СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ВИДЫ ПЛАНОВ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ РАЗРАБОТКИ.. 5

2. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 11

3. РАСЧЁТ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ.. 26

ВЫВОД.. 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 35

Приложение 1. 36

Приложение 2. 37

Приложение 3. 38

Приложение 4. 39

ВВЕДЕНИЕ

Планирование является одним из тех методов управления эконо­микой, который весьма активно и успешно разрабатывался советски­ми учеными. В этой области накоплен немалый положительный опыт.

Процесс реформирования отечественной экономики сопровождался вначале достаточно негативным отношением к идее планирования. Страсти начали постепенно утихать, и к этой идее стали возвращать­ся как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыноч­ной» стране.

Роль и значимость планирования вообще и финансового в частности можно достаточно легко обосновывать с различных пози­ций. Поэтому банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в на­стоящее время вряд ли уместны; более того, в условиях естественного динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоян­но нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции, по край­ней мере, не уменьшается.

Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических катего­рий, но и к появлению иных подходов к планированию. В курсовой будут рассмотрены некоторые из них [3, с. 277].

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что планирование одна из важнейших функций управления.

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики зависит от того, насколько дос­товерно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от прогнозирования [12, с. 469-472].

Эффективная деятельность предприятий в ус­ловиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработке:

·         планов развития,

·         производственных программ,

·         прогнозов социально-экономического развития предприятий.

Цель курсовой работы: изучение процесса планирования на предприятии как одной из важнейших категорий управления.

Задачи:

·          виды планов, содержание и последовательность их разработки;

·          разработка плановых финансовых документов предприятия;

·          расчёт коэффициентов финансовой устойчивости;

·          расчёт коэффициентов платёжеспособности;

·          расчёт коэффициентов оборачиваемости;

·          расчёт коэффициентов рентабельности;

·          выводы.

Курсовая работа состоит из трёх частей, на основании расчётов сформулированы основные выводы.

1. ВИДЫ ПЛАНОВ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ РАЗРАБОТКИ

В приложении к социально-экономическим системам, к которым и относятся любые формы организации бизнеса, управление, пони­маемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целе­направленного, систематического и непрерывного воздействия управ­ляющей подсистемы на управляемую подсистему с помощью общих функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образу­ют замкнутый повторяющийся цикл управления

... Анализ ... Планирование ... Организация ... Учет ...

Контроль ... Регулирование ... Анализ ...

Известны и другие подходы к формулированию сущности управ­ления. Например, П. Друкер выделяет следующую последовательность общих функций управления:

·          планирование,

·          контроль,

·          организация,

·          коммуникация и мотивация.

Независимо от способа иден­тификации функций управления очевидно одно — каждая функция важна по-своему, и ни одна из них не может быть недооценена.

В эко­номической литературе некоторые из этих функций иногда объединя­ются, например, планирование и организация, контроль и регулирование; нередко учет ввиду его исключительной важности и специфи­ки выделяется в отдельную информационную систему для целей управления. Существуют и различные подходы к их преподаванию. Например, во многих ведущих вузах Запада планирование не выделя­ется в самостоятельную дисциплину, а рассматривается составной частью ряда дисциплин, таких, как «Финансовый менеджмент» (в ча­сти финансового планирования), «Системы управленческого контро­ля», «Управленческий учет» и т.п.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и опре­деления путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют жела­емое будущее и по возможности численно выражаются набором пока­зателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления [3, с. 277-279].

Необходимость составления планов определяется многими при­чинами; выделим три из них, являющиеся ос­новными:

·          неопределенность будущего;

·          координирующая роль плана;

·          оптимизация экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании было абсолютно предопределено, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда, кстати, видно, что главная цель составления любого плана — не опре­деление точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозмож­но в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направ­лений некоторого «коридора», в границах которого может варьиро­вать тот или иной показатель.

Смысл координирующей роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисципли­нирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту рабо­тать без существенных сбоев. Эта роль особенно проявляется в круп­нейших компаниях, имеющих сложную структуру управления, а так­же в компаниях, активно использующих систему поставки сырья «точ­но в срок», когда объем текущего наличного запаса сырья, материалов и полуфабрикатов рассчитан исходя из потребностей производства на несколько ближайших часов.

Последняя причина в составлении планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность на­ступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осу­ществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые послед­ствия менее значительны.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы. Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании, Нередко эти цели формулируются на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.

Производственные планы составляются на основе стратегическо­го плана и предусматривают определение производственной, марке­тинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики. Термин «стратегическое планирование» в приложении к эконо­мике стал применяться сравнительно недавно: считается, что впер­вые он появился в 60-е годы как одна из ключевых характеристик деятельности ряда транснациональных корпораций со штаб-кварти­рами в США. Известны различные концепции и трактовки в отношении этого понятия в зависимости от широты целевых установок, в частности, речь может идти о сугу­бо экономической природе стратегического планирования либо во внимание принимаются и социально-политические аспекты деятельности корпорации.

В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако, как минимум, вы­деляются четыре типа целей:

·          рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется ох­ватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерчес­кой деятельности компании);

·          производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);

·          финансово-экономические (каковы основные источники финан­сирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);

·          социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

В любом случае среди основных целей, ради достижения кото­рых разрабатываются стратегические планы, всегда присутствует ком­бинация «товар — рынок». Иными словами, основное предназначе­ние подобного плана — обоснование того, во-первых, какой товар должен производиться и, во-вторых, где он может быть реализован. Естественно, план не ограничивается лишь констатацией целей, он также включает их обоснование, в том числе и ресурсное. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовая компонента.

