Содержание
Предъявление исков и рассмотрение гражданских споров судом общей юрисдикции____________________________________________________ 3
Порядок образования юридического лица. Учредительные документы и государственная регистрация_____________________________________ 7
Задача________________________________________________________ 15
Список источников и литературы_______________________________ 17
Предъявление исков и рассмотрение гражданских споров судом общей юрисдикции
В гражданском судопроизводстве одним из средств защиты прав и законных интересов является иск. Однако, необходимо отметить, что право на судебную защиту в гражданском судопроизводстве является более широким понятием, нежели право на иск, так как охватывает не только исковое производство, но и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, а также особое производство. При этом праву на обращение за судебной защитой соответствуют понятия права на предъявление иска по делам искового производства; права на обращение с жалобой или заявлением по делам, возникающим из административно-правовых отношений; права на обращение с заявлением по делам особого производства. Праву на получение защиты соответствуют понятия права на удовлетворение иска, жалобы, заявления.
Поскольку закон употребляет термин "иск" в различных смыслах (в материальном и процессуальном смыслах), постольку двойственным является и понятие "право на иск". Если под иском понимать обращенное к суду требование о защите нарушенного и оспариваемого права, то право на иск будет означать право на обращение в суд за судебной защитой или право на предъявление иска, т. е. право процессуальное. Если под иском понимать материально-правовое требование истца к ответчику, то право на иск будет означать правомочие на принудительное осуществление своего права через суд, т. е. право материальное. Следует различать право на иск в процессуальном и право на иск в материально-правовом смысле, ибо это различные правовые явления, имеющие различные предпосылки.
Понятие иска и права на иск в материально-правовом смысле для процессуальной науки недостаточно и должно быть дополнено правом на иск в процессуальном смысле. В процессуальном смысле под правом на иск понимается право на обращение в суд за судебной защитой, т. е. право посредством предъявления иска поставить суд перед необходимостью разрешить дело согласно закону. Это право на правосудие по конкретному правовому спору, т. е. право на объективно-правильное судебное решение. Право на предъявление иска - одна из форм права на судебную защиту, закрепленного Конституцией (ст. 16). Судебная защита в гражданском процессе принадлежит каждому заинтересованному лицу, которое вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ).
Право на предъявление иска связывается законом с наличием определенных минимальных условий, так называемых предпосылок нрава на предъявление иска. Предпосылками права на предъявление иска являются юридические факты, с наличием или отсутствием которых закон связывает возникновение субъективного права на предъявление иска по конкретному гражданскому делу. Различаются предпосылки общие и специальные в зависимости от круга дел, по которым они применяются, и положительные или отрицательные в зависимости от того, с наличием их или отсутствием связывает закон возникновение права на иск в процессуальном смысле.
К общим положительным предпосылкам относятся:
1) процессуальная правоспособность истца и ответчика. Для обращения в суд необходима процессуальная правоспособность не только истца, но и ответчика. Практически это имеет значение только для организаций, которые, чтобы быть лицом, участвующим в деле, должны обладать правами юридического лица. У граждан правоспособность возникает с момента рождения. Дееспособность истца и ответчика не относится к числу предпосылок, так как право на предъявление иска связано со способностью быть стороной в процессе, а не с возможностью самому осуществлять свои права; здесь возможна помощь судебного представителя;
2) подведомственность спора суду (ст. 22 ГПК);
3) частной положительной
предпосылкой является также необходимость соблюдения предварительного
досудебного порядка разрешения данного спора. Эта специальная предпосылка
применяется наряду с общей лишь по некоторым категориям дел, прямо
предусмотренных законом. Так, по спорам с транспортными организациями
необходимо соблюдение так называемого претензионного порядка, т. е.
обязательного обращения к должнику о выполнении обязанности как обязательного
условия для последующего обращения в суд, если требование не удовлетворено. По
некоторым трудовым спорам необходимо предварительное обращение за его
разрешением в иные юрисдикционные органы (например, в
комиссию по трудовым спорам).
Для осуществления права на предъявление иска необходимо также отсутствие ряда обстоятельств (отрицательные предпосылки):
1) вступившего в законную силу решения суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям; решения такого рода другого юрисдикционного органа, принятого в пределах своей компетенции, а также в производстве суда дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям;
2) договора между сторонами о передаче спора в третейский суд, а также определения суда о принятии отказа истца от тождественного иска либо о прекращении тождественного спора мировым соглашением.
Право на предъявление иска не зависит от наличия у истца права на иск в материальном смысле, ибо этот вопрос может быть выяснен лишь в ходе судебного рассмотрения дела.
