Селезнева Н.А., Субетто А.И. Теоретико-методологические основы качества высшего образования (научный доклад)
Oб авторе - Селезнева Н.А.
Oб авторе - Субетто А.И.
1. Замысел проекта.
Научный доклад раскрывает логику исследования, основные положения и научно-методологические продукты, полученные в результате исследований в течение 2001-2002 годов по проекту «Теоретико-методологические основы качества высшего образования», вошедшему в план научно-исследовательских работ по Министерству образования Российской Федерации.
Цель проекта – разработка концепции государственной политики в сфере качества высшего образования и механизмов ее реализации.
В соответствии с программой работ по проекту необходимо было:
· в 2001 году: представить «Концепцию государственной политики в области качества высшего образования и механизмов ее реализации», «Систему мер по доработке «Концепции» и становлению единой системы механизмов государственной политики в сфере качества высшего образования на период: 2002 – 2004 годы», аналитический материал «Теоретико-методологические основы качества высшего образования», который является обоснованием выдвигаемой «Концепции»;
· в 2002 году: провести анализ сложившихся механизмов реализации государственной политики в области качества высшего образования в России, в том числе анализ законодательно – нормативной документации в области высшего образования в России с позиций ее ориентации в области качества высшего образования.
2. Научно-методические результаты, полученные в ходе выполнения проекта в 2001 году
Первый этап исследований по проекту был ориентирован на раскрытие теоретико-методологических основ качества высшего образования и разработку на их основе «Концепции государственной политики в сфере качества высшего образования и механизмов ее реализации».
Основными документами, которые учитывались в процессе разработки концепции, были: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», утвержденная Постановлением №751 Правительства РФ от 4 октября 2000 г., «Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года», «Доклад Госсовета Российской Федерации» (2001 г.), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и другие.
Девиз государственной политики в сфере образования «доступность-качество-эффективность» определяет главный приоритет образовательной политики – «политику качества». В Докладе Госсовета Российской Федерации (2001) одна из целей образовательной политики до 2010 года определена как «достижение современного качества образования, обеспечение его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». В «Выступлении Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года » подчеркнуты такие общие цели, стоящие перед институтом образования, как:
· способствовать успешному развитию государства и общества;
· обеспечить устойчивое развитие страны на основе высокого образования нации;
· обеспечить качественное, добротное образование каждому;
· обеспечить «развитие аналитических способностей и критического мышления учеников», «умения учиться», «самостоятельно воспринимать знания, успевать за переменами»1.
Следует отметить, что анализ «Доклада национальной комиссии Соединенных Штатов Америки по преподаванию математики и естественных наук в 21-м веке» от 27 сентября 2000 г. (Комиссии Глэнна) свидетельствует, что качество образования, и в особенности качество математического и естественно-научного образования, от которого по оценки комиссии зависит конкурентоспособность экономики США, находится в центре внимания высших органов руководства и политического истэблишмента в США2.
Таким образом, актуальность разработки концепции госдуарственной политики в сфере качества высшего образования не вызывает сомнений и имеет как общецивилизационные, так и внутренние для России основания.
Аналитический материал, в котором раскрыты основы и истоки концепции государственной политики в сфере качества высшего образования, подготовлен в виде монографии «Теоретико-методологические основы качества высшего образования». Ее отдельные разделы опубликованы в материалах Х, юбилейного Симпозиума по квалиметрии человека и образования в 2002 году.
В аналитическом материале выделены следующие разделы:
1. Качество – центральная категория образовательной политики российского государства в XXI веке.
2. Категория качества и основные понятия.
3. Категория государственной политики в сфере качества высшего образования.
4. Цели государственной политики в сфере высшего образования как доминирующий фактор качества.
5. Принципы государственной политики в сфере качества высшего образования.
6. Качество человека как главная цель политики качества российского государства, в том числе в сфере высшего образования.
7. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества высшего образования в России.
8. Основные положения Концепции государственной политики в области качества высшего образования.