Легко заметить, что термин «стратегический» вовсе не равнозна­чен термину «долгосрочный» — первый гораздо объемнее второго в концептуальном и содержательном смыслах, хотя, безусловно, стра­тегическое планирование осуществляется с позиции долгосрочной перспективы. Стратегический план может иметь следующую струк­туру:

Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы. Излагаются предназначение и стратегическая цель дея­тельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, так­тические цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспектив­ные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы. Производство. Маркетинг. Финансы (финансовый план). Кадровая политика. Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки). Новая продукция и рынки сбыта.

Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В процессе финансового планирования:

1.     иден­тифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы;

2.     устанавли­вается степень соответствия этих целей текущему финансовому со­стоянию фирмы;

3.     формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей.

Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и краткос­рочный. Основное целевое назначение первого — определение допу­стимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фир­мы; целью второго является обеспечение постоянной платежеспособ­ности фирмы.

Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:

1.     анализ финансового положения компании;

2.     составление прогноз­ных смет и бюджетов;

3.     определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;

4.     прогнозирование структуры источников фи­нансирования;

5.     создание и поддержание действенной системы кон­троля и управления;

6.     разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. При подготовке плана нужно учитывать:

·          наличие ограничений, с которыми сталкивается предприятие (требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые осо­бенности данного предприятие);

·          дисциплинирующую роль плана для работы финансового менеджера;

·          условность любых планов в силу естественной неопределенности развития экономической ситуа­ции в глобальном и локальном масштабах.

В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:

1. Инвестиционная политика:                                            

1.1. Политика финансирования основных средств.

1.2. Политика финансирования нематериальных активов.

1.3. Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений.

2. Управление оборотным капиталом:

2.1. Управление денежными средствами и их эквивалентами.

2.2. Финансирование производственных запасов.

2.3. Политика в отношениях с контрагентами и управление деби­торской задолженностью.

3. Дивидендная политика и структура источников.

4. Финансовые прогнозы:

4.1. Характеристика финансовых условий.

4.2. Доходы фирмы.

4.3. Расходы фирмы.

4.4. Прогнозная финансовая отчетность.

4.5. Бюджет денежных средств.      

4.6. Общая потребность в капитале.

4.7. Потребность во внешнем финансировании.

5. Учетная политика.

6. Система управленческого контроля.

Как легко видеть, финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию; кроме того, для его разработки тре­буются усилия различных подразделений компании [3, с. 277-281].

2. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ

Результатом текущего финансового планирования является разработка трёх основных документов:

·плана прибылей и убытков;

·плана движения денежных средств;

·плана баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода, что лежит в основе анализа перспектив развития предприятия.

Текущее финансовое планирование охватывает период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям отчётности. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

·финансовую стратегию предприятия;

·результаты финансового анализа за предшествующий год;

·планируемые объёмы производства и реализации продукции;

·систему разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

·действующую систему налогообложения;

·действующую систему начисления амортизации;

·средние ставки процентов на финансовом рынке и т.д.

Разработке текущих финансовых планов предшествует планирова­ние объема продаж (реализации продукции).

План реализации - от­правная точка всех финансовых расчетов, так как он определяет основ­ную часть денежных средств, поступающих от продаж (от операционной деятельности предприятия).

Определение планового объема реализации продукции базируется на разработанной программе (плане производства продукции), учиты­вающей потенциал соответствующего товарного рынка. Такой подход позволяет увязывать плановый объем реализации продукции с ресурс­ным потенциалом предприятия и уровнем его использования, а также емкостью соответствующего товарного рынка.

Модель расчета планового объема реализации продукции имеет следующий вид:

                                            ОРПЛ=ЗГПН+ПГППЛ-ЗГПК,                                        (1)

где    ОРПЛ - плановый объем реализации продукции в рассматриваемом периоде (год, квартал, месяц);

ЗГПН - сумма запасов готовой продукции на начало планируемого периода (объем незавершенного производства на начало периода);

ПГППЛ - объем производства готовой продукции в плановом пе­риоде;

ЗГПК - сумма запасов готовой продукции на конец планового пе­риода (объем незавершенного производства на конец периода).

Плановый объем реализации задается на основа­нии данных по двум видам производств: трубные заготовки (продукция 1) и новое строительство и капитальный ремонт (продукция 2). Исходные данные для составления плана реализации см. в приложении 1. В приложении 2. представлены данные для расчёта прибыли и затрат по видам производства.

Расчет плановых показателей прибыли от реализации (нормативно прибыли) и расходов, связанных с производством и реализацией продукции, осуществляется следующим образом:

·для расчета прибыли задается показатель в долях единицы от объема реализации;

·для расчета плановых показателей материальных затрат и расходов на оплату труда заданы показатели в долях единицы от себестоимости продукции (в виде удельного веса в составе се­бестоимости);

·плановые   суммы начисленной амортизации в поквартальном разрезе являются постоянной величиной и рассчитываются по данным за первый квартал планируемого периода исходя из следующего условия: доля амортизации себестоимости продук­ции составляет 0,15. Полученная сумма амортизации в первом квартале будет являться плановым показателем и для осталь­ных квартальных периодов;

·прочие затраты определяются как разность между показателем «себестоимость продукции» и суммой материальных затрат, расходов на оплату труда и амортизации.

Производственно технический план по реализации продукции предприятия представлены в табл.2.1. и 2.2.

Таблица 2.1.

План реализации трубной заготовки на сторону

Показатели

Норма

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1. Объём реализованной трубной заготовки на сторону, тыс.м.пог.

 

85

120

150

220

2. Цена реализации (выручка от реализации), д.е.

 

3230

4560

5700

8360

3. Нормативная прибыль, д.е.

