Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение___________________________________________________ 4

Глава 2. Демократические режимы________________________________ 8

1.1. Формирование демократический идей. Исторические формы демократий_____________________________________________________________ 8

1.2. Общие признаки демократии_______________________________ 11

Глава 3. Антидемократические режимы__________________________ 17

Глава 4. Государственно-правовой режим современной России_______ 21

Заключение____________________________________________________ 25

Список использованной литературы______________________________ 27

Введение

Государство в своей правовой деятельности закрепляет режим, который состоит из принципов, институтов, форм и методов взаимоотношения государства, общества и личности. Но мы не раскрыли бы тему, если бы просто перечислили эти формы, у авторов, которые избирали подобный путь, неизменно рисовалась розовая картина «демократии вообще», «свобод человека вообще», это привело к неверному пониманию, что достаточно принять демократические законы, назвать себя конституционным государством и на следующий день, утром настанет счастливая жизнь. По этому в работе мы попытаемся раскрыть содержание, понятий тоталитаризм, демократия. Коснёмся их философской основы, постараемся показать конкретные государства и их историю.

Гражданское общество в России, его переходное состояние и определяет государственно-правовой режим. Нельзя просто называться демократическим, нужно иметь к этому серьёзные основания. Государство на данном этапе представляет собой наметивший курс корабль, и впереди Российское общество ждут серьёзные трудности. Во-первых, сам переход от тоталитарного общества к гражданскому, сложен тем, что требует смены психологии. Для жизни в демократическом обществе нужно, что бы человек мог самостоятельно принимать решения, чётко видеть своей целью достижение прибыли только на основании закона.

Целью данной работы является рассмотрение понятия и видов государственного режима.

Глава 1. Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение

Государственный режим важнейшая составная часть политического режима , существующего в обществе . Политический режим -понятие более широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования , но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти . Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия ; для феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание ; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия . Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует . В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования .

Исторически объективная взаимосвязь политической системы, в первую очередь государства, и гражданского общества, находит свое конкретное выражение в их качественном состоянии. Такое состояние воплощается и институционализируется в политическом режиме.

Категория «политический режим» хотя и широко используется в юридической науке, является прежде всего политологической. В современной политической науке признается наиболее точной дефиниция упомянутого выше французского профессора Ж.Керманна. «Под политическим режимом, — пишет он, — понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период».[1] Следует добавить к этому тезису лишь одну мысль: понятие политического режима означает комплекс элементов, связанных не только с формированием политической власти, но и с ее осуществлением. Говоря о политическом режиме, мы имеем в виду, кроме прочего, определенную систему структур и методов и средств функционирования государственной власти в данном обществе, обусловленную состоянием этого общества и характером его взаимоотношения с государством.

К анализу феномена политического режима следует идти от гражданского общества. Политические силы берут свое начало в нем. В его развитости или неразвитости — источник формирования того или иного режима. Вместе с тем необходим и обратный ход мысли, ибо становление и развитие гражданского общества в данной стране неразрывно связано с активным воздействием на гражданскую жизнь политической власти.

В качестве начального звена анализа могут быть приняты:

а) дифференциация социальных групп;

б) характер субъектов экономического господства (власти);

в) традиционные социокультурные институты или их элементы. Общество, разделенное классовым антагонизмом на два враждующих полюса: господствующее меньшинство (эксплуататорский класс, привилегированные элиты) и угнетаемое большинство (трудящиеся слои населения) — объективно предполагает утверждение авторитарного типа власти. Совсем другая социальная основа для политической системы складывается с многополюсной структурой (многообразием социальных групп, стран) с присущими ей взаимопересекающимися интересами и противоречиями.

Если монополией на экономическую власть обладает какая-то социальная группа (в ее руках сосредоточена львиная доля собственности), то она будет претендовать и на политическую власть. В таком случае опять-таки в обществе сложится объективная предрасположенность к авторитаризму.

Подтверждением сказанного может служить объяснение формы устройства государственной власти элементами гражданского общества в концепции И. Ильина о двойственном принципе строения государства: «учреждения» или «корпорации». Первое предполагает построение государства «сверху», а не «снизу». Люди не формулируют ни своего общего интереса, ни своей общей цели. Они послушно принимают от учреждения предлагаемую им форму жизни и деятельности, распоряжения, заботы, услуги и благодеяния. Следовательно, государственное учреждение строится по принципу опеки над людьми. Этот принцип, проведенный последовательно, до конца убивает свободу личности и духа и приводит к тоталитарному строю и его каторжным порядкам.

