Содержание

Введение. 3

1.Сущность и правовые основы функционирования территориальных финансов РФ, содержание и назначение территориальных  финансов. 5

2. Состав территориальных финансовых ресурсов. 10

3. Сводное финансовое планирование территорий. 13

Заключение. 18

Список литературы.. 20

Введение

В XX веке в развитых странах  активно  протекал  процесс  формирования демократических принципов в государственном устройстве и управлении.  В результате обязательным компонентом демократического государственного  строя в  этих  странах  стало   местное   самоуправление,   осуществляемое   самим населением  через  свободно  избранные  им  представительные   органы.   Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Таким образом, появляется понятие  территориальных  финансов,  то  есть экономических   отношений,   возникающих   в   процессе   распределения    и перераспределения средств на какой-либо территории.

Параллельно с  западными  странами  система  территориальных  финансов формировалась и в СССР, однако принципы ее функционирования  были  несколько иными.  Финансирование   органов   власти   на   местах   осуществлялось   в соответствии   с   плановыми   показателями,   без    учета    эффективности использования средств. После распада СССР  система  расходования  финансовых ресурсов органов власти практически не изменилась,  что  не  соответствовало новым условиям, и просуществовала в таком виде до конца 90-х гг.

В конце 90-х гг. в бюджетной системе России произошел  ряд  изменений.

Во-первых,  благодаря  внешним  факторам,  улучшилось  финансовое  состояние страны, в результате чего удалось добиться профицита федерального бюджета  и увеличения   финансовой   помощи   территориальным   бюджетам. 

 Во-вторых, изменилась  процедура  исполнения  территориальных  и  местных  бюджетов,  а именно усилился контроль за выделением и  использованием  бюджетных  средств.

 В результате этих реформ несколько улучшилось финансирование бюджетных учреждений.  Суммы,  находящиеся  в  распоряжении  региональных  и   местных органов  власти,  увеличились.  Следовательно,   должно   было   наблюдаться улучшение финансового положения регионов, однако  оно  произошло  не  везде.

Это связано с тем, что  до  сих  пор  не  разработана  методика  определения эффективности    расходования    бюджетных    ресурсов,    поэтому    весьма затруднительно  проанализировать, насколько эффективным  было  бы  увеличение расходов по какому-либо направлению. Более  того,  при  нехватке  средств  в этом случае трудно определить, на самом ли деле финансирование  недостаточно или ресурсы,  выделенные  в  достаточном  объеме,  расходуются  неэффективно.

Таким образом, проблема эффективности  расходов  бюджета  в  настоящее время достаточно актуальна. Целью изучения данной темы является  определение наиболее простых и эффективных  методов  оценки  эффективности  расходования бюджетных  средств,  а  также   рассмотрение   возможных   путей   повышения эффективности расходов бюджета.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с территориальными финансами.

1.Сущность и правовые основы функционирования территориальных финансов РФ, содержание и назначение территориальных  финансов

Федеративное государственное устройство  России  предполагает  наличие двух уровней власти: федерального и территориальных. Органы  власти  каждого уровня  для  осуществления  своих   функций   обеспечиваются   определенными финансовыми   ресурсами.   Источниками    этих    ресурсов    являются государственные финансы соответствующего  уровня,  в  основном,  федеральный бюджет  и  территориальные  бюджеты   соответственно,   а   также   средства внебюджетных фондов и кредитные ресурсы.

Таким образом,  к  территориальным  финансам  можно  отнести  средства бюджетов субъектов  федерации,  муниципальных  образований,  территориальных внебюджетных фондов и т. п., которые обеспечивают финансирование  социально-культурных  мероприятий   в   регионах,   коммунально-бытовое   обслуживание населения и  осуществление  мероприятий  по  некоторым  другим  направлениям.

Из  этого  следует,  что  территориальные  финансы   –   это   система экономических    отношений,    посредством    которой    распределяется    и перераспределяется  часть  стоимости  валового   внутреннего   продукта   неэкономическое и социальное развитие территорий.

Сущность  территориальных  финансов   проявляется   в   их   функциях.

Территориальные  финансы  –  это   одна   из   составных   частей   финансов государства.   Следовательно,   на    них    переносится    часть    функций государственных  финансов.  Различные   экономисты   выделяют   разное количество таких функций (как и в случае с  государственными  финансами).  К основным функциям, которые выделяются во всех источниках, относятся:

Распределительная  функция,  т.  е.  с  помощью  территориальных            финансов распределяется и перераспределяется стоимость  валового            внутреннего продукта с целью обеспечения территорий  финансовыми            ресурсами.

