Содержание

Введение. 3

Глава I Физическое воспитание в системе школьного образования и его проблемы.. 6

1.1. Сущность и значение физического воспитания в школе. 6

1.2. Функции и задачи физического воспитания в школе. 9

1.3. Проблема дифференциации физического воспитания в школе. 11

Глава II Формы организации физического воспитания в школе. 17

2.1. Методы и принципы физического воспитания в школе. 17

2.2. Традиционные формы организации физического воспитания в школе. 19

2.3. Формы организации физического воспитания во внеурочное время. 28

Заключение. 32

Список литературы.. 34

Введение

Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. В РФ оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советского физического воспитания. Теоретико-методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни.

Воспитание нового, всесторонне развитого человека - одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества.

Развитие науки и передовой практики физического воспитания значительно расширило представление о  роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психических процессов, происходящих в организме человека.

Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного - быстрым, слабого - сильным, всегда жалующегося на усталость - выносливым, болезненного - здоровым.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, повышение образовательного уровня родителей, совершенство методов обучения - все это, безусловно, определяет более раннее и более высокое интеллектуальное развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями школьных программ.

Однако напряженная умственная работа в школе и дома, а также и другие виды деятельности вызывают у учащихся значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах, возле телевизора. Подросток ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества.

Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.

Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности. Физическая слабость человека  и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм.

Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы.

К сожалению, далеко не все учащиеся старших классов понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только   посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной активности старшеклассников, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность.

Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса, связанного с школьной системой физического воспитания (современные тенденции).

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-                     раскрыть сущность, значение и основные понятия физического воспитания;

-                     определить основные задачи и функции физического воспитания;

-                     рассмотреть проблему дифференциации физического воспитания;

-                     выделить принципы физического воспитания;

-                     раскрыть формы организации физического воспитания на уроке и во внеурочное время.

Глава I Физическое воспитание в системе школьного образования и его проблемы

1.1. Сущность и значение физического воспитания в школе

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.

Основная форма использования физической культуры и личностью, и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего самостоятельного и специального образования, культурного досуга и в других. Осуществляется в соответствии с присущими педагогическому процессу и специфическими закономерностями принципами и требованиями.

Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса.

Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.[1]

Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» -  структурная единица системы образования. Физическое воспитание осуществляется в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования в процессе самовоспитания.

Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся. знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и релаксация.

Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем, многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовки учащихся.

Физическая подготовленность только один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из основных   задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должны подкрепляться обязательным для всех общим физкультурным образованием.

В настоящее время образовательные задачи физического воспитания, связанные с обучением знаниям, методическим умениям и навыкам, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Это является следствием исторически сложившегося узко утилитарного «нормативного» подхода к физическому воспитанию, как средству физической подготовки молодежи. При таком подходе норматив, отражающий уровень физической подготовленности, является основным критерием эффективности физического воспитания. Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но учащиеся не получают его в достаточном объеме.

В результате они оказываются не подготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры для самооздоровления, саморазвития, самоформирования нравственного поведения. «Физическая культура» как учебная дисциплина «выпадает» из образовательного и воспитательного пространства средних заведений. Все это позволяет рассматривать проблему общего для всех физкультурного образования как одну из наиболее актуальных, а ориентацию физического воспитания на общее физкультурное образование как приоритетную.[2]

Одной из проблем, требующих последовательного решения, является преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе. Об этом свидетельствуют различные названия учебной дисциплины, отсутствие преемственности целевых установок физического воспитания, недостаточная преемственность содержания практического и теоретического разделов учебного материала, несогласованность показателей и нормативов оценки физической подготовленности в школе, ПТУ и высших учебных заведениях.

