Содержание

1. Расчетная часть._____________________________________________ 3

1.1 Задание I.__________________________________________________ 4

1.2 Задание II._________________________________________________ 7

1.3 Задание III._______________________________________________ 17

1.4 Задание IV._______________________________________________ 24

1.5 Задание V.________________________________________________ 27

1.6 Задание VI._______________________________________________ 30

2. Теоретическая часть_________________________________________ 33

Введение____________________________________________________ 33

2.1 Понятие нормативных затрат, нормативная база организации______ 35

2.2 Учет затрат по нормам. Учет изменения норм.___________________ 39

2.3 Нормы и отклонения от них как средство совершенствования контроля 41

2.4 Анализ отклонений от нормативных затрат в управленческом учете_ 44

2.5 Бухгалтерские регистры, их построение в зависимости от моделей нормативного учета затрат__________________________________________________ 53

2.6 Перспектива развития и внедрения нормативного метода калькулирования себестоимости продукции_______________________________________ 57

Заключение__________________________________________________ 58

Список литературы____________________________________________ 59

1. Расчетная часть.

(Вариант № 1)

Исходные данные по предприятию.

Предприятие производит кирпич строительный. Производство кирпича осуществляется в четырех производственных цехах - переделах (основное производство):

- 1-ый передел производит добычу глины;

- 2-ой передел осуществляет формовку кирпича-сырца;

- 3-ий передел - сушка кирпича,

- 4-ый передел - обжиг кирпича.

Также имеется вспомогательное производство, которое состоит из трех цехов:

- ремонтный цех производит ремонт и наладку оборудования основного и вспомогательных производств, зданий и помещений по заводским заказам;

- автотранспортный цех оказывает автотранспортные услуги внутри предприятия;

- котельный цех производит выпуск горячей воды для обслуживания всех подразделений предприятия.

1.1 Задание I.

На основе данных (табл. 1) сгруппируйте затраты на производство по статьям калькуляции и экономическим элементам.

Перечень элементов затрат и статей расходов

Таблица 1

п/п

Наименование расходов

Сумма, руб.

I вариант

1.

Топливо и энергия на технологические цели

15805

2.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

25343

3.

Материальные затраты

50289

4.

Общехозяйственные расходы

2670

5.

Отчисления на социальные нужды

16679

6.

Потери от брака

1090

7.

Сырье и материалы

21255

8.

Вспомогательные материалы

4905

9.

Амортизация основных фондов

15468

10.

Затраты на оплату труда

30109

11.

Общепроизводственные расходы

10083

12.

Основная з/плата производственных рабочих

22890

13.

Дополнительная з/плата производственных рабочих

1908

14.

Прочие затраты

2951

15.

Отчисления на социальное страхование

9547

Задание рекомендуется выполнять по форме приложений 1,2.

Решение.

Затраты на производство по экономическим элементам.

№ п/п

Элементы затрат

Сумма, руб.

1.

Материальные затраты :

–       топливо и энергия на технологические цели

–       расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

–       материальные затраты

–       общехозяйственные расходы

–       сырье и материалы

–       вспомогательные материалы

–       общепроизводственные расходы

–       потери от брака

131440

15805

25343

50289

2670

21255

4905

10083

1090

2.

Затраты на оплату труда :

–       затраты на оплату труда

–       основная заработная плата производственных рабочих

–       дополнительная заработная плата производствен-ных рабочих

54907

30109

22890

1908

3.

Отчисления на социальные нужды :

–       отчисления на социальные нужды

–       отчисления на социальное страхование

26226

16679

9547

4.

Амортизация:

– амортизация основных фондов

15468

15468

5.

Прочие затраты

2951

ИТОГО: производственная себестоимость готовой продукции

230992

Затраты на производство по статьям калькуляции.

№п/п

Статья расходов

Сумма, руб.

1.

Сырье и материалы:

- сырье и материалы

- материальные затраты

- вспомогательные материалы

76449

21255

50289

4905

2.

Возвратные отходы

-

3.

Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций

-

4.

Топливо и энергия на технологические цели

15805

5.

Заработная плата производственных рабочих

- затраты на оплату труда

- основная з/плата производственных рабочих

- дополнительная з/плата производственных рабочих

54907

30109

22890

1908

6.

Отчисления на социальные нужды

- отчисления на социальные нужды

- отчисления на социальное страхование

26226

16679

9547

7.

Расходы на подготовку и освоение производства

-

8.

Общепроизводственные расходы

10083

9.

Общехозяйственные расходы

2670

10.

Потери от брака

1090

11.

Прочие производственные расходы :

- прочие затраты

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

- амортизация основных фондов

43762

2951

25343

15468

ИТОГО:производственная себестоимость готовой продукции

230992

1.2 Задание II.

На основании данных для выполнения задания (табл. 2; 3; 4; 5) составить ведомости учета затрат по вспомогательным цехам и исчислить себестоимость горячей воды, транспортных работ, заказов по ремонту.

1. Хозяйственные операции

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,руб.

1.

Отпущены материалы на содержание помещения:

1060

- котельного цеха

320

- гаража

640

- ремонтного цеха.

100

2.

Израсходовано:

11300

- угля в котельной

4900

- бензина

6400

3.

Начислена з/плата:

5120

- операторам котельной

1430

- шоферам

2400

- аппарату управления котельного цеха

340

- аппарату управления автотранспортного цеха

500

- аппарату управления ремонтного цеха

450

4.

Начислен износ основных средств:

1025

- по котельному цеху

235

- по автотранспортному цеху

440

- по ремонтному цеху

350

5.

Получено энергии:

1840

- котельной

460

- гаражом

830

- ремонтным цехом

550

2. Услуги котельной по плановой себестоимости оцениваются из

расчета:14 руб. за 1 т. м3

3. Услуги автотранспортною цеха по перевозке угяя оцениваются

из расчета:150 руб. за 1 тыс. т. км.

4.Отчет цехов об оказанных услугах

Таблица 3

п/п

Цехи-потребители

Горячая вода,

тыс. м3

Услуги а/тр-а,

тыс. т/км

1.

Основное производство:

450

76,3

1-ый передел

40

28,5

2-ой передел

190

16,2

3-ий передел

130

13,2

4-ый передел

90

18,4

2.

Вспомогательное производство:

100

5,4

- ремонтный цех

60

2,7

- котельная

-

2,7

- гараж

40

-

3.

Заводоуправление

50

1,0

Итого:

600

82,7

Себестоимость единицы услуг, руб;

5. Остатки НЗП на начало месяца по ремонтному цеху, руб:

Таблица 4

п/п

Статья

расходов

Заказ

101

Заказ

103

1.

Сырье и материалы

950

115

2.

Возвратные отходы

-

10

3.

Основная з/плата производственных рабочих

584

55

4.

Дополнительная з/плата производственных рабочих

47

5

5.

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

243

23

6.

Общегосударственные расходы

920

92

ИТОГО:

2744

280

6. Выписка из ведомости распределения расхода основных материалов и заработной платы по ремонтному цеху, руб:

Таблица 5

№ п/п

Вид затрат

Заказ

101

Заказ

103

1.

Материалы

1050

-

2.

Возвратные отходы

80

-

3.

Основная з/плата производственных рабочих

651

100

7. Дополнительная з/плата производственных рабочих ремонтного цеха в текущем месяце составляет 8 % от основной з/платы производственных рабочих.

