1.1. Нормативное и документационное обеспечение приемки и поступления товаров
Оптовый оборот товаров, отношения между профессиональными продавцами и покупателями традиционно обозначены в Гражданском кодексе как поставка товаров.
Определение условий таких коммерческих отношений - дело прежде всего их участников. Вместе с тем есть признанные стандарты коммерческого оборота, которые следует предусматривать в законе и применять в случае отсутствия иного соглашения сторон. Действующий Гражданский кодекс в этой части учитывает правила, установленные Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи товаров, участником которой является Россия, а также сложившиеся в нашей стране нормы о периодах, порядке поставки, восполнении недопоставки товаров, их выборке, расчетах за поставленные товары, последствиях нарушения условий поставки.
Договору поставки посвящен §3 Главы 30 ГК РФ (ст. 506-524).
Кроме того, договор поставки признается разновидностью договора купли-продажи. Поэтому к нему на основании статьи 454 ГК РФ применяются общие положения о купле-продаже, содержащиеся в параграфе 1 главы 30 ГК РФ, если иное не предусмотрено нормами о договоре поставки.
По мнению многих юристов-теоретиков, нормы ГК РФ о договоре поставки лучше регулируют отношения сторон по сравнению с нормами о договоре купли-продажи, поскольку в них предусмотрены конкретные сроки, конкретные механизмы решения тех или иных вопросов, возникающих при заключении и исполнении договора. В связи с этим организациям и индивидуальным предпринимателям при установлении более или менее длительных отношений между собой лучше руководствоваться правилами о договоре поставки.
Со значительными ограничениями к правоотношениям возникающим из договора поставки могут приниматься:
- Положение о поставках продукции производственно-технического назначения", утвержденное постановлением СМ СССР от 25 июля 1988 г. № 888
- Положение о поставках товаров народного потребления", утвержденное постановлением СМ СССР от 25 июля 1988 г. № 888
Кроме того, следует выделить и Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162.
Особенности правового статуса первых двух положений заключаются в том, что данные нормативные акты, во-первых, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей части первой Гражданского кодекса;
Во-вторых, согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 арбитражные суды при разрешении споров могут применять правила настоящего Положения, которые не противоречат императивным нормам Гражданского кодекса РФ, если в договоре участников спора имеется прямая ссылка на конкретный пункт Положения либо из текста договора очевидно намерение сторон его применять. В указанных случаях правила Положения следует рассматривать как согласованные сторонами условия обязательства.
Исследуя правовое регулирование договора поставки, рассмотри и нормативную базу договора поставки для государственных нужд.
В последние годы неоднократно предпринимались попытки регламентировать указанные отношения с помощью закона. Последняя такая попытка выразилась в принятии Государственной Думой двух очередных федеральных законов: "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (от 13 декабря 1994 года) и "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (от 2 декабря 1994 года).
По мнению отдельных исследователей, названные законы, как, впрочем, и аналогичные им предыдущие, по своему содержанию являются скорее экономическими декларациями, нежели юридическими актами. Они подробным образом регулируют порядок определения собственно государственных нужд, то есть потребностей России и субъектов Российской Федерации в тех или иных товарах, работах или услугах, и доведения их до организаций-исполнителей. Вместе с тем данные законы не определяют порядок заключения государственных контрактов и их исполнения, оставляют без внимания вопросы формирования оптимальной структуры договорных связей, юридические механизмы, позволяющие довести исполнение заказов для государственных нужд до конкретных потребителей товаров, работ или услуг.
Этот пробел призваны заполнить нормы, содержащиеся в ГК РФ (§4 главы 30 ГК РФ).
Наряду с Гражданским кодексом к отношениям поставки для государственных нужд применяются:
Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", а также федеральные законы о которых уже шла речь: "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".
Среди актов регулирующих правоотношения по поставке, а также вытекающие из них отношения, можно выделить:
- Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары (утв. постановлением Госснаба СССР от 21 января 1991 г. № 1);
Данные правила регулируют взаимоотношения таросдатчиков, тарных предприятий и потребителей тары, независимо от их ведомственной принадлежности, по вопросам обращения (сбора, сдачи, возврата и повторного использования) возвратной деревянной и картонной транспортной тары из-под отечественных и импортных товаров и продукции.
Однако, важно отметить, что в договоре может быть предусмотрен иной порядок применения, обращения и возврата деревянной и картонной тары. Таким образом, данные правила не носят обязательного характера и применяются лишь в том случае, когда стороны оговорились о их применении.