Воспитание ребенка в семье является важным фактором его физического, психического, интеллектуального развития и укрепления здоровья. Эффективность физического воспитания детей в семье зависит от подготовленности к нему родителей, вчерашних учащихся и студентов. В то же время  в подавляющем большинстве семей родители не готовы к полноценному физическому воспитанию детей. Это свидетельствует о проблеме подготовки учащихся старших классов и к физическому воспитанию в семье. Причина этой проблемы заключается в несоответствии полученного физкультурного образования тем требованиям, которые предъявляет жизнь к учащимся после окончания обучения. Следствием этой проблемы являются отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, состоянии здоровья детей, дающие тяжелые рецидивы в последующей их жизни. Одной из главных проблем, которую призвано решать физическое воспитание, является проблема укрепления здоровья школьников. В настоящее время она решается недостаточно эффективно. С возрастом число здоровых учащихся уменьшается. Это отражает общую тенденцию снижения уровня здоровья населения, зависящую от комплекса факторов.

На здоровье более полумиллиона учащихся, проживающих в неблагоприятных экологических условиях и особенно на территориях, загрязненных радионуклидами, все в большей мере сказываются разрушительные генетические последствия этих условий.  Они приводят к росту числа учащихся и студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Проблема  дифференцированного учебно-методического комплекса физического воспитания, разработанного с учетом влияния неблагоприятных экологических условий жизни является одной из проблем, требующих решения.

Физическое воспитание является сильнодействующим фактором воздействия на организм. Состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания.

Реализация перечисленных проблем существенно осложняют недостатки кадрового, материально-технического, информационного обеспечения, врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию, научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплекса для физического воспитания.[3]

1.2. Функции и задачи физического воспитания в школе

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и  нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужит интересам общества: борьбе с распущенностью, алкоголизмом, наркоманией и т.п. Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение.

Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе.

Общекультурная функция, которая заключается в том, что физкультура организует и заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием.[4]

Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны.

1.                     Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие из правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья русской  нации является государственной задачей. Успешному решению задачи способствует систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, а также учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся.

2.                     Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности. Формирование этих навыков - основное назначение физического воспитания в школе. 

3.                     Развитие основных двигательных качеств. Осуществление человеком многих практических действий связано с проявлением физических способностей. К качествам двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

4.                     Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно. Важно добиться интереса учеников  к регулярным занятиям, посредством внешкольной и внеклассной работы, однако чтобы этот интерес приобрел активные формы, вызвал потребность в самостоятельных, каждодневных занятиях.

5.                     Воспитание  гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.

6.                     Формирование организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива, т.е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность. Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к организации соревнований, игр, походов.[5]

1.3. Проблема дифференциации физического воспитания в школе

Вопрос о дифференциации физического воспитания школьников неоднократно являлся предметом исследования медицинских работников, специалистов физического воспитания. Целью исследования является разработка концептуальных подходов дифференциации и индивидуализации отбора и структурирования содержания физического воспитания учащихся.

Существуют примерные показания для определения детей в подготовительную группу при некоторых отклонениях в состоянии здоровья. Данные медицинских осмотров, периодически повторяющихся раз в четверть, а также сдвиги в физической подготовленности являются основанием для заключения о дальнейших занятиях школьников физическими упражнениями в той же группе или переводе в другую. Перевод осуществляет врач. Цель работы учителя: работать над переводом в основную медицинскую группу большинства школьников подготовительной группы.  Само собой разумеется, что все заболевания требуют разного подхода. Поэтому необходимо обратить внимание на дифференцированный подход к процессу обучения, воспитания и физического развития детей с отклонениями в состоянии здоровья, определенных в подготовительную медицинскую группу с целью их физического совершенства и возможности подготовки для перехода в основную группу.[6]

Особое внимание следует обратить на содержательную часть занятий. Переключение внимания с учащихся основной группы на подготовительную должно проходить путем замаскированного чередования или «как получается». Схема урока физической культуры является общей для учеников как основной так и подготовительной медицинских групп. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки и специфике содержания учебного материала каждой из частей урока. Эффективность урока физической культуры зависит от методов организации деятельности учащихся.

Фронтальный метод организации деятельности используется и в подготовительной и в заключительной частях урока. Сущность в том, что учитель занимается со всеми учениками.

