2.4.2. Виды подъемно-транспортного оборудования
В состав подъемно-транспортного оборудования входят: ручные тележки и электротележки, электротягачи, электро- и автопогрузчики, штабелеры. Применение того или иного оборудования зависит от типа и грузооборота склада.
Грузоподъемные тележки. На рис. 2.17 показаны различные модели грузоподъемных тележек.
Рис. 2.17. Тележки грузоподъемные
1 — ручная низкоподъемная вилочная тележка,
2 и 3 — ручные высокоподъемные тележки с электроподъемником груза,
4 и 5 — высоко- и низкоподъемные тележки с электроприводным подъемом и ходом,
6 — ручная крановая тележка с гидроприводом
Гидравлические тележки — наиболее универсальный вид погрузочно-разгрузочной техники. Используют их в торговых залах и подсобных помещениях магазинов, на всех крупных складах. Популярность этого вида техники во многом объясняется многофункциональностью и достаточно низкой ценой. Тележки не требуют серьезного ухода и дорогостоящего топлива
Принцип их использования весьма прост: качанием рукоятки с усилием не более 3—5 кг размещенный на поддоне груз приподнимается над полом, после чего перевозится в нужное место с небольшим усилием тяги оператора.
Гидравлические тележки выпускаются двух видов: с одним грузовым колесом — "синглы" и с двумя грузовыми колесами — "тандемы". Их грузоподъемность — от 800 кг до 2,5 т. Большим спросом пользуются тележки с обрезиненными металлическими колесами, более долговечными и неприхотливыми к качеству полов. В помещениях с хорошим покрытием полов рекомендуется использовать тележки с нейлоновыми или полиуретановыми колесами, которые меньше повреждают поверхность полов. Наиболее распространенной является ручная низкоподъемная вилочная тележка с гидроприводом. Предназначена она для погрузки и разгрузки товара с грузовых автомобилей, контейнеров и перемещения товара на поддонах на малые и средние расстояния при минимальном усилии обслуживающего персонала во время подъема и передвижения. Условием ее безопасной и надежной эксплуатации являются прочные и ровные полы без выбоин и порогов.
Технико-экономическая характеристика: габариты — 1505x520x1200 мм; расстояние между полом и верхней плоскостью вил — 85—215 мм; масса — 75 кг; грузоподъемность — 2000 кг; максимальная высота подъема 125 мм.
Тележка грузоподъемностью до 1000 кг предназначена для электроприводного перемещения и подъема товара на большую высоту (до 3 м). Тележка оснащена аккумуляторной батареей напряжением 12 В, емкостью 125 или 180 м3, что обеспечивает ее эксплуатацию в течение двух рабочих смен.
Технико-экономическая характеристика разных моделей этих тележек приведена в табл. 2.3.
Рынок подъемно-транспортного оборудования предлагает также ручные тележки с электродвигательным подъемом вил. Электропитание — трехфазный ток с напряжением 400 Вт и частотой 50 Гц с резервным переключением. Грузоподъемность до 1000 кг.
Подсоединение тележек к электрической сети осуществляется отдельным приводом, который не входит в комплект поставки. Тележки предназначены для перемещения и складирования пакетированных товаров в небольших складах.
Таблица 2.3
Технико-экономическая характеристика ручных высокоподъемных тележек с электроподъемом груза
|
F6A |
F10A |
V10A3 |
F8M |
F10M |
F10M3 |
Грузоподъемность, кг |
630 |
1000 |
1000 |
800 |
1000 |
1000 |
Высота, мм |
1600 |
1600 |
3000 |
1600 |
1600 |
3000 |
Габариты, мм |
1550 х 700 х 1980 |
1820 х 800 х 1980 |
1820 х 1000х 1980 |
1550 х 760 х 1980 |
1820 х 800 х 1980 |
1820 х 1000 х 1980 |
Масса, кг |
225 |
342 |
380 |
240 |
380 |
420 |
Высокоподъемная и низкоподъемная тележки с электроприводным ходом и подъемом вил. Источник энергии — аккумуляторная батарея. Управление операциями осуществляется со специального пульта, на котором расположены рычаги и кнопки движением вперед или назад и подъема или опускания вил. Тележки предназначены для обработки товаров на поддонах в малогабаритных контейнерах или непосредственно на вилах.
Высокоподъемные тележки иногда называют штабелирующими.
С помощью штабелирующих тележек можно осуществлять разгрузку и погрузку автотранспорта, внутрискладское и внутримагазинное перемещение, укладку товаров в штабеля, на стеллажи и горки. Главное их достоинство — облегчение наиболее трудоемких операций по подъему грузов. Штабелирующие тележки выпускаются с электроприводом. Источником электроэнергии служит аккумуляторная батарея.
Крановые тележки предназначены для манипуляции с громоздкими грузами, максимальный вес которых может быть 500, 700 и 1200 кг (табл. 2.4).
Удобны для демонтажа автомобильных моторов, при ремонте и смене, транспортировке и погрузке оборудования. Тележки оснащены ручным гидравлическим приводом с системой защиты от перегрузки.
Таблица 2.4
Технико-экономическая характеристика крановых тележек
|
J5RS |
J7RS |
J12RS |
Грузоподъемность, кг |
500 |
700 |
1200 |
Подъем, мм |
2500 |
2450 |
2500 |
Габариты, мм |
1600 х 950 х 1630 |
1330х900х1600 |
2680х1295х1950 |
Масса, кг |
90 |
110 |
260 |
Как бы ни были удобны и популярны ручные гидравлические тележки, они имеют ограниченные возможности применения, поэтому для складов со значительным грузооборотом целесообразнее использовать тележки с электроприводом.
Электротележки значительно облегчают труд работников, занятых перемещением грузов, снижают физические нагрузки, способствуют повышению производительности труда. Тележки с электроприводом могут выполнять некоторые функции погрузчиков, с их помощью облегчается транспортировка грузов, снижаются затраты. Управление такой тележкой очень простое, не требует больших усилий, поэтому оператором могут быть женщины.