Основные положения, определяющие выдвижение «политики качества» как ядра образовательной политики вообще, в том числе в сфере высшего образования сводятся к следующим:
· социальный институт образования – важнейший институт духовного и материального воспроизводства жизни во всех странах мира, в том числе в России;
· образование – основа прогрессивного развития 3-х главных функционалов социально-экономических процессов в России: качества жизни, здоровья нации и безопасности России во всех ее измерениях – военной, экономической, геополитической, экологической, социальной, информационной и др.;
· образование – основа экономической конкурентоспособности России и перспектив ее развития в XXI веке, оно – главное основание базиса воспроизводства экономики и социальных структур в условиях роста наукоемкости, интеллектоемкости, образованиеемкости современных экономических систем в мире;
· образование – основа жизни и адаптации, в том числе профессиональной, человека в современном «мире изменений»; реализация этой функции образования требует, чтобы оно стало непрерывным как в личностноориентированном (человекецентристском), так и в институциональном (социоцентристском) аспектах («измерениях»);
· высшее образование – основа воспроизводства образования в целом, его качества, в том числе основа реализации непрерывности системы образования;
· образование – основа устойчивого развития России. Устойчивое развитие России требует удовлетворения требований «закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества самих образовательных систем в обществе»;
· образование – становится главным объектом геополитической конкуренции между странами мира, в котором отражается геополитическая конкуренция по качеству интеллектуальных ресурсов общества, качеству общественного интеллекта;
· образование – родовая потребность в жизни современного человека (наряду с потребностями в питании, одежде, жилье и информации). Уровень его развития входит неотъемлемым компонентом в «индекс развития человеческого потенциала», являющегося основой международного мониторинга ЮНЕСКО (ООН) по качеству жизни в странах мира;
· образование – основа профессиональной конкурентоспособности человека на рынке труда (рынке специалистов), основа его профессиональной и квалификационной, соответственно и социальной, мобильности;
· образование вообще, особенно высшее образование, – основание воспроизводства культуры и науки. «Болонская декларация», принятая 19 июня 1999 года в Болонье, подчеркнула «центральную роль высших учебных заведений в культурном развитии Европы». По аналогии необходимо подчеркнуть центральную роль высших учебных заведений в культурном развитии России;
· качество высшего образования в значительной степени определяет качество всей системы образования в России, качество воспроизводства интеллектуальных ресурсов, общественного интеллекта, кадров России и на их основе – качество обеспечения воспроизводства технологического базиса экономики России.
Под «государственной политикой в области качества высшего образования» понимается система действий государства (всех ветвей госдуарственной власти), направленных на управление развитием качества высшего образования, реализацию текущих, тактических и стратегических целей в этой области.
Высшее образование рассматривается как подсистема системы непрерывного образования, служащая основанием воспроизводства всей системы непрерывного образования в России через подготовку кадров с высшим образованием для самого образования. Как сфера производства кадров с высшим образованием – специалистов, бакалавров, магистров, а также специалистов высшей квалификации – кандидатов и докторов наук, – оно обеспечивает подготовку кадров для всех сфер народного хозяйства, науки и культуры.
Качество высшего образования есть его соответствие целям высшего образования, национальной доктрине образования в Российской Федерации, требованиям социально-экономического развития российского государства, повышения качества интеллектуальных и в целом человеческих ресурсов России, приоритетам технологического развития и в целом «экономики знаний», потребностям развития личности, требованиям обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда и в целом конкурентоспособности России.
Осуществлен анализ целей политики в сфере качества образования. Подчеркивается особая роль «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» как формы отражения обобщенной цели развития образования в России. Показано, что целеполагание в сфере образовательной политики определяет функции и качество содержания образования. В целеполагании проявляются субъективная и объективная стороны.
Объективность целеполагания, качество самих целей, на которых покоится государственная образовательная политика, в том числе в сфере высшего образования, определяется его соответствием истинным потребностям развития России, потребностям устойчивого развития в форме управляемой социоприродной эволюции (гармонии) на базе общественной интеллекта и образовательного общества, императиву становления ноосферы на Земле, как «образа» гармонии взаимодействия природы и человека в будущем, вне которой человечество и Россия обречены на экологическую гибель в XXI веке.
Выделяются 3-и уровня целеполагания: на уровне глобальных задач устойчивого развития человечества и России в XXI веке, на уровне потребностей развития государства и общества в России в начале XXI века, на уровне требований к качеству человека, его образованности и профессионализму. Последний уровень («эшелон») целеполагания непосредственно связан с моделью качества человека, которая кладется в основу обучения и воспитания.
