Досуг как сфера воспитания
Н. М. Борытко
Организация досуга не случайно является одним из центральных направлений работы учреждений дополнительного образования. Исторически в нашей стране детские внешкольные учреждения выделились из клубной сети, предназначенной для организации досуговой деятельности. Поскольку досуг понимается как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, то следует выделить триаду "свобода", "разнообразие" и "выбор" - это понятия, которые на наш взгляд дают ключ к пониманию проблемы педагогически целесообразной организации досуга детей и подростков.
В двухполюсной модели педагогического процесса, когда он представляется как единство обучения и воспитания, сфера дополнительного образования совершенно не случайно многими педагогами рассматривается в поле воспитания. Тому есть на наш взгляд, минимум две причины. Во-первых, по своему характеру учреждения дополнительного образования предоставляют ребенку, подростку, юноше или девушке гораздо больший по сравнению со школой спектр деятельности, удовлетворения индивидуально-личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личностного опыта. Во-вторых, в последнее время все большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса.
Мы связываем становление личности учащегося с формированием его опыта жизненного самоопределения, а следовательно воспитание не представляется нам возможным иначе, чем через ситуации личностного самоопределения. По образному выражению А. С. Макаренко, между сознанием и поведением воспитанника лежит "канавка", которая должна быть заполнена опытом. Идея опоры на жизненный опыт учащихся в воспитании восходит к Гербарту, который отмечал, что интерес формируется тогда, когда навстречу воспринимаемому знанию в душе поднимаются ряды представлений.
В условиях современной социально-педагогической ситуации мы выделяем такие характеристики современного воспитания как технологичность, эмоциональность, ситуативность, диалогичность и перспективность.
Технологичность
Современному воспитанию присуща выверенная логика, построенная не на житейских представлениях, а на закономерностях человеческого восприятия и психического развития. В этом отношении мы вправе утверждать, что современное воспитание носит все более теоретический характер. Некоторые педагоги предпочитают в этом смысле говорить о драматургии (выстраивании логики) воспитательной работы. Когда по-житейски человек стремится удержать, предостеречь ребенка от ошибки, не дать совершить проступок, профессионал нередко предпочитает сформировать опыт эффективного поведения.
При любом виде досуга дети неизменно испытывают состояние раскрепощенности, а следовательно более готовы к восприятию новой информации, отличной от их собственной точки зрения. Известно, как часто больной испытывает повышенное доверие и любовь к врачу, вылечившему его. Отдых как одна из форм досуга снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы ребенка. Закономерно повышенное доверие ребенка к организатору такого отдыха, его готовность в восприятии ценностей, представленных ему.
Вот как начинается Новогодний семейный вечер, который проводит педагог-организатор Ворошиловского Дома творчества и досуга г. Волгограда Н. В. Домашкина. В зале появляется Дед Мороз. Особенный, маленького роста, он пришел в гости не к детям, а к родителям, потому что, как оказал поэт, <взрослым тоже надо, чтобы кто-то в жизни иногда дарил им радость, пусть не часто, пусть совсем немного>.
Дед Мороз хлопает в ладоши и вместе со взрослыми зовет: <Снегурочки! Внучки! Ay!> В зале появляются Снегурочки - девочки с подносами, на которых лежат игрушки. <Выбирайте, пожалуйста!> -говорят они, низко кланяясь сидящим в зале родителям. Игрушки-сувениры делали вам классом и на любой вкус.
Дед Мороз снова хлопает в ладоши, появляются почтальоны. Они приносят письма и телеграммы с рисунками, поздравлениями. Снова Дед Мороз зовет своих помощниц. На этот раз <фоторепортеров> из школьного фотоателье <Элегант>. Щелкают фотоаппараты, а через секунду перед глазами заразительно хохочущих родителей - огромная фотогазета: мамы, папы, учителя узнают себя. Все они в самых модных туалетах: это их лица вмонтированы в вырезку из журналов мод. Трудно сказать, кому веселее в зале: тем, кто получает подарки или тем, кто их дарит. А потом роли меняется и появляется уже взрослый Дед Мороз (отец) и Снегурочка (мама - добрая, милая, ласковая). Подарки, чаепитие, общие танцы. Вальс дочери с папой, танго (пусть неумелое) сына о мамой - как хорошо вместе!
