Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Внешняя торговля России______________________________ 4

§ 1.1. Возможности экспортоориентированного развития_________ 4

§ 1.2. Приоритеты внутренней интеграции______________________ 5

§ 1.3. Основные принципы торговой политики РФ_______________ 7

Глава 2. Внешнеторговое регулирование в РФ_____________________ 9

§ 2.1. Правовые акты о внешней торговле______________________ 9

§ 2.2. Содержание внешнеторговых контрактов________________ 11

Заключение__________________________________________________ 16

Библиография_______________________________________________ 18

Введение

Внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические связи - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Внешняя торговля представляет собой наиболее простую и очевидную форму реализации международного разделения труда. Каждая страна в соответствии с ее природно-географическими условиями и уровнем технико-экономического развития в большей или меньшей степени участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле характеризуется двумя составляющими: ввозом и вывозом товаров и услуг[1].

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

В регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом остается большое количество нерешенных проблем. Трудности и задачи внешнеэкономических связей тесно связаны с общим экономическим положением России.

Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее - Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты - через Внешэкономбанк СССР.

В области внешнеэкономического сотрудничества действует значительное число международных соглашений (договоров), принятых различными международными организациями. К ним относятся, в частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. (Венская конвенция), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988г., Женевские вексельные конвенции 1930 г., Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г., Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г., Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.

Российская Федерация является участницей многих из них.

Глава 1. Внешняя торговля России

§ 1.1. Возможности экспортоориентированного развития

 Степень привязки экономики страны к мировому хозяйству определяет две крайние модели стратегии развития : внешне- и внутренне- ориентированные. Внешне ориентированная модель, которую еще называют ассоциативной, то есть направленной на присоединение к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных эффектов, как расширение возможностей для комбинирования ресурсов, повышения конкурентоспособности и диверсификации продукции, уровня подготовки и квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.

 Необходимо, однако, иметь в виду, что увеличение экспорта сможет стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что и происходит в России.

 Важна и специализация страны, избравшей экспортную ориентацию. Ведь форсированный вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переливаются из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, функции которой перейдут к импорту. Именно такие перспективы открывает собой свобода торговли России.

 Выбор в пользу быстрого и полномасштабного включения России в мировое хозяйство усиливает стремление сократить сроки технологического перевооружения, незамедлительно подключиться к мировым финансовым ресурсам, используя такие преимущества, как мощная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований.

 Однако все эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать в широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, в частности, расчеты на демонополизирующий эффект импорта, поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям не так уж трудно достичь "взаимопонимания", которое может получить и организационное оформление в виде совместных предприятий, к тому же поощряемых принимающей страной. Выгоды от либерализации внешней сферы неотделимы от создания дополнительной конкуренции на внутреннем рынке, что плохо сочетается с необходимостью временно оградить отечественную промышленность от внешней конкуренции.

 Надежды на то, что средства, требуемые для оплаты массового им- порта передовой технологии, может дать экспорт сырья, невелики. Они ограничены не только величиной экспортных сырьевых ресурсов, но и емкостью рынков самих западных стран, неспособных поглотить тот наплыв из России и других бывших советских республик, который необходим для получения реального эффекта от экспортоориентированной стратегии.

 Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции.[2] Надо полагать, что с ростом притока товаров из России и других пост советских государств страны запада не остановятся перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого антидемпинговые процедуры.

 Приоритет внешне ориентированных стратегий, в пользу которых высказываются многие российские экономисты, не оправдан. Но не правы и те, кто слишком опасается внешней зависимости. И те и другие переоценивают скорее универсальность стратегий, приверженцами которых они являются. Выбор стратегии определяется как внешними, так и внутренними факторами. Как известно, лучше не та стратегия, которая обещает большой эффект, а та , которую можно реализовать. Последнее в значительной мере зависит от того, насколько данная политика разделяется теми, кто будет ее проводить в жизнь, то есть от внутренних факторов.

§ 1.2. Приоритеты внутренней интеграции

 При переходе от экономики командного типа ( плановой и закрытой) к экономике свободной ( рыночной и открытой ) возникает вопрос: какие отношения "освобождать" в первую очередь - внешние или внутренние? Если внешние, то экономика, оставаясь плановой, становится открытой ( плановая и открытая ). Если внутренние, то она приобретает свойства рыночной, сохраняя свою закрытость( рыночная и закрытая ). До настоящего времени из трех возможных путей перехода "открытая плановая" модель, "прыжковая" трансформация и "закрытая рыночная" экономика - были последовательно опробованы два первых. Сначала предприятиям разрешили торговать на внешнем рынке, но оставили запрет на торговлю между собой. Затем запреты на торговлю между предприятиями были сняты, а движение к рынку наряду с интеграцией в мировую экономику было провозглашено новым магистральным путем развития общества.

