Морина Л.П. |
| Об авторе | | Тексты | | Содержание сборника | |
Танец в системе массовой культуры Л.П. Морина Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С. В собственном смысле массовая культура проявила себя на рубеже ХIХ — ХХ веков, хотя ее предпосылки складывались задолго до этого. Своим рождением она обязана Америке. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский говорил: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру». В США развилась небывалая ранее индустрия досуга. Удовлетворяя потребности невзыскательного с художественной точки зрения потребителя (или формируя эти потребности) в релаксации, в удовольствиях, возникли массовая художественная литература (фантастика, приключения, «бульварная» литература, «дамские» романы), дешевое коммерческое кино — боевики, триллеры, мелодрамы, скроенные по одной мерке, утверждающие американский стереотип человеческих взаимоотношений; музыкальные развлекательные жанры — оперетты, мюзиклы, рок- и поп-музыка. ХХ век отмечен возникновением и развитием джаза, изменившего музыкальную культуру всего мира. Джаз зародился на рубеже ХХ века и уходит корнями в традиции негритянской народной культуры. Ритмические приемы, как то синкопирование (смещение ударение с сильных долей такта на слабые — 2 и 4), использование ритмической паузы на сильную долю и др., заимствованные из негритянских «спиричуэлс», рэгтаймов и блюзов, — придали музыке своеобразный танцевальный характер. Что касается танцевальной культуры, то в ХХ веке она приобрела невиданный ранее размах. Танцы превратились в массовый вид досуга, развился культ дансингов и дискотек. Сменяющиеся формы музыки приводят к возникновению новых танцевальных стилей и исчезновению некоторых старых. В эпоху 20-х годов родился чарльстон — повальное увлечение новыми ритмами. Все оркестры мира заиграли интригующую мелодию, обработанную для эстрады пианистом Джонсоном. Степ, или чечетка, вырос также из джаза и ирландской джиги. Он быстро превратился в одну из самых популярных эстрадных форм. Дальше были рок-н-ролл 50-х годов, шейк и твист 60-х. Твист был гениально задуманным хитом, самым «раскрученным» танцем ХХ века. На его популярность работали все вредства: тиражирование грампластинок, телевидение, радио, кинопродукция. Это был удачный коммерческий проект. Позже появилось танцевальное направление диско, которое существует сегодня в усложненном ритмическом варианте, поскольку музыка стала более насыщенной и разнообразной. В 80-е годы возник реп — вокальная манера американских диск-жокеев, хотя еще раньше практиковалась на Ямайке под названием «тоустинг». Она представляет собой музыкальное явление, состоящее как бы из нескольких уровней. Первый, базовый уровень,- это жесткий ритмический рисунок фанка; второй — мелодия, которая может восприниматься обособленно, как эмоциональная тема, не связанная с текстом (может быть заимствована из классической музыки). Третий уровень — это скороговорки, или речитатив, иногда бессмысленного содержания, наложенный на ритм и мелодию. Происхождение этого речевого момента уходит своими корнями в негритянские традиции. Негры Америки постоянно практиковались в соревнованиях запутанных слов. Это было частью их культуры. Современное развитие музыки рэпа породило более интеллектуальное явление, которое стало философией современной молодежи. В текстах современного рэпа они выражают свои представления о мире и самих себе. Вот фрагмент рэповской скороговорки: Мы поколение, которое имеет мнение! У нас об этой жизни свое представление. Мы родились на этот свет чтобы найти ответ На те вопросы, на которые пока ответов нет! Танцевальное выражение репа — хип-хоп — популярнейшее увлечение молодежи, построено на использовании характерных негритянских способов движения, в которых отражается ритмическое своеобразие музыки. Сегодня хип-хоп танцуют и в России. Что звучит на школьных дискотеках, в ночных клубах, из окон автомобилей, в виде клипов на телеэкранах и радио? Это в основном тяжелый ритм фанка и более приятный для слуха рэп. Происходящая массовизация этой культуры приводит к утрате на бытовом уровне национальной специфической музыки и танцев. Образ репера кажется более значимым и привлекательным, дает возможность ощутить себя принадлежащим к «супер» группе. Молодежь воспринимает унифицированные шаблоны поведения, являющиеся реализацией мифологемы «крутизны». Единый стиль одежды нивелирует половые различия. Получаются этакие унисексы: одинаково одеваются, одинаково двигаются, имеют общую языковую культуру. Массовая танцевальная культура — явление достаточно многообразное в жанровом плане и не исчерпывается указанными направлениями. В целом, эпоха характеризуется взрывом массовой танцевальности, повышением роли бытовых танцев в структуре маскульта. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он — досуг и спорт, он зрелищность и релаксация, он стресс и терапия. Танец является эффективным средством инкультуризации человека, универсальным языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека. |