Содержание

Возникновение Советского права_ 3

Конституционное значение первых декретов Советской власти_ 5

Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года_ 10

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года_ 13

Уголовный кодекс 1922 года_ 14

Список литературы_ 17

Возникновение Советского права

Переходя к рассмотрению вопроса, необходимо обратить внимание на два существенных момента.

Во-первых, большевики исходили из того, что государство и право, которое рассматривалось ими как порождение государства, при коммунизме должны были отмереть. Поэтому культивировался подход к государству и праву как временным институтам[1].  Во-вторых, формирующееся советское право представляло собой своеобразный феномен в мире правовых систем, особый вариант заидеологизированной правовой системы. С самого начала оно было продуктом и юридизированным обеспечением практической реализации большевистской идеи коммунистического строя. Декреты и иные нормативные документы рассматриваемого периода (октябрь 1917 - середина 1918 гг.) по сути дела, представляли собой «революционное право», то есть феномен («неправовой» в юридическом смысле), который был обусловлен потребностями революции и фактически обосновывал, оправдывал практические шаги пришедшей к власти большевистской партии, нередко сопровождавшиеся насильственными действиями и акциями, опиравшимися не на законы, а на «революционное правосознание».

В годы гражданской войны в правотворческой и законодательной деятельности Советского государства происходят определённые изменения. Наиболее важными из них являются: 1) решительный разрыв с прежним законодательством. Так, по декрету о суде № 3 от 13 июля 1918 года полностью запрещаются ссылки на законы свергнутых правительств; 2) осуществляется подготовка и принятие первых кодексов (Кодекс законов о брачном, семейном и опекунском праве – 16 сентября 1918 года; Кодекс законов о труде – декабрь 1918 года); 3) обращается внимание на реализацию принятых законов, ибо местные советы по-прежнему предпочитали в своих практических действиях руководствоваться революционной целесообразностью. VI Всероссийский съезд Советов 8 ноября 1918 года принял специальное постановление «О точном исполнении законов».

В условиях войны вносятся коррективы практически во все отрасли права. В значительной мере они определялись политикой «военного коммунизма».

В сфере гражданско-правовых отношений акцент делается на максимальное огосударствление собственности на основные средства производства. Советская власть национализировала всю крупную и среднюю промышленность. В соответствии с постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 года подлежали национализации все промышленные предприятия с числом рабочих свыше 5 человек при механическом двигателе и свыше 10 человек без механического двигателя. По декрету ВЦИК от 24 августа 1918 года отменялось право частной собственности на недвижимость в городах. Она также переходила в собственность государства и передавалась в ведение органов местной власти.

Была введена строгая централизация управления национализированными предприятиями через главки ВСНХ (система главкизма). Отношения между национализированными предприятиями строились в основном не на гражданском праве, а административном.

В руки государства переходит и весь механизм распределительных отношений. В годы гражданской войны была запрещена частная торговля. Все частные магазины и торговые заведения были национализированы. Для снабжения населения была введена карточная система. Была предпринята попытка ограничить, а в перспективе ликвидировать товарно-денежные отношения, заменив их продуктообменом, что соответствовало доктринальным установкам марксизма-ленинизма. 19 января 1920 года СНК РСФСР принял декрет «Об упразднении народного банка». Однако государству не удалось покончить в полной мере с товарно-денежными отношениями. Ввиду дефицита материалов и оборудования СНК декретом от 15 июля 1920 года был вынужден разрешить предприятиям приобретать их на частном рынке. Допускалась и частная торговля продуктами питания на рынках. Оказалась неэффективной и попытка ввести бесплатный проезд пассажиров, провозку грузов и багажа по железным дорогам.

20-е годы вошли в историю советского права как период широкомасштабных кодификационных работ. В период НЭПа завершился процесс создания кодификационных актов по всем основным отраслям советского права. С 1922 по 1926 годы в РСФСР было принято девять кодексов. Историко-юридическое значение первой кодификации состояло в том, что в результате её проведения была создана система «социалистического» права.

Конституционное значение первых декретов Советской власти

Декрет о мире

Декрет о мире один из первых декретов советской власти, программный внешнеполитический документ, который был подготовлен В. И. Лениным и принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года единогласно. Выражал миролюбивую, гуманистическую природу нового общественного строя. Октябрьская революция победила в обстановке продолжавшейся I мировой войны. Вопрос о выходе из нее был наиболее важным для многих миллионов людей. В декрете содержалось предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о заключении справедливого, демократического мира - без аннексий и контрибуций. Декрет исходил из возможности мирного сосуществования с капиталистическими странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и государственной независимости, невмешательства во внутренние дела  других стран. В декрете признавалась законность и справедливость освободительной борьбы угнетенных народов, осуждалась позорная колониальная система.