Групповой метод применяется в основной части и используется при прохождении достаточно сложного материала. Преимущество способа в том, что учитель имеет возможность оказывать необходимое внимание группе более слабых учеников, не нарушая общего хода урока и не мешая другим.

 Метод индивидуальных занятий предусматривает самостоятельное выполнение упражнений, используется как в основной, так и в подготовительной частях урока. Метод способствует выполнению корректирующих упражнений, варьированию объема и интенсивности упражнений и индивидуальному совершенствованию двигательных умений и навыков.

Важным моментом в работе учителя являются разработка комплексов применяемых физических упражнений. При этом основное внимание необходимо сосредоточить на бережном отношении к состоянию здоровья ребенка. Обязательно должны использоваться дополнительные формы занятий в виде различных мероприятий, прогулок, экскурсий, соревнований, которые позволяют корректировать отдельные отклонения детей различного характера и различной степени осложнения.

Все группы можно разделить на три подгруппы А, Б и В.

Подгруппа А объединяет заболевания, при которых выбор физических нагрузок обусловливается реакцией на них состояниями  сердечно-сосудистой системы. Например, нарушение сердечного ритма, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы, патология органов зрения, хронические заболевания верхних дыхательных путей, хронические отит, хроническая пневмония, хронический пеилонефрит.

При этих заболеваниях используются специальные тренирующие нагрузки, направленные преимущественно на развитие общей выносливости.

Подгруппу Б составляют  заболевания при которых выбор нагрузок обусловливается состоянием органов брюшной полости, малого таза, степенью проявления болевого синдрома. В эту подгруппу входят дискенезии желчевыводящих путей, гастродуоденит, остаточные явления после операций, хронические заболевания органов в стадии ремиссии. Здесь так же используется комплекс упражнений: например на осанку, самомассаж, дыхательные, водные процедуры.  

Подгруппу В объединяют заболевания и анатомические дефекты опорно-двигательного аппарата: деформация суставов и позвоночника, различные нарушения осанки, плоскостопие. Упражнения на осанку, общеразвивающие, дыхательные танцевальные, подвижные игры. Направленность упражнений состоит в увеличении амплитуды движений суставов и позвоночного столба, формирования мускульного корсета.

Для подгруппы А не существует противопоказаний в выполнении следующих контрольных нормативов: наклон из положения стоя, челночный бег, подтягивание на перекладине

В подгруппе Б можно выполнять челночный и шестиминутный бег. Следует соблюдать осторожность при выполнении наклонов туловища из положения сидя, подтягивания на перекладине, прыжке в длину с места.

В подгруппе В контрольные упражнения  подбираются индивидуально в зависимости от двигательных возможностей.

Оценка текущей успеваемости должна проводиться на основании отношения школьника к урокам физической культуры и положительной динамики приростов нормативов, т.е. соответственно нормативным требованиям.

Таким образом, дифференциация физического воспитания школьников по группам здоровья с акцентом на оптимизацию двигательной подготовленности группы заключается, на наш взгляд, в следующем:

1.                       Школьники, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе здоровья с низким физическим развитием и подготовленностью, занимаются физической культурой вместе с основной группой при условии тщательного отбора физических нагрузок.

2.                       Дифференциация физического воспитания - это организация учебно-воспитательного процесса с учетом возрастно-половых, индивидуальных психофизиологических особенностей. Они включают и целесообразность использования различных комплексов физических упражнений в зависимости от диагноза и группы заболеваний, а также необходимость разработки различных подходов к оценке результатов контрольных нормативов подготовительной группы.

3.                       Для организации учащихся подготовительной группы на уроке следует использовать различные методы проведения занятий, но с преимущественным проведением основной части по отделениям и со строгим ограничением использования соревновательного метода.

4.                       Для улучшения состояния здоровья с учащимися подготовительной медицинской группы должны проводиться дополнительные занятия по общефизической подготовленности один-два раза в неделю по 45-60 минут в послеурочное время.

