтехимическая, топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая промышленность, а также отрасли промышленности строительных материалов (стекольная, цементная и др.). Однако отраслевая структура промышленности республик и областей Поволжья имеет значительные отличия от среднероссийской и среднерайонной.

Поволжье использует как собственное топливно-энергетическое сырье, так и привозное. Более половины добываемых в районе нефти и газа вывозится. В то же время тепловые электростанции (ТЭС) и тепловые электроцентрали (ТЭЦ) района работают на энергетических углях Кузбасса, Караганды и др., на оренбургском газе, поступающем по магистральному газопроводу. В Поволжье электроэнергетика представлена тремя видами электростанций: ГЭС, ТЭС и АЭС. Энергетика района имеет республиканское значение. Основу энергетического хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада (Волжская около Самары, Саратовская, Нижнекамская, Волгоградская и др.). По предварительной оценке, общая выработка электроэнергии на всех ГЭС Поволжья может составить более 30 млрд. кВт/ч в год. Себестоимость энергии, вырабатываемой на этих ГЭС, самая низкая в европейской части РФ.

Ведущий в промышленности Поволжья нефтегазохимический комплекс является крупнейшим в стране по объемам производства. Он включает в себя всю технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа – от их добычи до производства различных химических продуктов и изделий из них.

Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10-14%  от уровня РФ. Для поддержания этого уровня здесь применяют новейшие методы наиболее полного  извлечения нефти. 

Более половины добычи нефти приходится на Татарстан. Крупнейшим центром нефтедобычи здесь является Альметьевск, развившийся на базе самого мощного в Поволжье Ромашкинского месторождения. От Альметьевска берет свое начало нефтепровод «Дружба». Выделяется добычей нефти и Самарская область, важнейшими центрами являются города Отрадный и Нефтегорск. В настоящее время получает развитие нефтедобыча в Калмыкии.

Непосредственно с добычей нефти  и газа связано развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности. На нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) перерабатывают не только свою нефть, но и нефть Западной Сибири. НПЗ и нефтехимия тесно связаны. Наряду с природным добывают и перерабатывают попутный газ, который используют в химической промышленности.

Очень высокого уровня достигла химическая и нефтехимическая промышленность. Химическая промышленность Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров. Крупнейшие центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти. В промышленных узлах Самара-Тольятти, Саратов-Энгельс, Волгоград-Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический циклы производства. В них территориально сближены выработка энергии, нефтепродуктов, спиртов, синтетического каучука, пластмасс.

Машиностроительный комплекс – одна из самых крупных и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходится не менее 1/3 всей промышленной продукции района.

Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов и др. Авиастроение представлено в Самаре (производство турбореактивных самолетов) и Саратове (самолеты ЯК-40).

Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение.

В Поволжье изготавливается 71% легковых и 17% грузовых автомобилей России.  Среди машиностроительных центров наиболее крупными являются:

Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного оборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);

Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников и др.);

Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.);

Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа – ведущий в автомобильной промышленности страны).

Важными центрами машиностроения являются Казань  и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование  для энергетической и нефтехимической промышленности), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ).

Поволжье было и остается одним из основных сельскохозяйственных районов России, в которых экспортное производство получило наибольшее развитие. Объем экспортных поставок из района в 2003 г. составил 20,8 трлн руб. (во внутренних ценах), т.е. 11,6% от аналогичного показателя по РФ в целом. Следует отметить также, что соотношение экспорта и импорта в Поволжье равно 4:2, а в целом по России 3:2.

Агропромышленный комплекс Поволжского района имеет общероссийское значение как по производству важнейших видов продукции сельского хозяйства, так и по их переработке. Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является зерновое хозяйство, на его долю приходится около 70% всех посевных площадей района. Главной зерновой культурой является яровая пшеница твердых высокобелковых сортов, основные посевные площади размещены в Саратовской, Волгоградской и Самарской областях.

На Урале развиваются энергопроизводственные циклы выплавки черных и цветных металлов, а также машиностроительный, нефтегазохимический, горно-химический, лесопромышленный. Ранее они обеспечивались собственным сырьем, теперь сырье дополнительно получают из других районов.

Тесная взаимосвязь этих циклов — особенность уральской про­мышленности. Черная и цветная металлургия, опирающиеся на гор­нодобывающую промышленность, создают базу для машинострое­ния, на отходах — развиваются химические производства. А маши­ностроение обеспечивает машинами горную, химическую и метал­лургическую отрасли.

Черная металлургия на Урале возникла в конце XVII века. Это один из крупнейших металлургических районов России. Он пред­ставлен такими гигантами, как Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, Челябинский комбинат и Орско-Халиловский (в Новотроицке). Здесь присутствуют все стадии производства, от добычи до выплавки стали. В структуре Основных фондов Урала на долю черной металлургии приходится 1/3.[4]

Цветная металлургия района имеет республиканское значение. Выплавка меди — исконно уральское производство. Медная промышленность Урала производит в настоящее время около поло­вины общего производства красного металла России (остальное при­ходится на долю предприятий РАО «Норильский никель»).

Помимо отходов черной и цветной металлургии химическая промышленность использует местное минеральное сырье. В Берез­никах получают соду, калийные и азотные удобрения, в Соликам­ске — калийные. Фосфатные удобрения вырабатывают в Перми и Красноуральске. На базе нефтеперерабатывающей промышленности развивается химия полимеров в Пермской области. В Оренбурге соз­дан газохимический комплекс.