Начинается декрет с призвания (предложения) всем воюющим странам начать переговоры о справедливом, демократическом мире. Под ним понимается, прежде всего, немедленный мир без аннексий и контрибуций. Правительство России предлагает заключить такой мир всем воюющим народам немедленно и выражает готовность сделать все решительные шаги для утверждения мира. Под аннексией Ленин понимает всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без ее согласия. Необходимо заметить, что данное Лениным определение аннексии несколько отличается от современного ее понимания. Отличие состоит в том, что в современном понимании аннексия - это насильственное присоединение государством территории другого государства, а в Ленинском понимании - это насильственное присоединение народности, т.е. исторически сложившейся общности людей.

         Правительство считает, что продолжение войны является величайшим преступлением против человечества, а так же выражает готовность подписать условия мира на равно справедливых для всех условиях. В декрете обращается особое внимание на то, что эти условия мира отнюдь не  являются ультимативными.

         Отменялась тайная дипломатия, выражалось твердое намерение правительства вести все переговоры открыто перед всем народом. Правительство выразило готовность вести переговоры любым способом, а для их облегчения назначило своих полномочных представителей в нейтральные страны.

         В декрете выдвигается предложение воюющим странам заключить перемирие на срок не меньше, чем на три месяца, за которые путем переговоров можно было окончательно утвердить все условия мира. Заканчивается декрет конкретным обращением к Англии, Франции и Германии с призывом завершить войну.

         Правящие круги империалистических стран Антанты враждебно встретили советские мирные предложения. Декрет был восторженно встречен народными массами России и зарубежных стран. 9 ноября 1917 года Ленин обратился по радио к солдатам и матросам с призывом выбирать уполномоченных и вступать в переговоры с неприятелем о перемирии. На фронтах стали заключаться так называемые «солдатские миры». В Великобритании, Франции, США прокатилась волна демонстраций и митингов с требованием мира и поддержки Советской России. После отклонения советских мирных предложений державами Антанты Советское правительство вынуждено было начать переговоры с Германией, результатом которых и стал Брестский мир 1918 года.

         Декрет о мире заложил основы советской внешней политики.

Декрет о земле

Декрет о земле был так же одним из первых декретов Советской власти. Подготовил его В. И. Ленин. Был принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года в 2 часа ночи, т.е. фактически 27 октября (9 ноября). При работе над декретом Ленин использовал наказ, составленный редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов», на основании 242 местных крестьянских наказов (его раздел «О земле» целиком вошел в текст декрета). Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалась обязанность строжайшего соблюдения порядка при конфискации помещичьих имений. При этом какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявлялась тяжким преступлением. Такие преступления карались революционным судом (трибуналом), которые состояли из председателя и 6 очередных заседателей, избиравшихся губернскими и городскими Советами. Уездные Советы крестьянских депутатов должны были принять все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений.

Вошедший в декрет наказ о земле (ст. 4) определял новые принципы землевладения и землепользования; право частной собственности на землю отменялось, запрещалось продавать землю, сдавать ее в аренду и в залог, вся земля обращалась во всенародное достояние (т.е. переходила в государственную собственность, что означало национализацию земли). Все полезные ископаемые (руда, нефть, уголь, соль и т.д.), а так же леса и воды переходили в пользование государства. Земельные участки с высококультурными хозяйствами, питомниками, конные заводы и пр., а так же весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин; право пользования землей получали все граждане при условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без применения наемного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном выборе форм землепользования, в том числе и артельной. Земледельцы, утратившие вследствие старости или инвалидности возможность обрабатывать землю, теряли право на пользование ею, получали от государства пенсионное обеспечение. Конфискация инвентаря не касалась малоземельных крестьян, устанавливалось также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. По отчуждении земля поступала в земельный фонд, который периодически должен был подвергаться переделам в зависимости от демографических изменений и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. 

В тексте декрета сказано, что вопрос о земле во всем его объеме, , а так же вопросы о выкупах могут быть разрешены только всенародным Учредительным собранием, а положения декрета являются как бы напутствием, т.е. как лучше, как должно быть. Государство брало на себя обязанность организовать переселение и покрыть расходы, связанные с ним, а так же расходы по снабжению инвентарем.