5.                       Основное содержание уроков и дополнительных занятий этих детей заключается в выполнении специальных упражнений в зависимости от характера заболеваний, возрастно-половых особенностей и состояния спортивной базы. Школьники этой группы могут участвовать в соревнованиях, по строгому допуску врача.

6.                       В зависимости от реакций организма все заболевания делятся на три подгруппы А, Б и В, описанные выше.

7.                       Все учащиеся подготовительной группы выполняют нормативные упражнения за исключением противопоказанных. Для подгруппы А осторожность следует соблюдать при выполнении прыжков в длину с мета и при поднимании туловища, для Б - при выполнении наклонов туловища из положения сидя, подтягивании на перекладине, прыжка в длину с места. Для подгруппы В контрольные упражнения подбираются с учетом двигательных возможностей.

8.                       Оценка текущей успеваемости должна проводиться на основании отношения школьника к урокам физической культуры и положительной динамики приростов нормативов. Уровень средней и итоговой оценки определяется по выполненным нормативам, независимо от их количества. При выставлении четвертных отметок учащимся подготовительной группы уровень физической подготовленности не учитывается.

9.                       Несомненно, необходимым условием для решения проблемы является разработка программно-методических требований, а также определение должных величин контрольных нормативов для учащихся подготовительной медицинской группы.

Физическое воспитание в РФ находится в совершенно новом контексте реализации. Чтобы решить все проблемы по воспитанию молодежи в РФ, необходим комплексный подход. Чтобы достичь цели физического воспитания необходимо следовать его задачам. И только комплексность и понятие сущности, функций и задач поможет развивать физическое воспитание в РФ.

Проблема дифференциации физического воспитания является актуальной и должна реализовываться в современной школе, при правильном подходе учителя и других специалистов, с учетом всех рекомендаций.[7]

Глава II Формы организации физического воспитания в школе

2.1. Методы и принципы физического воспитания в школе

Физическая культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни, разумной организации здорового досуга.

Формирование у учащихся физической культуры и решения основных задач физического воспитания требует использования разнообразных средств  и методов физического развития учащихся.

Средствами физического воспитания являются 1)физические упражнения; 2) естественные силы природы;3) режим питания, труда и отдыха; 4)утренняя гимнастика; 5)разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы.

Методы - это сумма приемов, которые применяются для решения конкретных задач. Средства и методы занятий физической культурой находятся в неразрывном единстве.

В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения. Диапазон применения физических упражнений исключительно широк. Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения, учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательного стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.

Большое значение в физическом  воспитании учащихся имеют методы убеждения и положительного примера. Эти методы используются прежде всего  в процессе организации  физических упражнений учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется  значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.

Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

Принципы физического воспитания.

Принципы - это обобщенные исходные идейно-теоретические положения, определяющие поведение, деятельность людей, служащие им руководством для решения различных задач.

Педагогическими принципами физической культуры называются кратко выраженные научно-методические положения, отражающие закономерности овладения двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности в процессе двигательной деятельности и построения занятий физической культурой.

1.                     Принцип единства обучения и развития основан на органической взаимосвязи и взаимозависимости формы и содержания вещей и явления;

2.                     Закономерность, лежащая в основе принципа структурности занятий, состоит в том, что любой вид деятельности предполагает  организованный выход из нее. Данные принцип определяет необходимость во всех случаях соблюдать выше структурную последовательность.

3.                     Принцип учета особенностей и  состояния занимающихся базируется на существовании различий между людьми, которые обусловлены биологическими закономерностями и социальными условиями жизни.

4.                     Анализ - синтез движений является отражением закономерности мышления и практической деятельности. На занятиях реализуется путем расчленения сложных физических упражнений на более простые.

5.                     Принцип осознанного и чувственного контроля в процессе упражнений основан на закономерной связи между движениями и психикой человека. На занятиях этот принцип  обязывает развивать способность к осознанному контролю за выполняемыми движениями и фиксировать внимание на двигательных ощущениях.

