Ирина Бирюкова

Танец - как путь познания и творческого самовыражения

"...также как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности, - например, потребность быть значимым, потребность в уважении, или потребность в свободе саморазвития." (А.Маслоу)

Когда-то, давным-давно, когда человек еще не мог говорить, единственным способом общаться с себе подобными, с природой и с окружающим миром был жест, движение, танец. Поэтому можно сказать, что движения и танец были первым средством коммуникации, которыми овладел человек. На протяжении веков и тысячелетия танец сопровождал человека в повседневной жизни. Он отправлялся с ним на охоту, танцем встречали рождение человека и провожали его в последний путь в страну мертвых. Танец принадлежал и к сфере целительства. Здесь можно вспомнить шаманские культуры, уходящие корнями в глубь веков.

Но постепенно, с развитием цивилизации, танец стал обретать другое значение. Он оказался под запретом и выражение себя через тело, через танец стало неким табу. А с другой стороны, танец начал обретать черты светского развлечения. Позже танец стал элитным искусством, мало кому доступным. В таком виде он и дошел до наших дней. Не каждый может поступить в хореографическое училище и посвятить свою жизнь танцу. Его неподражаемая техника требует постоянной работы, и, конечно, когда вы смотрите балетные спектакли, возникает ощущение, что "мне танец не доступен". С другой стороны, танец все больше становится техникой, а хороших танцовщиков становится все меньше. В чем же секрет? Здесь я вспоминаю слова Анны Павловой. "Техника - это техника. Главное в танце - душа". Айседора Дункан (точнее Изадора Данкан) однажды сказала: «Прижмите руки так, как это делаю я, к своему сердцу и вы узнаете, как вам танцевать также, как это узнала я и мои ученики. Это настоящая революция. Пусть люди тоже прижмут руки к своим сердцам и прислушаются к своим душам, и они поймут как действовать." К подобному пониманию природы танца независимо друг от друга проводили и другие выдающиеся танцовщики начала ХX века: Мери Вигман. Рудольф фон Лабан,Рут Сент Дениз,Тедди Шоун,Дорис Хамфри. Они считали главным эмоциональное и индивидуальное выражение танцовщика и были убеждены в том, что через тело мы непосредственно переживаем и реагируем в жизни. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, мы поощряли движение, идущее от сердца, из глубины души, выражающее индивидуальность. Так средствами танца выстраивается коммуникация с самим собой, другими людьми и окружающим миром, вовлекая в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу.

Именно их ученики стали первыми танцетерапевтами. Эти хореографы обратили внимание, что на занятиях по импровизации их студенты, работая со своим спонтанным движением создают очень сильные эмоциональные истории. И когда они доводили выражение своего чувства до некоего логического конца, а в их личности происходило преобразование, делался шаг в личностном развитии. Ученики, выражая себя в танце, обретали все большую целостность.

Если обратиться к истории Мэриан Чейс, с чьим именем чаще всего связывают переход танца в терапевтическую модальность, то некоторые из ее студентов были пациентами психотерапевтов. Психиатры обратили внимание на положительные изменения, происходящие с их пациентами н выяснили, что этому способствовали занятия в студии Чейс. Они заинтересовались ее работой и вскоре стали направлять к ней своих пациентов. А тем временем Мэриан на своих занятиях окончательно перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальности посредством движений, стала исследовать как соотносятся тело и движение с эмоциональными проблемами. И в 1946 году Мэриан Чейс была приглашена на работу в одну из первых в мире гуманистически ориентированных психиатрических клиник - это была больница Св.Элизабет в Вашингтоне. Вскоре ее работа получила национальное признание.

В 40 - 50-х годах подобные начинания развивались и в других частях США, а несколько позднее и в Европе. Среди первых танцетерапевтов были Труди Шуп, Мери Уайтхаус, Лилиан Эспенак, Ирмгард Бартениефф. И хотя каждая из них развивала свой подход, корни их работы - в танце. Они опирались на взаимосвязь психологических и физических процессов и видели не просто технику, а выражение глубинной сущности человеческой души, человеческого духа. И чтобы развивать древнейшее искусство танца в современном мире, и прежде всего его целительный аспект, они обращались к глубокому изучению психодинамических теорий личности, развития и соотнесения законов движения с законами психики.