Принцип корпорационного строения и деятельности государства иной. Корпорация строится не сверху, а снизу. Она состоит из активных, уполномоченных и первоначально равноправных деятелей, которые объединяются в единую организацию по своей собственной воле. Эти люди имеют общий интерес и вольны признать его или отвергнуть. Они уполномочены формулировать общую цель, ограничивать ее, выбирать голосованием необходимые органы, утверждать или не утверждать их, «отзывать» свою волю, погашать ее большинством голосов. Корпорация начинается с индивида, с его свободы и интереса, принимает и проводит «все через народ». Последовательно, до конца проведенный принцип корпорации погасит всякую власть и организацию. Тогда государство разложится и начнется: анархия. Автор называет корпорацией демократическое устройство власти и явно не симпатизирует ей, как и тоталитаризму. Его идеал — монархия, сочетающая все жизненное, заложенное в учреждении и корпорации.

Чтобы установить в стране эффективный гармоничный политический строй, необходимо, по Ильину, учитывать ряд условий, в числе которых элементы и характеристики гражданского общества: национальный состав страны, религиозное исповедание народа, социальный состав, уровень общей культуры, наконец, уклад народного характера.

Итак, анализ политического режима будет корректным, если он осуществляется через призму гражданского общества. Конкретный политический режим характеризуется в конечном итоге соотношением институтов публичной власти с гражданским обществом, его субъектами: личностями, слоями, их ассоциациями и разнообразными общественными отношениями, мерой соответствия и несоответствия политической власти ценностям, признаваемым большинством народа.

Свойственные режимам существенные признаки логично обобщить в три группы, соответствующие названным Т.Парсонсом институтам политической системы: специфика лидерства — главным образом способ взаимодействия политических деятелей с политической системой и обществом; особенности органов публичной власти, включая формы их леги-тимности, а также методы и средства деятельности; характер регламентации — совокупность норм и правил политического поведения и контроля. Кроме того, весьма важным признаком любого режима служит место и роль идеологии в обществе.[2]

Широко известии три типа политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический. В последнее время некоторыми авторами предлагается два новых типа режима: посттоталитарный и султанический.

И классические и новые типы политических режимов существовали и существуют в различных модификациях в тех или иных конкретных странах. Они всегда воплощали и воплощают собою реальное качественное состояние гражданского общества и данной политической системы, характер ее институтов и взаимосвязей между ними, в целом механизм функционирования политической власти и управления.

Глава 2. Демократические режимы

1.1. Формирование демократический идей. Исторические формы демократий

Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще до-государственное прошлое — в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Некоторые ученые-этнографы утверждают, что демократия — один из важнейших факторов антропогенеза, появления всего рода человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответственности и личного достоинства. Как свидетельствуют этнографические исследования, недемократические формы организации, основанные на строгой иерархии и подчинении, жестком индивидуальном закреплении управленческих и исполнительных ролей по образу муравейника или пчелиного роя, заводили развитие наших предков в тупик[3].

Через родовые формы демократии прошли все народы. Их типичный пример — организация управления у американских индейцев-ирокезов. Все взрослые мужчины и женщины этого рода обладали равным правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей — старейшины (сахема) и вождя (военного предводителя). Высшей властью в роде являлся совет — собрание всех его взрослых представителей. Он избирал и смещал сахемов и вождей, решал вопросы войны и мира, принятия в свой род посторонних и др.

Род выступал демократической единицей более сложной организации — союза фратрий — братства нескольких особенно близких друг другу по территории, общению, родственным и иным связям родов, которые при сохранении автономии имели общий совет как высший орган власти. Несколько фратрий составляли племя. Им руководил совет племени, состоявший из сахемов и военных вождей всех родов. Заседания этого совета проходили открыто, при участии в обсуждении любых членов племени, которые, однако, не имели права голосования. Решения на таких советах обычно принимались по принципу единогласия[4].

У отдельных, а затем и у большинства племен существовали верховные вожди, выбираемые из сахемов или военачальников. Их полномочия были ограничены. Некоторые из племен заключали союзы, руководили которыми советы союза, состоявшие из сахемов и вождей[5].

Подобные формы демократии существовали у древних греков, германцев и других народов. Всюду родовая демократия основывалась на кровно-родственных связях, обшей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительского труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Основная сфера отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление[6].

С развитием производства и общественного разделения труда, ростом населения, появлением частной собственности и углублением социального неравенства первобытная демократия была подорвана и уступила место авторитарным (монархическим, аристократическим, олигархическим или тираническим) формам правления. Однако даже в авторитарных государствах на протяжении многих веков, а в отдельных странах и до наших дней сохранились некоторые традиционные демократические формы организации, особенно общинное самоуправление. Традиции первобытной демократии оказали большое влияние на появление демократических государств в Древней Греции и в Риме[7].