6.                     Принцип постепенного повышения нагрузки на организм и ее варьирование базируется на закономерности, в соответствии с которой деятельность является основным критерием формирования и развития человека.

7.                     Принцип учета, регулирования и варьирования сопутствующих условий   выражает закономерную зависимость результатов двигательной деятельности от среды, в которой она происходит.

Все принципы находятся в единстве и во взаимосвязи.[8]

2.2. Традиционные формы организации физического воспитания в школе

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников,  основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания школьников относятся 1)физкультурные занятия;  2)физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) и 3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники).

Все эти формы, отвечая общим задачам  физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме  дня школьного учреждения.

Соотношение форм организации физического воспитания в различных классах определяется воспитательно-образовательными задачами с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, степенью их физической подготовленности, а также  конкретных условий данного класса и всей школы.

В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой воспитания: уроками, внешкольной работой, массовой оздоровительной работой, т.е. комплексом мероприятий.

Учебные занятия занимают основное время пребывания учащихся в школе. Большое значение имеют санитарно-гигиенические мероприятия и физические упражнения в режиме учебного дня. Влажная уборка должна производиться обязательно  - дважды, до и после уроков. 

Серьезное внимание необходимо обращать на освещение классов. Парты и классная доска должны быть расположены так, чтобы свет на них падал с левой стороны.

Учителям следует проявлять заботу о притоке свежего воздуха в классные помещения и коридоры. Желательно организовать пребывание детей на воздухе во время перемен.

Весьма важное значение имеет правильная посадка учащихся за партой, обеспечение условий для того, чтобы не наносился вред здоровью.

В процессе учебных занятий нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме. Для этого необходимо по ходу урока делать короткие паузы - физкультминутки. Подобные физкультминутки особенно важно проводить в начальных и средних классах.

Физкультминутками принято называть проведение упражнений в классе во время урока, а также при выполнении домашних заданий. Физкультминутки являются эффективным средством повышения внимания и активности детей и улучшения усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся.

В I - II классах физкультминутки рекомендуется проводить 3-4 раза в день в III классе -2-3 раза. Продолжительность 1,5-2 минуты. Проведение физкультминутки не должно нарушать стройности учебного процесса. Не рекомендуется, например, прерывать письменную работу физическими упражнениями  или проводить их в то время, когда ученики активно работают. Перед проведением физкультминутки открывают форточки или окно, складываются все учебные принадлежности, дети становятся в проходах между столами так, чтобы не мешать друг другу.

Важным средством физического воспитания являются также игры и упражнения во время перемен. После напряженного учебного труда младший школьник испытывает большое желание побегать, попрыгать, поиграть.  Дело учителя - позаботиться о том, чтобы это естественное стремление выражалось не в беготне и беспрерывной возне, а в разумном проведение перемены. Важно установить, где и как проводят перемены дети, разъяснить им требования к поведению на переменах и добиваться выполнения этих требований. Хорошо, если большую перемену дети будут проводить на свежем воздухе с использованием простейшего инвентаря для занятий физкультурой (скакалки, мячи, обручи).

Существенным элементом физического воспитания является проведение с учащимися гигиенической гимнастики. Действенным средством физического воспитания являются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был в начале   занятия. В соответствии с этим наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая.

Вводная часть (3 -5 минут).

Цель: организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание и создать в классе бодрое настроение.

Во вводной части происходит построение и расчет учащихся.

Затем учитель объясняет задачи и содержание урока, проводит легкие строевые упражнения.

Следующий этап урока - подготовительная часть(8 -15 минут). В этой части урока выполняется   подготовка к основным упражнениям, усиливается воздействие на мышцы, проводятся упражнения на ловкость, координацию движений и выработку чувства ритма.

Затем идет основная часть урока (20 - 30 минут). В этой части урока проводятся основные физические упражнения. Особое внимание преподавателю следует обращать на развитие ловкости, силы, выносливости, умения действовать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значение и влияние на организм.