Но мы живем в рамках другой цивилизации, которая восхваляет интеллект, материю и дух. И разделяя материальное и духовное, философы спорят до сих пор о том, что же первично, а что вторично. Как часто мы можем слышать, что тело - бренная оболочка, что, конечно дух - это дух, а материальное не так важно и это от лукавого.

В нашей культуре к телу стали относиться как к неживому предмету. Танцетерапевты называют такое отношение опредмечиванием. И это особенно прослеживается в создании рекламных имиджей, когда женское тело, например, стало своего рода товаром. Насаждается определенный имидж того, как должно выглядеть тело, некий ГОСТ, которому надо соответствовать. И многие женщины готовы истязать себя, чтобы соответствовать стандартам 90-60-90. Это и похоже на отношение к телу как к предмету, и возникает вопрос, что же такое тело? Это некий предмет, оболочка, данная нам, которую можно истязать, можно менять? В данном контексте существует большая разница между поддержанием хорошей физической формы, заботой о теле и неприятием тела. Танцетерапевты рассматривают тело не как объект, а как субъект или процесс.

Тело и психика неразделимы. Одно отражает другое. Они абсолютно взаимосвязаны, и тело является проявлением психики, а психика проявляет себя в теле. Делая более гибким свое тело, можно сделать более гибкой свою душу, и наоборот. Тело действительно является зеркалом души. Оно является процессом, так как находится в постоянном движении и созвучно динамике жизни, настоящего момента. Это мысли часто склонны убегать либо в прошлое анализировать, либо в будущее - что-то планировать или сопоставлять. То есть в своем сознании мы склонны проскакивать тот самый настоящий момент. Но именно в настоящем моменте и происходит жизнь. Именно в настоящем моменте есть та динамика, которая дает возможности для трансформации - это энергия творчества и спонтанности, а тело является одновременно вместилищем, носителем этого ресурса и проводником, инструментом реализации творческих импульсов в жизни. Осознанный опыт спонтанного выражения себя в настоящем моменте может стать настоящим актом творчества и источником непосредственного знания. Что здесь имеется ввиду? Для меня знание является не простым набором фактов, неким объемом информации, а осознанным опытом, воплощенном в теле. Тогда знание может действительно принадлежать человеку, и тогда он способен им пользоваться. Таким образом понимание не всегда выражает знание. Оно должно быть пережито в теле. И здесь тело представляется как нечто конкретное: оно имеет свою анатомию, в нем происходит масса движений, очень конкретных, которые поддаются измерению, объяснению. В то же время в теле происходит многое, что не поддается никакому объяснению. И это я бы называла мистерией тела, мистерией творчества.

Почему же в нашей цивилизации предпочтение отдается сознанию, почему так не любят тело? Тело - это единственное в нас, что не умеет лгать. Оно всегда говорит правду о том, какие мы. Возможно, в отношении к телу проявляется вся сила амбивалентных установок, так свойственных человеческой природе: насколько велика тяга познать истинное в себе, настолько велик и страх этого открытия...

И все же, почему человек теряет контакт с собственным телом? Это - объективный процесс. Потеря контакта с собственным телом происходит к процессе его развития. Например, когда малыш растет, он зависит от родителей, от их любви, поддержки. Он просто не может вырасти без этого. И конечно, он ищет одобрения и любви родителей. При этом ребенок развивает систему: что он должен делать и чего не должен. И это один из путей потери контакта с собственным телом. Какой ребенок не шалит? И когда малыш пытается уйти от наказания, он также развивает какие-то базовые блоки или зажимы в своем теле. Это то, что касается семьи.

Далее малыш оказывается выброшенным в больший окружающий мир. Он учится выживать в культуре, в социуме, в природе, а таким образом так же развиваются разные степени деперсонализации, то есть отторжения, неприятия значимых частей своей личности. Есть еще очень много событий и процессов, которые могут приводить к потере контакта с телом.

Например, танцетерапевт Тина Стромстед (Tina Stromsted) много работает с женщинами, которые столкнулись с разного рода насилием. Она выделяет несколько категорий событий и процессов, которые приводят к потере контакта с собственным телом. Прежде всего, это, конечно, физическое или эмоциональное насилие. Например, громкий крик на ребенка тоже может быть способом насилия. Наказание в словесной форме или обвинение тоже может быть насилием. Далее - это ранние детские болезни, трудные роды, и различные телесные травмы, над которыми человек, будучи ребенком, не мог иметь контроля. Третьим аспектом могут быть просто разные личные травмы, включая несчастные случаи, хирургические вмешательства. Далее, четвертое, - это то, что называется плохими ранними объектными отношениями, в которых необходимое отзеркаливание со стороны родителей было неадекватным и таким образом ребенок не мог развить здоровое ощущение себя, своего тела, своих физических границ.

