Тема: "Проблемы и направления оптимизации организационной структуры РКЦ" СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Роль РКЦ в банковской системе РФ.. 6

1.1 Банковская система России на современном этапе. 6

1.2 Структура Банка России. 10

1.3 Функции и операции РКЦ.. 18

Список литературы... 26

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны: аккумулировать свободные денежные средства; выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов; производить эмиссию.

Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и становление экономико-политической мощи государства. На сегодняшний день, банки являются экономическим инструментом в руках правительства. Но, как правило, в прямом подчинении правительству находится один центральный банк, а остальные банки только руководствуются его рекомендациями.

Степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Кредитор превращается в банк не сам по себе, а по мере формирования достаточно оживленного денежного и торгового оборотов, когда торговля деньгами, банковское дело стало основным занятием предприятия, когда оно отделилось от торговли, стало самостоятельным видом промысла. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями.

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов и на современном этапе включает в себя две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.

Первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под принципами понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

Денежная система – исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения, законодательно устанавливаемая государством. Элементами денежной системы являются: денежная единица, масштаб цен, эмиссионная система, виды денег, институты денежной системы.

При осуществлении расчетов происходит передача товара или товарораспорядительных документов, которые пересылаются банком для оплаты в установленный срок. Расчеты осуществляются при помощи различных средств платежа, используемых в денежном обороте: векселей, чеков, платежных поручений, телеграфных переводов и т.д. Поэтому в условиях денежных расчетов между хозяйствующими субъектами, возникающими в связи с осуществлением хозяйственной деятельности и расчетами с государством по налогам и  сборам, становится актуальным знание денежной системы своей страны.

В настоящей дипломной работе речь пойдет об оптимизации организационной структуры расчетно-кассовых центров и о направлениях оптимизации банковской системы.

Целью настоящей дипломной работы является выделение направлений оптимизации банковской системы на примере Сахалинской области.

Объектом исследования в настоящей дипломной работе является банковская система Сахалинской области; предметом исследования – оптимизация организационной структуры РРКЦ  ГУ Банка России по Сахалинской области.

Задачами дипломной работы являются:

1) выявление роли РКЦ в банковской системе РФ;

2) описание банковской системы Сахалинской области и ее роли в платежной системе страны;

3) анализ организационной структуры РРКЦ  ГУ Банка России по Сахалинской области;

4) анализ государственной политики в области оптимизации банковской структуры.

1. Роль РКЦ в банковской системе РФ

1.1 Банковская система России на современном этапе

На современном этапе банковская система Российской Федерации включает  в  себя  Банк России (первый уровень), кредитные организации, а также филиалы и  представительства иностранных банков (второй уровень).

Правовое регулирование банковской  деятельности  осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23.12.2003),  Федеральным  законом  "О  Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами  Банка России, которыми закреплены основные принципы организации банковской системы России[1]:           

1) Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций Банка России и всех остальных банков.

 2) Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории России банки имеют универсальные функциональные возможности.

В середине 90-х годов в условиях развития товарно-денежных отношений, экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналогов тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет с 1781-1860 гг.

Финансовый кризис 1998 г. негативно отразился на состоянии российских банков. За август-октябрь 1998 г. число действующих банков сократилось наполовину. В декабре 1998 г. общее количество реально действующих банков, по данным ЦБ РФ, не превышало 700.

В настоящее время в России функционируют разные виды банков с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).

Как уже было отмечено, в юридическом плане Банковская система России базируется на основе принятых 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальных законов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» а также новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г. Эти российские законы внесли кардинальные изменения в существующую тогда кредитно-банковскую систему страны, положив начало качественно новому этапу в развитии этой системы и ее правового обеспечения.

Согласно законодательству в России стало возможным создание банка на основе любой формы собственности, что и положило начало ликвидации государственной монополии на банковскую деятельность.

В новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятой в июле 1995 г., отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России (это официальное название Центрального банка), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрена возможность присутствия на российском кредитном рынке банков, предоставляющих иностранный капитал, определены условия лицензирования их деятельности и полномочия Банка России в отношении формирования их уставного капитала.

Исключительное значение имело закрепление на законодательном уровне принципа независимости банков от органов государственной власти и управления при принятии решений, связанных с проведением банковских операций.

Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и другие),   коммерческие банки с различным по своей широте ассортиментом («дифференцированная универсальность»), различными целями и часто также различными группами клиентов; они занимаются банковскими операциями, то есть производят финансовые услуги, которые нужны на рынке[2].

Центральный (эмиссионный) банк в России, как и в большинстве стран,  принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом или владеет частично, центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-раccчетное обслуживание бюджета государства. По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль "банка банков", т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве "кредитора последней инстанции", организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.[3]

Коммерческие банки – основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита). Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставный фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).

Коммерческие  банки предоставляют клиентам полный спектр услуг,  включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений,  которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений).

1.2 Структура Банка России

Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России являет­ся федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе. Деятельность Банка России регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» в редакции от 26 апреля 1995 года.

В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмот­рено федеральными законами.

Высшим органом Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Они назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года. Совет директоров определяет основные на­правления деятельности Банка России и осуществляет общее руко­водство и управление ЦБ РФ, определяет структуру Банка России, условия доступа иностранного капитала в банковскую систему стра­ны в соответствии с федеральными законами.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы при Банке России создан Национальный банковский совет численнос­тью 15 человек. Он включает в себя представителей палат Федераль­ного Собрания РФ (по два человека от палаты), по одному предста­вителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министра финансов, министра экономики РФ, представителей Банка России, кредитных организаций и экспертов.

Банк России образует единую централизованную систему с вер­тикальной системой управления. Эта система включает: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения без­опасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Ежегодно не позднее 15 мая Банк России представляет Государ­ственной Думе Годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Регламентируя деятельность Банка России, Федеральное Со­брание в Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определило главные цели его деятельности.

Во-первых, защита и обеспечение устойчивости рубля, в том чис­ле его покупательной способности и курса по отношению к иност­ранной валюте. Для достижения этой цели Банк России выполняет следующие функции[4]:

* во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, на­правленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

* осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

* организует и осуществляет валютный контроль как непос­редственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;

* принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса;

* проводит анализ состояния и прогнозирование развития эко­номики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кре­дитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публи­кует соответствующие материалы и статистические данные.

Во-вторых, развитие и укрепление банковской системы страны. Для выполнения этой задачи закон возлагает на Банк России такие функции, как:

* осуществление государственной регистрации кредитных орга­низаций, выдача и отзыв лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом;

* надзор за деятельностью кредитных организаций;

* регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организа­циями;

* установление правил проведения банковских операций, бух­галтерского учета и отчетности для банковской системы;

* выполнение функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организация системы рефинансиро­вания.

Система постоянного надзора и контроля со стороны Банка Рос­сии за деятельностью кредитных организаций основана на жестких требованиях по соблюдению единых правил ведения различными кредитными организациями бухгалтерской и статистической отчет­ности и представление ее в установленном объеме и в утвержденные, сроки.

При нарушении кредитными организациями требований Банка России или неудовлетворительной работе того или иного банка к нему применяются санкции. Так, Центральный банк РФ может по­требовать:

* проведения мероприятий по финансовому оздоровлению бан­ка, в том числе по увеличению его капитала и изменению структуры активов;

* реорганизации банка;

* замены руководителей банка;

* отзыва лицензии на проведение банковских операций.

После отзыва лицензии ставится задача в короткий срок, с уче­том прав и законных интересов кредиторов осуществить ликвидацию кредитной организации. С принятием Закона РФ «О несостоятель­ности (банкротстве) кредитных организаций» процедура ликвидации банков-банкротов существенно упростилась. Одновременно Банк России получил дополнительные рычаги воздействия на банки, ис­пытывающие финансовые затруднения.