 Экономические преобразования , к сожалению, начались именно с "открывания" экономики, а не с действительного движения к рынку. Даже в период, когда задачи внутреннего и внешнего освобождения экономики занимали одинаковое место в официально заявленной шкале приоритетов, фактически либерализация во внешней сфере шла опережающими темпами по сравнению со сферой внутренней. Тем самым был задан неверный тон всему процессу включения экономики в мировое хозяйство. Реальные экономические отношения, за которыми стоят настоящие деньги, начали складываться у предприятий не между собой, а с зарубежными партнерами.

 Такой процесс никак нельзя назвать интегрированием экономики в мировое хозяйство. Вернее, в мировую экономику при этом интегрируется не народное ( национальное ) хозяйство, а отдельные пред- приятия, каждое на свой страх и риск. Что же касается хозяйства в целом, то оно не столько интегрируется в мировую экономику, сколько "растворяется" в ней.

 "Открытая плановая" экономика показала свою неработоспособность в качестве переходной от командной к свободной модели. В равной мере тщетны надежды на одновременную всестороннюю либерализацию. В случае "шоковой" либерализации внешние связи, обеспечивающие товары и деньги более высокого качества, вытесняют нарождающиеся, но еще слабые внутренние экономические отношения также, как при "открытой плановой" переходной модели они вытесняют умирающие и уже ослабевшие административно установленные связи.

 Полностью экспортоориентированная стратегия развития для России, очевидно, исключается. Но речь не может идти об изоляции от внешнего мира. Многие отрасли российской промышленности находятся в сильной зависимости от импорта оборудования. Очевидно, что предпочтительной в этих условиях должна стать некая смешанная, избирательная стратегия развития. Данная стратегия должна обеспечить сохранение национального хозяйственного комплекса как единого целого, что в условиях внутреннего (переход от плана к рынку) и внешнего (переход от закрытой к открытой модели) освобождения экономики составляет основной национальный экономический интерес России, а значит, и центральную проблему ее национальной экономической безопасности[3].

 Среди рассмотренных нами моделей переходного периода не опробованной остается "закрытая рыночная" экономика – модель, которая известна мировой истории. Слово "закрытая" не следует понимать буквально. Речь идет не об изоляции от внешнего мира, а об избирательном и контролируемом вхождении в мировой рынок, о том, что основу интеграции экономики России в мировую экономику и сотрудничества с зарубежными странами должно составить формирование внутреннего рынка. При этом задача создания внутренне свободной экономики должна иметь приоритет над задачей создания экономики свободной внешне.

§ 1.3. Основные принципы торговой политики РФ

 На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может служить изданный в 1995 году закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

 Отношения РФ с иностранными государствами в области внешне- торговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.

 В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно - тарифного регулирования ( экспортные и импортные таможенные тарифы ) и нетарифного регулирования ( в частности, путем квотирования и лицензирования ) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях :

1) обеспечения национальной безопасности РФ;

2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

3) защиты внутреннего рынка РФ.

 В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.

 В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов[4].

Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

Среди других важных решений, касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров, необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ “ О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”.

Глава 2. Внешнеторговое регулирование в РФ

Торговый оборот в России является частью мирового торгового оборота. С отменой монополии государства на внешнюю торговлю любая организация и гражданин-предприниматель. получили возможность выхода на зарубежный рынок, совершения внешнеторговых сделок. Сразу же возросло значение знания и соблюдения правил, регулирующих экспортные и импортные операции.

Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и другие.

Основным видом договоров, опосредующих реализацию товаров во внешнеторговых отношениях, является договор купли-продажи. В более ограниченных объемах , используются договоры поставки, мены (бартера), предпринимательской комиссии (консигнации) и некоторые другие.

§ 2.1. Правовые акты о внешней торговле

Порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи во внешнеторговом обороте подробно регламентирован Венской конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. (далее — Венская конвенция). Бывший СССР присоединился к Конвенции в 1991 г.

