Содержание
I. Практическая часть. 3
II. Определение и значение использования вторичных материальных и топливно-энергетических ресурсов. 5
1. Отходы как вторичные материальные ресурсы.. 5
2. Факторы, сдерживающие использование отходов в промышленности. 7
3. Правовые основы обращения с промышленными отходами. 9
4. Меры, необходимые для увеличения использования ВМР. 11
Заключение. 13
Список использованных источников. 14
I. Практическая часть
ТЕМА № 18. Задача 1. Предприятие выпустило в первом квартале изделия по цене 200 руб. за единицу, а во втором квартале решило увеличить цену на 10%. Общие постоянные издержки остались без изменения и составили 20 тыс. руб., а удельные переменные - 160 руб. Определите, как изменение цены повлияет на точку безубыточности (ΔХ - ?).
Дано: Ц1 = 200 руб.; ΔЦ = 10%; FC = 20 000 руб.; VC = 160 руб.
Решение:
1. Определим точку безубыточности в 1-м квартале:
2. Определим цену одного изделия во 2-м квартале:
3. Определим точку безубыточности во 2-м квартале:
4. Изменение точки безубыточности:
5. Построим график, отражающий изменение точки безубыточности:
Ответ: Объем выпускаемой продукции, необходимый для безубыточной работы предприятия, во 2-м квартале снизился на 167 шт.
Задача 2. Предприятие произвело продукции на сумму 365 млн. руб., промышленные услуги заказчикам составили 28,15 млн. руб. Из произведенных на 23,7 млн. руб. полуфабрикатов только 20% реализовано на сторону. Величина незавершенного производства увеличилась на 10 млн. руб. Материальные затраты составляют 50% товарной продукции. Определите величину чистой, товарной и валовой продукции.
Дано: Vосн = 365 млн. руб.; Vу = 28,15 млн. руб.; Vпф = 23,7 млн. руб.
ΔН = 10 млн. руб.; Мз = 50% от Vт
Решение:
1. Определим величину товарной продукции:
2. Определим величину валовой продукции:
3. Определим материальные затраты:
4. Определим величину чистой продукции (амортизационные отчисления примем равными 1 млн. руб.):
Ответ: Величина товарной продукции – 397,89 млн. руб.; величина валовой продукции – 407,89 млн. руб.; величина чистой продукции – 192,945 млн. руб..
II. Определение и значение использования вторичных материальных и топливно-энергетических ресурсов
1. Отходы как вторичные материальные ресурсы
Практически любое промышленное изделие "начинается" с сырья, добываемого из недр планеты или вырастающего на ее поверхности. На пути к промышленным предприятиям сырье что-то теряет, часть его превращается в отходы.
Отходы как объект управления и государственного регулирования, с одной стороны, загрязняют окружающую среду, а с другой – являются вторичными материальными ресурсами (ВМР).
Вторичные ресурсы – сырье, материалы, изделия и отходы производства, которые образуются при производстве продукции и могут быть в дальнейшем применены в производственном процессе при изготовлении новой продукции. Использование вторичных ресурсов, как правило, экономически предпочтительнее добычи, обогащения и подготовки первичных ресурсов. Основные виды вторичных ресурсов: лом и отходы черных, цветных и драгоценных металлов, отработанные нефтепродукты, макулатура, резиносодержащие отходы. При этом главное свойство отходов как ВМР – постоянное «воспроизводство», что дает основания классифицировать их как одну из разновидностей возобновляемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
Вторичные материальные ресурсы в виде промышленных
отходов были воспроизведены в расчете на
Таблица 1
Оценка количества образования важнейших видов ВМР и уровня их использования (2005 г.)
Наименование отхода |
Образование, млн т |
Уровень использования, % |
Отходы добычи и обогащения |
2700–3200 |
35,2 |
Лом черных металлов |
33,5 |
82,9 |
Золы и шлаки ТЭС |
29,8 |
10,3 |
Шлаки доменные |
17,7 |
72,8 |
Древесные отходы |
14,4 |
52,5 |
Шлаки сталеплавильные |
7,4 |
41,8 |
Макулатура |
3,8 |
31,7 |
Шины изношенные |
1,1 |
10,0 |
Полимерные отходы |
0,7 |
11,4 |
Текстильные отходы |
0,37 |
50,4 |
Отработанная серная кислота |
0,29 |
82,8 |
Стеклобой |
0,6 |
34,2 |
Ртутьсодержащие отходы |
0,004 |
40,5 |
Использование ВМР в Российской Федерации осуществляется практически во всех отраслях промышленности. Однако масштабы и уровень использования характеризуются значительной неравномерностью и зависят от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, возникающей в связи с обращением с ними как с загрязнителями окружающей среды, и, самое главное, от складывающихся экономических условий, определяющих рентабельность каждого конкретного вида производства, использующего отходы.