Последний этап урока - заключительная часть. В это время урока следует привести учащихся в спокойное состояние и подвести итог занятий. При проведении занятий по физкультуре нужно также учитывать возраст учащихся, не допуская перегрузки и переутомления.

Теоретическая подготовка. В процессе обучения учащиеся долж­ны получить теоретические знания по таким вопросам: общие све­дения о физкультурном движении и организации физи­ческого воспитания; гигиенические основы физического вос­питания;   теоретиче­ские знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, системати­ческие занятия физическими упражнениями в быту - обязательное условие успешного решения задач физического воспитания, преду­смотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.

 Давая теоретические знания по отдельным видам общей физи­ческой подготовки, учащихся следует познакомить с основами тех­ники различных видов спорта, профилактикой травматизма, с ин­вентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внед­рению физических упражнений в 'быт учащихся.

Методы сообщения теоретических знаний (уроки, беседы, теоре­тические сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.

Общая физическая подготовка. Она составляет главное содер­жание занятий физическими упражнениями в школах.

Основными видами общей физической подготовки являются гим­настика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой еди­ный процесс физического воспитания.

Гимнастика - одно из основных средств общей физической под­готовки, с помощью которого решается большой 'круг задач: форми­руется правильная осанка, совершенствуются координация движе­ний, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика - это целая школа движений. С помощью гимнасти­ческих упражнений обеспечивается специальная физическая подго­товленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также иг­рает большую роль в профессионально-прикладной физической под­готовке учащихся.

Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на ор­ганы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение.

Легкая атлетика в учебной работе в школах содействует более ус­пешному выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подгото­вительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистан­ции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляет­ся мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибу­лярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия дру­гими видами физической подготовки и в первую очередь гимнасти­кой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспи­тания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культи­вирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость;

повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разде­лам физического воспитания.

 Занятия плаванием способствуют правильному и гар­моническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Дли­тельные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологиче­ских механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию орга­низма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и спо­собствует внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подгото­вительные упражнения, обучение технике плавания кролем на гру­ди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение пла­вания брассом на груди.

В связи с тем, что на плавание программой выделено ограничен­ное количество часов, главным являются обучение технике плава­ния.   

Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, вос­питательное и прикладное значение. Туристические походы проводятся во внеучебное время - в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность похо­дов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристиче­ские групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прош­лого и настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к дли­тельным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве средств   физической подготовки используют главным образом физические упражнения.

В зависимости от методиче­ской организации, от объема, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный трениро­вочный эффект. Исходя из этого средства физической подготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения  конкретных педагогических задач.

Для развития  важных физических качеств, при­меняют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и сило­вую выносливость, на координацию движений и др. Это главным об­разом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С по­мощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физиче­ские качества, требуемые той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования вспомогательно-при­кладных навыков применяют так называемые естественные движе­ния (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из при­кладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздейст­виям внешней среды можно, применяя соответствующие упражне­ния, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. На­пример, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнения­ми, сопровождающимися значительным теплообразованием: про­должительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, конь­ках, спортивными играми, фехтованием.

Для совершенствования психических качеств - волевых, внима­ния, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мы­шечных усилий и других - большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными ви­дами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и сте­пень их проявления. Например, спортивные игры вырабатыва­ют точность времени реакции на движущийся объект, быстроту дви­гательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точ­ность мышечных усилий при действии руками и др.

Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в во­ду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др.

Учет успеваемости. На начальном этапе прикладной физической подготовки проверкой выявляют исходный уровень развития  важных качеств и навыков у учащихся. Это позволяет преподавателю правильно планировать, организовывать и вести учебный процесс. С учетом выявленных данных составляют доку­менты планирования, комплектуют подгруппы, разрабатывают ин­дивидуальные учебные задания и нагрузку и др.

Проверка и оценка физической подготовленности в ходе подготовки позволяет преподавателю узнать, насколько эффективно решаются поставленные задачи, и в необхо­димых случаях вносить соответствующие коррективы в методику учебного процесса.