При подписании названной Конвенции было сделано допустимое заявление об обязательности свершения сделок по заключению, изменению и расторжению договоров в простой письменной форме, что исключает возможность применения устной формы договора, которая в принципе допускается Венской конвенцией. Поэтому если один из участников внешнеторгового контракта находится на территории России, то для него обязательно правило о письменной форме договора. Несоблюдение простой письменной формы согласно ст. 162 ГК РФ влечет недействительность внешнеэкономических сделок.

В силу ст. 90 Венской конвенции она не затрагивает действия других международных договоров. Поэтому положения Конвенции применимы в той мере, в какой соответствующие вопросы не решены в других международных соглашениях, не распространяющихся на взаимоотношения сторон. Между тем помимо Венской конвенции имеется ряд соглашений о международной торговле, ратифицированных государствами и подлежащих учету сторонами.

Венская конвенция подлежит применению при следующих условиях. Первое условие — если обе стороны являются организациями государств — участников Венской конвенции; второе — если участники сделки находятся в разных странах, а не на территории одной страны. И третье условие — если стороны не предусмотрели в договоре применение иных правил или соглашений вместо Венской конвенции. При наличии трех названных условий, даже если в договоре нет ссылки на Венскую конвенцию, она подлежит применению к взаимоотношениям сторон по внешнеторговому контракту.

В силу ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ правила Венской конвенции являются частью российской правовой системы и в случае расхождения с национальным законодательством имеют верховенство над ним. Статья 6 Венской конвенции предусматривает широкую автономию воли сторон, позволяя им отступать от положений Конвенции или изменять их. Венская конвенция построена на принципе правовой диспозитивности. Это дает возможность субъектам вырабатывать условия контрактов на основе учета своих реальных возможностей и интересов.

Венская конвенция регулирует далеко не все вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров. Те вопросы, которые не регламентированы Конвенцией, подлежат разрешению на основе коллизионных норм. Данное правило закреплено в п. 7 Конвенции.

Поскольку участники внешнеторговых отношений находятся в разных странах, то при неурегулированности соответствующего вопроса в Венской конвенции или в самом контракте возникает проблема определения применимого права, т.е. права страны, подлежащего применению к спорному случаю. При определении применимого права в таких случаях надлежит учитывать правила конвенций о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (Гаага, 1955 и 1986), а также руководствоваться разделом VII Основ гражданского законодательства 1991 г., который продолжает действовать до принятия соответствующей части ГК РФ.

Необходимо упомянуть такой ныне ставший малоизвестным документ, как Общие условия поставок товаров между организациями государств — членов СЭВ, принятые в 1958 г. и существенно измененные в 1988 г. Несмотря на то что СЭВ распался, этот документ не денонсирован его бывшими участниками.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно – тарифного регулирования (применение таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.[5]

На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства РФ "О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд"1 разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.

§ 2.2. Содержание внешнеторговых контрактов

Внешнеторговый договор – это вид хозяйственной сделки, то есть соглашение экономических агентов, один из которых является резидентом Российской федерации либо, также, являясь резидентом РФ, имеет за рубежом коммерческую организацию, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при осуществлении торговых (экспортных, импортных и реэкспортных) операций2.

Внешнеторговый договор купли-продажи обычно заключается путем подписания сторонами составленного текста. Проект договора может воспроизводить типовой текст, разработанный соответствующей промышленной или торговой ассоциацией. В европейских странах широко применяются типовые контракты, разработанные под руководством Европейской экономической комиссии ООН. Таковы общие условия купли-продажи потребительских товаров длительного пользования, пиломатериалов, цитрусовых и др. Подобные проформы договоров обычно достаточно полно отражают особенности поставки соответствующего товара, и текст нередко не требует уточнений. Однако такие договоры обычно закрепляют определенные преимущества для продавцов и в меньшей степени обеспечивают интересы покупателей. Поэтому во всех необходимых случаях следует добиваться уточнения текстов типовых договоров, сознавая, что они носят рекомендательный, а не нормативный характер.

При систематических отношениях практикуется заключение рамочного договора для согласования в нем общих, устойчивых условий взаимосвязанной деятельности. В этом случае изменяющиеся условия стороны согласовывают в отдельных договорах, содержащих отсылку к рамочному. Отдельные договоры заключаются на соответствующие календарные периоды либо на закупку разовых партий товара. При наличии рамочных соглашений работа по заключению на их основе отдельных договоров становится более экономичной, повышается ее оперативность.