Электрические гидравлические тележки применяются на складах и в крупных супермаркетах. Подъемное устройство приводится в действие гидравлической системой, обеспеченной давлением от насоса, сблокированного с электродвигателем.
Благодаря тому, что некоторые модели электрических тележек обладают частью функций штабелеров (подъем и укладка грузов на высоту до 2 м), они могут успешно применяться для складирования товаров.
Широко применяются на складах и подъемно-транспортные машины (рис. 2.18).
Электрокары ЭТ-2047 и ЭТ-2047А имеют фиксированную платформу и четыре колеса, благодаря чему обладают хорошей устойчивостью. Предназначены они для ускоренной перевозки грузов (скорость до 40 км/час, грузоподъемность до 1 т) по внутренней (если на аккумуляторном питании) и внешней территории гипермаркета или оптовой базы. Представляют собой прочную цельносварную конструкцию из стальных профилей и листов, предусматривающую свободный доступ к отдельным системам при обслуживании.
Технико-экономическая характеристика электрокаров приведена в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Технико-экономическая характеристика электрокаров
|
ЭТ-2047 |
ЭТ-2047А |
Грузоподъемность, кг |
2000 |
2000 |
Наименьший внешний радиус поворота, мм |
3300 |
3300 |
Размер грузовой платформы, мм |
2400 х 1200 |
2400 х 1200 |
Высота грузовой платформы, мм |
800 |
800 |
Ширина рабочего проезда при повороте в проезде на 90 градусов, мм |
4200 |
4200 |
Ширина рабочего проезда при повороте на 90 градусов в пересекающихся проездах, мм |
2400 |
2800 |
Скорость движения с (без) грузом, км/ч |
17 (19,2) |
17 (19,2) |
Преодолеваемый уклон на длине 12 м с грузом, % |
12 |
12 |
Шины |
Пневматические |
Пневматические |
Габариты, мм |
3525x1200x1460 |
3700x1560x1600 |
Масса, включая батарею, кг |
1700 |
1900 |
Электротягач АТ-60 предназначен для перевозки грузов массой до 1,5 т в складских помещениях и на площадках с твердым ровным покрытием. Простое обслуживание и удобное рабочее место водителя значительно способствуют высокой производительности. Большая тяговая мощность, скорость и маневренность являются особыми преимуществами тягачей с дизельным электроприводом.
6 7
Рис. 2.18. Подъемно-транспортные машины
1 и 2 — электрокары с открытой (ЭТ-2047) и закрытой (ЭТ-2047А) кабиной;
3 — электротягач АТ-60;
электропогрузчики: 4 — ЭП-103К; 5 — ЭП-103; 6 — ЭП 02/04;7 — ЭП-1631
Прицепное приспособление расположено в задней части тягача В зависимости от модификации элекгротягача можно использовать различные грузозахватные приспособления, например
• вилы, смещаемые в поперечном направлении (что обеспечивает точное подведение вил к грузам без повторения маневров машины),
• вилы, наклоняемые по вертикали (позволяют надежно поддерживать древесину, стальные трубы и др),
• вилы с лебедкой, наклоняемые по вертикали (подходят для подтаскивания в недоступных местах, а также для подъема грузов, находящихся ниже уровня погрузчика),
• полноповоротный захват для рулонной бумаги (облегчает обработку бумаги в складах и ее погрузку),
• полноповоротный захват для бочек (обеспечивает безопасную и надежную перегрузку бочек);
• захват для тюков (зажимает тюки хлопка, картонные ящики и др. с двух сторон, что исключает потребность в применении поддонов);
• захват с верхним прижимом (защищает коробки с бутылками и банками от разваливания и обеспечивает надежную перевозку);
• безблочная крановая стрела (может быстро перемещать грузы, для которых применение поддонов не представляется возможным);
• штырь (штырь, вставляется в полый цилиндрический груз, поднимает и перевозит его).
Технико-экономическая характеристика электротягачей АТ-60: тяговое усилие на крюке (в режиме 60 мин) — 60 кгс; наименьший внешний радиус поворота — 1600 мм, скорость движения с (без) грузом — 4 (5) км/ч; напряжение — 24 В; габариты — 1446x700x1288 мм; масса, включая батарею — 760 кг.
Погрузчик незаменим там, где требуется перемещение и укладка грузов на открытых площадках и в закрытых помещениях баз и складов, имеющих твердое и ровное покрытие пола. Его гидростатическая трансмиссия обеспечивает движение вперед и назад в широком диапазоне скоростей при управлении только двумя педалями. Легкость рулевого управления обеспечивается гидроусилителем. Конструкция грузоподъемника позволяет иметь хорошую обзорность и возможность перемещения груза в низких помещениях.
Все погрузчики можно разделить на электропогрузчики и автопогрузчики.
Электропогрузчиком называют самоходную универсальную подъемную транспортную машину на резиновом колесном ходу, оснащенную различными грузозахватными приспособлениями для погрузки, разгрузки и штабелирования грузов. Основными приспособлениями электропогрузчика являются вилы для подхватывания штучных грузов, ковши для зачерпывания и высыпания сыпучих грузов, штыревые захваты, боковые захваты, безблочные стрелы и т. д.
Электропогрузчик имеет следующие основные узлы: кузов машины с рамой, грузоподъемный механизм, передний (ведущий) и задний (ведомый) мосты, электродвигатель, аппаратуру управления. Источником энергии служит аккумуляторная батарея, установленная в специальном ящике в кузове электропогрузчика. Четырехколесная схема ходовой части применяется на всех вилочных погрузчиках общего назначения. Она обеспечивает устойчивость погрузчика при относительно большой высоте штабелирования и относительно высокой скорости передвижения. Трехколесную схему имеют специальные вилочные погрузчики повышенной маневренности, используемые для работы в узких проходах. Электропогрузчики могут работать как внутри помещения, так и на улице. Главное отличие всех электропогрузчиков — тип батареи (кислотная или щелочная). Кислотные батареи работают без подзарядки в 1,5—2 раза дольше щелочных. Однако в продовольственных магазинах и на базах, где хранятся продукты, использовать кислотные батареи не разрешается, технические правила запрещают также заряжать в одном помещении погрузчики с разными типами батарей.
