Содержание

Содержание. 2

1. Субъекты налоговых отношений. 3

2. Транспортный налог. 15

3. Задача. 16

Литература. 18

1. Субъекты налоговых отношений

Участниками налоговых отношений в соответствии с законодательством о налогах и сборах являются: организации и физические лица, МНС России и его подразделения, Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, органы государственных внебюджетных фондов, Федеральная служба налоговой полиции и ее подразделения, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, Министерство финансов РФ, финансовые органы уровня субъектов РФ и местных муниципальных образований.

1.1. Организации и физические лица

Организации и физические лица в соответствии с Налоговым кодексом РФ могут быть налогоплательщиками или плательщиками сборов, а также налоговыми агентами.

В российском законодательстве налоговая юрисдикция определяется на основе резидентства. Резидентами РФ признаются физические лица - налоговые резиденты РФ, которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены в разд.II части первой Налогового кодекса РФ (гл.3).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Филиалы и территориально обособленные подразделения исполняют полномочия налогоплательщиков.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд налогов[1]. Действующим законодательством установлено, что налоговыми агентами являются организации и физические лица - предприниматели в отношении:

- налога на доходы физических лиц;

- налогообложения дивидендов и доходов от долевого участия;

- налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранными юридическими лицами, не состоящими на налоговом учете, и услуг по аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества.

Права налогоплательщиков и налоговых агентов идентичны. Они имеют право:

- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах и законодательстве о налогах и сборах;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

- использовать налоговые льготы;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

- на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных налогов, пени и штрафов;

- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

- обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в отношении актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика[2] . При этом налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

К основным обязанностям налогоплательщиков относятся обязанность уплачивать законно установленные налоги, вести учет объектов налогообложения и представлять в налоговый орган отчетность, налоговые декларации и информацию, встать на учет в налоговом органе.

Каждому налогоплательщику присваивается по всем видам налогов и сборов индивидуальный идентификационный номер (ИНН). Этот номер указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчетах, заявлении и т.п.), подаваемых в налоговый орган. В индивидуальном идентификационном номере восемь цифр. Первые две цифры идентичны номеру региона местонахождения налогоплательщика, вторые две цифры соответствуют номеру налоговой инспекции, где он поставлен на налоговый учет, остальные цифры соответствуют его регистрационному номеру. Поэтому по ИНН можно установить (идентифицировать) любого налогоплательщика.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии счетов в кредитных организациях - в десятидневный срок со дня открытия или закрытия;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия соответствующего решения;

- об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.


1.2. Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ, Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, органы государственных внебюджетных фондов

Контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов ведут налоговые органы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.30) налоговыми органами в РФ являются МНС России и его подразделения в РФ. В отдельных случаях полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции.

В действующее МНС России входит центральный аппарат, инспекции по субъектам РФ и инспекции по районам и городам. В системе МНС России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 января 1998 г. N 9 образуются специализированные государственные налоговые инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками в регионах. К таким налогоплательщикам относят предприятия, реализующие продукцию ежегодно на сумму 300 млн руб. Кроме того, специальная налоговая инспекция может быть образована для ведения налогового контроля в отраслевом разрезе.

Налоговые органы вправе:

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, и пояснения к ним;

- проводить камеральные и выездные налоговые проверки;

- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

- вызывать налогоплательщиков и иных лиц в налоговые органы для дачи пояснений в случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

- приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

- осматривать и обследовать любые помещения и территории, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

- в некоторых случаях определять суммы налогов расчетным путем;

- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

- взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам;

- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

- требовать от банков документы, связанные с уплатой налогов;

- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

- вызывать свидетелей для дачи показаний, имеющих какое-либо значение для проведения налогового контроля;

- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

- создавать налоговые посты;

- предъявлять в суды общей юрисдикции на физических лиц и в арбитражные суды на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, иски о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистрации, о ликвидации организации любой организационно - правовой формы, о досрочном расторжении договора о налоговом или инвестиционном налоговом кредите и др.

Налоговые органы проводят три вида проверок: камеральные, выездные и дополнительные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков.

Выездная налоговая проверка по одному или нескольким налогам проводится на основании решения руководителя (его первого заместителя) налогового органа.

В ходе выездной проверки должностные лица могут проводить:

- инвентаризацию имущества налогоплательщика;

- осмотр (обследование) производственных складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

- экспертизу;

- допрос свидетеля.

