Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕКИ ГУЗ КДУ «Вивея». 13
3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ.. 19
3.1. Характеристика работы льготного отдела аптеки ГУЗ КДУ «Вивея». 19
2.2.Проблемы работы с пожилыми людьми. 21
2.3. Пути решения проблем пожилых людей. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
ВВЕДЕНИЕ
Постоянное возрастание доли пожилых людей во всем населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к восьмидесяти годам, а для женского населения превысила этот показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой. В населении Российской Федерации можно выделить несколько «поколений» граждан старшего возраста. Так в 2002 году численность пожилых людей составляла 29,9 млн. человек, из них в возрасте 70 лет и старше составляют 8,46 млн. человек. Характерно, что за последние 20 лет (со времени всеобщей переписи в 1979 году) численность престарелых в возрасте 70 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась незначительно.
С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности, доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.
Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира.
Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.
«Страны, собравшиеся на Всемирную ассамблею по старению, признают, что качество жизни не менее важно, чем ее большая продолжительность, и поэтому стареющим следует, насколько это возможно, позволит жить в их собственных семьях и общинах плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества» - это положение в 1984 году провозгласило в своей резолюции Всемирная ассамблея ООН, принявшая план действий по проблемам старения и побудивший многие страны разработать свою национальную политику и программы в отношении престарелых.
Для улучшения работы с пожилыми людьми в Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Старшее поколение».
По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей социальной работы с пожилыми людьми.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты социальной работы с пожилыми людьми на современном этапе развития социального управления.
- охарактеризовать организационно-функциональную деятельность аптеки ГУЗ КДУ «Вивея»
- раскрыть суть проблем возникающих у пожилых людей
- рассмотреть пути решения этих проблем на примере аптеки ГУЗ КДУ «Вивея»
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Социальное обслуживание пенсионеров России
осуществляется на основании Федерального закона «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа
С 1 января 2005 года началась реализация системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), со вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 №122 – ФЗ о замене льгот на денежные компенсации. ДЛО – обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении граждан РФ, имеющих право на социальную помощь оказываемую в виде набора социальных услуг согласно №178 – ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» (в редакции №122 – ФЗ от 22.08.04)
В соответствии с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров: на дому, включая социально-медицинское; полустационарное в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других, независимо от их наименования); срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке; социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. [4]
Демографическое старение населения в нашей стране вызвано в основном снижением рождаемости. В 2002 году в России насчитывалось 29,9 млн. человек старше трудоспособного возраста (20,4 процента всего населения), в том числе 12,5 млн. человек в возрасте 65 лет и старше. С 1992 года наметилась устойчивая тенденция сокращения численности молодежи в возрасте 0-15 лет, численность пожилых людей возросла на 2,26 млн. человек.
Удельный вес молодого поколения в населении сократился за последние 10 лет с 24,1 процента до 18,6 процента. В итоге доля людей пенсионного возраста уже превысила долю детей до 15 лет.
В дальнейшем это превышение будет расти.
Согласно принятой международной классификации, уже с 2004 года возрастная структура населения России соответствует типу населения в стадии демографической старости, когда доля детей и подростков лишь незначительно превышает долю лиц старше 65 лет (они составляют 63,5 процента всех пожилых людей).
Лица в возрасте 70 и более лет составляют 28,3 процента всего населения старше трудоспособного возраста, а их численность в составе населения, начиная с 1979 года, заметно возросла, особенно в городах. В связи с устойчивым ростом числа долгожителей ответственность государства за благополучие пожилых людей особенно повышается.
Опыт других стран, давно вступивших в период старения населения, свидетельствует о том, что общество в целом и отдельные люди трудно адаптируются к возросшей численности сограждан, находящихся на пенсии. В нашей стране соотношение численности лиц трудоспособного возраста и лиц, нетрудоспособных по возрасту, включая детей и пожилых людей, рельефно отражает ход демографических процессов. В течение четырех последних лет временное снижение коэффициента демографической нагрузки происходило при снижении нагрузки лицами старше трудоспособного возраста (362, 361, 356, 349, 343 соответственно).
Минимального для России значения этот показатель достигнет в 2007 году - 569 человек нетрудоспособных возрастов, приходящихся на 1000 лиц рабочего возраста. Большинство пожилых людей проживает в городах, но социально-экономические проблемы пожилого населения особенно остро выражены на селе.
Характер развития демографических процессов на Дальнем Востоке, безусловно, отражается на половозрелой структуре населения. Его формирование всю прошлую историю освоения региона происходило во многом, как уже отмечалось выше, при значительном участии миграции, что способствовало созданию и более молодой возвратной структуры населения. Последствия этого процесса и до настоящего времени, несмотря на значительное сокращение миграционных потоков. Дальний Восток имеет самую высокую в России долю лиц моложе трудоспособного возраста (19,8%), уступая по этому показателю только Восточно-Сибирскому району (28,5%). Это единственный экономический район в России с самым низким удельным весом лиц старше трудоспособного возраста (15,1%) и самым высоким в трудоспособном возрасте (65,1%).