Также можно выделить еще два нормативных акта, которые также применяются со значительными ограничениями и фактически уже прекратили свое действие:
- Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. № 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" (с изменениями от 31 июля 1995 г.)
- Постановление Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров выполнение работ или оказание услуг".
Наряду со всеми перечисленными актами к отношениям поставки могут применяться и ряд писем, инструкций различных министерств и ведомств.
В частности, есть Письмо Минфина РФ от 13 марта 1998 г. № 04-03-11 О применении Постановления правительства РФ от 18.08.1995.
Итак, констатируем тот факт, что несмотря на действие норм Гражданского кодекса о договоре поставки, отдельные нормативные акты устарели и применяются только в том случае, если стороны оговорили это в договоре. Зачастую это вызывает споры между договорными сторонами, порождает правовые контакты.
1.2. Порядок и особенности проведения приемки товаров на оптовом предприятии
Особенности приемки товаров от различных органов транспорта
1. При приемке на станции железной дороги (на пристани)
Оптовое предприятие-получатель выписывает своему представителю доверенность на получение груза, поступившего от поставщика по железной дороге (водным транспортом), с указанием номера железнодорожной накладной и одновременно вручает квитанцию железнодорожной накладной, поступившей вместе со счетом поставщика. Станция железной дороги вручает представителю предприятия сопровождающие груз документы: железнодорожную накладную, спецификацию, в которой указано каждое место, и предъявляет к осмотру вагон или контейнер на предмет определения их целостности, а также наличия ненарушенных пломб.
В случае обнаружения следов нарушения целостности вагона или контейнера, а также нарушения пломб приемка от органов транспорта должна производиться с обязательным составлением коммерческого акта после тщательной проверки поступившего товара по количеству мест, по наименованиям и количеству единиц товара и их соответствия сопроводительным документам.
В случае обнаружения недостачи груза претензия предъявляется железной дороге, при этом основным документом является коммерческий акт. Если после наружного осмотра вагона или контейнера (в присутствии представителя дороги) не обнаружено никаких следов нарушения, приемка производится путем их вскрытия, выгрузки товара, проверки содержимого в соответствии с сопроводительными документами по количеству мест и доставки товара на склад предприятия.
Если груз следует навалом (россыпью), приемка на станции производится путем перевески вагона брутто на вагонных весах, исключения веса вагона, который на нем указан, и таким образом определения веса нетто.
Приемку товара от железной дороги (пристани) представитель предприятия оформляет своей подписью в дорожной ведомости, а представитель транспортной организации расписывается за сданный груз в железнодорожной (водной) накладной. Вывоз поступивших на станцию железной дороги (пристани) грузов должен производиться предприятием после получения информации о его прибытии своевременно, во избежание дополнительных затрат за хранение или штрафа за нарушение сроков вывоза.
Оптовые предприятия, как правило, для совершения операций, связанных с железной дорогой или водным транспортом, назначают материально ответственное лицо — экспедитора, который должен знать правила приемки и выдачи грузов железной дорогой (водой) и несет ответственность за сохранность принятого товара.
2. При приемке на складе оптового предприятия грузов, доставленных со станции железной дороги (водной пристани)
Получив груз от станции железной дороги после вскрытия вагона, представитель предприятия (экспедитор) отправляет его на склад автотранспортом, выписывая на каждую автомашину товарно-транспортную накладную в 2-х экземплярах. Накладные выдаются бухгалтерией пронумерованными и являются бланками строгой отчетности. Один экземпляр вручается водителю, второй остается у экспедитора. В накладных указывается отправитель, предприятие-получатель, № автомашины, фамилия водителя, наименование товара, количество мест, количество единиц товара по трафарету, указанному на каждом месте. Заведующий складом принимает затаренный в ящики, мешки, тюки товар по количеству мест и весу брутто каждого ненарушенного места, сверяя фактический вес с данными спецификации, приложенной к железнодорожной накладной. Если расхождений в весе брутто не установлено, оформление приемки товара производится в зависимости от избранного метода аналитического учета товаров на складах, который предусмотрен учетной политикой предприятия.
При сортовом или оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе — со вскрытием мест и проверкой содержимого в соответствии с упаковочным ярлыком или кипной картой. Если расхождений не установлено, приемка оформляется распиской заведующего складом в получении товара на счете поставщика. При коллективной форме материальной ответственности, кроме заведующего складом, расписывается также один из членов бригады.