Проверка и оценка подготовленности осуществляются на основе специально установленных нормативов. При этом пере­чень контрольных упражнений и величина нормативов определяют­ся объективными требованиями. 

При разработке учебных нормативов по физической подготовке учащихся необходимо руководствоваться методическими указаниями и требованиями программы физического воспитания учащихся городских и сельских школ.

Проверку и оценку физической подготовленности учащихся следует осуществлять на занятиях систематически в по­рядке текущего контроля и в конце периодов обучения. Для анали­за и оценки результатов, достигнутых группой в целом и каждым учащимся, сравнивают данные первоначальных и повторных про­верок.[9]

2.3. Формы организации физического воспитания во внеурочное время

Внеклассная работа по физическому воспитанию должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить рад направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке проводились  беседы о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах беседы по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Нужно организовывать встречи со спортсменами, проведение лекций о развитии массового физкультурного движения, важнейших событиях спортивно жизни.

Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для укрепления здоровья учащихся.

С этой целью проводятся прогулки и экскурсии на природу, организуются походы, соревнования по спортивному ориентированию. Эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач.

Прогулки и туристские походы для младших школьников  должны быть непродолжительными (3-4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе.  В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовления пищи и т.д.). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

Походы по родному краю используются как средство краеведения и патриотического воспитания, а также для расширения знаний по биологии, географии и т.д. Тоже самое относиться и к другим внеклассным мероприятиям.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивные совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и т.д. Занятия спортивных секций проводятся преподавателями физкультуры по плану спортивно-массовой работы школы.

Секции организуются на добровольных началах и являются переходным звеном от урока к спортивной секции. Занятия в секции общей физической подготовки могут преследовать различные цели:

-    помогать отстающим в освоении учебной программы и повышать уровень их физической подготовки;

-   приобщить учащихся к систематическим занятиям физической культурой и содействовать последующему выбору спортивной специализации;

-   готовить занимающихся к предстоящим внутришкольным соревнованиям по учебной программе или сдаче норм ГТО.

Основой содержания занятий служит материалу учебной программы, который может варьироваться и усложняться в зависимости от поставленной цели.

Современная практика и опыт работы по физическому воспитанию школьников свидетельствует о возможности создания спортивных секций по волейболу, бадминтону, баскетболу, настольному теннису, ритмической гимнастике, лыжному спорту, боксу, атлетической гимнастике, тяжелой атлетике и другим видам спорта. Организация таких секций зависит от материальной базы школы, наличия педагогов и интереса детей к этим видам спорта. Запись в эти секции производится ежегодно в начале сентября. В секции принимаются школьники прошедшие медицинский осмотр и допущенные по состоянию здоровья к занятиям в них.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, дней здоровья и т.д. В начальных классах физкультурные праздники обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

Спортивные соревнования завершают определенные этапы учебно-воспитательной работы. В условиях соревнований, усложненных спортивной борьбой и повышенной ответственностью за свои результаты перед коллективом, учащийся демонстрирует достигнутые успехи в освоении движений, максимально проявляя при этом морально-волевые и физические качества. Все это способствует сплочению коллектива и позволяет педагогу глубже изучить особенности  своих воспитанников и в соответствии с этим вносить коррективы в учебно-педагогический процесс.

Ориентирование на предстоящие соревнования повышает интерес к учебной деятельности. Особенно благоприятно влияние на качество работы учащихся на уроке оказывает установка на будущие соревнования классов-команд по учебной программе.

Массовые соревнования, спортивные праздники, которые обычно красочно оформляются, четко организуются, обеспечивают решение задач воспитания в школе.  Соревнования и праздники, в которых участвует весь коллектив школы, традиционно соблюдают торжественный ритуалы, подобные ритуалам Олимпийский игр и Спартакиады. К проведению массовых соревнований привлекаются как учащиеся, так и весь педагогический коллектив.

