Содержание
Основные цели наказания. Понятие карательно-воспитательного воздействия на осужденных__________________________________________________ 3
Задача № 1____________________________________________________ 10
Задача № 2____________________________________________________ 11
Список источников и литературы_______________________________ 13
Основные цели наказания. Понятие карательно-воспитательного воздействия на осужденных
Цель наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений, т.е. достижение социальных результатов, к которым стремится законодатель и суд, устанавливая в санкциях статьи Уголовного кодекса и применяя к виновному лицу конкретную меру наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ).
Уголовный кодекс РФ 1996 года ставит точку в этом споре – согласно ст. 43 УК «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений».
Причём, «наказание не ставит перед собой цель причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах).
Впервые подобное определение целей уголовного наказания было дано в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Согласно Уложению наказание должно преследовать три цели:
восстановление социальной справедливости,
исправление,
устрашение.
Цель восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы оградить государство, общество и каждую личность в отдельности, от произвола преступности. Наказание виновного должно свидетельствовать о торжестве справедливости и законности в обществе; сама деятельность правоохранительных органов ориентирована, прежде всего, на восстановление справедливости, нарушенной в результате противоправного деяния, носящего общественно-опасный характер.
Цель исправления осуждённого заключается в том, чтобы лицо, в отношении которого применяется наказание, стало добропорядочным членом общества, уважающим его законы.
Традиционно наиболее важными целями наказания считается общее и специальное предупреждение преступления. Учёные считают, что предупредительная значимость наказания – не в его жестокости, а в его неотвратимости.
Предупредительное воздействие наказания состоит из общего и частного предупреждения. Общее предупреждение подразумевает, что принудительное воздействие на осуждённого имеет следствием то, что другие лица удержаться от такого же преступного посягательства в дальнейшем.
Под частным предупреждением понимается профилактика совершения новых преступлений самим осуждённым.
Существуют две точки зрения о задачах частного предупреждения:
её задача состоит в создании особых условий во время отбывания наказания, исключающих мысль о возможности совершить новое преступление;
под частной превенцией понимается создание условий, устраняющих возможность совершить преступления только во время наказания.
Частное предупреждение следует отличать от исправления. При исправлении основная задача заключается в том, чтобы впредь не совершались преступления, а при частном предупреждении главным является показать преступнику, что за его противоправное поведение он в обязательном порядке будет наказан.
В современной уголовной политике в области применения наказания существуют три направления, по которым реализуется цель предупреждения:
сокращение реального применения лишения свободы;
расширение возможностей исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, прежде всего исправительных работ и штрафа;
дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы.
Цели наказания достигаются органическим единством его назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей. Также не менее значимо и надлежащее исполнение назначенного наказания.
Ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК РФ). Данный вид наказания является новым для уголовного права России. Вместе с тем оно очень сходно с ранее применявшимся условным осуждением с привлечением осужденного к обязательному труду на стройках народного хозяйства.
Осужденные к ограничению свободы размещаются в общежитиях исправительных центров, где им предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они привлекаются к труду в организациях различных форм собственности. Местом работы осужденного могут быть предприятия и организации, расположенные в районе исправительного центра. Осужденные при этом обладают всеми трудовыми правами, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.
Ч. 2 ст. 9 УИК устанавливает, что воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных. Она направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений.
Процесс воспитательного воздействия в условиях лишения свободы представляет собой совокупность объективных и субъективных факторов воздействия на осужденных. К объективным факторам можно отнести условия, которые должны быть созданы в учреждениях уголовно-исполнительной системы для исправления правонарушителей, а также материальную и производственную базу; к субъективным - целенаправленную деятельность персонала (сотрудников), их профессиональное, психолого-педагогическое мастерство.
Воспитательный процесс в исправительных учреждениях как указывалось, осуществляется в специфических условиях отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы. Поэтому основные направления формы и наиболее важные вопросы организации воспитательной работы с осужденными урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами Минюста Российской Федерации.
Правовое регулирование важнейших сторон процесса, воспитательного воздействия преследует прежде всего педагогические цели. Кроме того, строгое выполнение норм уголовно-исполнительного и других отраслей права имеет воспитательное значение, поскольку это приучает осужденных к выполнению правил поведения, вырабатывает уважение к законам. Наконец, правовая регламентация воспитательного процесса в исправительных учреждениях придает ему четкую целенаправленность и организованность.
Статья 109 УИК (ч. 2) установила, что участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Более того, распорядком дня исправительного учреждения могут предусматриваться воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Отношение осужденного к средствам исправления можно рассматривать как критерий исправления при представлении к условно-досрочному освобождению, применении амнистии, помилования и т.д.
В ч. 4 ст. 109 УИК установлено, что воспитательная работа с осужденными должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей их личности и характера, а также обстоятельств совершения преступления.
Проведение индивидуальной работы с лицами, отбывающими наказание, основано на изучении личности каждого осужденного, с учетом характера совершенного преступления, возраста, образования, профессиональной подготовки, образа жизни до осуждения, а также мотивации преступных деяний, отношения осужденного к содеянному, к наказанию, к основным средствам исправления, к другим осужденным, родственникам и т.д.