0,25

808

1140

1425

2090

4. Себестоимость продукции, д.е. в т.ч.

 

2423

3420

4275

6270

Материальные расходы

0,5

1211

1710

2138

3135

Расходы на оплату труда

0,25

606

855

1069

1568

Амортизация

0,15

363

363

363

363

Прочие расходы

 

242

492

705

1204

5. Операционные расходы (за минусом амортизации), д.е.

 

2059

3057

3912

5907

Как видно из таблицы 2.1. в планируемом периоде ожидается рост  объёма реализованной трубной заготовки на сторону, выручки от реализации, прибыли, но вместе с тем возрастёт и себестоимость, и прочие расходы, это связано с расширение производства на данном предприятии и если планируемые показатели совпадут с фактическими, то это будет благоприятным для дальнейшего развития предприятия [6, с. 97]

Таблица 2.2.

План реализации СМР

Показатели

Норма

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1. Объём реализации СМР, д.е.

 

19000

22000

20500

22000

2. Нормативная прибыль, д.е.

0,25

4750

5500

5125

5500

3. Себестоимость реализованных СМР, д.е.

 

14250

16500

15375

16500

Материальные расходы

0,5

7125

8250

7688

8250

Расходы на оплату труда

0,25

3563

4125

3844

4125

Амортизация

0,15

2138

2138

2138

2138

Прочие расходы

 

1425

1988

1706

1988

5. Операционные расходы (за минусом амортизации), д.е.

 

12113

14363

13238

14363

Как видно из таблицы 2.2. в планируемом периоде ожидается рост  объёма реализации СМР, прибыли, но вместе с тем возрастёт и себестоимость, и прочие расходы, это связано с расширение производства на данном предприятии и если планируемые показатели совпадут с фактическими показателями по результатам деятельности, то это будет благоприятным для дальнейшего развития предприятия [6, с. 98].

С использованием показателей плана реализации и исходных данных представленных в приложении 3 разработаны:

·план прибыли и убытков,

·план движения денежных средств

·плановый баланс.

Формы этих документов в силу условности расчетов не яв­ляются точными аналогами форм №2, №4 и №1 бухгалтерской отчетности.

Расчёты представлены в табл. 2.3., 2.5., 2.6. В силу взаимосвязей финансовых показателей все три документа разрабатываются практически одновременно.

Таблица 2.3.

План прибылей и убытков

Показатель

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Выручка от реализации продукции, д.е.

22230

26560

26200

30360

Затраты на производство реализованной продукции, д.е.

16673

19920

19650

22770

Сальдо внереализационных доходов и расходов (+) (-), д.е.

-150

-250

-140

-200

Проценты по кредиту, д.е.

60

60

60

60

Прибыль (убыток) планового периода, д.е.

5348

6330

6350

7330

Налог на прибыль, д.е.

1283

1519

1524

1759

Нераспределённая прибыль

4064

4811

4826

5571

Нераспределённая прибыль нарастающим итогом

4064

8875

13701

19272

План прибыли и убытков сводит воедино различные составляющие доходов и расходов, позволяет определить величину чистой (нераспределенной) прибыли в планируемом периоде.

При расчете прибыли пла­нового периода (показатель 5 табл. 2.3.) влияние внереализационных доходов и расходов на финансовый результат деятельности предпри­ятия учитывается как «сальдо внереализационных доходов и расходов» со знаком «+» или «-» (показатель 3 табл. 2.3.).

Поскольку планируется использование заемных средств, проценты, начис­ленные за предоставленный кредит, учитываются в составе внереализационных расходов, так как показатель «проценты за кредит» является расчетным (ст. 265 главы 25 Налогового Кодекса).

Поскольку показатель «проценты за кредит» является рас­четным, в таблице 2.3. он выделен в качестве отдельного показателя.

Вместе с тем, многие из затрат, показываемые при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Возникает необходимость разработки специального планово­го документа - плана движения денежных средств (плана поступления и расходования денежных средств), В нем сконцентрированы все виды планируемых денежных потоков предприятия:

·приток денежных средств (поступления),

·отток денежных средств (платежи),

·чистый денежный по­ток (избыток или дефицит).

Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью. Понятие «денежный по­ток предприятия» является агрегированным, включающим в свой состав многочисленные виды этих потоков, обслуживающих деятельность фирмы.

В целях обеспечения эффективного целенаправленного управления денежными потоками они требуют определенной классификации. Классификация денежных потоков предприятия по различным признакам приводится в литературе по финансовому менеджменту.

В рекомендуемых формах для составления плана ДДС (по аналогии с формой №4 бухгалтерской отчетности) как правило, находит деление денежных потоков по видам хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами учета:

·денежный поток по операционной (текущей) деятельности. Он характеризуется денежными поступлениями и выплатами, связанными с реализацией продукции, налоговыми платежами по текущей деятельно­сти;

·денежный поток по инвестиционной деятельности. Он характе­ризует платежи и поступления денежных средств, связанных с продажей и приобретением основных средств и нематериальных активов, приобретением и реализацией долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля и другие аналогические потоки денежных средств, обслуживающие инвестиционную деятельность предприятия;

·денежный поток по финансовой деятельности. Он характеризу­ет поступления и выплаты денежных средств, связанные с привлечени­ем дополнительного или паевого капитала, получением долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, уплатой в денежной форме дивиден­дов и процентов по вкладам собственникам предприятия и некоторые другие денежные потоки, связанные с осуществлением внешнего финансирования хозяйственной деятельности предприятия.

В литературе по вопросам планирования денежных потоков даются рекомендации по использованию такой формы плана ДДС, где в рамках отдельных видов хозяйственной деятельности предприятия отражены также:

·классификация денежных потоков по направлению движения де­нежных средств,

·положительный денежный поток и отрицательный де­нежный поток;

·классификация по методу исчисления объема;

·валовой денежный поток и чистый денежный поток.