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

В зависимости от задач налоговые проверки делятся на:

- комплексные проверки, при которых проверяется правильность исчисления и уплаты всех налогов данным предприятием;

- тематические проверки, которые проводятся по нескольким направлениям;

- проверки конкретного налога;

- проверки одного показателя по расчету какого-либо налога (например, обоснованность применения льгот и вычетов);

- проверки отражения в учете исчисления налогов при однотипных хозяйственных операциях.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее 2 месяцев после составления справки уполномоченными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписанный руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем.

В акте налоговой проверки следует обязательно указать:

1) документально подтвержденные факты налоговых правонарушений;

2) содержание проверки со ссылкой на соответствующие бухгалтерские документы (с обязательным указанием бухгалтерских проводок по счетам и регистрам бухучета);

3) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Формы и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС России. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю под расписку.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки и выводами, налогоплательщик в 2-недельный срок после получения акта представляет в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражение по акту.

Руководитель налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт проверки и материалы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение. На основании вынесенного решения налогоплательщик при совершении налогового правонарушения привлекается к ответственности. Последнему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

После вынесения решения и привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, при проверке материалов, связанных с обжалованием налогоплательщиком действия налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе провести дополнительную проверку в отношении возникших разногласий. Дополнительная проверка назначается в рамках рассмотрения жалобы налогоплательщика в отличие от налоговой проверки, которая проводится в рамках налогового контроля. В решении о назначении дополнительной проверки в целях разрешения налогового спора указывается:

- круг вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению при проведении указанной проверки;

- налоговый орган, осуществляющий проведение дополнительной проверки.

Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и проводить разъяснительную работу по его применению, вести учет налогоплательщиков, соблюдать налоговую тайну, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.


1.3. Федеральная служба налоговой полиции и ее территориальные подразделения

Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), в отличие от налоговых органов, является правоохранительным органом и напрямую подчиняется Президенту РФ. Она выполняет задачи по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства по налогам и сборам, которые содержат признаки преступлений или административных правонарушений. Подразделения налоговой полиции полномочны проводить в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством РФ дознание, предварительное следствие по делам о преступлениях в налоговой сфере. Они осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. "Об оперативно - розыскной деятельности" оперативно - розыскную деятельность, по запросу налоговых органов участвуют в налоговых проверках, а при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, вправе проводить самостоятельные проверки. Проверки, осуществляемые органами налоговой полиции, не приравниваются к налоговым в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Порядок их назначения и проведения регламентируется Инструкцией ФСНП России "О порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции", которая утверждена Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 июня 2001 г. N 285 и зарегистрирована Министерством юстиции РФ 12 октября 2001 г. (регистрационный номер 2966), т.е. имеет статус нормативного акта.[3]

По результатам проверки, проведенной налоговой полицией, может быть принято одно из следующих решений:

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в налоговый орган при наличии налогового правонарушения.

Специфические функции налоговой полиции - охранная функция и внутренние расследования. Исполняя охранную функцию, налоговые полицейские при наличии оснований обеспечивают охрану налоговых инспекторов и членов их семей, участвуют в проникновении в помещение и на территорию, а также участвуют в выемке документов и аресте имущества, если имеет место противодействие со стороны налогоплательщика. Под внутренними расследованиями понимается борьба против коррупции и за чистоту рядов внутри налоговых органов и подразделений самой налоговой полиции.

Налоговые органы и органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие своих неправомерных действий или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.


1.4. Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и местных муниципальных образований

Основные задачи Минфина России:

- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

- разработка и реализация единой финансовой бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально - экономического развития РФ;

- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

- обеспечение в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

- осуществление методологического руководства.

В соответствии с возложенными на него задачами Минфин России выполняет следующие основные функции в области налогообложения:

- разрабатывает совместно с МНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о совершенствовании налоговой политики развития налогового законодательства и налоговой системы;

- координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов в федеральный бюджет;

- участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

- проводит переговоры, связанные с заключением соглашений между РФ и другими странами об устранении двойного обложения доходов и имущества;

- намечает меры налогового стимулирования предпринимательской деятельности в стране;

- определяет проекты нормативов отчислений от федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ;

- направляет представление в налоговые органы по согласованию с Госкомитетом по управлению государственным имуществом о возбуждении дела о признании предприятия несостоятельным (банкротом) в случае неуплаты им налогов.

Министерство финансов РФ имеет право:

- запрашивать в установленном порядке у федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ материалы, необходимые для разработки проекта федерального бюджета на предстоящий год, расчета прогноза консолидированного бюджета РФ, составления отчета исполнения федерального и консолидированного бюджета;

- предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;

- совместно с МНС России издавать приказы, инструкции и другие правовые акты по налогам.