8. На начало текущего месяца в ремонтном цехе были открыты заказы №101 - наладка оборудования в цехе 3 (сушка кирпича), № 103 - ремонт помещения автотранспортного цеха.

В отчетном месяце выполнен заказ N 103, заказ №101 переходит на следующий месяц.

Для выполнения задания II рекомендуется использовать формы приложений 3; 4; 5; 6.В начале исчислить себестоимость горячей воды, эатем транспортных работ.

Решение.

Ведомость учета затрат по котельной, руб.

№ п/п

Статья расходов

Кредит счетов

Ма-тери-алы

Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда

Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению

Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство

Износ основных средств

Проч-ие счета

Итого

1.

Общепроиз-водственные расходы

320

4900

1430

340

630

-

235

460

8315

ИТОГО:

5220

1770

630

-

235

460

8315

Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*35,6%=1770*35,6%=630руб.

Ведомость учета затрат по автотранспортному цеху, руб.

№ п/п

Статья расходов

Кредит счетов

Ма-тери-алы

Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда

Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению

Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство

Износ основных средств

Проч-ие счета

Итого

1.

Общепроиз-водственные расходы

640

6400

2400

500

2506

-

440

830

13716

ИТОГО:

7040

2900

2506

-

440

830

13716

Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*35,6%=7040*35,6%=2506руб.

Ведомость распределения стоимости услуг

котельного и автотранспортного цехов.

№ п/п

Цехи - потребители

Горячая вода

Услуги автотранспорта

Кол-во,

тыс.м3

Сумма,

руб.

Кол-во,

тыс.т/км

Сумма,

руб.

1.

Основное производство:

-         1-ый передел

-         2-ой передел

-         3-ий передел

-         4-ый передел

450

40

190

130

90

6236

554

2633

1802

1247

76,3

28,5

16,2

13,2

18,4

12655

4727

2687

2189

3052

2.

Вспомогательное производство:

-         ремонтный цех

-         котельный цех

-         автотранспортный цех

100

60

-

40

1386

832

-

554

5,4

2,7

2,7

-

895

447,5

447,5

-

3.

Заводоуправление

50

693

1,0

166

ИТОГО:Себестоимость услуг, руб.

600

8315

82,7

13716

Из ведомости учета затрат по котельной видно, что себестоимость услуг равна 8315 руб.

Себестоимость горячей воды за 1тыс.м3 =8315/600=13,86 руб.

Из ведомости учета затрат по автотранспортному цеху видно, что себестои-мость услуг равна 13716 руб.

Себестоимость транспортных работ за 1 тыс.т/км=13716/82,7=165,85 руб.

Ведомость учета затрат по ремонтному цеху, руб.

№ п/п

Статья расходов

Кредит счетов

Ма-тери-алы

Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда

Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению

Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство

Износ основных средств

Проч-ие счета

Итого

1.

Общепроиз-водственные расходы

100

450

160

-

350

550

1610

ИТОГО:

100

450

160

-

350

550

1610

Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*35,6%=450*35,6%=160руб.

Ведомость распределения общепроизводственных расходов

ремонтного цеха по заказам, руб.

№ п/п

№ заказа

Основная з/пла-та производ-ственных рабочих

Основное сырье и материалы

Итого:

(3+4)

Коэффи-циент рас-пределе-ния

Общепро-извод-ственные расходы

1

2

3

4

5

6

7

1.

101

651

1050

1701

0,944

1520

2.

103

100

-

100

0,056

90

Итого:

751

1050

1801

1

1610

Коэффициент распределения по 101 закзу=1701/1801=0,944

Коэффициент распределения по 103 закзу=100/1801=0,056

Сумма общепроизводственных расходов, взятая из ведомости учета затрат по ремонтному цеху, распределяется с помощью коэффициента распределения:

Заказ 101: 1610*0,944=1520;

Заказ 102: 1610*0,056=90;

Карточка учета затрат на производство по заказам.

Заказ № 101                                         Дата открытия заказа-прошедший месяц

                                                              Дата окончания заказа-следующий месяц

Показатели

Сы-рье и мате-риа-лы

Воз-врат-ные отхо-ды

Основ-ная з/плата произ-водст-венных рабочих

Дополнительная з/плата произ-водст-венных рабочих

Отчис-ления на соц. страхо-вание

Расходы на содер-жание и эксплуатацию обо-рудования

Обще-произ-водст-венные расхо-ды

Поте-ри от брака

Обще-хозяй-ствен-ные расхо-ды

Итого:

Остаток на начало месяца

950

-

584

47

243

-

920

-

-

2744

Затраты за месяц

1050

-80

651

52

250

-

1520

-

-

3443

Итого затрат с остатком

2000

-80

1235

99

493

-

2440

-

-

6187

Списано на:

-         себесто-имость брака

-         себесто-имость готовой продук-ции

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Остаток на конец м-ца

2000

-80

1235

99

493

-

2440

-

-

6187

Карточка учета затрат на производство по заказам.

Заказ № 103                                           Дата открытия заказа-прошедший месяц

                                                               Дата окончания заказа-отчетный месяц

Показатели

Сы-рье и мате-риа-лы

Воз-врат-ные отхо-ды

Основ-ная з/плата произ-водст-венных рабочих

Дополнительная з/плата произ-водст-венных рабочих

Отчис-ления на соц. страхо-вание

Расходы на содер-жание и эксплуатацию обо-рудования

Обще-произ-водст-венные расхо-ды

Поте-ри от брака

Обще-хозяй-ствен-ные расхо-ды

Итого:

Остаток на начало месяца

115

-10

55

5

23

-

92

-

-

280

Затраты за месяц

-

-

100

8

38

-

90

-

-

236

Итого затрат с остатком

115

-10

155

13

61

-

182

-

-

516

Списано на:

-         себесто-имость брака

-         себесто-имость готовой продук-ции

115

115

-10

-10

155

155

13

13

61

61

-

-

182

182

-

-

-

-

516

516

Остаток на конец месяца

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1.3 Задание III.

Отразить порядок учета затрат и калькулирования себестоимости продукции при попередельном методе, определить себестоимость единицы готовой продукции, используя следующие данные:

1. Выписка из ведомости распределения метериалов, топлива, энергии и заработной платы, руб:

Таблица 6

№ п/п

Вид затрат

Переделы

Добыча глины

Формовка кирпича-сырца

Сушка кирпича

Обжиг кирпича

1.

Вспомогательные материалы

64621

30723

31682

172920

2.

Топливо, энергия на технологические цели

132990

115500

165000

211200

3.

Основная з/плата произ-водственных рабочих

199320

191400

132000

396000

2. Дополнительная э/плата по всем переделам составила 91872 руб.и распределяется пропорционально основной з/плате.

3. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования к основной з/плате по всем переделам составили:

- добыча глины - 90 %;

- формовка кирпича-сырца - 110 %;

- сушка - 100 %;

- обжиг- 120%.

4. Общепроизводственные расходы по переделам составляют 50 % основной з/платы производственных рабочих.

5 Общехозяйственные расходы в сумме 122168 руб. и потери от брака 8086 руб.

6. Данные о выпуске продукции;

- добыча глины - 13000м3;

- на формовку ее передано -11400 м3;

- после формовки получено кирпича-сырца - 5600000шт.;

- после обжига получено годного кирпича - 5450000шт.