Электропогрузчики ЭП-103, ЭП-103К предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ с пакетированными и тарно-штучными грузами в закрытых помещениях и на открытых площадках. Шасси выполнено по трехопорной схеме. Электродвигатель передвижения соединен с главной двухступенчатой передачей заднего моста. Электродвигатель управляется с помощью магнитного контроллера.
Телескопическое двухрамное грузоподъемное устройство шарнирно прикреплено к переднему мосту. Гидроцилиндр подъема — плунжерного типа, два гидроцилиндра наклона — двустороннего действия. Рама грузоподъемника может отклоняться вперед при захвате груза и назад при его перемещении, для чего имеются два гидравлических цилиндра. В кузове машины установлен гидравлический привод, состоящий из электродвигателя, приводящего в действие насос гидравлического распределения, масляного бака и арматуры, рулевого управления, электродвигателя передвижения. Источником энергии служит аккумуляторная батарея, расположенная в ящике под задним мостом. Корпус электропогрузчика представляет собой стальную сварную раму из двух бортов, соединительного моста и поперечных связей. Рулевое управление выполнено по типу автомобильного, с разрезной трапецией. Применение привода с разрезной рулевой трапецией к задним управляемым колесам позволяет получить разные внутренние и внешние углы поворота задних колес, необходимые для обеспечения движения без проскальзывания колес при повороте электропогрузчика.
Электропогрузчики ЭП-02/04 и ЭП-1631 предназначены для погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ с грузами массой до 1500 и 1600 кг, уложенными на стандартные поддоны.
Технико-экономическая характеристика электропогрузчиков разных моделей приведена в табл. 2.6.
Автопогрузчик — это погрузочно-разгрузочная машина с двигателем внутреннего сгорания, предназначенная для работы на открытых площадках и складах. Автопогрузчик может быть оборудован различными сменными грузозахватными приспособлениями (рис. 2.19).
Захватные челюсти для рулонов бумаги имеют полукруглую форму, могут вращаться на 360". Они могут захватывать также другие различные грузы цилиндрической формы в широком диапазоне диаметров.
Сталкивателъ имеет переднюю раму, которая перемещается в продольном направлении и сталкивает груз. Используется для загрузки вагонов и автомашин, а также лифтов в местах с ограниченным свободным пространством.
Таблица 2.6
Технико-экономическая характеристика электропогрузчиков
|
ЭП-103 |
ЭП-103К |
ЭП-02/04 |
ЭП-1631 |
Грузоподъемность, кг |
1000 |
1000 |
1500 |
1500 |
Высота максимального подъема, м |
2,0; 2,8; 4,5 |
2,0; 2,8; 4,5 |
1,5; 2,75 |
2,0; 2,8 |
Наименьший внешний радиус поворота, мм |
1600 |
1600 |
2100 |
1850 |
Ширина рабочего проезда при штабелировании под углом 90°, мм |
2950 |
2950 |
3500 |
3300 |
Ширина рабочего проезда при перемещении с поддоном размером 800 — 1200 мм, мм |
1800 |
1800 |
2100 |
1950 |
Скорость движения с (без) грузом подъема с(без) грузом опускания с (без) грузом, м/с |
12(13) 0,2 (0,26) 0,4 (0.26) |
12(13) 0,2 (0,26) 0,4 (0.26) |
6,5 (7,5) 0,09 (0,15) 0,33 (0,13) |
10,5 (12,5) 0,15 (0,25) 0,3 (0,1) |
Габариты, мм |
1800x930x х1700—2150 |
1857х950х x1455— 2105 |
1800x950x х1700— 2150 |
1800x950x х1700— 2150 |
Масса, включая батарею, кг |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
Грузозахватное приспособление с боковым захватом для картонных коробок — предназначено для безопасной транспортировки картонных коробок, загруженных на поддон, которые зажимаются по бокам. Оно специально разработано для безопасной транспортировки, погрузки и разгрузки изделий в картонных коробках (телевизоры, холодильники, радиоаппаратура и т. д.)
Выдвижной вилочный захват удобен для погрузки грузов на грузовые автомобили и в грузовые вагоны, а также для штабелирования грузов на ограниченных пространствах. Выдвижение этого вилочного захвата обеспечивается системой рычагов.
Применение автопогрузчиков для узких проходов позволяет увеличить емкость склада за счет уменьшения ширины проходов. Такой же результат достигается увеличением высоты складирования.
Рис. 2.19. Автопогрузчик с различными грузозахватными приспособлениями
1 — общий вид; 2 — с захватными челюстями для рулонов бумаги;
3 — со сталкивателем; 4 — с боковым зажимом для картонных коробок;
5 — с выдвижным вилочным захватом
Грузоподъемность автопогрузчиков 1—2 т при расстоянии до центра груза 600 мм.
В настоящее время на складах с узкими проходами используются электропогрузчики с приспособлением для подбора заказов. При помощи подборщика заказов водитель, сидящий в хорошо защищенной кабине, может выбрать отдельные грузы с полок (до 7,6 м) по обеим сторонам прохода и уложить их на платформу, находящуюся перед ним Платформу можно поднять или опустить по отношению к кабине таким образом, чтобы верх груза всегда находился на удобной высоте.
Дизельные и газовые погрузчики — наиболее оптимальный вид погрузочно-разгрузочной техники для работы на открытых складах или в хорошо проветриваемых помещениях. На дизельные погрузчики, работающие в закрытом помещении, можно установить нейтрализатор выхлопных газов Срок его службы — 1—2 года.
