Основные направления движенческого искусства

Автор: Вадим Гиглаури

Дата: 2004-11-17

Рассмотрим вкратце имеющиеся виды искусства движения. Тема предыдущей главы должна была бы перейти в тему, посвященную, морально - эстетическому фактору, не только движенческой материи, но и сценического произведения вообще, который можно назвать "фактором ценности или необходимости", но так как он может быть, скорее заключающим эту статью в целом, так сказать, резюмирующим ее, то мы, перейдем к более материальной теме - "фактору внешней формы пластического произведения", касающийся именно визуальной стороны, создаваемых танцевальных композиций.

Тема эта обширна по наличию в ней не связанных друг с другом подпунктов, которые объединяются по различному ассоциативному ряду. Первым таким рядом, который не будет иметь детального рассмотрения, так как потребует очень много бумажного пространства, будет разделение в целом всей системы движенческой культуры, существующей на земном шаре, по течениям и направлениям. Конечно, мнений по поводу существующих видов, как танца, так и вообще видов движения довольно много. Не имеет смысла оригинальничать и придумывать свои наименования. Попытаемся в двух словах обрисовать существующие, основные направления движенческого творчества. Его можно разделить на три крупных раздела: танцевальное искусство, искусство драматического движения, и искусство спортивного движения.

Итак, среди самых распространенных видов танцевально - сценического искусства можно выделить, с последующим их раздроблением на более мелкие их ответвления, следующие: народный, классический (академический), современный, историко- бытовой. Во всех культурологических учебных заведениях нашей страны их очень подробно изучают, кроме, пожалуй, некоторых разделов современного танца. На самом деле, не менее интересным, захватывающим и продуктивным является изучение ответвлений и разделов этих крупных течений.

Хореографическое танцевальное искусство мира в этой связи сильно напоминает ситуацию разделения человечества: есть черная - негроидная раса, белая - европеоидная, желтая - азиатская, красная - американская. В процессе эволюции представители этих рас смешиваются, и от этих смешений происходят "гибриды", с одной стороны отличающиеся от своих "прародителей", но с другой - заключающие в себе особенности и той, и другой рас. Такое примитивное, на первый взгляд, сравнение, точно отражает суть происходящих смешений в танцевальном искусстве.

Возьмем классический танец. Основные критерии - чистота линий, наивысшая степень виртуозности. Кажется, что может быть здесь нового за четыреста с лишним лет, если не считать некоторых различий в ведущих мировых школах, попеременно лидирующего положения мужчины и женщины? Как бы не так! К примеру, Дж. Баланчин вносит новые штрихи в исполнение традиционных классических движений и входит в историю танца как создатель нового направления - неоклассика. Но проходит время, и уже это направление становится традиционным и консервативным.

Народный танец. Можно с уверенностью сказать, что это самый распространенный вид танцевального искусства на земном шаре. Именно он подтверждает, как никакой другой вид, известную метафору: "Жизнь - это танец". Нет ни одной народности, какой бы мелкой она ни была, которая не имела бы присущей только ей движенческой культуры, имеющей большее значение, чем только бытовое предназначение.

Безусловно, важность этих движенческих культур, и для самих народов, и в истории человечества, различна. Танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах их границ, а у других завоевало весь мир. Вряд ли найдется равнодушный зритель танца "Фламенко" (танец испанских цыган), русских, молдавских, грузинских, индийских и других народных танцевальных искусств.

Народный танец в нашей стране наиболее популярен во многом благодаря многочисленным ансамблям танца. Включение в репертуар этих ансамблей танцев с исполнением сложнейших трюков, узоров, рисунков, привело к созданию направления, многими балетмейстерами называемого т. с. "продвинутым" народным танцем, который уже довольно сильно отличается от своих истоков. Гораздо меньше коллективов, которые стараются как можно точнее следовать историческим танцевальным этно-графическим канонам, существующим в тех видах народного танца, который они исполняют. Но эти истоки, все-таки есть. И, таким образом, в результате этого возвращения к истокам, возникает разновидность народного танца, которую можно назвать этнографическим танцем - "этносом". То - есть, возникает не танец, естественно, а сам термин, обозначающий эту разновидность.

Народный танец, соединяясь с классическим, отдает ему пальму первенства в характерном жанре. Характерный танец, существующий в основном в балетном театре, имеет явные классические отличительные черты и довольно сильно отличается от одного из своих родителей - народного танца, обладая эстетической выхолощенностью, манерностью и несколько холодноватой красотой внешних форм исполнителей.