Положительный денежный поток (приток денежных средств) характеризует совокупность всех видов поступлений денежных средств.

Отрицательный денежный поток (отток денежных средств) харак­теризует совокупность выплат денежных средств.

Взаимосвязь этих видов денежных потоков проявляется в том, что недостаточность объемов во времени одного из этих потоков обуславливается последующие сокращения объемов другого вида этих потоков.

Валовой денежный поток характеризует всю совокупность поступ­лений или расходования денежных средств а рассматриваемом периоде времени.

Чистый денежный поток характеризует разницу (сальдо) между положительным и отрицательным денежными потоками в рассматриваемом периоде времени. Чистый денежный поток является важнейшим результатом финансовой деятельности предприятия, во многом определяющим финансовое равновесие и темпы возрастания его рыночной стоимости.

Основной целью разработки плана поступления и расходования денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков предприятия в разрезе отдельных видов его хо­зяйственной деятельности и обеспечения постоянной платежеспособно­сти на всех этапах планового периода.

План ДДС, как правило, разрабатывается на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. План поступления и расходования де­нежных средств разрабатывается на предприятии в следующей после­довательности.

На 1 этапе прогнозируется поступление и расходование денежных средств по операционной деятельности предприятия, так как ряд ре­зультативных показателей этого плана служат исходной предпосылкой разработки других его составных частей.

На 2 этапе разрабатываются плановые показатели денежных пото­ков инвестиционной деятельности (с учетом чистого денежного потока по операционной его деятельности).

На 3 этапе рассчитываются денежные потоки то финансовой деятельности предприятия, которая призвана обеспечить источники внеш­него финансирования операционной и инвестиционной его деятельности в плановом периоде.

На 4 этапе прогнозируются валовой и чистые денежные потоки, а также динамика остатков денежных средств по предприятию в целом,

В наиболее полном и развернутом виде план ДДС имеет форму таб­лицы представленной в приложении 4.

Методика расчета поступления и расходования денежных средств в разрезе основных видов деятельности укрупнено может быть пред­ставлена следующим образом:

I. Прогнозирование  поступления  и  расходования  денежных средств по операционной деятельности предприятия осуществляет­ся двумя основными способами:

1.     исходя из планируемого объема реализации продукции;

2.     исходя из планируемой целевой суммы чистой прибыли.

В данной курсовой работе предусматривается использование первого спо­соба. При расчете планового объема реализации необходимо учитывать следующее: в плане денежных потоков все поступления денег и все расходы денег отражаются а периоды времени, соответствующие фак­тическим датам осуществления этих платежей, с учетом времени за­держки оплаты за реализованную продукцию, работы, времени задержки платежей за поставки сырья, материалов и т.д.

Соответственно, плановый объем реализации продукции должен быть дифференцирован а разрезе реализации за наличный расчет и с предоставлением коммерческого кредита с учетом сложившейся хозяй­ственной практики.

В данной курсовой работе для упрощения расчетов следует примять,  что реализация продукции в планируемом периоде осуществляется без предоставления коммерческого кредита (данные о дебиторской задол­женности и ее изменении не задаются). Кроме этого, не учитывается влияние на денежный поток изменения кредиторской задолженности в зависимости от порядка расчетов с поставщиками (рассрочка платежей, поставка в кредит). В курсовой работе при расчете оттока денежных средств по операционной деятельности считается, что предприятие оп­лачивает свои счета вовремя и «растягивания кредиторской задолжен­ности» не происходит.

При планировании денежных потоков по текущей деятельности учитывается влияние таких показателей, как «Прирост текущих пассивов» (прирост кредиторской задолженности) и «Прирост текущих активов». Расчет этих показателей связан с изменениями планируемых объемов реализации продукции, что соответственно отражается на размерах те­кущих активов и пассивов.

Для расчета прироста текущих активов и прироста текущих пассивов в поквартальном разрезе (таблица 2.4.) следует исхо­дить из показателей оборачиваемости текущих активов и текущих пас­сивов, которые сложились на предприятии в предшествующем периоде.

Таблица 2.4.

Прирост текущих активов и пассивов

Показатель

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Выручка

 

22230

26560

26200

30360

Текущие активы (Коб=15)

1200

1482

1771

1747

2024

Текущие пассивы (Коб=12)

1000

1853

2213

2183

2530

Прирост текущих активов

 

282

289

-24

277

Прирост текущих пассивов

 

853

361

-30

347

Соответственно, значение показателя оборачиваемости текущих активов задаётся по формуле:

                                                       Кобта = ОР/ТАср=15,                                          (2)

где    Кобта - количество оборотов текущих активов в рассматриваемом периоде;

ОР - общий объем реализации продукции в рассматриваемом пе­риоде;

ТАср   - средняя стоимость текущих активов в рассматриваемом периоде.

Значение Кобта = 15 условно принято исходя из следующего: анализ остатков текущих обязательств в предшествующем периоде показал, что для недопущения просрочки обязательств денежные средства, включенные в оборот, должны возвращаться на расчетный счет и в кас­су предприятия через 6 дней [6, с. 287].

Из формулы (2) определяются значения показателя «текущие активы» в поквартальном разрезе (показатель 2 табл. 2.4.). Прирост текущих активов (показатель 4 табл. 2.4.) определяется как разница между значе­ниями текущих активов в данном и предыдущем кварталах.