Главная цель образовательной политики любого государства – это обеспечение опережающего развития качества человека, под которым понимается его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, Биосфере, Земле, Космосу, с учетом происходящих изменений как по независимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам. Указанное соответствие декомпозируется по основным «блокам» и «сферам» качества человека – системно-социальному, ценностно-мировоззренческому, духовно-нравственному, психолого-мотивационному качествам, качеству интеллектуального развития, качеству физического развития, а также по качеству общеобразовательной (базовой) и профессиональной (специализированной) подготовок, которые объемлются их интегрирующими сферами личности, – качества знаний, качества деятельности и качества культуры.
Действует принцип: качество образования в широком смысле отражается в качестве человека. Принимается теоретический тезис русского философа А. П. Карсавина, что качество человека и личность суть синонимы. «Качествование, — отмечает Карсавин, – есть момент личности и сама личность, но в связи с иным»3.
Принимается теоретическое положение, что модель качества человека не есть только результат целенормативного (педагогического) проектирования, что было бы ошибкой, но и результат рефлексии всей культуры России на протяжении последних 300лет. Качество человека адекватно качеству его бытия, детерминируемого спецификой цивилизации, историческими условиями ее генезиса. Идеал качества человека в России отражает ее специфику как самостоятельной общинной, евразийской цивилизации. Он создан русской культурой и русской философией: это холистический, целостный человек, с синтетическим типом мышления, обладающий «цельным знанием» (Вл. Соловьев), всесторонне, гармонично развитый, универсально-творческий человек, «корневой человек» (по П. А. Флоренскому), укоренный в русской – российской культуре, в своих «предках», человек-патриот, государственная личность (К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев, Ф. М. Достоевский), человек, способный к самопожертвованию, соборный, коллективистский человек. Предприимчивость, энергетизм личности, ее деятельностное начало формируются в пространстве «общего дела» (по Н. Ф. Федорову) на принципах коллективизма, солидарности, кооперации.
Выполнены: систематизация требований к модели качества человека, в том числе в выступлении Президента РФ, в других официальных документах, а также систематизация трудностей и проблем в развитии профессионального высшего образования.
В концептуально-теоретических основах решения проблемы качества высшего образования в России выделены как общий «концептуально-научно-методологический блок», включающий феномен образования, так и «специализированный концептуально-методологический блок», компонентами которого выступают теоретико-методологические основы государственных образовательных стандартов, методология и организация мониторинга качества высшего образования на федеральном уровне, уровне УМО вузов и в вузах, методология и организация систем управления качеством в образовательных системах, квалиметрия человека и образования.
Концепция государственной политики в области качества высшего образования и механизмов ее реализации рассматривается как система доктрины, основных принципов, положений, программ, определяющих цели, направления, основания, условия и механизмы реализации политики в области качества высшего образования.
Проект «Концепции государственной политики в области качества высшего образования и механизмов ее реализации» имеет структуру:
1. Введение.
2. Исходные мировоззренческие основания госдуарственной политики в области качества высшего образования.
3. Научно-методологические основания госдуарственной политики в области качества высшего образования.
4. Нормативно-правовые основания госдуарственной политики в области качества высшего образования в России.
5. Доктрина качества высшего образования в России.
6. Цели и направления государственной политики в области качества высшего образования.
7. Модель качества человека.
8. Программа повышения качества воспитания в системе высшего образования.
9. Целевая программа повышения уровня образованности выпускников высшей школы в области русского языка и истории России.
10. Целевая программа повышения уровня качества математической подготовки в системе высшего образования в России.
11. Целевая программа повышения уровня качества педагогического образования в России.
12. Целевая программа повышения уровня качества медицинского и валеологического образования в России.
13. Целевая программа повышения качества инженерного образования в России.
14. Целевая программа развития научного комплекса по проблемам качества высшего образования.
15. Организационные мероприятия по созданию «всеобуча качества» в системе высшего образования России.
16. Критерии госдуарственной образовательной политики в области качества высшего образования.
Предложена «Система мер по доработке «Концепции» и становлению единой системы механизмов госдуарственной политики в сфере качества высшего образования на период: 2002 – 2004 годы».
Главным критерием политики качества в области образования России служат средние годовые (или средние по 5 годам) темпы прироста среднего образовательного ценза населения России (в годах обучения).
К социальным критериям качества высшего образования, через которые оценивается государственная политика в сфере качества высшего обрзаования, отнесены:
· массовость высшей школы;
· равная доступность высшего образования для разных социальных страт населения и темпы ее прогрессивной динамики по годам;
· отсев в вузах;
· доля бесплатного образования в системе высшей школы и темпы ее изменения.