Грузоподъемность дизельного погрузчика от 1,6 до 2,5 т, от высота подъема до 4,5 м.
Газовые погрузчики работают на сжиженном газе. Расход газа при полной нагрузке обычно не превышает 50 л в сутки. Как правило, на складах используют пять 50-литровых баллонов российского производства для каждого погрузчика, которые заряжают один раз в неделю. Главные достоинства газовых погрузчиков — отличные экологические показатели (лучше, чем у дизельного погрузчика с нейтрализатором) и низкая стоимость топлива. Благодаря этому, погрузчики, работающие на газе, приобретают в европейских странах все большую популярность.
Другой вид погрузочно-разгрузочной техники — штабелеры. Они могут быть как с ручной, так и электрической тягой. Назначение штабелеров — складирование грузов на различных высотах. Особенно удобны они для небольших складов с малым грузооборотом. Там, где грузооборот большой, целесообразно использовать погрузчики.
Электроштабелер ЭШ-188 представляет собой самоходную тележку на четырех колесах, на которой смонтированы каретка с грузоподъемником, приводные механизмы, управляющие устройства и установлен источник электроэнергии — аккумуляторная батарея. Он предназначен для работы на складах с узкими проходами между стеллажами. Каретка поперечного смещения и механизм поворота грузоподъемника позволяют захватывать груз с фронта и с обеих сторон по ходу машины. Электроштабелер может перемещать и штабелировать тарно-штучные грузы, уложенные на поддоны размером 800x1200 мм, как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках с твердым и ровным дорожным покрытием. Наибольшая эффективность достигается при перемещении грузов на короткие расстояния — до 70 м.
Корпус электроштабелера представляет собой несущую конструкцию, выполненную в виде сварной рамы, предназначенную для размещения и крепления сборочных единиц, аппаратов и агрегатов. Корпус состоит из основания и направляющих. Направляющие, соединенные между собой, служат для установки и перемещения каретки с грузоподъемником. Направляющие оси, жестко установленные, служат для установки задних колес. К направляющим с помощью винтов прикреплены текстолитовые накладки, на которых установлена аккумуляторная батарея. Вверху, над аккумуляторной батареей, в специальном отсеке с быстросъемной крышкой установлена контакторная панель.
Слева и справа к корпусу на болтах закреплены направляющие ролики, облегчающие работу водителя в узких проходах.
Задние колеса электроштабелера установлены на консольных осях, что обеспечивает лучший подход к ним и облегчает демонтаж. Колесо вращается на подшипниках, напрессованных в ступицу. Привод ведущего сдвоенного колеса состоит из электродвигателя и двухступенчатого редуктора, включающего планетарную передачу и пару конических шестерен.
Электроштабелер оборудован двумя системами независимых тормозов: гидравлическим (рабочим) тормозом задних колес с приводом от ножной педали и механическим (стояночным) тормозом, установленным на валу двигателя передвижения, с приводом от рычага. Гидравлический тормоз предназначен для торможения электроштабелера при его движении и для остановки. Стояночный — для затормаживания электроштабелера на стоянках и удерживания его на уклонах. Пользоваться стояночным тормозом как рабочим запрещается, кроме аварийных случаев выхода из строя рабочего тормоза.
На электроштабелере установлен грузоподъемник трехкамерной конструкции с цилиндром подъема плунжерного типа. Грузоподъемник шарнирно закреплен на основании механизма наклона и может быть наклонен назад до 7"
Грузоподъемник состоит из внутренней и средней рам, цилиндра подъема, каретки и цепей. Рамы представляют собой вертикальные стойки, выполненные из двутаврового профиля, соединенные между собой поперечными связями Перемещение внутренней рамы относительно средней, а средней относительно наружной происходит на катках и роликах. Катки выполнены на подшипниках качения К нижней связи внутренней рамы крепится цепь.
Техническая характеристика электроштабелера ЭШ-188 номинальная грузоподъемность — 0,5 т, номинальная высота подъема вил — 4500 мм; высота подъема вил без увеличения габаритной высоты электроштабелера — 1100 мм, скорость передвижения с номинальным грузом — 7 км/ч, без груза — 7,5 км/ч; габариты — 2235x1390x2090 (5480) мм, масса электроштабелера — 2250 кг.
Грузоподъемные машины. Грузоподъемные машины (рис. 2.20) предназначены для механизации операций подъема и опускания груза) для вертикального и резконаклонного перемещения) Кроме того, при помощи отдельных видов этих машин можно перемещать грузы в определенных границах в горизонтальной плоскости.
Грузоподъемные машины являются машинами циклического (периодического) действия В их рабочем цикле периоды действия перемежаются с паузами. В группу грузоподъемных машин входят электрические лебедки, тали, тельферы, грузовые лифты и подъемники, грузоподъемные краны.
Рис. 2.20. Грузоподъемные машины
1 — электрическая лебедка, 2 — электроталь, 3 — тельфер
Различают грузоподъемные машины с одним движением (только вертикальное перемещение груза — лебедки и тали), с двумя движениями (вертикальное и линейное перемещение — тельферы) и с тремя движениями (вертикальное и горизонтальное перемещение в любую точку обслуживаемого поля — краны).
Электрическая лебедка — грузоподъемная машина в виде вращающегося барабана с тяговым стальным канатом и с приводом от электродвигателя. Различают подъемные и тяговые лебедки. Подъемные лебедки используют главным образом для вертикального подъема груза, тяговые лебедки — для горизонтального перемещения груза. Тяговые лебедки применяют для укладки в штабеля круглых лесных материалов, при выгрузке круглого леса из полувагонов. Подъемные подвесные лебедки называют талями, а при наличии у них механизма передвижения по подвесным путям — передвижными талями.