Теперь попробуем разобрать один из обширных разделов хореографического искусства - современный танец. Обширный не потому, что им занимаются много коллективов, а потому что велико количество его подразделов и количество противоречий и споров вокруг него. Судя по первому слову, "современный танец" моложе других видов танцевального искусства. Состоит современный танец из нескольких подразделов: бальный танец (в настоящее время стал видом спорта), джаз (самый "пожилой" подраздел), модерн, contemporary, эстрада и другие, более мелкие виды и течения, которые то возникают, то исчезают, и являются разновидностями и видоизменениями джазовых и бальных направлений.

Бальный танец- совершенно самостоятельный вид спортивного искусства. Основные задачи этого танца - показать в чистом виде сам танец, когда танцует не только тело, но и взгляд, и мимика. Бальный танец образован от смешения нескольких танцевальных течений, одним из которых является джаз.

Отличительными особенностями джазового танца являются: полиритмия (свободное разбивание основного ритма на различные подритмы, в пределах одного темпа), изоляция (выделение различных частей тела и движение ими вне зависимости от других); полицентрика (появление других центров вращения), оппозиция (движение одной части тела в противоположном направлении относительно ее оппозиционной части, например, верха относительно низа, правой части корпуса относительно левой и т.п.), мультипликация (разбиение крупного движения на мелкие), политемп (замедление и ускорение крупного движения в пределах постоянной темповой основы). Кроме того, помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторого набора специфических черт характера, таких, как легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора, умение не показывать свое плохое настроение. Джаз-танец в его современном виде, конечно, сильно отличается от его первоначальной формы. Он разделился на множество видов и школ, что сделало его популярным во многих уголках планеты. Изначально джаз являлся танцевальной и музыкальной культурой низших слоев черного населения Северной Америки и был частью их жизни. Со временем джаз выходит на широкие подмостки эстрады, но как это ни странно, до сих пор мало допускается в серьезные балетные театры на Западе, где он более развит,чем в России. Более распространен этот вид танца в соединении с модерном под названием "джаз-модерн". В таком виде он присутствует во многих постановках современных балетмейстеров.

Можно выделить следующие виды джаза: степ, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, флэш, стрит, слоу(лирический), фанк, соул,и т. д. Объяснять, что такое степ, нет смысла, так как это весьма популярное направление джаза довольно широко известно в России.Это-настолько самостоятельный вид танца, что не многие, наверное, знают, что он является одним из первых видов джаз-танца, изначальная лексика которого заключалась в выстукивании чем только можно различных ритмических рисунков сопровождающихся некоторыми телодвижениями, помогающими наилучшему его воспроизведению.Это уже потом из этих телодвижений стала образовываться определенная лексическая форма, отделяющаяся в самостоятельный вид танца, так называемый афро-джаз. Афро -джаз-современная разновидность африканского танца. Различие заключается в том, что африканский танец несет в себе большую смысловую (религиозно этническую, шаманскую) нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпретация - афро-джаз.

Бродвей-джаз. Само название говорит о том, что этот джаз чаще всего можно увидеть на Бродвее. Это и так, и не так. Просто, именно с подмостков бродвейских театров сошло такое понятие, как"мюзикл" и возник свой стиль джаза и техника движений (одновременное исполнение вокальной и танцевальной партии). Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках использоваются танцовщики с крепкой технической подготовкой или с классическим образованием. От них Джаз- танец приобретает черты классической формы. Это слегка уводит в сторону от импровизационно-нарочитой расхлябанности, присущей джаз-танцу изначально, но становится одним из путей его дальнейшего развития в техническом плане.

Самое виртуозное и яркое направление в джаз-танце на сегодняшний день - это флэш. Само название - "вспышка" -говорит о том, что это нечто ослепительное, и не сколько в костюме, сколько в техническом. Глядя на исполнителей этого стиля, поражаешься их силовой выносливости и упругости, необычайной внутренней танцевальности, мгновенности переходов между движениями, сложности танцевальных трюков. Кажется, что все тело подчинено одной задаче- оттанцевать каждую ноту и выбросить на зрителя максимум энергии. В этом флэш схож с бальным танцем, особенно с "латиной", но наиболее виртуозен и более разнообразен в количестве танцевальных приемов и комбинаций.

Однако более всего джаз в его первоначальном, американском варианте выражен в "стрите". Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные молодежные направления - брейк, рэп, хаус, и популярные ранее твист, чарльстон, шейк, буги-вуги и многие другие отпрыски джаза и джазовых соединений с историко-бытовым танцем. Все их можно отнести к разновидностям стрит-джаза. Основные характерные особенности: отсутствие строгой необходимости в классической подготовке, умение подать бытовые уличные движения танцевально. Хотя ничто не стоит на месте, идет постоянное обогащение новыми танцевальными приемами и смешение с другими стилями.