К внутренним критериям качества высшего образования на федеральном уровне отнесены:
· качество научного потенциала высшей школы (структура, соотношение докторов и кандидатов наук, состав научных школ, уровень и объем научных исследований, включая фундаментальные научные исследования);
· качество материально-технической, лабораторной базы высшей школы;
· обобщенные данные по успеваемости студентов (данные госаттестации выпускников вузов и мониторинга качества обучения);
· качество учебников, информационного обеспечения и библиотек в вузах (с учетом динамики морального устаревания содержания);
· качество образовательных программ;
· обобщенные данные комплексных оценок качества обучения и воспитания в вузах на их соответствие требованиям государственных образовательных стандартов по результатам работы комиссии по аттестации и аккредитации вузов.
Уровень выполнения «Целевых программ» осуществляется по специальным критериям.
3. Научно-методические результаты, полученные в ходе выполнения проекта в 2002 году.
Исходя из разработанный «Концепции государственный политики в сфере качества высшего образования и системы мероприятий по реализации концепции в системе высшего образования России», в 2002 году был осуществлен анализ сложившихся механизмов реализации государственной политики в области качества высшего образования в России, представленный в виде научно-методического документа «Современная система управления качеством высшего образования в России» на заседании Ученого Совета Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов 30 июня 2002 года.
Анализ охватывал:
· процесс целеполагания в образовательной политике России;
· сложившуюся систему управления качеством образования на федеральном уровне (схема 1).
Первый акцент анализа – это анализ основных законодательно-нормативных документов по высшему образованию в России с позиций их ориентации в области качества высшего образования. Анализ охватывал Конституцию РФ как основной закон, законы по образованию, государственные образовательные стандарты как механизм нормирования качества. Исследованиями В.И. Байденко, Н.А. Селезневой, В.М. Соколова, А.И. Субетто и других показано, что образовательный стандарт всегда есть социальная норма качества образования, которая фиксирует одновременно в себе определенную модель образования.
Схема 1.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» и другими законодательными актами государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предназначен для обеспечения:
· единого образовательного пространства России (при обеспечении свободы реализации национальных образовательных программ);
· качества высшего образования;
· возможности объективной оценки на основе ГОС ВПО деятельности вузов;
· признания и эквивалентности дипломных документов иностранных государств.
Выполнен анализ формальной структуры ГОС ВПО и сложившейся регламентации высшего образования на его основе.
Федеральный компонент ГОС ВПО, дифференцируя требования в связи с принятой структурой по 4 блокам содержания образовательной программы:
· блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
· блок математических и общих естественно-научных дисциплин;
· блок общепрофессиональных дисциплин;
· блок специальных дисциплин;
- выполняет функцию нормативной координации управления качеством образования по направлениям каждого из 4-х блоков.
Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» внес существенные дополнения и изменения в структуру ГОС ВПО. В ходе обновления ГОС ВПО (1999 – 2000 гг.) были выделены инварианты («ядра») ГОС ряда близких по научному базису специальностей. Это привело к существенному сокращению объектов ГОС ВПО федерального уровня и расширению нормативно-правового поля вузовского уровня.
Проведен анализ (включая исследования В.П. Байденко, Н.А. Селезневой, И.А. Зимней, Н.М. Розиной, Г.К. Шестакова) тех недостатков ГОС, которые влияют на эффективность механизма управления качеством высшего образования (академическая замкнутость, несовершенная методология целеполагания, непротиворечивость и неотдифференцированность квалификационно-деятельных показателей (параметров) и др.).
В качестве главных функций ГОС с позиций управления качеством ВПО выделены:
· функция компонента нормативной базы управления качеством в вузах;
· функция координации управления качеством ВПО на федеральном и региональном уровнях;
· функция координации 4-х блоков содержания ВПО;
· согласование качества по ступеням непрерывного образования (совместимость образовательных программ);
· обеспечение гарантии минимального содержания образования с позиций необходимого уровня качества профессионализма;
· обеспечение единства образовательного пространства в России;
· функция компонента нормативной базы мониторинга качества ВПО.
Раскрыта перспектива развития системы ГОС в логике перехода на концепцию МС ИСО 9000 и внедрения систем управления качеством в вузах. Сформулирован императив к методологии проектирования ГОС как социальных норм качества образования:
ГОСы не должны закреплять понижение уровня качества образования, а это связано с качеством целеполагания в области содержания образования, и в первую очередь в кризисной области – в области математической и естественно-научной подготовки школьников (абитуриентов) и студентов.