Электроталъ — грузоподъемная машина с электроприводом и механизмом подъема и горизонтального перемещения. Электроталь состоит из трех основных узлов: грузоподъемного механизма, служащего для подъема и опускания груза, ходовой тележки, к которой подвешивается грузоподъемный механизм; кнопочной станции для управления электроталью. Грузоподъемный механизм состоит из корпуса, в котором находятся грузовой барабан, электродвигатель подъема, редуктор подъемного механизма, электромагнитный тормоз, канат, подвеска. Электродвигатель подъема встроен в барабан. Ходовая тележка электротали четырехколесная, приспособлена для передвижения по тавровой балке. Ведущие колеса приводятся в движение от электродвигателя передвижения. Электроталь снабжается электроэнергией от сети. Пуск электродвигателя осуществляется магнитными пускателями. Управление электроталью происходит с помощью кнопочного механизма с пола.
Передвижные электротали применяют для выполнения грузоподъемных работ на складах, на грузовых платформах, под навесами. Они могут работать на открытом воздухе, но обязательно под общим или местным навесом, что предохраняет от попадания в механизм снега и дождя.
Если электроталь объединена с монорельсовой тележкой и перемещается под потолком здания по монорельсу, то такое устройство называют тельфером. Управление тельферами осуществляется при помощи магнитных носителей, приводимых в действие пусковыми кнопками кнопочной станции, подвешиваемой на гибком кабеле на высоте 1,2 м от пола. Иногда ими управляют при помощи тяговых шнуров. Если тельфером обслуживается большая территория, то управление им возможно с центрального пульта.
Для механизации подъемно-транспортных работ на складах и магазинах, имеющих несколько этажей и подвальные помещения, применяют грузовые лифты и подъемники.
Лифтом называют подъемно-транспортное yстройство периодического действия, предназначенное для подъема и спуска грузов с одного уровня на другой. Лифт состоит из лебедки с электроприводом, кабины, шахты, противовеса. Кабина передвигается по неподвижным жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте. На загрузочных площадках шахта снабжена запираемыми дверьми, обеспечивающими безопасность пользования. Двери кабины могут быть распашными или раздвижными, открываемыми вручную или при помощи привода. Они снабжаются специальными замками или электрической блокировкой, не позволяющей кабине передвигаться при открытых дверях. Лифты оснащены ограничителями скорости и ловителями, не допускающими падения кабины и противовеса в случае обрыва или ослабления канатов, а также останавливающими ми их при повышении допустимой скорости.
Грузоподъемность лифтов — от 150 кг до 5 т. Скорость — от 0,25 до 0,5 м/мин. Размеры кабины — от 900x650x1000 до 3000x4000x2400 мм.
Грузовой подъемник предназначен для подъема грузов на платформе или в кабине на определенную высоту. Подъемники в отличие от грузовых лифтов имеют более простую конструкцию, удобны в эксплуатации. Они бывают различных типов: наклонные с грузовой платформой, наклонные с саморазгружающимися ковшами, вертикальные непрерывного действия для штучных грузов и др.
Наклонный подъемник, показанный на рис. 2.21, имеет следующую технико-экономическую характеристику: грузоподъемность — 200 кг/с, скорость подъема груза — 0,35 м/с; высота подъема груза — 3,3 м, размер грузовой площадки — 650x850 мм, габариты — 1500x1300x5525 мм, масса — 550 кг.
Для перемещения штучных и затаренных грузов под действием собственной массы применяют наклонные и винтовые спуски. Они изготавливаются из дерева, а рабочая поверхность и борта обшиваются металлическими листами Наклонные спуски делают прямыми и поворотными.
Передвижной подъемный стол с ручным управлением (рис. 2.22) предназначен для механизированной погрузки и выгрузки грузов с автомашин и из железнодорожных вагонов при отсутствии погрузочно-разгрузочных рамп, а также для погрузки и разгрузки пакетированных и затаренных грузов.
Его технико-экономическая характеристика следующая: грузоподъемность — 320 кг; высота подъема груза — 300— 1400 мм; габариты стола — 900x700x924 мм, масса — 145 кг.
Грузоподъемным краном называется машина циклического действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, удерживаемого грузозахватными приспособлениями. В зависимости от конструкции различают грузоподъемные краны: мостовые, козловые, краны-штабелеры, автомобильные, башенные строительные и др.
|
Рис. 2.21. Наклонный подъемник 00000000Рис.2.22. Передвижной подъемный стол |
Мостовой кран (рис. 2.23) — это грузоподъемная машина мостового типа, мост которой опирается на надземный крановый путь (рельсы, уложенные на кронштейнах подкрановых балок, закрепленных на консолях стен склада или на специальных колоннах). Мостовые краны — металлические конструкции пролетного строения, перекинутого через складское помещение от одной стены до другой. На мосту крана установлены механизмы подъема груза, передвижения крана и передвижения грузовой тележки (грузового захвата). В зависимости от грузоподъемности крана конструкции моста изготовляют с одной или двумя несущими балками. Мост передвигается по подкрановому пути на стальных колесах при помощи электродвигателя Грузовая тележка поднимает и перемещает груз поперек площади склада, а при передвижении моста груз транспортируется вдоль площади склада.
Рис. 2.23. Мостовой кран
Мостовые краны применяются главным образом для перегрузки тяжеловесных грузов и контейнеров в закрытых складских помещениях, под навесами и реже на открытых площадках Они позволяют наиболее полно использовать складские площади, поскольку для них не требуется больших проездов и проходов между штабелями
Козловой кран (рис 2 24) отличается от мостового тем что его пролетные конструкции опираются на две пары жестких стоек, расположенных под углом в виде козел Кран передвигается по рельсам, уложенным на земле Грузоподъемным механизмом служат электротали или подвижные грузовые тележки Пролет козлового крана определяется расстоянием между опорами Для увеличения рабочей зоны многие краны имеют по две или одной консоли, выходящих за пределы опор Кроме того, краны оснащаются различными грузозахватными приспособлениями для погрузки сыпучих товаров — грейдером, контейнеров и тяжеловесных грузов — крюком, металлоизделий — магнитными плитами и т.д. Краны обладают высокой производительностью, просты в управлении и используются преимущественно на открытых складах.