Значение показателя оборачиваемости текущих пассивов задается по формуле (3):

                                                       Кобтп = ОР/ТПср=12,                                          (3)

где    Кобтп - количество оборотов текущих пассивов в рассматриваемом периоде;

ОР - общий объем реализации продукции в рассматриваемом пе­риоде;

ТПср   - средняя стоимость текущих пассивов в рассматриваемом периоде.

Значение Кобтп = 12 условно принято исходя да политики эффективно­го использования привлеченного капитала в предшествующем периоде в виде кредиторской задолженности, длительность оборота которой составляет 7,5 дней [6, с. 287].

Из формулы 3 определяются значения показателя «текущие пасси­вы» в поквартальном разрезе (показатель 3 табл. 2.4.). Прирост теку­щих пассивов (показатель 5 табл. 2.4.) определяется как разница между значениями текущих пассивов в данном и предыдущем кварталах.

Необходимость расчета показателей прироста текущих активов и текущих пассивов в финансовом планировании обусловлено тем, что при разработке плана ДДС эти показатели рассматриваются соответственно как расходование денежных средств на создание запасов сырья, мате­риалов в увязке с объемом реализации продукции (прирост текущих ак­тивов) и как дополнительные источники финансовых ресурсов в виде кредиторской задолженности (прирост текущих пассивов) (показатели 13 и 3 табл. 2.5.).

Расчет плановой суммы чистого денежного потока осуществляется по следующей формуле:

                                           ЧДППЛ=ПДСПЛ-РДСПЛ,                                                (4)

где    ЧДППЛ - плановая сумма чистого денежного потока в рассматривае­мом периоде;

ПДСПЛ - плановая сумма поступления денежных средств от реализа­ции продукции;

РДСПЛ - плановая сумма расходования денежных средств по операционной деятельности.

Таблица 2.5.

План ДДС

Показатель

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Поступления:

 

 

 

 

1. Реализация трубной заготовки

3230

4560

5700

8360

2. Производство СМР

19000

22000

20500

22000

3. Прирост текущих пассивов

853

361

-30

347

5. Полученные инвестиции

600

 

 

 

6. Сальдо внереализационных доходов и расходов (+)

 

 

 

 

Итого поступлений

23683

26921

26170

30707

Платежи:

 

 

 

 

7. Закупка основных фондов

600

 

 

 

8. Операционные расходы (за минусом амортизации)

14172

17419

17149

20269

9. Сальдо внереализационных доходов и расходов (-)

150

250

140

200

10. Выплата процентов по инвестиционному кредиту

60

60

60

60

11. Налог на прибыль

1283

1519

1524

1759

12. Выплата инвестиционного кредита

 

200

200

200

13. Прирост текущих активов

282

289

-24

277

Итого платежей

16547

19737

19049

22766

14. Чистый денежный поток

7135

7184

7121

7941

15. Чистый денежный поток нарастающим итогом

7135

14319

21440

29381

II. При планировании поступления и расходования средств по инвестиционной деятельности основой для расчетов является:

1. Программа реального инвестирования, характеризующая объёмы вложения денежных средств в разрезе отдельных осуществляемых или намечаемых к реализации инвестиционных проектов,

2. Проектируемый к формированию портфель долгосрочных финансовых инвестиций.

3. Предлагаемая сумма поступления денежных средств от реализации основных средств и нематериальных активов. В основу этого расче­та должен быть положен план их обновления.

4. Планируемый размер инвестиционной прибыли в виде дивидендов и процентов к получению.

Расчеты обобщаются в разрезе позиций, предусмотренных стандар­том отчета о движении средств предприятия по инвестиционной дея­тельности.

III. Планирование поступления и расходования денежных средств по финансовой деятельности осуществляется на основе по­требности фирмы во внешнем финансировании, определенной по от­дельным ее элементам. Основой этих расчетов является:

1. Намечаемый объем дополнительной эмиссии собственных акций или привлечения дополнительного паевого капитала. В план поступле­ния денежных средств включается только та часть дополнительной эмиссии акций, которая может быть реализована в предстоящем перио­де.

2. Намечаемый объем привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов (при этом следует помнить, что привлечение и обслуживание товарного кредита, а также краткосрочной кредиторской задолженности отражается денежными потоками по операционной деятельности).

3. Сумма ожидаемого поступления средств в порядке безвозмездно­го целевого финансирования. Эти показатели включаются в план ДДС на основе утвержденных государственных бюджетов или соответствую­щих бюджетов других органов.

4. Суммы предстоящих выплат а плановом периоде основного долга по кредитам и займам. Расчет этих показателей осуществляется на ос­нове конкретных кредитных договоров с банками и другими кредитора­ми.

5. Предполагаемый объем дивидендных выплат акционерам (про­центов на паевой капитал). В основе этого расчета - планируемая сум­ма чистой прибыли предприятия и осуществляемая им дивидендная по­литика.

Расчеты обобщаются в разрезе позиций, предусмотренных стандар­том отчета о движении денежных средств предприятия по финансовой деятельности.

Показатели разработанного плана поступления и расходования де­нежных средств служат основой оперативного планирования различных видов денежных потока предприятия.

В данной курсовой работе расчет плана ДДС существенно упрощен и вклю­чает расчеты ограниченного набора показателей без выделения денеж­ных потоков в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности (таблица 2.5.).

Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах в ре­зультате запланированных мероприятий и показывает состояние иму­щества и финансов фирмы (таблица 2.6.).

Целью разработки плана балан­са является определение необходимого прироста отдельных видов ак­тивов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также фор­мирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде.

План баланса служит хорошей проверкой плана прибылей и убытков и движения денежных средств.

Таблица 2.6.