По остальному полученному на обжиг кирпичу произошел бой.

Задание III рекомендуется выполнять, используя приложения 7, 8, 9.

Решение.

Ведомость учета затрат на производство, руб.

№ п/п

Статья расходов

Переделы

Добы-ча глины

Формов-ка кирпича

Сушка кирпича

Обжиг кирпича

1.

Полуфабрикаты собственного производства

-

1421425

2959432

4337725

2.

Вспомогательные материалы

64621

30723

31682

172920

3.

Топливо и энергия на технологические цели

132990

115500

165000

211200

4.

Основная з/плата производственных рабочих

199320

191400

132000

396000

5.

Дополнительная з/плата производственных рабочих

19932

19140

13200

39600

6.

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

78054

74952

51691

155074

7.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

□ в том числе услуги вспомогательных производств

826848

1010592

918720

1102464

8.

Общепроизводственные расходы:

□ в том числе услуги вспомогательных производств

99660

95700

66000

198000

9.

Общехозяйственные расходы

-

-

-

122168

10.

Потери от брака

-

-

-

8086

ИТОГО:

1421425

2959432

4337725

6743237

1.Расчет дополнительную з/платы.

 Найдем соотношение дополнительной з/платы к основной з/плате: 91872/(199320+191400+132000+396000)=0,1

Рассчитаем дополнительную з/плату по переделам пропорционально основной з/плате:

1-ый передел : 199320*0,1=19932руб.

2-ой передел : 191400*0,1=19140руб.

3-ий передел : 132000*0,1=13200руб.

4-ый передел :396000*0,1=39600руб.

2.Расчет отчислений на социальное страхование и обеспечение:

1-ый передел : (199320+19932)*35,6%=78054руб.

2-ой передел : (191400+19140)*35,6%=74952руб.

3-ий передел : (132000+13200)*35,6%=51691руб.

4-ый передел :(396000+39600)*35,6%=155074руб

3.Расчет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования:

1-ый передел : (199320+191400+132000+396000)*90%=826848руб.

2-ой передел : (199320+191400+132000+396000)*110%=1010592руб.

3-ий передел : (199320+191400+132000+396000)*100%=918720руб.

4-ый передел : (199320+191400+132000+396000)*120%=1102464

4.Расчет общепроизводственных расходов:

1-ый передел : 199320*50%=99660руб.

2-ой передел : 191400*50%=95700руб.

3-ий передел : 132000*50%=66000руб.

4-ый передел :396000*50%=198000руб.

Себестоимость 1 тыс.м3 глины: 1421425/13000*1000=109340,38руб.

Себестоимость 1тыс.шт кирпича: 6743237/5450000*1000=1237,29руб.

Калькуляционная ведомость,руб.

№ п/п

Статья расходов

Переделы

Итого:

Добы-ча глины

Формов-ка кирпича

Сушка кирпича

Обжиг кирпича

1.

Сырье – глина

1421425

-

-

-

1421425

2.

Вспомогательные материалы

30723

31682

172920

235325

3.

Топливо и энергия на технологи-ческие цели

115500

165000

211200

491700

4.

Основная з/плата производственных рабочих

191400

132000

396000

719400

5.

Дополнительная з/плата производственных рабочих

19140

13200

39600

71940

6.

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

74952

51691

155074

281717

7.

Расходы на содер-жание и эксплуата-цию оборудования

1010592

918720

1102464

3031776

8.

Общепроизвод-ственные расходы:

-         основное производство

-         вспомогатель-ное производство

95700

66000

198000

359700

9.

Общехозяйственные расходы

-

-

122168

122168

10.

Потери от брака

-

-

8086

8086

ИТОГО:

1421425

1538007

1378293

2405512

6743237

Отчетная калькуляция на кирпич строительный, руб.

№ п/п

Статья расходов

План

Факт

1.

Сырье – глина

120

109

2.

Вспомогательные материалы

40

43

3.

Топливо и энергия на технологические цели

90

90

4.

Основная з/плата производственных рабочих

130

132

5.

Дополнительная з/плата производственных рабочих

13

13

6.

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

57

52

7.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

145

556

8.

Общепроизвод-ственные расходы:

-         основное производство

-         вспомогатель-ное производство

60

66

9.

Общехозяйственные расходы

22

22

10.

Потери от брака

2

1

11.

Производственная себестоимость

679

1084

12.

Внепроизводственные расходы

100

100

13.

Полная себестоимость

779

1184

1.4 Задание IV.

Произвести деление совокупных затрат на постоянные и переменные составляющие, используя данные табл .7 методом высшей и низшей точек.

Таблица 7

Временной период

Объем производства, тыс. шт.

Совокупные затраты, руб.

I квартал

Январь

5692

3974850

Февраль

5450

3815000

Март

5540

3872385

II квартал

Апрель

5734

4003527

Май

5677

3964950

июнь

5230

3707550

III квартал

июль

5620

3939870

август

5429

3910180

сентябрь

5470

3837570

IV квартал

октябрь

5984

4129620

ноябрь

5843

4068570

декабрь

5560

3932181

Решение.

Из приведенных данных в таблице 7 видно, что наибольший выпуск продукции был достигнут в октябре (5984 тыс.шт.) и ему соответствовали расходы в сумме 4129620 руб. В июне, напротив, выпущено минимальное количество продукции (5230 тыс. шт.), на что было израсходовано 3707550 руб. Находим от-клонения в объемах производства и в затратах в макси-мальной и минимальной точках:

∆q=qmax-qmin=5984000-5230000=754000шт.

∆З=Зmaxmin=4129620-3707550=422070руб.

Тогда ставка (Ст) переменных расходов на единицу продукции (или коэффициент реагирования затрат) будет определена по формуле

Ст=∆З/∆q,

что составит : 422070/754000=0,560.

Величину совокупных переменных расходов в максимальной и мини-мальной точках вычисляем путем умножения рассчитанной ставки на соот-ветствующий объем производства:

Ст* qmax=0,560*5984000=3349691руб.- совокупные переменные рас-ходы в максимальной точке (в октябре).Анологично

Ст* qmin=0,560*5230000=2927621руб.- совокупные переменные рас-ходы в миниимальной точке (в июне).

Из исходных данных (таб.7) известно, что общая сумма издержек в октябре составила 4129620руб., следовательно, на долю постоянных затрат в максимальной точке приходится 4129620-3349691=779929руб.

Размер постоянных затрат в июне (минимальная точка) составит

3707550-2927621=779929руб.

Отсюда поведение расходов на содержание и эксплуатацию обору-дования в условном примере может быть описано следующей формулой:

У=779929+0,560Х,

Где Y – общая сумма расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.;

X – объем производства в натуральном выражении.

1.5 Задание V.

На основании данных для выполнения задания (табл. 7, 8) постройте график безубыточности производства, определите точку критического объема выпускаемой продукции, укажите области чистых убытков и чистой прибыли. Рассчитайте маржинальный доход.

Отчет о доходах и расходах.

Таблица 8

№ п/п

Показатели

Сумма, тыс.руб.

1.

Объем реализованной продукции (5000 тыс.шт.)

5000

2.

Совокупные переменные затраты

Определить

3.

Маржинальный доход

Определить

4.

Постоянные расходы

Определить

5.

Чистый доход

Определить

Примечание: на горизонтальной оси графика – показатель единицы реализованной продукции, на вертикальной – затраты, доход.