Декрет завершается положением о том, что этот документ носит лишь временный характер. Он будет проводиться в жизнь вплоть до созыва Учредительного собрания.

 По декрету крестьяне России получали бесплатно свыше 150 млн. десятин земли, освобождались от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. рублей. Декрет обеспечил поддержку Советской власти со стороны трудового крестьянства, заложил экономическую основу для укрепления союза рабочих и крестьян[2].

       Декрет   об  отмене   наследования

       Декрет   ВЦИК  «Об   отмене   наследования»   отменил   наследование  как  по  закону,  так   и  по   духовному   завещанию.  После   смерти  владельца   имущество,  ему   принадлежащее,   как  движимое,   так   и   недвижимое,  становилось   государственным   достоянием   РСФСР.  Нуждавшиеся   и   нетрудоспособные   родственники    умершего   впредь  до   издания  декрета   о   всеобщем   социальном   обеспечении.   Имущество   не   превышавшее   10  тыс.  руб.,   переходило   пережившему   супругу   или   ближайшим   родственникам   независимо от   их   трудоспособности   и   нуждаемости.

Дарение   и   всякое   иное   безвозмездное   предоставление,  передача,  переуступка   и  т.п.   имущества   на   сумму   свыше  10  тыс.  руб.  признавались   недействительными.  Пожертвование   допускались   без   ограничения   суммы,  но  на   сумму,  превышающую   10 000  руб.,  требовалось   разрешение   СНК.

Декрет о гражданском   браке,  о  детях   и  ведении   книг   актов   состояния

        В   декабре   1917 г.  ВЦИК   и   СНК   принимают   2   декрета:  «О   гражданском   браке,  о  детях   и  ведении   книг   актов   состояния»   и  «О   расторжении   брака».  В   декретах   содержались   важные,   новые   нормы   о  браке,  семье,  взаимоотношениях   супругов,   родителей    и    детей   и  т.д.  Государство   впредь   признавало   лишь   гражданские   браки.  Церковный   брак   объявлялся   частным   делом   брачующихся.  Устанавливались   принципы   добровольности   вступления   в  брак   и   равноправия   вступивших   в   брак.   Для  вступления   в   брак   не   требовалось   согласия   родителей,   начальства,   не   имела   значения   принадлежность   к   сословию,   расе,  религии.  Возраст   для   вступления   в  брак   был   установлен   следующий: для   мужчин – 18  лет,  для   женщин – 16  лет.  Устанавливалась   моногамная   форма   брака.  Внебрачные   дети   уравнивались   с   брачными   относительно   прав   и   обязанностей  как   родителей   к    детям,  так   и   детей   к   родителям.  Отцом   и   матерью   ребенка     записывались   лица,  подавшие   об   этом   заявление.  Допускался   судебный   порядок   установление   отцовства.  Акт   о   смерти   лица   составлялся   органами   загса   по   месту   события.

Устанавливается   свободный   развод   по   желанию   одного   из   супругов   или   обоих.  Этот   вопрос   рассматривался   судом,  но   если   было   обоюдное   согласие,  развод   мог  быть   оформлен   и   загсом.  Если   были   дети,  то  суд решал,   у  кого   остаются   несовершеннолетние   дети[3].

 

Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года

Особенно большое значение для формирования советского трудового права имело принятие в декабре 1918 г. первого Кодекса законов о труде РСФСР. Он обобщил еще небольшой законодательный и практический опыт в области регулирования трудовых отношений, накопленный за первый год советской власти. КЗоТ 1918 г. был разработан Наркоматом труда и Всероссийским советом профсоюзов.

Он состоял из введения, 9 разделов и 5 приложений[4].

Во введении подчеркивалось, что действие кодекса распространяется на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном), а также на всех частных лиц, применявших чужой труд за вознаграждение.

Раздел I кодекса был полностью посвящен трудовой повинности. В его статье 1 подтверждалось, что она устанавливается для всех граждан РСФСР. Однако трудовой повинности вовсе не подлежали лица, не достигшие 16-летнего возраста, лица старше 50 лет, и лица, навсегда утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни.

Раздел II касался права на применение труда. В нем подчеркивалось, что «все трудоспособные граждане имеют право на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы».