Наличие предпосылок права на иск в процессуальном смысле проверяется при принятии искового заявления судьей. При этом отсутствие одних предпосылок свидетельствует и об отсутствии у истца права на иск, что лишает его возможности когда бы то ни было обратиться в суд с подобными требованиями (неподведомственность спора суду; разрешение этого спора судом или другим юрисдикционным органом ранее). Другие же предпосылки свидетельствуют лишь о невозможности реализовать право на иск в настоящий момент ввиду препятствий к тому, однако не исключают такой возможности в будущем после их отпадения (соблюдение предварительного досудебного порядка разрешения спора, поскольку эта возможность еще не утрачена; расторжение договора о передаче спора в третейский суд и т. д.).
Отсутствие предпосылок права на предъявление иска влечет за собой отказ в принятии искового заявления или прекращение производства по делу, если это устанавливается после возбуждения дела судом.
Право на предъявление иска может быть осуществлено только в порядке, указанном законом. Иск предъявляется в суд в форме искового заявления, которое должно соответствовать предмету, основанию и содержанию иска. Порядок осуществления права на предъявление иска, установленный законом, в теории получил название условий осуществления этого права. Эти условия следующие.
Подсудность спора данному суду. Если иск неподсуден данному суду, то судья отказывает в приеме искового заявления и указывает тот суд, куда истец должен обратиться по правилам родовой и территориальной подсудности. Вели же неподсудность обнаруживается после возбуждения дела, то суд, не прекращая производства по делу, пересылает его в надлежащий суд.
Дееспособность истца. Непосредственно в суд с иском может обратиться только дееспособное лицо. В тех случаях, когда истец недееспособен, в суд с иском в защиту его интересов обращаться должен его законный или договорный представитель. Соответственно и недееспособность ответчика не препятствует истцу обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспоренного права, так как права и обязанности недееспособного ответчика будет осуществлять его законный представитель.
Соблюдение надлежащей формы искового заявления. Оно должно быть составлено в письменной форме и содержать необходимые реквизиты, указанные в законе (ст. 131 ГПК РФ). В исковом заявлении указываются: суд, в который оно адресуется, точные данные истца, ответчика, их местонахождение или местожительство. В исковом заявлении должны быть изложены обстоятельства дела, из которых истец выводит свои требования и доказательства, способные подтвердить эти обстоятельства. Должны быть также четко сформулированы само исковое требование (просительный пункт, выражающий содержание иска) и цена иска, если иск подлежит оценке.
Закон не требует обязательной правовой квалификации отношений сторон, однако, по сложившейся практике, она обязательна, если исковое заявление составлено адвокатом, прокурором или юрисконсультом.
Условия осуществления права на предъявление иска отличаются от предпосылок этого права. При отсутствии предпосылок отсутствует само право на иск, поэтому отказ в принятии искового заявления по этим основаниям окончателен и препятствует обращению с таким исковым заявлением в суд в будущем. Если же не соблюдены условия осуществления права на иск, то само право на иск продолжает существовать, при соблюдении этих условий возможно вторичное обращение в суд с тем же иском.
Предъявление иска и принятие его судом влечет за собой определенные процессуальные и материально-правовые последствия. Предъявление иска в суд есть юридический факт, порождающий процессуальные отношения между истцом и судом. С этого момента начинается гражданский процесс. Процессуальные отношения возникают вне зависимости от того, принял судья иск или нет. Если иск не принят, то в рамках возникшего процессуального правоотношения у истца появляется право обжаловать эти действия. Если иск принят судом, то с этого момента могут возникнуть также процессуальные отношения между судом и другими участниками процесса, которые привлекаются в дело и могут знакомиться с его материалами, заявлять ходатайства, приобщать к делу доказательства и т. п.