Традиционные виды вторичного сырья, такие как лом и отходы металлов, высококачественные отходы полимеров, текстиля, макулатуры, характеризуются высоким уровнем переработки. Сложные многокомпонентные отходы, а также загрязненные отходы, практически не перерабатываются (смешанные и загрязненные нефтепродукты, изношенные шины, отходы упаковки из ламинированной бумаги, осадки и шламы очистных сооружений, гальваношламы и т.д.).
Наиболее высокими показателями использования отходов в качестве вторичного сырья в промышленных масштабах характеризуется черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов (табл. 2). Полностью или почти полностью из вторичного сырья изготавливаются отдельные виды бумаги и картона, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и т.д.).
Таблица 2
Оценка доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции
Виды промышленной продукции |
Вторичное сырье |
Доля вторичного сырья в производстве продукции, % |
Картонно-бумажная продукция |
Макулатура |
18,0 |
Сталь |
Лом черных металлов |
27,0 |
Продукция из термопластичных полимеров |
Дробленка, агломерат, гранулят из отходов термопласта |
4,2 |
Резинотехнические изделия |
Крошка резиновая, регенерат |
3–4 |
Нерудные строительные материалы (щебень, гравий, песок) |
Отходы добычи и обогащения, шлаки металлургические, золы и шлаки ТЭС |
3–4 |
В России средний уровень использования вторичного сырья можно оценить примерно в 1/3, что в 2–2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. В результате имеют место значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), содержащихся в отходах, и одновременно продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде. В конечном итоге, несмотря на принимаемые Правительством РФ меры по обеспечению экологической безопасности, экологическая обстановка во многих регионах России в связи с воздействием неиспользуемых отходов не улучшается: уровни загрязнения атмосферного воздуха в 83 городах с населением около 40 млн. человек превышают допустимые нормы в 10 и более раз. Почти половина жителей РФ потребляет недоброкачественную питьевую воду. Ежегодно образуется примерно 7 млрд. т отходов производства и потребления, в том числе 120 млн. т токсичных промышленных отходов.
2. Факторы, сдерживающие использование отходов в промышленности
Основными факторами недостаточного в среднем уровня хозяйственного использования отходов как вторичных материальных ресурсов являются:
· отсутствие в сложившихся экономических условиях необходимых стимулов для организации сбора и переработки большей массы ВМР (в общей массе для 2/3 от ежегодно образующихся ресурсов);
· отсутствие нормативно-правовой базы обращения с отходами как с ВМР;
· несовершенство инструментов государственного регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности применительно к сфере использования отходов в хозяйственных целях;
· несовершенство организационного обеспечения сбора отходов для использования в качестве ВМР;
· ограниченность информационного обеспечения органов государственного управления и субъектов рынка вторичного сырья по показателям образования и использования ВМР, а также по технологиям их переработки и использования.
Отсутствие достаточных стимулов для организации сбора и переработки ВМР определяется, главным образом, высоким уровнем затрат на сбор и подготовку многих видов отходов к использованию в качестве вторичного сырья, что не обеспечивает приемлемой для предпринимателей рентабельности их переработки.
Отсутствие стимулов связано также с низкой конкурентоспособностью продукции с использованием отходов, поскольку снижение ее цены в сравнении с продукцией, изготовленной только из природного сырья, не всегда адекватно снижению качества такой продукции. В особой мере это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), регенерированным моторным маслам, туалетной бумаге из макулатуры и т.д. Спрос на такую продукцию часто остается довольно низким даже при существенном снижении цены на нее до 50% и более.
Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами как с ВМР выражается, прежде всего, в отсутствии законодательных положений, регламентирующих:
· понятия ВМР и вторичного сырья;
· правовые основы государственной политики в области ВМР;
· систему ответственности хозяйствующих субъектов и всего общества в целом за сбор и использование отходов как ВМР.
Природоохранные инструменты государственного регулирования обращения с отходами предназначены для применения лишь в целях обеспечения предотвращения загрязнения окружающей среды и не предусматривают регулирования обращения с отходами как с ВМР.
Важным недостатком нормативно-правового обеспечения сбора и использования ВМР является также несовершенство традиционных инструментов экономического стимулирования предпринимательской деятельности. К числу таких инструментов принято относить кредитную, налоговую и тарифную политику. Использование этих инструментов применительно к сбору и переработке ВМР пока не получило развития в России.
В соответствии с российским законодательством (федеральные законы «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления»), ответственность за организацию сбора и переработки отходов для использования в качестве вторичного сырья возлагается на органы местного самоуправления. Однако пока они обладают очень ограниченными ресурсами на эти цели. Исключение составляют крупные мегаполисы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Московская область и др.
В целом недостаточный уровень использования ВМР обусловлен главным образом не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, в частности несовершенством нормативно-правового обеспечения сбора и переработки отходов.