Решение.

№ п/п

Показатели

Сумма, тыс.руб.

1.

Объем реализованной продукции (5000 тыс.шт.)

5000

2.

Совокупные переменные затраты

2800

3.

Маржинальный доход

2200

4.

Постоянные расходы

780

5.

Чистый доход

1420

1)Исходя из формулы  У=779929+0,560Х, ясно, что :

-         постоянные затраты равны 779929 или округленно 780 тыс.руб.;

-         переменные затраты равны : ,0560*5000000=2800000руб.

2)Чистый доход определяется как разница между выручкой и себестои-мостью:5000000-(2800000+779929)=1420071 руб.или округленно 1420тыс.руб.

3)Маржинальный доход равен сумме чистого дохода и постоянных расходов:

1420071+779929=2200000 руб.

4)Точка безубыточности (ТБ) определяется соотношением совокупных постоянных расходов и маржинальным доходом на единицу продукции, и равна:

780000/(2200000/5000000)=1772727руб. или 1773 тыс.руб.

Таким образом, критический объем выпускаемой продукции будет равен 1773 тыс.шт.

График безубыточности производства.

 

1.6 Задание VI.

Используя данные табл. 9, составьте сравнительные отчеты о прибыли за каждый месяц по методу:

- полного распределения затрат;

- маржинальной калькуляции.

Прокомментируйте следующее высказывание (при желании проиллюстрируйте цифрами):

«Маржинальная калькуляция составлена по данным о реализации,

полное распределение затрат - по данным о производстве».

Таблица 9

Исходные данные

Январь

Февраль

Реализация, т. шт.

5200

5800

Производство, т. шт.

5600

5500

Цена реализации ед. продукции, руб./тыс.шт.

1000

1000

Прямые производственные расходы на ед. продукции, руб./тыс.шт.

560

560

Общехозяйственные расходы, руб.

804000

804000

Сделайте вывод, какой метод калькуляции себестоимости продукции наиболее предпочтителен с точки зрения минимизации налогооблагаемой прибыли в январе и феврале.

Решение.

Отчет о прибыли при калькуляции себестоимости

 с полным распределением затрат, тыс.руб.

Показатели

Январь

Февраль

Расходы собранные на счете 20 и 25

3136000

3080000

Расходы собранные на счете 26

804000

804000

Всего расходов

3940000

3884000

Себестоимость продаж

3660800

4094000

Выручка от продаж

5200000

5800000

Прибыль при калькулировании с полным распределением затрат

1539200

1706000

Налог на прибыль

369408

409440

1)Расходы собранные на счете 20 и 25 определяется как произведение выпуска продукции и прямых производственных расходов на единицу продукции:

январь: 5600*560=3136000руб.;

февраль: 5500*560=3080000руб.

2)Рассчитаем себестоимость единицы продукции в январе : 3940000/5600000=0,704 (все расходы делим на количество произведенной продукции).

Чтобы найти себестоимость продаж, нужно себестоимость единицы продук-ции умножить на количество реализованной продукции:

0,704*5200000=3660800

На начало февраля остаток нереализованной продукции составляет 400тыс.шт.(5600-5200), которую мы реализуем в феврале по цене 0,704.Так как реализация в феврале составляет 5800тыс.шт., то 5400 тыс.шт.(5800-5400) мы реализовываем по себестоимости за февраль:

3884000/5500000=0,706

Т.о. себестоимость продаж в феврале составит:

(400000*0,704)+(5400000*0,706)=4094000руб.

3)Выручка от продаж определяется как произведение количества реализован-ной продукции и цены за единицу реализованной продукции:

- январь : 5200*1000=5200000руб.

- февраль: 5800*1000=5800000руб.

4)Прибыль определяется как разница между выручкой и себестоимостью:

- январь : 5200000-3660800=1539200руб.

- февраль: 5800000-4094000=1706000руб.

5)Налог на прибыль составляет 24% от прибыли:

- январь : 1539200*24%=369408руб.

- февраль: 1706000*24%=409440руб.

Отчет о прибыли при маржинальной

калькуляции , тыс.руб.

Показатели

Январь

Февраль

Выручка от продажи продукции

5200000

5800000

Переменная часть себестоимости проданной продукции

2912000

3248000

Маржинальный доход (стр.1-стр.2)

2288000

2552000

Постоянные расходы

804000

804000

Операционная прибыль (стр.3-стр.4)

1484000

1748000

Налог на прибыль

356160

419520

Переменная часть себестоимости проданной продукции определяется как произведение количества реализованной продукции и прямых производственных расходов на единицу продукции:

- январь : 5200*560=2912000руб.

- февраль: 5800*560=3248000руб.

Вывод: с точки зрения минимизации налогооблогаемой прибыли целесо-образно в январе применить метод маржинальной калькуляции, а в феврале  метод полного распределения затрат.

2. Теоретическая часть

Тема : "Нормативный метод учета затрат на производство как инструмент планирования, учета и контроля за формированием себестоимости продукци".

Введение

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.

Норма это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов. Они в свою очередь устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро) и образуют взаимосвязанную систему, которая регламентирует все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Важнейшим принципом нормативного учета является учет затрат на производство по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм.

Затраты по нормам на фактический выпуск обычно определяются расчетным путем. При этом для упрощения учета используют укрупненные объекты (так, в отчетах по использованию материалов рассчитывают нормативный расход по каждому наименованию материалов на изделие, в некоторых случаях на группу изделий, выпущенных данным цехом) с целью выявления конечного результата. Необходимость в определении нормативных затрат вызвана расчетом отклонений от норм, не оформленных документами. Вместе с тем выявление обшей суммы отклонений требует обязательной инвентаризации незавершенного производства, что значительно увеличивает трудоемкость производственного учета и не всегда возможно.

2.1 Понятие нормативных затрат, нормативная база организации

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные до начала производства, т. е. предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

• прямые материальные затраты;

• прямые затраты труда;

• общепроизводственные расходы.

В настоящее время нормативы материальных и трудовых затрат наиболее полно устанавливаются в основном только на прямые затраты (сырье, материалы, производственную заработную плату). По другим статьям, отражающим расходы на обслуживание производства и управление (общепроизводственные и общехозяйственные расходы), из-за трудности нормирования нередко ограничиваются разработкой годовой сметы затрат с разбивкой по кварталам и месяцам.

Определение нормативных прямых затрат (материалы, труд) основывается на инженерных оценках и расчетах, изучении трудовых операций, технологических спецификаций, зависит от типа и качества используемых материалов и труда. Нормативы накладных расходов на единицу продукции рассчитываются на более простых предположениях — по ставке распределения пропорционально выбранной базе.

Нормативные затраты на единицу продукции состоят из нормативных затрат основных материалов (НЗМ):

НЗМ = нормативная цена материала х нормативное количество материала.

Нормативная цена основных материалов — оценка затрат определенного вида основных материалов на следующий отчетный период. Ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет агент по закупкам, который должен учесть все возможные увеличения цен, новые источники поставок и т. д. Он совершает все фактические закупки.

Нормативное количество основных материалов — оценка ожидаемого количества, которое будет использовано. Менеджеры по центрам затрат или бухгалтер, ведущий учет затрат, должны учесть конструкционную специфику изделия, качество основных материалов, производительность оборудования, квалификацию и опыт рабочих, определенный брак и потери.