С момента предъявления иска и принятия его судом истец лишается права предъявлять тот же иск в этом или ином суде, а судебные органы не вправе его принимать. Предъявление иска порождает и следующие материально-правовые последствия: прерывается течение срока. исковой давности; с момента предъявления иска присуждаются текущие платежи (например, алиментные), с момента извещения ответчика о предъявлении к нему иска об истребовании имущества могут быть взысканы и доходы, которые добросовестный владелец извлек или должен был извлечь из спорного имущества; если ответчик удовлетворит требования истца добровольно после предъявления к нему иска, но до рассмотрения дела судом, истец получает право на возмещение с него также и расходов, связанных с предъявлением иска. Истец вправе в одном исковом заявлении соединить несколько исковых требований, связанных между собой. Требование о восстановлении на работе может быть объединено с требованием о взыскании заработной платы за вынужденный прогул; требование об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство, - с требованием о возмещении морального ущерба и т. п. Требования могут вытекать из одного правоотношения либо из разных, но связанных между собой. Судья может соединить несколько исков в одно производство и по субъективному критерию: когда в производстве суда находится несколько исков между теми же истцами и ответчиками, либо иски нескольких истцов к одному ответчику, либо одного истца к нескольким ответчикам, если это даст возможность рассмотреть эти дела с меньшей затратой сия, более быстро и правильно. В судебном решении ответ должен быть дан отдельно по каждому исковому требованию, ибо они сохраняют свое самостоятельное значение вне зависимости от того, что они объединены для совместного рассмотрения и разрешения. Судья может разъединить и выделить в отдельное производство, рассмотрев особо несколько исковых требований, соединенных истцом, в том случае, когда это целесообразно для правильного и быстрого разрешения спора (в целях процессуальной экономии). По этим же мотивам судья может рассмотреть раздельно поданные одновременно требования нескольких истцов к одному ответчику. Так, суд выделяет в отдельное производство поданные вместе с иском о расторжении брака требование о разделе супружеской собственности, если разрешение последнего затрагивает интересы третьих лиц.
Порядок образования юридического лица. Учредительные документы и государственная регистрация
Юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Действующее законодательство не дает определения юридического лица, но раскрывает его основные признаки. Согласно ст.48 ГК РФ.[1]
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. в момент его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент завершения его ликвидации после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, а также учет юридических лиц для осуществления налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.
Статья 2 ГК называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (см. ст. 3 Закона об общественных объединениях). При этом право общественного объединения существовать без государственной регистрации не распространяется на политические партии, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии со ст. 15 Закона о политических партиях.
Статья 51 ГК РФ предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц в Российской Федерации. В соответствии с ГК регистрации подлежат создание юридического лица, изменения учредительных документов юридического лица, случаи прекращения его деятельности в связи с реорганизацией или ликвидацией (см. п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 и п. 8 ст. 63 ГК).
Порядок государственной регистрации устанавливается Законом о государственной регистрации, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России (см. постановление Правительства РФ от 17.05.02 N 319 (в ред. от 25.04.03)). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).
Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Законом о государственной регистрации и различается в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.
На основании предоставленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись, содержащую сведения о юридическом лице, в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Со дня внесения записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным.
Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.02 N 438 (в ред. от 13.11.02).
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.
В настоящее время специальный порядок государственной регистрации установлен для кредитных организаций, профессиональных союзов, политических партий и других общественных организаций, религиозных организаций, торгово-промышленных палат (см. Законы о банках, об общественных объединениях, о профессиональных союзах, о политических партиях, Федеральный закон от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. от 25.07.02)*(49), Закон РФ от 07.07.93 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (в ред. от 21.03.02)).
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается ЦБР; решение о государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, торгово-промышленной палаты принимается Минюстом России или его территориальным органом. На основании принятого решения органами МНС России осуществляется внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации соответствующего юридического лица, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений.
Государственная регистрация профсоюзных организаций в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке, который не предполагает принятия решения о государственной регистрации. Для государственной регистрации профсоюзных организаций в органы юстиции предоставляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии документов, необходимых для регистрации. Соответствующий орган юстиции направляет указанные документы в МНС России, которое на основании представленных документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании, реорганизации и ликвидации соответствующей профсоюзной организации (см. ст. 8 Закона о профессиональных союзах).
Гражданское законодательство исходит из признания свободы участников гражданского оборота в выборе способа ведения своих дел. Регистрирующий орган не вправе проверять решение об учреждении юридического лица на предмет его необходимости или хозяйственной целесообразности.
Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Специальные основания отказа в государственной регистрации юридических лиц устанавливаются федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц соответствующего вида (кредитных организаций, общественных объединений и др.).
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине (п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации).
Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности (см. ст. 49 ГК).
В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона оно может быть ликвидировано по решению суда. В суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц вправе обратиться регистрирующий орган (п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации). Судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК).
Учредительными являются документы, на основании которых согласно закону регистрируются и действуют юридические лица. Положения учредительных документов обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями (участниками) и третьими лицами.
Закон называет три типа учредительных документов: учредительный договор, устав, общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из названных типов учредительных документов, либо на основании двух документов - и учредительного договора, и устава.
На основании только учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст. 83 ГК).