Раздел III регламентировал порядок предоставления труда. В ст.15 говорилось, что «осуществление права на труд обеспечивается Отделами распределения рабочей силы, профессиональными союзами и всеми учреждениями РСФСР». Привлечение трудящихся к работе совершалось через отделы распределения рабочей силы, а помимо них - только в случае приглашения лица на работу по выбору соответствующего советского учреждения или предприятия. Выборный порядок применялся лишь при предоставлении работы, требующей политического доверия или редких, специальных знаний, связанных с личностью приглашаемого.

В разделе IV кодекса речь шла о предварительном испытании. В статье 32 указывалось, что при длительном характере работ окончательному принятию на работу «предшествует испытание не более 6 дней для рабочих, а в советских учреждениях двухнедельное для неквалифицированных и менее ответственных видов труда и месячное для квалифицированных и ответственных».

Раздел V кодекса определял порядок перевода и увольнения трудящихся.

Следующий раздел регулировал вопросы вознаграждения за труд. Размер вознаграждения, подробные условия и порядок по выдаче определялись тарифами, вырабатываемыми для каждого рода труда.

Безусловный интерес вызывает раздел VII КзоТа - о рабочем времени. Общее положение гласило, что «нормальным рабочим временем признается время, установленное для производства данной работы тарифным положением».

Специальный раздел кодекса был посвящен обеспечению надлежащей производительности труда. Законодатель исходил из того, что каждый трудящийся в течение нормального рабочего дня и при нормальных условиях должен выполнить количество работы не меньше нормы выработки, установленной для категории и группы, в которую он зачислен. Установление норм выработки для трудящихся каждой профессии и определение норм выработки для трудящихся отдельных групп и категорий производилось расценочными комиссиями при соответствующих профорганизациях.

Последний раздел КЗоТа 1918 года касался охраны труда. Охрана жизни, здоровья и труда лиц, занятых какою бы то ни было хозяйственной деятельностью, возлагалась на инспекцию труда, технических инспекторов и представителей санитарного надзора.

В заключение хотелось бы сказать, достоинствами данного нормативного акты были следующие:

1) В него вошли принципиально важные положения первых декретов Советской власти о труде: о 8-часовом рабочем дне, об оплачиваемом месячном отпуске.

2) Кодекс наделял каждого трудоспособного гражданина правом «на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы».

3) КЗоТ исчерпывающим образом устанавливал основания для увольнения с работы.

4) Широкими правами по вопросам найма, увольнения, оплаты труда, разработки тарифов и тарифных положений наделялись профсоюзные организации.

Ряд вышеназванных норм кодекса был впоследствии воспринят другими государствами и международно-правовыми актами.

Однако в годы гражданской войны многие положения КЗОТа не получили практического применения. Вместо них действовали сначала Общее нормальное положение о тарифе от 2 мая 1919 года, а затем Общее положение о тарифе от 17 июня 1920 года, которые регулировали основные институты трудового права и частично заменяли КЗОТ.

Характерная особенность трудовых отношений периода гражданской войны состояла в выполнении работ по принуждению, в соответствии с указаниями властей и независимо от воли и желания гражданина (трудовая повинность, введение распредотделов, запрещение ухода по собственному желанию и т.д.)

 

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года

12 декабря 1919 года Наркомюст РСФСР издал «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР»[5], которые явились первой попыткой сформулировать основные положения общей части советского уголовного права на базе соответствующего нормативного материала, а также судебной практики, накопившихся за два года существования Советского государства.

Основные положения:

1) Отмечалось, что победивший пролетариат не может приспособить для строительства социализма буржуазные кодексы, а должен создать новое право, в частности, уголовное.

2) Давалось определение понятий «преступление» и «наказание». Преступление «есть нарушение порядка общественных отношений, охраняемое уголовным правом» (ст. 5). Наказание – «это меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей» (ст. 7).

3) При определении меры наказания суд должен непременно учитывать классовую принадлежность лица, совершившего преступление (ст. 12).

4) Указывалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежали суду и наказанию, как и душевнобольные. Говорилось о мерах необходимой обороны (ст. 13-15).

5) Обобщая практику наказаний, Руководящие начала включают в систему наказаний 15 видов. Следует отметить, что система наказаний, закрепленная в документе, хотя и является оригинальной, но недостаточно верной с точки зрения принципов уголовного права, ибо в эту систему входят юридические санкции не уголовного характера и даже меры общественного воздействия. Так, исключения из объединений обычно используются партиями и другими общественными организациями к своим членам за те или иные нарушения уставных обязанностей. Государство, в том числе и органы правосудия, в эту сферу объединений не правомочны вторгаться. Возмещение причинённого ущерба не является уголовным наказанием, а представляет собой гражданско-правовое обязательство и т.д.