Нормативных прямых затрат труда (НЗТ):

НЗТ = трудозатраты в нормо-часах х нормативную ставку прямой оплаты труда.

Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам) — время, необходимое для каждого подразделения, станка или процесса для производства единицы или партии изделий. Ответственность за разработку норматива лежит на менеджере центра ответственности.

Нормативная ставка прямой оплаты труда — почасовые прямые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой функции или вида работ. Ставки либо фиксируются в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией.

Общепроизводственные расходы (ОПР) — сумма оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем учетном периоде. Существует различие в определении коэффициентов для переменных и постоянных общепроизводственных расходов, состоящее в использовании разных оснований распределения общепроизводственных расходов.

Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов — Кпер :

Кпер = общие планируемые переменные ОПР/ ожидаемое количество нормо-часов трудозатрат (или машино-часы, количество материалов).

Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов — Кпос:

Кпос = общие планируемые постоянные ОПР / нормальная мощность в нормо-часах трудозатрат.

Использование показателя нормальной мощности дает уверенность в том, что все постоянные общепроизводственные расходы будут отнесены на производимый продукт, когда нормальная мощность достигнута. Если фактический выпуск превышает запланированный и нормативные трудозатраты выше, чем нормальные, возникает благоприятная ситуация. Фактические постоянные общепроизводственные расходы на единицу продукции будут меньше, чем нормативные. Но если фактический выпуск падает ниже нормальной мощности, то запланированная сумма постоянных общепроизводственных расходов будет приходиться на меньшими объем продукции.

Сумма нормативных затрат основных материалов (НЗМ), переменных затрат труда (НЗТ) и общепроизводственных расходов (ОПР) на единицу продукции составляет суммарную нормативную себестоимость единицы продукции (НЗ):

НЗ=НЗМ+НЗТ+ОПР.

Использование нормативов затрат при калькулировании позволяет избежать вычисления каждую неделю или месяц стоимости единицы продукции по данным о фактических затратах. Единожды определив нормативные затраты, можно в любое время исчислить общие нормативные затраты на единицу продукции. Имеется возможность ведения учета по принципу исключений, т. е. учитываются лишь отклонения от нормативов, чем и упрощается бухгалтерская работа.

Необходимой предпосылкой применения нормативного метода является наличие соответствующей нормативной базы, под которой понимается комплекс нормативов, норм и смет, которые используются для планирования, организации и контроля производственного процесса. Норма — оценка затрат на единицу произведенного результата — устанавливается на основе технического анализа операций производства каждого продукта с учетом прогрессивных технологий и организации производства. По мере освоения производства и улучшения использования ресурсов нормы могут изменяться (снижаться).

2.2 Учет затрат по нормам. Учет изменения норм.

При определении нормативных затрат возникает проблема требований к нормам. Должны ли они отражать результаты деятельности в идеальных условиях, безошибочную работу или легко достижимые результаты? Нормы затрат подразделяются на следующие категории:

• Основные нормы. Не изменяются от периода к периоду и используются также как числовой показатель. Основные нормы образуют базис, с которым сравнивается деятельность последующих периодов. Нереалистичным в этих нормах является то, что не рассматриваются изменения окружающих условий (методы производства, уровни цен и другие факторы).

• Идеальные нормы это минимальные затраты, которые возможны в условиях оптимальной деятельности, предусматривающей отсутствие любых потерь, даже в тех случаях, когда это недостижимо. Такие нормы представляют собой цели, на которые следует ориентироваться, а не результаты, которые необходимо достигать в текущем производстве.

• Текущие достижимые нормы отражают затраты, которые должны возникнуть в условиях эффективной деятельности с допустимыми нормальными потерями вследствие неизбежной порчи ресурсов, поломки и ремонта-оборудования, потерь времени из-за перерывов в производстве. Текущие достижимые нормы применяются чаще всего и представляют собой цель, которая реально может быть достигнута. Это лучшая база, с которой должны сопоставляться фактические затраты.

Отклонения от норм учитываются по местам их возникновения — • цехам, участкам, бригадам, по причинам и виновникам на основании документации и прежде всего сигнальной документации, имеющей обычно другой цвет или цветную полосу. Такими сигнальными документами являются материальные требования на дополнительный (сверхлимитный) отпуск материалов для восполнения недостачи и брака деталей, акты на замену материала, доплатные листы по заработной плате, наряды на выполнение операций, не предусмотренных. технологией.

Учет изменений норм осуществляется в специальных ведомостях, где фиксируется содержание каждого извещения об изменении норм: его номер, причина изменения, старая и новая величина нормативного расхода и т. д. Для определения суммы затрат в связи с изменением норм ежемесячно составляется ведомость пересчета остатков незавершенного производства по нормам, введенным с первого числа отчетного месяца.

Сводный учет затрат и калькулирование себестоимости при нормативной системе ведутся обычно в оборотных ведомостях, открываемых для определенного вида или группы однородных изделий по всем центрам ответственности. Затраты по статьям показываются в ведомости с подразделением на затраты по текущим нормам, изменениям норм и отклонениям от норм.

Несмотря на трудоемкость процессов учета и расчета параметров нормативной и фактической себестоимости нормативный метод позволяет получить достоверную информацию о затратах для их анализа и контроля. Ежедневное обобщение и анализ отклонений от норм по местам возникновения и центрам ответственности позволяет руководителям своевременно устранять возникающие неполадки в организации производства и предупреждать возможность их появления в будущем. Иначе говоря, система нормативного учета издержек создает предпосылки для организации управления производством по отклонениям от норм.

2.3 Нормы и отклонения от них как средство совершенствования контроля

Учет издержек производства в качестве своей основной задачи ставит информирование руководства предприятием и его подразделениями об отклонениях от норм (стандартов). Общеизвестно, если руководство своевременно обратит внимание на места возникновения отклонений, виды отклонений и людей, ответственных за отклонения, то будут приняты меры, корректирующие отрицательные последствия каких-либо явлений и операций. Отсюда, системы учета, предусматривающие процедуры управления издержками, имеют тесную связь с планированием и нормированием затрат и выявлением отклонений от них.

Разработка норм и нормативов осуществляется специальными отделами или специалистами, ответственными за тот или иной сектор работы. Полную совокупность применяемых ими приемов планирования подразделяют на две группы: расчет сметы на основе анализа фактических показателей за прошлый период и расчет сметы на основе внутренних стандартов.

При первом способе из фактических результатов прошлого периода исключают разного рода потери, учитывают возможные изменения условий планируемого периода, а именно изменения ассортимента продукции, в составе оборудования, цен на сырье и материалы, услуги, изменения технологии производства и номенклатуры применяемых материалов, длительности производственного цикла, бюджета рабочего времени и производительности, изменения в организации производства, политике управления, персонале, другие случайные колебания.

Второй способ планирования заключается в разработке стандартов по прямым затратам — смета в разрезе аналитических статей. Здесь учитывают нормальный уровень производства, т.е. полное использование производственных мощностей. Под полным использованием производственной мощности понимается его уровень в пределах 100% расчетной величины (проектная мощность) или размер принятых заказов и ожидаемых продаж.

Система планирования направлена на организацию контроля затрат и получения прибыли, а также координацию всех планов организации.