Рис. 2.24. Козловой кран
Технико-экономическая характеристика грузоподъемных мостовых и козловых кранов следующая грузоподъемность — 3,2—32 т, пролет крана — 10—32 м, высота подъема груза — 7,1—10 м/с, скорость передвижения крана -0,5—2,0 м/с, общая масса кранов, управляемых из кабины — 8,0—87,0 т.
Кран-штабелер — это грузоподъемный кран, оборудованный вертикальной колонной с перемещающимся по ней устройством для штабелирования грузов По конструктивным особенностям они подразделяются на мостовые краны-штабелеры общего назначения, стеллажные, опорные, подвесные и напольные.
Мостовой кран-штабелер общего назначения имеет вертикальную колонну, подвешенную к грузовой тележке, перемещающейся по передвижному мосту
Межстеллажный кран-штабелер обслуживает два стеллажа, между которыми имеется проход для его передвижения
Краны-штабелеры могут управляться автоматически (ЭВМ), полуавтоматически (дистанционно) и вручную (оператором) Их используют на складах для механизации погрузочно-разгрузочных работ, с их помощью осуществляют операции по укладке на стеллажи или в штабеля штучных грузов на поддонах либо в контейнерах
Применение стеллажных кранов-штабелеров на складах высотой свыше 6 м позволяет максимально использовать объем складских помещений и повысить производительность труда.
Их грузоподъемность — 0,16—12,5 т, ширина проходов — 1,5 м Мостовые краны-штабелеры укладывают груз на высоту 10 м, а стеллажные — 18 м
Автомобильный кран — грузоподъемная машина с поворотной платформой, установленной на шасси грузового автомобиля или на специальные шасси Он может иметь автоматический, электрический или гидравлический привод. Привод механизмов крана осуществляется как от двигателя автомобиля, так и от отдельного двигателя, установленного на поворотной платформе На поворотной раме крана установлена лебедка подъема и стрела с крюком или грейдером Для повышения устойчивости при работе с тяжеловесными грузами имеются выносные опоры, установленные на раме неповоротной части Автомобильные краны предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ со штучными, пакетированными и сыпучими грузами, а также контейнерами В основном они применяются на открытых складах и площадках Они обладают высокой маневренностью Грузоподъемность автомобильных кранов от 3 до 45 т.
Транспортирующие машины. Транспортирующие машины применяют для горизонтального и слабонаклонного перемещения сыпучих и штучных грузов в пределах одного или нескольких, связанных между собой складских помещении, а также при погрузке и разгрузке транспортных средств.
Рис. 2.25. Конвейеры
1 — ленточный, 2 — ковшовый, 3 — роликовый
По принципу действия транспортирующие машины подразделяются на машины непрерывного действия — конвейеры (ленточные, пластинчатые, роликовые, скребковые), элеваторы (ковшовые, полочные, люлечные), и периодического действия — тележки (ручные, домкратные, аккумуляторные, с двигателем внутреннего сгорания). На рис. 2 25 показаны некоторые виды конвейеров
Конвейеры перемещают сыпучие и тарно-штучные грузы непрерывным потоком. На товарных складах и в магазинах конвейеры чаще всего используются для перемещения грузов в горизонтальном направлении, но их также применяют для выполнения штабелирующих операций. Каждый тип конвейера может быть стационарным и передвижным.
Ленточный конвейер — один из наиболее распространенных видов машин. Его грузонесущим и тяговым элементом является замкнутая лента из прорезиненной ткани, натянутая на приводной и натяжной барабаны. Приводной барабан приводится в движение электродвигателем. Натяжной барабан обеспечивает постоянное натяжение ленты. Используются ленточные конвейеры для горизонтального и слабонаклонного перемещения сыпучих и тарно-штучных грузов. Выпускаются конвейеры длиной от 5 до 15 м с шириной ленты 300—3000 мм. Скорость движения ленты — 1—3 м/с, наибольшая высота подъема груза — 2,0—5,4 м (в зависимости от длины конвейера).
У пластинчатого конвейера грузонесущий элемент состоит из отдельных пластин, прикрепленных к замкнутому тяговому элементу. Такие конвейеры используют для транспортировки штучных грузов под углом до 35", а также для укладки грузов в штабеля. Длина таких конвейеров от 4 до 40 м, ширина настила — 400—1600 мм, скорость движения ходовой части — 0,1—1,0 м/с.
Роликовый конвейер отличается от пластинчатого тем, что у него грузонесущим и тяговым устройством служит система роликов, укрепленных на неподвижной раме, по которым перемещается груз в таре По принципу действия роликовые конвейеры разделяются на приводные и неприводные. У конвейеров с приводом ролики вращаются от привода, работающего на электроэнергии. Роликовые конвейеры, не имеющие электропривода, относятся к гравитационным устройствам.
Роликовые конвейеры применяют при больших и непрерывных складских грузопотоках для подачи грузов в зоны хранения и погрузки.
Ковшовый конвейер транспортирует грузы в ковшах, шарнирно прикрепленных к замкнутому тяговому элементу, в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях Применяется на складах и базах сыпучих грузов.
Вспомогательное оборудование. Тележки относятся к средствам малой механизации и считаются вспомогательным оборудованием складов
Грузовые тележки, которые перемещаются под воздействием мускульной энергии оператора, называются ручными. Они бывают двухопорными, трехопорными и четырехопорными, с низкоподъемной (125 мм) и высокоподъемной (до 3 м) грузоприемной платформой (рис. 2.26). Сохраняя основной признак — ручное перемещение, они могут снабжаться гидро-, пневмо- или электроприводным устройством подъема груза.