Основные отличия внешнеторгового договора от прочих договоров:

-         один из участников внешнеэкономического договора не является резидентом Российской Федерации (иностранное юридическое или физическое лицо, государственные органы иностранного государства, международные организации и т.д.);

-         возможность применения норм международного частного права при заключении договора;

возможность применения норм права иностранных государств при заключении договора.

Представляется, что он должен включать в себя следующие императивные и факультативные признаки.

К императивным признакам, обязательно отражаемым  в каждом внешнеторговом контракте, относится следующее:

Во – первых - нерезидентность одного из субъектов внешнеторгового правоотношения – различная государственная принадлежность экспортера и импортера либо нахождение в различных государствах их коммерческих предприятий, через которые идут отгрузка, приемка и оплата экспортных товаров (наличие в субъектном составе внешнеторгового правоотношения иностранного либо приравненного к нему элемента).

К иностранным участникам внешнеторговой сделки относятся иностранные лица – субъекты права, легализовавшиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке и формах в качестве участников хозяйственной деятельности и осуществляющие ее на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством:

а) организации, гражданская правосубъектность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены либо на территории которого они осуществляют часть своей уставной деятельности;

б) Физические лица - иностранные граждане, гражданская правосубъектность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами либо подданными которого они являются;

в) лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.

К иностранным участникам внешнеэкономической деятельности также приравниваются выступающие в хозяйственном обороте на территории России в качестве субъектов гражданских прав иностранные государства, их административно-территориальные единицы и государственные органы; субъекты иностранных федеративных государств; международные организации1.

Нерезидентность одного из участников внешнеторгового договора закрепляется во вводной части контракта, определяющей стороны договора.

Во – вторых - использование международных торговых и иных внешнеэкономических обычаев при моделировании содержания сделки.

В – третьих - отражение в разделе внешнеторгового контракта «Валютная оговорка» возможность использования при осуществлении расчетов по экспортно-импортным операциям валют иностранных государств либо оценка в этих валютах обязательств, возникающих из договора.

Факультативными признаками внешнеторговой сделки служат следующие особенности внешнеэкономических торговых отношений, правовой формой которых является внешнеторговый контракт:

а) Признаки, отражающие трансграничный характер внешнеторговых операций (факт пересечения товаром таможенной границы РФ): возникновение за рубежом России права собственности либо иного титула на имущество, являющееся объектом импортной сделки; исполнение вне таможенной территории Российской Федерации обязательства, возникающего из договора, либо его элемента;

б) Материально-правовой характер – отражаемая в разделе внешнеторгового контракта «Применимое право» допустимость применения иностранного и международного  права к регулированию отношений, возникающих из договора;

в) Процессуально -  правовой характер возможность обращения сторон договора к средствам международной юрисдикции при защите своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов (раздел контракта «Арбитражная оговорка»).

В Российском гражданском праве, торговом законодательстве большинства зарубежных стран, а так же в международном экономическом праве договор международной купли-продажи товаров моделируется как двустороннее консенсуальное соглашение с участием иностранного либо приравненного к нему элемента, совершаемое в простой письменной (по российскому праву) или в устной (по международному частному праву) форме, содержанием которого является межгосударственный возмездный эквивалентный обмен товара на деньги (валюту).

Важное значение имеет определение в контракте базисных условий поставки. К их числу относится определение места исполнения обязательства продавцом того, на ком (продавце или покупателе) лежит необходимость заключения договора с основным перевозчиком, как распределяются затраты и риски, связанные с доставкой груза, обязан ли продавец страховать товар и на каких условиях и другие вопросы.

Базисные условия поставки определяются в договорах на основе Международных правил по толкованию торговых терминов ИНКОТЕРМС. Они действуют в редакции, опубликованной Международной торговой палатой в 2000 г.

В ИНКОТЕРМС имеется 13 терминов или моделей, которые сводятся в четыре общие группы. Они различаются по мере увеличения объема обязанностей и рисков продавца.

Для продавца наиболее удобна первая модель. Она именуется «франко-завод» и обозначается начальной группой Е. Модель Е предусматривает режим самовывоза товара. Здесь продавец передает готовый к отправке товар на торговом складе или на предприятии. Покупатель несет все расходы по погрузке и таможенной очистке товаров по экспорту, а также все затраты и риски в связи с перевозкой к месту назначения, если иные положения не предусмотрены в договоре.