Еще одно относительно молодое на сегодняшний день направление-"соул". Это название известно среди вокалистов и в танцевальной его части отличается большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко, без видимого напряжения. Движения, при всей сложности, выполняются с максимальным растягиванием их во времени. С одной стороны, максимальное количество движений на единицу темпа, с другой-замедление их исполнения за счет минимума напряжения и создания видимого отсутствия сложности. Этот стиль в соединении со стилем "флэш" и при наличии хорошей классической подготовки (со знанием всех джазовых отличий) дает, на мой взгляд необычайно красивую и гармоничную хореографию.

Всеми вышеперечисленными названиями количество имеющихся разновидностей джаза, конечно же, не исчерпывается, и их гораздо больше, кроме того, если учитывать желание каждого, исповедующего этот танцевальный вид, хореографа, увековечить свое название, то не исключено, что где-то в недрах ведущих школ джаза зреют какие-то новые направления, и названия, как, например, sexi, асоциальный, фристайл, и т. д.

Теперь рассмотрим, какие же сочетания дает соединение джаз-танца с другими основными направлениями хореографического искусства. Из всех, имеющихся сочетаний на сегодняшний день только два имеют достаточно возможностей или даже, можно сказать, развились в самостоятельные направления танца.Это его соединение с народным танцем-"фолк", и с модерном- "джаз-модерн". Соединение с классикой не привело к созданию каких-либо серьезных танцевальных направлений.

Фолк дал много новых возможностей, рисунков, сочетаний и комбинаций. Хореографы, не закованные в каноны народно-сценического танца, получили возможность выразить себя по-новому, видоизменяя народные комбинации, вводя в них дополнительные джазовые штрихи. Фолк, по сути своей и форме, очень красивый и необычный, самостоятельно развивающийся вид танца. В нем еще очень мало своих школ, и находятся они в довольно зачаточном состоянии, довольно много противоречий о том, что считать фолком, но ясно одно-у этого танцевального направления - большое будущее.

Теперь, "о бедном модерне замолвлю я слово". Почему "о бедном"? Потому, что ни одно танцевальное направление в России не вызывает такого количества противоречий и такого глубокого непонимания, как модерн. "Модерном" зовется все то, что непонятно и непохоже ни на что. "Модерном" называется все, что не вкладывается в узкие рамки книжных определений. Все, что плохо лежит на полках танцевального искусства. Сколько хореографов, сколько доморощенных, новоявленных и настоящих специалистов, столько мнений о "модерне" и "contemporary".

Модерн, вернее его исполнители и создатели, вначале и не думали создавать какой-то новый танцевальный стиль в век тотального главенства классического, историко-бытового и характерного направления. Просто возникали определенные попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство, найти другие выразительные средства.

На сегодняшний день термином "модерн" принято называть танцевальную технику выработанную Мартой Грэм, Рудольфом Лабаном и др.

Основные особенности модерна можно рассматривать по двум направлениям: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психо - духовные).

Во внешних отличиях можно проследить несколько особенностей: взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы; максимально выраженная градация физического напряжения тела; наличие большого количества ведущих точек вектора; визуальное смещение главного центра движения из основного во вспомогательные; поиск второго, третьего и т.д. планов музыкального сопровождения.

Однако более важные отличия возникают во внутреннем содержании. Каждое из крупных танцевальных направлений ставит перед собой определенные задачи внутреннего содержания, которые он воплощает в своих произведениях. Народный танец выражает душу народа, историко-бытовой - душу эпохи, бальный-удовольствие и кураж, классический, за некоторым исключением, чистота линий и тот же кураж танцовщика от умения выполнять сложные элементы и т.д. Но только модерн и contemporary могут касаться наиболее глубоких и философских тем, вскрывая самые потаенные первоосновы человеческого существа в своих попытках прикоснуться к Богу.

Первоначально подавляющее большинство модерновых школ отрицало классический танец в качестве возможного "партнера" во взаимодействии. Отчасти это отношение передала Айседора Дункан. Со временем подобные барьеры были преодолены.

Наиболее популярным в настоящее время является союз джаза и модерна. Некоторые хореографы называют в чистом виде модерн-джаз-модерном, не зная каким образом эти два "заморских зверя" можно соединить, и как их различить. Конечно,при наличии в постановках характерных особенностей двух направлений можно ставить между ними дефис, но только после подробного изучения и джаза, и модерна.

От соединения модерна и фолка в последнее время образуется новое направление -фолк-модерн. Это уже, можно сказать, тройное соединение.

Переходя к следующему разделу движенческой культуры- драматической пластике, можно сказать, что это, судя по названию, своего рода симбиоз драматического и танцевального искусств. И происходит этот симбиоз в области движения и ритма.