Содержание

Задача 1. 2

Задача 2. 3

Задача 3. 4

Задача 4. 5

Задача 5. 7

Список литературы_ 11

Задача 1.

Три городских комбината по производству железобетонных изделий договорились о совместном строительстве на условиях долевого участия цементного завода и элеватора. Под строительство был определен участок, городским комитетом охраны окружающей среды была назначена государственная экологическая экспертиза проекта.

Экспертная комиссия отказалась давать заключение по данному проекту, ссылаясь на то, что документация разработана без учета требований по оценке воздействия на окружающую среду в случае реализации проекта. Предприятия, выступившие инициаторами строительства, возражали, ссылаясь на то, что оценка воздействия данного объекта на окружающую среду должна содержаться в заключении экспертной комиссии.

Решите дело.

Решение

Ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе»[1] содержит полный  перечень документов, предоставление которых необходимо для проведения экспертизы.  В данной статье не указан в качестве обязательного предоставления для проведения экспертизы документ, содержащий оценку воздействия объекта на окружающую среду. То есть, отказ экспертов провести экологическую экспертизу следует расценить как неправомерные. Важно отметить, что данные действия экспертов нарушают принципы проведения экологической экспертизы, которые закрепленны в статье 3 Закон «Об экологической экспертизе»[2]:

−         обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

−         комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

−         обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы.

Таким образом, можно сделать вывод, учитывая рассмотренные принципы, что в обязанности эксперта входит дача оценки воздействия проверяемого объекта на окружающую среду. Следовательно,  эксперты обязаны провести экспертизу, так как представители предприятия были правы.

Задача 2.

Заместителем губернатора Нижегородской области издано распоряжение о выделении земельных участков в лесах первой группы для размещения промышленных предприятий. Межрайонный природоохранный прокурор опротестовал данное распоряжение. Протест отклонен.

Какие действия должен предпринять прокурор?

Решите дело.

Решение

Решение данного дела необходимо, по-моему, мнению, с анализа действий заместителя губернатора Нижегородской области, выяснения есть ли в них нарушения, если да, то какие.

Так, ст. 63 Лесного кодекса[3] перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Таким образом, наглядно видно, из смысла рассмотренной статьи, что действия заместителя губернатора противоречат закону, их следует расценивать как неправомерные.

Перейдем к прокурору. Определим, какими полномочиями обладает данное должностное лицо в сложившейся ситуации. По ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»[4] одной из функций прокурора является надзор за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор или его заместитель опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Следовательно, можно сделать вывод, что в нашем случае прокурор поступил в соответствии с законом, но его протест был отклонен. В таком случае прокурор обладает правом обжалования данного решения в судебном порядке, то есть он может обратиться в суд с требованием о признании изданного акта недействительным. Данное обращение приостанавливает действие изданного акта до принятия  судом решения по делу[5].

 

Задача 3.

Ассоциация плодоовощных хозяйств предъявила в арбитражном суде иск к заводу «Электрокабель», в котором просила суд взыскать с ответчика 10 млн. руб. ущерба, причиненного хозяйству в результате выбросов в атмосферу вредных веществ сверх установленного лимита. Ответчик иска не признал, отметив, что согласно ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» он уже выплатил в экологический фонд установленные ему за сверхнормативные выбросы платежи.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

Решите дело.

Решение

Ответчик в лице завода «Электрокабель» прав - ст.16 Закона «Об охране окружающей среды»[6] предусматривает плату за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно этой же статье к негативным воздействиям относится, в том числе и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

 Теперь обратимся к требованиям ассоциации плодоовощных хозяйств. Требования истца следует признать правомерными. Данное право истца - право на возмещение вреда, причиненного хозяйству в результате выбросов в атмосферу, предусмотрено ст.32 Закона «Об охране атмосферного воздуха»[7]: вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Следовательно, завод будет нести бремя обязательных платежей в бюджет  и возмещать вред, причиненный ассоциации плодоовощных хозяйств.