План баланса

Показатели

на 01.01

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Внеоборотные активы

 

 

 

 

 

В т.ч. Основные средства

20000

20000

18099

15598

13097

Основные фонды за счёт инвестиционного кредита

0

600

 

 

 

Амортизация

0

2501

2501

2501

2501

Остаточная стоимость основных фондов

20000

18099

15598

13097

10597

Текущие активы

1200

1482

1771

1747

2024

Прирост текущих активов

 

282

289

-24

277

Баланс денежных средств

 

7135

14319

21440

29381

Итого активов

21200

26717

31688

36284

42002

Собственные средства

20200

20200

20200

20200

20200

Нераспределённая прибыль

0

4064

8875

13701

19272

Заёмные средства

 

600

400

200

0

Текущие пассивы

1000

1853

2213

2183

2530

Прирост текущих пассивов

 

853

361

-30

347

Итого пассивов

21200

26717

31688

36284

42002

Сальдо баланса

 

0

0

0

0

В процессе его составления учитывают­ся приобретение основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые кредиты, займы, выпуск акций и т, д. Допускается несовпадение значений «итого акти­вов» и «итого пассивов» (сальдо баланса) в приделах 0,1 - 0,2 [3, с. 294-299].

3. РАСЧЁТ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Разработанные финансовые документы являются основой для выполнения анализа финансовых коэффи­циентов, который позволяет оценить запланированные результаты финансо­вой деятельности предприятия в сравнении с прошедшим периодом.

Финансовое состояние предприятий (ФСП), его устойчивость во многом зависят от:

·оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств);

·от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь - от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности отдель­ных видов активов и пассивов предприятия.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определя­ется временем, необходимым для превращения их в денежные сред­ства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного акти­ва, тем выше его ликвидность.

Исходя из показателей разработанных финансовых планов, необходимо рассчитать известные аналитические финансовые коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость, платежеспособность предприятия, коэффициенты оценки оборачиваемости активов, капитала, коэффициенты оценки рентабельности (табл. 3.1. и 3.2.).

При расчете коэффициентов, где используются абсолютные значе­ния показателей на определенную дату, принимаются данные на 1.01., 1.04., 1.09., 1.12. планируемого периода. Расчёт коэффициентов финансовой устойчивости и платёжеспособности представлен в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Коэффициенты оценки финансовой устойчивости и платёжеспособности

Наименование коэффициента

Формула расчёта

1.01.

1.04.

1.07.

1.10.

1.01.

                                     Показатели финансовой устойчивости                              

1.Коэффициент автономии

Собственный капитал/Общий капитал

0,95

0,91

0,92

0,93

0,94

2.Коэффициент финансирования

Заёмный капитал/Собственный капитал

0,05

0,10

0,09

0,07

0,06

3.Коэффициент текущей задолженности

Краткосрочный заёмный капитал/Общий капитал

0,05

0,09

0,08

0,07

0,06

4.Коэффициент маневренности собственного капитала

Собственные оборотные средства/Общий капитал

0,01

0,23

0,43

0,57

0,69

5.Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

Собственные оборотные средства/Оборотный капитал

0,17

0,72

0,84

0,90

0,92

Показатели платёжеспособности

6.Коэффициент абсолютной платёжеспособности (ликвидности)

(Денежные средства +Краткосрочные финансовые вложения) /(Краткосрочные заёмные средства + текущие обязательства)

0,00

2,91

5,48

9,00

11,61

7.Коэффициент текущей платёжеспособности (ликвидности)

Оборотные активы /(Краткосрочные заёмные средства + Текущие обязательства)

1,20

3,51

6,16

9,73

12,41

Выводы:

Доля собственного капитала в общем капитале предприятия на 01.01. составляет 0,95. В течение планируемого периода ожидается небольшое снижение данного показателя до 0,91. Это снижение не значительное, а также увеличение заёмных средств свидетельствует о развитии предприятия (покупка новых основных фондов). В рыночной экономике большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшения положения предприятия, возможности быстрого реагирования на изменение дело­вого климата. Напротив, использование заемных средств свидетель­ствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их. Коэффициент финансирования в планируемом периоде в начале будет снижаться, затем постепенно возрастёт и опять возобновится тенденция к снижению. Коэффициент текущей задолженности имеет незначительное значение, на конец планируемого периода составит 0,06. Коэффициент манёвренности собственного капитала в планируемом периоде значительно возрастёт с 0,01 до 0,69. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования за планируемый период существенно вырастет и составит 0,92, когда в начале он равен 0,17.

Показатели платёжеспособности, рассчитанные по данным планируемого периода, показывают, что предприятие станет более платёжеспособным, так как значение коэффициента абсолютной платёжеспособности (ликвидности) составит 11,61, а значение коэффициент текущей платёжеспособности (ликвидности) 12,41, это значительно больше нормативных показателей [6, с. 295-300].

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала.

В контексте анализа финансово-хозяйственной дея­тельности этот термин понимается в более узком смысле - как теку­щая производственная и коммерческая деятельность предприятия.

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, эффективном ис­пользовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данной коммерческой организации и родственных по сфере приложения капитала компа­ний. Такими качественными критериями, являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, по­ставляемой на экспорт, репутация коммерческой организации, выра­жающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся ус­лугами коммерческой организации, в устойчивости связей с клиен­тами и др.

Для анализа деловой активности предприятия рассчитаем коэффициенты оборачиваемости (см. табл. 3.2.).

Ускорение оборачиваемости вложений в оборотные акти­вы рассматривается как благоприятная тенденция [7, с. 247-249].

При расчете коэффициентов оборачиваемости используются сред­ние величины активов, капитала. В этом случае для цепей сравнитель­ного анализа коэффициентов оборачиваемости принимать средние ве­личины по каждому кварталу в рамках планового года.

Таблица 3.2.