Машиностроение Урала это крупная отрасль его рыночной специализации и занимает ведущее место в струк­туре промышленного производства Уральского экономического региона. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения. Здесь разви­ты тяжелое машиностроение (производство горно-металлурги­ческого оборудования, химического и нефтехимического обору­дования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развиваются электротехниче­ское машиностроение, приборостроение, станкостроение.

8. Экономические связи

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т. д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важнейшую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань - Самара - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза - Ульяновск - Мелекес - Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога - Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Иловля. Построены дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз; Элиста - Двины; Астрахань - Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развит трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.

Выгоды экономико-географического положения Урала определяются его размещением на стыке европейской и азиатской части России, обмениваясь с которыми сырьевыми ресурсами и готовой продукцией, Урал самым эффективным образом, с наименьшими затратами, использует свой природно‑ресурсный и накопленный мощный производственный потенциалы, а также квалифицированные трудовые ресурсы.[5]

9. Современное состояние и перспективы развития

Основными направлениями развития народного хозяйства Поволжского экономического района являются:

-             преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения;

-             расширение топливной базы, поиск новых месторождений нефти и газа, внедрение современных методов разработки месторождений, увеличение объемов добычи нефти и газа для обеспечения сырьем нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в районе;

-             в машиностроительном комплексе – проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации;

-             в агропромышленном комплексе – повышение уровня энерго- и фондовооруженности сельского хозяйства, рациональное использование земельных угодий, обеспечение сельского хозяйства необходимой техникой и минеральными удобрениями по доступным ценам, поддержание ирригационных систем в рабочем состоянии и рациональное использование орошаемых земель, создание прочной кормовой базы для животноводства, восстановление поголовья скота до уровня 1990 г., повышение его продуктивности;

-             приведение земельной реформы в действие, реструктуризация крупных сельскохозяйственных предприятий с учетом условий каждого региона, создание условий для успешного развития фермерских хозяйств;

-             создание сети мелких перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий в местах производства сельскохозяйственной продукции, а в городах и промышленных центрах – крупных перерабатывающих предприятий для более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;

-             решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения на основе достижения утраченных позиций и дальнейшего развития отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.).

Уральский экономический район имеет высокое значения не только для России в целом, но и бывших союзных республик, а также для зарубежных стран Европы и Азии. Уральский производственной техники устарел и нуждается в совершенствовании. Из-за того, что всевозможные виды заводов (добывающие, перерабатывающие, выпускающие) находятся в сравнительной близи, производимые товары имеют низкую себестоимость, а обладает положительной стороной для конкурентоспособности всех предприятии района. Необходимо решать экологические проблемы, для того чтобы совершенствовать производство, иначе это повлечет полное ухудшение экологической ситуации в регионе. В проектах ученых, экономистов, геологов лежит расширение собственной базы ресурсов или экономичное использование привозных природных ископаемых.

Основные направления развития машиностроения Урала следующие:

1 Техническое перевооружение и реконструкция дейст­вующих предприятий. Внедряются гибкие автоматиче­ские линии, оборудование со встроенной микропроцес­сорной техникой и прочее.

2 Углубление специализации машиностроительных пред­приятий. С этой целью в малых и средних городах соз­даются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводят­ся непрофильные предприятия из больших городов, формируются централизованные ремонтные и обслужи­вающие производства.

3. Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отрас­лей:   станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т.п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации района на произ­водстве продукции тяжелого машиностроения.

Важнейшая проблема Урала заключаются в получении инвестиций, необходимых для обновления основных фондов, В замене нуждаются 25% всех основных фондов. В доменном производстве устарело 93% фондов, а в прокатном - 83%. Инвестиции необходимы также под внедрение новых технология.

Приоритетная проблема - комплексное использование полезных ископаемых - Уральские руды по своему составу многокомпонентные: при извлечении железных руд в отвалы идут медь, сера, хром и другие компоненты. В то же время содержание цветных металлов в железных рудах близко к промышленным рудам. Также использование отходов добычи руды и металлургического производства - колоссальный резерв дополнительной добычи химической продукции и строительных материалов.

На очереди решение проблемы установления прямой железнодорожной связи Урала с Северным районом, что обеспечивает короткую связь района с Печорским угольным бассейном в   Республике    Коми, а   также морским  побережьем – г. Архангельск, а в перспективе и с г. Нарьян-Маром.

В районе интенсивно ведется создание совместных предприятий, акционерных обществ и экономических ассоциаций. Так, межрегиональная ассоциация "Большой Урал" - это региональный финансово- экономический союз территорий (субъектов федерации Урала), созданный с целью переориентации промышленного производства на удовлетворение социальных потребностей за счет конверсии и налаживания экспортных связей.

Список литературы

1.           Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2002.

2.           География. Население и хозяйство России. Учебник под ред.   В.Я. Ром, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004.

3.           Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2001.

4.           Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

5.           Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-на-Дону, 2002.

6.           Лиасов Н.К. Экономические регионы России. – Спб.: Питер, 2003.

7.           Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2004.


[1] География. Население и хозяйство России. Учебник под ред.   В.Я. Ром,            В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004. – с. 367.

[2] Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-на-Дону, 2002. – с.374.

[3] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с. 211.

[4] Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-на-Дону, 2002. – с. 267.

[5] Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2004. – с. 174.