Контрольная функция, которая позволяет контролировать  пропорции            в распределении средств между центральными и  местными  органами            власти, формирование территориальных  фондов  денежных  средств,            достаточность финансового обеспечения территорий,  эффективность            использования денежных средств и т. п.

Иногда к этим функциям добавляют еще две:

Стимулирующую функцию, которая проявляется в том, что маневрируя            различными     финансовыми      инструментами,      государство, территориальные органы власти и органы  местного  самоуправления создают условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и этим способствуют решению актуальных для  общества проблем.

Фискальную функцию, которая связана  с  изъятием  части  доходов            организаций и граждан в пользу  государства  в  виде  налогов  и            сборов через систему региональных и местных бюджетов.

Однако эти две функции необязательно рассматривать отдельно – их можно включить в состав распределительной  функции.  Действительно,  стимулирующую функцию финансы выполняют лишь  после  распределения  средств  по  некоторым направлениям, т. е. выполнение этой функции можно считать лишь  последствием выполнения   распределительной    функции.    Фискальная    функция может рассматриваться как частный случай распределительной функции, т.  к.  органы власти разного уровня также являются субъектами хозяйствования.

Назначение   территориальных   финансов   разнообразно.    Посредством территориальных финансов государство осуществляет свою политику в  регионах; исходя из особенностей этой политики, определяются направления  расходования средств и источники их получения.

Например,   через   территориальные   финансы   государство   проводит социальную   политику.   Через   территориальные   бюджеты    осуществляется финансирование   большей   части   образования,   здравоохранения,    охраны окружающей среды и т. п.

С   помощью   территориальных    финансов    государство    регулирует экономическое   развитие   территорий   путем   проведения   соответствующей территориальной налоговой, бюджетной и инвестиционной  политики,  а  именно:  предоставления   субъектам   хозяйствования   налоговых   льгот,   бюджетных ассигнований, введения  финансовых  санкций  и  др.  Кроме  того,  используя территориальные    финансы,    государство    может    выравнивать    уровни экономического  и   социального   развития   территорий.   Для   преодоления отсталости регионов разрабатываются специальные целевые  программы,  которые финансируются в основном за счет средств территориальных бюджетов.

В  целях  пропорционального  экономического  и  социального   развития территорий финансы используются для экономического  стимулирования  развития отраслей  и  предприятий.  Инструментами   такого   регулирования   являются средства  специально  создаваемых  фондов,  применение  налоговых  льгот   и санкций.

Таким   образом,   назначение   территориальных   финансов,   основные направления   использования   средств   тесно   связаны   с   осуществлением рассмотренных выше функций финансов. Т. к. функции территориальных  финансов можно считать частью функций органов власти субъектов федерации  и  местного самоуправления,  то   возникает   следующая   связь   между   рассмотренными  категориями: для осуществления территориальными органами власти  возложенных    на  них  функций  необходимы  определенные  финансовые  средства.   В   ходе мобилизации   этих   средств   в   бюджеты   возникают    отношения    между администрациями, налогоплательщиками и получателями  бюджетных  ассигнований.

Основы и направления этих отношений  определяются  финансово-бюджетной политикой региона.

Финансово-бюджетная   политика   –   это   совокупность   действий   и мероприятий,  проводимых  органами  власти,  по   использованию   финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Цели и задачи в области государственных финансов  определяются  именно финансово-бюджетной  политикой.  Так,  территориальная   финансово-бюджетная политика обычно выражается в следующих действиях:

-    обеспечение детерминированных расходов территориального бюджета;

-    участие территориального бюджета  в  эффективных  инвестиционных            проектах;

-    финансовая поддержка организаций,  продукция  и  услуги  которых            необходимы территории;

-    размещение  территориальных  заказов  на  поставку  продукции  и            выполнение услуг;

-    оказание помощи малоимущим слоям населения.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий  расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются  региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов – финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).[1]

На современном этапе в Российской Федерации постоянно повышается роль территориальных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, коммунальным хозяйством, народным образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства. Однако необходимо дальнейшее повышение роли территориальных представительных и исполнительных органов в решении на местах назревших задач экономического и духовного развития общества.