Коэффициенты оценки оборачиваемости и рентабельности

Наименование коэффициента

Формула расчёта

1.04.

1.07.

1.10.

1.01.

Коэффициенты оборачиваемости

1.Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов

Объём реализации продукции в рассматриваемом периоде    /Средняя стоимость активов в рассматриваемом периоде

0,93

0,91

0,77

0,78

2.Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Объём реализации продукции в рассматриваемом периоде/ Средняя стоимость оборотных активов в рассматриваемом периоде

4,53

2,15

1,33

1,11

3.Период оборота всех используемых активов

Число дней в периоде/ Количество оборотов всех используемых активов

97

99

117

116

4.Период оборота всех оборотных активов

Число дней в периоде/ Количество оборотов оборотных активов

20

42

67

81

5. Коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала

Объём реализации продукции /Средняя сумма всего используемого капитала в рассматриваемом периоде

0,93

0,91

0,77

0,78

6.Коэффициент оборачиваемости (отдачи) собственного капитала

Объём реализации продукции / Средняя сумма собственного капитала в рассматриваемом периоде

1,00

1,00

0,83

0,83

7.Период оборота собственного капитала

Число дней в периоде / Количество оборотов собственного капитала в периоде

90

90

108

109

Коэффициенты рентабельности

8.Коэффициент экономической рентабельности

Чистая прибыль рассматриваемого периода / Средняя стоимость активов, используемых в рассмотренном периоде

0,14

0,26

0,35

0,92

9.Коэффициент финансовой рентабельности

Чистая прибыль рассматриваемого периода / Средняя стоимость собственного капитала в рассмотренном периоде

0,15

0,28

0,37

0,98

10. Коэффициент рентабельности текущих затрат

Чистая прибыль рассматриваемого периода / Текущие расходы, связанные с реализацией продукции в рассматриваемом периоде

0,24

0,45

0,70

0,85

Выводы:

Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов в планируемом периоде будет иметь тенденцию к понижению и составит на конец четвёртого квартала 0,78, при начальном значении 0,93. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов также будет снижаться, на конец планируемого периода составит 1,11, при начальном значении 4,53. Период оборота всех используемых активов и всех оборотных активов растёт. Коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала и коэффициент оборачиваемости (отдачи) собственного капитала снижаются и на конец планируемого периода составят 0,78 и 0,83 соответственно. Период оборота собственного капитала возрос с 90 до 109 дней.

Коэффициенты рентабельности, рассчитанные по показателям планируемого периода являются приемлемыми и имеют на протяжении всего периода положительную тенденцию: коэффициент экономической рентабельности составит 0,92; коэффициент финансовой рентабельности 0,98; коэффициент рентабельности текущих затрат 0,85.[6, с. 221-227].

ВЫВОД

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и опре­деления путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют жела­емое будущее и по возможности численно выражаются набором пока­зателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления [3, с. 278].

Результатом текущего финансового планирования является разработка трёх основных документов: плана прибылей и убытков; плана движения денежных средств; плана баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода, что лежит в основе анализа перспектив развития предприятия.

В планируемом периоде ожидается рост  объёма реализованной трубной заготовки на сторону, выручки от реализации, прибыли, но вместе с тем возрастёт и себестоимость, и прочие расходы, это связано с расширение производства на данном предприятии и если планируемые показатели совпадут с фактическими, то это будет благоприятным для дальнейшего развития предприятия. А также ожидается рост  объёма реализации СМР, прибыли, но вместе с тем возрастёт и себестоимость, и прочие расходы, это связано с расширение производства на данном предприятии и если планируемые показатели совпадут с фактическими показателями по результатам деятельности, то это будет благоприятным для дальнейшего развития предприятия.

В целом в планируемом периоде деятельность предприятия будет результативной.

Доля собственного капитала в общем капитале предприятия на 01.01. составляет 0,95. В течение планируемого периода ожидается небольшое снижение данного показателя до 0,91. Это снижение не значительное, а также увеличение заёмных средств свидетельствует о развитии предприятия (покупка новых основных фондов). В рыночной экономике большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшения положения предприятия, возможности быстрого реагирования на изменение дело­вого климата. Напротив, использование заемных средств свидетель­ствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их. Коэффициент финансирования в планируемом периоде в начале будет снижаться, затем постепенно возрастёт и опять возобновится тенденция к снижению. Коэффициент текущей задолженности имеет незначительное значение, на конец планируемого периода составит 0,06. Коэффициент манёвренности собственного капитала в планируемом периоде значительно возрастёт с 0,01 до 0,69. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования за планируемый период существенно вырастет и составит 0,92, когда в начале он равен 0,17.

Показатели платёжеспособности, рассчитанные по данным планируемого периода, показывают, что предприятие станет более платёжеспособным, так как значение коэффициента абсолютной платёжеспособности (ликвидности) составит 11,61, а значение коэффициент текущей платёжеспособности (ликвидности) 12,41, это значительно больше нормативных показателей.

Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов в планируемом периоде будет иметь тенденцию к понижению и составит на конец четвёртого квартала 0,78, при начальном значении 0,93. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов также будет снижаться, на конец планируемого периода составит 1,11, при начальном значении 4,53. Период оборота всех используемых активов и всех оборотных активов растёт. Коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала и коэффициент оборачиваемости (отдачи) собственного капитала снижаются и на конец планируемого периода составят 0,78 и 0,83 соответственно. Период оборота собственного капитала возрос с 90 до 109 дней.

Коэффициенты рентабельности, рассчитанные по показателям планируемого периода являются приемлемыми и имеют на протяжении всего периода положительную тенденцию: коэффициент экономической рентабельности составит 0,92; коэффициент финансовой рентабельности 0,98; коэффициент рентабельности текущих затрат 0,85.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.     Бланк И.А. Основы финансового менеджмента Т. 1, 2.- К.: Ника – Центр, 1999.- 592 с.