В качестве компонентов сложившейся системы управления качеством высшего образования на федеральном уровне были выделены:
· механизм лицензирования, аттестации и аккредитации вузов;
· экспертиза учебников и учебных пособий;
· национальная доктрина образования в Российской Федерации с позиции обеспечения ею управления качеством;
· мониторинг качества высшего образования в России как система;
· система управления качеством в вузе;
· конкурсный механизм Премии по качеству Правительства Российской Федерации;
· конкурс по внедрению систем качества в вузах, организованный МИСиС и Минобразованием РФ;
· механизм государственной аттестации выпускников вузов;
· социологический мониторинг качества студенческого корпуса;
· Российский Союз ректоров вузов как академический механизм в системе политики в сфере качества высшего образования;
· механизм регулирования перечня (структуры) специальностей и направлений с позиций управления качеством высшего образования;
· «целевые программы» в Министерстве образования как механизм управления качеством высшего образования;
· управление качеством воспроизводства работников высшей квалификации.
По каждому из компонентов выполнен анализ. Важнейшими действующими механизмами являются: механизм лицензирования, аттестации и аккредитации вузов, механизм госдуарственной аттестации выпускников вузов, становящийся механизм внедрения систем управления качеством в вузах, становящийся механизм мониторинга качества образования в России.
Переход к единой процедуре, объединяющей лицензирование, аттестацию и аккредитации вузов, был объявлен Министром образования В. М. Филлиповым на Всероссийском совещании работников образования в Москве 14 января 2000 года. Это решение продиктовано, по оценке Минобразования, необходимостью повышения эффективности этих процедур и сокращения расходов вузов на их проведение. Подчеркнуто, что дальнейшее совершенствование процедур аттестации и аккредитации учреждений профессионального образования должно идти по пути более активного взаимодействия в этом процессе субъектов Федерации с профессиональными ассоциациями, в том числе с Российским Союзом ректоров, с Советами ректоров регионов, отделениями Союза директоров ссузов и т.п. Как важнейший акцент, был выделен в процедуре анализ качества дистанционного образования4.
Суть аттестации – в сравнении содержания образования и конечной продукции вуза – качества подготовки выпускников с требованиями государственных образовательных стандартов по каждой образовательной программе. Если аттестация прошла успешно и учебное заведение доказало требуемое качество своих образовательных программ, у него появляется возможность публичного признания своих заслуг и официального присвоения ему определенного законом статуса. Процедура аккредитации надстраивается над процедурой аттестации. Заключение по итогам аттестации совместно с другими процедурами оценки деятельности вуза, которые не являются «объектом аттестации» (деятельность научных подразделений, работа аспирантуры и докторантуры, наличие диссертационных советов в вузе и их активность и другие), на основе специальной системы показателей служат основой решения об аккредитации вуза, т.е. решения о его полном соответствии требованиям, предъявляемым к вузам.
Новый объединенный механизм лицензирования (повторного), аттестации и аккредитации на базе комплексной методики оценки качества деятельности вуза в системе управления качеством ВПО на федеральном уровне выполняет функции:
· разрешения (или подтверждения права) заниматься учебной деятельностью по определенным направлениям (специальностям) и уровням профессионального образования – лицензирование;
· доказательства соответствия качества образовательных программ и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов – аттестация;
· официального признания образовательного учреждения в качестве вуза и отнесения его к определенному виду – университету, академии или институту – аккредитация;
· оценки (экспертизы) качества деятельности вуза и его соответствия нормативам и требованиям правовых документов (законам);
· получения (или подтверждения) вузом права на выдачу дипломов государственного образца, гарантирующих определенный допустимый уровень качества образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и аттестованными образовательными программами;
· периодического мониторинга качества высшего образования со стороны государства.
Анализ структуры данных по показателям аккредитации показал, что сделан особый акцент на информационное обеспечение (файлы 6 и 7 в автоматизированной структуре данных), но нет акцентов на математическое образование и естественно-научную подготовку. Данный недостаток требует обсуждения.
Комплексная технология оценки на основе объединения процессов лицензирования, аттестации и аккредитации вузов в настоящее время получает организационно-методическое, программное и квалиметрическое обеспечение, в том числе на основе методики «Камертон». Уточнена система показателей, касающаяся научно-исследовательской деятельности университетов.
