№ заказа

469.2

Вариант, тема

Дисциплина

Управление городским хозяйством

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Структура городского хозяйства зависит от районообразующих факторов Основные контуры границ районов в наибольшей мере определяются ареалом специализированных отраслей и важнейших вспомогательных производств, связанных с ними производственной кооперацией, — поставками сырья, материалов, узлов и деталей. Среди других районообразующих факторов: природные условия (крупные месторождения полезных ископаемых, гидроресурсы, естественное плодородие почвы, климатические условия и т.д.), трудовые ресурсы (плотность населения, накопленный трудовой опыт, этнический состав населения, его концентрация в крупных городах), технико-экономические условия (уровень развития производительных сил, производственная и социальная инфраструктура, прогрессивные формы общественной организации производства — концентрация, специализация, комбинирование), территориальное политико-административное устройство страны (в силу большой организующей роли социалистического государства в хозяйственном строительстве

 Районирование - деление территории или акватории на части (районы), различающиеся между собой и в чем-то однородные внутри себя. Признаки, по которым выделяются районы, могут быть различны по характеру, по широте охвата признаков, по цели районирования. В начале исследования территории или акватории часто проводится ее предварительное районирование, позволяющее правильно построить работы

Классификация территориальных частей города производится по различным признакам - так, для обозначения таких видов административно-территориальных единиц, как район, внутригородской район, округ города. Дальнейшая классификация производится уже по данным единицам, в сою очередь которые могут быть разделены на кварталы, улицы, дворы и т.п. Деление улиц в свою очередь производится  сообразно целям (проездные, жилые, внутридворовые и т.п.). Каждая часть города имеет свою специфику, которая зависит в первую очередь от заселенности района, его отдаленности от центра, так же можно выделить такую специфику отдельных районов города как транзитная часть города, т.е. расположенность автовокзалов.

Организационную структуру управления городским хозяйством можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей. Однако в процессе управления городским хозяйством возникает проблема оптимизации размера города  в зависимости от его развития производственного потенциала. Под потенциалом вообще понимаются возможности, способности, скрытые, нереализованные резервы изучаемого объекта, которые при изменении окружающих условий могут перейти из возможности в действительность. Проблема заключается  в том, что развитие производства не всегда совпадает с ростом города, в качестве примера можно привести Нижний Тагил, для которого характерна высокая степень загазованности.  

В настоящее время в Российской Федерации наиболее представительная группа городов - малые и средние города –на долю которой приходится 85% всех городов страны, в этих городах проживает 28,4 млн человек (на 1.1.2001 г.) или 19,6% всего населения страны.

На территориях этих городов расположены значительные производственные мощности, насчитывающие по данным Госкомстата России 8,3 тысячи предприятий различных отраслей промышленности, большая их часть является градообразующими.

В малых и средних городах действуют многочисленные учреждения сферы образования, здравоохранения, культуры и быта, обслуживающих наряду с горожанами около 15 млн сельских жителей.

Ключевой проблемой развития большинства малых городов является критическое состояние их экономической базы, представленной в зависимости от хозяйственных особенностей градообразующими предприятиями (организациями) промышленности, транспорта, строительства, АПК, науки и другими и другими объектами.

Особенности экономической базы данных городов  является результатом воздействия общих закономерностей прежнего развития народнохозяйственного комплекса страны, когда в силу объективных и субъективных причин предприятия с относительно высоким техническим уровнем производства (прежде всего ВПК) концентрировались в крупных центрах, а преобладающая часть малых городов довольствовалась либо мало престижными объектами “второстепенных” ведомств, крайне ограниченных в средствах, либо объектами, связанными с разработкой природных ресурсов.

Нынешнее состояние социальной и производственной инфраструктуры небольших городов в существенной степени является следствием прежних условий, когда преобладающая часть средств на развитие производства, а также на строительство жилых домов и других социальных объектов шла по ведомственным каналам, в результате малые города оказались в значительно худшей ситуации по развитию городской среды по сравнению с большими городами, не говоря уже о крупных административных центрах.

Отмеченные выше традиционные проблемы развития экономики малых и средних городов в последнее десятилетие были усугублены практически повсеместным падением производства (исключение составляли города, связанные, прежде всего, с добычей нефти и газа). В данных городах произошло существенное, качественное усугубление проблем занятости. Низкие доходы населения не позволяют поддерживать даже минимальный прожиточный уровень. Средняя заработная плата в декабре 2002 года по России в целом составляла 2245 рублей, а в 61% малых и средних городов не превышала 1500 рублей. Резко сокращается налогооблагаемая база местного бюджета и соответственно - возможности нормального функционирования городского хозяйства и социальной поддержки населения.

Однако, наметившиеся в последнее время положительные сдвиги в экономике ряда малых городов не могут кардинально решить назревшие проблемы их развития. В сложившихся условиях трудно рассчитывать на развитие экономической базы малых и средних городов в необходимых масштабах и направлениях без государственной поддержки.

Однако преобладающая часть  городов располагает благоприятными предпосылками для хозяйствования в новых условиях и имеет значительный промышленный, энергетический, научно- технический потенциал города и соответственно условия для его развития, что   может стать основой для повышения уровня жизни населения. В числе таких предпосылок: относительно более низкая цена недвижимости и земли, при значительных территориальных резервах; более низкие затраты на оплату рабочей силы (и в целом на ее воспроизводство); наличие в трети городов ценного историко-культурного наследия, самобытных производств и ремесел, создающих неповторимый и привлекательный облик города; значительные рекреационные ресурсы для организации кратковременного и длительного отдыха.

В целом, малые и средние города располагают комплексом благоприятных условий, позволяющим найти им свое место в новых условиях хозяйствования. Более того, роль малых городов должна существенно возрасти, учитывая их традиционную ориентацию на обслуживание населения и хозяйства тяготеющих к ним сельских территорий. Необходимо также учитывать снятие ведомственных барьеров и возможность широкого налаживание горизонтальных связей. Все это создает для экономики малых городов устойчивый и постоянно возобновляемый спрос на их продукцию и услуги. Главное – объединить усилия всего общества, органов власти всех уровней и предпринимателей в деле возрождения и дальнейшего развития малых городов России.

Список использованной литературы:

1.        Г.Ю. Ветров  «Российская урбанизация на перепутье: к «городу- саду» или в «город- огород»? сценарии развития российских городов, М.  2001г.

2.           Занадворов В.С., Занадворова А.В. «Экономика города», М.1998г.