Следующая группа условий — Ф, или «франко-перевозчик», — включает обязанность продавца доставить товар в указанный покупателем пункт отправления по основной перевозке. Так, по условию ФАС («свободно вдоль борта судна») продавец обязан доставить товар в порт оправления и разместить его на причале. Термины группы Ф сформировались как морские, однако они могут использоваться при перевозках любым видом

транспорта с соответствующими уточнениями. Если вид транспорта договором не определен, то он выбирается продавцом с учетом характера груза.

Термины группы С предполагают, что продавец должен обеспечить заключение договора основной перевозки товара. Однако он не несет риска потери или повреждения товара и дополнительных расходов после отправки товара. Термины этой группы различаются между собой тем, оплачивает ли продавец провозную плату до пункта назначения по основной перевозке (СИФ) или до места нахождения покупателя (СПТ), а также застрахован ли груз лишь на время основной перевозки либо на весь период до доставки получателю.

Наконец, термины группы Д означают, что продавец обязуется осуществить доставку и несет все затраты и риски, связанные с доставкой товара в соответствующий пункт.

Таким пунктом может быть пристань (железнодорожный подъездной путь) в стране покупателя, пограничный пункт или иной пункт в стране покупателя. Расходы продавца могут включать либо не включать оплату таможенных сборов и пошлин.

Правила ИНКОТЕРМС содержат широкий набор моделей, охватывающих различные виды отношений. Необходимо применять эти термины в соответствии с установленным их значением. Правила ИНКОТЕРМС могут использоваться во внутреннем обороте, если сторонами в договоре сделана ссылка на эти правила.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 6 ИНКОТЕРМС стороны вправе в договоре уточнять положения ИНКОТЕРМС и даже давать отличающуюся от них формулировку базисных условий поставки. Так, в договорах нередко используются термины «франко-склад продавца», «франко-узел учета» (для перекачки нефти), которые отсутствуют в официальной редакции ИНКОТЕРМС.

Что касается других условий договора, то при невключении их в текст договора они могут восполняться соответствующими пунктами Венской конвенции, имеющими диспозитивный характер.

Заключение

Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели необходимо: обеспечить благоприятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа и для становления обновленной внешнеэкономической специализации Российской Федерации, гарантирующей максимальный экономический эффект от ее участия в международном разделении труда; добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны; способствовать формированию справедливой международной торговой системы при полноправном участии Российской Федерации в международных экономических организациях, обеспечивающем защиту в них национальных интересов страны; содействовать расширению отечественного экспорта и рационализации импорта в страну, а также российскому предпринимательству за рубежом, поддерживать его интересы на внешнем рынке и противодействовать дискриминации отечественных производителей и экспортеров, обеспечивать строгое соблюдение отечественными субъектами внешнеэкономической деятельности российского законодательства при осуществлении таких операций; содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики; обеспечивать сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом; приводить обслуживание российского внешнего долга в соответствие с реальными возможностями страны, добиваться максимального возврата средств в счет кредитов иностранным государствам; формировать комплексную систему российского законодательства и международную договорно-правовую базу в экономической сфере.

Россия должна быть готова к использованию всех имеющихся в ее распоряжении экономических рычагов и ресурсов для защиты своих национальных интересов.