Задача 4.

Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы, в сочетании с организацией активного отдыха населения туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организации активного отдыха и туризма населения.

Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач.

Каков порядок организации особо охраняемых природных территорий.

Решение

Согласно ст. 58  Закона «Об охране окружающей среды»[8] природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Законом «Об особо охраняемых территориях»[9] более подробно регламентируется  категории, порядок создания и функционирования особо охраняемых природных.

Так, в ст.2 Закона об особо охраняемых территориях перечислены виды и категории особо охраняемых природных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Исходя из закрепленных в законе определений особо охраняемых земель, можно сделать вывод, что наш вариант - «природные парки» - природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях[10].

В законе также закреплены задачи, которые предусмотрено реализовывать. Их перечень следующий:

а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;

б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Ст. 19 рассматриваемого нормативного акта достаточно подробно регламентирует порядок образования природных парков. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Задача 5.

Верховный Совет республики Горный Алтай объявил своим постановлением собственностью республики реку Катунь и сооружения гидроэлектростанции, которые на ней расположены. Финансирование строительства решено проводить за счет местного бюджета республики. Минэнерго не согласилось с подобным решением и обратилось в Правительство с просьбой об отмене данного постановления.

По каким основаниям водные объекты относятся к государственной либо другой собственности?

Обоснуйте ответ со ссылками на законодательство.

Решение

В качестве собственников на природные ресурсы и в том числе и на водные объекты могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица, то есть классификация основных форм собственности на водные объекты и вообще природные ресурсы проводится по субъективному признаку.

Крупнейшим собственником природных ресурсов является российское государство. В его собственности находятся: большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения). В основном они находятся в федеральной собственности ввиду их колоссальной значимости.

Кроме этого, объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов разграничиваются по признаку общегосударственной значимости.

К федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ[11]. В частности, такими объектами являются:

Ø земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;

Ø земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

Ø виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Ø земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

Ø лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

Ø месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;

Ø виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;

Ø естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;

Ø водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;

Ø иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.            

К объектам права муниципальной собственности относятся земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Что касается граждан и юридических лиц, то им может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.

Указанные природные объекты считаются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и граж­данского законодательства.

Список литературы

1.     Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ  (ред. от 29.12.2004) / Правовая система Консультант.

2.     Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ (ред. от 29.12.2004) / Правовая система Консультант.

3.     Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 09.05.2005)  / Правовая система Консультант.

4.     Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об охране атмосферного воздуха» / Правовая система Консультант.

5.     Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об экологической экспертизе» /  Правовая система Консультант.

6.     Федерального Закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О животном мире» /  Правовая система Консультант.

7.     3акон  РФ от 21.02.1992 № 2395-1«О недрах» (ред. от 22.08.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005) / Правовая система Консультант.

8.     Постановление Правительства РФ от 03.09.2004 № 455 (ред. от 15.11.2004) «Об утверждении положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением леечного хозяйства и пользования лесным фондом» / Правовая система Консультант.

9.     Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144 / Правовая система Консультант.

10.                        Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 2004.– 688 с.

11.                        Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2004. — 112 с. (Серия «Подготовка к экзамену»).


[1] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об экологической экспертизе» /  правовая система Консультант.

[2] Там же.

[3] Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ (ред. от 29.12.2004) / Правовая система Консультант.

[4] Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.08.2004) «О прокуратуре в Российской Федерации» / Правовая система Консультант.

[5] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 2004.

[6] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 09.05.2005)  / Правовая система Консультант.

[7] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об охране атмосферного воздуха» / Правовая система Консультант.

[8] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 09.05.2005)  / Правовая система Консультант.

[9] Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об особо охраняемых территориях» / Правовая система Консультант.

[10] ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об особо охраняемых территориях» / Правовая система Консультант.

[11] См. Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144; ст. 2-1 3акона «О недрах», ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 19 Лесного Кодекса РФ; ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»; ст. 2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».