При партионном методе аналитического учета товары в упаковке (ящиках, кипах) укладываются в штабель по каждой партии в отдельности. Нумерация партии присваивается коммерческой службой предприятия на основании счетов поставщиков с приложенными к ним копиями упаковочных ярлыков (кипных карт).
3. Автомобильный транспорт
Централизованная доставка товаров автомобильным транспортом иногородним получателям производится в случаях, предусмотренных соответствующими правилами или договором.
При поставке товаров по договорам изготовителей с торговыми предприятиями (организациями), а также с внерыночными потребителями централизованная доставка товаров автомобильным транспортом осуществляется изготовителями. При поставке товаров по договорам с оптовыми торговыми предприятиями (организациями) и организациями материально-технического снабжения централизованную доставку товаров получателям осуществляют оптовые торговые предприятия (организации) и организации материально-технического снабжения как со своих складов, так и со складов изготовителей.
2. Анализ организации поступления и приемки товаров на оптовой базе ООО «Эскорт»
2.1. Краткая характеристика оптовой базы ООО «Эскорт»
Общество с ограниченной ответственностью «ЭСКОРТ» относится к частной собственности физического лица Абрамова А. В. Учредителем предприятия является физическое лицо, гражданин Российской Федерации:
Абрамов Алексей Валерьевич.
Место нахождения предприятия: г. Хабаровск, ул. Ленина - 104
Предприятие обладает правом юридического лица по законодательству Российской Федерации и Хабаровского края, и имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, товарный знак и иные фирменные атрибуты.
Целями деятельности ООО «ЭСКОРТ» является: развитие предпринимательства и извлечение прибыли в интересах Учредителей, создание дополнительных рабочих мест.
ООО «ЭСКОРТ» осуществляет следующие виды деятельности:
1. Оптовая и розничная торговля трикотажными изделиями;
2. Коммерческо-посредническая;
3. Транспортные услуги;
4. Маркетинговые услуги;
5. Внешнеэкономическое;
6. а также осуществляет любую иную хозяйственную деятельность не запрещенную действующим законодательством.
Отдельными видами деятельности ООО «ЭСКОРТ» может заниматься только на основании специального разрешения.
Участник Общества вправе продать имущество или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким Участникам данного Общества с согласия других Участников Общества.
Уставный фонд предприятия составляет: 1340920 (один миллион триста сорок тысяч девятьсот двадцать) рублей и включает в себя стоимость основных и оборотных средств.
Источниками формирования финансовых ресурсов ООО «ЭСКОРТ» являются:
· прибыль, полученная от хозяйственной деятельности магазина;
· кредиты банков и других кредиторов, средства из бюджета;
· иное имущество, переданное учредителем;
· благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
· иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации
Предприятие строит свои отношения с юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, в соответствии действующим законодательством.
Предприятие реализует продукцию и оказываемые организацией услуги как по договорным, так и по ценам и тарифам утвержденным централизованно собственником или уполномоченным им лицом.
ООО «ЭСКОРТ» имеет право самостоятельно:
· планировать свою деятельность и определять направление работ, исходя из спроса потребителей на товары;
· устанавливать формы и системы оплаты труда;
· определять и утверждать штатное расписание;
· устанавливать для своих работников отпуска, сокращенный рабочий день и т.д.;
· приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у них финансовых ресурсов.
ООО «ЭСКОРТ» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, ведет статистическую отчетность и бухгалтерскую документацию, отчитывается о результатах деятельности в порядки и сроки, установленные законодательством РФ, нормативно правовыми актами органов местного самоуправления.
Руководство текущей производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет директор предприятия. Проверка работы предприятия осуществляется соответствующими налоговыми, природоохранительными, антимонопольными и другими государственными органами.
Оптовые базы — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Размер оптовой базы ООО «ЭСКОРТ» небольшое помещение, общей площадью в 40 квадратных метров. В ООО "ЭСКОРТ " товар (трикотажные изделия производства фирмы «Русь») хранится на стеллажах.