Рис. 2.26. Ручные грузовые тележки:
1 — двухопорная; 2 — трехопорная; 3 — четырехопорная
Грузовые тележки перемещающие грузы с использованием искусственной энергии, называют электротележками (электрокарами) или автотележками (автокарами) в зависимости от вида привода. Как и ручные тележки, они могут быть с разноопорной платформой, с разновысотным подъемом груза. Управляет ими оператор, стоящий или движущийся следом, либо сидящий или стоящий на шасси самой тележки. Существуют и комбинированные варианты.
3.3. Машины для резки, распила и измельчения продуктов
Классификация машин. В торгово-технологическом процессе магазина, торгующего продовольственными товарами, значительную долю занимают операции, связанные с нарезкой, разрубом, разделкой и измельчением мяса, рыбы, масла, колбасных и других гастрономических товаров. Выполняются эти операции в помещениях для подготовки товаров к продаже или непосредственно в торговом зале.
Поскольку перечисленные операции являются трудоемкими и малопроизводительными, то для их выполнения используют различные режущие машины. Это позволяет не только механизировать трудоемкие операции, но и существенно повысить качество обработки товаров, снизить потери продуктов при подготовке их к продаже.
Используемые в магазинах режущие машины принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: назначению, периодичности действия, источнику используемой энергии, степени механизации и автоматизации процессов технологической обработки.
В зависимости от назначения в торгово-технологическом процессе различают следующие две группы режущих| машин: для разделки и нарезки пищевых продуктов на куски; для измельчения продуктов (приготовления фарша, овощных полуфабрикатов).
По принципу периодичности действия режущие машины подразделяются на машины непрерывного и периодического (циклического) действия.
По виду источника энергии различают режущие машины с электрическим приводом и ручного действия.
По степени механизации и автоматизации процессов технологической обработки продуктов режущие машины подразделяют на полуавтоматические и автоматические.
Машины для нарезки продуктов. В эту группу входят машины для нарезки гастрономических товаров; для разделки монолита масла; для резки замороженных продуктов; для сортового разруба мяса. Ниже даны краткие характеристики некоторых моделей машин отечественного зарубежного производства. Все они питаются от сети переменного тока напряжением 220/380 В.
Машина МРГ-ЗООА предназначена для нарезания колбасы, сыра и других гастрономических товаров на ломтик:
К алюминиевому корпусу машины крепятся электродвигатель, передаточный механизм, регулятор толщин нареза, автоматический выключатель. Корпус имеет четыре резиновые опоры. Заточное устройство находится на задней стенке корпуса. Машина снабжена лотками и опорным столиком. Резательный механизм представлен дисковым ножом. С помощью регулятора можно изменять толщину отрезаемых ломтиков до 12 мм под углом от 90 до 3 к оси товара. Предельные размеры нарезаемого продукт составляют 150x150 мм.
Производительность машины — 45 резов в минуту, габариты — 670x460x570 мм (с лотком), масса — 50 кг. Она может быть установлена как на рабочем месте продавца так и в помещении для подготовки товаров к продаже.
Машина МРГУ-370 нарезает колбасу, ветчину, сыр, окорок и другие гастрономические товары под углом до 45" на ломтики толщиной до 6 мм с последующей укладкой их в стопку.
Состоит машина из корпуса, дискового ножа, каретки механизмом шаговой подачи продукта и зажимным устройством, регулятора шага, съемника, укладчика ломтей, приемного стояка, приводного механизма, заточного устройства, приспособления для нарезки остатков, автоматического выключателя и тумблера.
Производительность машины 45 резов в минуту. Предельные размеры сечения нарезаемых продуктов 160x200 мм. Исполнение — настольное. Габаритные размеры — 890 х 760 х б40 мм. Масса машины — 115 кг. Эта машина может быть использована как в магазинах, так и в предприятиях общественного питания.
Машина РММ предназначена для разрезания монолитов сливочного масла массой от 20 до 25,4 кг на бруски и кубики при температуре продукта 5"С.
Состоит она из плиты, редуктора, лотка, направляющей рамки со струнами, натяжного устройства, поворотного кронштейна, ползуна, пульта управления и привода электродвигателя). На ней в течение часа можно нарезать до 375 кг масла в монолитах.
Габариты машины — 830x510x700 мм, масса — 120 кг, исполнение — настольное.
Машина МРЗП используется для нарезания замороженных бескостных блоков мяса, рыбного филе и субпродуктов на рабочем месте продавца или в помещениях для подготовки товаров к продаже.
Машина состоит из корпуса, резательного механизма с колонной и ползуном с закрепленным на нем ножом и привода. Оборудована предохранительным щитком, укрепленным на колонне.
При нарезке блоки продуктов должны иметь температуру от -8 до -10°С.
Производительность — 10 резов в минуту. Габариты — 1050x1100x1440 мм, масса — 335 кг, исполнение — напольное.
Машина для нарезки и распила мяса. Машина МРСР используется в крупных продовольственных магазинах для нарезки мяса с костями и птицы на куски.
Основными узлами и деталями машины являются: корпус, стол, колонка, режущий инструмент, каретка с зажимным устройством, электропривод.
Режущий механизм выполнен в виде стальной ленты, рабочая кромка имеет два участка — гладкое лезвие ножа для резки мяса и пилу для резки костей.
Конструкция машины предусматривает закрепление двух параллельно работающих инструментов, позволяющих нарезать мясо на ломти.
Производительность машины (при длине реза до 300 мм) составляет 5—6 резов в минуту. Максимальные размер обрабатываемого продукта 500x500x250 мм. Исполнение машины — напольное.
Слайсер — это зарубежное название машины для нарезки гастрономических продуктов (колбасы, сыра, ветчины и др.) на ломтики. Такую машину сокращенно можно назвать ветчиноколбасорезкой. Нарезка продуктов осуществляется на предприятиях торговли для дальнейшей расфасовки небольшими порциями в вакуумную упаковку. На предприятиях питания нарезанные ломтики используют для приготовления бутербродов и холодных блюд.