Первой, классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н. э. Начало демократическому развитию Афин положили реформы архонта Солона, который в VI в. до н. э. провел глубокие хозяйственные и политические реформы. Они, в частности, предусматривали освобождение плебса от государственных налогов, наделение всех граждан правом выбирать должностных лиц (магистратов) и требовать у них отчета. Однако сами государственные правители могли быть лишь из числа тех, кто оплачивал государственные налоги и военные расходы, т. е. из богатых граждан.

Хотя во времена Солона демократия в Афинах делала еще первые шаги, идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдельным лицам, а закону, получили массовое распространение и развитие. Наиболее полно они были реализованы во времена Перикла в V в. до н. э. Этот период считается золотым веком афинской демократии.

Античная демократия заботилась о создании благоприятных условий для участия граждан в управлении делами государства. За счет использования труда рабов (большинство семей имели от одного до десяти рабов) граждане обладали для этого достаточным свободным временем. Кроме того, бедные получали поддержку из государственной казны, а также плату за присутствие на общественных мероприятиях. Тем самым всем обеспечивался необходимый для занятия общественными делами «прожиточный минимум». Общественное мнение также стимулировало политическую активность народа, оценивая участие в политике как единственное достойное занятие афинского гражданина.

Большое влияние на подготовку благоприятной духовно-нравственной почвы для демократии оказали средневековые религиозные движения — «соборное движение» в католической церкви, выступающее против независимости церковных авторитетов от мирян, христианской общины, а также протестантская реформация, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего христианства. Под влиянием развивающегося в Европе капитализма и связанного с ним индивидуалистического мировоззрения эти и другие гуманные идеи, ценности и концепции получили широкое признание и распространение. Многие из них легли в основу новых демократических моделей государственного правления, оказавших прямое влияние на демократию конца XX в[8].

1.2. Общие признаки демократии

Сторонники разных концепций единодушны в выделении общих признаков демократии:

1) признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

2) равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;

3) подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

4) выборность основных органов государства.

Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных позиций. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, их приоритета над правами государства, ограничении власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона и т. д.

Рассмотрим более подробно некоторые из них. Одним из основополагающих принципов демократии является принцип большинства. При авторитарной форме правления вся полнота власти сосредоточена в руках узкого слоя политической элиты, которая часто в своих действиях игнорирует волю и интересы большинства народа. При демократии в процессе свободного волеизъявления народа в пользу тех или иных предложений выявляется большинству), позицию которого власти игнорировать не могут. Принцип большинства — суть народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается источником верховной государственной власти в демократическом обществе Правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые служат защите прав меньшинств — этнических религиозных, политических и не могут быть отменены большинством голосов.

Принцип большинства осуществляется посредством двух форм: прямой и представительной демократии. К прямой или непосредственной демократии можно отнести проведение выборов на основе всеобщего избирательного права. Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь она представляет собой подлинное народовластие, дает больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Ее преимущества также в том, что непосредственная демократия обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.

Вторая форма — представительная демократия исходит из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.

В современном демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических, экологических и других проблем. Главным является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению («народовластие»). [9]

Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.

Среди главных достоинств представительной демократии — свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широких слоев населения ко всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Слабости представительной демократии: 1) фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия; 2) неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан; 3) приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц; 4) нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью; 5) слабая легитимизация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан; 6) широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти; 7) основные звенья механизма представительной демократии: избиратель - парламент - правительство - премьер-министр или президент — принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости исказить волю граждан.

Одной из ключевых характеристик демократии является политическое равенство всех без исключения граждан перед законом с его принципом «один человек — один голос». Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительство должно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями. Избирателям должна быть предоставлена возможность организоваться в партии для реализации своих целей.

Основополагающее значение для теории демократии имели формирование и утверждение современной идеи народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определенный, строго фиксированный конституцией срок. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель — наиболее, на его взгляд, подходящие средства ее достижения.

Демократия — это политическая система, при которой народ в достаточной степени способен сменить руководителей, но недостаточно способен управлять самим собой. Ради сохранения демократии необходимо заменить клич «всю полноту власти — нам!» принципом «никто не должен обладать всей полнотой власти».

Известный российский политолог К.С. Гаджиев отмечает, что сущность демократии кроется в праве. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права, и праву принадлежит приоритет перед государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Сущность правового государства заключается в определении способов, которыми осуществляются цели и содержание государственного правопорядка. Оно призвано обеспечить оптимальные условия для реализации способностей и интересов гражданина как суверенного и самостоятельного существа в рамках установленных норм и правил. Понятие «правовое государство» предполагает не столько подчинение государственной власти каким-либо надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства[10].