В учете издержек должны быть не просто представлены отклонения от норм и нормативов текущего периода, но и даны объяснения по возникшим текущим отклонениям в следующих аспектах: объема продукции - последствия из-за снятия с производства конкретного продукта, замены на другой вид продукта, изменения цен на продукцию, изменения ассортимента с целью повышения эффективности производства, введения новых технологий и оборудования; издержек — от закупки сырья и материалов, величины отходов производства, эффективности труда, производственных и общехозяйственных накладных расходов до разработки новой продукции.

Управленческая бухгалтерия разрабатывает сравнительные таблицы, где отражаются запланированные и фактические показатели без учета данных прошлого года.

Подобный отчет позволяет интегрировать учет нормативных издержек с планированием и анализом прибыли и продукции.

Кроме того, отчеты составляются по центрам ответственности и создают возможность путем полного выявления отклонений реально оценить вклад каждого подразделения в получение прибыли.

Одна из важнейших процедур нормативного учета представляет собой анализ нормативной себестоимости продукции. Его проводят в момент обобщения нормативов в карточке стандартной себестоимости. Данные из карточек переносят в отчет «Предварительный анализ нормативной (стандартной) себестоимости».

Данные анализа используются управленческой бухгалтерией для докладной записки руководству предприятия и каждым менеджером на предмет увеличения прибыльности продукта. С этой точки зрения рассматриваются вопросы: изменения закупочной цены по сравнению с прошлым годом; определение перспективных направлений политики закупок; определение альтернативных направлений закупочной политики; оценка значимости новых поставщиков (издержки - поставки - качество материалов); преимущества новых вложений в оборудование; преимущества политики «производство или закупка«; оценка материалоемкости с позиций контроля за ценами на материалы, нет ли тенденции закупок по высоким ценам у некоторых поставщиков, анализ издержек и критериев оценки конкурентоспособности продукции по качеству и цене; эффективность отдельных рабочих операций по определенным продуктам, оценка работы с дефектным материалом, проведения нормативных работ в отношении отдельного продукта; проверка возможности изменения ассортимента продукции, снижения цен реализации, расходов на закупку материалов; проведение анализа безубыточности производства; возможности замены продукта без уменьшения объема реализации в целом по предприятию.

Таким образом, сравнивая нормативные затраты на продукт с плановыми затратами устанавливается в определенной степени напряженность нормативов. Использование фактических данных в сопоставлении с нормативными позволяет усилить воздействие со стороны управленцев на процесс формирования себестоимости и сделать более действенной систему контроля за затратами.

2.4 Анализ отклонений от нормативных затрат в управленческом учете

Выявление, учет и анализ отклонений составляют сущность нормативного учета. Под отклонениями от норм понимают абсолютные отступления от действующих текущих норм расхода сырья, материалов, полуфабрикатов, заработной платы и других прямых расходов на изготовление продукции и относительную величину расхождений фактических и сметных затрат накладных расходов.

Отклонения бывают: положительными (экономия) и отрицательными (перерасход); учтенными и неучтенными; материальными и стоимостными.

Отрицательные отклонения прямых затрат анализируют с позиций соблюдения технологических процессов, стандартов организации и управления производством относительно конкретных продуктов. Положительные отклонения прямых затрат рассматриваются с точки зрения обоснованности норм и нормативов, рассчитанных на единицу продукции. Отклонения по постоянным расходам анализируют по их реагированию на изменение объемов производства и соблюдению гибких смет.

Учтенные отклонения называют еще документированными. К ним относятся выявленные отклонения: по данным сигнальной документации до начала процесса производства; по мере выполнения производственного задания; при помощи расчетов и формул по окончании отчетного периода (от нескольких часов до нескольких месяцев).

Недокументированные в данном отчетном периоде отклонения от норм выявляются методами инвентаризации незавершенного производства, готовой и забракованной продукции, материалов и других материальных ценностей. Причинами их образования могут быть: неточности при отпуске и подсчете остатков материалов; сокрытие брака; приписки в объеме выработанной продукции; порча, потери и недостача полуфабрикатов, деталей и продукции; неточности инвентаризации остатков материалов и незавершенного производства. Неучтенные отклонения определяются по окончании отчетного периода и свидетельствуют о недостаточном уровне организации производства и управленческого учета.

Материальные отклонения возникают в снабженческо-заготови-тельной и производственной деятельности. Их распределяют между остатками материалов, незавершенного производства, готовой продукции и реализованной в данном отчетном периоде продукции. Стоимостные отклонения обычно относят на себестоимость реализованной продукции.

Отклонения по материалам. Два основных фактора влияют на отклонения по затратам материалов в производстве продуктов: цена материалов и их количество, потребленное в производстве.

Отклонения по ценам определяются умножением количества закупаемого материала на разницу между нормативной и фактической ценой за единицу материалов:

(НЦ - ФЦ) * КЗ,

где НЦ - нормативная цена;

ФЦ — фактическая цена;

КЗ - количество закупаемого материала.

Возможные причины отклонений: изменения цен на рынке; просчеты снабженческо-заготовительной службы по поиску наиболее благоприятных поставщиков; закупки материалов по низким ценам, но плохого качества, что вызовет ухудшение качества продукции или увеличение количества отходов производства. Причиной может стать и плохое управление запасами, вызывающее необходимость срочных закупок, дополнительных затрат на транспортировку, погрузо-разгрузочные работы, более высокие цены поставщиков за срочность исполнения заказа, а также другие причины, которые возникают вследствие закупочной деятельности.

Есть два подхода к расчетам по отклонениям:

1. В соответствии с количеством закупленного материала. Тогда отклонения распределяются между остатком материалов и реализованной продукцией;

2. В соответствии с количеством использованных материалов. В этом случае все отклонения списывают на себестоимость реализованной продукции.

Отклонения от норм по использованию материалов определяются путем сопоставления фактически израсходованного материала с нормативным расходом на фактический выпуск. Этот принцип является основополагающим и при составлении гибкой сметы затрат. Так же поступают и в отношении отходов.

Для выявления отклонений от норм расхода материалов используются следующие методы: документирования; партионного использования материалов с выявлением отклонении по прямым затратам на выход продукции; предварительного расчета по рецептурам, последующих расчетов на основе данных инвентаризации.

Каждое предприятие в соответствии со своей технологией и особенностями материалов выбирает свою систему выявления отклонений. Но в любом случае расчет производят по формуле :

(НК - ФК) * НЦ,

где НК - нормативный расход на фактический выпуск продукции;

ФК — фактическое количество использованного материала;

НЦ - нормативная цена материала.

Возможные причины отклонений: замена одного вида и типоразмера сырья другим; нарушения стандартов поставляемых материалов; изменение условий комплектации продукции покупными полуфабрикатами; изменение рецептуры сырья; прямой перерасход, вызванный нарушениями технологии, неправильным или нерациональным раскроем; кражи, порча, убыль.

Особое место в анализе отклонений по материалам занимает исследование различных видов отходов. Их классифицируют по следующим признакам:

допустимые отходы производства возникают сразу же в процессе обработки, их включают в издержки материалов, сопоставляют фактически полученные отходы с их нормативной величиной, определяют причины отклонений;

отходы производства в результате окончательного брака - часть материала, который испорчен в процессе производства, выявляется сопоставлением готовой продукции с продукцией, запущенной в производство. В некоторых производствах брак рассматривается как часть нормативов затрат;

отходы производства по вине администрации появляются в результате принятия ошибочных решений управленцами, отсутствия или ослабления процедур контроля производственных отходов.