Однако и на этом не заканчивается вечер. После небольшого танцевального антракта начинается КВН между детьми и родителями. Сейчас скрестят шпаги веселые и находчивые, остроумные и ловкие. Команды являются на сцену во всеоружии, с остроумным названием, которое должны расшифровать соперники <Суп-суп> - С Улыбкой Побеждаем, С Улыбкой Проигрываем.
:Узнавая себя в своих родителях, ребята проникаются к ним особым расположением, и наградой в конце вечера бывает нетерпеливое ребячье: <А когда следующий вечер?> Значит, вместе очень интересно и следующего вечера будут ждать с нетерпением.
Подобная организация отдыха помогает сделать родителей союзниками педагога, распространить сферу его педагогического влияния на семью.
Эмоциональность
Воспитание опирается на эмоционально-образное восприятие действительности и формирование эмоционального опыта в отличие от рационально-логического в обучении. Мы говорим, что воспитание лирично и это не является его недостатком. Ведь давно доказано, что эмоционально-образное познание мира не может быть компенсировано рационально-логическим, что моральные нормы, к примеру, не всегда обоснованы логически, они воспринимаются эмоционально и регулируются чувствами.
Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд или учебу. Развлекаясь, школьник включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в учебной деятельности, ни в отдыхе. Однако не меньшее в педагогическом смысле значение имеет и то, что в процессе развлечений обогащается эмоционально-образная сфера ребенка, формируется опыт эмоционально-ценностных отношений.
<Мы учим детей играя, и играем уча, помня о том, что кратчайший путь к знаниям, к уму пролегает через радость, радость в играх, творчестве, общении, соревновании.> Так считает педагог дополнительного образования Ворошиловского Дома творчества и досуга Л. Г. Дрямова. Умение радоваться, наблюдать, видеть не только свои достоинства, но и своего друга, умение доверять, прощать и, любить - все это помогает становиться лучше не когда-нибудь в будущем, а уже сегодня, сейчас.
Клуб игрового общения, руководимый Л. Г. Дрямовой, помогает каждому его члену реализовать свои способности, обнаружить таланты, восполнить самый острый дефицит - дефицит положительных эмоций. Разрешить эту проблему возможно лишь, включая самих ребят и их родителей в подготовку и организацию различных игр и праздников не только в роли болельщиков а прежде всего, помогая стать активными разработчиками новых, необычных созвучных детству идей. Это и сочиненные родителями сказки на новый лад, и КВНы и различные игровые шоу.
Но для ребят мало только знать и уметь. Они становятся консультантами, организаторами, вечеров, конкурсов, праздников. И они это окрыляет их. Многие становятся активными участниками Лиги лидеров, организаторами интересных нетрадиционных дел.
Ситуативность
Основным средством педагогической деятельности сегодня становится не традиционное мероприятие, а воспитывающая ситуация (реальная или специально сконструированная, но обязательно - осознанная, т.е. из нее извлечены положительные выводы). Педагогическая ситуация - основная единица педагогической деятельности. Мы говорим, что воспитание имеет ситуативный характер. Но в череде ситуаций нужен <компас>, осознанная педагогическая позиция, концепция.
Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике - народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном - человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъём и получает возможность открытого выражения своих чувств. Праздник - особая жизненная ситуация ребенка, подростка, юноши или девушки, когда без назидательности и упреков они проходят поистине университеты социального общения, когда в них проявляются и закрепляются лучшие человеческие качества. Уникальная воспитательная возможность праздника состоит в том, что он дает возможность для активного самовыражения ребенка, вызванного реакцией на конкретное событие, возможность самоутверждения в конструктивной социально полезной деятельности.