Центральное место среди норм и правил правового государства занимает разделение властей на три главные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Они сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивают гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. К тому же через всеобщую избирательную систему граждане имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Демократия связана с активностью различных общественных сил, добровольно объединившихся в организации, ассоциации, клубы, общества и т. д. Эти образования своей деятельности формируют общественную среду и составляют неотъемлемый элемент гражданского общества, в котором многие профессиональные, социальные, духовные запросы граждан удовлетворяются независимо от государства и его институтов.

Глава 3. Антидемократические режимы

Аннтидемократические режимы — характеризуются следующими признаками:

— определяет характер государственной власти — это соотношение государства и личности;

— антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами

общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

— ему свойственно огосударвстление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

— личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

— реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

— всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

— игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

— не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.

С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

К антидемократическим относят режимы, прямо противоположные демократическим. Такие режимы основаны на использовании различных антидемократических методов и способов осуществления государственной власти и при них либо нет демократии, либо создается только ее видимость. Вследствие этого антидемократические режимы иногда подразделяют на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для собственно антидемократических режимов характерным считается то, что народ ни формально, ни фактически к власти не допускается и никакого участия в ее осуществлении не принимает. Псевдодемократические же режимы, наоборот маскируют свою антидемократическую сущность. Формально они признают наиболее значимые институты демократии (народовластие, выборы, права и свободы граждан и др.) и закрепляют их в конституциях и иных законодательных актах, однако реального народовластия при таких режимах не существует. Народ используется лишь в качестве ширмы, прикрывающей действительную власть тех или иных социальных групп (например, партийной номенклатуры в бывших социалистических государствах), а формально признаваемые демократические институты на практике не реализуются.

Деспотический режим (от греч. – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия – это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

Тиранический режим (от греч. – мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (древний мир, раннее средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.

Демократические и антидемократические режимы, возникнув в глубокой древности, в процессе своего исторического развития постоянно менялись. Исчезали и уходили в небытие одни режимы, появлялись и получали распространение другие. К настоящему времени история породила различные формы как демократических, так и антидемократических режимов, однако в научной литературе практически отсутствует более или менее приемлемая их классификация. В этой связи в учебниках по теории государства и права принято рассматривать только современные политические режимы. Что же касается политических режимов прошлого, то о них либо не говорят совсем либо называют лишь некоторые из них. Вообще среди демократических режимов обычно называют режим рабовладельческой демократии, феодальный демократический режим, режим буржуазной демократии, а среди антидемократических – режим деспотии, режим тирании, аристократический режим, абсолютистский режим, бонапартистский режим, авторитарный режим, тоталитарный режим.

Глава 4. Государственно-правовой режим современной России

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию— Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:

1)                              человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства;

2)                              носителем суверенитета и единственным источником власти определяется многонациональный народ России;

3)                              социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4)                              признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

5)                              государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

6)                              признается и гарантируется местное самоуправление;

7)                              признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

8)                              общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации—составная часть её правовой системы.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека—главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение.

Правовое положение человека и гражданина—совокупность его прав и обязанностей. На него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение закрепление положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека, его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения главы 2 Конституции РФ. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Для положения человека в обществе важен принцип равновесия перед законом и судом Равенство и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обязательств. Важнейший аспект равноправия —равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации. Гарантируется соблюдение равноправия: запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Очень существенно, что в Основном Законе РФ 1993 г. Появилась новая, весьма значимая конституционная характеристика прав и свобод человека и гражданина—они признаются непосредственно действующими. Права и свободы человека и гражданина непосредственно должны реализовываться в жизни, воздействовать на функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, служить ориентиром в их работе. В ст.18 Конституции РФ говориться, что прав и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан РФ. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть исключения, установленные федеральным законом или международным договором РФ. Не отчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их независимое ограничение. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» гласит ст. 17 Конституции РФ.

Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения  безопасности граждан и защиты конституционного строя.  Конституция РФ,  закрепляя основы правового статуса человека и гражданина, исходит из гарантирования прав и свобод.[11]

Другая характерная черта конституционного регулирования—соответствие международным актам о правах человека. В РФ признаются и гарантируются права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и с Конституцией РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы.

В демократическом государстве государственная власть исходит от

народа. Именно народ признается единственным источником власти. Однако выразителем воли народа, непосредственным носителем власти выступает государство—официальный представитель всего общества. Опыт показал, что развертывание демократического режима (процесса) есть необходимая историческая тенденция в развитии человеческой цивилизации.