Отклонения по материалам обобщают по центрам их возникновения, операциям, видам продукции и материалов, по причинам, виновникам и другим признакам.

Отклонения по трудозатратам в процессе анализа различают по степени их значимости. Прежде всего отклонения от нормативных затрат труда вызваны двумя причинами: ставкой заработной платы и эффективностью труда, т. е. ценой труда и количеством труда.

Отклонения по ставке заработной платы определяют сравнением фактической и нормативной цены одного часа труда по формуле:

(НС - ФС) * ФЧ,

где НС - нормативная стоимость 1 часа;

ФС - фактическая часовая ставка;

ФЧ — фактическое число отработанных часов.

Возможные причины отклонений возникают при повышении нормативной ставки, не вошедшее в норму; несоответствии разряда работы и разряда рабочего, выполняющего эту работу; превышении уровня премий, неучтенных в нормативной ставке; различного рода доплаты к нормативным расценкам, вызванные отклонениями от технологического процесса, недостатками организации производства и управления.

Отклонения по производительности — это отклонения по объему труда основных производственных рабочих. Формула расчета отклонений по производительности труда показывает:

(НЧ - ФЧ) * НС,

где НЧ — нормативное время, необходимое для выпуска фактического объема продукции;

ФЧ — фактически затраченное время на этот же объем продукции;

НС — нормативная почасовая ставка заработной платы.

Иногда для анализа используют коэффициент выработки при производстве конкретного продукта. Он представляет собой отношение фактически произведенного объема продукции к нормативному за определенный промежуток времени.

Возможные причины отклонений: ассортимент продукции; низкое качество материала; техническое состояние оборудования; изменение и соблюдение технологических процессов; разная сложность работы; введение нового оборудования, оснастки и инструментов и другие разнообразные причины.

Отклонения по труду могут контролироваться руководителями цехов, подразделений, но большая их часть выходит из-под контроля управленцев низшего и среднего уровней.

Информация об отклонениях, которую готовит управленческий учет, разнообразна и зависит от того, на что эти отклонения направлены. Например, на покрытие неэффективных методов труда, на •изменение ассортимента продукции, на покрытие затрат по освоению новых видов продукции. С этих позиций анализируют нормативные ставки по заработной плате. Каждая нормативная ставка 'должна быть основана на приемлемых нормативах, соответствующих условиям производства. Недостаточно четко разработанные нормативы сводят к минимуму идею расчета и анализа отклонений по труду, оценки выполнения заданий.

Отклонения по накладным расходам анализируют по их поведению относительно объема производства, использования производственной мощности с целью контроля за издержками, отнесенными к отдельным продуктам.

Отклонения по накладным расходам рассматривают с позиций соответствия фактических производственных накладных расходов их сумме, распределенной на виды изделий по заранее установленным нормам поглощения. При этом фактические накладные расходы и общие суммы поглощения себестоимостью продукции, готовой или реализованной, делят на постоянные и переменные составляющие.

Отклонения по постоянным накладным расходам — это разница между нормативными постоянными расходами, включенными в себестоимость продукции и фактическими постоянными расходами.

На сумму отклонений могут влиять:

1) фактические расходы (по составу и количеству), отличающиеся от сметных;

2) фактический выпуск продукции (по ассортименту и объему), отличающийся от сметного.

Эти два вида отклонений еще называют отклонениями по постоянным накладным расходам и отклонениями по объему.

Анализ отклонений по постоянным накладным расходам требует сопоставления сумм фактических и нормативных расходов по каждой статье сметы. Могут быть выявлены самые различные причины отклонений. Например, внеплановое проведение ремонтов, пересмотр заработной платы наладчикам и т.д. Поскольку сметы составляются по структурным подразделениям, то и анализ их исполнения проводят по цехам, производственным участкам.

Одним из основных направлений анализа является рассмотрение как контролируемых, так и неконтролируемых накладных постоянных расходов. В этих целях нормативы должны содержать допустимые отклонения, где в качестве причины выступают прямые затратные отклонения, зависящие от данного руководителя. Для того чтобы отличить контролируемые издержки от неконтролируемых проверяют возникшие прямые расходы на основании процесса производства и классифицируют данные издержки по изделиям.

Отклонения по объему производства — это разность между фактическим объемом производства (ФП) и сметным выпуском продукции (СП) в рассматриваемый период, умноженная на нормативную ставку распределения постоянных накладных расходов (НС):

(ФП - СП) * НС.

Формула основана на положении, что постоянные накладные расходы по отношению к объему производства в течение короткого отрезка времени не меняются.

Анализ отклонений по накладным постоянным расходам рассмотрен выше.

Возможные причины отклонений могут быть вызваны колебаниями спроса на продукцию, ассортиментом продукции, недостатками в снабжении материалами, неэффективным трудом, низким качеством продукции, недостатками в планировании, управлении, организации производства, простоем оборудования и другими факторами. На величину отклонений по объему производства в основном влияют — отклонения по эффективности и отклонения по мощности.

Отклонения объема производства по эффективности труда есть разница между выходом продукции в нормо-часах (НЧ) и фактически затраченным временем труда в часах (ФЧ) за рассматриваемый период, умноженная на нормативную ставку распределения постоянных накладных расходов (НС):

(НЧ - ФЧ) * НС.

Отклонения объема производства по мощности — это разница между фактически затраченным временем труда и сметным временем труда в часах (СЧ) в рассматриваемый период, умноженная на нормативную ставку распределения постоянных накладных расходов (НС):

(ФЧ - СЧ) * НС.

Отклонения по переменным накладным расходам определяются разницей между нормативной величиной переменных накладных расходов (HP) и фактическими переменными накладными расходами (ФР):

HP - ФР.

Общая сумма анализируется по следующим видам: непосредственные отклонения (абсолютные) от сметы; отклонения, скорректированные на фактический объем работ (относительные); отклонения по эффективности.

Абсолютные отклонения определяются как разница между фактическими и сметными расходами. Анализ проводят по каждой статье.

Отдельными расчетами определяются отклонения от скорректированных на фактический объем сметы. В этом случае отклонение равно разнице между сметными, скорректированными переменными накладными расходами (СП HP) и фактическими переменными накладными расходами (ФПНР):

СПНР-ФПНР.

Источником информации для анализа является отчет об исполнении сметы. По каждой из статей сметы могут быть различные причины отклонений.

Отклонения переменных накладных расходов по эффективности - есть разность между выпуском продукции в нормо-часах (НЧ) и фактически затраченным временем труда (ФЧ) за рассматриваемый период, умноженная на нормативную ставку переменных накладных расходов (НС):

(НЧ - ФЧ) * НС

Основная причина этих отклонений - изменения производительности труда.

2.5 Бухгалтерские регистры, их построение в зависимости от моделей нормативного учета затрат

Выбор наиболее эффективного с точки зрения предприятия варианта сводного учета затрат на производство должен быть индивидуальным и зависеть от конкретных условий производства (технологии, организационной структуры).

Порядок сводного учета в системе нормативного производственного учета предусматривает несколько этапов.