Обратимся к опыту Дзержинского Центра детского творчества г. Волгограда. Подготовка к новогоднему празднику здесь начинается задолго до его проведения. Вместе с участниками кружка затейников педагог-организатор Т. Т. Тынянова разрабатывает идею сценария, перечень сказочных персонажей, образы, роли. Кружок веселых непосед помогает доработать сценарий. А дальше к подготовке праздника подключаются все коллективы и педагоги центра - каждому находится свое дело. Вот наступает долгожданный день:
Перед началом праздника в фойе работает выставка-продажа детских поделок, играет духовой оркестр, на этажах выставки-вернисажи детских работ изостудии. Зазывалы и скоморохи их <Веселых непосед> приглашают всех к красавице елке на новогоднюю музыкально-игровую программу, которую продолжает театрализованное представление. Поздравления, подарки, фотографии: Ребята расходятся на новогодние огоньки в свои коллективы. А вечером кружковцев ждет новогодний бал-дискотека.
В этом случае взрослые не подменяют активность детей, а приходят им на помощь. Педагоги видят роль профессиональных поэтов, музыкантов, художников, режиссеров в том, чтобы помочь оформить ребячьи мысли и чувства, более полно выразить ребячьи таланты.
Диалогичность
Формирование собственного опыта ребенка, а не передача его (как в обучении), делает воспитание эффективным и самоценным. Осознание опыта и выработка позиции происходит в процессе диалога, совместного с педагогом осмысления и сопереживания жизненных событий ребенка, извлечение выводов из них. Часто эту сторону воспитания называют его тренинговостью.
Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к ценностям культуры. В процессе самообразования ребенок вступает в диалог с автором литературного произведения, а также участвуя в семинарах, диспутах, деловых играх. Внутренний диалог продолжается в экскурсиях, во время слушания лекций, музыки, просмотра научно-популярных и документальных кинофильмов. Некоторые из этих видов деятельности (напр., слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний и развлечение. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности и познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.
Причем, организация самообразования в досуге позволяет поэтапно выстроить систему педагогически целесообразных форм воспитания. Яркий пример этого мы видим в опыте методиста Тракторозаводского ДЮЦ Т. Б. Рубцовой. Одним из пунктов разработанной ею программы было создание на базе ДЮЦ брейн-ринг клуба.
- Для начала мы создали инициативную группу, в которую вошли ребята из кружка <Эрудит> и заинтересованные в этом деле взрослые. Провали рекламную компанию: развесили красочные объявления, ходили по кружкам ДЮЦ с рассказом о том, как будут проходить игры, давали примерные вопрсы. В некоторых кружках проводили: малые игры.
После того, как ребята проверили свои силы в этих играх, у них возникло желание посоревноваться с другими. Инициативная группа подготовила большую игру и пригласила на нее всех желающих. После нескольких таких игр появились новые жёлающие участвовать в них. К концу учебного года было уже одиннадцать стабильных команд из школ района.
Появилась возможность объединить все команды в интеллектуальный клуб. Мы провели конкурс визитных карточек команд, лучших игровых программ. В этот период уже стабильно действовал соревновательный стимул. Брэйн-ринг перерастал в более сложную игру. Она стала называться <Логический квадрат>. Эта игра требовала большой подготовки, нужен был <мозговой центр>. На общем сборе команд было решено объединиться в ассоциацию интеллектуальных игр и при ней создать клуб <Эрудит>.
Предложения расширить деятельность ассоциации появились очень быстро. Ребята сами решили разнообразить свой досуг. Кроме интеллектуальных игр стали готовить и проводить тематические вечера, литературно-музыкальные гостиные, районные массовые дела. Интересно прошли шоу-программа <Путешествие капитана Врунгеля>, литературные гостиные <Маяковский, которого я не знаю> и <Простота, в которой тайна> (об А. С. Пушкине), сбор актива молодежных и детских объединений школ района и т. д. Деятельность объединения уже выходит за рамки интеллектуальной игровой программы, поэтому стоит вопрос о пересмотре положения и программы деятельности ассоциации.
Так от отдельных элементов (форм, приемов работы), через их группировку и объединение в систему педагоги обеспечивают переход самообразования в творчество.