Цель итоговой госдуарственной аттестации – установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников, завершивших освоение основной образовательной программы по определенному направлению подготовки или специальности, требованиям соответствующего ГОС ВПО. Государственная аттестация выпускников вузов базируется на процедуре защиты выпускной квалификационной работы и/или сдачи государственного экзамена. Главный критерий – демонстрация выпускником комплекса знаний и умений, свидетельствующих о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. Процедуры аттестации (аттестационных испытаний) разработаны достаточно детально. Дальнейший путь совершенствования состоит во взаимной увязке итоговой госдуарственной аттестации выпускников вузов и предшествующих процедур оценки в системе управления качеством вузом. Переход на сертификацию систем управления качеством в вузе, вполне возможно, в будущем позволит упростить процедуру госдуарственной аттестации выпускников вузов.
Важной проблемой является создание квалиметрического обеспечения деятельности ГАК. В настоящее время разработана Методика создания оценочных средств для итоговой госдуарственной аттестации на соответствие требованиям ГОС.
Внедрение «систем управления качеством в вузах» определяется как новый механизм управления качеством на федеральном уровне, а само «управление качеством в вузе» рассматривается как новая парадигма управления в вузах в целом, и как новый «вектор» государственной политики в сфере качества высшего образования.
Система управления качеством в вузе есть система установления, обеспечения, улучшения и поддержания, а также доказательства и гарантии, необходимого уровня качества во всех сферах деятельности вуза в соответствии с предъявляемыми требованиями к «качеству результата» со стороны государства, общества, учащихся, заказывающих организаций, рынка специалистов.
К основным категориям «результатов» работы вуза относятся:
· качество образовательной услуги;
· качество ВПО как общественного блага;
· качество научной продукции;
· качество человека – выпускника вуза (включая качество воспитания);
· качество специалиста (бакалавра, магистра), т.е. качество профессиональной подготовки;
· качество вуза как образовательной системы.
Сформулированы принципы и модель качества человека, направления мониторинга качества образования в вузе.
Осмысление проблем качества вузовской деятельности с позиций критериев Международных стандартов ИСО 9000 (9001, 9004) версии 2000 года позволяет:
· разработать современную нормативную и рабочую документацию по всем направлениям деятельности;
· исключить дублирование процедур;
· создать систему контроля на основе «планов по качеству»;
· повысить эффективность организационной структуры;
· четко распределить полномочия и ответственность всех уровней руководства;
· четко сформулировать цели и выделить ключевые процессы;
· более эффективно распоряжаться ресурсами5.
Формируется регулярный мониторинг на основе ежегодных самообследований вузов по специальным методикам (моделям). Разработана «модель качества вуза» как основа структуризации системы качества6.
Опыт внедрения систем управления качеством в МИСиС, в Санкт-Петербургском государственном техническом институте, в Санкт-Петербургском государственном университете финансов и экономики и в других вузах подтверждает эффективность этого направления в государственной политике в сфере качества высшего образования.
Концепция мониторинга качества ВПО разрабатывается в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов с 1998 года. Концепция базируется на комплексном подходе к мониторингу с охватом всех «объектов мониторинга» и разных измерительных средств. Анализ показывает, что в Европе мониторинг качества образования становится основой образовательной политики. Поэтому система мониторинговых исследований, результаты которых оформляются в виде ежегодных аналитических докладов (структура этих Докладов выстраивается в соответствии с параметрической моделью качества ВПО), рассматривается как важнейший механизм корректировки госдуарственной политики в сфере качества высшего образования.
Государственная политика в сфере качества высшего образования опирается на «государственно-общественные институты», в том числе Российский Союз ректоров, Советы ректоров по регионам, УМО вузов, научно-методические советы и другие. Проведен анализ деятельности Российского Союза ректоров вузов за 10-летие его существования с 1992 по 2002 годы и показана его роль в активизации деятельности вузов в области качества.
4. Внедрение результатов исследований
По результатам исследований: подготовлена монография «Теоретико-методологические основы качества высшего образования» (2001 г.), опубликована монография: С. К. Булдаков, А. И. Субетто «Философия и методология образования» (2002), в которой освещены философско-методологические основания проблемы качества образования в России (глава 4, с. 225-326) и основания философии норм качества образования (глава 5, с. 327-386), издана работа: А. И. Субетто «Система управления качеством в вузе (модель)», издана коллективная монография под общей редакцией В. И. Байденко и Н. А. Селезневой «Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра», подготовлена к изданию монография «Российский Союз ректоров и стратегия развития высшей школы» (авторы В. А. Семин, А. И. Субетто, Ю. А. Кудрявцев).