На основании учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. 89, 95 ГК), а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 122 ГК).
Устав является учредительным документом акционерных обществ (ст. 98 ГК), обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданных одним лицом (ст. 89, 95 ГК), государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК), производственных и потребительских кооперативов (ст. 108, 116 ГК), фондов (ст. 118 ГК), а также общественных организаций (объединений), некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций, учреждений (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).
Закон о некоммерческих организациях (ст. 14) предусматривает, что учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. Кроме того, в составе учредительных документов помимо устава называется также решение собственника о создании учреждения, что противоречит п. 1 ст. 52 ГК РФ.
Следует иметь в виду, что ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях предусматривает возможность создания государственной корпорации, под которой понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
При этом государственная корпорация действует на основании специального федерального закона о создании государственной корпорации, устанавливающего особенности ее правового положения. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ.
В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В частности, первичные профсоюзные организации могут действовать на основании общего положения о первичной профсоюзной организации, утвержденного на съезде (конференции) соответствующего профессионального союза (см. ст. 3, 8 Закона о профессиональных союзах).
Коммерческие организации не могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Форма учредительных документов - письменная. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ГК не требует нотариального удостоверения учредительных документов или подписей учредителей (участников); при необходимости это условие может быть предусмотрено иными правовыми актами.
Учредительные документы юридического лица должны содержать определенный законом минимум условий (необходимые условия).
Абзац 1 п. 2 ст. 52 ГК РФ устанавливает перечень условий, подлежащих включению в учредительные документы (устав, учредительный договор) всех юридических лиц (наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица и др.). Применительно к отдельным видам юридических лиц этот перечень конкретизируется и дополняется соответствующими статьями ГК и специальными законами об этих юридических лицах.
В учредительных документах юридических лиц, обладающих в соответствии с законом специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки, страховые организации, биржи и др.), должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Учредители (участники) коммерческой организации вправе указывать в ее учредительных документах предмет и цели деятельности и в тех случаях, когда по закону это не является обязательным. При этом под предметом следует понимать виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом (торговля, строительство, банковское дело и т.п.). Целью деятельности является достижение определенного результата, различают коммерческие и некоммерческие (благотворительные, образовательные, религиозные, потребительские и др.) цели.
Наряду с необходимыми условиями учредители (участники) вправе включать в учредительные документы другие, не противоречащие закону положения (факультативные условия). Степень свободы учредителей (участников) в установлении факультативных условий различается в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.
Абзац 2 п. 2 ст. 52 ГК РФ содержит положения, подлежащие включению в учредительный договор.
Учредительный договор регулирует создание юридического лица и взаимоотношения учредителей друг с другом и с юридическим лицом на период его существования. Он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные законом для данного договора как учредительного документа юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Ст. 52 ГК РФ не содержит ответа на вопрос о порядке разрешения возможных противоречий между содержанием учредительного договора и устава юридического лица, действующего на основании названных учредительных документов. Применительно к обществу с ограниченной ответственностью действует правило о том, что в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества приоритет как для участников общества, так и для третьих лиц имеют положения устава общества (см. п. 5 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Анализ п. 2 ст. 52 ГК РФ и других статей ГК, определяющих требования к учредительным документам конкретных видов юридических лиц, показывает, что требуемый законом набор необходимых условий учредительных документов может составлять содержание как учредительного договора, так и устава, в зависимости от того, на основании какого учредительного документа согласно закону действует данное юридическое лицо. И в том и в другом случае присутствие таких положений обусловлено необходимостью обеспечения нормального функционирования юридического лица и интересами его учредителей (участников) и мало связано со спецификой, свойственной учредительному договору или уставу. Об этом же свидетельствует положение абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ: в том случае, когда в соответствии с ГК (например, п. 1 ст. 87) общество с ограниченной ответственностью создается одним лицом, оно действует на основании устава, утвержденного этим лицом. Заключение учредительного договора в этом случае исключается, и все положения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида, сосредоточиваются в одном учредительном документе - уставе. Далее, практически те же условия, которые по смыслу абз. 2 п. 2 ст. 52 ГК РФ должен содержать учредительный договор, следует указывать, например, и в уставе производственного кооператива.
По мнению авторов, требование закона о наличии у некоторых юридических лиц двух учредительных документов, продолжающих параллельно действовать в течение всего периода существования соответствующих юридических лиц, трудно обосновать с юридической и функциональной точек зрения. Конечно, можно привести различие между договором, из которого возникают обязательственные правоотношения, и уставом, имеющим преимущественно нормативный характер. Но в обоих случаях содержание этих документов - результат правовой сделки, выражение согласованной воли учредителей (участников) юридического лица, и то, как называть соответствующий документ юридического лица - устав или учредительный договор, принципиального значения не имеет.