Структура финансов субъекта РФ выглядит таким образом:

-    бюджет субъекта РФ;

-    бюджеты муниципальных образований территории;

-    внебюджетные фонды субъектов РФ;

-    иные финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования обще территориальных потребностей.

Структура местных финансов выглядит таким образом:

-    местный бюджет;

-    иные финансовые ресурсы.

Основными показателями бюджета территории выступают: [2]

Схема 1. Основные характеристики бюджета территории

2. Состав территориальных финансовых ресурсов

Территориальные  финансы  можно  охарактеризовать   как   совокупность денежных  средств,  направляемых  на  экономическое  и  социальное  развитие территорий.  Их  основными  источниками  являются  бюджетные   ассигнования, средства субъектов хозяйствования, кредитные  ресурсы  и  средства  домашних хозяйств.  Перечисленные  средства  можно  считать   составными   элементами территориальных финансов.

Главная составная часть территориальных финансов - региональные бюджеты.

В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Эти факторы определяют необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

 Другая важная часть территориальных финансов - средства субъектов хозяйствования:

-    финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, его коммунальные предприятия);

-    финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Для социальной поддержки своих работников субъекты хозяйствования строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов часто превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.

Другие компоненты территориальных финансов  составляют  незначительную долю в общей сумме средств. К ним относятся:[3]

территориальные внебюджетные фонды, которые, как правило,  имеют            целевое назначение и формируются за  счет  добровольных  взносов организаций и населения или законодательно установленных сборов;

территориальные кредиты и займы, т. е. средства, полученные  или            предоставляемые субъектами Российской Федерации и муниципальными            образованиями юридическим и физическим лицам;

финансовые ресурсы, создаваемые населением  в  рамках  домашнего            хозяйства.

Из всех перечисленных источников средств к  централизованным  финансам можно   отнести   только   бюджетные    средства.    Остальные    компоненты территориальных  финансов  являются  децентрализованными. 

Финансы  территориальных  органов  власти  –  это,  по  сути,  те   же территориальные финансы, но с несколько другой точки зрения.

Рассмотрим составные части территориальных  финансов  в  контексте  их принадлежности органу  власти.  Бюджетные  средства  полностью  находятся  в распоряжении органа власти и, как правило,  составляют  основную  часть  его финансовых ресурсов. Органы власти также оказывают значительное  влияние  на территориальные внебюджетные фонды, поэтому средства этих фондов тоже  можно считать  принадлежащими  территориальным  органам  власти. 

Территориальные кредиты и займы в данном случае называются долгом органа власти  и  включают в себя сумму текущей задолженности и  проценты,  подлежащие  уплате  органом власти.

Кроме  того,  в  состав  финансовых  ресурсов  органа  власти   входят различные  денежные  резервы:  страховые  фонды,   сбережения,   дебиторская задолженность.

Что касается финансов предприятий и  организаций,  то  в  распоряжении органов  власти  и  местного  самоуправления  находятся   только   средства, полученные  в  результате  деятельности  государственных   и   муниципальных предприятий. На финансы других хозяйствующих субъектов  и  населения  органы власти могут влиять лишь косвенно, поэтому в состав финансов органов  власти включают не сами эти финансовые потоки, а только право влияния на них.

Таким образом, можно считать,  что  территориальные  финансы  в  целом соответствуют  финансам   территориальных   органов   власти.   Это   вполне закономерно, т. к. большая часть финансовых потоков, поступающих  в  регион, находится под контролем территориальных органов власти  и  органов  местного самоуправления.   Поэтому   в   дальнейшем   будем   считать   эти   понятия тождественными.[4]

3. Сводное финансовое планирование территорий

Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методоло­гии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя пер­вые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союз­ных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разраба­тываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансо­вые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подве­домственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отра­жающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, O.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финан­сового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г. Б. Поляк приступил к разработке методических основ состав­ления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апро­бацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных фи­нансовых балансов обусловлена рядом факторов:

-    разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, распо­ложенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

-    значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами меро­приятий, намеченных этими программами, необходимы коорди­нация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;

-    необходимостью сведения воедино различных видов фи­нансовых планов: финансовых планов хозяйственных предпри­ятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распре­деления и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизован­ных, аккумулированных и перераспределяемых территориаль­ными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анали­зом достигнутого уровня мобилизации и использования финан­совых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансо­вого баланса региона являются: данные территориальных эко­номических, финансовых, статистических органов, функцио­нальных подразделений территориальных органов власти, эко­номические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (Таблица 1).