Выполненные работы вошли в обеспечение образовательных программ при подготовке экспертов для работы в комиссиях по лицензированию, аттестации и аккредитации вузов в конце 2001 года и в течение 2002 года. Результаты исследований использовались при обучении работников вузов, в которых начался процесс внедрения «систем управления качеством»: в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им П. Ф. Лесгафта, в Санкт-Петербургском институте управления и экономики, в Крестьянском государственном университете им. Кирилла и Мефодия (г. Луга Ленинградской области), в Воронежском государственном техническом университете, в Бийском государственном педагогическом университете им В. М. Шукшина, в Костромском государственном университете им Н. А. Некрасова и других.
5. Конкретные шаги развития Концепции государственной политики в сфере качества высшего образования и механизмов ее реализации.
В 2002-м году была осуществлена научная апробация Концепции на конференции по проблемам качества образования в Уфе (май 2002 г.), на конференции по информационным технологиям в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (ЛЭТИ им. Ульянова-Ленина) (апрель 2002 года), на юбилейной научной конференции в Таганрогском радиотехническом университете (сентябрь 2002 г.), на совещании научных работников в Алтайском государственном университете (социологическом факультете) в феврале 2002 г. и других.
Осуществлена экспертиза «Концепции» в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете, в Челябинском и Пермском государственных университетах.
В качестве замечаний и пожеланий, на которые следует обратить внимание при доработке «Концепции», указаны следующие:
1. Следует подготовить материалы по существующим в вузах системам качества (управления качеством), например, по системе Московского института сталей и сплавов (технического университета).
2. Рекомендуется обратить внимание на материально-техническое обеспечение реализации «Концепции», подготовить типовые перечни лабораторного и прочего оборудования для вузов и наладить его производство. Очень трудно обеспечить требуемое качество на устаревшей материально-технической базе.
3. Рекомендуется разработать мероприятие по обеспечению тесного взаимодействия системы среднего образования и высшей школы России, поскольку базой высшего образования является среднее образование и без обеспечения тесной и продуктивной связи этих ступеней непрерывного образования положительный результат в госдуарственной политике в сфере качества высшего образования маловероятен.
4. Рекомендуется разработать при доработке Концепции предложения по обеспечению, в том числе юридическому, участия науки и промышленности в обновлении высшей школы, в подготовке кадров.
5. Рекомендуется в перспективный план включить отработку нормативно-методической документации, связанной с лицензированием, аттестацией и аккредитацией специальностей, направлений и вузов, а также с практической реализацией Концепции.
6. Интегральные результаты по проекту в целом.
За 2001 – 2002 годы, таким образом, разработан проект Концепции госдуарственной политики в сфере качества высшего образования и проект системы мероприятий и механизмов по реализации Концепции, выполнены анализы сложившихся механизмов реализации госдуарственной политики в области качества высшего образования в России и основ законодательно-нормативных документов в области высшего образования в России с позиций их ориентации в области качества высшего образования.
К наиболее важным положениям проекта «Концепции» относятся:
· высокое качества высшего образования, его доступность и массовость рассматриваются как важнейшее условие национальной безопасности России, конкурентоспособности ее экономики и кадрового потенциала, возможности обеспечения прогрессивного развития технологического базиса страны;
· государственная политика в области качества высшего образования рассматривается как часть политики, направленной на становление «образованной России», превращения российской экономики в «экономику качества»; она призвана формировать культуру качества в образовательном пространстве высшей школы и на ее основе — культуру качества в России;
· концепция качества высшего образования является частью общей концепции качества непрерывного образования и доктрины политики качества – «ядра» внутренней политики России на долгосрочную перспективу;
· качество высшего образования начинается с качества целеполагания в государственной политике в сфере высшего образования, в том числе с качества самих государственных образовательных стандартов;
· включение в доктрину политики качества России системы принципов опережения как методологической базы осмысления механизмов развития образования в новых условиях; необходимость всеобщего внедрения «систем качества» или «систем управления качеством» в вузах страны;
· качество человека является итогом, и целью политики качества образования – один из важнейших принципов госдуарственной политики в сфере качества высшего образования;
· формирование модели качества человека как основы целеполагания в госдуарственной политике в области качества образования, в том числе высшего образования, на основе традиционных взглядов русской философии и культуры, «русского космизма» на предназначение человека, а также современных требований к качеству человека;
· выделение в Концепции госдуарственной политики в области качества высшего образования в качестве важнейших целей повышения качества воспитания, уровня образованности в области русского языка и истории России;
· выделение в качестве важнейшего приоритета в государственной политике в сфере среднего и высшего образования России резкое повышение качества математического и естественно-научного образования в ближайшие годы как главное условие обеспечения конкурентоспособности России и ее технологического развития, повышения качества инженерных кадров и научного потенциала.