По крайней мере более логичным было бы наличие у юридического лица одного учредительного документа: или учредительного договора, действующего в течение всего периода существования юридического лица, или устава. Учредительный договор может использоваться в качестве учредительного документа тех юридических лиц, организационно-правовая форма которых предполагает (полное товарищество, товарищество на вере) личное участие учредителей (участников) в коммерческой деятельности юридического лица; в других случаях учредительным документом может служить устав. Наряду с этим созданию юридического лица, действующему на основании устава, могло бы предшествовать заключение договора о создании юридического лица.
Примером тому служит ст. 98 ГК, предусматривающая заключение учредителями договора о создании акционерного общества, который в отличие от устава не является учредительным документом.
Пункт 3 ст. 52 ГК РФ касается вопроса юридической обязательности изменений, вносимых в учредительные документы, для юридического лица и его учредителей (участников) в их отношениях с третьими лицами.
Изменения учредительных документов осуществляются в порядке, установленном законом и уставом (учредительным договором) юридического лица.
Общее правило состоит в том, что изменения учредительных документов относятся к компетенции учредителей (участников) юридического лица (их общего собрания), и это право не может быть делегировано другим органам юридического лица. ГК предусматривает следующие исключения: устав фонда изменяется органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке; в определенных случаях право внесения изменений в устав фонда предоставляется суду (см. ст. 119 ГК); возможность внесения изменений по судебному решению предусмотрена в отношении учредительного договора товарищества (см. п. 2 ст. 72 ГК). Законом и учредительными документами юридического лица, как правило, устанавливается требование о квалифицированном большинстве голосов для принятия решения об изменении учредительных документов. Особым случаем изменения учредительных документов является изменение (уменьшение или увеличение) уставного капитала хозяйственных обществ, а также уставного фонда унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в отношении которого законом установлено специальное регулирование (см. ст. 90, 100, 101; п. 5, 6 ст. 114 ГК).
По общему правилу изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Законом могут устанавливаться случаи, когда изменения определенного вида приобретают силу для третьих лиц не с момента регистрации, а с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Вместе с тем юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. В частности, данное правило препятствует удовлетворению требований учредителей (участников) о признании недействительными сделок юридического лица, заключенных с третьими лицами, по мотивам отсутствия государственной регистрации соответствующих изменений.
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом.
Задача
Между Тюменским райпо (арендодателем) и ООО «Луч» (арендатором) 14 мая 1999 года был заключен договор аренды на год.
Арендатор добросовестно исполнял договор, но арендодатель решил использовать помещение для своих целей и предложил 10 декабря 1999 года арендатору через 10 дней освободить помещение. Арендатор отказался это сделать.
1. Как прекращается досрочно договор аренды?
2. Если арендодатель обратиться в суд, то, какое решение он вынесет?
3. Составьте от имени ООО «ЛУЧ» исковое заявление в суд.
Ответ:
В соответствии со ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Следовательно, в данном случае суд должен вынести решение не правомерном прекращение договора аренды арендодателя.
В _______________________
(наименование суда)
Истец: _____ ООО «ЛУЧ»
Адрес: ___________________
Ответчик: Тюменским райпо
Адрес: ___________________
Исковое заявление
Между нашей организацией ООО «Луч» (арендатором) и Тюменским райпо (арендодателем) 14 мая 1999 года был заключен договор аренды на год.
ООО «Луч» добросовестно исполнял договор, но арендодатель решил использовать помещение для своих целей и предложил 10 декабря 1999 года арендатору через 10 дней освободить помещение. Арендатор отказался это сделать.
На основании ст. со ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
просим:
1. Взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения морального вреда _________________________________________________________ руб.
(сумма цифрами и прописью)
2. Взыскать с ответчика в пользу истца их расходы по оплате услуг представителя - адвоката по ______________________________________ руб.
(сумма цифрами и прописью)
Приложение:
1. Договор аренды
2. Копия искового заявления
3. Квитанция об уплате госпошлины
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
3. Гражданский процессуальное право./ Под ред. Шакарян М.С. М., 2003. 634 с.
4. Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996.
5. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Г.П.Ивлиев. М., 2004. .
6. Кудрявцева И.А. Основные положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и особенности их применения // Консультант бухгалтера. N 4. апрель 2003
[1] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 391.