 

Таблица 1. Структура сводного финансового баланса (территориальный уровень)

Доходы

Расходы

1. Прибыль

1. Затраты на инвестиции (кроме инве­стиций, осуществляемых за счет при­были, оставляемой в распоряжении предприятий), в том числе:

за счет средств федерального бюджета;

за счет средств региональных и ме­стных бюджетов;

        за счет прочих источников

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы

2. Расходы предприятий за счет прибы­ли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

3. Подоходный налог с физических лиц

3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а также внебюджет­ных фондов (без капитальных вложе­ний), из них:

народное образование, профессио­нальная подготовка кадров, культура, искусство и средства мас­совой информации;

здравоохранение и физкультура;

социальное обеспечение;

государственные пособия и компен­сационные выплаты населению

4. Налоги на имущество

4. Расходы на содержание предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капиталь­ный вложений)

5. Доходы от приватизации и ком­мерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности

5. Расходы на научно-исследовательские работы (без капитальных вложений)

6. Ресурсные платежи

6. Расходы на содержание правоохра­нительных органов (без капитальных вложений)

7. Региональные и местные налоги

7. Расходы на содержание органов го­сударственной власти и управления (без капитальных вложений)

8. Амортизационные отчисления

8. Текущие расходы на целевые про­граммы, в том числе:

региональные;

местные

9. Средства для образования государ­ственных и других специальных бюд­жетных и внебюджетных фондов — всего в том числе:

Пенсионного фонда

Фонда социального страхования

Фонда страховой медицины

Фонда занятости населения

Дорожных фондов

Экологических фондов

Муниципальных фондов

9. Резервные фонды субъектов Россий­ской Федерации и муниципальных образований

10. Прочие налоги и доходы

10. Погашение долгосрочных кредитов, выданных на капитальные вложения

11. Долгосрочные кредиты для фи­нансирования капитальных вложений Итого доходов:

Средства, выделяемые:

1. Из вышестоящих бюджетов, в том

числе:

дотации и субвенции

средства Федерального фонда фи­нансовой поддержки регионов

средства Фонда государственной финансовой поддержки завоза про­дукции (товаров) в районы Край­него Севера и приравненных к ним местностей

2. Из государственных и муници­пальных внебюджетных фондов

Всего доходов

11. Прочие расходы

Итого расходов:

Взносы средств:

1. В вышестоящие бюджета — всего, в том числе:

налог на добавленную стоимость

акцизы

налог на прибыль

подоходный налог с физических лиц

прочие

2. Отчисления в государственные и другие специальные бюджетные и вне­бюджетные фонды

Всего расходов и использования средств

Составление территориального сводного финансового балан­са позволяет:

-    достигнуть единства в экономическом и социальном раз­витии территории;

-    точнее определить объемы финансовых ресурсов, имею­щихся в регионе и необходимых для выполнения меро­приятий, предусмотренных территориальной программой;

-    сбалансировать материальные и финансовые ресурсы,    используемые в регионе;

-    повысить качество бюджетного планирования;

-    скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, распо­ложенных в регионе;

-    концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важ­ных в каждый конкретных период направлениях эконо­мического и социального развития территории;

-    изыскать внутрирегиональные резервы для финансирова­ния мероприятий, намеченных территориальными про­граммами;

-    наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, со­циальной и производственной инфраструктуры в регионе;

-    осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

-    активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

-    добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребно­сти в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета. [5]

 

 

 

Заключение

  В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации – это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджета стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Список литературы

1.                     Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2004.

2.                     Качанова Е.А. Государственные и муниципальные финансы. – М. : Омега-Л, 2005.

3.                     Поляк Г. Б. Бюджетная система России. – М.: Логос, 2005.

4.                     Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ

5.                     Финансовое право./Под ред. О.Н. Горбунковой. - М.: Юрист, 2004.


[1] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 285

[2] Финансовое право./Под ред. О.Н. Горбунковой. - М.: Юрист, 2004. – С. 172

[3] Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ

[4] Качанова Е.А. Государственные и муниципальные финансы. – М. : Омега-Л, 2005. – С. 193

[5] Поляк Г. Б. Бюджетная система России. – М.: Логос, 2005. – С. 285