Наибольшее распространение на российском рынке получили слайсеры итальянских фирм TOPAZ, SIRMAN и отечественной фирмы КВАРЦ.
Слайсеры фирмы TOPAZ выпускаются пяти модификаций. Все они изготовлены из сплава анодированного алюминия, благодаря чему легко удаляются остатки продуктов обеспечивается соблюдение санитарных правил. Регулировка толщины ломтиков (до 15 мм) осуществляется с помощью чувствительной ручки. Машина снабжена механизмом для заточки дискового ножа. Механизм резки адаптирован на передвижной тележке с плавным равномерным ходом, что позволяет нарезать как жесткие продукты (колбасы, ветчины), так и мягкие (сыры, рыба, мясо).
Ленточная пила ПМ-ФПЛ-351А предназначена для распиловки четвертин и отрубов, порционной разделки мясных и мясокостных полуфабрикатов на куски различной массы и размеров.
Корпус пилы — литой из алюминиевого сплава; крышки, стол, шкивы и другие детали выполнены из нержавеющей стали. Сверху полотна пилы располагается рукоятка устройства натяжения, что позволяет оперативно корректировать степень натяжения полотна.
Расположенные в ее корпусе щетки постоянно очищают поверхности шкивов и полотна пилы от жира, что исключает проскальзывание полотна на шкивах.
При открывании корпуса пилы в процессе профилактического осмотра или сантехнической обработки включается автоматическая блокировка электродвигателя, не позволяющая осуществить несанкционированное включение пильного полотна.
Рабочий стол можно поднимать, что облегчает сантехническую обработку зоны, расположенной под рабочим столом.
Отдельно поставляются лезвия полотен любых размеров, изготовленных из высококачественной шведской стали сквозной закалки. По желанию заказчика фирма может изготовить и поставить необходимое оборудование для организации современного участка разделки и жиловки полутуш и отрубов.
Ленточная пила марки КТ-750 финского производства предназначена для распиловки на куски свежего и замороженного мяса, костей и рыбы. Пила имеет прочную конструкцию. Корпус, стойки и шины стола выполнены из стали, ильные части и детали — из других нержавеющих материалов. Верхнее колесо полотна натягивается пружиной, отсюда всегда одинаковое натяжение полотна. Пила бесшумна при работе. Безопасность работы обеспечивается конструктивными особенностями пилы.
При открытой крышке двигатель не включается. При работающем двигателе крышка не открывается. Имеется защита от перегрева — тепловое реле и защита от низкого напряжения. Полотно пилы останавливается в течение 5 секунд с момента отключения подачи тока, и после исправления неполадок в сети электропитания пила самостоятельно работу не включается. Перемещающийся стол возвращается в свое исходное положение или его можно просто закрепить в определенном положении.
Техническая характеристика электропил приведена табл. 3.4.
Таблица 3.4
Техническая характеристика электропил
|
КТ-750 |
ПМ-ФПЛ-351А |
Электродвигатель, кВт |
3,0 |
1,5 |
Скорость полотна пилы, м/с |
17 |
— |
Размеры полотна пилы, мм |
4260x20 |
2640x20 |
Высота реза, мм |
610 |
320 |
Ширина реза, мм |
650—730 |
290 |
Размеры стола, мм |
1300x950 |
750x650 |
Габариты, мм |
1790x1730x2130 |
830x750x1700 |
Масса, кг |
420 |
95 |
На рис. 3.20 показаны машины для нарезки и распила продуктов.
Машины для измельчения продуктов. Для приготовления мясного и рыбного фарша в магазинах применяются мясорубки. Ниже приводятся краткие характеристики основных моделей мясорубок, выпускаемых отечественной промышленностью. Все они работают от сети переменного тока напряжением 220/380 В.
Рис. 3.20. Машины для нарезки и распила продуктов:
1 — слайсер; 2 — ленточная пила ПМ-ФПЛ-351А; 3 — ленточная пила КТ-750
Мясорубка МИМ-82 (764) включает собственно мясорубку, редуктор и электродвигатель.
Собственно мясорубка состоит из корпуса, шнека, загрузочной тарелки, зажимной гайки, двусторонних ножей и набора решеток.
Шнек является транспортирующим устройством, с помощью которого мясо перемещается внутри рабочей камеры мясорубки. Шаг витков шнека постепенно уменьшается в сторону ножевых решеток. Степень измельчения продукта регулируется путем установки соответствующих ножей и решеток.
Мясорубка крепится к крышке стола четырьмя шпильками. Габариты мясорубки — 840x310x420 мм, масса 72 кг, производительность — 180 кг фарша в час.
Мясорубка МИМ-105 также имеет электрический при вод. Состоит из собственно мясорубки, редуктора, клиноременной передачи, корпуса Основными составными частями собственно мясорубки являются: чугунный корпус, шнек, загрузочная чаша, набор ножей и решеток.
Мясорубка монтируется при помощи трех болтов на фундаменте или непосредственно на полу.
Габариты мясорубки МИМ-105 — 700x35x900 мм, масса — 150 кг, производительность — до 500 кг фарша в час.
Мясорубка МИМ-105м (632/м) также напольная модель. Ее основные узлы: собственно мясорубка, редуктор, привод, клиноременная передача и станина, на которой смонтирован редуктор с мясорубкой.
Собственно мясорубка состоит из чугунного корпуса, шнека, загрузочной тарелки, толкача, нажимной гайки, набора ножей и решеток.
В цилиндрической полости корпуса, являющейся рабочей камерой мясорубки, вращается шнек. Степень измельчения продукта регулируется путем установки решеток с различными отверстиями и соответствующих ножей.
Габариты — 850x450x1000 мм, масса — 210 кг, производительность — 400 кг фарша в час.