Данные, приведенные в таблице 1 свидетельствуют о том, что существуют территориальные различия в возрастной структуре населения и происходит сокращение доли младших возрастных групп и увеличение удельного веса старших возрастов. В соответствии с проработками демографического департамента ООН считается, что происходит постарение населения, если в его составе лиц старше трудоспособного возраста более 10,0%. Дальний Восток перешагнул этот рубеж. Следовательно, характерной чертой изменения возрастной структуры населения Дальнего Востока, как и России в целом, является демографическое старение, то есть увеличение в нем доли людей старших возрастов. Причем, здесь происходит как «старение снизу» из-за постепенного сокращения числа детей вследствие сокращения рождаемости, так и «старение сверху», называемое ростом числа старых людей. В результате в регионе после 1965 года произошло практически удвоение числа пенсионеров на 1000 человек проживающего населения. Если в конце 1965 года в регионе было 83,6 человек на каждую тысячу проживающих, то на 1 апреля 2002 года в органах социальной защиты населения их было зарегистрировано 162,8.
Таблица - 1
Возрастной состав населения
Удельный вес возрастных групп в общей численности населения, % |
||||||
1991 |
2002 |
|||||
моложе трудо-способного |
трудо-способный |
старше трудо-способного |
моложе трудо-способного |
трудо-способный |
старше трудо-способного |
|
Российская Федерация |
24,3 |
56,7 |
19,0 |
18,6 |
61 |
20,4 |
Дальний Восток |
27,6 |
61,4 |
11,0 |
19,8 |
65,1 |
15,1 |
Хабаровский край |
26,9 |
60,3 |
12,8 |
18,7 |
66,3 |
15 |
В Хабаровске, как и в России в целом, быстро
идет процесс
старения населения. С
Данная ситуация усиливает значимость государственной поддержки семей, имеющих в своем составе пожилых людей и переживающих одновременно социально-экономические трудности: бедность, безработица, многодетность, болезнь, переселение и другое. Уже не исключение, но, скорее всего, тенденция - увеличение числа одиноко проживающих пожилых людей.
Это напрямую связано с разработкой новых стратегий ухода и предоставления социальных услуг пожилым людям, создания условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения социального обслуживания к ожидаемой потребности в нем.
Судя по прогнозу, к 2016 году возрастная структура населения существенно изменится. К 2015 году численность людей, выходящих за пределы трудоспособного возраста, будет почти вдвое превышать численность вступающих в трудоспособный возраст.
Нагрузка престарелыми лицами к 2016 году составит 420 пенсионеров на 1000 трудоспособных. Однако это не основание для того, чтобы относиться к пожилым людям только как к получателям пенсий и пациентам.
На протяжении почти 10 лет Минтруд России анализирует изменения социально-демографической ситуации по старению и характеристики положения пожилых людей. В этой работе принимают самое деятельное участие и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Нужно сказать, что положительные изменения происходят практически повсюду, но социальный статус пожилых людей в России не всегда достаточно высокий, а некоторые из этих изменений накапливаются относительно медленно.
Физическое здоровье самым непосредственным образом влияет на способность пожилых людей участвовать в жизни общества и влияет на организацию деятельности по предоставлению социальных услуг. Известный факт: в первой половине 90-х годов рост смертности затронул все возрастные группы населения старше 5 лет. Начиная с 1995 года, ситуация стабилизировалась, что коснулось в основном все возрастные группы пожилого населения.[20, c.203]
Остается одной из самых острых проблема более низкой ожидаемой продолжительности жизни мужчин России по сравнению с женщинами. Если в начале 70-х годов различие составляло 10,2 года, то в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 13,2 года. Большинство пожилых людей сохраняют способность к передвижению и самообслуживанию.
Среди пожилых людей практически здоровы только 22 процента. Возрастают контингенты пожилых лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами, различными степенями психической и социальной дезадаптации, неврозами. Таковы основные характеристики демографического развития России по старению.
В этом плане насущная задача - развитие специализированных медицинских и социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и уход. Необходимо использовать возможности сети учреждений социального обслуживания для пропаганды здорового образа жизни проведения способствующей активному долголетию физкультурно-оздоровительной работы, тем более что для этого пока не задействованы личностные резервы людей.
Создана новая социальная инфраструктура - система социального обслуживания населения, которая по праву признается одним из ведущих звеньев социального блока.
