Содержание
Введение. 3
1. Государственный и общественный строй Римской рабовладельческой республики. 4
2. Римская империя. 7
3. Римское право. Законы XII таблиц. 10
4. Задачи. 13
4.1. Задача 1. 13
4.2. Задача 2. 13
4.3. Задача 3. 14
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Римское право - наиболее развитая правовая система древности, которая нашла свое отражение и в современном праве. Римское право состоит из двух частей. Это публичное право, регулирующие взаимоотношения, касающиеся государственного устройства и порядка, а так же частное право, касающиеся межличностных отношений. Именно римское частное право было заимствовано в различных частях Западной Европы.
Выработанные римскими юристами понятия, отличавшиеся точностью формулировок, чёткостью выводов, легли в основу научной разработки современного гражданского права. Содержание римского частного права вышло далеко за рамки отношений рабовладельческого общества и приобрело универсальный характер. Развитие торговли привело к установлению принципа формального равенства в области частного права всех свободных лиц. Этот принцип явился результатом длительного экономического развития римского государства.
В римском праве нашли отражение те споры, которые возникали в результате торговых отношений. Римское право несло в себе принцип универсальности, оно было приемлемым как для римлянина, так и для грека, египтянина, галла. Оно впитало в себя обычаи международного оборота, выработанные веками в международных отношениях, которым оно придало юридическую ясность и прочность.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов:
- Основы государственного и общественного строя Римской рабовладельческой республики;
- Особенности Римской империи;
- Сущность и особенности Римского права. Законы XII таблиц.
1. Государственный и общественный строй Римской рабовладельческой республики
Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.
Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами: свободы, гражданства, семьи.
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:
- имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
- мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.[1]
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.
Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.
К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.
По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.[2]
Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.
В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний: центуриатные; трибутные; куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.
Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:
- законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
- финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
- по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,
- внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.[3]
Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:
- ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;
- экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам: выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями; срочность - один год (за исключением диктатора); коллегиальность; безвозмездность; ответственность.
2. Римская империя
Период Римской империи подразделяется на: период принципата (27 г. до н. э. -193 г. н. э.); кризисный период (193 - 284 гг. н. э.); период домината (284 - 476 гг. н. э.).
Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.
Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.
Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император - принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.
Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".
Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.
В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:
- сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-' нувшихся на государственной службе;
- сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.[4]
В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая. Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.
Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века".
Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда - доминат).
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей -сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали: государственный совет при императоре; финансовое ведомство; военное ведомство.
Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.
При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи: Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место; Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.
3. Римское право. Законы XII таблиц
Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки. В своем развитии оно прошло следующие стадии:
- квиритское, или цивильное, право;
- преторское право;
- общенародное право;
- собственно римское право, которое, в свою очередь, делится на публичное (право, которое относится "к положению римского государства" - Домиций Ульпиан, знаменитый римский юрист) и частное (относится "к выгоде отдельных лиц").[5]
В царский период источником римского права были обычаи и немногочисленные законы. Оно характеризовалось влиянием общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом (малейшее упущение в форме судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом. Важнейший памятник права этой эпохи - Законы двенадцати таблиц, которые созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме.
Законы двенадцати таблиц содержали постановления, регулирующие сферу семейных и наследственных отношений, а также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Жестко скованное традициями цивильное право с IV - III вв. до н. э. стало корректироваться Новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр.
Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати таблиц характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную.
Римские юристы под собственностью понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, которые установлены договором или правом.
Со времен Законов двенадцати таблиц римское право подразделяло собственность на два типа:
- к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации,
- ко второму - все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором - так называемой традиции.
Одной из форм ограничения права собственности является сервитут -право на чужую вещь. Сервитута подразделялись на вещные (когда один собственник поступался правом на свою собственность в пользу другого) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи).
Вербальный договор был древнейшим типом договора, словесным обязательством, на основе которого во времена Законов двенадцати таблиц совершались сделки разнообразных видов - купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов "даю", "сделаю". Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (религиозной клятвы).
В эпоху Законов двенадцати таблиц нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи - отца, paterfamilias. Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие врачующихся - как жениха, так и невесты. Развод также был свободным - настолько, что император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался.[6]
Уголовное право складывалось из множества законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената, а также законов, изданных по инициативе диктаторов и императоров.