Финансовые органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а именно:

- совместно с налоговыми инспекциями осуществляют ревизии юридических лиц;

- принимают меры по укреплению налоговой дисциплины;

- составляют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых инспекций;

- предоставляют налогоплательщикам отсрочки и рассрочки платежей по региональным и местным налогам с уведомлением о принятых решениях территориальных налоговых органов;

- совместно с налоговыми органами решают вопросы о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки ими уплаты налогов;

- получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию для регулирования бюджетного процесса.

Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица осуществляют в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой.

При установлении региональных и местных налогов и сборов законодательными (представительными) органами субъектов РФ и, соответственно, представительными органами местного самоуправления определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в установленных пределах, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, некоторые налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

2. Транспортный налог

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ с 1 января 2003 года введена в действие глава 28 Налогового кодекса "Транспортный налог". Этот налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации. В законах субъектов РФ будут определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты, а также форма налоговой декларации и сроки ее подачи, налоговые льготы и основания для их использования.

При этом налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз по сравнению с теми ставками, которые установлены в статье 361 Налогового кодекса. Также допускается установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории транспортных средств и с учетом их полезного использования.[4]

Транспортный налог обязателен к уплате на территории России.

Согласно статье 358, объектами налогообложения являются такие автотранспортные средства, как автомобили, автобусы, мотоциклы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (статья 360 Налогового кодекса).

Налоговая база по автотранспортным средствам определяется, как мощность двигателя, в лошадиных силах. Налоговая база исчисляется по каждому транспортному средству отдельно.

Порядок исчисления налога изложен в статье 362 Налогового кодекса.

В общем случае сумма налога исчисляется так:

                            =                             х                                  , где

Н - сумма налога в рублях по одному транспортному средству;

НБ - налоговая база - мощность двигателя одного транспортного средства в лошадиных силах;

НС - налоговая ставка в рублях.

Если транспортное средство регистрируют или снимают с учета в течение календарного года (налогового периода), то сумму налога определяют так:

                   =                           х                            х                              ,

где К - расчетный коэффициент, определяемый по формуле:

К = П/12,

где П - число полных месяцев, в течение которых в налоговом периоде транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика.

Обратите внимание на то, что месяц регистрации и месяц снятия с учета принимаются за полный месяц. Если регистрация и снятие с учета транспортного средства состоялись в одном календарном месяце, то он принимается как один полный месяц.[5]

Уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства.

3. Задача

Местонахождение ООО «Омега» г. Москва. В собственности организации имеются следующие транспортные средства:

- яхта с двигателем мощностью 100 л.с.;

- моторная лодка с двигателем мощностью 5 л.с.;

- автобус с двигателем мощностью 160 л.с.;

- легковой автомобиль ВАЗ-21099 с двигателем мощностью 75 л.с.

Рассчитать налог

Решение:

Законом субъекта РФ, в котором зарегистрированы транспортные средства, установлены ставки налога в соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ.

Рассчитаем транспортный налог, который организация должна уплатить:

Н = НБ х НС, где:

Н - сумма налога в рублях по одному транспортному средству;

НБ - налоговая база - мощность двигателя одного транспортного средства в лошадиных силах;

НС - налоговая ставка в рублях.

Представим этот расчет в виде таблицы:

Мощность двигателя, л.с. (налоговая база НБ)

Налоговая ставка (НС) в рублях

Сумма налога (Н) в рублях

100

10

1000

5

10

50

160

10

1600

75

5

375

Итого

х

3025

Ответ: организация должна уплатить транспортный налог в размере 3025 руб.

Литература

1.     Скворцов О.В., Скворцова И.О. «Налоги и налогообложение», М.: Академия, 2004;

2.     Князев В.Г., Пансков В.Г. «Налоговая система России», М.: МЦФЭР, 2003;

3.     Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение», курс лекций;

4.     «Налоги», под редакцией Черника Д.Г., М.: Юнити-Дана, 2001;

5.     «Региональные и местные налоги и сборы», М.: Бератор-Пресс, 2002


[1] Скворцов О.В., Скворцова И.О. «Налоги и налогообложение», М.: Академия, 2004, стр. 115

[2] п.7 ст.3 НК РФ

[3] Князев В.Г., Пансков В.Г. «Налоговая система России», М.: МЦФЭР, 2003, стр. 217

[4] Князев В.Г., Пансков В.Г. «Налоговая система России», М.: МЦФЭР, 2003, стр. 85

[5] «Налоги», под редакцией Черника Д.Г., М.: Юнити-Дана, 2001, стр. 98