В июле 2002 года в стационарных учреждениях всех типов и специальных домах для одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан проживали 267,4 тыс. человек. Социальные услуги на дому постоянно получали 1,3 млн. человек. Около 880 тыс. человек обслужено отделениями временного проживания и дневного пребывания центров социального обслуживания. Благодаря службам срочного социального обслуживания за полугодие около 5,3 млн. человек получили разовые социальные услуги. Центры социального обслуживания семьи и детей, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и кризисные центры для женщин оказали помощь и предоставили услуги 2,9 млн. семей и 3,2 млн. детей. Учреждения медико-социальной экспертизы освидетельствовали 3,9 млн. человек. По сравнению с 2000 годом объем производства продукции протезно-ортопедических предприятий увеличился в 2001 году на 59,5 процента.[8, c.33]
Важный шаг в становлении новой политики в отношении пожилых людей сделан благодаря утверждению Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы "Старшее поколение" - одной из наиболее эффективных федеральных целевых программ, характеризующейся инновационным подходом, комплексностью, ориентацией на оказание прямой федеральной поддержки субъектам Российской Федерации. В канун принятия программы "Старшее поколение", в 1995-1996 годах, проявилась острая нехватка мест в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания населения, острая очередность на получение мест в домах-интернатах. В рамках федеральной и региональных программ "Старшее поколение" удалось увеличить на 10 тыс. число койко-мест в этих учреждениях, приблизившись к разрешению одной из самых острых проблем маломобильного пожилого населения - удовлетворению потребности в постоянном постороннем уходе.
Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома – интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.
Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам.
Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них. Одним из приоритетных направлений работы с пожилыми является обеспечение их льготными лекарствами – это будет переход к практической части.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕКИ ГУЗ КДУ «Вивея»
В Хабаровске имеется ряд организаций, которые занимаются проблемами и обслуживанием пожилых людей. Одной из таких организаций является аптека ГУЗ КДУ «Вивея», в которой есть льготный отдел, занимающийся отпуском медикаментов льготной категории граждан.
Данные о штате:
Штат льготного отдела 4 человека:
- провизор
- фармацевт
- бухгалтер
- санитарка
Функции отдела:
- отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;
- реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в т.ч. профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметическую и парфюмерную продукцию (далее - товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций); [1]
- отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;
- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;
Аптека ГУЗ КДУ «Вивея», работает по программе ДЛО. Программа ДЛО реализуется на территории РФ с 1 января 2005 года (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Основу ДЛО составляют
- адресная помощь конкретному пациенту, т.е. наличие больного в регистре персонифицированного учета;
- выписка рецепта на лекарственные средства из утвержденного перечня лекарственных средств;
- наличие в аптеке лекарственного препарата из утвержденного перечня с зарегистрированной Росздравнадзором ценой.
Организационная структура аптеки (отделы аптеки, функции отделов)
Сегодня аптека ГУЗ КДУ «Вивея», - это мощное структурное подразделение больницы, которое наделено функциями снабжения, производства, обучения студентов фармацевтического факультета Медицинской Академии, так как является базой для производственной практики студентов.
Рецептурно-производственный отдел изготавливает на заказ различные мази, жидкие формы, микстуры, порошки, свечи. Работа в отделе сопряжена с огромной ответственностью, точностью контроля, внимательностью при отпуске.
Аптеку возглавляет заведующий-провизор.
Деятельность заведующего аптекой определяется положением, утвержденным нормативными документами, заместитель заведующего выполняет работу по вопросам, отнесенным к его ведению.
Заведующий отделом аптеки организует производственную работу отдела и несет ответственность за выполнение задач одела.
Заведующие отделами, не являющиеся заместителями заведующего аптекой, назначаются и увольняются руководителем аптеки. Права и обязанности заведующих отделами определяются функционально-должностными инструкциями, утвержденными заведующим аптекой.[24]
Аптека № 2 имеет три отдела (рецептурно-производственный с запасами, льготный отдел и отдел готовых лекарственных форм).
В рецептурно-производственном отделе аптеки работают фармацевты с большим опытом работы в производственных аптеках.
Во главе льготного отдела стоит провизор.
Материально-техническая база:
Характеристика производственных помещений (при описании торгового зала отметить наличие обязательной информации для потребителей). Дополнительные помещения для производственной аптеки. Оборудование помещений. При описании отделов хранения отметить условия хранения лекарственных средств, требующих особых условий – защиты от света, требующих пониженной температуры хранения
Состав помещений аптеки ГУЗ КДУ «Вивея» включает: торговый зал, отдел отпуска лекарственных средств по льготным рецептам, помещение для изготовления лекарств, помещение для получения дистиллированной воды, моечную, кабинет заведующего, комнату персонала, помещение для хранения запасов лекарственных средств, туалет, гардеробную.
Общая площадь помещений
Размер торгового зала – 46,7 кв.м.
В торговом зале оборудованы рабочие места для приема рецептов, отпуска изготовленных и готовых лекарств по рецептам, отпуска лекарств и изделий медицинского назначения без рецептов.
Оплата стоимости лекарств населением проводится через кассовый аппарат.
Отдел отпуска лекарственных средств по льготным рецептам – 12,8 кв.м
Площадь помещения для приготовления лекарств составляет 15 кв. м и оснащена специальной аптечной мебелью, приборами, оборудованием для приготовления, смешения, фильтрования, расфасовки, этикетирования, упаковки и укупорки лекарств, сейфами (специальными шкафами) для хранения ядовитых и наркотических лекарственных средств, этилового спирта, штанглазами, средствами измерения веса, объема, уд. веса, реактивами для проведения химического контроля лекарств. В помещении для приготовления лекарств должны быть организованы рабочие места для приготовления и контроля качества лекарств.