Должна сказать, что то, как мать эмоционально соотносится с ребенком, очень важно в ощущении так называемого физического эго, физических границ. И очень многие эмоциональные расстройства связаны с нарушением образа тела. И это нарушение связано с тем, что ребенок не получил через телесный контакт (holding) с матерью ощущения своего физического "Я". Дальше, шестое, ощущение стыда или критика, которую проецируют родители на детей. Когда люди не любят или не в ладах со своим собственным телом, очень часто они проецируют снос собственное неприятие себя, своего тела на детей.

Седьмое. Раннее оставление или игнорирование, или ощущение, что тело или качества, которые есть в теле, жизненные качества тела не соответствуют культурным представлениям или семейным моделям или стилю. Так в некоторых семьях говорят, "девочки должны быть маленькими и стройными", или "хорошая женщина - это женщина в теле, с большой грудью, с широкими бедрами". И если девочка не соответствует этому стандарту, то она сильно мучается, считает себя неадекватной. То же самое может быть по отношению к мальчикам.

И, конечно, еще одним аспектом отчуждения от собственного тела, потери себя, разрушения собственной идентификации, т.е. того, кто ты есть, является выживание в катастрофе, переживание стихийных бедствий, аварий, или войн. И я думаю, в нашем стране это является массовой проблемой.

Таким образом, теряя контакт с собственным телом, мы, конечно, лишаемся большой части себя, и к какому-то определенному этапу жизни мы можем обнаружить то, что мы фрагментарны, частичны, не целостны. Каждый раз, отчуждая какую-то часть нас самих, вместе с ней мы теряем и часть творческой энергии и жизненной силы. И поэтому естественный ход личностного развития подразумевает необходимость обретения этой самой целостности. И здесь очень важным является обретение контакта с собственным телом. Потому что до тех пор, пока этот контакт не восстановлен, пока мы не считаем тело частью нашей личности, мы не можем прийти к целостности. Одним из способов обретения и поддерживания контакта с телом является навык слушания собственного тела. Оно обладает своим языком, собственны» способом выражения. Это могут быть симптомы, разного рода ощущения, или наоборот, отсутствие «чувствования» (тогда можно сказать, что какая-то часть тела заморожена, онемевшая). У тела есть свой язык. И есть свои маленькие движения, которые мы часто не контролируем. Это может быть едва заметный поворот головы, движение глаз, изменение дыхания. Маленькие движения пальцев, которые мы просто не осознаем. Это могут быть позы, движения, походка, качество которых присуще только нам и никому другому. Все это тот язык, на котором говорит с нами тело. Мы привыкли не понимать и не воспринимать его. Навык слушания позволяет расшифровывать эти знаки, символы, которые посылает нам тело, позволяет начать диалог с ним.

Например, любое соматическое заболевание можно рассматривать не только как болезнь, от которой надо избавиться, но и как некое сообщение, которое тело пытается передать нам. Телесные симптомы можно воспринимать как некую экстремальную форму передачи нам информации о самих себе, которую мы не хотим замечать в своей обычной жизни.

И теперь я хочу перейти к движению. Тело - и инструмент движения, и процесс движения, потому что в нем постоянно происходит движение даже на уровне клеточной жидкости, не говоря уже о биении сердца, о бегущей по сосудам крови и т.д. И вот я рассматриваю движение как танец, а танец - как движение в очень широком смысле слова. Для меня танец воспринимается уже на уровне этого клеточного движения. Танцем является само биение сердца, само дыхание, - это тот внутренний танец, который постоянно исполняет наше тело. И если мы в какой-то момент прислушаемся к тому, что происходит внутри нас, то как бы войдем в многочисленные импульсы, которые постоянно проявляются в нашем теле. И если войти внутрь такого импульса, то часто рождается какой-то образ. И если усилить этот импульс, то он может обретать форму какого-то движения. Этот процесс называется кинестетическим образом. И когда мы даем возможность этому кинестетическому образу выразиться к движении, то получаем доступ к своему бессознательному. И когда это неосознанное спонтанно проявляется в движении, то в танце мы как бы обретаем потерянную часть себя. Но все не так просто. Для того, чтобы обрести эту утраченную часть себя, танец должен быть прожит и выражен осознанно. То есть на самом деле любое сокращение мышцы может нести в себе соответствующий образ, воспоминание, эмоцию или мыслеформу. И сила танца в том, что все это совмещается, происходит одновременно. Таким образом человек может получить полное самовыражение в данный момент бытия. Вероятно, в этом и сила и загадка творческого выражения?