Несмотря на определённые недостатки, Руководящие начала послужили основой Общей части первого советского Уголовного кодекса РСФСР 1922 года.

Уголовный кодекс 1922 года

Кодекс состоял из двух частей: Общей и Особенной. Характеризуя Общую часть УК, прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в ней с наибольшей полнотой была реализована идея о классовом характере советского уголовного права и классовой сущности преступления и наказания. (ст.5 и 6). Преступлением признавалось «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

УК РСФСР 1922 года предусматривал довольно развитую систему наказаний в зависимости от степени общественной опасности преступления и самого преступника (см. ст.32). Заметим, что в отличие от «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР» (1919г.) УК отказался от некоторых неопределённых, расплывчатых видов наказания (объявление под бойкотом, объявление вне закона и т.п.). Высшая мера наказания – расстрел в общий перечень наказаний не включалась и объявлялась временной мерой (ст. 33).

Кроме понятия наказания кодекс впервые ввёл в советское уголовное право понятие «меры социальной защиты», подразумевая под ним прежде всего «помещение в учреждения для умственно или морально дефективных; принудительное лечение; воспрещение занимать ту или иную должность, или заниматься той или иной деятельностью или промыслом» (ст. 46). Особенностью УК являлось также разрешение применять уголовное наказание не только к лицам, совершившим преступления, но и к лицам, «признанным судом социально опасными» (ст. 49)[6].

В заключении хотелось бы отметить основные положительные и отрицательные черты первого советского социалистического Уголовного кодекса.

Положительные черты:

1.     ясное раскрытие социально-классовой природы советского уголовного законодательства, его задач, понятия преступления, обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, целей наказания;

2.      реализация принципа вины восстановлением  норм об умысле и неосторожности;

3.      гуманность и относительная справедливость системы наказания;

4.      отказ от формализма буржуазного уголовного законодательства с его обязательным смягчением ответственности за покушение, подстрекательство и пособничество.

К отрицательным чертам, по-моему, следует отнести:

1.     в некотором смысле ошибочное введение в УК понятия «общественно опасный элемент» как самостоятельного (помимо преступления) основания уголовной ответственности;

2.     включение вместо дополнительных наказаний терминологически неясных «мер социальной защиты» за преступления;

3.     введение высылки по ст.49 лиц, признанных судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасными.

Список литературы

1.                 История    государства   и   права   России / Под ред. Исаев А.К.  – М., Юристъ. – 2004.

2.                 История   государства   и   права   России / Под   ред.  Титова С.Р.  – М., Проспект.  – 1998.

3.                 История государства и права СССР (сборник документов). – Ч. II – 1986.

4.                 История отечественного государства и права. Учебное пособие. Часть II. Изд. Юридический колледж МГУ. – М. – 1996.

5.                 Кузнецова Н.Ф. Вопросы истории советского уголовного законодательства (общая часть) / Правовая система Консультант.

6.                 Развитие кодификации советского законодательства. – М. –1968.

7.                 Строгович М. С. Реформа Уголовного кодекса // Советское право. – 1926. – С.53.

8.                 Стучка П.И. Революционная роль советского права. – М. – 1934.

9.                 Хрестоматия по Истории государства и права России. Вторая часть. Под редакцией Е.А. Суханова. – М.  – 2003.

10.            Хрестоматия по истории отечественного государства и права. – М., 1997.

11.            Швеков Г.В. Первый советский Уголовный кодекс. – М. –1970.

12.            Шишов О.Ф. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года - памятник советской уголовно-правовой мысли / О.Ф.Шишов. // Правоведение. -1980. - № 3. - С. 83 – 88.


[1] Руководящие начала по уголовному праву РСФСР //Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991. /Под ред. О.И.Чистякова. М., 1997. – С.63.

[2] История    государства   и   права   России / Под ред. Исаев А.К.  – М., Юристъ. – 2004.

[3] История    государства   и   права   России / Под ред. Исаев А.К.  – М., Юристъ. – 2004.

[4] История отечественного государства и права. Учебное пособие. Часть II. Изд. Юридический колледж МГУ. – М. – 1996.

[5] Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991. /Под ред. О.И.Чистякова. М., 1997. – С.63-70.

[6] Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991. /Под ред. О.И.Чистякова. М., 1997. – С.83-110.