3. Правовые основы обращения с промышленными отходами
Поскольку безопасность и здоровье людей, безусловно, важнее прибыли любого предприятия, то руководители предприятий должны приложить максимум усилий и сделать все возможное, чтобы оградить окружающую среду от вредного воздействия производственной деятельности. В связи с этим, необходимо провести краткий анализ некоторых нормативных актов, которые регулируют деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду.
Первый и самый главный законодательный - это Конституция Российской Федерации.
Статья 42 гарантирует право гражданина России на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней. Но перед человеком встает вопрос, как он может реально защитить свое конкретное конституционное право. Конституция определяет и формы защиты прав граждан, которые они могут использовать.
Конституция предусматривает и еще одну форму защиты прав граждан - судебную. Она гарантирована статьей 46. Каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право на судебную защиту закреплено в основополагающем законодательном акте, следовательно, нарушение этого права является нарушением Конституции.
Кроме Конституции имеет смысл остановиться на следующих законах.
Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Этот Закон был принят 19 декабря 1991 г., вступил в действие 3 марта 1992 г.). Огромное значение имеет раздел II "Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду".
Раздел начинается статьей 11. Эта статья гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. И очень важно, что в статье перечислены меры, которыми это право обеспечивается.
Необходимо знать и уметь использовать Федеральный Закон РФ "Об экологической экспертизе", вступивший в силу 30 ноября 1995 г. Очень важно само понятие экологической экспертизы, оно сформулировано в статье 1. Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта.
Закон "Об экологической экспертизе" указывает на то, что установление соответствия экологическим требованиям производится не только в отношении хозяйственной деятельности, а в отношении и любой другой.
Особое внимание необходимо уделить недавно принятому Федеральному закону РФ "Об отходах производства и потребления".
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В заключение хотелось бы отметить бросающуюся в глаза недостаточность законодательной базы в отношении обращения с промышленными отходами. Но неукоснительное соблюдение и исполнение даже этих неполных нормативных актов, несомненно, дало бы свои результаты и знаменовало бы огромный шаг вперед и в области защиты окружающей среды, и в области использования отбросов производства в качестве сырья.
4. Меры, необходимые для увеличения использования ВМР
В связи с изложенным подъем уровня использования отходов как ВМР видится в создании более благоприятных нормативно-правовых и экономических условий для их сбора и переработки, что требует значительного усиления государственного регулирования в этой области. Поэтому представляется целесообразным:
1. Выделить на законодательном уровне хозяйственное использование отходов как ВМР в качестве объекта государственного регулирования и наделить одно из федеральных министерств или ведомств полномочиями по осуществлению государственной политики в этой области.
2. Ввести на законодательном уровне специальную систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов.
3. Создать особые нормативно-правовые условия для использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования в целях стимулирования хозяйствующих субъектов к вовлечению отходов в хозяйственный оборот (разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов размещения отходов, платежей за размещение отходов, государственной экологической экспертизы и лицензирования деятельности).
4. Создать особые нормативно-правовые условия для применения традиционных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях экономического стимулирования сбора и использования ВМР.
Говоря о проблеме промышленных отходов, хочется еще раз напомнить о том, что на первом месте по приоритетности стоит проблема охраны окружающей природной среды и здоровья населения, а не те деньги, которые могли бы сэкономить предприятия, используя бесплатные производственные отходы вместо дорогого природного сырья.
Основные принципы стратегии экологически безопасного развития предприятия:
1. Приоритет целей обеспечения экологической безопасности по отношению к целям экономической выгоды (принцип экологического императива).
2. Соответствие развития материального производства восстановительной способности природной среды (принцип эколого-экономической сбалансированности).
3. Переход к малоотходным, экологобезопасным технологиям (принцип экологизации производства).
4. Платежи за загрязнение окружающей среды (принцип экономизации взаимодействия природы и производства).
5. Прогнозирование экологических рисков, предотвращение чрезвычайных ситуаций (принцип упреждения).
Заключение
Немногие, наверное, смогли бы отказаться от всех тех благ и удовольствий, которые "подарила" нам цивилизация. Но еще меньше людей, которые никогда не задумывались о том, чем кончится такое неоправданное растрачивание природных ресурсов, чем мы в конце концов заплатим за наши автомобили, комфортабельные квартиры, чудеса техники. И не существует никакого оправдания, потому что в каком бы ужасном состоянии не находилась сейчас окружающая среда, есть способы предотвращения экологической катастрофы, которая грозит всему человечеству. И пренебрежительное отношение к этим путям спасения - ни что иное как преступление.
Список использованных источников
1. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 608 с.
2. В.В. Девяткин, ФГУ НИЦПУРО, "Экология производства" №2
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления»
4. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
5. Конституция Российской Федерации