К.Г. Юнг говорил о двух главных частях нашей личности, которые можно обозначить как сознательное и бессознательное. Он рассматривал эмоциональную дисфункцию или психологическую проблему, когда человек зафиксирован только на одной стороне личности, чаще всего "западая" на сверхценности сознательной точки зрения. Но при этом всегда существует другая сторона, которая формируется автоматически, - бессознательное. Человек часто не имеет к ней доступа, и это разделение, односторонность сознательного, не имеющего доступа к своей противоположности, к бессознательному, рождает очень сильное напряжение, ощущение дисгармонии или конфликта. И вот способ нахождения взаимодействия и согласования этих двух частей личности. К.Г.Юнг назвал трансцендентной функцией, и это является движущей силой процесса индивидуации, т.е. обретения своей целостности. Я часто задумывалась, что же это за движущая сила? И в танце, и в психотерапии я встречалась с одной и той же энергией, которая проявлялась в различных формах н называлась по-разному: в психотерапии - инсайтом, интегративным процессом, трансформацией, трансцендентной функцией и т.п., а в танце - творчеством.

В данном случае танцетерапия вносит громадный вклад в развитие юнгианской концепции, потому что движению, танцу доступны одновременно обе ипостаси, как сознательного, так и бессознательного. Кроме того, являясь одним из основных видов искусства, танец непосредственно обращен к творческим ресурсам человека, позволяя ему напрямую войти в контакт со своей жизненной силой и спонтанностью. Используя танец как терапевтический инструмент, танцетерапевт может усиливать либо сознательный, либо бессознательный аспект личности, таким образом помогая человеку подойти к ею естественной интеграции, к состоянию целостности. Например, если человек абсолютно захвачен своими эмоциями, не может ими управлять, то он может подвергаться опасности психического срыва. Танцетерапевт может помочь человеку усилить его сознательную сторону, используя структурированное движение и ритм, заданные в пространстве и времени. Это активизирует сознание, усиливает границы Эго. Так как характеристикой сознательного является ограниченность и линейность времени, ограниченность расстояния, а движение дает возможность прорабатывать очень четкие структуры времени и пространства, то в человеке таким образом активизируется его сознательное эго.

Есть другая крайность. Человек, наоборот, очень сильно контролирует себя, просто ничего не чувствует. Все эмоции подконтрольны, он контролирует любой свой жест, любое движение. Дыхание при этом очень часто тоже поверхностное. И здесь танцетерапевт может помочь активизировать творчество, спонтанность движения, помочь прислушиваться к своим внутренним импульсам с тем, чтобы вместе со спонтанным движением стали приходить чувства, которые так сильно сдерживаются и контролируются, может позволить им перейти в форму ганца и таким образом усилить эту недостающую сторону личности.

Задача любой работы - интеграция. Человеческая психика постоянно путешествует между сознательным и бессознательным, и танцетерапевт может улавливать эти моменты с тем, чтобы каждый раз по-новому выстраивать стратегию своей работы. Безусловно танец может быть очень сильным способом познания себя, творческого самовыражения и терапии. Я надеюсь, что сейчас, когда на рубеже веков интерес к золу начинает возвращаться, именно танцетерапия сыграет свою роль в возвращении чувствования, проживания и возвращении человеку такой громадной части его личности как тело. Ведь именно благодаря ему мы существуем в данной реальности, в данной жизни такие, какие есть. Благодаря телу мы обретаем дар жизни, а вместе с ней и дар творчества.

Мы привыкли восхищаться творениями великих художников, и многие считают творчество уделом гениев. Да, есть искусство живописи, театра, танца и т.д. И есть искусство жизни. Я думаю, что терапии креативными искусствами и в их числе - танцетерапия могут способствовать овладению Искусством Жизни. Можно создавать произведения искусства в своей жизни, и можно творить свою жизнь - каждый год, месяц, минуту - делая саму жизнь произведением искусства. Познавая себя в танце можно открыть для себя мудрость бытия и, выражая себя в движении, создавать хореографию своей жизни.

библио танцетерапия

Конец формы