Площадь помещения для получения дистиллированной воды - 5 кв. м. Помещение оборудовано аппаратами для получения и емкостями для хранения дистиллированной воды в соответствии с действующими правилами по санитарному режиму аптек.
Площадь моечной комнаты - 5 кв. м. Ее оборудование обеспечивает выполнение требований по санитарному режиму аптек.
Площадь автоклавной -
Помещения для хранения запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения имеют площадь 36 кв. м и оснащены стеллажами, шкафами и другим необходимым оборудованием для обеспечения сохранности ядовитых, наркотических, сильнодействующих, огнеопасных, термолабильных и других лекарственных средств, лекарственного растительного сырья, изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами.
Комната персонала составляет 8 кв. м и оборудована мебелью для приема пищи и отдыха сотрудников.
Площадь гардеробной обеспечивает хранение домашней и рабочей одежды в соответствии с требованиями по санитарному режиму аптек.
Аптека ГУЗ КДУ «Вивея» размещает в удобных для ознакомления местах торгового зала:
- копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- информацию о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;
- книгу отзывов и предложений;
- информацию о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- информацию о лице, ответственном за лекарственное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий населения по льготам (для аптечных организаций, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов);
- информацию о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы;
- информацию о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;
- информацию о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке (аптечном пункте);
- ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций;
- информацию о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи с указанием Ф.И.О. и должности);
- информацию о дежурном администраторе (Ф.И.О., должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора;
- копию Федерального закона "О защите прав потребителей";
- выписку из "Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных в установленном порядке; - перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный Приказом Минздрава России от 19 июля 1999 года N 287 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача".
При отпуске лекарственных препаратов уполномоченный сотрудник аптечной организации информирует покупателя о правилах приема лекарственного препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема (с учетом приема пищи и пр.), правилах хранения.
3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
3.1. Характеристика работы льготного отдела аптеки ГУЗ КДУ «Вивея»
В таблице 2 приведен отчет льготного отдела за 2005 год.
Таблица 2
Отчет льготного отдела за 2005 год
РОСТА |
За собств. сред |
Акты |
Краевые |
Итого |
||
Кол-во рецептов |
28093 |
5750 |
878 |
12118 |
46839 |
|
итого |
сумма |
6340428,37 |
1505983,07 |
168366,13 |
2923369,11 |
10938146,68 |
Средняя стоимость федерального рецепта составила: 231,85
Средняя стоимость краевого рецепта составила: 237,90
Всего обслужено пациентов по двум центрам:
Краевых – 1105 человек
Федеральных – 1660 человек
Средняя стоимость одного федерального пациента в год составила 4726,75. В месяц – 393,90.
Средняя стоимость одного краевого пациента в год составила 2797,95.
Рассмотрим правила выписывания рецептов на лекарственные средства за полную стоимость и на льготных, бесплатных условиях, оформление рецептурных бланков.
При наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные средства и выписываются рецепты на них.
Запрещается выписывать рецепты:
На лекарственные средства, не разрешенные к медицинскому применению Минздравом России;
При отсутствии медицинских показаний;
На лекарственные средства, используемые только в лечебно-профилактических учреждениях (эфир наркозный, хлорэтил, фентанил (кроме трансдермальной лекарственной формы), сомбревин, калипсол, фторотан, кетамин и др.);[25]
Рецепты на лекарственные средства для получения в аптеках бесплатно или с 50-процентной скидкой в их оплате (на льготной основе) выписываются только при амбулаторном лечении гражданам, имеющим такое право в соответствии с законодательством Российской Федерации, лечащим врачом государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения
Выписывание льготных рецептов
Осуществляется лечащим врачом только по решению врачебной комиссии поликлиники:
- на психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, анаболические гормоны,
- на наркотические средства больным, не страдающим онкологическим/гематологическим заболеванием,
Не допускается выписывание льготных рецептов врачами стационаров, а также врачами поликлиник в период нахождения больных на стационарном лечении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.1999 N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами".
На одном рецептурном бланке формы 148-1/у-88 разрешается выписывать одно наименование лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, для получения на льготных условиях.
При заполнении бланка необходимо подчеркнуть форму оплаты (бесплатно или с 50-процентной скидкой со стоимости).
Рассмотрим порядок: таксирования рецептов и требований:
Рецепт выписывается на латинском языке, разборчиво, четко, чернилами или шариковой ручкой. Исправления заверяются подписью и личной печатью врача.
На одном рецептурном бланке выписывается не более 3-х простых и не более 2-х лекарственных средств. Этиловый спирт выписывается на отдельном рецептурном бланке и заверяется дополнительно печатью лечебно-профилактического учреждения "Для рецептов".
Разрешаются только принятые сокращения обозначений; твердые и сыпучие вещества выписываются в граммах (0,001; 0,5; 1,0), жидкие - в миллилитрах, граммах и каплях.
Способ применения указывается на русском или русском и национальном языках. Запрещается ограничиваться общими указаниями: "Внутреннее", "Известно" и т.п.
Указывается Ф.И.О. больного, его возраст, Ф.И.О. врача.
