Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра Отечественной истории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по отечественной истории на тему:

Реформы Александра II

                                              

Уфа – 2007

ТЕМА: Реформы Александра II

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

1. Отмена крепостного права

2. Земская и городская реформы

3. Судебная реформа

4. Военная реформа

5. Реформа просвещения и печати

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….

ВВЕДЕНИЕ

     Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей  день актуальны. В данной  работе раскрыты реформы этого великого императора и попытка проанализировать их. Отмена крепостного права имела огромное историческое значение. Освобождение миллионов крестьян, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности – все это прямые следствия реформы. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории. Реформы 60-70-х гг. – крупное явление в истории России. Устранив ряд отживших явлений, создав новые, современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении.

1. Отмена крепостного права.

         Подготовка реформы.  Впервые о необходимости освобождения крестьян Александр II заявил в речи, произнесенной в 1856г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства. Среди них были члены императорской фамилии (младший брат Александра Константин Николаевич, тетка царя великая княгиня Елена Павловна), а также некоторые представителя высшей бюрократии (министр внутренних дел С.С.Ланской, исполняющий должность товарища министра внутренних дел Н.А.Милютин, генерал Я.И.Ростовцев), общественные деятели (князь В.А.Черкасский, Ю.Ф.Самарин), сыгравшие выдающуюся роль в подготовке и проведении реформы.

         Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857г. «для освобождения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору В.И.Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857г. последовал указ (рескрипт В.И.Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян» Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.

         Рескрипт В.И.Назимову считается началом официальной истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета – она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически выдвинуло их заняться этим вопросом, а с другой – предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.

         В феврале 1859г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель – Я.И.Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

          В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.

          Обобщенные редакционными комиссиями проекты к началу 1859г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» Практические условия освобождения были определены в «Положениях» о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

          Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

          Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без разрешения вступать в брак, поступать на службу и учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословия мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

          Наделы. «Положения» регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший – больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший – меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л.Н.Толстой, физиолог И.М.Сеченов, биолог К.А.Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.

          При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной – 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отработанные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917г.

          При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставляющая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки).

          Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение).

          У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство представило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, то есть почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861г.

          Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оборок и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

          Значение отмены крепостного права. Великой назвали современники реформу 1861г. Она принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений.

          Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую независимость от помещиков. Реформа 1861г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX – начале XXв.

Основные положения крестьянской реформы.

         1. Крестьяне получили личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно выплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства., а крестьянин погашал ее в течении 49 лет.

         2. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

         3.  Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

         4.  Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами» В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

         5. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

2. Земская и городская реформы        

         В 1864г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал преобладания в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

         Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870г. создало в городах всесословные органы – городские думы, избираемые на 4 года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоящую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков, т.е. торгово-промышленной буржуазии). Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Городское самоуправление занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды, находились под строгим контролем правительственной администрации.

3. Судебная реформа

         «Новые судебные уставы» 1864г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Судебные заседания всех судов проходили открыто, в присутствии публики. Отчеты о наиболее крупных делах публиковались в печати. Судей окружных судов и судебных палат утверждал император по предоставлению министра юстиции. Судьи должны были иметь высшее юридическое образование и обладать опытом работы. Судьи назначались пожизненно, увольнение их возможно было только по суду. Во избежание взяточничества судьям назначалось высокое жалование. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие – в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду, Для политических процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто нарушался принцип гласности.

         Впервые в истории российского суда была введена система защиты обвиняемого. На судебном процессе выступали прокурор (обвинитель), который отстаивал интересы обвинения, и защитник (адвокат), который представлял интересы подсудимого.

         Судебная реформа вызвала к жизни российскую адвокатуру. Адвокат стал не только участником судебного процесса. Адвокаты стали частью российской либеральной интеллигенции, боровшейся против произвола и беззакония, за права человека.

4. Военная реформа

         Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образованности.

         В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

         Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.

         Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее безопасность.

         Главное достижение военной реформы – переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

        

5. Реформа просвещения и печати

         Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. 18 июля 1863г. был утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на территорию университета без разрешения его ректора. Делами университетов руководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников. В 1864г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, и реальные – преподаванию математики и естествознания. Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.

         Реформы в образовании способствовали тому, что российская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.

         В 1865г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для разряда печатных изданий: книг, рассчитанных на самостоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

         Таким образом, проделанная нами работа позволяет нам сделать следующие выводы. Реформы 60-70 годов XIX в. связаны и именем императора Александра II. В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и был достаточно решителен, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя. Наследник российского престола, воспитанный В.А.Жуковским в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его предначертания, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.

         Реформы шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации. К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении. Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить все и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60-70 гг. XIX в. В целом остались незавершенными.

         Но, несмотря на это,  Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник – М.»Проспект», 1999г.

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII-XIX в.: Учеб. Для 10 кл. оющеобразоват.учреждений/Под ред. А.Н.Сахарова – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1998

Всемирная история: Учебник для вузов/Под ред. – Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997г.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. М.2006г.

История России. Учебник/Под общ. ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. – М.ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001г.