О демократическом процессе можно говорить в том случае, когда в нем участвуют миллионные массы населения. Способные отстаивать такие ценности как право на жизнь, право собственности, право самовыражения, право вероисповедания, свободу выбора и прежде всего свободу или право выбирать высоких представителей власти, право знать повестку дня (программу развития), о том что делает власть право на информацию; право контролировать власть, право нести ответственность за принятые решения вместе с власть и др.

Заключение

С принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ партийно-советская форма российской государственности канула в лету.

 Начался процесс создания новой территориально-организационной структуры российского государства. Несомненна сложность и длительность этого процесса, при этом очевидна необходимость как обновления старых, прочно утвердившихся структур федеративного государственного устройства, так и создания новых государственно-правовых учреждений и форм, отвечающих потребностям реформирования всех сторон жизнедеятельности российского общества и построения демократического правового государства.

Если говорить о Российской Федерации как о демократическом государстве, то уместно провести некоторые параллели:

1) демократия тесно связана со свободой личности с одной стороны (ст.2 Конституции РФ),

2) другой стороны предполагает реальный народный суверенитет (ч.1 ст.3 Конституции), выражающийся в народовластии.

С юридической точки зрения «народ» отождествляется с понятием «граждане», означает политическую общность, охватывающую население данного государства.

В зависимости от конкретных исторических условий, характера стартового политического состояния общества, особенностей политической культуры граждан могут быть установлены плюралистическая, элитарная, корпоративная либо какие-то разновидности идентитарной демократии. Скажем, элитарная демократия формируется в ситуации, когда широкие массы населения не проявляют готовности принимать активное участие в управлении государственной жизнью. В итоге политическими факторами выступают элитные группы, интеллектуальная элита, реформаторски настроенная часть бюрократии, деятели экономики и др. Плюралистическая форма демократии складывается в обществе с более или менее дифференцированной социальной структурой, с наличием элементов многопартийности. Такими признаками обладали, в частности, бывшие соцстраны Восточной Европы. В том случае, если политический кризис выливается в революционный, да еще насильственный, переворот, как это произошло в Иране, тоталитарный режим, в том числе в форме монархии, сменяется авторитарной системой с элементами демократии (конституция, выборы парламента и пр.). Причем, такие элементы скорее относятся к идентитарной модели демократии.

Переход общества к демократии закрепляется институционализацией механизмов новой государственной власти, что также выступает существенной чертой рассматриваемого политического процесса. Институционализация включает: установление институтов парламентаризма или президентской демократии; законодательное оформление разделения властей, создание соответствующих структур всех трех ветвей власти на различных уровнях. Институционализация новой системы власти предполагает ее конституционное закрепление, что обеспечивает легитимность. Институциональное и конституционное становление демократического режима неотделимо от реформирования государственного аппарата. Ведь происходит смена правящих элит. Этот процесс имеет свой закономерности и противоречия; он весьма существенным образом влияет на формы и методы осуществления переходного периода.

Список использованной литературы

                    Алексеев С. С. «Государство и право». Москва, «Юридическая литература», 1996 г.

                    Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

                    Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - № 8.

                    Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.

                    Гаджиев К.С. Введение в политологию. - М., 1994г

                    Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995г.

                    Григорьев О.И. Капитализм и рабочий класс на пороге XXI века. Л.: Издательство ЛГУ, 1991г.

                    Демократия: государство и общество. - //Юрист, 1995.

                    Жегутов P. Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.

                    Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г.

                    Корельский Теория государства и права. М.: Инфра. 1997 г.

                    Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива.

                    Клямкин И. М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5.

                    Коваленко А. И. Теория государства и права. - М., 1994 г.

                    Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: 1997г.

                    Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А. С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ 1996г.

                    Политология.  Энциклопедический словарь. М., 1993 г.

                    Радугин А.А. Политология. М. 1997г.

                    Стародубский Б. А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.

                    Теория государства и права. под ред. Марченко М. Н. -М. МГУ. 1987.

                    Теория права и государства. Под ред. Г. Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996г.

                    Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994.

                    Хропанюк В. Н. Теория государства и права - М.: 1996г.

 


[1] Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.

[2] Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.

[3] Политология: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина, -- М.: Центр, 1998. С.38.

[4] Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2000. С. 32.

[5] Политология: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина, -- М.: Центр, 1998. С.40.

[6] Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2000. С. 32.

[7] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

[8] Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2000. С. 109.

[9] Демократия: государство и общество. //Юрист.1995.

[10] Гаджиев К. С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студеитов.М.,1994.С.105-111.

[11] Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. //Полит. иссл. 1993. №5.