Третьей целью деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расче­тов. Основными функциями, направленными на ее достижение, яв­ляются4:

* установление правил осуществления расчетов в РФ;

* монопольное осуществление эмиссии наличных денег и орга­низация их обращения.

Разработка и реализация денежно-кредитной политики, обес­печивающей стабильность российского рубля, организуется сле­дующим образом.

Разработанный Банком России проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предсто­ящий год» передается на рассмотрение Национальному банковско­му совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный про­ект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу про­ект «Основных направлений» и не позднее 1 декабря — согласован­ные «Основные направления единой государственной денежно-кре­дитной политики на предстоящий год». Указанные направления содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; ос­новные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. В составе «Основных направлений» разрабатывается ва­лютная политика, которая включает прогноз состояния платежного баланса, выбор режима валютного курса, определение экономичес­ки обоснованного уровня обменного курса, а также конкретные меры по ее реализации, включая меры валютного регулирования. Государ­ственная Дума рассматривает «Основные направления единой госу­дарственной денежно-кредитной политики на предстоящий год» и принимает решение.

Председатель Банка России ежегодно представляет Государ­ственной Думе годовой отчет, в котором содержится перечень меро­приятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России.

Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России[5]. При этом в компетенцию Совета дирек­торов Банка России входит принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лими­тов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставле­ния кредитов и др. Для поддержания установленного размера валют­ного курса Банк России может проводит операции по купле-продаже иностранной валюты, устанавливать количественные ограничения для участников валютного рынка и т. п. Эффективность проводимой Банком России денежно-кредитной политики самым непосредственным образом зависит от уровня раз­вития и состояния банковской системы. Банковский сектор являет­ся главным звеном, через которое Банк России оказывает реальное воздействие на экономику. Поэтому обеспечение финансовой устой­чивости и стабильности банковской системы Банк России рассмат­ривает в качестве одного из основных направлений своей деятель­ности.

Пассивные операции Центрального банка.

Пассивными называются операции, с помощью которых образу­ются ресурсы Центрального банка.

К основным пассивным операциям центральных банков относятся:

—  эмиссия банкнот;

—  прием средств коммерческих банков и казначейства;

— операции по образованию собственного капитала.

Главным источником ресурсов Центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот, которая составляет от 54 до 85 % всех пассивов центрального банка. В настоящее время выпуск банкнот полностью не обеспечен золотом. Повсеместно отменено золотое обеспечение банкнот, а также золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитова­нии коммерческих банков, государства и увеличении золотовалют­ных ресурсов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредит­ного обеспечения банкнот.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казна­чейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспро­центные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе и обязательные.

Наконец, третьим источником ресурсов Центрального банка яв­ляются операции по образованию собственного капитала. Однако данный источник носит вторичный характер, так как на долю соб­ственного капитала приходится около 4 % всех пассивов Централь­ного банка.

Активные операции Центрального банка.

Активными называются операции по размещению Центральным банком своих ресурсов.

К основным активным операциям центральных банков относятся:

—  учетно-ссудные операции;

—  вложения в государственные ценные бумаги;

—  операции с золотом и иностранной валютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

—  учетные операции;

—  краткосрочные ссуды государству и банкам.

Учетные операции— покупка Центральным банком векселей у государства и банков. У коммерческих банков Центральный банк по­купает векселя, которые те купили у своих клиентов, поэтому такая операция называется переучетом векселей (т. е. их перекупкой).

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования Центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бума­гами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществлять­ся центральными банками с различными целями.

Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита в условиях, когда прямое кре­дитование государства для финансирования бюджетного дефицита отсутствует или ограничено законом.

Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика Центрального банка.