Подпись врача должна быть заверена его личной печатью.[25]
2.2.Проблемы работы с пожилыми людьми
С объективной социальной точки зрения, нынешнее положение многих пожилых людей кажется широкой общественности неудовлетворительным. В среднем, образовательный уровень сегодняшних стариков ниже, чем у большинства населения. Некоторые дома престарелых, пользуясь немощностью старых людей, обеспечивают им только минимальный необходимый уход, при котором можно выжить, но нет смысла жить и тем более радоваться жизни. Газеты полны жутких историй о старушках, ограбленных озверевшими подростками, и душераздирающими рассказами об отчаявшихся стариках, ворующих в магазинах мясной фарш или питающихся собачьими консервами. До тех пор пока агрессивные группировки, выступающие в защиту старых людей, вроде «Седых Пантер», не заговорили громко об их потребностях, большинство населения, пожилых людей считали совершенно бесполезными.
Неудивительно, что старость кажется такой ужасной порой жизни. Продолжают ли действовать стереотипы прошлого теперь, когда люди старше 65 лет составляют более 12 % населения и все большая часть общества осознает значимость этого факта? В Калифорнийском государственном университете был проведен опрос среди 160 студентов для выявления их отношения к старикам. Вот некоторые результаты.
По оценке студентов, 30 % населения США составляют старики, нуждающиеся в обслуживании. Они считают, что слово старый следует использовать по отношению к людям старше 60 лет. Студенты сообщили, что хотя у них есть родственники и соседи преклонного возраста, они «не испытывают желания проводить время со стариками». По их словам, они чувствуют ответственность за стариков и относятся к ним «заботливо», но у тех есть множество несимпатичных черт, например дряхлость, эгоистичность, занудливость и чрезмерная болтливость. С их точки зрения, все старики — в той или иной степени инвалиды. Несмотря на то, что у многих студентов были полные сил дедушки и бабушки старше 60 лет, их отношение к старикам не сильно изменилось по сравнению с тем отношением, которое существовало в конце семидесятых годов. Однако негативные установки и стереотипы вовсе не обязательно являются правилом. Ряд исследований показал, что установки в отношении старых людей час-то амбивалентны, если не сказать больше — внутренне противоречивы. Их нередко считают и мудрыми, и выжившими из ума; и добродушными, и постоянно брюзжащими и вечно всем недовольными; и проявляющими заботу об окружающих, и безразличными н необщительными. Возможно, пора начать рассматривать стариков не как однородную группу, а как отдельных людей, таких же разных, как люди любого другого возраста.
Рассматриваемые стереотипы представляют собой мозаику из реальности и фантазий. Некоторые проблемы только отчасти связаны с возрастом; старики далеко не всегда беспомощны, больны и одиноки, также как подростки не всегда прыщавы и невоспитанны. Среди тех, кому за 65, руководящих работников и людей, способных пробежать марафон, не меньше. чем затворников и любителей посидеть на скамеечке. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что большинство пожилых людей гораздо более высокого мнения о своем собственном экономическом и социальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков в США».
Чем больше в нашем обществе будет пожилых людей с «конструктивной установкой», тем меньше они будут подвержены проявлениям эйджизма. Духовная свобода, которой такие люди обладают, дает им возможность думать по-своему, выбирать занятия по душе.
Итак, проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для любого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Проблема пожилого возраста в настоящее время - это проблема современной формы цивилизации, в которой не существует адекватных современным условиям социально-организованных форм социализации пожилых людей.
Проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным. Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Было выявлено, что осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.
Главная трудность пенсионера заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.[22, c.121]
Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому.
Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.
В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще всего заканчивается женским одиночеством.
Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома.
Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.[22, c.131]
В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.[11, c.118]
Система социального обслуживания пенсионеров – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики. Существующие законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи.
Специальные исследования подтверждают, что мысли о скорой и неизбежной смерти, так или иначе, присутствуют в сознании каждого, кому за 60, как сверхценные переживания. Это объясняется тем, что с возрастом соответствующим образом изменяется психологическая защита человека, с которой он рождается и в программу которой входит и сознание собственной смерти. Психологическая защита помогает смертнику и неизлечимому больному справляться с мыслями о неизбежной смерти, которые поэтому никогда не доходят до сверхценных переживаний.
Долголетие и психическое здоровье. За крайне редким исключением, каждый долгожитель страдает рядом хронических соматических заболеваний (сердечнососудистых, желудочно-кишечных, гинекологических, урологических, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и др.). Если оставить в стороне заболевания, связанные с центральной нервной системой, то уже этого достаточно, чтобы причислить большинство престарелых людей к категории «пограничных» больных. Из этого следует, что они нуждаются в наблюдении и лечебной коррекции у психиатра или психотерапевта. Психоделическая психотерапия — это «моральная» подготовка пожилого человека к смерти, это тоже пока что раздел психиатрии. Дело в том, что даже одно хроническое заболевание (неважно, в каком возрасте оно приобретается) приводит к так называемым «неврозоподобным состояниям». и к болезненной деформации характера, вплоть до психопатии. Эти явления старости изучает особый раздел геронтологии.