Стремление наиболее способных учащихся к овладению мастерством в спорте удовлетворяется на занятиях в общих с специализированных (по видам спорта) детских и юношеских спортивных школах. В этих школах ребята получают богатые возможности спортивного совершенствования. Занимаясь любимым видом спорта, увлекаясь выполнением общей цели, учащиеся становятся более дружными, легче формируются их коллективные отношения. Опыт работ спортивных школ показывает, что в этой деятельности возрастают не только спортивные результаты школьников, но и улучшается успеваемость, дисциплина.

Наконец, большое значение в физическом развитии учащихся имеет организация их систематической трудовой деятельности, которая связана с затратой мускульной энергии, физической тренировкой и пребыванием на свежем воздухе.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи. Правильное осуществление внеклассных мероприятий включает в себя как массовое вовлечение учащихся в разнообразные формы занятий физкультурой и спортом, так и индивидуальную работу с ними.[10]

Заключение

Таким образом, задачи, поставленные в работе были достигнуты методом анализа и синтеза материала. В работе были раскрыты проблемы физического воспитания в РФ. Показаны основные задачи и средства реализации физического воспитания. Рассмотрены методы физического воспитания и их применения, принципы осуществления физического воспитания. Описана внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию, основные ее аспекты. Затронута тема урочных занятий по физической культуре.

Затронута особенная тема и открыты основные ее принципы реализации в системе школьного образования. Ведь проблема дифференциации школьного физического воспитания постоянно волнует ее исследователей, поскольку в ней идет речь о здоровье будущей нации и о том, как сберечь это здоровье и укрепить его посредством физического воспитания.

Физическое воспитание школьников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.      

 В последнее время наряду с другими проблемами, физическое воспитание является актуальным. В России в 2002году президентом Российской Федерации было принято постановление к глобальной агитации Российского народа: «О здоровом  образе жизни».

Были выделены средства на развитие и восстановление спортивных комплексов, по телерадиовещанию и другим СМИ, проводятся агитации к здоровому образу жизни, такие как: «борьба с курением», «скажи, нет наркотикам» Это показывает, как в современной России актуальна эта проблема.

Приучая людей к активному образу жизни, мы продлим не только нашу жизнь, но и обеспечим  долголетие нашего Государства.

В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей, учащихся и студентов.

 

Список литературы

1.                 Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: ЮНИТИ, 2003.

2.                 Белорусова В.В. Педагогика. – М.: Логос, 2003.

3.                 Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников. - М.: Дело, 2004.

4.                 Вильчковский Э. С. Физическое воспитание школьников. – М.6 Логос, 2002.

5.                 Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. - М.: Аст, Аквариум, 2004.

6.                 Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2002.

7.                 Лайзане С. Я. Физическое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2004.

8.                 Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.

9.                 Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста./Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003.

10.            Пензулаева Л. И. Физическое воспитание. - М.: Просвещение, 2003.

11.            Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников. – Спб.: Нева, 2004.

12.            Савин Н.В. Педагогика. - М.: Аст, 2003.

13.            Терованесян А.Л. Педагогические основы физического воспитания. - М.: БЕК, 2004.

14.            Физическое воспитание детей школьного возраста./Под ред.. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2003.

15.            Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: ИНФРА-М, 2003.

16.            Щукина Г.И. Педагогика. - М.: Дело, 2003.


[1] Вильчковский Э. С. Физическое воспитание школьников. – М.: Логос, 2002. – С. 29

[2] Лайзане С. Я. Физическое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2004. – С. 61

[3] Белорусова В.В. Педагогика. – М.: Логос, 2003. – С. 219

[4] Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников. – Спб.: Нева, 2004. – С. 81

[5] Терованесян А.Л. Педагогические основы физического воспитания. - М.: БЕК, 2004. – С. 117

[6] Физическое воспитание детей школьного возраста./Под ред. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2003. – С. 131

[7] Пензулаева Л. И. Физическое воспитание. - М.: Просвещение, 2003. – С. 146

[8] Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2002. – С. 94

[9] Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста./Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003. – С. 110

[10] Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников. - М.: Дело, 2004. – С. 95