Исторически практикой был выработан широкий ассортимент методов денежно-кредитной политики центрального банка. Что ка­сается России, то основные из них сформулированы в ст. 35 Закона «О Банке России»:

—  процентные ставки по операциям Банка России;

—  нормативы обязательных резервов, депонированных в Банке России;

—  операции на открытом рынке;

—  рефинансирование банков;

—  валютное регулирование;

—  установление ориентиров роста денежной массы;

—  прямые количественные ограничения.

Под системой рефинансирования понимаются формы, порядок, условия, сроки и лимиты кредитования Банком России коммерчес­ких банков и кредитных организаций для регулирования ликвидно­сти банковской системы.

Процентные ставки Банка России представляют собой минималь­ные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования — изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых Центральным банком осталь­ным банкам.

В случае повышения спроса конъюнктуры на денежные ресур­сы и ускорения роста цен Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, повышает ставку рефинансирования и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в об­ращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производ­ства.

При уменьшении спроса на денежные ресурсы Банк России проводит иную кредитно-денежную политику: снижает ставку рефи­нансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расши­ряет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, рас­ширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства.

Нормативы обязательных резервов — представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.

Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии ком­мерческими банками; во-вторых, — инструмента текущего регули­рования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов не одинаковы в разных странах, а механизм их функцио­нирования тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необ­ходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повыша­ются, а при проведении кредитной экспансии — понижаются.

Несмотря на важность двух рассмотренных инструментов, глав­ным инструментом денежно-кредитной политики центрального бан­ка во многих странах становятся операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг.

Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже централь­ным банком ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, центральный банк увеличивает количество денег в обращении, про­давая — изымает из обращения.

Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это — более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных ре­зервов.

Пол, рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей.

Основной формой кредитования коммерческих банков Банком России на сегодня является ломбардный кредит под залог государ­ственных ценных бумаг.

Валютное регулирование осуществляется с целью поддержания курса национальной валюты.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на биржевом рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Валютные операции цент­ральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.

Под прямым количественным ограничением Банка России понимаются установление максимальных уровней ставок по отдель­ным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкрет­ных видов кредита для банков и кредитных учреждений.[6]

1.3 Функции и операции РКЦ

Расчеты между коммерческими, кооперативными банками и другими кредитными учреждениями производятся расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) Центрального банка РФ, организо­ванными в местах нахождения учреждений банков. Имеются и межрайонные РКЦ[7].

Действующая система межбанковских расчетов  базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета (корсчета) коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях Центрального банка России - расчетно-кассовых центрах (РКЦ). По существу это - отделения Банка России, являющиеся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.

Основная функция РКЦ - проведение расчетов между учрежде­ниями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Вместе с тем РКЦ занимаются и эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями: кредитованием коммерческих банков, кассовым исполнением бюджетов различных органов власти, финансированием государственных капитальных вложений за счет бюджетных ассигнова­ний, операциями с ценными бумагами и операциями неторгового характера в иностранной валюте.

Банком России была создана широкая сеть РКЦ - около 1500, деятельность которых находится в стадии стабилизации.

Рассмотрим экономическое содержание корреспондентского счета банка.

Представляя собой, разновидность депозитного счета до востребо­вания, он, по существу, выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия, но с учетом специфики деятельности банка. На счете хранятся собственные средства коммерческих банков: уставный, резервный, страховой и другие фонды.

Круг отражаемых здесь операций довольно широк. Во-первых, по кредитно-расчетному, кассовому и иному обслуживанию клиентуры самого коммерческого банка: перечислению и взысканию денежных средств, расчетам с бюджетом, внебюджетными фондами и др. Часть операций связана с приемов и выдачей клиентам наличных денег для выплаты заработной платы и премий рабочим и служащим, некото­рых административно-хозяйственных расходов. Во-вторых, операции по межбанковским займам и депозитам, с ценными бумагами, кассо­вые операции с эмиссионным банком. В-третьих, собственно хозяйст­венные операции банка: поступление средств от клиентов в виде процентов за кредит и других денежных доходов; выплата им процентов по депозитным счетам, уплата налогов в бюджет, расходы по содержа­нию аппарата банка.