Особое место занимают и проблемы гериатрии (занимающейся психическими заболеваниями позднего возраста), хотя провести четкую грань между геронтологией и гериатрией невозможно.
Каждый пожилой человек проживает непростую жизнь (трудно представить человека, который дожил бы до 60 лет, не испытав ни страданий, ни стрессов). Однако в особенно тяжком положении находятся пожилые люди в современной России, пережившие целый ряд глобальных социальных катаклизмов. Самое страшное для человека (после утраты иллюзий юности) — пережить крах всех своих внутренних ценностей, потерять все то, на что ориентировался. Ценностно переориентироваться, то есть принять ценности капиталистического мира, пожилые люди не могут. Таким образом, они представляют собой огромную армию социопатов.
Характер пожилого человека деформируется уже в силу старения. Эта деформация представляет собой достаточно сложный процесс (как человек жил, так он и стареет). До поры до времени все работающие (неважно, в какой области социальной занятости) сохраняют черты характера, имеющие наследственное происхождение. С возрастом появляется профессиональная деформация характера, так называемая акцентуация определенных черт характера - мнительности, вспыльчивости, ранимости, тревожности, педантичности, обидчивости, эмоциональной лабильности, истеричности, замкнутости, истощаемости, придирчивости, несправедливых оценок своих поступков и поступков окружающих, реактивный регресс умственных способностей, стереотипно повторяющийся в «ранимых ситуациях», и т.п.
А если пожилому человеку пришлось еще похоронить родных и близких, в особенности своих детей или супруга, вряд ли его психика и характер могут остаться «нормальными». Особое место, безусловно, занимает проблема одинокой старости. Изменение в психике одиноких людей не укладывается ни в какие синдромы, по причине уникальности и полиморфности своей в каждом конкретном случае. И тем не менее, ни «клинической», ни «геронтологической», ни «социальной» нормой состояние одиноких стариков назвать нельзя.
Здесь следует назвать еще две категории престарелых граждан, каждая из которых, в силу своих социально-медицинских особенностей, выделяется в особый ряд. Во-первых, это состарившиеся инвалиды (получив инвалидность в молодости или в зрелые годы, тем не менее были ранее хорошо адаптированы: имели семьи, детей, работу и т.д.). Во-вторых, это лица, получившие инвалидность в престарелом возрасте. Психика пожилых людей весьма своеобразна, с набором различных характерологических, аффективно-эмоциональных и интеллектуальных особенностей, которые (в зависимости от специалиста — психиатра, психолога, занимающегося реабилитацией, или социального медика) не укладываются в существующие профессиональные шаблоны. Здесь, как нигде, требуется индивидуальный подход.[18, c.106]
Долгожитель и его семья — одна из актуальнейших проблем нашего общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами, направленными на укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей степени — медицинскими путями. Появившиеся в нашей стране хосписы для долгожителей пока демонстрируют полнейшую беспомощность, поскольку, выражая хорошую идею, они требуют, во-первых, изрядных денег, а во-вторых, иной, чем на Западе, концепции. В европейских странах, за исключением Италии и Испании, давно сложилась традиция жить отдельно от родителей. Эта же традиция в США и Канаде. В Израиле живут и порознь, и как в России, где родители до сих пор чаще живут с одним из детей, то есть одной семьей. «Свой дом» — понятие чрезвычайно разное для европейца и для русского: для европейца — это дом, где родились его дети; для русского (точно так же, как для итальянца и испанца) — это дом, где родился он сам. Хоспис для европейца — нормальное переселение его родителей в нормальные (хорошо оплачиваемые) условия. Хоспис для нашего русского современника хуже дома для престарелых, ибо это промежуточный перед кладбищем этап.
В перестроечное время в нашей стране начали появляться всяческие фонды здоровья и милосердия, взявшие на себя часть забот по уходу за пожилыми людьми.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи.
Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.
Важным условием социальной реабилитации инвалидов и престарелых в современный период перехода к рыночным отношениям становится поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий.
Одной из эффективных мер социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов является их трудовая занятость.
В условиях перехода к рыночным отношениям резко обострились проблемы инвалидов, связанные с их трудоустройством. Законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на решение проблем трудовой занятости инвалидов. Среди них: развитие сети специализированных предприятий общества инвалидов, совмещенных со службами медицинского обеспечения и реабилитационного процесса; трудоустройство инвалидов на условиях сокращенного рабочего дня или недели, предоставление дополнительных перерывов в работе; расширение возможностей трудовой деятельности – индивидуальной, по месту проживания и т.д.