Перспективность
Эффективное воспитание имеет целью становление саморазвивающегося мира ребенка и возрастание независимости этого мира от воспитательной ситуации. Опыт - это выводы из прошлого, позиция - взгляд в будущее. Воспитание становится перспективным, когда оно направлено не только на осознание жизненного опыта, но предполагает выработку и постоянное обновление жизненной позиции, концепции своей жизнедеятельности, жизненной философии. Воспитание становится все более направленным на перспективу - подготовку к собственному жизнетворчеству, к самоопределению.
Свободное время создаёт человеку возможность заниматься непрофессиональным творчеством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия различными видами искусства, техническое творчество, всевозможные <хобби> и любительские занятия. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень - от потребителя духовных ценностей до их создателя, создает условия для самовыражения, саморазвития и самореализации личности ребенка.
В ДЮЦ Советского р-на г. Волгограда сферы влияния клубов условно делят на три направления.
Первое из них - <прагматическое>. У определенной части подростков сложилось устойчивое стремление еще будучи школьниками получить навыки, которые позволят им иметь профессию со стабильным заработком. В этом направлении в ДЮЦ работают пять объединений. Они дают хорошую допрофессиональную подготовку. Но не менее важно, - утверждает методист ДЮЦ О. Н. Михайлова, - что эти коллективы - самые настоящие клубы со своей богатой внутренней жизнью: вечерами отдыха, огоньками, капустниками, экскурсиями, юморинами, юбилеями объединений и т.д.
Второе направление досуговой работы - <исследовательское>. Оно предполагает свои услуги той части подростков, которая активно стремится познать окружающий мир, тем, кто одержим страстью знать все обо всем, кто хочет каждый день узнавать что-то новое - это историки, путешественники во времени, исследователи. Таких детей объединяет творческая лаборатория, состоящая их четырех клубов. Информационно-исторические клубы <Родничок> и <Истоки>, занимаясь изучением культуры нашего города, проводят викторины, психологические игры и другие формы, дающие импульс исследовательской деятельности. Клуб <Сфинкс>, объединяющий более старших детей, занимается организацией салонов (Царицынский салон), вечеров (вечер влюбленных <Валентин и Валентина>), конкурсов (<Зажги свою звезду>). Причем, ребята в полном смысле творят эти дела, от написания сценария до сценическо-постановочного воплощения своих идей. На стадии сценарных разработок к ним подключаются юные журналисты клуба <Я и мир>. Творческая молодежная лаборатория дает ребенку великолепную возможность для развития собственных способностей и разнообразные формы их реализации.
Третье направление (условно его назвали <романтическое>) рассчитано на тех, для кого главное в жизни - познать себя. Такие люди есть во все времена, они видят окружающий мир только через призму своего <я> и достигают гармонии с этим миром только путем напряженной внутренней работы по самопознанию и самосовершенствованию собственной души. В этом направлении в ДЮЦ созданы два клуба: клуб старшеклассников <Досуг> и клуб авторской песни <Капля>. Они привлекают детей разнообразной содержательной досуговой деятельностью, обеспечивающей подросткам свободу выбора.
Содержание воспитания, утверждает проф. Е. В. Бондаревская, - это содержание жизни ученика. Следовательно основной задачей воспитателя становится создание культуросообразной среды развития ребенка (среда обучения, клубная среда, среда исследовательских лабораторий, семья и т.д. - воспитание через условия).
Сущность гуманистического, личностно ориентированного воспитания видится нами в отказе от моделирования личности как идеологического заказа, формы стандартов мышления, оценок и поведения, принятых какой-либо политической партией или социальной группой. Современное воспитание - не привитие определенной модели, а организация педагогических условий для формирования и осознания ребенком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, и выработку жизненной позиции, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и трудовой деятельности в демократичном обществе, где действенными регуляторами поведения являются мораль и право.
Организуемая учреждениями дополнительного образования досуговая деятельность имеет поистине огромные возможности для воспитания ребенка, обогащения и развития его личностного опыта решения жизненных проблем, что и является сердцевиной личностно ориентированного образования.