Склад имеет закрытую конструкцию, размещается в отдельных помещениях. Склад ООО "ЭСКОРТ " индивидуального пользования, предназначен для хранения товаров одного предприятия. По степени механизации складских операций ООО «ЭСКОРТ» относится к немеханизированному складу. Товар поставляется автомобильным транспортом. Склад выполняет следующие функции:
· временное размещение и хранение материальных запасов;
· преобразования материальных потоков;
· обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
ООО «ЭСКОРТ» имеет право самостоятельно:
· Планировать свою деятельность и определять направление работ, исходя из спроса потребителей на товары;
· Устанавливать формы и системы оплаты труда;
· Определять и утверждать штатное расписание;
· Устанавливать для своих работников отпуска, сокращенный рабочий день и т.д.;
· Приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у них финансовых ресурсов.
ООО «ЭСКОРТ» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, ведет статистическую отчетность и бухгалтерскую документацию, отчитывается о результатах деятельности в порядки и сроки, установленные законодательством РФ, нормативно правовыми актами органов местного самоуправления.
Руководство текущей производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет директор предприятия.
Проверка работы предприятия осуществляется соответствующими налоговыми, природоохранительными, антимонопольными и другими государственными органами.
Торговое предприятие относится к малым торговым предприятиям, так как численность работающих составляет 18 человек.
Рентабельная работа магазинов, повышение качества торгового обслуживания населения, рациональная организация торгово-технологического процесса во многом зависят от их устройства, внутренней планировки и оборудования.
Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов персонала и интересов собственников имущества предприятия.
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия являются: валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.
2.2. Организация и соблюдение правил приемки товаров в ООО «Эскорт»
Перечислим основные операции, которые выполняются на выделенных участках склада ООО «ЭСКОРТ» (приложение 1).
1. Участок разгрузки:
- ручная разгрузка транспортных средств.
ООО «ЭСКОРТ» 2 раза в неделю отправляет машину за товаром, где находится трикотажная фабрика «Русь». Загруженная товаром машина обычно возвращается в г.Хабаровск к участку разгрузки (непосредственно к складу) в 20:00. Производится ручная разгрузка машины. Товар — трикотажные изделия, упакованные в специальные мешки, складываются грузчиками в отдельном углу склада.
2. Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада):
- приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.
Экспедитор ООО «ЭСКОРТ» передает документы (накладные, счета-фактуры) товароведу ООО «ЭСКОРТ». Участок приемки (размещается в основном помещении склада):
- приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Следующий рабочий день начинается с приемки товара. Производится пересчет прибывшего товара, сверка с накладными и отбраковка изделий. Процесс занимает значительное время. Работа с клиентами начинается только после обеденного перерыва, это является существенным недостатком организации приемки товара на складе. Участок хранения (главная часть основного помещения склада):
- размещение груза на хранение;
- отборка груза из мест хранения.
Работники склада размещают товар в основном помещении, сортируя на стеллажах по ассортименту (детские изделия для новорожденных, комплекты на детей старше, взрослый трикотаж: мужское и женское белье). Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):
- формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.
ООО «ЭСКОРТ» имеет постоянных клиентов. Работа с ними осуществляется по заявке. Каждую неделю клиенты оформляют заказ на определенные изделия.
3. Отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом:
- кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
С некоторыми клиентами заключен договор на поставку. ООО «ЭСКОРТ» отправляет машину с товаром заказчику. Остальные клиенты приезжают на базу самостоятельно.
4. Участок погрузки:
- погрузка транспортных средств (ручная).
Погрузка товара определенным клиентам осуществляется также вручную нанятыми грузчиками.
2.3. Использование средств механизации при приемке товаров в ООО «Эскорт»
Оптовая торговля является одной из наиболее трудоемких отраслей деятельности, так как значительная масса грузов перерабатывается пока вручную. Низкий уровень механизации труда в оптовой торговле вызывает большую текучесть кадров и постоянную потребность в рабочей силе.
Наиболее трудоемкими в торговле являются погрузочно-разгрузочные работы. При выполнении погрузочно-разгрузочных операций наблюдается наибольшая занятость, низкая производительность труда, используется малоквалифицированная рабочая сила. В механизации этих работ заложены резервы сокращения доли ручного труда, повышения его производительности и ускорения выполнения технологических операций
Механизация — процесс замены ручного труда человека работой машин. Она может иметь следующие стадии: частичная механизация, комплексная механизация, автоматизация, комплексная автоматизация.