2.3. Пути решения проблем пожилых людей
Рассмотрим, как справляются с трудностями проблем пожилых людей в Хабаровском крае. Для этого администрацией края была разработана краевая целевая программа «Социальная защита пожилых людей». Аптека ГУЗ КДУ «Вивея» приняла активное участие в социальной программе «Социальная защита пожилых людей».[7]
Данная программа предполагает:
1. Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей в пределах норм и порядке, установленных Правительством Российской Федерации для реабилитированных граждан пожилого возраста, граждан из числа уволенных в запас военнослужащих по призыву, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике (далее - участники боевых действий в Чечне, уволенные в запас);
2. Бесплатное диспансерное обследование, бесплатным диспансерный осмотр, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики) в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, бесплатное обеспечение путевками в бальнеологическую больницу "Аннинские воды";
3. Приобретение предметов и аппаратуры реабилитации для использования в быту;
4. 50-процентная скидка по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для его доставки для пожилых граждан, имеющих общин трудовой стаж: для женщин - 35 лет, мужчин - 40 лет; одиноких престарелых граждан и супружеских пар старше 80 лет; малообеспеченных ветеранов боевых действий на территориях других государств из числа граждан, уволенных в запас;
5. Освобождение от оплаты жилья независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг для трудоспособных членов семей, проживающих совместно с Героями Социалистического Труда;
6. 50-процентная скидка в оплате жилья (в пределах социальной нормы площади жилья) в государственном и муниципальном жилищном фонде и 50-процентная скидка в оплате за пользование коммунальными услугами независимо от принадлежности жилищного фонда (водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления, подвоз воды) для пожилых граждан, имеющих общий трудовой стаж: для женщин - 35 лет, мужчин - 40 лет; одиноких престарелых граждан и супружеских пар старше 80 лет;
7. 50-процентная скидка в оплате жилья (в пределах социальной нормы площади жилья) в домах государственного и муниципального жилищного фонда и 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления) независимо от принадлежности жилищного фонда;
8. 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления) независимо от принадлежности жилищного фонда малообеспеченным ветеранам боевых действий на территориях других государств из числа граждан, уволенных в запас;
9. 50-процентная скидка по оплате за пользование домашним телефоном, радио и антенной для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий из числа пенсионеров пожилого возраста; пожилых граждан, имеющих общий трудовой стаж: для женщин - 35 лет, мужчин - 40 лет; одиноких престарелых граждан и супружеских пар старше 80 лет; малообеспеченных ветеранов боевых действий па территориях других государств из числа граждан, уволенных в запас;
10. 50-процентная скидка на оплату за установку телефона;
11. Бесплатная оборудование жилья средствами вневедомственной охранной сигнализации и радио для Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы;
12. Бесплатный проезд в любом городе и районе края независимо от места жительства на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта (за исключением такси и специальных маршрутов), автомобильного транспорта (за исключением такси) пригородного и междугородного внутрирайонного сообщения, а также бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения (при их отсутствии - междугородного сообщения) для участников боевых действий в Чечне, уволенных в запас; тружеников тыла;
13. Бесплатный проезд на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта (за исключением такси и специальных маршрутов) для пенсионеров пожилого возраста;
14. 50% скидка по оплате проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения не более 18 поездок в месяц с 1 мая по 1 ноября для пенсионеров пожилого возраста, проживающих в городской местности;
15. Бесплатный проезд не более 10 поездок в месяц на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного внутрирайонного сообщения в пределах административного района проживания в течение года - для пенсионеров пожилого возраста, проживающих в сельской местности;
16. 50-процентная скидка по оплате проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения (при их отсутствии - междугородного сообщения) не более 18 поездок: в период с 1 мая по 1 ноября для пенсионеров пожилого возраста, в течение года - для пенсионеров пожилого возраста, проживающих в сельской местности;
17. Бесплатный проезд (туда и обратно) на водном транспорте в период с 1 мая по 1 ноября для лиц, проживающих в п. Победа, Новокуровка, Улика-Национальная, Ивановцы, Пасека, Хаил Хабаровского района один раз в месяц по социальным нуждам;
18. Льготный проезд на лечение в бальнеологическую больницу "Аннинские воды" воздушным транспортом в период с 1 ноября по 1 мая для малообеспеченных пенсионеров пожилого возраста;
19. Льготный проезд на пассажирских поездах дальнего сообщения (при отсутствии пригородного сообщения) по социальным нуждам - для ветеранов войны и труда; малообеспеченных пенсионеров пожилого возраста;
20. Оказание помощи в виде денежных выплат: пособие по нуждаемости нетрудоспособным гражданам из числа неработающих пожилых граждан и детей из бедных семей, денежного пособия малообеспеченным семьям военнослужащих, погибшим в Афганистане, Чечне, Таджикистане, единовременная материальная помощь гражданам из числа бедных семей;
21. Персональные надбавки к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ" для неработающих пенсионеров;
22. Другие виды помощи, предусмотренные мероприятиями по преодолению бедности и оказанию адресной социальной помощи малоимущим слоям населения за счет средств отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю, фонда социального страхования, краевого фонда занятости населения и других источников.
Программа предусматривает оказание адресной социальной помощи в виде льгот, услуг, социальных выплат при соблюдении двух условий. Первое - с учетом соотношения среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума на одного члена семьи, второе - без учета среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума на одного члена семьи получателя.