Для того, чтобы страна, ставшая на такой путь развития, получила выгоду, необходимы следующие условия:  1) Страны, либерализирующие торговлю, должны находиться в фундаментальном равновесии, и либерализация торговли не должна его нарушать ( под фундаментальным равновесием понимается стабильность экономического положения страны, критериями которого являются "умеренные" темпы инфляции, "приемлемый" уровень безработицы и равновесие платежного баланса.[6] Первые два элемента составляют показатели внутреннего равновесия, последний - внешнего). Однако, как известно, ослабление торговых барьеров обостряет проблему внутреннего и внешнего баланса.  2) Существование международной гармонии интересов. Через свободу торговли, которая теоретически выгодна всем, эта гармония интересов и осуществляется. Но дело осложняется двумя обстоятельства- ми. Во-первых, более развитые страны имеют больший выигрыш от свободы торговли. Во-вторых, поскольку военные интересы доминируют над экономическими, одних только экономических факторов мало для установления или восстановления гармонии, которая на практике не прослеживается. 3) Равенство возможностей, обеспечиваемое постоянством масштабов производства и совершенной конкуренцией. Это условие подразумевает отсутствие всякой дискриминации и получения одними производителями преимуществ перед другими, а также беспрепятственное передвижение товаров и факторов производства. На деле при наличии экономии от масштабов и при закреплении технологического превосходства свобода торговли означает односторонние преимущества для крупных фирм и передовых стран и приводит к менее рациональному распределению мировых ресурсов по сравнению с протекционизмом. В рамках той или иной страны правительство должно ограничивать монополистические методы ведения конкурентной борьбы и предоставлять особые льготы малым предприятиям, не способным в одиночку противостоять соперникам-гигантам[7].  4) Наличие эффективной международной финансовой системы. Времена золотого стандарта с автоматическим регулированием внешнего баланса прошли, а в условиях политической и экономической нестабильности естественным для правительств является стремление создать резервы конвертируемой валюты, что достигается за счет положительного внешнего баланса. Если страна не имеет структурного избытка внешнего баланса и не желает мириться с высоким уровнем безработицы, ей остается один путь - создать избыток текущего баланса путем введения ограничений на импорт товаров и экспорт капиталов.  5) Выигрыш от торговли должен равномерно распределяться между странами. Для соблюдения этого требования все страны должны находиться в примерно равных стартовых условиях в отношении производительности и доходов. Если же эти условия нарушаются, то торговля сама по себе не может привести к выравниванию доходов между странами. Более того, преимущества в уровне производительности и доходов превращают свободу торговли в эффективный способ роста благосостояния и мощи одних стран и регионов за счет других. Выступать за то, чтобы страны, находящиеся на разных уровнях развития, осуществляли открытую финансовую и торговую политику – значит способствовать сохранению сложившегося неравенства между странами[8].

Библиография

1.     Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров. Гаага, 15 июня 1955 года. Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Том 1. ООН: Нью-Йорк, 1971.

2.     Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Вена, 1980 год. М., 2000.

3.     Статус Конвенций. Объединенные Нации. Генеральная Ассамблея. Комиссия ООН по праву международной торговли. Двадцать седьмая сессия. Нью-Йорк, 31 мая-17 июня 1994 года. М., 2000.

4.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. Лит., 1993. 62 с.

5.     Гражданский кодекс РФ. Часть первая. // Собрание законодательства РФ. 1994. №23. Ст.3301.

6.     Гражданский кодекс РФ. Часть третья. Принята Государственной Думой 1 ноября 2001 года. Вступил в силу с 1 марта 2002 года.

7.     Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Справочная правовая система "Гарант - максимум" по состоянию на 3 августа 2002 г.

8.      Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Принят Государственной Думой 16 июня 1995 года

9.     Федеральный закон  от 13 октября 1995 г. № 157 - ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"

10.            Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс"//Публикация Международной торговой палаты №460, 1990 г. С. 95.

11.             Богуславский М. М. Международное частное право. Учебник. / М.: Международные отношения, 1994. 414 с.

12.            Богуславский М.М., Орлов Л.Н. Законодательство России о совместных предприятиях. М.: Международные отношения, 1993. 183 с.

13.                                         Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное./ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1998.

14.             Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под  ред. Е. А. Суханова. М.: БЕК, 1993.

15.             Зыкина И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.,  1998 г. С.167.

16.              Розенберг М. Г. Договор внешнеторговой купли-продажи (поставки). М., 1989. С.296.


[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000 с.819

[2] Вардомский Л. Региональные приоритеты зарубежных стран в России. // Внешняя торговля. –1996. –№4. - с.25.

[3] Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг. // Внешняя торговля. –1997. –№11. - с.17.

[4] Пашкова, Г. Шорохов. Создание системы содействия экспорту в России. // Внешняя торговля. –1997. –№1. - с.32.

[5]  Кувшинов В.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Внешняя торговля. 1995. № 11.

1 Постановление Правительства РФ от 14 июня 1992 г. N 396 «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд » // "Российская газета" от 19 июня 1992 г.

2  Розенберг М. Г. Договор внешнеторговой купли-продажи (поставки). М., 1989. С.296.

1 Розенберг М. Г. Международная купля-продажа товаров. М., 1995. С. 287.

[6] А. Григорьев. Практика внешнеэкономической деятельности. - М.: Паимс, 1993. - с.162.

[7] Международные экономические отношения. Под ред. Б.П.Супруновича. –М.: «ГФА», 1995. - с.43.

[8] Основы внешнеэкономических знаний. Отв. ред. И.П.Фаминский. –М.: «Международные отношения», 1994. - с.102.