Корреспондентские счета открываются в РКЦ по месту нахож­дения коммерческих банков на основании заявлений этих банков, образцов подписей и печати.

Корреспондентские отношения между коммерческими банками и РКЦ оформляются соответствующими договорами.

Расчеты клиентов учреждений банков с предприятиями, организа­циями, учреждениями, гражданами, имеющими счета в других учреждениях банков, а также с бюджетом и внебюджетными фондами производятся через корсчета коммерческих банков, откры­тые в РКЦ. Что касается же расчетов между клиентами одного банка, то они проводятся списанием или зачислением средств на соответствую­щие счета клиентов, минуя корсчет банка. 

Расчеты между самими коммерческими банками отражаются по их корсчетам, открытым в РКЦ. Расчеты же между последними по операциям коммерческих банков, а также по их собственным опера­циям осуществляются через систему девятизначных банковских идентификационных  кодов(БИК)  участников  расчетов. С помощью кодов БИК отражаются операции по перечислению (взысканию) платежей (задолженности) на счета получа­телей средств (плательщиков), обслуживаемых в других РКЦ.

Главный принцип осуществления платежей по кор­респондентским счетам коммерческих банков - это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка для производства платежей ЦБР может оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта), но по высокой про­центной ставке. Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное возме­щение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организация межбанковских рас­четов предполагает высокую ответственность каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками корреспондентами. ЦБР посредни­чество в платежах между банками позволяет контро­лировать и регулировать денежный оборот в стране. [8]

Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете.

Центральный банк РФ и его территориальные управления через РКЦ осуществляют эмиссионно-кассовое обслуживание и эмиссионно-кассовые операции. В РКЦ имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и, резервные фонды. Харак­терной особенностью формирования кассовых ресурсов РКЦ явля­ется возможность привлечения денежных средств из денежных хранилищ (резервных фондов), что по сути представляет собой не просто возврат денег в обращение за счет собранной накануне вы­ручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов — эмис­сию. Если кассовых поступлений недостаточно, банк может по­полнить кассовые ресурсы, получив наличные деньги в РКЦ по денежному чеку. Если же кассовые поступления банка превышают его расход и лимит остатка кассы, определенный РКЦ, то излишки возвращаются в РКЦ. Недостатки ресурсов РКЦ пополняются только за счет перечисления средств из резервных фондов РКЦ по специальному разрешению Центрального банка РФ. Такой поря­док распоряжения резервными фондами является частью центра­лизованного регулирования денежного оборота.

Расчетно-кассовые центры являются неотъемлемой частью расчетной системы Российской федерации. Система организации безналичных расчетов базируется на трех составляющих:

1)     совокупность принципов организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми ее субъектами хозяйственных отношений;

2)     система счетов, позволяющая осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме;

3)     система платежных форм, документов и правил документооборота.

Система расчетов – динамическая и должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные платежи должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств.[9]

Основополагающим принципом организации безналичных расчетов является правовой режим осуществления расчетов и платежей. Необходимость его соблюдения обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость их регулирования. Базой последнего служит комплекс законодательных и подзаконных актов, нормативных документов тех государственных органов, которым поручено выполнять регулирование расчетов в стране. Поскольку центром по организации системы расчетов является Банк России, на него возлагаются обязанность разработки правил и форм осуществления расчетов

В настоящее время основными документами, регулирующими безналичные расчеты в РФ, являются:

1) Гражданский кодекс РФ, Часть 2, Гл. 46 «Расчеты» (ст. 861 – 885) устанавливает основные формы и общие положения безналичных расчетов. К основным формам безналичных расчетов относятся: расчеты платежными поучениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Согласно ст. 861 безналичные расчеты производятся только через банки, в которых открыты соответствующие счета. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета, который представляет собой самостоятельный двусторонний договор, что регламентируется гл. 45 ГК РФ. Также в этой главе раскрыта информация об основании и очередности списания денежных средств со счета клиента;

2) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РФ»;

3) Федеральный закон «О Центральном банке РФ»;

4) Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 03.10.03 г. (в ред. 11.06.04 г.), которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории и не затрагивает сферу безналичных расчетов с участием физических лиц. Данное Положение определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. В соответствии с этим Положением организацию и бесперебойность расчетов в нашей стране обеспечивает соблюдение следующих принципов:[10]

-         требование платежа должно выставляться перед отгрузкой товара или после нее, чтобы не допускать задержку платежей в хозяйстве;

-         платежи со счетов клиентов банка производятся только с их согласия, что должно препятствовать доступу банка к средствам клиентов;

-         предприятия по своему усмотрению или по договору между поставщиком и покупателем могут выбирать формы расчетов и виды платежа;

-         система безналичных расчетов должна быть организована таким образом, чтобы максимально сокращался срок осуществления платежа, поэтому одним из важнейших принципов осуществления безналичных расчетов является принцип срочности.

Положение ЦБ РФ «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети БР исполнительных документов, представляемых взыскателями – физическими лицами» № 221-П от 26.03.03 г. устанавливает порядок приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами к банковским счетам должников, но не регулирует порядок исполнения исполнительных документов о взыскании денежных средств с валютных счетов должника, а также не распространяется на случаи принятия исполнительных документов от взыскателей кредитными организациями, у которых отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности.

Список литературы

1.                 Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России» от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (в ред. от 10.01.2003)

2.                 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1 (в ред. от 23 декабря 2003 года N 181-ФЗ)

3.                 Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием» от 09.04.1998 № 23-П (ред.  29.11. 2000 № 854-У).

4.                 Положение ЦБ РФ от 25.11.95 г. № 5-П «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Фе­дерации»

5.                 Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 11.06.2004 г.)

6.                 Ануреев С.В. Государственное стимулирование безналичных расчетов // Бизнес и банки. - 2003. - №6.- с. 4-6

7.                 Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004

8.                 Банковское дело./Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Бизнес, 2004.

9.                 Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2005

10.            Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2004

11.            Дорбенко И.М. Как повысить устойчивость коммерческих банков // Банковское дело. - 2004. № 8.

12.            Кашин Ю. И. О кредите, кредитно-денежной политике и роли Банка России // Деньги и кредит. 2003 . N 7. - С. 47-51 

13.            Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы  и  статистика, 2003.

14.            Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник, 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005 

15.            Маркелов К. Эволюция межбанковских расчетов //  Банковские системы и оборудование 2003. - №5.

16.            Симановский  А.  Ю.  Надзорные  и  контрольные  функции  Банка  России: краткий экскурс // Деньги и кредит - №5. – 2001. – С. 12-19

17.            Тавасиева А.М. Банковское дело: управление и технологии.: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2002.

18.            Хохленкова М. А. Банк России  как  орган  банковского  регулирования  и надзора // Банковское дело. – №8. – 2002. – С. 11-15.

19.            www.cbr.ru


[1] Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2005. – с. 56.

[2] Тавасиева А.М. Банковское дело: управление и технологии.: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 37.

[3] Банковское дело./Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Бизнес, 2004. – С. 14.

[4] Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2005. – с. 48.

[5] Хохленкова М. А. Банк России  как  орган  банковского  регулирования  и надзора // Банковское дело. – №8. – 2002. – С. 11/

[6] Дорбенко И.М. Как повысить устойчивость коммерческих банков // Банковское дело. - 2004. № 8. – с. 17.

[7] Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы  и  статистика, 2003. – с. 13.

[8] Маркелов К. Эволюция межбанковских расчетов //  Банковские системы и оборудование 2003. - №5. - с.5-17

[9] Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина  – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 248.

[10] Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 03.10.03 г. (в ред. 11.06.04 г.)