Инструментами и механизмами реализации госдуарственной политики в сфере качества высшего образования выступают:
· государственные стандарты образования;
· нормативно-правовые (законодательные) документы, в том числе национальная доктрина развития образования;
· системы управления качеством (системы качества) в вузах;
· механизм Премии по качеству правительства Российской Федерации;
· механизм лицензирования, аттестации и аккредитации вузов;
· механизм мониторинга качества высшего образования в России;
· механизм итоговой госдуарственной аттестации выпускников вузов;
· механизм экспертиз различных сфер деятельности высшей школы, в первую очередь учебников, учебных и методических пособий;
· механизм участия в госдуарственной политике в сфере качества высшего образования общественных и обещственно-государственных объединений, в первую очередь Российского Союза ректоров, учебно-методических объединений вузов и других профессиональных ассоциаций вузов и их работников, государственных и общественных академий наук;
· целевые программы повышения качества в определенных сферах деятельности высшей школы (отрасли высшей школы, отдельные компоненты содержания, воспитание, подготовка кадров и другие).
Рекомендуемые меры по становлению «единой системы механизмов госдуарственной политики в сфере качества высшего образования» на период 2003 – 2006 годы включают в себя:
· организацию всеобуча высшего руководства вузов: ректоров и проректоров в области систем управления качеством и мониторинга качества в форме «школ-семинаров»;
· введение механизма Премии по качеству Министерства образования;
· обоснование и разработку нового типа стандартов – государственных стандартов на системы управления качеством в образовательных учреждениях;
· проведение эксперимента по введению механизма сертификации систем управления качеством в вузах;
· развитие и институционализацию на федеральном уровне системы мониторинга качества высшего образования;
· продолжение исследований по опережающим образовательным стандартам в сфере высшего образования;
· создание механизма гарантированного обеспечения и обновления материально-технической базы высшего образования;
· внедрение системы социальных стандартов функционирования высшей школы;
· гармонизацию государственных образовательных стандартов ВПО и профессиональных стандартов Минтруда;
· разработку и внедрение механизма конкурса среди вузов России на лучшую систему воспитания;
· разработку и реализацию системы «Целевых программ».
Результаты исследования отражены в подготовленных к изданию монографиях «Теоретико-методологические основы качества высшего образования» и «Современная система управления качеством высшего образования в России», «Российский Союз ректоров и стратегия развития высшей школы России (Итоги десятилетнего периода: 1992 – 2002)», а также опубликованы в монографиях, брошюрах, статьях: В. И. Байденко, Н. А. Селезнева «Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра» (М., 2001, 206с.); С. К. Булдаков, А. И. Субетто «Философия и методология образования» (СПб, 2002, 408с.); Субетто А. И. «Система управления качеством в вузе (модель)» (М., 2002, 24с.); Н. А. Селезнева «Отечественная квалиметрическая научно-практическая школа в системе высшего образования: становление, этапы и итоги становления, перспективы развития» (М., 2002, 9с.); А. И. Субетто «Квалиметрия человека и образования (методология и практика): итоги, проблемы, направления» (М., 2002, 23с.); А. И. Субетто «Качество человека как главная цель политики качества со стороны российского государства в сфере образования» (М., 2002, 16с.), а также в проекте «Концепция государственной политики в области качества высшего образования и механизмов ее реализации».
Примечания
1. «Образование, которое мы можем потерять». — М.: 2002., с. 11-17.
2. Там же.
3. Антология русского качества. — М., 2000, с.24.
4. Всероссийское совещание работников образования. — М.: 2000, с. 18.
5. Проблемы качества образования, кн.2, 2002, с.71.
6. Там же.