2.     Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М. Дело и сервис. 2001. – 304 с.

3.     Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.

4.     Ковалёва А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник.- М.: Инфра - М, 2000.- 416 с.

5.     Лихачёва О.И. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, 2004.- 264 с.

6.     Савицкая Г.В, Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 400 с.

7.     Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 639 с.

8.     Стоянова Е.С., Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом / Под ред. Е.С. Стояновой.- М.: Издательство «Перспектива», 1998.- 128 с.

9.     Титов В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.0 М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.- 352 с.

10.                       Чечевицина Л.Н. Экономический анализ: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2001.- 448 с.

11.                       Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 384 с.

12.                       Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 718 с.

Приложение 1.

Исходные данные

Показатели

Значение

Продукция 1.

 

1. Объём реализации трубной заготовки, тыс.м.пог.

 

1 кв.

85

2 кв.

120

3 кв.

150

4 кв.

220

2. Цена реализации, д.е./тыс.м.пог.

49

Продукция 2.

 

3. Объём реализации СМР, д.е.

 

1 кв.

19000

2 кв.

22000

3 кв.

20500

4 кв.

22000

Приложение 2.

Исходные данные

Показатели

Норматив прибыли

Показатели для расчёта прибыли и затрат по отдельным элементам

Материальные расходы

Расходы на оплату труда

Продукция 1.

0,25

0,5

0,25

Продукция 2.

0,074

0,5

0,25

 

Приложение 3.

Исходные данные

Показатели

Значение

1. Кредит на покупку основных фондов, д.е.

600

2. Проценты за кредит, %

Ставка рефиринцирования 1,1

3. Порядок погашения кредита

Равномерное погашение со второго квартала планируемого периода

4. Порядок начисления процентов за кредит

Начисление простых процентов ежеквартально

5. Сальдо внериализационных доходов и расходов

 

1 кв.

-150

2 кв.

-250

3 кв.

-140

4 кв.

-200

Приложение 4.

План ДДС

Показатели

Месяцы

Итого 1 квартал

и.т.д

Итого за год

Январь

Февраль

Март

Денежные потоки по операционной деятельности

1. Поступление денежных средств от реализации продукции.

 

 

 

 

 

 

2. прочие поступления денежных средств в процессе операционной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Итого валовой положительный денежный поток па операционной деятельности (поступления денежных средств).

 

 

 

 

 

 

3. Затраты денежных средств на производство и реализацию продукции (без амортизационных отчислений).

 

 

 

 

 

 

4. Налоги к сборы, уплачиваемые за счет доходов (входящие в цену продукции).

 

 

 

 

 

 

5. Налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли.

 

 

 

 

 

 

Итого валовой отрицательный денежный поток по операционной деятельности (расходование денежных средств).   

 

 

 

 

 

 

Сумма чистого денежного потока по операционной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Денежные потоки по инвестиционной деятельности

1. Поступление денежных средств от реализации основных средств и нематериальных активов.

 

 

 

 

 

 

2. Поступление денежных средств от реализации долгосрочных финансовых инструментов портфеля.

 

 

 

 

 

 

3. Поступление денежных средств от планируемой реализации ранее выкупленных собственных акций.

 

 

 

 

 

 

4. Прогнозируемая сумма дивидендов и процентов по долгосрочным финансовым инструментам инвестиционного портфеля.

 

 

 

 

 

 

Итого валовой положительный денежный поток по инвестиционной деятельности (поступление денежных средств).

 

 

 

 

 

 

5. Приобретение основных средств.

 

 

 

 

 

 

6. Прирост незавершенного капитального строительства.

 

 

 

 

 

 

7. Приобретение нематериальных активов.

 

 

 

 

 

 

8. Приобретение долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля

 

 

 

 

 

 

9. Планируемый выкуп собственных акций.

 

 

 

 

 

 

Итого валовой отрицательный денежный поток по инвестиционной деятельности (расходование денежных средств).   

 

 

 

 

 

 

Сумма чистого денежного потока по инвестиционной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Денежные потоки по финансовой деятельности

1. Дополнительно привлекаемый из внешних источников собственный акционерный или паевой капитал.

 

 

 

 

 

 

2. Дополнительно привлекаемые долгосрочные кредиты и займы.

 

 

 

 

 

 

3. Дополнительно привлекаемые краткосрочные кредиты и займы.

 

 

 

 

 

 

4. Прогнозируемое поступление средств в порядке безвозмездного целевого финансирования.

 

 

 

 

 

 

Итого валовой положительный поток по финансовой деятельности (поступление денежных средств).

 

 

 

 

 

 

5. Выплата (погашение)основного долга по долгосрочным кредитам и займам.

 

 

 

 

 

 

6. Выплата (погашение)основного долга по краткосрочным кредитам и займам.

 

 

 

 

 

 

7. Прогнозируемые к выплате дивиденды (проценты) собственникам (акционерам).

 

 

 

 

 

 

Итого валовой отрицательный денежный поток по финансовой деятельности (расходование денежных средств).   

 

 

 

 

 

 

Сумма чистого денежного потока по финансовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

Денежные потоки по предприятию в целом

1. Остаток денежных средств на начало периода.

 

 

 

 

 

 

2. Валовой положительный денежный поток (поступление денежных средств).

 

 

 

 

 

 

3. Валовой отрицательный денежный поток (расходование денежных средств).

 

 

 

 

 

 

4. Чистый денежный поток.

 

 

 

 

 

 

5. Остаток денежных средств на конец периода.