Организация воспитательной работы с осужденными к лишению свободы возлагается на администрацию (персонал) учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Эту задачу выполняют и несут за нее ответственность прежде всего те работники исправительных учреждений, которые осуществляют процесс воспитательного воздействия: руководители исправительных учреждений, начальники отрядов, психологи, другие сотрудники, непосредственно работающие с осужденными.
Основным должностным лицом в исправительном учреждении, функциональные обязанности которого состоят в проведении воспитательных мероприятий среди осужденных, является начальник отряда. Отрядная система является основным организационным звеном воспитательного процесса в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. В рамках отряда формируется система взаимоотношений осужденных, обеспечивается возможность всестороннего изучения личности, организуется целенаправленное воспитательное воздействие.
Статья 110 УИК определяет основные формы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях. К ним относится: правовое, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Могут применяться и иные формы воспитательной работы, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Правовое воспитание является основной формой воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, так как чаще всего именно дефекты правового сознания, неуважение к законам, искаженное представление об их требованиях привели лиц, отбывающих наказание, к преступлениям.
Целью правового воспитания является привитие навыков уважения к законам, выработка стойкой правопослушной поведенческой установки личности. Формы этой работы различны: проведение лекций, занятий на правовые темы, индивидуально-разъяснительные беседы, юридические консультации и т.п.
Трудовое воспитание традиционно является одним из наиболее важных направлений процесса исправительного воздействия осужденных. Оно представляет собой применение в исправительных учреждениях системы воспитательных мер и средств, направленных на формирование у осужденных посредством труда практической подготовки к участию после освобождения в общественно полезной деятельности.
Правовая основа трудового воспитания закреплена в ст. 103 УИК.
Нравственное воспитание направлено на формирование честности, порядочности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства, развитие духовного уровня человека. Большую роль в этом играет приобщение осужденных к религии. В последние годы сложилась практика организационного и правового обеспечения отправления религиозных обрядов в местах лишения свободы. Согласно ст. 14 УИК администрация исправительных учреждений создает необходимые условия для этого.
Физическое воспитание осуществляется в целях развития и укрепления физического состояния лиц, находящихся в условиях изоляции от общества, а также дополнительного поддержания нормального духовного и психического уровня. В его содержание входят организация спортивных соревнований, игр, занятий в спортивных секциях и т.д. Распорядком дня для осужденных предусматривается физическая зарядка.
В ч. 2 ст. 110 УИК указываются дифференцированные конкретные условия реализации форм и методов воспитательной работы с осужденными с учетом вида исправительного учреждения, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических.
Необходимо отметить неразрывную связь дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Индивидуальная работа - одна из форм воспитательной работы с осужденными, основой которой является индивидуальный подход при осуществлении целей исполнения наказания - исправления осужденного и предупреждения новых преступлений (ст. 1 ч. 1 УИК). На это направлена деятельность психолого-педагогической службы, функционирующей в исправительных учреждениях.
В Законе закреплено положение о материально-техническом обеспечении воспитательной работы с осужденными. Принятие этих норм находится в компетенции Правительства Российской Федерации, которое должно обеспечивать финансово-бюджетные ассигнования на создание и укрепление этой базы. Так, постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 974 утверждены Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях (СЗ РФ. 1997. N 32. Ст. 3787).
Задача № 1
Осужденный Максимов Н.Б. прибыл для отбывания наказания в колонию общего режима. Во время беседы он обратился к начальнику отряда с просьбой разъяснить ему порядок регистрации брака во время отбывания наказания.
Какой ответ должен дать начальник отряда осужденному Максимову?
Ответ:
На основании ст. 27 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями от 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится в помещении, определенном начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа записи актов гражданского состояния.
Государственная регистрация заключения брака не может быть произведена при наличии препятствующих заключению брака обстоятельств, установленных статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации.
Задача № 2
Петровский был осужден по ст. 105 УК РФ к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Возможно ли применение к нему перевода в колонию поселение? Какие для этого должны быть основания? Может ли быть в период пребывания осужденного в исправительной колонии-поселении применено к нему положение закона об условно-досрочном освобождении? Если да, то при каких условиях? Дайте обстоятельные ответы на поставленные вопросы.
Ответ:
На основании ст. 122 УИК РФ в обычные условия могут быть переведены осужденные, находившиеся в строгих условиях, при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду по отбытии не менее 9 месяцев срока наказания в строгих условиях.
В обычных условиях осужденный отбывает наказание не менее 9 месяцев, после чего при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду он может быть переведен в облегченные условия.
На основании ч. 3 ст. 78 УИК РФ не подлежат переводу в колонию-поселение:
а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
Следовательно, в данном случае перевод возможен.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г.)
3. Уголовный кодекс Российской Федерации
4. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Минюста РФ от 30 июля 2001 г. N 224) (с изменениями от 8 июля 2002 г.