На территории края предоставляются без учета дохода получателя (семьи получателя) льготы и услуги, установленные федеральным законодательством, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территориях других государств и приравненным к ним лицам, ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, ветеранам боевых действий на территориях других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств и приравненным к ним лицам, ветеранам труда при выходе на пенсию, ветеранам военной службы, достигшим возраста, дающего право на пенсию по старости, инвалидам всех групп и категорий, семьям, имеющим детей-инвалидов; многодетным семьям, другим категориям граждан, имеющим право на льготы в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Основные мероприятия программы:
· мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности пожилых граждан (обеспечение правовой защиты, охрана здоровья поддержание жизнеспособности и активности, предоставление услуг, льгот, оказание адресной социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством);
· мероприятия по созданию и улучшению условий функционирования краевых и муниципальных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых граждан;
· мероприятия по усилению дифференцированной адресной социальной помощи нуждающимся гражданам на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;
· совершенствование статистической базы, информатизация проблем малообеспеченных граждан, кадровое обеспечение и информационная деятельность.
Основные исполнители программы:
Департамент социальной защиты населения администрации края, комитеты, департаменты и управления администрации края: по социальным вопросам, по строительству, по культуре и искусству, по государственной статистике, по физкультуре, спорту и туризму, по труду, финансов, здравоохранения, торговли и питания, службы занятости населения по Хабаровскому краю, управления внутренних дел; органы социальной защиты населения края; органы местного самоуправления муниципальных образований; Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования; отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю; региональный фонд социального страхования; управление федерального казначейства по Хабаровскому краю; ТПП "Фармация"; ГУЗ КДУ «Вивея», ОАО "Электрическая связь"; ТК "Востоктелеком"; АО "Хабаровскэнерго"; Управление Дальневосточной железной дороги; ОАО "Амурское речное пароходство"; "Речной порт" и другие предприятия.
Объемы и источники финансирования:
утверждаются ежегодно; финансирование осуществляется в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
Осуществление социальной поддержки пожилых граждан с учетом современной демографической и социально - экономической ситуации; развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление адресной социальной помощи, услуг и льгот.
Организация контроля за исполнением программы:
Координатором по организации контроля является Департамент социальной защиты населения администрации края; отчет об исполнении настоящей Программы предоставляется одновременно с отчетом об исполнении бюджета края в сроки, установленные главой администрации края; периодичность отчетности: за 6 месяцев, за 9 месяцев, годовая по отдельным направлениям расходования средств - месячная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зачастую заботу о людях третьего поколения сводят, хотя к важным, но не единственным проблемам: лекарствам, размер пенсии и т.п. Но жизнь гораздо сложнее и у пожилых людей она тоже может и должна быть богаче и разнообразнее. Один писатель назвал старость важной, тонкой, нежной и прекрасной порой. Будет ли жизнь такой, зависит и от пожилых людей и от их окружения, и от деятельности служб социальной помощи и защиты.
Решение проблем обусловленных пожилым возрастом, возможно только при взаимопонимании, сотрудничестве и взаимообогащении науки и практики.
Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:
- подчас неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;
- явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;
- недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;
- социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.
Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.
Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.
Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.
Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности. Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбитражный процессуальный Кодекс РФ
2. Конституция Российской Федерации. - М.: ДиС, 1993.
3. Федеральный закон РФ от 10.12.95г. №195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
4. Федеральный закон РФ от 17.05.95г. №122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
5. Федеральный закон РФ от 24.11.95г. N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 12.01.95г. N5 "О ветеранах".
7. Комплексная программа мер социальной защиты жителей Хабаровска на 2006г. - Хабаровск-2005г.
8. Букин С.С., Чернов Д.В. Соцзащита: помощь новосибирцам в годы реформ Новосибирск 2003.- 422 с.
9. Гуманизм на практике - опыт работы ЦСО "Раменки" - МГСУ, ЦСО "Раменки"-М, 2002 – 431 с.
10. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - М., 2002 – 341 с.
11. Жуков В.И. Реформы в России. - М.: Союз, 2002 – 422 с.
12. История социальной работы в России/ Энциклопедия социального образования. т.VI/ Под ред.Жукова В.И.. - М,2002 – 693 с.
13. Настольная книга специалиста - Социальная работа с пожилыми. - М., 2003 – 461 с.
14. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа". – М.: Инфра-М, 2002 – 255 с.
15. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы\\ Научно-теоретический сборник. – 2004. - № 3 . – С. 34 - 45
16. Российская энциклопедия социальной работы. - М., 2003 – 588 с.
17. Социальное обеспечение. – 2004. - №1. – С. 14 – 20
18. Социальная работа с пожилыми. - М.: Институт социальной работы 2002. – 433 с.
19. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., 2002 – 378 с.
20. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М: Изд. – Союз, 2004. – 411 с.
21. Теория и практика социальной работы \Под ред. Холостовой Е.И.. – М., 2003. – 362 с.
22. Уход за престарелыми на дому. Пособие для патронажных работников. – М., 2002 – 212 с.
23. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. – М., 2002 – 324 с.
24.
Отраслевой
стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации)
лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения",
утвержденный Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (зарегистрировано в
Минюсте РФ 17 марта
25. Приказ N43 РФ от 4.03.03 № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализаций) ЛС в аптечных организациях. Основные положения»