К механизированным относятся процессы, в которых применение машин обеспечивает замену ручного труда на основных операциях, а вспомогательные операции выполняются вручную. Если замена ручного труда осуществлена только на отдельных операциях, а часть работ на основных операциях выполняются вручную, то такую механизацию называют частичной. При относительно небольших вложениях средств она позволяет высвободить часть вспомогательных рабочих или облегчить их труд
Разработка схем механизации проводится на основе учета таких факторов, как:
1. детальный анализ технологических процессов по операциям с целью выявления наиболее трудоемких работ;
2. обеспечение максимального использования площади и объема складов;
3. поиск возможности расширения складских площадей;
4. сокращение путей перемещения грузов вручную;
5. оптимизация путей перемещения подъемно-транспортных машин;
6. уменьшение непроизводительных потерь энергоресурсов;
7. снижение количества перевалок грузов;
8. улучшение условий труда;
9. расширение применения подъемно-транспортного и технологического оборудования;
10. обеспечение взаимозаменяемости подъемно-транспортного и технологического оборудования;
11. повышение производительности труда и уменьшение трудозатрат на переработку грузов;
12. обеспечение удобного доступа к товарам;
13. минимизация затрат времени на комплектование и отправку заказов покупателям;
14. обеспечение оптимальных условий труда работников на всех участках.
ООО «ЭСКОРТ» является небольшим складом. Приемка товара занимает значительную часть работы склада. При выборе конкретной схемы механизации необходимо учитывать товарооборот, грузооборот, объем товарных запасов склада, коэффициенты использования площади и объема складов, распределение товаров по способам хранения (стеллажное, штабельное). Проанализировав работу на складе ООО «ЭСКОРТ», я пришел к выводу, что механизация приемки товаров затруднена по следующим причинам:
1. Склад располагается на втором этаже, а значит, применение тележек для перевозки товара, что существенно облегчило и ускорило бы работу грузчиков, невозможно.
2. Стеллажи занимают основную часть склада, но специфика товара и сравнительно небольшой товарооборот не позволяют использовать специальные приспособления для подъема товара на верхние ряды стеллажей.
2.4. Документальное оформление приемки товаров в ООО «Эскорт»
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли — продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной).
Накладная в ООО «ЭСКОРТ» выступает как приходным, так и расходным товарным документом, выписывается материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров на фабрике «Русь».
В накладной указывается:
1. номер и дата выписки;
2. наименование поставщика и покупателя;
3. наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара.
Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д. (код по ОКУД 0903016).
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят:
1. от места приемки;
2. характера приемки (по количеству, качеству, комплектности);
3. от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.
Приемка товаров по количеству в на складе ООО «ЭСКОРТ» предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, в соответствии с «Инструкцией о порядке приемки продукций производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», а при приемке их по качеству и комплектности проверяется соответствие требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Приемка товара на складе фабрики «Русь» осуществляется материально ответственным лицом по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка проводится по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то доверенное лицо делает отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью ООО «ЭСКОРТ».
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (код по ОКУД 0903001), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной.
Учет первичных документов по приходу товаров ведется главным бухгалтером ООО «ЭСКОРТ» в «Журнале поступления товаров», который содержит название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации.
Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.
2.5. Обобщение материалов по приемке товаров на складе ООО «Эскорт»
Порядок и сроки приемки товаров зависят от договорных условий, от того, в какой таре (упаковке) доставлен товар, от физико-химических свойств и особенностей тех или иных товаров, способа доставки и некоторых других причин.
В процессе приемки товара на складе ООО «ЭСКОРТ» сверяются фактические параметры поступившего груза с данными товарно-сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, инвойсов и т.п.). Товар идентифицируется по этикеткам, расположенным на упаковке.
Наиболее трудоемкими являются погрузочно-разгрузочные работы. При выполнении погрузочно-разгрузочных операций наблюдается наибольшая занятость, низкая производительность труда, используется малоквалифицированная рабочая сила. В механизации этих работ заложены резервы сокращения доли ручного труда, повышения его производительности и ускорения выполнения технологических операций. Механизация приемки товаров на складе ООО «ЭСКОРТ» затруднена (склад располагается на втором этаже, а значит, применение тележек для перевозки товара, что существенно облегчило и ускорило бы работу грузчиков, невозможно, стеллажи занимают основную часть склада, но специфика товара и сравнительно небольшой товарооборот не позволяют использовать специальные приспособления для подъема товара на верхние ряды стеллажей).
ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ НА СКЛАДЕ ООО «ЭСКОРТ» (приложения 2 - 10 ) :
1. Журнал учета поступающих грузов
Применяется для регистрации сопроводительных документов на поступающие грузы и контроля их оприходования на складе предприятия
2. Книга регистрации выдачи счетов-фактур
3. Акт об установленном расхождении в количестве при приемке товара Применяется для оформления приемки товароматериальных ценностей, имеющих количественные расхождения против данных сопроводительных документов поставщика
4. Акт о приемке товара по качеству
Применяется при оформлении приемки товароматериальных ценностей, имеющих расхождения против данных сопроводительных документов поставщика 5. Карточка учета исполнения договоров
Ведется товароведом предприятия оптовой торговли для контроля поступления товаров от поставщиков по договорам и разовым сделкам
6. Отчет о движении товаров и тары по складу
Составляется заведующим складом в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета с приложенными первичными документами представляется в бухгалтерию, а второй — с распиской бухгалтерии о принятии отчета и приложенных к нему документов остается у заведующего складом
7. Книга учета разбраковки товаров
Ведется товароведом-бракером на основании счетов-фактур и актов приемки по качеству с целью контроля результатов разбраковки
8. Отчет о получении груза экспедитором
Составляется ежедневно и служит для контроля получения груза со станции железной дороги и доставкой этого груза на склад
9. Журнал учета грузов, поступающих в экспедицию
Ведется зав. экспедицией для учета грузов, поступающих от поставщиков и транспортных организаций через экспедиционный склад
10. Приходная накладная
Составляется материально-ответственным лицом при поступлении в предприятие ценностей в случаях, предусмотренных инструкциями по учету отдельных операций
3.5.Пути совершенствования приемки товаров на складе в ООО «Эскорт»
Совокупность складских технологических операций о разгрузке, перемещению, распаковке, приемке, размещению, укладке, хранению и отпуску товаров составляет содержание внутрискладского технологического процесса.
Рациональная организация складского процесса основывается на соблюдении следующих основных принципов:
1. механизации и автоматизации технологических операций;
2. оптимального использования площади и емкости складских помещений;
3. организации сквозного «прямоточного» товарного потока;
4. планомерности и ритмичности складских работ
5. полной сохранности товаров.
Всеми операциями по движению товаров на складе ООО «ЭСКОРТ» руководит товаровед, являющийся в ряде случаев одновременно и материально ответственным лицом. С учетом возможного большого количества одновременно производимых операций, связанных с приемкой и отпуском товаров, структурно возможно деление материально ответственного персонала склада, работающего непосредственно с товарами (грузами) на следующие группы: приемки, комплектации, отпуска (отгрузки), инвентарного контроля.
При приеме на работу с данным персоналом заключают договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Освобождение любого материально ответственного лица от работы осуществляется только после сплошной инвентаризации и передачи материальных ценностей другому лицу.
Приемку товара на складе можно ускорить, используя считывание штрих-кодов с помощью переносных сканеров
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.
Приемка товаров по количеству должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству». Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.
Приемка товаров по качеству на базе осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
Основу технологии складского процесса составляет рациональное построение, четкое и последовательное выполнение складских операции, постоянное совершенствование организации труда и технологических решений, эффективное использование подъемно-транспортного и технологического оборудования.
Общество с ограниченной ответственностью «ЭСКОРТ» относится к частной собственности физического лица Абрамова А. В. Учредителем предприятия является физическое лицо, гражданин Российской Федерации:
Абрамов Алексей Валерьевич.
Целями деятельности ООО «ЭСКОРТ» является: развитие предпринимательства и извлечение прибыли в интересах Учредителей, создание дополнительных рабочих мест.
Оптовые базы — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Размер оптовой базы ООО «ЭСКОРТ» небольшое помещение, общей площадью в 40 квадратных метров. В ООО "ЭСКОРТ " товар (трикотажные изделия производства фирмы «Русь») хранится на стеллажах.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной).
Совокупность складских технологических операций о разгрузке, перемещению, распаковке, приемке, размещению, укладке, хранению и отпуску товаров составляет содержание внутрискладского технологического процесса.
Список литературы
1) Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 2003. – 345 с.
2) Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2002. – 400 с
3) Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2003. – 596 с.
4) Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Госарбитражем при Совете Министров СССР от 15.06. 1965 года
5) Оформление тарных операций. Упаковка товаров. – М.: Приор, 2002. – 48 с
6) Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. – 320 с.
7) Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 2003. – 678 с.
8) Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 456 с.
9) Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2002. – 560 с.
10) Щур Д.Л. и др. Основы коммерции. Оптовая коммерция. – М.: Приор, 2002. – 278 с.