4. Задачи
4.1. Задача 1
Раб Стих был пойман с поличным за кражей плодов из сада Тирция. Какое наказание ожидает его по Законам XII таблиц.
Решение:
Законы XII таблиц предписывали свободных людей, пойманных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать головой тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы, но в отношении несовершеннолетних было постановлено: или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков.[7]
Таким образом, Раб Стих будет наказан кнутом, а затем сброшен со скалы.
4.2. Задача 2
Марк Маилий, добросовестно считая зашедшего к нему во двор мула бесхозным, завладел им, а через полтора года продал мула своему соседу Луцию Ливию. Вскоре обнаружился прежний хозяин мула и потребовал его у Ливия. Как решится спор на основании Законов XII таблиц.
Решение:
В соответствии с Законами XII таблиц, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью: давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей (в том числе скота) – в один год (VI,3).[8]
Таким образом, Марк Маилий может совершенно спокойно распоряжаться мулом как своей собственностью, т.к. срок давности владения уже истек. Требования бывшего хозяина мула не имеют юридической силы по Законам XII таблиц.
4.3. Задача 3
Авл Тиций, взяв из сада Луция Лициния жерди, употребил их на постройку дома. На требование Лициния вернуть жерди Тиций ответил отказом. Как должен быть решен спор по Законам XII таблиц.
Решение:
В соответствии с Законами XII таблиц воровство бывает не только тогда, когда кто-либо уносит чужую вещь, но вообще, когда кто присваивает себе чужую вещь вопреки воле ее хозяина. Если кто пользуется вещью, которую без разрешения, то он совершает furtum.[9]
За воровство nec manifestum по закону XII таблиц с Луция Лициния необходимо взыскать втрое больше против цены вещи; этот штраф одобряется претором.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены следующие вопросы:
- Основы государственного и общественного строя Римской рабовладельческой республики;
- Особенности Римской империи;
- Сущность и особенности Римского права. Законы XII таблиц.
Итак, Римское право развивалось в тесной связи с историей Римского государства. Это государство прошло в своем развитии ряд этапов: 1) царский период (VIII – VI вв до н.э.); 2) период Республики (V – I вв до н.э.); 3) период Империи, который в свою очередь делится на два подпериода: I в до н.э. – IIIв н.э. – принципат, III в н.э. – Vв н.э. – доминат.
Для каждого из этих этапов были характерны особенности государственного устройства Рима и, соответственно, римского права. В период царей Рим еще находился на полупервобытной, патриархальной стадии развития. Римское право тогда представляло собой совокупность обычаев, отражавших примитивный склад жизни римской общины. В эпоху Республики появляется письменное право, расширяются границы и формы применения римского частного права. Особенно важными для этого процесса были также факторы как:
1) возрастание значения частной собственности;
2) расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья.
Падение Римской империи не привело к исчезновению римского права. В XI веке в Западной Европе заново были открыты «Дигесты», что привело к новому расцвету римского права в Италии, Испании и Южной Франции. На протяжении XV – XVI веков происходила рецепция римского права в Германии. В начале XIX в. («Гражданский кодекс» Наполеона) римское право было оттеснено во Франции в 1900г. – в Германии. Но влияние римского права в современном цивилизованном мире продолжается и поныне.
Список литературы
1. Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). — М.: Юридическая литература, 2004.
2. Косарев А. И. История Древнего Рима: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005.
3. Новицкий И. Б. Римское право. — М.: МГУ им. Ломоносова, 2003.
4. Подопригора А. А. Законы XII таблиц. — К.: Вентури, 2004.
5. Хвостов В. М. Система римского права. — М.: Юридическая литература, 2004.
[1] Косарев А. И. История Древнего Рима: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005. – с. 117.
[2] Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). — М.: Юридическая литература, 2004. – с. 138.
[3] Новицкий И. Б. Римское право. — М.: МГУ им. Ломоносова, 2003. – с. 151.
[4] Хвостов В. М. Система римского права. — М.: Юридическая литература, 2004. – с. 225.
[5] Косарев А. И. История Древнего Рима: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005. – с. 156.
[6] Хвостов В. М. Система римского права. — М.: Юридическая литература, 2004. – с. 247.
[7] Подопригора А. А. Законы XII таблиц. — К.: Вентури, 2004. – с. 53.
[8] Там же. – с. 35.
[9] Подопригора А. А. Законы XII таблиц. — К.: Вентури, 2004. – с. 66.