1. Первичный учет прямых затрат. На основе интегрированных первичных документов формируется информация о расчетной нормативной величине затрат в разрезе предметов труда - деталей сборочных единиц, узлов и агрегатов. Отклонения от норм, возникающие по тем или иным причинам на операциях технологического процесса, обобщаются в разрезе бригад. В бухгалтерском учете эта и иная информация используется для расчета индекса отклонений, распространяемого на продукцию, изготавливаемую в бригаде. По принципу составления нормативной калькуляции отклонения от норм по видам ресурсов перегруппировываются по калькулируемым объектам. Такой порядок распространяется на бригады с первичным использованием сырья и материалов.

2. Отклонения от норм выхода, производственный брак, технологические потери, порча, недостача, хищения, транспортные потери, отклонения при хранении представлены в первичных документах как отклонения в натуральном выражении. Информация о такого рода отклонениях обобщается в цеховых балансах в разрезе бригад. В сводном учете затрат отклонения в натуральном выражении оцениваются по текущим нормам расхода материалов и заработной платы. Документированный брак и недокументированные отклонения в натуральном выражении выявляются в сводном учете как отклонения по материалам и заработной плате. Это дает возможность оценить степень использования ресурсов в каждой бригаде, фиксировать места возникновения потерь полуфабрикатов или определять долю участия отдельных бригад в общей сумме экономии, что важно для материального стимулирования по конечному результату.

Кроме того, использование массивов нормативно-справочной информации позволяет без калькулирования себестоимости каждого наименования деталей, полуфабрикатов определять потери и брак в одинаковой оценке возмещения и с виновников, и за счет производства. Представляется, что такой способ обобщения информации об отклонениях в натуре аналитичен, системно связан с механизмом хозяйствования внутренних подразделений. Отклонения, представленные в виде материальных и трудовых затрат, не требуют дополнительного расчета распределения по калькулируемым объектам, так как они привязаны к конкретным предметам труда: заготовкам, поковкам, отливкам, деталям, сборочным соединениям, агрегатам и изделиям. В зависимости от их применяемости в узле или изделии отклонения относят на калькулируемый объект.

3. Аналитический учет затрат на производство организуется по бригадам и самостоятельным производственным участкам, выделенным на хозяйственный расчет и не имеющим в своем составе других подразделений, - в разрезе элементов затрат; по цехам и предприятию в целом — в разрезе статей калькуляции, элементов затрат, видам продукции, заказам, услугам.

Для сводной ведомости необходимы две формы карточек аналитического учета затрат на производство. Одна предназначена для обобщения затрат по бригаде на материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, полуфабрикаты собственного производства, отходы, заработную плату. Вторая представляет собой карточку учета затрат для отдельных изделий или группы однородных изделий. Она имеет реквизиты бланка сводного учета затрат, рекомендованного Типовыми указаниями по применению нормативного метода, но в несколько упрощенном виде. Из бланка исключены реквизиты, касающиеся пересчета незавершенного производства.

Бригадная карточка учета затрат (ведомость-машинограмма по бригадам, с промежуточными итогами и общим итогом по цеху) формируется при обработке следующей исходной информации:

на сырье и материалы - листы раскроя и ведомости выработки; расчеты нормативного расхода по сыпучим материалам, лакам, краскам, растворителям и другим химическим материалам; требования на замену материалов; ведомости выработки сборочных цехов и участков; ведомости выработки обрабатывающих производств; цеховые или участковые лимитные карты, план-карты;

на покупные полуфабрикаты — баланс движения покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий в производстве с приложенными актами на брак, списания на наладку, на обучение; сводная ведомость товарной продукции в натуральном выражении; массив состава изделий;

на заработную плату - документы по учету выработки; сигнальные документы по отклонениям; табель учета отработанного времени; различного рода справки, распоряжения и т. п.;

на полуфабрикаты собственного производства - межцеховые балансы движения деталей, узлов, полуфабрикатов; документы по учету выработки; акты на брак, акты на прочие списания, массивы норм расхода материалов; массивы нормативов по труду.

Данные бригадных карточек учета затрат обобщают по участкам цехам и в целом по предприятию в части прямых затрат и затем сверяют с ведомостями сводного учета затрат по бухгалтерским счетам. Таким образом, достигается соответствие аналитического и синтетического учета затрат на производство.

4. Завершающим этапом производственного учета является калькулирование себестоимости продукции. Поскольку производственные цехи завода холодильников, на примере которого рассматривается сводный учет затрат, имеют предметно-замкнутую специализацию, то одна часть выпущенных агрегатов и узлов передается в сборочный цех, другая - сдается на склад готовой продукции. Следовательно, результат работы цеха необходимо рассчитывать как по общим затратам на производство агрегатов и узлов, так и по фактической себестоимости товарной продукции предприятия. Для этих целей предусмотрена «Калькуляционная ведомость выпуска».

Ведомости составляют по каждому цеху, участку и по предприятию в целом на отдельные виды продукции, которые являются самостоятельными объектами калькулирования.

В этих ведомостях на основании нормативных калькуляций или итоговых сумм нормативов и количества данных о выпуске определяется нормативная себестоимость всего выпуска по статьям прямых затрат. К сумме нормативных затрат добавляют общие итоги отклонений от изменений норм, документированные и недокументированные отклонения. Кроме того, в ведомости указывают количество и суммы затрат, принятые от других цехов по поступившим от них комплектам деталей, узлам и агрегатам, количество и суммы затрат по комплектам деталей, узлам и агрегатам, переданным в другие цехи. Исключая из фактических расходов своего цеха затраты, переданные другим цехам, и, добавляя принятые, исчисляют фактическую себестоимость продукции цеха, вошедшую в состав товарного выпуска предприятия.

2.6 Перспектива развития и внедрения нормативного метода калькулирования себестоимости продукции

Несмотря на трудоемкость процессов учета и расчета параметров нормативной и фактической себестоимости нормативный метод позволяет получить достоверную информацию о затратах для их анализа и контроля. Ежедневное обобщение и анализ отклонений от норм по местам возникновения и центрам ответственности позволяет руководителям своевременно устранять возникающие неполадки в организации производства и предупреждать возможность их появления в будущем. Иначе говоря, система нормативного учета издержек создает предпосылки для организации управления производством по отклонениям от норм.

Важным условием внедрения системы нормативного учета является наличие четко разработанного технологического процесса изготовления продукции, несоблюдение которого вызывает отклонения от установленных норм затрат на производство. Своевременная, до запуска изделия в производство, разработка всей технологической документации позволяет заблаговременно составить калькуляции нормативной себестоимости и глубоко проанализировать их с целью изыскания резервов снижения себестоимости в период подготовки производства.

Заключение

Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют управлять себестоимостью изделия и вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной себестоимости (вычитания из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье. Системное документирование отклонений от норм позволяет устанавливать причины отклонений в момент их возникновения, тогда как при других методах, в частности при «историческом» подходе к калькулированию, причины и виновники отклонений если и выявляются, то после составления калькуляции себестоимости.

Список литературы

1.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2003.-528с.

2.Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – Санкт –Петербург : Питер, 2002. – 176с.

3.Карпова Т.П. Основы управленческого учета. – М.: Инфра-М,1997.

4.Управленческий учет / Под редакцией Шеремета А.Д. – М.: ФБК-Пресс,1999.

5.Палий В.Ф., Вандер Вил Р. Управленческий учет. – М.:Инфра,1997.

6. Управленческий учет / Под редакцией В. Палия, Р.Вандер Вила. – М.: Инфра – М,1997. – 480с.

7.Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 1994.

8.Палий В.Ф. Основы калькулирования. – М.: Финансы и статистика, 1987.